https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-7-14
Э. В. Балакирева
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКЕ
В статье рассматриваются вопросы модернизации педагогического образования на основе обновления содержания и процесса обучения студентов педагогике. Раскрывается историческая роль института педагогики как правопреемника кафедры педагогики в развитии культурно-образовательных традиций обучения студентов педагогике. Описывается опыт реализации культурно-образовательных традиций обучения студентов педагогике на основе интерактивных технологий профессионального становления студентов в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: модернизация педагогического образования, педагогическое знание, педагогика как общепрофессиональная дисциплина, педагогические курсы, институт педагогики Герценовского университета, культурно-образовательные традиции, обучение студентов педагогике.
E. Balakireva
CULTURAL AND EDUCATIONAL TRADITIONS OF THE INSTITUTE OF PEDAGOGY AS A BASIS OF PEDAGOGY TRAINING
The article focuses on the modernization of teacher training through updating the content of education and teacher training techniques. The article explores the historical role of the Institute of Pedagogy as the legal successor of the Pedagogy Department in the development of cultural and educational traditions of teacher training. It also describes how cultural and educational traditions underpinned by interactive teaching tools contribute to the professional development of future teachers in a university setting.
Keywords: modernization of teacher training, pedagogical knowledge, pedagogy as a general professional discipline, teacher training courses, Herzen University Institute of Pedagogy, cultural and educational traditions, teaching pedagogy to students.
В педагогической науке активно развивается важное и значимое для педагогической практики направление реализация научных достижений в области новаций и инновационных процессов. Эти процессы тесно связаны с модернизацией педагогического образования, направленной на преобразование и совершенствование развития и саморазвития образовательных учреждений и системы профессиональной подготовки педагогов.
Центральным звеном в этой подготовке выступает педагогическое знание, которое осваивают студенты педагогических
университетов в процессе обучения педагогике. Под педагогическим знанием следует понимать результаты познания явлений, процессов, субъектов, событий, связанных с целенаправленным формированием опыта обучающегося, уровнем развития его индивидуальных и личностных способностей.
Успех освоения педагогического знания во многом зависит от имеющейся мотивации студентов и ее развития на основе постоянного обновления содержания и процесса обучения педагогике.
Под педагогической инновацией понимается нововведение в области педагогики, которое направлено на прогрессивное изменение и улучшение характеристик образовательной системы в целом и отдельных ее элементов за счет введения в образовательную среду различных новшеств.
Следует отметить, что инновационные преобразования в педагогике происходят в самых разных направлениях. Разрабатываются концепции развития педагогического образования и стратегии развития образовательных организаций. Происходит интенсивное развитие и обновление содержания подготовки будущих педагогов.
Несмотря на объективную потребность инноваций в педагогике, существует ряд причин, оказывающих негативное влияние на их внедрение в образовательный процесс. Согласимся с мнением В. И. Андреева, который считает, что одной из таких причин является традиционное отношение к сложившейся за многие годы практике, которую не следует изменять и модернизировать.
Вместе с тем, тема традиций в педагогике особенно актуальна и сегодня в ходе реформирования и модернизации образования. Традиция (от лат. traditio — передача; предание) означает передачу и сохранение от поколения к поколению в течение длительного периода времени содержания социального и культурного наследия.
Попробуем разобраться, о каких традициях может идти речь и какое значение они имеют для обновления содержания педагогического знания, которое закладывается в учебные программы педагогических дисциплин.
Ведущая роль в решении этих задач принадлежит институту педагогики Герценов-ского университета, который является правопреемником кафедры педагогики, прошедшей длительный исторический путь развития.
Сложный и противоречивый ход истории кафедры педагогики созвучен истории РГПУ им. А. И. Герцена, который в своем составе
имеет множество педагогических учебных заведений. Соответственно, следует изучать историю развития педагогики через опыт изучения педагогических дисциплин во всех учебных заведениях, имеющих отношение к Герценовскому университету [5].
Дата рождения кафедры педагогики определена в истории ее развития 13 октября 1921 года, как создание Школьного комитета, прообраза кафедры педагогики, на базе Третьего педагогического института (позднее ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1918 г.). В современном понимании Школьный комитет был ориентирован на формирование общей политики в преподавании педагогических дисциплин [7].
