https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-156-163
УДК 008:004:159.9.01
©2024
И.А. Дорофеева
Культурное наследие как основа гармоничного развития личности в современном информационном обществе
Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусства», г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация
Данная статья раскрывает некоторые особенности формирования государственности Республики Беларусь и роли культуры в данном процессе. Речь идёт о непростых исторических условиях, в которых шло становление государства, накопление материального культурного наследия, духовных ценностей, народных традиций, обычаев и обрядов. Современные проблемы давления на молодежь западной либеральной идеологии несут угрозы для формирования гражданской идентичности в Республике Беларусь. Актуализация роли традиционного культурного наследия белорусского народа становится важным фактором противостояния этому. Цель исследования - раскрыть особенности социокультурного строительства в республике на современном этапе. Применяется метод социально-исторического анализа. Выделяется особая роль советского периода общественного развития, когда культурная жизнь страны получила новое дыхание. Также отмечается, что в первой половине XXI века образование Союзного государства, экономический рост и культурное развитие страны сыграли огромную роль в формировании богатого материального и духовного наследия, воспитании у молодёжи гражданско-патриотических качеств личности. Представляется материал о повышении статуса учреждений культуры в республике. В заключении делается вывод, что важными фактороми роста авторитета и признания Республики Беларусь на международной арене стали ее миролюбивая политика и стабилизация общественной жизни, принятие Конституции, государственных символов «гимн, герб и флаг», решений Народного собрания, указов президента и постановлений правительства.
Ключевые слова: Республика Беларусь, культурное наследие, материальная культура, духовная культура, советское прошлое, патриотизм, гражданственность, информационное общество
Для цитирования: Дорофеева И.А. Культурное наследие как основа гармоничного развития личности в современном информационном обществе вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, № 2. С. 156-163. Ийрн: cloi.org 10.47370 207Н-1024-2024-16-2-156-163.
(ее)
I.A. Dorofeeva
Cultural heritage as the basis for the harmonious development of a personality in the modern information society
The Belarusicm State University of Cuitare and Arts, Minsk, Belarus
Abstract
The article reveals some features of statehood formation in the Republic of Belarus and the role of culture in this process. We are talking about the difficult historical conditions in which the formation of the state took place, the accumulation of material cultural heritage, spiritual values, folk traditions, customs and rituals. Modern problems of pressure on young people from Western liberal ideology pose a threat to the formation of civil identity in the Republic of Belarus. Updating the role of the traditional cultural heritage of the Belarusian people is becoming an important factor in countering this. The goal of the research is to reveal the features of socio-cultural construction in the Republic at the present stage. The method of socio-historical analysis is used. The special role of the Soviet period of social development has been highlighted, when the cultural life of the country received a new breath. It has also been noted that in the first half of the 21st century, the formation of the Union State, the economic growth and cultural development of the country played a huge role in the formation of a rich material and spiritual heritage, and the education of civic and patriotic personality traits in young people. Material is presented on improving the status of cultural institutions in the republic. As a result, it has been concluded that an important factor in the growth of authority and recognition of the Republic of Belarus in the international arena was its peace-loving policy and stabilization of public life, the adoption of the Constitution, state symbols «anthem, coat of arms and flag», decisions of the People's Assembly, Presidential decrees and government regulations.
Keywords: the Republic of Belarus, cultural heritage, material culture, spiritual culture, the Soviet past, patriotism, citizenship, information society
For citation: Dorofeeva I.A. Cultural heritage as the basis for the harmonious development of a personality in the modern information society Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. 2. P. 156-163. https:// doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-156-163.
Введение. В современном мире постоянно возрастает роль сферы культуры в общественной жизни людей. Этот факт неоспорим в том плане, что, действительно, на всех этапах развития общества, культура являлась зеркалом и мерилом всякой политической системы, государственного устройства, уровня экономического и социально-культурного развития. Культура - достаточно многозначное и широкое понятие в сфере материальной и духовной жизни общества. Она включает в себя не только материальное и национальное достояние народа, но и образование, язык,
религию, мораль, нравственность, традиции и быт. Здоровье нации и воспитание также неразрывно связаны с культурой и её сферой. Этот огромный пласт материальной и духовной жизни общества требует постоянного и особого внимания со стороны государства, общественных организаций, руководителей всех рангов и управленческих структур. «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь» (Конституция Республики Беларусь) [1, с. 7].
