ПсиологачЕскае ннуки
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
А.Н. Костенко
CULTURAL -HISTORICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF PERSON'S STRESS-STABILITY AND ITS FORMATION IN ONTOGENESIS
Kostenko A.N.
The article views the scientific approaches to the of person's stress-stability in ontogenesis of personality formation. Detailed analysis of the concept "stress-stability" from the different scientists' point of view ty.M. Genkovskaya, N.D. Levitova, V.G. Norakidze, K.K. Platonov, B.K. Vardanyan and many others) is given. And having made the survey analysis of the literal source on the problem, authors revealed the number of searching issues on the ground of which the main concepts of cultural-historical psychology evolution was determined.
В статье рассматривается научный подход к проблеме стрессоустойчивости в онтогенезе формирования личности. Дается подробны1й анализ понятия «стрессоустойчи-вость» с позиций различных ученых (В.М. Генковской, Н.Д. Левитовой, В.Г. Нора-кидзе, К.К. Платонова, Б.Х. Варданян и мн. др.).
УДК 159.923.2
Разработка проблемы стрессоустойчивости в онтогенезе вызывает исследовательский и практический интерес в связи с такой важной социальной задачей, как формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. В психологической литературе существует мнение о том, что формирование этнических стереотипов и предрассудков может быть связано с фрустрацией и невозможностью ее конструктивного разрешения.
Согласно теории Дж. Долларда (11), фрустрация, понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности, может вызывать ряд негативных эмоций, а нередко и агрессию, которая посредством механизма «переадресации», т.е. реализации агрессивного, возбужденного фрустрацией потенциала против более удобного и менее опасного объекта, может переходить в этнический контекст, что порождает проблему национальной интолерантности, ауто- и ге-тероагрессии. Поскольку фрустрации возникают не только в экстремальных, но и в типичных, повседневных ситуациях, возникает научный интерес к стрессоустойчивости подростков.
Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое генетическое происхождение, являясь средством и результатом психического развития. Однако в психологической литературе этот вопрос освещен
фрагментарно, вне принципов развития, системности, культурно-исторической обусловленности. В практическом содержании акцент делается на развитие отдельных качеств (поисковая активность, копинг-стратегии и копинг-ресурсы в подростковом и юношеском возрасте), рекомендации как помочь ребенку пережить горе и как проводить психокоррекционную работу с детьми, испытавших стрессовые ситуации, т.е. речь идет о фактах уже свершившихся, о реабилитации. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития в современных культурно-исторических условиях является, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии и, отражая ее междисциплинарный характер, отвечает задачам психологии развития, клинической и социальной психологии.
В психологической науке стрессо-устойчивость рассматривается как необходимая характеристика целостного процесса адаптации. Ориентируясь на современную трактовку процесса адаптации, в анализе содержания понятия стрессоустойчивости, исследователи опираются на определение психической устойчивости, подчеркивая ее активный характер.
По мнению В.М. Генковской (5), стрессоустойчивость - это момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям. С точки зрения системно-структурного подхода, система предполагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся, в некоторых пределах, среды. Устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняет основные внутренние взаимосвязи. Живые системы способны в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию». Соответственно, устойчивость не относится только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом. Ее можно рассматривать как процесс и как результат, она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адапта-
ции. Устойчивость, в широком смысле, необходимо, согласно В.М. Генковской (5), рассматривать как функцию двух переменных - окружающей среды и внутренней структуры системы. Если система устойчива, то она относительно инвариантна. Таким образом, устойчивость определяется как особая организация существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование.
А.А Баранов предлагает считать стрессоустойчивость частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. В теории фиксированных форм поведения. Г. В. Залевский вводит понятие континуума «ригидность -флексибильность», как свойства и состояния личности, показывающего степень «открытости-закрытости» новому опыту. Как чрезмерная ригидность приводит систему к закрытости и, как следствие, нежизнеспособности, так и чрезмерная флексибильность -открытость не позволяет системе приобрести собственную устойчивость. В исследованиях Э.В. Галажинского было показано, что одним из факторов эффективной адаптации является оптимум психической ригидности (8).
В психологической науке нет единого понимания содержания «стрсссоустойчиво-сти», а следовательно, нет единого определения этого понятия. Под термином «стрес-соустойчивость» понимают такие частные его составляющие как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс - резистентность, фрустра-ционная толерантность. С.В. Субботин заключает, «что все эти наименования суть одного явления». Термин «эмоциональная устойчивость» используется в значении некоторой устойчивости уровня интенсивности и качественных особенностей эмоционального переживания (14). По мнению Н.Д. Левитова (2), эмоциональная устойчивость -это способность быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности». Эмоциональную неустойчи-
вость В.Г. Норакидзе связывает с частой сменой эмоций противоположных знаков, а Н.Д. Левитов - с неустойчивостью настроений и эмоций, как следствия неустойчивости чувств, податливости подражанию (2).
К.К. Платонов и В.Л. Марищук вкладывают в это понятие способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, несмотря на эмоциогенные воздействия (17).
Некоторые ученые под эмоциональной устойчивостью понимают способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. В определение понятия «стрессоустойчивость» Я. Рейковский включает параметр чувствительности к эмоциогенным раздражителям. Однако, как замечает К.К. Платонов, решающим является не сама по себе большая или меньшая эмоциональная возбудимость, а большее или меньшее отрицательное влияние на навыки, на деятельность человека. Он рассматривает это понятие как взаимодействие эмоционально-волевых качеств личности (степень волевого владения достаточно сильными эмоциями) в их отношении к характеру деятельности и подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-моторную, эмоционально-сенсорную и эмоционально-волевую. Это позволяет понимать стрессоустойчивость как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании.
