УДК 379.851
В.В. ВАСИЛЬЕВ
директор АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ», заслуженный работник культуры РФ
Статья поступила 10 марта 2022 г.
КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ИНДИИ
Статья рассматривает значимость социальной проблематики в рамках партнерской культуро-творческой работы художников и меценатов Индии и России, возможные пути формирования у граждан навыков культурного проектирования в сфере событийного туризма через социальные аспекты пленэрно-выставочный деятельности на примере сотрудничества Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, дипломатических структур обеих стран и индийских меценатов в частности. Социально-политические, демографические, экономические и техно-промышленные проблемы современного общества подводят нас к необходимости кардинального пересмотра ряда общественно-педагогических позиций в вопросах экологической пропаганды и культурно-этического воспитания общества, в том числе и через внедрение креативных форм событийного туризма. Проектирование в сфере событийного туризма способствует приобщению к познавательной культуре сознательного эколого-информационного поля, в котором информация становится новым экологическим фактором и действенным инструментом популяризации ответственного устройства общества на основах экологической морали, добродеятель-ного социального сосуществования в социуме.
Сегодня как никогда назрело время перехода от состояния стороннего наблюдения к позиции непосредственного участия в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения сохранности природы, безопасности здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни. И в этом всевозможные креативные способы вовлечения населения в решение данных проблем представляются достаточно перспективным подходом, в особенности, если учитывать многообразие воздействия и влияния на сознание людей разнообразных видов и жанров искусств и, прежде всего, изобразительного искусства как креативного метода привлечения к сотворчеству, к совместному созданию информационных поводов и креативных платформ, стимулирующих развитие событийного туризма.
Ключевые слова: туризм, Индия, пленэр, выставка, экология, проектирование, народная дипломатия, социальная активность, событийный туризм.
VASILIEV Vitaly
Associate Professor Faculty of Business Communications University at the Interparliamentary Assembly of the EurAsEC, Honored Worker of Culture of the Russian Federation.
CULTURAL DESIGN IN THE SPHERE OF EVENT TOURISM IN INDIA
The article considers the importance of social issues within the framework of the partnership cultural and creative work of artists and patrons of India and Russia, possible ways of developing cultural design
skills in the field of event tourism among citizens through the social aspects of plein air and exhibition activities on the example of cooperation between the St. Petersburg Center for Humanitarian Programs, diplomatic structures both countries and Indian patrons in particular. Socio-political, demographic, economic and techno-industrial problems of modern society lead us to the need for a radical revision of a number of socio-pedagogical positions in matters of environmental propaganda and cultural and ethical education of society, including through the design and implementation of creative forms of event tourism. Methods that promote familiarization with the cognitive culture of the environmental information field, in which information becomes both a new environmental factor, as well as an effective tool for popularizing the responsible structure of society on the basis of environmental morality, virtuous social coexistence in society.
Today, more than ever, the time has come to move from a state of third-party observation to a position of direct participation in real life situations in order to ensure the preservation of nature, health safety, environmental quality and ecological quality of life. And in this, all sorts of creative ways to involve the population in solving these problems seem to be quite a promising approach, especially if we take into account the diversity of the impact and influence on the consciousness ofpeople of various types and genres of art, and, above all, fine arts, as a creative method of attracting to co-creation, to joint creation of informational occasions and creative platforms stimulating the development of event tourism.
Keywords: tourism, India, plein air, exhibition, ecology, design, public diplomacy, social activity, event tourism.
Есть основания полагать, что весьма эффективным способом широкого общественного воспитания могут быть аккордные проектные действия, в том числе в культуро-творческой форме, эксплуатирующие доступные широкому пониманию средства вхождения в мир художественной деятельности и общественных ценностей. Действия, побуждающие к личностному самоопределению, требующие оценки своих собственных возможностей по участию в решении данных проблем, призывающие к исполнению правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов, соблюдению норм экологии бытового социума, нравственных категорий экологической этики.
Посредством организации пленэров, выставок, мастер-классов и духовно-просветительских бесед, регулярно устраиваемых экскурсий и историко-краеведческих семинаров, в своих партнерских проектах, реализуемых на основе долгосрочного договора о сотрудничестве в гуманитарной сфере, Союз художников России и Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ пытаются сплотить вокруг своих проектов мастеров изобразительных искусств Индии и России, с тем, чтобы обратить внимание общественности на проблемы духовно-нравственного оздоровления общества, а также необходимость возрождения и сбере-
жение уникальных памятников истории и мировой культуры.
