Научная статья на тему 'Культурное пространство республики Бурятия как полиэтнический регион'

Культурное пространство республики Бурятия как полиэтнический регион Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
425
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА / ТЕРРИТОРИЯ / ЭТНОС / CULTURE / CULTURAL SPACE / CULTURAL TRADITIONS / NATIONAL VALUES / SPACE / MULTI-ETHNIC REGION / REGION / REPUBLIC / TERRITORY / ETHNOS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гудкова Ирина Николаевна

Рассматривается культурное пространство Республики Бурятия, представляющее целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность полиэтнического региона. Бурятия - это особое, уникальное культурное пространство, которое демонстрирует одну из моделей интеграции этнических сообществ. Природно-географическая составляющая, влияющая на развитие культуры, социально-историческая - позволяющая проследить историю заселения и освоения региона, наконец, рассмотрение культур отдельных этнических сообществ в полиэтническом регионе, процессы взаимодействия между культурами различных этносов - набор элементов, структурирующих культурное пространство республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Space of Buryatiya as a Multi-Ethnic Region

The article discusses the cultural space of the Republic Buryatiya as a holistic systemic phenomenon, which expresses the essence of the cultural -ethnic region. Buryatiya is a special, unique cultural space, which demonstrates one of the models of integration of ethnic communities. The natural and geographical component that influences the development of culture, socio historical component which allows to trace the settlement and development history of the region, finally, consideration of individual cultures of ethnic communities in the multi-ethnic region, the processes of interaction between cultures of different ethnic groups comprise a set of elements that structure the cultural space of the country

Текст научной работы на тему «Культурное пространство республики Бурятия как полиэтнический регион»

Культурология

УДК 008 (571.54)

Гудкова Ирина Николаевна Irina Gudkova

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН

CULTURAL SPACE OF BURYATIYA AS A MULTI-ETHNIC REGION

Рассматривается культурное пространство Республики Бурятия, представляющее целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность полиэтнического региона. Бурятия — это особое, уникальное культурное пространство, которое демонстрирует одну из моделей интеграции этнических сообществ. Природно-географическая составляющая, влияющая на развитие культуры, социально-историческая — позволяющая проследить историю заселения и освоения региона, наконец, рассмотрение культур отдельных этнических сообществ в полиэтническом регионе, процессы взаимодействия между культурами различных этносов — набор элементов, структурирующих культурное пространство республики

Ключевые слова: культура, культурное пространство, культурные традиции, национальные ценности, пространство, полиэтнический регион, регион, республика, территория, этнос

The article discusses the cultural space of the Republic Buryatiya as a holistic systemic phenomenon, which expresses the essence of the cultural -ethnic region. Buryatiya is a special, unique cultural space, which demonstrates one of the models of integration of ethnic communities. The natural and geographical component that influences the development of culture, socio — historical component which allows to trace the settlement and development history of the region, finally, consideration of individual cultures of ethnic communities in the multi-ethnic region, the processes of interaction between cultures of different ethnic groups comprise a set of elements that structure the cultural space of the country

Key words: culture, cultural space, cultural traditions, national values, space, multi-ethnic region, region, republic, territory, ethnos

Культурное пространство России представляет собой сложную систему, состоящую из множества региональных культурных пространств. В настоящее время роль регионов заметно актуализировалась под влиянием геополитических и социокультурных трансформаций. Нарастание к началу XXI в. глобальных процессов регионализации вызвало настоятельную потреб-

ность в изучении специфики культурного пространства регионов для решения насущных проблем современного и перспективного их развития. Именно регион дает пространственное понимание, определение и положение культуры [4]. Культура существует не вообще и где-то, а в конкретном географическом пространстве и принадлежит конкретным народам, живущим в нем.

Именно в регионах культурные феномены обретают специфику в контексте конкретного пространственно-временного континуума, который, в свою очередь, формируется под влиянием многих факторов, в том числе географических, лингвистических, социально-исторических, этнических и т.д.