Первый ректор Третьего педагогического института А. П. Пинкевич в своей речи на открытии института определил стратегию его развития, созвучную с современными направлениями развития РГПУ им. А. И. Герцена. В этой речи были заложены стратегические идеи развития педагогического института и в дальнейшем кафедры педагогики, ныне института педагогики, на основе интеграции научного и практического педагогического знания, результатов научных исследований в педагогике. Особо он отмечал необходимость развития научного мировоззрения студентов с их подготовкой к будущей педагогической деятельности буквально с первых курсов обучения [7].
Современный институт педагогики представляет собой социально-историческое явление, обусловленное созданием профессионального сообщества единомышленников, объединенных общей целью развития научного знания в области педагогики и подготовки научных и педагогических кадров. Педагогический коллектив института педагогики весьма разнообразен и уникален по своему составу, составляет свыше 60 человек. В коллективе трудятся молодые сотрудники, ассистенты из числа магистрантов и аспирантов, доценты и профессора. Всех, независимо от возраста и научного статуса, объединяет общая цель профессионального саморазвития.
В истории развития кафедры педагогики С. А. Писарева отмечает пять поколений профессоров — основателей научно-педагогических школ [7]. Автор статьи трудится в институте педагогики с 1993 г. и является представителем пятого поколения профессоров нашего института педагогики. Хочу отметить, что за эти почти 30 лет произошло много значимых событий в личной профессиональной жизни автора статьи и в жизни института педагогики.
Для жизни института педагогики/кафедры педагогики в 1990-х гг. характерны черты «Ноева ковчега», который поддерживал жизнеспособность и создавал условия для нового этапа развития педагогической науки. В этот период было положено начало процессам стандартизации в школьном и высшем образовании. Закон «Об образовании РФ» заложил правовые основы государственной стандартизации образования.
В этот период в Герценовском университете стали открываться факультеты непедагогического профиля по подготовке юристов, экономистов, менеджеров, физиков, химиков и т. п. В учебные планы этих факультетов включались различные педагогические дисциплины в качестве общекультурных, мало относящихся к профессиональной деятельности будущих специалистов.
Личный опыт автора позволяет утверждать, что в таких условиях появлялись трудности в преподавании педагогики для будущих специалистов-непедагогов, которые в целом схожи с трудностями обучения педагогике студентов-педагогов. Главная задача преподавателя педагогики — это создавать атмосферу положительного отношения и интереса студентов к педагогическому знанию, как универсальному знанию человека о закономерностях целенаправленного, продуктивного и результативного взаимодействия и общения с другими людьми.
«Пространство педагогической действительности сегодня является полипарадиг-мальным, поскольку происходит смена ценностных аспектов научной составляющей
педагогики: медленно, но все же уходят технократические тенденции в педагогическом мышлении, уступая место гуманистическим, антропологическим. Все это создает объективные трудности в обосновании структуры педагогики, классификации и иерархии научных дисциплин и их взаимосвязи с учебными предметами» [1, с. 44].
Педагогика как учебная дисциплина в высшем образовании за долгие годы получила существенное развитие. Изменялась структура дисциплины по количеству и названию курсов, которые в нее входили. Соответственно, изменялись функции педагогических курсов, содержание и технологии обучения. Вместе с тем, роль и место педагогики как общепрофессиональной дисциплины коррелировались в соответствии с целями и задачами интенсивного развития педагогической науки и педагогического образования, профессиональной подготовки будущих педагогов разного профиля, современными требованиями к специалистам сферы педагогического труда.
«Педагогика как учебная дисциплина в современном высшем педагогическом образовании призвана содействовать поэтапному профессиональному становлению будущих специалистов образования, проявляющейся в их умении решать определенные типы профессиональных задач. Среди этих задач особое место занимают задачи, связанные с организацией взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Одним из путей реализации современного предназначения педагогики в вузе выступает ее интегративное изучение студентами, которое помогает будущим педагогам овладеть умениями строить взаимодействие на основе полученных знаний о его сущности, на основе глубокого осознания его значимости в профессиональной деятельности и на основе позитивного опыта такого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки» [4, с. 7].