Б.Х. Варданян (10) определяет стрес-соустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности. Стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности. П.Б. Зильберман (19), опасаясь чрезмерной устойчивости, негибкости и, как следствия, неадекватного
отражения изменившейся ситуации, предлагает определение стрессоустойчивости как интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.
В.С. Субботин с позиций теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина пишет, что «стрессоустойчивость - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности» (5).
Таким образом, как следует из всех приведенных определений, стрес-соустойчивость рассматривается с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, и как характеристика, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы, т.е. как показатель деятельностный и личностный.
Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей стресса. В то же время способность противостоять трудностям, как отмечают многие авторы (Г. Томэ, Г. Ам-мон, С.Р. Мадди, М. Эйнсворт, В.С. Ротен-берг, В.В. Аршавский, Л.И. Апцыферова, Н.И. Наенко, Н.В. Конончук и др.), формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана, как пишет Л.М. Митина, «...с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации», что подтверждает актуальность изучения онтогенетических аспектов стрессо-устойчивости (13).
Обзорный анализ данных литературы по проблеме стрессоустойчивости позволил поставить ряд исследовательских задач. Общепсихологической задачей является определение психологического содержания эпифеномена стрессоустойчивости с опорой на современные теоретические подходы к психическому развитию человека в онтогенезе, к проблеме стресса и стрессоустойчивости. В контексте решения задач психологии развития и акмеологии необходимым является установление психологических критериев стрессоустойчивости на каждом возрастном этапе, динамики и преемственности ее развития, факторов и условий ее формирования; описание феноменологических границ стрессоустойчивого поведения специфичного для определенного возраста. Полученные в результате исследования данные позволят научно обоснованно определить пути профилактики стресса и развития стрессоустойчивости на различных этапах онтогенетического развития и тем самым предотвратить различные негативные последствия стресса на индивидуальном и общественном уровнях.
В исследовании стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития на наш взгляд, необходимо руководствоваться следующими основными положениями культурно-исторической психологии развития:
- культурно-историческим генезисом человеческой психики;
- детерминацией социальной личности человека, т.к. личность - первичное, что создается вместе с высшими психическими функциями; эти последние суть перенесенные в личность, интериоризированные социальные отношения, где интериоризация -это сложный процесс трансформации миров;
- психическим развитием, которое представлено единством биологического и культурного развития; в связи с этим выделяются сензитивные периоды развития;
- развитием и появлением психологических систем, т.к. развитие - процесс достижения идеальной (конечной формы);
- высшими психическими процессами, которые произвольны, сознательно
управляемы и формируются в онтогенезе в логике закономерностей психического развития.
Опора на идеи культурно-исторической теории Л. С. Выготского и ее развитие в трудах Д.Б. Эльконина, А.Г. Ас-молова, Л.И. Анцыферовой, К.А. Абульха-новой-Славской, В.Е. Клочко, В.С. Мухиной, В.И. Слободчикова позволяет (9):
- изучить феномен стрессоустойчиво-сти как условия и результата психического развития;
- выявить специфические для каждой возрастной ступени средства, которые присваивает и использует человек в предотвращении стрессовых ситуаций и в совладении с ними;
- определить чувствительность возраста к развитию в нем определенных составляющих стрессоустойчивости;
- исследовать, каким образом взрослый организует поведение подростка для передачи ему опыта стрессоустойчивости;
- получить представление, какие субъективные характеристики стрессоустойчи-вости являются наиболее личностно и социально эффективными для человека на разных возрастных этапах и в различных условиях индивидуальной социальной ситуации развития (ограничение возможностей, социальное сиротство);
- охарактеризовать возрастную специфику проблемных ситуаций и нормативную стрессоустойчивость к ним;
- установить закономерности связи стрессоустойчивости с психическим развитием.
Таким образом, в результате изучения эмоционально-волевого аспекта проблемы стрессоустойчивости в онтогенезе, можно получить новые научные данные о психологическом содержании стрессовых ситуаций, характеристиках стрессоустойчивости с учетом этнической идентичности и социальной эффективности, а также этнопсихологических особенностях формирования стрессо-устойчивости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский
А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. - М., 1989.
2. Анциферова ЛЛ. Личность в трудных жизнен-
ных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. - 1994. Т. 15. - № 1. -С. 3-16.
3. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков: Монография. - М., 1998.
4. Ахвердова О.А., Боев И.В. Сравнительные результаты психологических исследований подростков с различными психотипологическими особенностями социально-стабильного и социально-нестабильного периодов общества // Вестник СГУ. - 1999. - № 16. («Психолого-педагогические науки»).
5. Бирюм Г. Психологические теории личности /Пер. с англ. А.Б. Хавина. -М., 1956.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
7. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М., 1983.
8. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976.
9.
10.
Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению экстремальной устойчивости // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. -С. 106-132.
Еодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.
11. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека в экстремальных условиях среды. - Рига, 1980.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -М, 1983.
13. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.; Женева, 1989.
14. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. -М., 1970.
15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1987.
16. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельче-нок. -М., 1999.
17. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М., 1988.
18. Черепанова Е.М. Психологический стресс. -М., 1996.
19. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение / Пер. с англ. - М., 1985.
Об авторе
Костенко Алла Николаевна, соискатель Ставропольского государственного университета, преподаватель кафедры социальной психологии Армавирского православного социального института. Сфера научных интересов - формирование стрессоустойчивости личности подростка в условиях социальной среды.