Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153.
Society: Philosophy, History, Culture. 2025. No. 2. P 144-153.
Научная статья
УДК 316.7
https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.20
Культурно-массовые мероприятия в современном контексте: на примере фестиваля «День Д» в Санкт-Петербурге
Светлана Александровна Зайцева1, Анна Владиславовна Серебренникова21 1,2Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия [email protected] [email protected]
Аннотация. Осмысление успешных примеров вовлечения горожан в культурно-массовые мероприятия имеет как теоретическое, так и практическое значение. В настоящей статье выявляются особенности культурно-массовых мероприятий, обеспечивающих их привлекательность, а также уточняются определения понятий «событие», «культурно-массовое мероприятие». Особое внимание уделяется подходам к организации городского фестиваля на примере ежегодного фестиваля «День Д» в Санкт-Петербурге. Успех этого фестиваля заключается в стратегии вовлечения, которая реализуется через четыре модели: участие в осуществлении, участие в оценке, участие в получении результатов, участие в принятии решений. Исследуется проектная составляющая в организации фестиваля. Культурно-массовое мероприятие анализируется с точки зрения прикладной культурологии. Рассматриваются фестивали, проводившиеся в разные годы: 2016 - первый фестиваль; 2017 - претензия на сетевой международный проект; 2019 - актуализация программы фестиваля в контексте 2024 года; 2021 - фиксация цели фестиваля, фестиваль становится межрегиональным; 2024 - последний фестиваль, где считывается концепция, задуманная в 2016 году.
Ключевые слова: культурно-массовое мероприятие, событие, фестиваль, тема, вовлечение, соучастие, проект, наследие, уровни прикладной культурологии, культурно-массовое мероприятие
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Зайцева С.А., Серебренникова А.В. Культурно-массовые мероприятия в современном контексте: на примере фестиваля «День Д» в Санкт-Петербурге // Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153. https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.20.
Original article
Cultural Events in a Modern Context: Example of the “D Day” Festival in St. Petersburg
Svetlana A. Zaitseva1, Anna V. Serebrennikova2 1,2Moscow Higher School of Social and Economic Science, Moscow, Russia 1svе[email protected]
Abstract. Understanding successful examples of the involvement of citizens in cultural events has both theoretical and practical significance. This article aims to identify the characteristics of cultural and mass events that enhance their appeal, while also clarifying the definitions of the terms “event” and “cultural and mass event”. Particular attention is given to the approaches utilized in organizing urban festivals, through the case of the annual “Day D” festival in Saint Petersburg. The success of this festival lies in the strategy of engagement, which is implemented through four models: participation in implementation, participation in evaluation, participation in obtaining results, participation in decision-making. The project component in the organization of the festival is investigated. The cultural event is analyzed from the point of view of applied cultural studies. The festivals held in different years are considered: 2016 - the first festival; 2017 - a claim to an international network project; 2019 - updating the festival program in the context of 2024; 2021 - the goal of the festival is fixed, the festival becomes interregional; 2024 is the last festival where the concept conceived in 2016 is read.
Keywords: cultural event, event, festival, theme, engagement, participation, project, heritage, levels of applied cultural studies, cultural event
Funding: Independent work.
For citation: Zaitseva, S.A. & Serebrennikova, A.V. (2025) Cultural Events in a Modern Context: Example of the “D Day” Festival in St. Petersburg. Society: Philosophy, History, Culture. (2), 144-153. Available from: doi:10.24158/fik.2025.2.20 (In Russian).
© Зайцева С.А., Серебренникова А.В., 2025
КУЛЬТУРА
CULTURE
Проблема привлечения различных групп населения к участию в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в городе, продолжает сохранять актуальность. Изучение успешных примеров вовлечения горожан в такие мероприятия имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Объект исследования - культурно-массовые мероприятия, проводимые в крупных городах. Предмет - культурологический анализ фестиваля «День Д». В качестве примера взят фестиваль «День Д» в Санкт-Петербурге, который проводится с 2016 г.
Цель - уточнить определения понятий «событие», «культурно-массовое мероприятие», выявить характерные особенности культурно-массового мероприятия, обеспечивающие привлекательность.
Подход к работе предполагает междисциплинарность к изучению темы, в ходе раскрытия которой будут использованы концепты из области философии, культурологии, менеджмента, социологии.
Методом исследования является кейс-анализ.
Первый фестиваль «День Д» прошел со 2 по 4 сентября 2016 г. в Санкт-Петербурге. Он был посвящен творчеству ленинградского писателя и журналиста Сергея Донатовича Довлатова, наследие которого имеет значение для города, профессионального литературного сообщества и читателей. Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 г. в эвакуации в Уфе. В 1944 г. семья Довлатовых вернулась в Ленинград и поселилась в коммунальной квартире, расположенной в доме 23 на улице Рубинштейна. В этом доме прошел советский период жизни Сергея Довлатова, оттуда он в 1975 г. эмигрировал в Нью-Йорк, где и провел последние 15 лет своей жизни. Он умер в Нью-Йорке 24 августа 1990 г.
Первый фестиваль «День Д» был приурочен к празднованию 75-летия писателя. Идеологом фестиваля выступил российский историк и журналист Лев Лурье, принимавший участие в первом в мире фестивале «Дни Довлатова в Таллине», проходившем в столице Эстонии 25-27 августа 2011 г., когда город избрали культурной столицей Европы. С тех пор фестиваль стал ежегодным.
Фестиваль включал в себя «50 событий, в том числе установку памятника писателю у его дома на Рубинштейна, 23»1, авторство которого принадлежит скульптору Вячеславу Бухаеву.
