УДК 712.13:378.6-047.37
КУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИБРЕЖНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА ЯЛТЫ (XIX-XXI ВВ.)
Фролова В.А.
ФГБОУ ВО МФ «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», e-mail: [email protected]
Набережная Ялты - символ Крыма и наиболее значимая составляющая культурного кода города. Морской фасад города, открывая красоту ландшафтно-архитектурного ансамбля береговой линии, приглашает путешественников рассмотреть город поближе. Для тех, кто уже находится на берегу, набережная - мощный центр притяжения, который по продолжительности времени пребывания приезжих является одним из основных.
Ялта получила статус города 17 сентября 1837 года от Императора Николая I, прибывшего в указанную местность на военном корабле по приглашению Губернатора Новороссийского Края и Бессарабии графа М.С. Воронцова. Южный берег Крыма в это время активно осваивался и развивался, в регион привлекались инвестиции со стороны государства и бизнеса, кроме Императорского имения «Ореанда», владений графа М.С. Воронцова в Алупке и Массандре, Императорского Никитского сада «было уже более двадцати значительных поместий, отчасти пожалованных, отчасти приобретенных, принадлежавших лицам, более или менее известным». Ялте суждено было стать административно-торговым центром Южного берега Крыма, русской Ниццей, желанным курортом для многих поколений.
Пространство набережной на самой кромке воды может служить примером осмысленного построения моделей культурного ландшафта, соответствующего различным историческим этапам развития общества.
Первая набережная Ялты сегодня стала улицей Рузвельта и потеряла выход к морскому побережью. Старая Ялта, где на момент основания города были лишь пристань с несколькими жилыми домами, двумя трактирами и таможенным домом, и население около 130 человек.
Однако, в середине XIX в. набережная с бульваром вдоль берега моря c одной каштановой прогулочной аллей использовалась немногочисленными приезжими.
Часть набережной между Полицейским и Ливадийским мостами (современная наб. имени Ленина) представляет собой успешный градостроительный проект, реализованный городским самоуправлением (1871 г.) в сотрудничестве с главным архитектором Ялты Николаем Петровичем Красновым. Именно благодаря высокому качеству благоустройства и архитектурных решений бывшая пыльная почтовая дорога стала роскошной набережной курортной столицы России.
Отдых на берегу моря вошел в моду в Европе, причем купания в нем совсем не главное занятие. На рубеже веков отдыхающие предпочитали дышать морским воздухом во время ежедневных прогулок на набережной, защищаясь от солнца зонтиками.
В 1874 году император Александр II утвердил новый план Ялты, городскому управлению удалось расширить границы города и приступить к более масштабному строительству с «заботой о красоте фасадов, вмененным городу в обязанность особым Высочайшим повелением».
В 1875 году на набережной строится первое значительное сооружение -гостиница «Россия» с большим садом, спускающимся к морю. Самые лестные
упоминания о гостинице можно встретить практически во всех путеводителях и воспоминаниях современников, а также на фотографиях и живописных изображениях города. Гостиница стала первым центром светской жизни курорта и символом Ялты, которая за короткое время превратилась из жалкой деревушки в город с роскошными виллами и садами, мостовыми, газовым освещением и т.д. В городе примерно 300 домов и около 5000 жителей, а также до 10000 приезжих в год.
Ставшие модными в XIX веке морские курорты оставили в истории ландшафтной архитектуры особый вид прибрежного ландшафта - курортную набережную. Следуя моде, набережная становится главной улицей города, вдоль берега появляются общественные купальни на сваях, скамьи с видом на море и французская кондитерская. Это позволяет Маркову в «Очерках Крыма» в 1882 г. писать, что Ялта «напоминает модные центры европейских туристов...».
Реконструкция набережной включила работы по расширению и благоустройству, а также строительство мола под руководством военного инженера А.Л. Бертье-Делагарда, что в 1890-1995 гг. позволило приблизить застройку к морю. К началу XX века набережная полностью преобразилась, сады уступили место великолепному ансамблю двух-трехэтажных зданий гостиниц, в основном в стиле итальянского ренессанса и модерна, построенных и реконструированных лучшими архитекторами.
Ялта начала XX в., которую мы видим на фотографиях и открытках того времени, поражает воображение эстетикой архитектурных сооружений, логикой пространства и чистотой береговой линии, которая свободна от случайной застройки и насаждений. Команда чиновников, архитекторов, инженеров и бизнесменов смогла реализовать замысел графа М.С. Воронцова, который 80 лет назад, в далеком 1837 году увидел в диком береге огромный потенциал территории.