Культурное пространство региона представляет собой хронотоп, т.е. некое пространственно-временное образование, локализованное в пределах данной территории [6]. Оно не есть нечто замкнутое, четко ограниченное, располагающееся вне или отдельно от целого — культурного пространства России, а изоморфно ему. Структурные элементы культурного пространства региона соотносятся с соответствующими элементами культуры общероссийской как особенное с общим, хотя возможны ситуации, когда специфическое в культуре региона не имеет аналогичных образований в культуре страны в целом и представлено только на региональном уровне.

Т.Ф. Ляпкина утверждает, что «культурное пространство региона имеет свою специфику, которую можно определить как предмет культурологического анализа и представить как целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность региона, основанная на взаимосвязи основных детерминант: геополитических и государствообразующих процессов, природно-географических условий, особенностей социальной инфраструктуры, культурных традиций этносов, конфессий» [5].

Проблема изучения культурного пространства имеет междисциплинарный характер, методология и методы его анализа, теоретические конструкции рассматриваются в трудах многих ученых. Понятие широко применяют в социально-гуманитарной области знания и в современных исследованиях культурологического характера, что является показателем, с одной стороны, повышенного интереса к проблематике культурного пространства, с другой стороны, отражает сложность и неоднозначность этого понятия. Чаще всего это понятие отождествляется с пространством культу-

ры и иногда используется в регионалистике для обозначения границ какого-либо территориального образования, например, культурное пространство Республики Бурятия.

Следует отличать категорию «культурное пространство» от таких смежных понятий как «пространство культуры» и «пространство в культуре». «Пространство культуры — в широком смысле слова — ойкумена как совокупность предметов, явлений и процессов «второй природы» или ее отдельных историко-культурных областей. Пространство в культуре — пространство в понимании, представлениях, образах данной культуры» [9].

Мы придерживаемся дефиниции, предлагаемой С.Н. Иконниковой, определяющей «культурное пространство как ценность и национальное достояние... является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Культурное пространство имеет территориальную протяженность, в нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции, городских и сельских поселений» [2].

Культурное пространство крайне неоднородно. Оно складывается из целого ряда подпространств. Можно выделить подпространства культур социума различных уровней: круга взаимодействия по месту жительства, работы, учебы, семьи, города, региона. Оно включает подпространства различных субкультур (молодежной, криминальной, профессиональной и т.п.); разных видов культур ( художественной, религиозной, правовой и пр.) ; действия различных социокультурных институтов (СМИ, музеи, учреждения искусства, библиотеки и т.д.).

Неоднородность культурного пространства определяет многоаспектность его изучения — от рассмотрения культурного пространства как совокупности географического, этнического, образовательного, информационного, художественного и других пространств до признания культурного пространства как всеобъемлющего и сложного понятия, которое тесно связано

с многообразием определений самой культуры. Сущностью культурного пространства является объективно существующий пространственный характер самой культуры. Иначе говоря, культура, развиваясь во времени и пространстве, созидает это самое культурное пространство. Культурное пространство можно рассматривать как возможность и действительность существования и реализации культуры.

В отличие от понятий «культурного пространства» и «культурного пространства региона», достаточно изученных, феномен «культурного пространства полиэтнического региона» рассмотрен недостаточно. В России почти все регионы являются полиэтническими. «В эпоху глобализации как никогда встает вопрос об этническом самоопределении. В связи с этим повысился интерес к исследованиям <...> этнических факторов в общественной жизни» [7]. Этнические, этнокультурные составляющие существенным образом влияют на развитие региона. Важной чертой культурного пространства полиэтнических регионов можно считать устойчивость в духовном и социальном плане, стабильность, позволяющую сохранить культурные традиции. Полиэтнический регион есть «месторазвитие» разнообразных этносов, культур, конфессий, что формирует своеобразие культурного пространства территории [1]. Уникальность полиэтнических регионов выражается в особом, исторически сложившемся смешении разнородных духовных, религиозных, этнокультурных бытовых традиций, устоев и укладов. Здесь складывается особая формация, характеризующаяся взаимодействием западной и восточной цивилизаций, а также укоренением духовных ценностей христианства и буддизма. Таким образом, полиэтнический регион — это регион, на территории которого проживают различные этнические общности, это месторазвитие разнообразных этносов, культур, религий, вероисповеданий. Культурное пространство позволяет рассмотреть культуру полиэтнического региона как союз культур этносов, сформи-