Любое событие - это выход за пределы норм и повседневной рутины. Оно может быть санкционированным или стихийным, запланированным или спонтанным, относящимся к профессиональному или непрофессиональному, локальному или глобальному уровням культуры. Первый фестиваль был незапланированным. Лев Лурье заметил, что юбилей Сергея Довлатова не был отмечен в календаре мероприятий, организуемых городской властью, что и стало причиной принятия решения по его проведению: «Я как-то даже не сомневался, что город будет отмечать юбилей Довлатова, как отмечал юбилей Бродского. Но в мае я осознал, что никаких приготовлений к юбилею не ведется. Уверен, что это не со зла - о Довлатове просто забыли! И я решил сам выйти с инициативой и организовать празднование»1 2. Была собрана группа организаторов, взявших на себя ответственность за проведение фестиваля. Их целью было «создать общегородской праздник памяти Довлатова с ярко выраженным человеческим лицом, который впоследствии будет проводиться ежегодно»3.
Фестиваль действительно стал знаковым событием для города, привлекшим внимание разных сообществ - от литераторов до любителей собак породы фокстерьер. У Сергея Довлатова был фокстерьер по имени Глаша, которую он взял с собой в эмиграцию и упомянул о ней в одной из колонок эмигрантской газеты «Новый американец», где работал главным редактором: «С каждым годом она все больше похожа на человека. (Не в пример большинству знакомых журналистов.) Принес я ее домой на ладони. Было это двенадцать лет назад. Месячный щенок-фокстерьер по имени Глаша. Морда кирпичиком. Хвост морковкой. Короче, Глаша была неотразима...» (Малоизвестный Довлатов., 1996: 26).
Программа фестиваля включала следующие культурно-массовые мероприятия: кинопоказы, лекции, спектакли по мотивам произведений писателя и джазовые концерты, поскольку Довлатов любил джаз. Проводились встречи с писателями, экскурсии по довлатовским местам, мастер-классы, чтения, квесты, дискуссии, выставки. Практически на все события можно было попасть бесплатно, для этого нужно было зарегистрироваться на сайте или прийти к указанному месту и вре
1 Фестиваль Сергея Довлатова [Электронный ресурс] // День Д. 2024. URL: https://www.dovlatovday.ru/ (дата обращения: 31.01.2025).
2 Лев Лурье: «Я надеюсь, что евреи поддержат юбилей Довлатова» [Электронный ресурс] // Еврейские новости Петербурга. 2016. 24 июня. URL: https://news.jeps.ru/kultura/yubilej-dovlatova-v-spb-sbor-sredstv.html (дата обращения: 31.01.2025).
3 Антонова П. В память о Довлатове петербуржцы устроят «День Д» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2016. 06 июня. URL: https://rg.ru/2016/06/06/reg-szfo/v-pamiat-o-dovlatove-peterburzhcy-ustroiat-den-d.html (дата обращения: 31.01.2025).
Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153.
Society: Philosophy, History, Culture. 2025. No. 2. P 144-153.
мени. В нескольких заведениях на улице Рубинштейна, ставших партнерами фестиваля, проводилось мероприятие под названием «Рюмочный ход». Первые тридцать посетителей получали бесплатный «Довлатов-шот» (алкоголь и закуску), а остальные могли приобрести его за 100 рублей.
Что касается финансирования фестиваля, то сбор средств проходил через фонд, организованный Львом Лурье. Желающий мог направить любую сумму. Необходимые средства на проведение фестиваля были собраны довольно быстро. Власти города также подключились к проведению фестиваля, оплатив транспортные расходы зарубежным гостям, а главное, ими было дано разрешение на установку памятника Сергею Довлатову на улице Рубинштейна, 23.
На сегодняшний день фестиваль «День Д» стал ежегодным событием, у него появились постоянные локации, участники и партнеры. В числе последних можно назвать проект «Новая Голландия», проект «Порядок Слов», Сетевое издание «tvmag.ru», киностудию «Ленфильм», «Комитет по культуре Санкт-Петербурга», Администрацию Санкт-Петербурга и других.
Основатель гильдии маркетологов, экономист, кандидат философских наук и доктор экономических наук Дмитрий Анатольевич Шевченко дал следующее определение понятию «маркетинговое событие»: «Маркетинговое событие - мероприятие, проводимое компанией для привлечения внимания к себе и своей продукции. Например, распродажа, выставка, конкурсы с вручением призов. Маркетинг отдельного события, (мероприятия) - ситуация, когда спонсорские или какие-либо другие средства вкладываются в то, чтобы как можно больше людей посетили то или иное мероприятие» (Шевченко, 2020: 33). Фестиваль «День Д» является маркетинговым мероприятием, включающим в себя отдельные события (мероприятия), куда вкладываются ресурсы народные, частные, государственные, материальные, финансовые, интеллектуальные, где предполагается четко выстроенная маркетинговая политика, понятная всем заинтересованным сторонам.
Жан-Люк Нанси, французский философ, ключевой темой исследования которого является анализ понятий «сообщество» и «событие», утверждал, что люди, оказавшиеся случайным, производным образом одни рядом с другими, находятся «в промежутке между отъединенностью “толпы” и связностью “группы”, будучи ежесекундно близки к превращению в одну или в другую. Подобная “приостановленность” и составляет принцип “со-бытия” в качестве отношения без отношения, т. е. одновременной открытости как отношению, так и отсутствию такового» (Нанси, 2018: 113). В качестве примера Ж.-Л. Нанси привел купе поезда с путешественниками. Участники фестиваля тоже были «замкнуты», только в контексте фестиваля это происходило в пространстве города. Организаторы фестиваля сразу же вступили в диалог с горожанами, обусловив смысл события рефлексией траекторий жизни Сергея Довлатова, являющегося знаковой фигурой Ленинграда и Санкт-Петербурга. В ходе фестиваля переосмысливалась жизнь ленинградцев, актуализировалась связь прошлого с современниками. По сути, выявлялась онтологическая сущность города и горожан, которые стали главными участниками мероприятий фестиваля.
В результате на энтузиазме, поддерживаемом в основном народными деньгами, был проведен первый трехдневный фестиваль, который посетили около 10 тыс. человек. И что самое главное - фестиваль стал ежегодным городским событием.
