Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 4
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В. Медведева
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
Автор анализирует состояние современного школьного языкового образования; предлагает рассматривать культурно-исторический подход как определяющий цели и задачи современного языкового образования; формулирует основные положения данного подхода и показывает возможность его практической реализации.
Ключевые слова: единая стратегия школьного языкового образования, основные положения культурно-исторического подхода в обучении.
In this article the author analyzes the condition of modern school linguistic education; offers to consider that the cultural and historical approach is determined by the goals and tasks of modern linguistic education; the author formulates the main ideas of the approach and shows its realization in practice.
Key words: united strategy of school linguistic education, main ideals of cultural and historical approach in schooling.
В содержании современного языкового образования необходимо выделять культурно-исторические ориентиры, которые готовят выпускника школы "к жизни в своей культуре в соединении с освоением общечеловеческих ценностей"1. Современный учащийся получает образование в условиях многоязычия и поликультурности, возрастания роли филологических наук и иностранного языка в жизни общества2. В федеральном компоненте базисного учебного плана 2004 г. произошло объединение родного и иностранного языка, поэтому возникает необходимость разработки подхода к обучению предметам языкового цикла, определяющего единую стратегию школьного языкового образования, согласно которой обучение иностранным языкам и иноязычной культуре должно осуществляться на базе родного языка и культуры, а не наоборот.
Анализ подходов в рамках личностно ориентированной парадигмы образования (личностного, личностно ориентированного, лич-
Медведева Юлия Валериевна - соискатель кафедры французского языка и лингводидактики ГУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"; тел.: 8-953-952-25-20, e-mail: gmc55@rambler.ru
1 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000. С. 9.
2 См.: Соловова Е.Н., Пореченкова Е.А. Определение состава филологических наук // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 4.
ностно-деятельностного, деятельностного) и подходов к языковому образованию (межкультурного, билингвального, мультилингваль-ного, культурно-философского и др.) выявил их культурно-историческую направленность. Все подходы определяют результат обучения как культурно-историческое развитие личности ребенка, развитие ребенка - "субъекта культуры" (ее носителя, хранителя, пользователя и творца)3, и разработаны в рамках культурно-исторической теории развития личности Л.С. Выготского4 и его последователей (А.Г. Асмолова5, А. А. Леонтьева6, В.И. Слободчикова7 и др.). Поэтому необходимо ввести в научный оборот понятие культурно-исторический подход и рассматривать его как системообразующий, который отражает основные тенденции языкового образования с позиций обучения родному (русскому) языку. Представляется целесообразным рассматривать культурно-исторический подход как стратегию современного языкового образования, нацеленную на развитие многомерности личности и многомерности деятельности в процессе освоения языка как способа присвоения культуры. Основанием выделения данного подхода послужило следующее: во-первых, несмотря на то что существует большое количество исследований культурно-исторического развития личности с позиции психологии, нам не удалось найти педагогические исследования, посвященные культурно-историческому подходу в образовании; во-вторых, для разработки культурно-исторического подхода в языковом образовании имеется достаточно солидная методологическая база - культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его последователей; в-третьих, Н.А. Горлова8 (в рамках научной школы А.А. Леонтьева) выделяет культурно-историческую парадигму образования и раскрывает условия и закономерности развития личности ребенка (учащегося) в процессе овладения речевой деятельностью в культурно-историческом контексте.
Методологической базой культурно-исторического подхода являются исследования теории развития личности Л.С. Выготского и его последователей (А.Г. Асмолова, А.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова и др.), классификация исторически обусловленных реальностей
3 СлободчиковВ.И.,ИсаевЕ.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2000. С. 95.
4 См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
5 См.: Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
6 См.: Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М., 2003.
7 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Указ. соч.
8 См.: Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. М., 2004. С. 58.