Такие культурные акции, как художественная выставка «Храмы Духа. Индия-Россия» в Посольстве Индии в Москве и в Санкт-Петербургском ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов», проведение серии выставок «Открывая Россию» в музеях и выставочных центрах Нью-Дели и штата Ра-джастан, устройство нескольких акций Международного научно-практического пленэра «Арт-Экспедиция. Гималаи» и многие другие культурные мероприятия, несомненно, не только могут служить примером творческого подхода к установлению партнерских отношений в корпоративных интересах художественной интеллигенции наших стран, но и играют важную роль в укреплении позиций народной дипломатии, служат укреплению дружбы и взаимопонимания.
Индия и Россия - давние партнеры, которых связывают крепкие отношения дружбы, взаимного уважения и симпатии. Особый интерес народов России и Индии всегда проявлялся к культуре и духовному наследию наших народов. Очередным доказательством того можно считать огромный успех фестиваля Индии в России, посвященный 70-летию установления дипломатических отношений, проходивший в 22 городах нашей страны, а также фестиваль русской культуры, который охватывал многие города Индии.
В рамках юбилея и благодаря личному участию Посла РФ в Индии Н.Р.Кудашева, а также при активной помощи руководителей представительства Россотрудничества в Индии директора РЦНК в Нью-Дели Ф. А. Розовского, директора РЦНК в Ченнаи М. Ю. Горбатова и директора РЦНК в Мумбаи В.В. Дементьева, в 2017 году АНО «Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ» подготовил ряд мероприятий: три выставочных проекта в рамках Международной программы «Русская Атлантида-2017»; презентация пленэрно-выставочных проектов на территории России для индийских художников; обеспечение участия российских кинодокументалистов в XII кинофестивале «Art and Artist» в Бхубанешваре (Индия); подготовка к участию известных индийских художников Сурджит Акре и Джатина Даса в пленэрах на территории России, и, наконец, осуществление деловой поездки в Наггар, для проработки и подготовки проекта Арт-экспедиция «По страницам «Живой Этики», посвященного 90-летию основания Института «Урусвати».
Далее, по договоренности с российским куратором Международного Мемориального Треста Рерихов (Наггар, Индия) Л.В. Сурги-ной, в рамках проекта «Арт-экспедиция. Гималаи» с 12 апреля по 1 мая 2018 г. мы провели пленэрную и научно-практическую экс-
педицию для двадцати россииских художников в рамках проекта «По страницам «Живой Этики» с целью изучения творческого наследия Рерихов, по результатам которой устроили итоговую выставку пленэрных работ российских живописцев в самом мемориальном комплексе, а затем с 1 по 30 мая 2018 г. в Международном культурном центре в Нью-Дели.
Важно учесть, что реальным результатом проекта «По страницам «Живой Этики» являлось и то, что во время работы в Центре Рерихов художники оставили в дар принимающей стороне более 40 живописных полотен, которые вошли в музейный фонд, а некоторые могут быть проданы на благотворительном аукционе, средства от которого возможно употребить для укрепления и развития материальной базы Института гималайских исследований «Урусвати». Такое деловое вспомоществование тоже очень ценно и полезно для укрепления и развития партнерства обеих сторон.
В 2019 году работа в Центре Рерихов была повторена.
Как и год назад, основные программные мероприятия проекта были приурочены к дате подписания международного договора о защите культурного наследия, более известного как «Пакт Рериха».
Рисунок 1. - Церемония открытия арт-экспедиции в Мемориальной усадьбе Рерихов
(Наггар, Индия).
Примечание - В инаугурации принимают участие представители дипломатического корпуса, Посол РФ в Индии Николай Кудашев, куратор Треста Рерихов Лариса Сургина. Священную лампу дийя зажигает руководитель проекта Виталий Васильев.
Документ был ратифицирован 15 апреля 1935 г. руководителями 21 государства американского континента как Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».
Впоследствии многие общественные организаций выступили с инициативой отмечать день подписания Пакта как «Международный день культуры», и теперь во многих городах России и всего мира 15 апреля проводятся церемонии торжественного поднятия Знамени Мира как символа важнейшей гуманистической инициативы.