В ходе организации фестиваля именно его участники формулировали предложения и решали, как и с чем им выходить в город. Хотя организаторы также высказывали свои мысли и идеи. Анастасия Принцева, руководитель «проекта “День Д”», в ходе интервью медиа «Фонтанка.ру» анонсировала создание Попечительского совета первого фестиваля, о членстве в котором сами попечители узнавали от нее накануне. Анастасия с юмором заявила о «группе странных попечителей, которые приступили к каким-то мероприятиям»1. Художник Николай Копейкин, который давал интервью вместе с Анастасией, рассказал о том, как была достигнута договоренность об участии в фестивале, о своем предложении создать инсталляцию на улице Рубинштейна, 23, посвященную Довлатову, детали установки которой были обсуждены также в ходе интервью. Анастасия Принцева предложила слушателям принять участие в конкурсе двойников Довлатова, напомнила о возможности принять участие в шествии с собаками породы фокстерьер, которых «не хватает»1 2.
Главной задачей фестиваля было показать, что он объединяет самые разные аудитории. Его успех заключался именно в стратегии вовлечения. Можно было предлагать свои идеи, участвовать в событиях лично или же просто стать зрителем, влиять на принятие решений об организации того или иного события. Таким образом, партисипацию, или, по-другому, культуру участия, с учетом взаимодействия организаторов и аудитории, можно рассматривать как характеристику, обеспечивающую успех фестиваля. Именно в таком типе культуры индивиды обретают статус
1 Сергей Довлатов фестиваль...
2 День Д: Куда пойти и что делать на фестивале Сергея Довлатова [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру: Санкт-Петербург онлайн. 2016. 01 сентября. URL: https://www.fontanka.ru/2016/09/01/119/ (дата обращения: 31.01.2025).
КУЛЬТУРА
CULTURE
субъекта, активно участвуя в событии и артикулируя собственные интересы. Исследователи выделяют четыре основные модели партисипации: участие в осуществлении проекта, участие в оценке, участие в получении результатов, участие в принятии решений. Собственно, именно решение Льва Лурье повлияло на то, чтобы в календаре городских культурно-массовых мероприятий появились даты проведения фестиваля «День Д».
Очевидна базовая характеристика подхода к организации управления фестивалем, которая соответствует концепциям Питера Друкера о «работнике знаний» в «обществе знаний»1, а также Дэвида Рисмена об «ориентированном-на-другого». В обоих подходах реализуется прогрессивный порядок. Согласно Д. Рисмену, в отличие от «ориентированных-на-традицию» индивидов или индивидов, «ориентированных-на-себя», «ориентированные-на-другого» проявляют «исключительную чувствительность к действиям и желаниям других» (Riesman et al., 1950: 22). Именно такое взаимодействие и предполагает организацию, позволяющую выстроить собственный порядок, где каждый признает границы и возможности за каждым.
На официальном сайте фестиваля указано, что это «проект “День Д”»1 2. И здесь важно определить, какие мероприятия могут рассматриваться как проект.
Существует множество определений социокультурного проектирования: научно-практическое «движение» (Дондурей, 1986: 34-41); специфическая технология, нацеленная на диагностику проблем (Дридзе, Орлова, 1986). Один из ведущих специалистов в области социокультурного и музейного проектирования В.Ю. Дукельский утверждает, что проект представляет собой «литературно-художественное воспроизведение визуального в рамках музейного, экспозиционного проектирования». Главное в проекте - так называемая «сценарная концепция», которая включает в себя научное содержание, «принципы подхода, контуры сценария, основные сюжетные линии и набор сюжетов». По мнению автора, сценарная концепция - «открытый, публичный документ, и предназначается для обсуждения. В случае одобрения она становится техзаданием на художественное проектирование, точнее, на создание художественной концепции» (Дукельский, 2009: 59-60).
Один из первых проектировщиков в России - Сергей Эдуардович Зуев, размышляя над онтологией Университета, дает определение понятию «исследовательский проект»: «Это точки воспоминаний конкретных людей, их суждений и реализованных или, чаще, нереализованных планов» (Зуев, 2022: 11). С точки зрения С. Зуева, примерами «мероприятий, носящих характер проекта», являются «полет на Луну, реформирование существующей или создание новой организации, проведение международного симпозиума, разработка и введение в действие нового закона, подготовка спектакля, введение новой налоговой системы, новой специальности в вузе, развитие региона». Концепция же «есть инструмент объективации замысла проекта» (Зуев, 2003: 24-25).
Фестиваль - это мероприятие, имеющее характер проекта, направленного на развитие региона, с четкой концепцией, базирующейся на культуре участия, открытости, системности, но не структуре, заданности темы.
В сентябре 2017 г. прошел второй фестиваль «День Д», посвященный памяти Сергея Довлатова. Темой стала «вторая оттепель» 1960-х гг. и молодость Сергея Довлатова. Уже во второй раз в содержании событий фестиваля представлялись исследования прошлого в контексте современного, выявлялись константы в профессиональной деятельности, топографии города, жизни горожан и не только. Было заявлено, что в мировом контексте уже выстроилась система взаимодействия трех территорий, связанных с именем Сергея Довлатова. Речь шла «. о трех главных городах в жизни Сергея Довлатова: Ленинграде, Таллине, Нью-Йорке»3. Принципиально важным оказалось то, что и в Таллине, и в Санкт-Петербурге проводятся фестивали «Дни Довлатова в Таллине» и «День Д», и что оба фестиваля поддержали правопреемники в лице Елены и Екатерины Довлатовых, жены и дочери писателя. Можно предположить, что заявление об объединении организаторов фестивалей и правопреемников может привести к появлению консолидированного культурного предложения, объединяющего три города в международный проект. И это может стать частью стратегии формирования российского потенциала «мягкой силы» (Косякина, 2022: 63-65). Фестиваль «День Д» может стать сетевым международным проектом.
Лев Лурье считает, что фестиваль - это «коллективное признание в неостывающей любви к творчеству Сергея Донатовича»4. Праздник же должен нести в себе эффект неожиданности,
1 Питер Друкер: Эра социальной трансформации [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2506 (дата обращения: 31.01.2025).