Культура - эффективный ускоритель социального прогресса, важнейшее средство всестороннего развития личности, и в этом качестве она является демократическим инструментом государственного регулирования развития общества. В совсем не далёком прошлом культура белорусского народа находилась в угнетённом состоянии, которое сопровождало его на протяжении многих веков унижения и рабства. Огромный скачок развития Республики Беларусь в экономическом, политическом и культурном строительствах неразрывно связан с советским периодом, а впоследствии - с образованием Союзного государства. Особенно успешно шло строительство белорусской государственности, экономики и культуры после Второй мировой войны. Социалистическая система хозяйствования, промышленное строительство, научно-технический потенциал сыграли значительную роль в создании более качественной сферы культуры.
Основная часть. Культурное наследие Республики Беларусь наиболее активно формировалось в советский период общественного развития и первой четверти XXI века, когда были установлены экономические, правовые, организационные и социальные основы культурной деятельности, проделана большая работа по сохранению и использованию культурных ценностей, историко-культурного и археологического наследия, библиотечного, музейного, архивного дела, кинематографа, народных ремёсел, творческих коллективов, литературного богатства, изобразительного искусства.
Однако история белорусского народа имеет более глубокие корни, которые уходят к временам Киевской Руси, Полоцкого княжества и Ефросиньи Полоцкой. Именно тогда в жизнь и быт славянских народов прочно вошли народные обычаи, обряды, традиции, язык, появляется письменность, строились церковные храмы и соборы, зарождается православная религия. Большой период общественного развития белорусского народа связан с нахождением его в
составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой (середина XIII - до конца XVIII века) и Российской Империи, что наложило существенный отпечаток на культуру и быт белорусов.
Развитие экономической, политической и культурной жизни Беларуси в составе СССР - новый этап общественного развития, который сыграл положительную роль в становлении национальной идентичности и самосознания белорусского народа. В эти годы материальная и духовная культура пережила трагическую и героическую историю своего развития. Большинство заводов и фабрик, зданий и сооружений, колхозных построек, имущество музеев и учреждений культуры в годы войны было уничтожено, разграблено, вывезено в Германию. Только небольшая часть материальных ценностей была спасена и оказалась на территории СССР. Самыми ужасными потерями материальной культуры того периода времени стала потеря трех миллионов человеческих жизней наиболее здоровых, образованных, идейно убеждённых людей.
Послевоенные годы - это годы новых свершений и трудовых подвигов. Восстановление разрушенного народного хозяйства, грандиозное строительство, патриотизм и активная жизненная позиция советских людей позволили выполнить две послевоенные пятилетки с огромным приростом ВВП. Важным событием в культурной жизни белорусского народа стало образование в 1953 году первого в истории страны Министерства культуры БССР. Это дало возможность широко использовать государственную поддержку и финансирование различных направлений в сфере культуры.
Белорусское государство, в отличие от других союзных республик, в годы «перестройки» не пошло по пути повальной грабительской приватизации и ликвидации государственной собственности. Наоборот, основной сектор экономики после некоторых преобразований укрепился и получил более широкое развитие. В этот период, как никогда ранее, национальные
интересы белорусов, их материальная и духовная жизни преобразились. Формирование личности, патриотизма и гражданской ответственности выходят на первый план. Важной вехой в становлении белорусской культуры и творческой активности белорусов стал период, связанный с ростом национального самосознания белорусского народа, национального единства и суверенитета. «Главные приоритеты -благополучие народа, миролюбивая внешняя политика, национальная безопасность. Это три столпа уверенного курса нашей страны» [2, с. 5]. Именно, в последние 25 лет, пройдя через огромные трудности, благодаря разумному руководству страной, Республике Беларусь удалось достичь значительных успехов в развитии собственного народного хозяйства и заявить о своих достижениях мировому сообществу.
Вместе с тем оголтелая информационная война США и стран Западной Европы, надуманные санкции и откровенная ложь поставили мировое сообщество и особенно молодёжь постсоветского пространства в затруднительное положение. Социальные сети Запада через свои каналы и средства информации начали активно воздействовать на сознание и психику молодых людей, подвергая их идеологической обработке, уводя в мир идеализма, мистики, нетрадиционных поступков, обмана. В это время международная напряжённость, перегруппировка сил, новые идеи о многополярности существующего мира, прямое противостояние стран Запада и Востока стали невольно наводить на мысль о необходимости переустройства мирового порядка.