Сам договор впервые получил международную огласку в 1929 году, когда Николай Константинович Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект документа, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Таким образом, мы отметили 90-летие явления на свет столь важного послания человечеству, приобретшего всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности.
Уже на самом начальном этапе документ был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом. В поддержку Пакта Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта Рериха. Однако в Российской Федерации до сих пор договор так и не имеет юридического статуса, хотя фактически уже с 1995 года в некоторых городах нашей страны регулярно отмечается Международный день культуры, а с декабря 2008 года по инициативе российских общественных организаций и деятелей культуры Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирного дня культуры под Знаменем Мира.
Международный пленэрно-выставочный проект «Арт-экспедиция. Гималаи» был сосредоточен на нескольких целеполаганиях. Так, и привязка к дате подписания Пакта Рериха - это попытка особым способом подчеркнуть нашу приверженность идеям Николая Рериха, великого русского художника и гражданина, всю свою жизнь посвятившего изучению и сбережению памятников мировой культуры. Паломничество наших худож-
ников в мемориальную усадьбу семьи Рерихов, в места, отмеченные особой атмосферой творчества и философской сакральности -это также очень ценный смысл проекта «Арт-экспедиция», который, как мы убедились, нашёл глубокое отражение в художнических результатах на холстах наших живописцев. Неповторимая природная красота Гималаев, величественные снежные вершины, реликтовые леса, нескончаемый гомон птиц и завораживающая палитра красок горных склонов - это именно та натура, которая когда-то вдохновляла на творчество и самих Рерихов. Работая над данной программой мы были вовлечены в важную просветительскую задачу, охватившую большую аудиторию в Индии и России, и, самое главное, она не оставила равнодушными и наших мастеров кисти и холста, для которых участие в проекте обозначило переход в новое творческое состояние, наполненное уникальным духовным и художественным опытом.
Благодаря наработанным деловым контактам в процессе работы над проектами 20172018 г.г., уже зимой 2018-2019 годов состоялся новый, более развёрнутый по количеству участников и географии мероприятий проект - «Открывая Россию-2019», который проходил в нескольких городах Раджастана, Западной Бенгалии и, конечно же, в столице Индии - Нью-Дели.
Более того, проект вышел на новый уровень: теперь к официальным институциям, поддерживающим культурные мероприятия АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» и Союза художников России, подключились индийские соорганизато-ры - директор компании «Untitled Creations Pvt.Ltd» Аакшат Сингха (Aakshat Sinha) и компания «Shryansy Art International» во главе с её директором Шрианси Ману (Shryansy Manu).
В каждом городе проект был поддержан партнерами на местах, которые выступили в качестве кураторов и спонсоров; это г-н Сунил Кумар Рампурия (Sunil Kumar Rampuria), г-н Шайлендра Девра (Shailendra Devra), д-р Сурендра Сони (Surendra Soni), г-н Хансрадж Кумават (Hansraj Kumawat), г-н Ракеш Шарма (Rakesh Sharma), г-н Амит Та-кур (Amir Thakur), г-н Бишну Майти (Bisnu Maity), г-н Сатья Сэи Мотабака (Satya Sai Mothabaka) и другие.
Рисунок 2. - Участники Международного пленэрно-выставочного проекта «Арт-экспедиция.
Гималаи-2019»
Выставочные площади для экспонирования работ были предоставлены администрациями и руководством музеев, галерей современного искусства, отелей, таких как Галерея изящных искусств «Арпана» («Arpana Fine Arts Gallery») в Нью-Дели, галерея отеля «Дворец Лакшми Нивас» (Laxmi Niwas Palace) в Биканере, музей Джайпура «Городской Дворец» (Special Exhibition Gallery of Museum «City Palace»), отель ИТС «Раджпу-тана» (ITC Rajputana) в Джайпуре, галерея современного искусства «Лалит Кала Акаде-ми» в Коте (Lalit Kala Akademi in Kota).
Программа проекта «Открывая Россию-2019» в каждом городе состояла из серии мероприятий, представляя собой череду событий: выставки, презентации, пресс-конференции, деловые встречи с руководителями галерей и музеев, академические визиты к администрации учебных учреждений, встречи с преподавателями творческих вузов, мастер-классы для студентов университетов и колледжей, участие в арт-фестивалях в качестве почётных гостей, посещение творческих мастерских и общение с художниками. Всего состоялось пять выставок, восемь пресс-конференций и интервью с журналистами, тринадцать деловых встреч и академических визитов, шесть мастер-классов и презентаций для студентов и школьников, восемь встреч в мастерских художников.