В период после Второй Мировой войны набережная получила развитие в сторону Ливадии, достаточно небольшой участок за Ливадийским мостом переходит в центральную аллею Приморского парка. Перетекающие пространства парков, созданных в советский период, сменили архитектурный ансамбль набережной начала XX века, во многом разрушенный землетрясением и войной. Новая концепция набережной была создана в лучших традициях советской школы озеленения городов, в центре внимания теперь оказались растения: ковровые цветники, розы, крупные деревья, в основном интродуценты: пинии (итальянские сосны), платаны, каштаны, кедры ливанские. Прогулки по тенистой набережной стали любимым занятием многочисленных отдыхающих ведомственных санаториев и пансионатов. Несмотря на то, что новая публика не была столь аристократичной: передовики производства, ученые, военные и другие счастливые обладатели путевок от профсоюза все так же гуляли, фотографировались и дышали морским воздухом.
Таким образом, Ялтинская набережная представляет собой яркую иллюстрацию процесса культурного моделирования. Ее развитие во времени и пространстве под влиянием модных явлений, политических и экономических процессов отражает то, каким образом производятся и воспроизводятся наборы смыслов, актуальные для каждого исторического периода. Именно в описаниях и изображениях можно проследить процесс культурного моделирования современной набережной, чтобы разобраться с наслоениями архитектуры и видов использования территории.
Анализ репрезентации Ялты в фотографиях и текстовый описаниях разных лет показал, что набережная является наиболее часто упоминаемым местом на протяжении 180-летней истории города. Это говорит об устойчивости и значимости рассматриваемого объекта в восприятии Ялты, что позволяет определить ее как составную часть культурного кода данной местности.
Понимание истории пространства через расшифровку заложенных в нем смыслов дает ключ к определению перспектив его использования. Знакомство с историей развития во времени и пространстве Ялтинской набережной, которая была и остается главным центром активности жителей и приезжих, раскрывает множество интересных и драматичных моментов, проследив и сопоставив которые, можно прикоснуться к истинной значимости Южного берега Крыма для России.
УДК.582.677.1:712.253:58(477.75)
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИРИСА БОЛОТНОГО И ЕГО КУЛЬТИВАРОВ В ДИЗАЙНЕ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ УЧАСТКОВ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ КРЫМА
1 2 Халявина С.В. , Решетникова Л.Ф.
1 ФГБУН «Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН»,
e-mail: [email protected] 2 Ботанический сад им. Н.В. Багрова КФУ им. В.И. Вернадского, e-mail: l. kirpicheva@mail. ru
Использование тех или иных растений в ландшафтных композициях определяется их биологическими и экологическими особенностями, соответствием выбранному стилю планировки, а также творческим замыслом ландшафтных архитекторов.
Род Iris L. относится к семейству Касатиковых (Iridaceae) и включает около 200 видов, распространенных в большей части Северного полушария. Виды рода Iris введены в культуру как декоративные растения, украшающие сады, парки и многие естественные ландшафты. Цветок ириса имеет богатую гамму окраски различных оттенков. Большинство видов пригодны для срезки, бордюрных и групповых посадок; виды с миниатюрной листвой и короткими цветоносами эффектны на альпийских горках; виды из низинных заболоченных местообитаний пригодны для декорирования водоемов.
Ирис болотный (ирис желтый, касатик водяной, касатик ложноаировый и др., лат. Iris pseudacorus L.) - многолетнее прибрежно-водное растение рода Ирис (Iris), сем. Ирисовые (Iridaceae Juss.). Ареал включает в себя Африку (Алжир, Марокко, Мадейру и Канарские острова), всю Европу (кроме северных районов), Западную Азию и Закавказье. Распространен в европейской части России, Западной Сибири, предгорьях Кавказа. В диком виде встречается по берегам крымских рек. Корневище ползучее, ветвистое, образующее рыхлые куртины. Листья зеленые, широколинейные, с хорошо заметной средней жилкой. Цветонос до 120 см. Цветки крупные, золотисто-желтые, 1011 см в диаметре. Цветет в мае. Коробочка крупная, продолговато-овальная, с коротким носиком. Семена полукруглые, светло- или темно-бурые, с рыхлой кожурой. Обильно цветет и плодоносит. Дает самосев. Включен в Красную книгу Крыма, - имеет статус редкого вида, заготовки которого в природных условиях запрещены.
Ирис болотный и его культивары, зарекомендовавшие себя регулярным и обильным цветением, интенсивным вегетативным разрастанием и устойчивостью к болезням и вредителям (Маслов, Халявина, 2015; Халявина, Маслов, 2017), часто используются при создании цветочных композиций как в регулярном, так и в пейзажном стилях в различных климатических условиях двух ботанических садов Крыма.