2 Сергей Довлатов фестиваль.
3 В Таллинне вновь проходят традиционные Дни Довлатова [Электронный ресурс] // Спутник. URL: https://ru.sputnik-news.ee/society/20170826/6913947/tallin-vnovj-peroshli-traditsionyje-dni-dovlatov.html (дата обращения: 31.01.2025).
4 Лев Лурье: «“День Д” стал частью петербургской культурной афиши» [Электронный ресурс] // Бизнес России: журнал. 2021. URL: https://businessofrussia.com/items/lev-lure-den-d-stal-chastyu-peterburgskoj-kultur-noj-afishi (дата обращения: 31.01.2025).
Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153.
Society: Philosophy, History, Culture. 2025. No. 2. P 144-153.
которая достигается проектной составляющей, позволяющей получить «Вау-эффект». По выражению «гуру менеджмента» Т. Питерса, «ВАУ!-проект... это то место, где все хотят быть. Это суть Я-бренда. Если вы упустили шанс стать членом этой проектной команды. что ж. может, повезет в следующий раз. ВАУ!-проект. это проявление личности и характера. Он предъявляет высокие требования. Он приносит огромную прибыль. Он не для трусов» (Питерс, 2013: 28-29).
Считывается «открытость связи несвязанности» по Нанси, который определил ее как обращенность сингулярностей друг к другу: «Под “сингулярностью” понимается то, что каждый раз заново образует точку экспозиции, прочерчивает пересечение пределов, в направлении которых осуществляется каждый раз акт открытия». И далее: «Открытости подвержены целые коллективы, группы, социальные институты и дискурсы, причем подвержены как в своих индивидуальных проявлениях, так и между собой» (Нанси, 2018: 114).
Главным объединяющим началом фестивалей «День Д» является цель, озвученная Львом Лурье в интервью, которое он дал во время пятого фестиваля, прошедшего, несмотря на ограничения во время пандемии коронавируса, с 3 по 5 сентября 2021 г. и посвященного 80-летнему юбилею писателя: «Очень важная проблема истории русской культуры заключается в том, что непонятно, кто становится писателями, которых включают в школьную программу и именами которых называют улицы. Кто этот человек, который говорит: “Будем называть улицы именем Ивана Гончарова, возводить памятники Ивану Гончарову, но не будем называть улицы именем Николая Лескова и ставить ему памятники”? Я пришёл к выводу, что для того, чтобы популяризировать некоего человека, чтобы менять зрачок, устанавливать историческую справедливость, ни на кого рассчитывать нельзя, не будет такого человека, который придёт и скажет: “Лесков был не хуже”. Если ты считаешь, что можешь сказать так, чтобы тебя услышали, что какой-то деятель культуры является гением, определившим свою эпоху, то сделай это»1. Интеграцию различных аспектов городской жизни через творчество Довлатова, смелость организаторов и их способность привлекать потенциальных участников можно оценить через концепцию одного из ведущих менеджеров мира И. Адизеса, отождествляющего интеграцию с любовью (Адизес, 2009: 123-127). Собственно, именно интеграция позволила организаторам и участникам фестиваля выйти далеко за рамки города. Параллельная программа пятого фестиваля, помимо площадок Санкт-Петербурга, прошла в Москве, Сыктывкаре и Уфе1 2. Таким образом, проект стал межрегиональным сетевым. По утверждению социолога Дж. Урри: «Сети организованы вокруг переживания “вживую” неких событий, которые происходят в определенное время и в определенном месте. Сюда входят политические митинги, концерты, спектакли, демонстрации, спортивные матчи, праздники, кинопремьеры, конференции, фестивали и т. п. Подобные мероприятия в реальном времени порождают интенсивные моменты одновременного путешествия и соприсутствия» (Урри, 2012: 417).
Деятельностный подход к организации фестиваля оказался плодотворным. Инициатива группы людей, поставивших перед собой цель актуализировать творчество Довлатова в литературе, у читателей, в жизни города, через «праздник» (фестиваль задумывался и все время существования позиционируется как городской праздник), поддерживается и развивается. Философ и социолог Морис Хальбвакс, размышляя об «отделенной дате», которая выбирается случайно или связана «с каким-то историческим событием, праздником или просто встречей», заставляет думать только о ней, не помещая ее в ряд других. По мнению Хальбвакса, «это формула, подобная имени собственному и обозначающая не столько деление времени, сколько конкретный поступок или событие, с которым ее подчас произвольно соотносят, - как будто, чтобы придать интерес некой ситуации, нам нужно связать ее с какой-то вымышленной датой» (Хальбвакс, 2007: 87).
Итак, фестиваль приурочен к конкретной дате - дню рождения Сергея Довлатова. Каждый фестиваль при этом задает определенную тему, что позволяет «поместить» эту дату в контекст городской жизни, ведь, исходя из заявленной темы, дизайнируются события фестиваля. Слоганом «Дня Д-2024» стала цитата «Чем безнадёжнее цель, тем глубже эмоции» из книги Довлатова «Зона. Записки надзирателя». Программа фестиваля, включавшая более 70 мероприятий, была посвящена исследованию позднего Ленинграда и стратегиям выживания неофициальной культуры. В ходе мероприятий обсуждались, в том числе, ленинградские рюмочные, которые представляли собой «клубы для своих». В рюмочных прошли «пьяные» сочинения и диктанты, ставшие традиционными для фестиваля, с объявлением лучших авторов. Также традиционно на фестивале состоялись чтения произведений Довлатова и поэтические выступления современных авторов. Инновацией стала «битва поэтов за деньги “по полуспортивным правилам”», где победителей определяли именно читатели. И здесь очевидна интерпретация идеи Льва Лурье о том, кто должен решать, какой литератор достоин увековечивания его творчества. Франко Моретти, социолог литературы, в эссе «Литературная бойня» утверждал: «Читатели, а не профессора, со
1 Лев Лурье: «“День Д” стал частью петербургской культурной афиши».