ровавшихся и развивающихся на одном географическом пространстве.

Основываясь на дефинициях «культурное пространство» и «полиэтнический регион» предлагаем следующее определение понятия «культурное пространство полиэтнического региона — это исторически сложившийся синтез этносов, сформировавшихся и развивающихся на одной территории, ограниченной культурными, социальными, экономическими и другими региональными факторами».

Одним из полиэтнических регионов является Республика Бурятия, принадлежащая к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны. Бурятия в общероссийском культурном пространстве является полиэтническим, многоконфессиональным, поликультурным регионом, на территории которого проживают представители различных языковых групп, этнических сообществ. В республике проживают представители различных национальностей: русские, буряты, эвенки, украинцы, татары, (более 100 национальностей); зарегистрировано 188 религиозных организаций различных конфессий и вероисповеданий [8]. Это огромные цифры для маленькой республики, уникальность которой заключается в толерантном отношении жителей друг к другу.

Культурное пространство Бурятии демонстрирует одну из моделей интеграции этносов, населяющих эту территорию не только на основе политических и экономических факторов, но и культурных детерминант — смыслах, ценностях и символах, имеющих национальный характер и образующий своеобразный менталитет жителей этого региона. Это организованное пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая отличает эту территорию от других. Изучение культурного пространства республики, как полиэтнического региона дает возможность понять его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, выявить уникальность и особенность, определить место в культурном пространстве России.

Литература_

1. Балханова Т.Г. Культурное разнообразие и толерантность в Республике Бурятия // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему: матер. IV междунар. симп. (25-26 июня 2009 г.). Улан-Удэ, 2009. С. 25-33.

2. Иконникова С.Н. Культурное пространство как ценность и национальное достояние // История культурологических теорий. 2-е изд. СПб., 2005. С. 35-55.

3. Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему: матер. междунар. симпозиума (25-26 июня 2009 г.). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. 605 с.

4. Ляпкина Т.Ф. Концептуализация культурного простарства региона (на примере Восточной Сибири) // Фундаментальные проблемы культурологии. СПб.: Алетейя, 2008. С. 159-168.

5. Ляпкина Т.Ф. Теоретико-методологические основы исследований культурного пространства региона в социально-гуманитарных дисциплинах / / Культура как ресурс социально-экономического развития: материалы междунар. науч. конф., 1-2 июля 2010 г. (г. Улан-Удэ — оз. Байкал): Байкальские встречи — VII / науч. ред.: Н.Б. Дашиева, И.С. Цыремпилова. Улан-Удэ, 2010. С. 190-202.

6. Назаров В.К. Байкальский регион как культурное пространство: евразийский ракурс // Культура как ресурс социально-экономического развития: материалы междунар. науч. конф., 1-2 июля 2010 г. (г. Улан-Удэ-оз. Байкал): Байкальские встречи — VII. Улан-Удэ, 2010. С. 233-247.

7. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв.: автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2006. 36 с.

8. Хилханов Д.Л. Этничность и социально-экономическая сфера на современном этапе развития (на примере Республки Бурятия) // История и культура народов Сибири, стран центральной и Восточной Азии: Батуевские чтения: матер. III междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. С. 255-262.

9. Цукерман В. С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения // Вестн. Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. № 2(18). С. 49-56.