Программа имела весьма широкий резонанс в СМИ Индостана, в том числе благодаря личному участию в событиях Посла РФ в Индии Н.Р.Кудашева.
«Для того чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить такие ничтожнейшие создания, как мы сами. И человек, стремящийся к этому, не может позволить себе устраниться от какой бы то ни было сферы жизни», - это афористическое выражение философа, индийского политического и общественного деятеля Махатмы Ганди как нельзя более точно выражает нынешнюю ситуацию, сложившуюся в мире в отношении проблем всей нашей цивилизации [1, с. 471]. Социально-политические, демографические, экономические и техно-промышленные проблемы современного общества подводят нас к необходимости кардинального пересмотра ряда общественно-педагогических позиций в вопросах экологической пропаганды и культурно-этического воспитания общества. С пониманием этой проблемы мы и взялись за реализацию нового социального культурно-творческого проекта "Арт-Эко.19-20", который придал нашей работе более важное, с точки зрения социально-политического наполнения, смысловое содержание, весьма актуальное для народов наших двух стран, Индии и России.
Embassy of the Russian Federation in India Embassy of Republic of India in Russia Saint Petersburg Center for Humanitarian Programs Russian Center of science and Culture in New Delhi Union of Artists of Russia
» s h m ©
Russia-2019 Россию-2019
International Art-Symposium ■ | « Международный Арг-Симпоаиум
Рисунок 3 - Плакат Арт-симпозиума «Открывая Россию-2019»
Аурелио Печчеи, первый президент Римского клуба, пишет: «Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Более того, это единственный вид живых существ, способный справиться с такого рода мутациями, ибо именно он является сейчас главным фактором всех изменений на Земле» [2, с. 1]. Возникает острая необходимость расширения средств и способов укрепления основ экологической образованности, экологического мышления, внедрения в общественное сознание экологически ориентированных рефлексивно-оценочных эталонов. «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы; их при желании можно восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас Природу, но и самих себя», - не без оснований утверждал известный западногерманский зоолог и путешественник, писатель-натуралист, директор Франкфуртского зоопарка Бернхард Гржимек (1909-1987) [3, с. 3].
Весьма эффективным способом широкого общественного воспитания могут быть используемые нами аккордные проектные действия, в том числе в фестивальной форме, эксплуатирующие доступные широкому пониманию средства вхождения в мир экологи-
ческой культуры и общественных ценностей. «Долг каждого - попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести свой, пусть маленький, пусть скромный вклад», - так призывал к борьбе за экологию выдающийся английский натуралист Даррелл Джеральд Малкольм (1925-1995) [4, с. 60]. Сегодня, как никогда назрело время перехода от состояния стороннего наблюдения к позиции непосредственного участия в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения сохранности природы, безопасности здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни. И в этом всевозможные креативные способы вовлечения населения в решение данных проблем представляются достаточно перспективным подходом, в особенности, если учитывать многообразие воздействия и влияния на сознание людей разнообразных видов и жанров искусств, и, прежде всего, изобразительных искусств.
В процессе поиска новых форм социальной активности и родилась идея устройства Международного социально-культурного проекта «Арт-Эко.19-20», как специфической публичной платформы, служащей привлечению широкого общественного внимания к проблемам экологии через формы событийного туризма с использованием жанровых возможностей арт-фестиваля.
Международный социально-культурный проект «Арт-Эко.19-20» объединил творческие усилия АНО «Санкт-Петербургский
центр гуманитарных программ», в совокупности с деловой лептой Университета при межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС и партнерской компании «Shryansy Art International» (Джайпур, шт.Раджастан, Индия). Основная его цель - это продвижение идей и форм социокультурной деятельности, направленных на улучшения состояния урбо-экосистемы природно-техногенного комплекса взаимосвязанных обменом вещества и энергии автономных живых организмов, создающих городскую среду жизни человека, отвечающую его биологическим, психологическим, этническим, трудовым, экономическим и социальным потребностям. Для выполнения данной задачи следует обратить особое внимание человека на бережное отношение к невосполняемым природным ресурсам, к вопросам повышения культуры содержания зон отдыха, культурно-исторических объектов и мемориальных памятников. Участники проекта должны в разных жанровых выражениях показать своими работами, что бережное отношение к зонам собственного обитания и жизненным ресурсам должно привести к улучшению жизни людей, к установлению норм и правил поведения населения в гармонии с природой. Немаловажная задача проекта - вовлечение творческой молодежи в социально-ответственную деятельность, расширение художественных тем, форм и способов укрепления гражданской ответственности, повышение экологической культуры и уровня сопричастности молодого поколения к задачам сохранения природы и окружающей среды.