2 Сергей Довлатов фестиваль.
КУЛЬТУРА
CULTURE
здают каноны: решения ученых оказываются лишь отголоском процесса, который разворачивается принципиально вне “академии”: они лишь неохотно проставляют штампы, не более того» (Моретти, 2016: 109). Считывается и культура участия - именно зрители становятся главными экспертами, оценивающими качество литературного произведения. Победители, которых определили зрители-эксперты, становятся участниками Кубка Большого Слэма - командного турнира поэтов, первый круг которого прошел в Санкт-Петербурге с сентября по декабрь 2024 г. как часть фестивальной программы. Это новый формат для России, организованный по аналогу с ежегодными футбольными чемпионатами. Таким образом, главное в фестивале - это то, что любое событие всегда относится к настоящему, но через него осуществляется связь времен: «Наложение исторического опыта на актуальную ситуацию и надежды (прогнозы) на будущее. Событие может быть оценено сообществом положительно, отрицательно, но не может носить нейтральную оценку» (Зайцева, 2015: 626). Став одним из главных городских праздников Санкт-Петербурга, фестиваль никогда не оставался незамеченным. К участию в нем не нужно принуждать ни зрителей, ни, собственно, участников. Уровень вовлеченности людей в мероприятия высок, поскольку притягивает представителей сразу нескольких поколений, сфер деятельности, социальных кругов, которые в равной степени могут принять участие во всех активностях. И это выгодно отличает фестиваль от многих мероприятий, которые проводятся, но носят формальный характер, получают «нейтральную оценку», то есть остаются незамеченными, не стимулируют желание принять в них участие вновь. Включенность организаторов, участников, зрителей в события фестиваля, погруженность самих событий в контекст онтологии города, исключает нейтральную оценку: «Ответственное включение в признанную единственную единственность бытия-события и есть правда положения. Момент абсолютно нового, не бывшего и неповторимого здесь на первом плане, ответственно продолженный в духе целого, однажды признанного»1.
Важна институциализация инициатив, построение «дорожной карты» посредством представления и тиражирования различных предложений, представляемых на фестивале. На первом фестивале Лев Лурье представил иллюстрированный путеводитель, сделанный совместно с его дочерью, - «Ленинград Довлатова». В путеводителе, помимо фотографий Сергея Довлатова из личных архивов его друзей, снимков Ленинграда 1960-1970-х гг., представлено три маршрута: улица Рубинштейна с прилегающими кварталами города, Невский проспект и филфак СПбГУ, квартиры приятелей и места работы. То есть представлено «все, что имело значение для Сергея Донатовича»1 2. После проведения восьмого фестиваля «День Д», 30 октября 2024 г., в книжном магазине «Подписные издания», являющемся постоянным партнером фестиваля, Львом Лурье была представлена книга «Вокруг Довлатова: материалы чтений “Дня Д” 2020-2023». Это первая книга, посвященная именно фестивалю «День Д». К презентации книги, которая тоже стала событием, было приурочено «неофициальное открытие фестиваля»3. Лев Лурье отметил: «С 2016 года мы ежегодно отмечаем “День Д” как петербургский календарный праздник, приуроченный ко дню рождения классика русской прозы второй половины XX века Сергея Донатовича Довлатова. Одним из обязательных пунктов праздничной повестки стали публичные чтения, посвященные творчеству писателя в его биографическом и историческом контекстах. В них в разное время принимали участие яркие петербургские филологи, историки, краеведы, искусствоведы. К “Дню Д - 2024” и его конференции мы приурочили выход сборника некоторых выступлений прошлых лет. Уверены, он будет интересен не только любителям книг Сергея Донатовича, но и людям, интересующимся временем, в которое эти книги создавались»4.
Если рассматривать фестиваль исключительно с точки зрения культурологической, то это «культурно-массовое мероприятие», предполагающее различные аспекты его осмысления. Встает вопрос коннотации слов «событие» и «мероприятие» именно с культурологической точки зрения. Культурно-массовое мероприятие обозначается как одна из форм организованного досуга, которую реализуют «организаторы культурно-массовых мероприятий, а также менеджеры и другие специалисты»5.
В культурологии рассматривается значимость понимания «культурно-массового мероприятия» с точки зрения прикладной культурологии. Высший уровень прикладной культурологии - общая теория культурной политики. И здесь мы сталкиваемся с советским наследием, связанным с пониманием политики как исключительно государственной, мероприятия - как официального. Культуро
1 Бахтин М.М. К философии поступка [Электронный ресурс] // Хронос. URL: https://www.hrono.ru/li-bris/lib_b/baht_postup.html (дата обращения: 31.01.2025).
2 Анисимова Е. Экскурсия: Лев Лурье о фестивале «День Д» [Электронный ресурс] // Sobaka.ru. 2016. 02 сент. URL: https://www.sobaka.ru/city/city/49196 (дата обращения: 31.01.2025).
3 Сергей Довлатов фестиваль...
4 Там же.
5 Флиер А. Культурология для культурологов : учебное пособие. М., 2000. С. 194.
Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153.
Society: Philosophy, History, Culture. 2025. No. 2. P 144-153.
лог А. Флиер отметил декларативность утверждений советского периода, приводя в пример учебники, заполненные «декларациями о процветающей в стране “дружбе народов”». Парадокс в том, что в декларациях не было лукавства, так как их трактовка не являлась «стихийным продуктом», «а было прежде всего как протокольное “политическое мероприятие”», отражающее политику партии (Урри, 2012: 51). Сегодня ситуация иная, но обусловленная исторической памятью. При организации мероприятия (события) требуется выработка политики, предполагающей «со-участие» всех сторон: «факт действительного признания своей причастности к единому бытию-событию»1.