Характеризуя сложившуюся ситуацию как кризисную, переходную и нестабильную, возникла острая необходимость дать возможность молодёжи выработать систему наиболее общих материалистических знаний о мире, обществе и общественном развитии. Недостаток общественных знаний, практических навыков, непонимание исторических процессов формируют у подрастающего поколения неверное пред-
ставление о западных демократиях, капитализме, социализме, героическом прошлом своего народа. Ложные представления о красивой жизни в условиях острой классовой борьбы и социального неравенства в мире капитала преподносятся обществу как особенности достижений и успехов демократии в США и стран Западной Европы. В этих условиях обучение и воспитание молодёжи, формирование личности в Республике Беларусь становятся острой необходимостью. Обучение и воспитание -неразрывно связанные процессы, где обучение есть вид деятельности по изменению и адаптации поведения субъекта в целях определения его жизненной позиции. Это глубоко осознанный, целенаправленный процесс педагогического воздействия с целью передачи знаний, умений и навыков, когда педагог «учитель», взаимодействуя с учеником на основе обратной связи, формирует личность, выявляя и развивая его индивидуальные качества.
Важным фактором в формировании личности в современном информационном пространстве является социальная ответственность, о чем говорится в статье Б. Ашинова и А. Кумпиловой [3]. Авторы, ссылаясь на труды мыслителей Древней Греции, Рима, Китая, утверждают важность социальной ответственности во всех сферах материальной и культурной жизни общества для его стабильного существования. Социальная ответственность, как и патриотизм, гражданственность, любовь к Родине формируются длительное время под воздействием определённо сложившихся условий. С этим нельзя не согласиться, так как приоритет государства и общества всегда превалируют над личностью. В условиях нестабильности, острой политической борьбы, информационного беспредела и санкций закономерно возникает необходимость существенного усиления идеологической работы и особенно патриотического воспитания молодёжи.
События августа 2020 года и попытка цветной революции в Беларуси поставили
перед руководством страны вопрос о необходимости смены взаимоотношений со странами Западной Европы и более тесного сближения с Россией. Уже тогда, накануне VI форума регионов России и Беларуси, председатель Совета Федерации России В. Матвиенко придавала важное значение укреплению связей между регионами России и Беларуси, выделив основные приоритеты: «благополучие народов России и Беларуси; обеспечение суверенитета и безопасности наших стран, их динамичного развития» [4, с. 10]. Твёрдую позицию в отношении двух государств в тот период времени занимал посол России в Беларуси Д. Мезенцев, который говорил: «Я не вижу сегодня оснований для кривотолков, потому что никто никогда не позволит шагов, которые каким-то образом нарушают принципы суверенитета, независимости двух наших государств» [4, с. 5].
Наряду с этим жесткая пропаганда и навязывание чуждых русскому и белорусскому народам ЛГБТ-идей и взглядов, наркомании, проституции, культа силы потребовали глубокого анализа и пересмотра всей идеологической работы с молодёжью, а патриотическое воспитание в этих условиях становится важнейшим инструментом сохранения единства, суверенитета и независимости России и Республики Беларусь.
Патриотизм - это важнейшее социальное чувство, которое под воздействием определённых исторических, экономических, социальных и бытовых условий постепенно перерастает в мировоззрение личности, а в дальнейшем как прямо, так и косвенно, отражается в его поступках и поведении. Патриотизм можно охарактеризовать следующими принципами:
- любовь к Родине, своему народу;
- гордость за прошлое, настоящее и вера в будущее;
- готовность подчинить свои интересы служению Родине и народу;
- добросовестный труд и активная общественная деятельность на благо государства и народа.
Патриотизм, с одной стороны, черпает свою силу из исторических источников, а с другой стороны, из социально-культурной среды и быта. Огромный пласт культурного наследия белорусского народа связан с исторической памятью, бессмертным подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны. Эти трагические и волнующие события истории нашей Родины, памятные даты, подвиги воинов-освободителей заложили в сознание белорусов высокие нравственные ценности: идейность, благородство, бескорыстие, гуманизм и справедливость. «9 мая далёкого 1945 года навсегда осталось в нашей жизни и судьбе, в истории всего прогрессивного человечества как самый светлый, самый волнующий, самый дорогой праздник, как торжество сил мира над зловещими силами реакции» [6, с. 5].
