6. Kahn, Alfred J. Shaping the new social work / edited by Alfred J. Kahn. - New York, Columbia University Press, 1973. - 221 p.
7. Kendall, Katherine A. Reflections on social work education, 1950-1978. - New York: International Association of Schools of Social Work, 1978. - 204 p.
8. Shoemaker, Linda M. Early conflicts in social work education // Social Service Review (June 1998). - P. 182-191.
9. Taft, Jessie. The relation of psychiatry to social work // The Family. 1926. Vol. 7, No. 7. - P. 199-203.
10. The professionalization of poverty: social work and the poor in the twentieth century / Gary R. Lowe, P. Nelson Reid, editors. - New York: Aldine de Gruyter, 1999. - 180 p.
УДК 15(075.8) ББК 87.713.1
Ю. Ю. Щеткин
КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются впервые выделенные на основании структурно-критериального подхода к пониманию духовности две ее составляющие: нравственность и культура личности, их происхождение и система образующих компонентов.
Ключевые слова: духовность личности, культуро-нравственное сознание, нравственность, культура личности, система отношений, интеллигентность, подсознание, внесознание, сверхсознание.
Yu. Yu. Shetkine
CULTURE AND MORAL CONSCIOUSNESS, MORALITY AND CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE STRUCTURE OF SPIRITUALITY
Abstract. Are considered in the article for the first time allocated on the basis of the structural-criterial approach to understanding the spirituality of two of its components: the morality and culture personalities, their origin and the system of forming components.
Key words: spirituality of a person, culture and moral consciousness, morality, the culture of personality, a system of relations, the intelligence, the subconscious mind, unconscious, the superconscious.
Культуро-нравственное сознание представляет собой систему отношений: к себе; другим; Богу; животным; природе; науке, искусству, литературе и рукотворным ценностям. Называя его «культуро-нравственным», мы подчеркиваем то, что это психическое образование содержит два аспекта - нравственный и культурный. Эти аспекты сознания, как и сама нравственность, формируются на основе как осознаваемых процессов, так бессознательных и подсознательных установок. Оба аспекта охватывают одни и те же отношения, различаясь только своим происхождением, обусловленным разными факторами.
Отношение к самому себе закладывается с раннего детства. Духовно-нравственное становление и развитие возможны при условии, что в основе этого отношения лежат самоуважение, правильная самооценка, гармония между реальным «Я», идеальным и фантастическим «Я», самоактуализация и творчество. Человек с неразвитым или деформированным отношением к самому себе, как правило, имеет также деформированные отношения и к другим людям.
Отношение к другим развивается параллельно с отношением к самому себе. Через познание другого, путем межличностной аттракции, происходит и познание самого себя. Отношение к другим формируется по шкале: ненависть - равнодушие - любовь. Оно является ярким показателем, по которому можно определять уровень духовного становления личности.
Отношение к Богу зависит от мировоззрения человека. Если личность убеждена в самопроизвольном развитии материи и жизни, то образу Бога в сознании не находится места. Его существование отрицается, и никаких отношений с Богом быть не может. Однако, отсутствие отношений с Богом вовсе не является свидетельством отсутствия духовности. Неверующий в Бога может находиться на высокой ступени духовного развития, благодаря высокой нравственности. Наличие совести и нравственности у неверующих и инаковерующих подтверждает такой первоисточник христианства, как Библия: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона (Закона Бога) , по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем как их совесть свидетельствует вместе с ними, и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» [6, 2, 14-15]. Неверующий человек, принимающий духовно-нравственные нормы Бога, так же, как и верующий, оказывается вовлеченным в процесс духовно-нравственного развития. В действительности убежденность в существование или отсутствие Бога не является вопросом веры. Мы считаем, что вера должна