В Основах государственной культурной политики указано: «Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро российской самобытности»1 2. В политике фестиваля считываются три указанные области культуры. Об участии в фестивалях представителей искусства - художников, писателей, поэтов, актеров - уже было указано. Остановимся на науке и образовании. Литературовед и критик, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета, постоянный участник научных конференций и автор тематических лекций фестиваля «День Д», Игорь Сухих, во время фестиваля «День Д - 1967» 2017 г., темой которого стала «вторая оттепель», в Университете принял участие в круглом столе «Довлатов и время надежд», где анонсировал исследование своей студентки Анастасии Фесенко, которая изучила архивные материалы университета, связанные со студенческой жизнью С. Довлатова. И это пример вовлечения студентов, которые в процессе получения образования делают открытия, касающиеся личности Довлатова. Так, выяснилось, что будущий писатель начал учиться в университете на филологическом факультете в 1959 г., а был отчислен только в 1968 г.3 По мнению И. Сухих, Довлатов был почти чеховским «вечным студентом». На восьмом фестивале «День Д - 2025», в лекции «О “Факультете”, стихах и Тарасе Шевченко. Заметки на полях собрания сочинений Сергея Довлатова», Игорь Сухих упомянул о том, что предлагал повесить на стене университета «табличку» с надписью: «Здесь ходил, но не учился Сергей Довлатов», предположив, что, возможно, это получится осуществить на следующем фестивале. Также профессор не забыл упомянуть студенческое исследование Анастасии Фесенко, сделанное в 2017 г.4 Наука и образование представлены на фестивале гуманно, увлекательно, с юмором. Однако это не снижает научной и образовательной значимости дискуссий, которые проводятся в рамках мероприятия.
Кроме того, в Основах государственной культурной политики отмечено: «“Государственная культурная политика” - деятельность, осуществляемая органами публичной власти при участии институтов гражданского общества, направленная на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей»5. И главный теоретический вопрос, сохраняющий свою актуальность, - это определение понятия «ценность», который продолжает оставаться открытым и требует дополнительного осмысления. Так, одним из авторов данной статьи была сделана попытка определения понятия на материале творчества С. Довлатова (Зайцева, 2018). Важно, что в рамках фестиваля «День Д» артикулируется ценность творческого наследия Сергея Довлатова с привлечением если не всех, то многих отраслей культуры, представителей общества, профессионалов в области творческой деятельности, которая к культуре институционально относится косвенно.
Второй уровень прикладной культурологии «может быть назван теорией и методикой деятельности культурных институтов». И здесь актуальными являются исследования по институциональным проблемам социокультурной деятельности, связанные «с подготовкой кадров для работы», в том числе «в учреждениях культуры нехудожественного профиля», куда входят постановщики спортивно-зрелищных мероприятий»6, а также подходы к определению структуры по проведению «различных художественно-зрелищных мероприятий»7. Вспомним, что именно в рамках фестиваля «День Д - 2024» удалось представить новое культурное предложение, выстроенное по технологиям спорта: Кубок Большого Слэма - командного турнира поэтов. Это предложение достойно в дальнейшем более внимательного изучения.
1 Бахтин М.М. К философии поступка...
2 Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 (с изменениями и дополнениями). Доступ из инф.-правовой системы «Гарант».
3 Довлатов, дружба и джаз: как в СПбГУ стартовал «День Д» [Электронный ресурс] // СПбГУ. 2017. 13 сентября. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/dovlatov-druzhba-i-dzhaz-kak-v-spbgu-startoval-den-d (дата обращения: 31.01.2025).
4 Лекция Игоря Сухих «О «Факультете», стихах и Тарасе Шевченко. Заметки на полях собрания сочинений Сергея Довлатова» [Электронный ресурс] / «День Д». Фестиваль Довлатова // VK Видео. URL: https://vkvideo.ru/video-122715160_456239186 (дата обращения: 31.01.2025).
5 Об утверждении Основ государственной культурной политики.
6 Флиер А. Указ. соч. С. 41.
7 Там же. С. 40.
КУЛЬТУРА
CULTURE
Главное - это проработка решений, связанных со стимулированием и мотивацией «добровольного социально-адекватного поведения людей», которая связана с разработкой теории и методологии институциональных социокультурных взаимодействий. Так, уже в середине 70-х -начале 80-х гг. «советская праздничная культура как часть культурной жизни страны становилась фактором массовой коммуникации людей, которая была шире узкого мирка представителей партийно-государственных органов» (Рольф, 2009: 10). И этот факт не ускользнул от организаторов Фестиваля. В 2019 г. темой фестиваля «День Д - 89» стал 1989 г. К этому времени Сергей Довлатов был уже 11 лет в эмиграции, его рассказы стали печатать не только за рубежом, но и в СССР. В гиде по фестивалю указано, что это был год, когда в партийной газете «Известия» появилась первая коммерческая реклама, на телевидении СССР - канал «2x2», а в кинотеатрах показали фильм Петра Тодоровского «Интердевочка»1. Интересно, что Председатель Госдумы Вячеслав Володин увидел и озвучил связь между показом «Интердевочки» и распадом СССР только в 2024 г.1 2 Организаторы фестиваля оказались более прозорливыми в этом вопросе, вдумчиво определяя причины, следствия, последствия изменений в стране через их осмысление в контексте художественных мероприятий и вовлечение в них (добровольно) различных групп.