В формировании у молодёжи патриотизма, высокой морали и нравственности нам не следует отказываться от опыта СССР и педагогической науки. Исключительно важным фактором в становлении личности на современном этапе общественного развития является формирование прочной гражданской позиции. Другими словами, это: любовь к Родине, признание конституционного устройства, уважение к государственным символам и законам, ответственность за порученный участок работы и активное участие в общественной жизни.
Сферу культуры и национальное наследие Республики Беларусь регулируют ряд законов: «О культуре», «Об охране историко-культурного наследия», «О библиотечном деле», «О музеях и музейном фонде», «О народном искусстве, народных промыслах (ремёслах)», «О творческих союзах и творческих работниках», «О кинематографе», ряд Государственных программ «Культура Беларуси» (2010-2015 годы, 2016-2020 годы, 2021-2025 годы) [7]. Важным стимулом развития культуры Беларуси стали создание и деятельность фонда президента Республики Беларусь
по поддержке культуры и искусства, специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Ежегодно проходит вручение премий президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», специальных премий деятелям науки, культуры и искусства, государственных премий и званий. Сегодня единый Государственный список историко-культурных ценностей насчитывает более 5500 объектов. Республика Беларусь представлена национальными объектами в престижном списке всемирного наследия «ЮНЕСКО» Мирским и Несвижским замками, Беловежской пущей и др.
Основные направления государственной политики в сфере культуры, определяются Кодексом Республики Беларусь о культуре. Ежегодно организовывается множество государственных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. В сфере культуры функционирует около 6 тыс. государственных организаций (с учётом обособленных структурных подразделений и филиалов). В том числе около 2600 клубов, более 2500 публичных библиотек, 160 музеев, ряд театрально-зрелищных организаций, в том числе 28 театров, 22 концертные организации, 2 цирка, 11 парков, 5 зоопарков, 12 методических центров народного творчества. Важным достижением республики следует считать сохранившуюся и успешно развивающуюся целостную систему образования в сфере культуры. В Беларуси действует трёхуровневая система подготовки кадров, включающая 403 детских школ искусств, 20 учреждений среднего специального и три учреждения высшего образования.
За счёт бюджетных средств обеспечивается деятельность государственных музеев, библиотек, клубных учреждений и учреждений образования сферы культуры. Также осуществляется поддержка государственных театрально-зрелищных организаций, парков культуры и отдыха, зоопарков и видеопрокатных организаций. Приняты
постановления Министерства культуры Республики Беларусь: «О придании материальным культурным ценностям и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности», «О внесении изменений в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь», «Об утверждении проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей» [7] и другие. В Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь переданы сотни комплектов научно-проекг-ной документации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса Республики Беларусь «О культуре», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 года № 53, утверждена Государственная программа «Культура Беларуси» на 2021-2025 годы, которая в новых условиях нестабильности и санкционного давления потребует особого внимания и нестандартных мер для её выполнения [8].
Государственная программа «Культура Беларуси» на 2021-2025 гг. включает пять подпрограмм: «Культурное наследие», «Искусство и творчество», «Функционирование и инфраструктура сферы культуры», «Белорусы в мире», «АрхивыБеларуси». На реализацию Государственной программы планируется выделение средств в размере более 4 миллионов рублей, из них средства республиканского бюджета - 927 000 рублей, средства местных бюджетов более -2,5 миллионов рублей, собственные средства организаций - около 600 тысяч рублей [9].
Сила государства состоит в народе, а его духовное наследие, образованность и культура - есть наша ценность и величайшее достояние. «Человек, его права, свобода и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [1, с. 2].