опираться на доказательства и факты, точно так же, как и научные знания. Житейское и традиционное религиозное понимание веры обычно путается с легковерием, некритическим доверием авторитетам, основанным на внушении. Но первоначальное и истинное христианское понимание веры иное: «Вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого» [6, 11, 1]. Следовательно, в соответствии с религиозной базисной трактовкой, вера - это даже не гипотеза, а точный, обоснованный прогноз на основе очевидных доказательств. Вера, как и точные знания, обязательно нуждается в доказательствах. Пожалуй, косвенных доказательств в пользу существования Бога существует больше, чем - в его отсутствие. Но мировоззренческая позиция личности опирается часто не на доказательства, а на подсознательные и бессознательные установки. Какими бы ни были эти установки, духовная личность не может просто игнорировать проблему возникновения всего сущего и таких вопросов, есть ли Бог, каков он, если есть? Поскольку общепризнанная наука не располагает доказательствами ни в пользу существования Бога, ни о его отсутствии, духовная неверующая личность, отличающаяся от личностей других уровней, своим стремлением к истине, не может самодовольно «зациклиться» на своих атеистических убеждениях и возвести их в ранг истины в последней инстанции. В ином случае она перестанет быть духовной и остановится в своем развитии. Поэтому отношение к Богу мы считаем обязательным в системе отношений, определяющих духовно-нравственное развитие. Если же личность становится на позицию теории сотворения мира и восприятия Бога как личности (христианская, иудейская, мусульманская религии), отношения с Богом начинают развиваться по шкале: обида - страх - любовь. От чувства обиды из-за несправедливостей и страданий невинных, происходящих на Земле, на первый взгляд, по божьей воле или в связи с его равнодушием, верующий человек на основе точных религиозных знаний изменяет своё первоначальное мнение. На смену приходит страх перед Богом как перед могущественной, непреодолимой и вечной силой. Но дальнейшее познание и эрудированность могут привести верующего к подлинной любви к Богу. Искаженное познание может привести к фанатизму. В таких религиях, где Бог не воспринимается как личность и отождествляется по сути с материей, отношение к нему аналогично отношению к природе.
Отношение к природе в процессе духовно-нравственного становления и роста развивается по шкале: нанесение вреда (равнодушие) - забота и охрана. Под природой мы понимаем естественную и искусственно-созданную окружающую среду на основе биогеоценозов. Природа - это система, состоящая из таких компонентов, как естественные ландшафты, акватории, оазисы, национальные парки, заповедники, пляжи, парки и скверы, фермерские угодья, сады и приусадебные участки. Отношение к природе складывается от варварского, хищнического (при разграблении ресурсов в целях наживы и техногенной деятельности), от равнодушно-попустительского (при замусоривании среды и нерациональном природопользовании) до бережного, восстанавливающего и охраняемого (при рациональном природопользовании).
Отношение к животным следует отличать от отношения к фауне. Если последнее подразумевает бережное отношение как к виду и популяции с целью рационального природопользования и их сохранения для этого пользования, т.е. целесообразный, но всё таки потребительский подход, то первое означает отношение, аналогичное отношению к Другому. Ведь высшее животное, особенно домашнее и ручное - уникальная и неповторимая индивидуальность, со своим разумом, напоминающем разум ребенка. Это отношение развивается по шкале: равнодушие (ненависть) -любовь. Имеется в виду бескорыстная, непотребительская, искренняя любовь, проявляющаяся в сильной привязанности, радости, заботе, общении с животным, ответственности за его жизнь и благополучие.
Отношение к науке, искусству, литературе и рукотворным ценностям тесно связано с отношением к другим. Уважая другого, мы уважаем его труд и деятельность. Эти отношения развиваются в шкале: неприятие - восторг - творчество. Вандализм к памятникам старины, небрежное отношение к книгам, нежелание читать художественную литературу, равнодушие к музыке, художественному искусству - всё это духовные деформации, свойственные отдельным людям различных уровней, кроме духовного. Интерес к науке, научным достижениям, к чтению художественной литературы, к различным искусствам - это признак духовного становления личности. Наконец, активное включение личности в научную и другую творческую деятельность становится критерием духовного роста.
Нравственность является проявлением культуро-нравственного сознания на практике, в действиях, поступках, способе бытия и образе жизни. Иными словами, нравственность - это система обращений с кем-то или с чем-то, это система поступков, действий, деятельности, обусловленная культуро-нравственным сознанием, а также подсознательными и бессознательными установками и интегративными состояниями надсознания. Культуро-нравственное сознание, в отличие от нравственности, является психическим образование. На практике человек может совершить то, что считает безнравственным, и, наоборот, может не решиться совершить никогда (по разным причинам) поступок, который оправдывал в мыслях и которым мог бы гордиться. Мерилом разницы между нравственным сознанием и нравственностью служит совесть личности.