существования человека и деятельностей, определяющих характер вхождения человека в эти реальности, В.С. Мухиной9 и концепция культурно-исторического типа школы В.В. Рубцова10. Культурно -исторический подход в языковом образовании дает возможность педагогу организовать процесс интеграции обучающегося в культуру, в рамках которой протекает его жизнедеятельность, для дальнейшего свободного, самостоятельного и ответственного выбора своего места в жизни. Это позволяет учащемуся находить себя в различных видах деятельности, функционировать в условиях разных социальных отношений. Именно в рамках культурно-исторического подхода целесообразно рассматривать вопросы обучения языку, так как присвоение культуры возможно только в процессе освоения языка, оценка личности и деятельности личности с позиций многомерности возможна только в том случае, когда данная личность интегрирована в культуру. Таким образом, основными понятиями, через которые определена сущность культурно-исторического подхода, становятся личность, культура и язык (как деятельность).
Применительно к обучению школьников на основной ступени образования можно выделить следующие положения культурно-исторического подхода в языковом образовании:
1. Культурно-исторический подход в языковом образовании переориентирует процесс обучения с традиционного усвоения готовых форм знаний на процесс культурного творчества обучающегося, на переход от режима употребления, усвоения культурных образцов к режиму овладения им ради дальнейшего созидания своего образа жизни.
2. Культурно-исторический подход в языковом образовании предполагает постоянное активное взаимодействие педагога и ребенка в рамках культуры, что означает осознание ребенком себя как носителя определенной культуры (пространства национальной культуры на современном этапе существования).
3. Культурно-исторический подход в языковом образовании помогает педагогу и ребенку находить оптимальные способы взаимодействия с техническими и семиотическими артефактами, со знаково-символической реальностью культуры для развития культурного творчества обучающегося.
Культурно-исторический подход реализуется путем моделирования образовательного процесса. Модель культурно-исторического подхода в школьном языковом образовании с использованием междисциплинарных связей, в том числе родного и иностранного языков, определяется как путь взаимодействия педагога и учаще-
9 См.: МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. С. 9.
10 См.: Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996. С. 277.
гося, нацеленный на комплексное развитие личности учащегося в процессе интеграции в культуру, дающий возможность осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте, обучающий умению работать с функционирующими в данной культуре техническими и семиотическими артефактами.
В процессе преподавания языка с позиций культурно-исторического подхода одним из главных ориентиров является обучение передаче информации с помощью различных знаковых систем, в том числе неязыковых, умение грамотно структурировать информацию в любом виде (текстовый документ, презентация, публикация, сайт). Поэтому показателем реализации культурно-исторического подхода в языковом образовании выступает информационно-коммуникативная компетенция - это умение работать с функционирующими в данной культуре техническими и семиотическими артефактами; показатель владения учащимися основами информационной культуры: культурой устной и письменной речи, навыками использования различных образно-знаковых систем (языковых и неязыковых) в различных ситуациях общения, в том числе для получения, переработки и трансляции информации о национально-культурных особенностях своей страны (других стран при изучении иностранных языков). В структуру информационно-коммуникативной компетенции включены три компонента - социокультурный, информационный и коммуникативный.
Приведем пример системы работы в рамках реализации модели культурно-исторического подхода в языковом образовании учащихся. Совершенствуя умения учащихся 8-го класса создавать текст-описание, готовим медиаобразовательный проект-сайт "Описание тульского национального костюма". В структуру сайта включены четыре страницы. Первая страница "Информация о сайте" содержит данные о целях, этапах работы, источниках, использованных для подготовки сайта (школьники анализировали литературу, сайты, встречались с заведующей этнографическим музеем "Параскева"). На второй странице "Мужской костюм" и на третьей странице "Женский костюм" - описание основных элементов костюма. Четвертая страница - фотоальбом, демонстрирующий праздничную и повседневную женскую одежду разного времени и разных губерний. Анализируя информацию, размещенную на данном сайте, учащиеся пишут сочинение на тему " Описание тульского народного женского костюма". Данный вид работы развивает следующие компоненты информационно-коммуникативной компетенции: 1) коммуникативный (учащийся создает текст-описание); 2) социокультурный (учащийся оформляет страницы сайта, т.е. создает автономные знаки - индивидуальные знаки, отражающие творческую деятельность человека, изучает особенности народного костюма, символику
его элементов); 3) информационный (работает в сайтостроителе Macromedia Dreamweaver 8).