Исходя из понимания педагогического образования как гуманитарного образования,
выпускник должен быть готов к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опытом самореализации. Можно утверждать, что выпускник современного педагогического университета готов к будущей педагогической деятельности не только в сфере образования, но и в значительно более широкой сфере «человек — общество — человек».
Педагогику можно охарактеризовать как общепрофессиональную дисциплину, которая представлена в основных профессиональных образовательных программах (ОПОП) бакалавриата и магистратуры через разнообразные педагогические курсы.
Педагогические курсы, как составляющие общепрофессиональной учебной дисциплины «Педагогика», выполняют функции общепрофессиональной подготовки будущих педагогов, готовых к решению задач современной профессиональной педагогической деятельности в образовательных, культурно-просветительских учреждениях и т. п.
В этом случае меняются критерии оценки готовности выпускника педагогического вуза к профессиональной педагогической деятельности.
Современная профессиональная подготовка будущих педагогов разного профиля имеет общепрофессиональный компонент, который должен учитывать:
• метадеятельностный характер педагогического труда;
• свойственную педагогической деятельности неопределенность, неоднозначность, неалгоритмизированность;
• эмоциональную насыщенность деятельности;
• совместный «ансамблевый» характер педагогической деятельности;
• целостный характер деятельности, невозможность ее «частичного» усвоения» [6, с. 3].
Институт педагогики Герценовского университета, будучи одним из институтов культуры общества имеет свои культурно-
образовательные традиции, которые заключаются в том, чтобы, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Преподавание педагогики как системы взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга разнообразных педагогических курсов должно строиться на реализации идей, механизмов и технологий, которые были разработаны и экспериментально апробированы в отечественной педагогике.
За период столетия своего развития в институте педагогики накоплен богатейший опыт преподавания педагогики, который характеризуется особенностью основ преподавания педагогики. Работа со студентами в процессе обучения педагогическим курсам ориентируется на развитие самостоятельности, активности, интереса к педагогической науке и практике и строится на творческих коллективных делах педагогической направленности с опорой на культурно-образовательную традицию института педагогики.
В структуру института педагогики сегодня входят три кафедры: воспитания и социализации, дидактики, теории и истории педагогики. На каждой из кафедр осуществляется подготовка педагогов разного профиля по направлению «Педагогическое образование» в бакалавриате и магистратуре и по направлению «Образование и педагогические науки» в аспирантуре по разным научным специальностям.
Этот факт достаточно ярко иллюстрирует разнообразие основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), которые реализуются в институте педагогики и в других институтах и факультетах Герценовско-го университета, и, соответственно, еще большее разнообразие педагогических дисциплин и курсов, отражающих богатейшее содержание педагогической науки. От чего зависит разнообразие этих дисциплин и курсов? Прежде всего, от того, что на сегодняшний
день попытки ученых выстроить четкую структуру педагогической науки находятся в ситуации непрерывного развития, зачастую это обусловлено сложностью объекта и предмета педагогической науки.
В учебных планах ОПОП института педагогики и других институтов и факультетов университета педагогика как учебная дисциплина представлена множеством педагогических дисциплин и курсов, которые распределены по блокам учебных планов. Соответственно, эти педагогические дисциплины и курсы попадают в качестве учебной нагрузки преподавателям не всегда в институт педагогики, а на другие кафедры факультетов/институтов, на которых педагогические курсы преподают, в лучшем случае, преподаватели методических кафедр, а зачастую преподаватели отраслевых кафедр. Такая ситуация существенно снижет качество преподавания педагогических курсов и приводит к искажению ориентации ценностно-смыслового значения педагогического знания в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Вместе с тем разнообразие педагогических дисциплин и курсов в ОПОП бакалавриата и магистратуры имеют общее в преподавании педагогики.