Третий уровень культурологических исследований относится к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой культуры, куда, помимо политических митингов, демонстраций и иных идеологических мероприятий, входит «художественная самодеятельность и некоторые другие»3. «Некоторые другие» требует уточнения. Становится очевидной связь времен, актуализация значимости изучения повседневной культуры через культурно-массовое мероприятие (событие) и не только. Нанси утверждает, что событие - «это не то, что имеет место, но явление места, появление пространства и времени как таковых, прочерчивание предела, его экспозиция» (Нанси, 2018: 117). Так, на улице Рубинштейна, 23, во время первого фестиваля одним из событий стала возможность «посмотреть на коммунальную квартиру Довлатова и заглянуть в комнату, где больше тридцати лет жил писатель». Эксклюзивную экскурсионную программу «XX век» подготовил государственный литературный музей4. С 2021 г. комната Довлатовых в коммунальной квартире стала мемориальной; кто ее хозяин - неизвестно, но он есть. При этом в самой коммунальной квартире продолжают жить люди. То есть городу было «явлено место», которое обрело новую значимость. Повседневная жизнь обитателей коммунальной квартиры после появления мемориальной комнаты Довлатова, безусловно, изменилась, более того, эта коммунальная жизнь стала объектом художественной рефлексии. Восьмой фестиваль «День Д - 2024», посвященный позднему Ленинграду и стратегиям выживания неофициальной культуры5, исследовал именно повседневную жизнь «позднего» Ленинграда6. То есть фестиваль - это проявление массовой культуры как профессиональной деятельности, через которую реализуется возможность осмысления повседневной культуры. Способ реализации возможности близок к подходу Бахтина: «Эмоционально-волевой тон относится именно ко всему конкретному единственному единству в его целом, выражает всю полноту состояния-события в данный момент и в его данности-заданности из меня как его должного участника»7. Как пояснил идеолог фестиваля, историк Лев Лурье: «Ленинградскую жизнь 70-х восстанавливали, объясняли и проживали через несколько десятков мероприятий, в которых поучаствовали больше 3 тыс. петербуржцев»8.
Выводы. В ходе проведенной работы были получены следующие результаты и определены перспективы дальнейшего исследования.
Понятия «культурно-массовое мероприятие» и «событие» в контексте осмысления фестиваля являются тождествами. Однако в дальнейшем необходимо внимательно разобрать и дать более точное определение понятию «праздник».
Фестиваль - это культурно-массовое мероприятие, которое носит характер проекта, направленного на развитие региона, с четкой концепцией, базирующейся на культуре участия, открытости, системности, но не структуре.
1 Сергей Довлатов фестиваль...
2 Иванов П. Володин увидел связь между показом «Интердевочки» и развалом СССР [Электронный ресурс] // Газета.ги. 2024. 17 окт. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/10/17/24174613.shtml (дата обращения: 31.01.2025).
3 Флиер А. Указ. соч. С. 41.
4 В «День Д» петербуржцам покажут коммуналку Довлатова [Электронный ресурс] // Мир Петербурга: портал центра петербурговедения ЦГПБ им. В.В. Маяковского. 2016. 28 июля. URL: http://mirpeter-burga.ru/news/VDenDpeterburzhtsampokazhutkommunalkuDovlatova/ (дата обращения: 31.01.2025).
5 Гладких Д. Гид по фестивалю «День Д-89»: спектакли Патласова и Серзина, пьяный диктант и похмельное сочинение, экскурсии Лурье и кабаре Петрушевской [Электронный ресурс] // Sobaka.ru. 2019. 29 авг. URL: https://www.sobaka.ru/city/city/95501 (дата обращения: 31.01.2025).
6 Лекция Игоря Сухих «О «Факультете», стихах и Тарасе Шевченко. Заметки на полях собрания сочинений Сергея Довлатова».
7 Бахтин М.М. К философии поступка.
8 Сергей Довлатов фестиваль.
Общество: философия, история, культура. 2025. № 2. С. 144-153.
Society: Philosophy, History, Culture. 2025. No. 2. P 144-153.
Рассмотрение фестиваля показало, что принципиальным является соотнесенность темы с коммерческой и некоммерческой составляющей, с учетом запроса общественности. Вовлечение участников, зрителей, инвесторов в организацию и проведение фестиваля, который стал одним из ключевых праздников города, осуществляется с помощью следующих моделей: участие в принятии решений, участие в создании мероприятия, участие в получении результатов и участие в экспертной оценке.
Границы, задаваемые определенной темой, позволяют отрефлексировать значимые аспекты жизни горожан, выявив их аксиологический и онтологический смысл. Важным здесь представляется следующий тезис Бахтина: «Утвердить факт своей единственной незаменимой причастности бытию - значит войти в бытие именно там, где оно не равно себе самому - войти в событие бытия»1.
Ценностно-смысловая значимость фестиваля как культурно-массового мероприятия - в возможности выхода на границы рутинного и событийного, спонтанного и запланированного, проектного и программного. Перспектива дальнейшего исследования - брендинг территории посредством работы с наследием, в том числе литературным, с наследием знаковой личности. Также имеет значение дополнительное изучение подходов выстраивания межотраслевого, межсекторного, межрегионального и международного сотрудничества посредством проектного подхода, позволяющего выстроить сеть взаимодействия. Подходы были выявлены в ходе исследования, но их изучение выходит за рамки заявленной темы. В дальнейшем требуется более детально изучить подходы к управлению, основываясь на теории менеджмента, в том числе с опорой на идею П. Друкера о повышении значимости субъекта, а также общественных организаций, PAEI-концепцию И. Адизеса, где интеграция имеет значение (Адизес, 2009). Также впоследствии важно рассмотреть более внимательно работу с различными сегментами аудитории фестиваля.
Фестиваль является культурно-массовым мероприятием, праздничным событием, которое соответствует продвигаемой общей культурной политике и деятельности культурных институтов. Он включает в себя организационную структуру проведения мероприятия, а также включенность исполнителей и потребителей в контекст массовой культуры. Перспективой дальнейшего исследования является рассмотрение мероприятий фестиваля с точки зрения развития творческих индустрий в России.
Список источников:
Адизес И. Стили менеджмента - эффективные и неэффективные / пер. с англ. Т. Гутмана. М., 2009. 199 с.
Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы : сб. науч. трудов. М., 1986. С. 7-28.
Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Проблемно-ситуационный подход к проектированию // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы : сб. науч. трудов. М., 1986. С. 67-77.
Дукельский В. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование. М., 2009. С. 58-75.
Зайцева С. Событие // Историческая культурология. М., 2015. С. 624-626.
Зайцева С. Культурологический подход к осмыслению ценностной составляющей в литературном произведении С. Довлатова «Компромисс» // Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность : сб. статей. СПб., 2018. С. 253-268.