Духовность личности, согласно нашему анализу научных работ, библейских текстов, беллетристики и личного опыта, имеет три составляющие: нравственность, культуру личности и душевность. Нередко принято считать нравственность частью культуры личности. Однако, мы разграничиваем эти понятия, исходя из их генезиса (рис. 1). Если нравственный компонент культуры личности является всегда результатом культуры как достижения человеческих сообществ, от семьи до цивилизации, то нравственность, как и нравственный аспект культуро-нравственного сознания, лишь частично обязана своим происхождением человеческой культуре (субкультурам). Одна часть нравственности, у большинства людей, господствующая часть, действительно формируется через культуру общества и его субкультуры путем воспитания или иного влияния. Но существует и другие части. Вторая часть нравственности - врожденная, записанная в программе нашего подсознания (инстинкты). Эту часть мы называем врожденным компонентом нравственности. Широко известны проявления самопроизвольных нравственных реакций у некоторых детей дошкольного возраста, совершенно не связанных с человеческим влиянием и обусловленных инстинктами (например, отвращение к грязи, виду крови, к убийству и мукам животных и людей). Некоторые чувства, составляющие основу нравственности (например, жалость) также во многом имеют инстинктивную природу. Существует еще и третья часть нравственности, которая формируется как на уровне внесознания (бессознательного), так и сознания. Она характеризуется авто-хтонностью, т.е. независимым происхождением ни от культуры человеческих сообществ, ни от инстинктов. Эта часть нравственности, которую мы называем автохтонным компонентом, формируется в онтогенезе индивидуально и уникально для каждой личности под воздействием отдельных обстоятельств, ситуаций на основе бессознательного или внесознания. Внесознание, в отличие от врожденного инстинктивного подсознания, включает практически всю индивидуально приобретенную неподконтрольную сознанию высшую нервную деятельность (условные рефлексы, динамические стереотипы, непроизвольные процессы памяти и внимания). На уровне подсознания и бессознательного изначально в онтогенезе формируется большинство естественно-природных, а также сексуальных эстетических и нравственных идеалов, причем часто не зависимо от человеческого влияния. Например, на автохтонный компонент формирующейся нравственности может оказать влияние общение ребенка с животным. Дети Маугли - типичный пример стопроцентного формирования подсознательного и автохтонного компонентов без воздействия культуры. Современная так называемая анимальная психотерапия основана на воздействии животных (дельфинов, лошадей, собак, кошек) на психические процессы и психические образования больных детей (при синдроме Дауна, аутизме и др.), в частности на нравственное сознание и нравственность. Автохтонный компонент нравственности может формироваться также под воздействием сновидений, лунатизма, воображения. Немаловажная роль принадлежит автохтонному компоненту и на уровне сознания, что происходит, например, тогда, когда человек проявляет интуитивную учтивость, вежливость, такт, гостеприимство без влияния социума. Механизм этого явления ни врожденный, ни условно-рефлекторный. Вероятнее, он связан с состояниями сверхсознания, а также с личным жизненным опытом, сформированной высокой нравственностью, мудростью, интуицией, умением размышлять и экстраполировать в сфере отношений к Другому.