Среди множества культурно-образовательных традиций института педагогики мы выделим несколько, которые активно реализуются в рамках преподавания педагогических курсов, например:
• Герценовская педагогическая олимпиада на разных этапах педагогического образования: довузовском (внутриву-зовская олимпиада школьников по педагогике «Учитель XXI века»), вузовском (всероссийская олимпиада студентов «Педагогические ориентиры», сетевая всероссийская олимпиада магистрантов «Эврика! Научный поиск») и послевузовском (всероссийская олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы»);
• Педагогический кинофестиваль «КОТ Северной столицы» (Кино. Образование. Творчество) для студентов 2-4 курсов, магистрантов и выпускников РГПУ им. А. И. Герцена;
• «Встреча с Личностью» для студентов бакалавриата института экономики и управления;
• Дискуссионный клуб для студентов магистратуры и др.
Особое значение в период эпидемиологической опасности в связи с пандемией COVID-19 приобрели новые формы дистанционного педагогического взаимодействия преподавателей института педагогики со студентами, обучающимися разных образовательных учреждений и их родителями, например, «Мегагерц», «Продленка на уда-ленке» и др. Можно предполагать, что идет процесс зарождения новых культурно-образовательных традиций института педагогики.
При всем богатстве культурно-образовательных традиций, которые реализуются в рамках преподавания педагогических дисциплин, остановимся подробнее лишь на некоторых.
С 2014 года доцент кафедры теории и истории педагогики И. В. Гладкая ежегодно организует для студентов магистратуры института педагогики заседания Дискуссионного клуба, который продолжает традиции педагогического университета, когда в 50-х гг. прошлого века очень важное место в жизни университета занимал Дискуссионный клуб, рассматривающий актуальные проблемы образования. Например, темами заседаний Дискуссионного клуба были объявлены: «Открытый мир — школа без стен» (2014), «Российский университет: национальная идентичность и международные исследования» (2015), «Ребенок — воспитанник — ученик в современном образовании» (2016), «Современные школы: партнеры или конкуренты?» (2017), «Взаимодействие в образовательной среде: школьный этикет» (2019).
Автору довелось побывать на нескольких заседаниях Дискуссионного клуба, которые
представляют собой интересные и значимые события для всех его участников — выступающих с докладами, присутствующих в зале магистрантов и преподавателей, работодателей. Технология работы Дискуссионного клуба предполагает классическую дискуссию, в которой обсуждаются три круга вопросов. Участники дискуссии затрагивают значимые проблемы в образовании и предлагают дискуссионные вопросы участникам для обсуждения. Заседание клуба проходит активно, в зале ощущается атмосфера заинтересованности в обсуждении проблем в образовании и возможных путей их решения.
С 2006 г. автор организует и проводит «Встречи с Личностью» для студентов бакалавриата института экономики и управления. За годы проведения «Встречи с Личностью» автором опубликованы статьи, в которых освещается личный опыт автора по организации и проведению таких ежегодных встреч.
В своих публикация автор отмечала, что встреча имеет своей целью придать процессу обучения педагогике эффект событийности и создать условия для студентов, изучающих эту сложную общепрофессиональную дисциплину, выстроить свой индивидуальный маршрут профессионального становления в образовательном процессе вуза.
«Встреча с Личностью» создает условия вовлечения студентов в продуктивную, творческую деятельность, предусматривающую самостоятельную исследовательскую командную работу над групповым проектом. В качестве Гостя на встречу приглашались учителя школ Санкт-Петербурга, преподаватели Герценовского университета, победители Всероссийского конкурса «Учитель года», победители городских и районных конкурсов «Педагогические надежды». Студенты встречались с представителями органов управления образования, методических служб районов Санкт-Петербурга [2].
Активный поиск Гостя на встречу расширяет круг знакомств студентов с положительным опытом построения профессиональной карьеры представителей разных образова-
тельных учреждений, методических и управленческих организаций, а знакомство и осмысление педагогического опыта личности, с которой состоялась встреча, оказывает заметное влияние на развитие и обогащение профессиональной позиции студента по отношению к будущей профессии педагога [2].