Следующим этапом Международного социально-культурного проекта «Арт-Эко.19-20» стал сложный каскад пленэрно-выставочных мероприятий, устраиваемых в Индии. Программа проекта заслуживает отдельного внимания: 100 дней работы проекта, 18 стран участников, 75 художников, 13 индийских городов, вовлеченных в проект, не считая специальных марш-бросков по наиболее привлекательным для художников населённым пунктам и историко-культурным объектам, располагающимся на территории пяти штатов Индии. Изначально проект задумывался в многосложной форме, предполагающей организацию и проведение большого количества пресс-конференций, творческих встреч, мастер-классов для учащихся
школ и художественных профессиональных учебных заведений Индии, итоговых пленэрных показов по результатам пленэров, а также специальные отчетные выставки по итогам работы всего проекта в разных городах Индостана. Основной целью всей этой работы является декларация, пропаганда и содействие улучшению состояния среды обитания, повышение культуры содержания зон отдыха, культурно-исторических объектов и мемориальных памятников. Рабочие места для пленэрной работы подбирались с особой тщательностью, чтобы они, с одной стороны, были эффектными и привлекательными объектами для художнической работы живописцев, и в то же время нуждались в волонтёрской помощи по уборке территорий. К сожалению, даже особо значимые с точки зрения культурной ценности архитектурные ансамбли в Индии не всегда содержатся в достойном виде, особенно в городах мало вовлеченных в туристические маршруты. Как было оговорено организаторами от Индии и России, привлекаемые из самых разных стран художники и индийская студенческая молодежь сначала в присутствии СМИ включаются в работу по очистке территории, пакетируют мусор, грузят его на машины. А уже после этого живописцы, которые тоже принимают посильное участие в данной работе, когда эстетика окружающей среды становится по настоящему привлекательной для мастеров кисти и холста, пишут свои картины. Внимание журналистов к таким акционным затеям было всегда повышенным. Сам факт, что белый человек, приехавший из другой страны, занимается грязной работой - это само по себе уже вызывало недоуменный интерес у местных жителей, в кастовом сознании которых такие эпатажные действия порой не находили понимания. И в то же время, хочется надеяться, что такое уважительное отношение приезжих к историческим объектам Индии должно сыграть определенную роль, всколыхнуть сознание горожан, которые сами довели до столь плачевного состояния территорию мемориальных комплексов и отдельных памятников. Тому подтверждением может быть тот факт, что Международный социально-культурный проект «Арт-Эко.19-20» получил моральную и практическую поддержку от местных муниципалитетов и общественных организаций в каждом городе общего проектного маршрута - Адж-
мир, Барода, Биканер, Бунди, Бхилвара, Да-хану, Дехрадун, Джодхпур, Джайпур, Кота, Нью-Дели, Сапутара, Удайпур, а также проходит при участии Индийской Национальной Лалит Кала Академии, компании «Индий-Туризм», Лалит Кала Академии Раджастхана и головного офиса «Раджастхан-Туризм». В каждом из перечисленных городов впоследствии состоялись выставки пленэрных работ, пресс-конференции, горячие дискуссии по проблемам экологии и сохранности памятников культуры. Таким образом, нами решалась весьма важная задача привлечения внимания широкой общественности к вопросам бережного отношения граждан к зонам собственного обитания, соблюдению норм экологического поведения человека в культурной среде. К участию в проекте были привлечены художники из 18 стран мира, в том числе 48 человек из 19 городов России (Владивосток, Владимир, Волгоград, Дедовск, Дубна, Екатеринбург, Калуга, Коломна, Кострома, Краснодар, Лесозаводск, Москва, Орехово-Зуево Санкт-Петербург, Самара, Смоленск, Ставрополь, Тольятти, Хабаровск).