Рис. 1. Влияние различных факторов на формирование нравственности:
Компоненты нравственности: 1 — Культура личности; 2 — Врожденный компонент;3 — Автохотнный компонент;
4 — Инсайтный компонент
Влияние автохтонного компонента происходит не только при нравственном или безнравственном поступке (нравственности), но и в процессе формирования нравственного аспекта культу-ро-нравственного сознания. Известно множество несоциальных факторов (влияние природы, отдельных нерукотворных предметов, явлений, ситуаций), воздействующих на формирующееся культуро-нравственное сознание ребенка, как положительно, так и отрицательно через его нравственный аспект. Поэтому в ряде случаев личность проявляет себя неадекватно той культуре и субкультуре, которые ее окружают. Она может иметь высокие нравственные качества в нравственно деформированных культурах или, наоборот, потрясать окружающих безнравственными проступками, когда ее этому никто и никогда не учил. Ведь нравственные деформации нередко берут начало в сфере бессознательного и подсознания, о чем подробно писал еще З. Фрейд. Но если он считал это проявлением нормы в ее вариативности, то, на наш взгляд, врожденные и бессознательно приобретенные истоки безнравственности являются по сути такими же нравственными уродствами, как и врожденные морфо-физиологические патологии. Нередко воздействие культуры социума происходит условнорефлекторным путем, особенно в детстве. Даже такой, казалось бы, подконтрольный сознанию процесс как мышление, бывает у многих людей условнорефлекторным. Так перенимаются чужие стереотипы, мнения и суждения. Нельзя умолчать еще об одной части нравственности и соответственно культуро-нравственного сознания (четвертой), которая может формироваться под влиянием сильнейших потрясений или других необычных воздействий, в состояниях так называемого надсознания (сверсознания). Проявляется надсознание в различных формах: прозрения (инсайты), формы творчества, «влияние святого духа», некоторые экстрасенсорные феномены и др. Все они обусловлены воздействием, как автохтонных, так и внешних аномальных факторов на психику в особых состояниях. Эти состояния описываются квантовой теорией сознания, получившей признание относительно недавно [5, 158-162]. Для всех состояний надсознания характерна интеграция различных психических сфер и процессов (межполушарная, различных зон коры и других нейронных ансамблей). При определенных формах состояния сверхсознания человек может быть подвержен сильнейшим потрясениям, а также озарению, способным коренным образом изменить всю его жизнь и личность, поставив ее на путь духовно -нравственного становления и развития. Четвертый компонент нравственности, формируемый у отдельных людей под влиянием аномальных факторов через состояния сверхсознания, мы назвали инсайтным компонентом. Он также не обусловлен воспитанием и социальными воздействиями, хотя и связан с ними.
Культура личности является психическим образованием, состоящим из обученности, воспитанности и непроизвольных социальных приобретений. Ее этический и эстетический компоненты входят в структуру культуро-нравственного сознания в качестве его культурного аспекта. Однако, культура личности шире и включает в себя и другие компоненты, такие как приобщенность к национальным или религиозным традициям, обрядам, ритуалам, праздникам, танцам, музыке, одежде, фольклёру, диалекту, знание языков. Далеко не все компоненты культуры личности составляют основы духовности. Например, духовный человек не обязательно должен уметь танцевать, музицировать, носить национальные одежды или знать иностранные языки. Умение хорошо петь, танцевать или говорить на иностранных языках вовсе не касается духовности, когда направлено на достижение престижа, карьеры или заработка. Однако, если эти атрибуты культуры личности способствуют сближению людей, способствуют проявлению искреннего интереса к Другому, привлекают других, просвещают и способствуют их становлению на духовный путь, то они активно включаются в культуру личности как трофическую (питающую) составляющую духовности. Культура личности является компонентом, питающим духовность. Она представляет собой системное психическое образование, связанное с особой сферой и формой деятельности, а также с системой личностных качеств, обусловлена мышлением и другими психическими процессами. Она определяется общим уровнем развития общества, подлинно высоконравственных общественных достижений, а также системой норм, ценностей и смыслов конкретного общества. Человек культурный и человек высоконравственный - понятия близкие, но не идентичные. По сведению А. Н. Сухова, в критическом обзоре концепций и определений американских культурологов А. Либера и К. Клаксона приведено более 150 определений культуры [7, 16]. Мы придерживаемся следующих четырех базовых определений культуры, опубликованных Б. С. Ерасовым и тесно связанных с нашим пониманием культуры личности: 1) культура как общий уровень развития общества; 2) культура как сумма общественных достижений; 3) культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого; 4) культура как духовное измерение всякой деятельности [2]. Культуру личности формирует прежде всего культура того общества ( цивилизации, государства, племени, общины, религиозной концессии, семьи), в котором она обитает. Можно ли говорить о некой общечеловеческой культуре и правомочно ли говорить о гуманистической высоконравственной культуре современных развитых стран с их периодическими экспансиями, войной идеологий, шпионажем, производством оружия, легализованной проституцией, курением, а также корпоративным подходом ко всем жизненным проблемам? Всё дело в