_References

1. Balhanova T.G. Kulturnoe prostranstvo Vostochnoy Sibiri i Mongolii: otproshlogo k budushhe-mu: mater. IVmezhdunar. simp. (25-26 iyunya 2009 g.). [Cultural Space of Eastern Siberia and Mongolia: from past to future: Mater . IV Intern. Symp . (25-26 June 2009 )]. Ulan -Ude, 2009 . P. 25-33.

2. Ikonnikova S.N. Istoriya kulturologicheskih teoriy. [History of Cultural Studies. 2nd ed]. St. Petersburg, 2005. P. 35-55.

3. Kulturnoe prostranstvo Vostochnoy Sibiri i Mongolii: ot proshlogo k budushhemu: mater. mezhdunar. simpoziuma (25-26 iyunya 2009). [The Cultural Space of Eastern Siberia and Mongolia : from past to future : Mater. Intern. Symposium (June 25-26, 2009)]. Ulan- Ude: Izd.-poligraf. Kompleks FGOU VPO VSGAKI, 2009. 605.

4. Lyapkina T.F. Fundamentalnye problemy kul-turologii. [Fundamental problems of culture study]. St. Petersburg: Aletheia, 2008. P. 159-168.

5. Lyapkina T.F. Kultura kak resurs sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: materialy mezhdunar. nauch. konf., 1-2 iyulya 2010 g. (g. Ulan-Ude — oz. Baikal): Baikalskie vstrechi — VII / nauch. red.: N.B. Dashieva, I.S. Tsyrempilova. [Culture as a resource for social and economic development : Materials of International . Scientific. Conf., 1-2 July 2010 (Ulan-Ude - lake Baikal): Baikal meetings — VII / researcher.. Ed.: NB Dashieva, IS Tsyrempilova]. Ulan-Ude, 2010. P. 190-202.

6. Nazarov V.K. Kultura kak resurs sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: materialy mezhdunar. nauch. konf., 1-2 iyulya 2010 g. (g. Ulan-Ude-oz. Baykal): Baikalskie vstrechi — VII. [Culture as a resource for social and economic development: Materials of International. Scientific. Conf., 1-2 July 2010 (Ulan-Ude -oz. Baikal): Baikal meetings — VII]. Ulan -Ude, 2010. P. 233-247.

7. Sanzheeva L.V. Model mira v traditsionnoy kulture buryat XIX-XX vv.: avtoref. dis. ... d-ra kul-turologii. [Model of the world in the traditional culture of the Buryat XIX-XX centuries.: Abstract. dis. doctor. ... cultural studies]. Moscow, 2006. 36 p.

8. Hilhanov D.L. Batuevskie chteniya: mater. III mezhdunar. nauch. -prakt. konf. [Batuev readings : Mater. III Intern. scientific and practical. Conf. Ulan-Ude: Izd.-poligr. kompleks FGOU VPO VSGAKI, 2007. P.255-262.

9. Tsukerman V.S. Vestn. Chelyab. gos. akad. kultury i iskusstv. [Bulletin of the Chelyabinsk. State Academy of Culture and Arts]. 2009. no 2(18). P. 4956.

10. Цыбденова Б.Ж. Языковая ситуация в республике Бурятия. Улан-Удэ: Изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. 155 с.

Коротко об авторе _

Гудкова И.Н., зам. директора, научная библиотека, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, г. Улан-Удэ, Россия koroleva1277@mail.ru

Научные интересы: культурное пространство полиэтнических регионов, вопросы воспитания межнационального общения, толерантности

10. Tsybdenova B.Zh. Yazykovaya situatsiya v respublike Buryatiya. [The language situation in the Republic Buryatia]. Ulan-Ude: Izd.-poligr. kompleks FGOU VPO VSGAKI, 2008. 155 p.

_ Briefly about the author

I. Gudkova, deputy director, Research Library, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: cultural space of multi-ethnic regions, raising issues of international dialogue and tolerance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.