«Результаты реализации педагогического проекта "Встреча с Личностью" оцениваются по следующим критериям оценки компетенций студентов: уровень осознания студентами социальной значимости профессиональной педагогической деятельности; уровень самооценки собственных профессиональных намерений и возможностей, склонностей и способностей к этой деятельности; умение определять пути и средства построения профессиональной карьеры; проявление умений в решении учебно-профессиональных задач» [3, с. 93].
«"Встреча с Личностью" позволяет создавать условия изменения традиционных технологий педагогического образования на интенсивные технологии контекстного и биографического обучения, отражающие реальные ситуации развивающейся профессиональной педагогической деятельности, способствующие развитию соответствующих компетенций, в первую очередь, базовых компетенций: коммуникативных, социальных, аксиологических, которыми должен овладеть будущий педагог в процессе педагогического образования» [3, с. 93].
Данный педагогический проект, по сути, представляет собой профориентационную игру, в которой преподаватель выступает в роли консультанта-организатора, а студенты выступают в ролях директора проекта, сценаристов, корреспондентов и фоторепортеров, операторов, дизайнеров, ведущих и технической поддержки.
Таким образом, культурно-образовательные традиции, сложившиеся в институте педагогики за последние десятилетия, способствуют развитию культурно-образовательной среды, обладающей механизмами
обогащения мотивации не только студентов, но и самих преподавателей педагогики.
Одновременно такая среда способствует расширению и обогащению культурно-образовательного пространства как в его материально-технологическом, так и в субъектно-психологическом аспектах.
Попытаемся обозначить принципы обучения студентов педагогике на основе культурно-образовательных традиций института педагогики:
• принцип событийности, создающий атмосферу сопричастности, увлеченности и заинтересованности студентов и преподавателей в ходе организации и проведения дела/мероприятия;
• принцип согласованности, который определяется правилами коллектив-
ного взаимодействия и принятия решений по организации и проведению дела/мероприятия;
• принцип взаимной ответственности, который обязывает каждого участника образовательного процесса быть взаимно вежливым и ориентированным на результат общего дела/мероприятия и т. п.;
• принцип открытости, который характеризуется отношениями между преподавателем и студентами как открытый диалог на основе сотрудничества;
• принцип соучастия, который проявляется во взаимодействии преподавателя и студентов в процессе обмена идеями и поиском вариантов решения учебно-исследовательских задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) / под общ. ред. А. П. Тряпи-цыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 87 с.
2. БалакиреваЭ. В. Профессиологические основы педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. 45 с.
3. Балакирева Э. В. Развитие профессиональных компетенций студентов с использованием интенсивных технологий обучения педагогике // Вестник Балтийской педагогической академии, 2009. № 88. С. 90-94.
4. Колесник Н. П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 20 с.
5. Колосова Е. М., Федорова Н. М. Очерки истории кафедры педагогики Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.
6. Педагогика в вузе как учебный предмет: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 192 с.
7. Писарева С. А. Научно-педагогические школы института педагогики: история и современность // Гостиная Штоля, 2020, № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://stoll.spb.su/201217.htm (дата обращения: 25.06.2021).
REFERENCES
1. Aktual'nye problemy pedagogicheskoj nauki (naukovedcheskij aspekt) / pod obshch. red. A. P. Tryapitsynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2001. 87 s.
2. Balakireva E. V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2008. 45 s.
3. Balakireva E. V. Razvitie professional'nykh kompetentsij studentov s ispol'zovaniem intensivnykh tekh-nologij obucheniya pedagogike // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii, 2009. № 88. S. 90-94.
4. KolesnikN. P. Ispol'zovanie interaktivnykh form izucheniya pedagogiki v vuze: avtoref dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2007. 20 s.
5. Kolosova E. M., Fedorova N. M. Ocherki istorii kafedry pedagogiki Gertsenovskogo universiteta. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2006. 175 s.
6. Pedagogika v vuze kak uchebnyj predmet: sbornik nauchnykh trudov. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gert-sena, 2001. 192 s.
7. Pisareva S. A. Nauchno-pedagogicheskie shkoly instituta pedagogiki: istoriya i sovremennost' // Gostinaya Shtolya, 2020, 4. [Elektronnyj resurs]. URL: http://stoll.spb.su/201217.htm (data obrashcheniya: 25.06.2021).