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность», - говорил Махатма Ганди. Взаимодействие общества и природы - очень сложный социальный блок, глубоко затрагиваю-
щий политический, социально-
экономический и нравственный аспекты жизни общества. Пресловутая глобализация, формирование государственно-
монополистической экологической политики на всей планете - это и есть главная причина дисбаланса в законодательно-правовых и нормативных сферах, регулирующих работу правовых механизмов и обеспечивающих гарантии сохранности окружающей среды. По мере продвижения человеческого общества по пути общественного прогресса, социум делается все более сложным. Общественные отношения регулируются не столько обычаями, привычками, нормами морали, сколько политикой, какая являет собой «искусство распоряжаться людьми или принуждать их способствовать сбережению и благополучию общества» [5, с. 55]. Алчность монополистов не поддается здравому осмыслению. Капитал использует все возможные средства и способы, чтобы увести с поля зрения общества экологическую проблематику. Именно поэтому внедрение в общественное сознание экоцентрического мышления и поведенческой экологической культуры, формирование у населения чувства сопричастности и мотивации на протестную активность по отношению к экологическим проблемам -очень важная задача.
Рисунок 4. - Инаугурация проекта «Русская Атлантида-2017» в Российском Центре науки и культуры
г. Чиннаи, Индия
Примечание - У микрофона куратор выставки Ирина Дашевская и руководитель проекта Виталий Васильев.
Тем более актуальной она представляется и в связи с тем, что во многих странах, особенно испытывающих непомерную перенаселенность, помимо агрессивной государственно-монополистической политики в отношении экологии укореняется и такая проблема как социальная апатия.
Во многих странах стала нормой инфантильность широких слоев населения, не только не противостоящих загрязнению среды собственного обитания, но безответственным поведением самих граждан, преумножающих проблему многократно, приближая вселенскую экологическую катастрофу.
Именно поэтому внедрение поведенческой экологической культуры через образование, просвещение, культмассовые акции, культуротворческое проектирование и программирование через социальные аспекты событийного туризма - это заслуживающий особого внимания способ влияния на широкое сознание демоса, а продуктивное взаимодействие общества и экологической среды -главный вопрос нынешней повестки дня, политического, социально-экономического и культурного соработничества социально ответственных граждан.
В 2022 г. исполняется 550 лет со времени путешествия тверского купца Афанасия Никитина в 1468 - 1474 годах в индийское государство Бахмани, описанное им в путевых заметках «Хождение за три моря». Это событие имеет исключительную важность в истории отношений России и Индии. Поиски путей в Индию дали начало новому времени -эпохе Великих географических открытий. И в ряду первооткрывателей стоит имя человека, прошедшего полмира пешком, побывавшего за «тремя морями» - Афанасия Никитина. Заметки русского путешественника об Индии - одни из первых записей очевидца об этой далекой и загадочной стране. В данной связи мы посчитали уместным развить тему этого юбилея в творческом воплощении.
В рамках разработки новой стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 г., определяющей пути решения задач, поставленных в июльском Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ и Ассоциация «Афанасий Никитин» совместно с заинтересованными сторо-
нами в настоящее время приступает к реализации международной интеграционной инициативы «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ». Форма работы - создание многофункциональной онлайн и оффлайн площадки межрегиональной и межстрановой коммуникации представителей государств, субъектов Российской Федерации, общественных объединений и бизнес-сообществ Волжско-Каспийского пояса развития Евразии. Инициатива включает цикл мультиформатных интерактивных мероприятий, направленных на решение социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности и устойчивости Волжско-Каспийского пространства. Немаловажной частью данной работы также будет устройство научных конференций, круглых столов, а также проведение итоговой выставки по материалам конкурса художественных работ с 01 по 15 ноября 2022 года на выставочных площадках Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Также выставка будет сопровождаться проведением международного научно-практического форума «Индия-Россия. Единство в многообразии. (К 550-летию хождения А. Никитина за три моря)», посвященного историко-культурному взаимодействию России и Индии.
Первой в данной череде событий является предварительная художественная выставка «ИНДИЯ-РОССИЯ. ГЛАЗАМИ ЛЮБВИ», которая будет открыта 1 июля 2022 года. Она выступит как продолжение, развитие и творческое переосмысление в живописных формах всех тех богатейших эмоций, которыми наполняют каждого творческого человека возможность близко познакомиться с этой удивительной страной, Индией. На выставке будут представлены работы наших художников, которые были выполнены за предыдущие годы нашей работы в Индии.