Заключение. Основным направлением и ориентиром государственной политики в области культуры является не только сохранение уникального наследия
белорусского народа, идентичности, менталитета и интеграции в мировую культуру, но и воспитание нового человека с высоким уровнем образования и культуры поведения. Человека - труженика, защитника отечества, патриота и семьянина. В предыдущие годы общественная жизнь в Беларуси ограничивалась недостаточным вниманием и регулированием происходящих процессов со стороны государства, что создало ложное понятия вседозволенности и потребительства: государство нам всё, мы государству - немножко или ничего. Снижение роли государства, государственного управления и регулирования в сфере культуры и общественной жизни негативно отразились на духовно-нравственном состоянии общества. События августа 2020 года заставили руководство страны в корне изменить своё отношение к США и странам Западной Европы, пересмотреть идеологическую работу с молодёжью и укрепить взаимоотношения в Союзном государстве, вплоть до размещения на территории Беларуси тактического ядерного оружия. Ещё в июле 2019 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума президент России Владимир Путин чётко выразил общую позицию Союзного госу-
дарства России и Беларуси на перспективу: «У нас на сегодняшний день не стоит вопрос об объединении в одно государство. Речь идёт о реализации договора, который подписан много лет назад, о создании Союзного государства» [9, с. 5]. Вместе с тем В. Путин обращает внимание на три фактора, имеющих основополагающее значение для дальнейшего развития наших стран: «это благополучие и достаток человека, возможности для раскрытия его талантов; это восприимчивость общества и государства к бурным технологическим изменениям; это свобода предпринимательской инициативы» [9, с. 3]. Однако последующие события, связанные с агрессивной политикой США и стран Западной Европы, санкционным давлением, событиями на Украине, поставили взаимоотношения в Союзном государстве на качественно новый уровень, привели Россию и Беларусь к ещё большей интеграции. В это время в культуре происходят фундаментальные преобразования, усиливается её роль как базового регулятора человеческой деятельности в области идейно-нравственного воспитания общества, она становится важнейшим звеном в укреплении всей идеологической политики Союзного государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, выносимыми на референдум. М.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. 60 с.
2. Послание Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// pravo .by/document/. - Дата обращения: 29.01.2024.
3. Ашинов Б.Ю., Кумпилова А.Р. К вопросу о социальной ответственности как характеристике социальных взаимодействий в различных сферах // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 115-122.
4. Союзное государство. 2019. № 7. 128 с.
5. Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/ document/. - Дата обращения: 30.01.2024.
6. Шиманский М.Н. Прийти и поклониться. М.: Пародокс, 2005. 477 с.
7. Мартыненко Н.Э. История развития (периодизация) законодательства об охране историко-культурного наследия республики Беларусь // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия, 4: Правоведение. 2017. Т. 7, № 3. С. 40-54.
8. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// pravo.by/document/. Дата обращения: 29.01.2024.
9. О порядке оценки стоимости культурных ценностей [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2007 года. Режим доступа: https://etalonline.by/ document/. Дата обращения: 30.01.2024.
REFERENCES:
1. The Constitution of the Republic of Belarus with amendments and additions submitted to a referendum. M.: National Center for Legal Information of the Republic of Belarus, 2022. 60 p.
2. Message from the President of the Republic of Belarus A.G. Lukashenko to the Belarusian people and the National Assembly of the Republic of Belarus [Electronic resource]. Access mode: https://pravo.by/document/. - Date of access: 29/01/2024.
3. Ashinov B.Yu., Kumpilova A.R. On the issue of social responsibility as a characteristic of social interactions in various spheres // Bulletin of Maikop State Technological University. 2023. Vol. 15, Issue 3. P. 115-122.
4. The Union State. 2019. Issue 7. 128 p.
5. Basic provisions of the draft program of socio-economic development of the Republic of Belarus for 2021-2025 [Electronic resource]. Access mode: https://pravo.by/document/. - Date of access: 30/01/2024.
6. Shimansky M.N. Come and worship. M.: Parodoks, 2005. 477 p.
7. Martynenko I.E. History of the development (periodization) of legislation on the protection of the historical and cultural heritage of the Republic of Belarus // Bulletin of the Grodno State University named after Yanka Kupala. Series, 4: Jurisprudence. 2017. Vol. 7, Issue 3. P. 40-54.
8. Code of the Republic of Belarus on Culture [Electronic resource]. Access mode: https://pravo. by/document/. Date of access: 29/01/2024.
9. On the procedure for assessing the value of cultural property [Electronic resource]: Decree of the President of the Republic of Belarus dated April 19, 2007. Access mode: https://etalonline.by/ document/. Access date: 30/01/2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Информация об авторе
Ирина Аркадьевна Дорофеева, заслуженная артистка Республики Беларусь, доцент, заведующий кафедрой эстрадного музыки учреждения образования
Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусства», г. Минск, Республика Беларусь e-mail: kafedraestradadfgmail. com
Поступила в редакцию 19.04.2024 Поступила после доработки 27.05.2024 Принята к публикации 30.05.2024 Received 19.04.2024 Revised 27.05.2024 Accepted 30.05.2024
Information about the author
Irina A. Dorofeeva, Honored Artist of the Republic of Belarus, Associate Professor, Head ofthe Department of Pop Music ofthe Educational Institution «The Belarusian State University of Culture and Arts», Minsk, Belarus
e-mail: kafedraestradadfgmail.com