Зуев С. Социально-культурное проектирование. Ижевск, 2003. 156 с.
Зуев С. Университет. Хранитель идеального: Нечаянные эссе, написанные в уединении. М., 2022. 264 с. Косякина А. Российский подход к концепции «мягкой силы» // Анализ и прогноз. 2022. № 2. С. 63-75. https:doi.org/10.20542/afij-2022-2-63-75.
Малоизвестный Довлатов : сборник / сост. А.Ю. Арьев. СПб., 1996. 508 с.
Моретти Ф. Дальнее Чтение / пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели. М., 2016. 342 с.
Нанси Ж.-Л. О событии // Апокалипсис смысла : сб. работ западных философов ХХ - XXI вв. М., 2018. С. 104-122. Питерс Т. ВАУ!-проекты. Как превратить любую работу в проект, который имеет значение. М., 2013. 240 с. Рольф М. Советские массовые праздники / пер. с нем. В.Т. Алтухова. М., 2009. 438 с.
Урри Д. Социология за пределами общества. Виды мобильности для XXI столетия. М., 2012. 336 с. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. С.Н. Зенкин. М., 2007. 346 с.
Шевченко Д. Креативные решения в маркетинге: event-маркетинг // Практический маркетинг. 2020. № 2 (276). С. 32-35. https://doi.org/10.24411/2071-3762-2020-10010.
Riesman D., Denney R., Glazer N. The Lonely Crowd: A Study in Changing American Character. New Haven, 1950. 386 p.
References:
Adizes, I. (2009) Stili menedzhmenta - effektivnye i neeffektivnye [Management styles - effective and ineffective]. Moscow. 199 p. (In Russian)
Ar'ev, A.Yu. (comp.) (1996) Maloizvestnyy Dovlatov [The little-known Dovlatov]. St. Petersburg. 508 p. (In Russian)
Dondurey, D.B. (1986) Sotsial'noe proektirovanie v sfere kul'tury [Social design in the field of culture]. In: Sotsial'noe proek-tirovanie v sfere kul'tury: metodologicheskie problemy [Social design in the field of culture: methodological problems]. Moscow, pp. 7-28. (In Russian)
1 Бахтин М.М. К философии поступка...
КУЛЬТУРА
CULTURE
Dridze, T.M. & Orlova, E.A. (1986) Problemno-situatsionnyy podkhod k proektirovaniyu [Problem-based approach to design]. In: Sotsial'noe proektirovanie v sfere kul'tury: metodologicheskie problemy [Social design in the field of culture: methodological problems]. Moscow, pp. 67-77. (In Russian)
Dukel'skiy, V. (2009) Proektirovanie muzeynoy ekspozitsii [Designing a museum exhibit]. In: Muzeynoe proektirovanie [Museum design]. Moscow, pp. 58-75. (In Russian)
Halbwachs, M. (2007) Sotsial'nye ramki pamyati [The social framework of memory]. Moscow. 346 p. (In Russian)
Kosyakina, A. (2022) The Russian approach to the soft power concept. Analysis and Forecasting. (2), 63-75. Available from: doi:10.20542/afij-2022-2-63-75. (In Russian)
Moretti, F. (2016) Distant reading. Moscow. 342 p. (In Russian)
Nansi, Zh.-L. (2018) O sobytii [About the event]. In: Apokalipsis smysla [The Apocalypse of Meaning]. Moscow, pp. 104-122. (In Russian)
Piters, T. (2013) VAU!-proekty. Kak prevratit' lyubuyu rabotu v proekt, kotoryy imeet znachenie [WOW!-projects. How to Turn Any Job into a Project that Matters]. Moscow. 240 p. (In Russian)
Riesman, D., Denney, R. & Glazer, N. (1950) The Lonely Crowd: A Study in Changing American Character. New Haven. 386 p. Rolf, M. (2009) Sovetskie massovye prazdniki [Soviet mass holidays]. Moscow. 438 p. (In Russian)
Shevchenko, D. (2020) Creative solutions in marketing: event marketing. Practical Marketing. (2 (276)), 32-35. Available from: doi:10.24411/2071-3762-2020-10010. (In Russian)
Urry, J. (2012) Sociology beyond societies. Mobilities for the twenty-first century. Moscow. 336 p. (In Russian)
Zaytseva, S. (2015) Sobytie [Event]. In: Istoricheskaya kul'turologiya [Historical cultural studies]. Moscow, pp. 624-626. (In Russian)
Zaytseva, S. (2018) Kul'turologicheskiy podkhod k osmysleniyu tsennostnoy sostavlyayushchey v literaturnom proizvedenii S. Dovlatova “Kompromiss” [Culturological approach to understanding the value component in the literary work of S. Dovlatov "Compromise"]. In: Tvorchestvo kak natsional'naya stikhiya: media i sotsial'naya aktivnost' [Creativity as a national element: media and social activity]. St. Petersburg, pp. 253-268. (In Russian)
Zuev, S. (2003) Sotsial'no-kul'turnoe proektirovanie [Socio-cultural design]. Izhevsk. 156 p. (In Russian)
Zuev, S. (2022) Universitet. Khranitel' ideal'nogo: Nechayannye esse, napisannye v uedinenii [University. Keeper of the Ideal: Unintentional essays written in solitude]. Moscow. 264 p. (In Russian)
Информация об авторах
С.А. Зайцева - кандидат философских наук, доцент, Факультет менеджмента креативных проектов, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=888200
А.В. Серебренникова - бакалавр (выпуск 2024 г.), Факультет менеджмента креативных проектов, менеджер культурно-массовых мероприятий, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия.
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
S.A. Zaitseva - PhD in Philosophy, Associate Professor, Faculty of Creative Project Management, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=888200
A.V. Serebrennikova - Bachelor (class of 2024), Faculty of Creative Project Management, Manager of Cultural Events, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, Moscow, Russia.
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.05.2024;
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.02.2025; Принята к публикации / Accepted for publication 18.02.2025.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.