Реализуя культурно-исторический подход на уроках русского языка в основной школе, можно предложить учащимся следующие задания, направленные на развитие социокультурного компонента информационно-коммуникативной компетенции (при выборе содержания проекта):
• подготовить текстовое содержание проекта, который по своей тематике относится к группе "Национальное достояние": визитная карточка моей страны, создание энциклопедии об истории государственных символов Российской Федерации; описание национального костюма, народных обрядов, традиций производства своего региона;
• подготовить тексты проектов, которые относятся к группе "Описание культуры": экскурсия по городу, описание основных черт культуры какой-либо страны;
• подготовить тексты проектов, которые относятся к группе "Развитие мировой культуры и истории": описание культурных достопримечательностей страны, исследование вклада какой-либо страны в развитие искусства и др.;
• проанализировать и создать различные виды знаков - иллюстративного материала проектов: знаки-копии (художественные полотна, фотографии людей, зданий, схемы); автономные знаки (создание шаблонов оформления презентаций, оформление страниц публикаций, сайтов); знаки-символы (гербы государства, города); знаки отличия (ордена, медали Великой Отечественной войны); знаки-эталоны музыкальных звуков.
Можно также предложить следующие задания, направленные на развитие информационного компонента (при оформлении результатов работы по созданию проекта):
• создать и отредактировать текстовый документ (отформатировать, оформить текст в виде таблицы и схемы и др.);
• создать и отредактировать графические изображения (векторные и растровые);
• подготовить презентацию (использовать группы инструментов PowerPoint, создать самостоятельно шаблон и т.п.);
• работать в Internet Explorer (искать информацию в сети Интернет, сохранять веб-страницы с графическими объектами);
• создавать и редактировать веб-страницы и др.
Задания, направленные на развитие коммуникативного компонента (при подготовке текста проекта)11:
11 См.: Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка // Русская словесность. 2004. № 3. С. 48.
• анализ информационных источников сети Интернет, поиск сайтов по заявленной проблеме проекта, используя просмотровое чтение (в течение нескольких минут учащиеся знакомятся с текстом сайтов с целью выяснения темы, основной мысли, наличия информации, например, дается ли в тексте определение того или иного культурного явления, имеются ли примеры, иллюстративный материал; обращают внимание на графические особенности текста: каким образом выделена ключевая информация; имеются ли схемы, таблицы, рисунки);
• формулирование темы и основной мысли текста, который создавался во время урока (учащиеся анализировали тему урока, которая позволила сформулировать тему текста, основополагающие и проблемные вопросы; знакомились с иллюстративным материалом, представленным на сайтах; анализировали схемы, таблицы; подбирали определенный языковой материал (словосочетания, предложения, цитаты));
• прогнозирование (предугадывание) содержания текста (учащиеся прогнозировали, о чем нужно рассказать в тексте с таким заголовком, какую новую информацию должен этот текст содержать, сколько частей будет включать текст, обосновывали свою точку зрения, предполагали, что должно говориться в первой части текста, и т.п.);
• словарная работа (учащиеся уточняли лексическое значение ключевых слов текста, составляли специальный словарь в рамках проекта для лучшего восприятия слушателей, которым был представлен проект позднее);
• подготовка первого варианта текста в электронном виде в редакторе Microsoft Office Word 2003 (учащиеся, работая в группах, готовили несколько вариантов текста: статьи журнала, презентации).
Список литературы
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. М., 2004. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М., 2003.
Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка //
Русская словесность. 2004. № 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996. Соловова Е.Н., Пореченкова Е.А. Определение состава филологических наук //
Иностранные языки в школе. 2007. № 8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.