том, что любое общество, любая цивилизация и любое государство не обладают некой абстрактной культурой. Культура как общий уровень развития общества, как сумма достижений в любом обществе распадается на ряд культур и субкультур, обусловленных этно-национальными, племенными, религиозными, классовыми, общинными, сословно-классовыми специфичными нормами, ценностями, картинами мира и смыслами, характеризующими эти группы. Культура конкретного общества может нести бесценные сокровища в виде прекрасного искусства, обычаев, традиций, обрядов, идей, но в то же время она может порождать чудовищные явления и отношения. Например, культуре правящего класса Древнего Рима человечество было обязано хорошими мощеными дорогами, развитием торговли между различными регионами, развитием наук и искусства, идеям свободы. Но одновременно эта же культура рабовладельцев жила захватническими войнами, кровавыми зрелищами, а впоследствии - кутежами, попойками и массовым развратом. Культура личности несет на себе отпечаток конкретной культуры данного социума и определенной субкультуры. Этот компонент нравственного сознания - продукт, возникающий в результате воздействия на личность различных культур и субкультур. Культура современной личности обычно - мульти-культурна по сути, как и мораль - мультиморальна, поскольку они являются производными разных культур, субкультур и моралей, существующих одновременно в различных социальных группах одного общества. Когда мы говорим о высокой культуре личности, основанной на якобы общечеловеческих ценностях, мы имеем дело с реальной библейской культурой, которая проявляется в лучших традициях и заповедях, вышедших из религий. Все отношения культуро-нравственного сознания также формируются, как благодаря социальным культурам и субкультурам, так и через врожденный, автохтонный и инсайтный компоненты психики, настолько сложно переплетаясь, что их практически невозможно разделить. Культурный человек, как и высоконравственный, проявляется в тех же отношениях к себе, другому, человечеству, природе, животным, растениям. Однако, если нравственный аспект сознания опирается на внутреннее «Я», его сознание, бессознательное, подсознание и сверхсознание, то культура личности находит опору и происхождение во вне человека, в духе того социума и общественного мировоззрения, из которого она исходит. Она опирается только на сознательное и бессознательное в сфере своей психики. Есть четкое отличие культуры поведения от нравственности, проявляющейся в том же поведении. Совершающий поступок, согласно культуре, может при этом иметь иную мотивацию или не иметь ее вовсе. Культура его личности, проявляющаяся в этом поступке, действует в виде привычки, стереотипа поведения. Например, привитая воспитанием вежливость может скрывать презрение и ненависть. Так, восточное гостеприимство у некоторых людей являет не любовь и истинное радушие, а дань традициям. Нравственность отличается от культуры тем, что проявляется в том же поступке в гармонии не только с культурным аспектом культуро-нравственного сознания, а также - с подсознательными и бессознательными внутренними побуждениями и устремлениями. Здесь чем больше расхождение, тем сильнее давление совести. Аналогично такому разделению разделение понятий «нравственность» и «моральность». Нравственность - это внутренняя система качеств личности, этических норм, принципов и правил поведения, оцениваемых собственной совестью и проявляемых в отношениях на практике к себе, другим, природе, отдельным животным и растениям, к Богу. Нравственность - главная составляющая духовности. Моральность является внешней системой, т.е. формируемой не личностью, а моралью группы или общества. Если нравственность исходит из внутренних побуждений и оценивается собственной совестью, то моральность по происхождению корпоративна и измеряется групповым мнением. Мораль может быть гуманистической, а может быть и фашистской. Принято считать, что нравственность начинается с гуманистического уровня развития личности [4]. Мы не можем полностью с этим согласиться, поскольку нельзя считать людей эгоцентрического и корпоративного уровней лишенными нравственности. Правильнее говорить о деформированности отдельных нравственных норм. Как и мораль, нравственность может быть и гуманистической, и деформированной, фашистской. Только высокая, недеформиро-ванная нравственность является составляющей духовности.
Хотя и культура личности, и нравственный аспект культуро-нравственного сознания проявляются в одних и тех же отношениях, для культурной личности приобретают приоритетное значение такие отношения, как отношение к рукотворным ценностям, искусству, литературе, науке, человеческому труду, языкам, к лучшим обычаям и традициям. Такая личность характеризуется наличием интереса к этим ценностям и обязательно вовлечена в творческую деятельность, связанную с ними, что вовсе необязательно для человека высоконравственного. Однако, всё это имеет огромное значение для духовно-нравственного развития самой личности и результативности нравственных актов. Ведь духовность и ее рост немыслимы без общения с другими людьми, взаимоотношений с ними. А результативность этого общения и качество взаимоотношений зависят во многом от привлекательности личности, ее хоризматичности, умении привлекать к совместной деятельности, соратничеству и сотворчеству.