Тематика представленных на выставке работ будет связана как с историей путешествия Афанасия Никитина на индийскую землю, так и с другими событиями русско-индийских отношений. Она отражает культуру, быт и природу России и Индии. Кроме всего на выставке будут показаны живописные и графические работы, выполненные российскими и индийскими художниками в рамках проекта «Арт-экспедиция. Гималаи», а также во время творческих поездок в Каль-
кутту, Ченнаи, Махабалипурам, в штат Гоа. Особую часть выставки составят итоги работы в гималайском научно-музейном комплексе, где на протяжении последних лет русским рисовальщикам была дарована счастливая возможность жить и творить в личном имении всемирно известного живописца, философа и общественного деятеля Н.К. Рериха. Выполненные картины запечатлели основные исторические, архитектурные и природно-ландшафтные памятники Гималаев, которые так или иначе связаны с творчеством семьи Рерихов.
В подготовке выставки принимает участие Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» (Санкт-Петербург, Россия), Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Институт дизайна и искусств и кафедра монументального искусства), Союз художников России и Петровская Академия наук и искусств. Куратор и художественный консультант проекта - Народный художник РФ, Академик Российской Академии художеств, член Общественной Палаты г. Твери Людмила Георгиевна Юга.
Данная выставка является одним из проектов Международной интеграционной инициативы «Хождение за три моря», которая при координации Ассоциации «Афанасий Никитин», осуществляется в рамках разработки и реализации новой стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 г. В период с 2022 по 2024 гг. планируется организация серии деловых, дипломатиче-
ских, образовательных и культурных мероприятий, российско-индийских бизнес-миссий в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, а также в ряде субъектов Российской Федерации и Индии, по пути следования тверского купца Афанасия Никитина. Помимо демонстрации выставки в Индии, ожидаются творческие поездки на пленэры в нескольких городах Индии, серия семинаров, творческих акций и мастер-классов от российских и индийских художников.
Несомненно, высокая статусность и авторитет вовлеченных в наше сотворчество институций, таких как Российские Центры науки и культуры в Индии, которые были нашими генеральными партнерами и промо-утерами, гарантирует привлечение к участию в пленэрах и выставках на конкурсной основе самых сильных мастеров кисти и холста, обеспечивают высокий уровень итоговых выставок пленэров, привлекает к проектам активное внимание публики и широкой культурной общественности Индии и России. Подобная работа не только может служить примером высокого творческого подхода к установлению партнерских отношений в корпоративных интересах художественной интеллигенции, но и играет важную роль в укреплении позиций народной дипломатии, прививает гражданам навыки культурного проектирования в сфере событийного туризма через социальные аспекты пленэрно-выставочный деятельности, служит укреплению дружбы и взаимопонимания между российским и индийским народом.
Рисунок 5. - Координатор программ СЦГП, куратор выставки «Русская Атлантида-2017» Ирина Дашевская проводит экскурсию по экспозиции в РЦНК Нью-Дели для индийских студентов.
Список литературы
1. Ганди, М. К. Моя жизнь / М. К. Ганди. -М.: Наука, 1969. - 522 с.
2. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Издательство «Прогресс», 1980. - 302 с.
3. Гржимек, Б. Дикое животное и человек / Б. Гржимек. - М.: Мысль, 1982. - 78 с.
4. Даррелл, Дж. Поместье-зверинец /Дж. Даррелл. - М.: Эксмо, 2011. - 256 с.
5. Блинов, А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки / А. Блинов // Российский экономический журнал. - Москва. - N 7. - С. 55-69.
References
1. Gandhi M.K. Moya zhizn [My life]. M.: Nauka, 1969, 522 p. (In Russian)
2. Peccei A. Chelovecheskie kachestva [Human qualities] M .: Publishing house "Progress", 1980, 302 p. (In Russian)
3. Grzimek B. Dikoe zhivotnoe i chelovek [Wild animal and man]. M.: Thought, 1982, 78 p. (In Russian)
4. Durrell J. Pomest'e-zverinecz [Menagerie Manor]. M.: Eksmo, 2011, 256 p. (In Russian)
5. Blinov A. O roli predprinimatel'skoj deyatel'nosti v uluchshenii e'kologicheskoj obstanovki [On the role of entrepreneurial activity in improving the environmental situation]. Rossijskij e'konomicheskij zhurnal [Russian Economic Journal]. Moscow. No. 7, pp. 55-69. (In Russian)
Received 10 March 2022