Высший уровень культуры личности - интеллигентность. Понятие «интеллигентный» мы трактуем в соответствии со значением в словаре С. И. Ожегова, т.е. «обладающий большой внут-
ренней культурой» [5]. Именно интеллигентность присуща личностям, находящимся на высших уровнях духовно-нравственного развития - гуманистическом и духовном. Следует подчеркнуть характерную черту интеллигентной личности: патриотизм, гармонично сочетающийся с космополитизмом. Человек не вправе считать себя интеллигентом, если ему безразлично будущее своего отечества, если он не умеет правильно говорить на родном языке. Но в то же время, горячо любя свою Родину (ее народ, лучшие обычаи и традиции, лучшее в ее культуре, родной язык и природу), интеллигент глубоко уважает другие народы и их культуры, не противопоставляет интересы своего народа интересам других народов и не мыслит благополучие своего народа за счет ущемления или эксплуатации других народов. Для истинного интеллигента недопустимо рассуждение: «прежде всего всё для моей Родины, а потом по мере возможности - для других стран». Любя свой язык, интеллигентный человек, не только должен с уважением относиться к другим, он должен знать иностранные языки, причем не один. Интеллигент никогда не опустится до вандализма, связанного с уничтожением памятников архитектуры и истории, даже если они не соответствуют современным идеологическим, нравственным и эстетическим воззрениям. У интеллигента не поднимется рука уничтожать археологические находки, не только потому что они представляют научную ценность, но и потому, что они являются опредмеченной человеческой мыслью. Уважая человека, пусть даже давно истлевшего в могиле, интеллигент уважает его труд и плоды этого труда. Вызывает восхищение бережное отношение мусульман Средней Азии к хлебу, а через него к человеческому труду. Если мусульманин увидит кусочек хлеба, лежащий под ногами или на дороге, он обязательно поднимет его и положит на возвышенное место, чтобы его съели птицы или голодные животные. Высококультурный человек никогда не станет мыть пол тряпкой из одежды умершего, не станет вытирать ноги флагом чужого, пусть даже враждебного его Родине государства, не станет глумиться над могилами своих врагов, не станет осквернять святыни и чувства верующих иных религий. Нравственный компонент интеллигентности проявляется в уважении к любому человеку, который может быть иных взглядов, иной веры и даже иной морали. Интеллигент никогда не станет разговаривать в присутствии иностранца, не понимающего его язык, без переводчика, чтобы не обидеть его. Гостеприимство - типичная черта интеллигентной личности. Под гостеприимством следует понимать не только обычай приглашать в гости, но и принимать незваных гостей, оказывая им уважение и заботу. Интеллигент никогда не покажет гостю его промах, невежество и ущербность в культуре. Это было бы бестактно.
Таким образом, формирование нравственности в структуре духовности обусловлено, с одной стороны, культуро-нравственным сознанием, а с другой стороны, влиянием бессознательных и подсознательных установок, а также определенных состояний измененного сознания (сверхсознания). Нравственность как практический деятельный компонент - главная составляющая духовности. Культура личности как психическое образование - дополнительная составляющая, питающая духовность, т. е. способствующая духовно-нравственному становлению и развитию личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник для студ. вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М., 2003.
2. Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. - М., 1996.
3. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн., 2000.
4. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов / Б. С. Братусь; под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. - М., 1995.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1990.
6. Священное писание. Перевод нового мира. - Нью-Йорк; Бруклин, 2007.
7. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Сухов; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М., 2003.
8. Хало, П. В. Психоэкология человека: в 3 ч. / П. В. Хало. - Таганрог, 2012. - Часть II: Физика психоэкологии.
УДК 373 ББК 74.261
О. А. Юрова
ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассмотрены преимущества инновационных обучающих технологий поколения Веб 2.0 в процессе обучения иностранным языкам, обоснована возможность и целесообразность их практического применения в традиционном учебном процессе на примере международной социальной сети Busuu.com, предлагающей услуги в сфере иноязычного образования.
Ключевые слова: традиционные компьютерные технологии, инновационные технологии веб 2.0, функции сервисов Веб 2.0 в обучении иностранному языку.