Научная статья на тему 'Культурно-исторические особенности воспитания национальной идентичности в Приамурье '

Культурно-исторические особенности воспитания национальной идентичности в Приамурье Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное воспитание / нанайцы / традиции / образование / культурное наследие / нанайский язык. / National education. Nanai / traditions / education / cultural heritage / Nanai language.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Белая Е. Г.

Актуальностью исследований по проблемам этнокультурного развития определяются научными, этническими интересами российского общества. В изучении истории и культуры нанайцев важный вклад внесли этнографические результаты экспедиций, путешественников, государственных служащих. В отечественной историографии, исследователями были проанализированы изменения традиционного жизненного уклада, роль традиций и обрядов в воспитании национальной идентичности. Цели: выявление особенностей воспитания нанайцев, способствующих формированию и укреплению национальной идентичности на основании проведенных этнографических экспедиций с 2019 по 2024 год. Задачи: проанализировать анкетирование, интервью в населённом пункте сельского поселения «Село Верхняя Эконь» (2019г.); Бельговское сельское поселение (2019, 2021г) Комсомольского района Хабаровского края; «Село Кондон» (2019, 2021г.) Солнечного района Хабаровского края; «Село Омми», «Село Ачан» (2024г.), Амурского района Хабаровского края для выявления уровня знаний о географических объектах, их названий, легенд и мифов, связанных с определенными местами. Выявить роль семьи в передаче знаний о национальном наследии воспитательного процесса. Установить изменения основных элементов системы национального воспитания. Методы: этнографические методы исследования такие как: наблюдение, анкетирование, интервью. Исследовать эволюцию развития основных аспектов системы нанайского воспитания позволил историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод дает возможность выделить отличительные черты элементов структуры воспитания в разный период. Результаты: всего составлено 348 анкет для детей школьного возраста, учителей нанайского языка, мастеров декоративно-прикладного искусства, преподавателей танцев и физической культуры. В результате выделены способы увеличения интереса молодежи к традиционной нанайской культуре. Зафиксированы воспоминания о происхождении топонимов, их связь с историческими событиями и культурными традициями изучаемых мест. Проанализированы программы государственной поддержки, которые также влияют на воспитание национальной идентичности. Выводы: так как современному молодому поколению передаются знания о национальных особенностях, именно воспитание формирует основу в сохранении топонимической системы, поддерживая также связь молодежи с природой и культурой своего народа. Это привлекает внимание исследователей к проблеме сохранения и развития национальной идентичности. К открытию новых фактов и данных могут привести научные исследования топонимов, которые будут полезны для дальнейшего изучения и сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and historical features of the education of national identity in the Amur region

The relevance of research on the problems of ethnocultural development is determined by the scientific, ethnic interests of Russian society. In the study of the history and culture of the Nanai people, an important contribution was made by the ethnographic results of expeditions, travelers, and civil servants. In domestic historiography, researchers analyzed changes in the traditional way of life, the role of traditions and rituals in the education of national identity. Objectives. To identify the characteristics of the upbringing of the Nanai people that contribute to the formation and strengthening of national identity based on ethnographic expeditions conducted from 2019 to 2024. Research objectives. To analyze the questionnaires and interviews in the rural settlement "Village Verkhnyaya Ekon" (2019); Belgovskoye rural settlement (2019, 2021) of the Komsomolsky district of the Khabarovsk territory; "Village Kondon" (2019, 2021) of the Solnechny district of the Khabarovsk territory; "Village Ommi", "Village Achan" (2024), Amursky district of the Khabarovsk territory to identify the level of knowledge about geographical objects, their names, legends and myths associated with certain places. To identify the role of the family in the transfer of knowledge about the national heritage of the educational process. To establish changes in the main elements of the national education system. Methods. Ethnographic research methods such as: observation, questionnaires, interviews. The historical-genetic method allowed us to study the evolution of the development of the main aspects of the Nanai education system. The historical-comparative method makes it possible to identify the distinctive features of the elements of the education structure in different periods. Results. A total of 348 questionnaires were compiled for school-age children, Nanai language teachers, masters of decorative and applied arts, dance and physical education teachers. As a result, ways to increase the interest of young people in traditional Nanai culture were identified. Memories of the origin of toponyms, their connection with historical events and cultural traditions of the studied places were recorded. State support programs that also influence the education of national identity were analyzed. Conclusions. Since knowledge about national characteristics is passed on to the modern young generation, it is education that forms the basis for preserving the toponymic system, also supporting the connection of youth with the nature and culture of their people. This attracts the attention of researchers to the problem of preserving and developing national identity. Scientific research of toponyms can lead to the discovery of new facts and data, which will be useful for further study and preservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические особенности воспитания национальной идентичности в Приамурье »

— ИСТОРИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-4-2 УДК 37.01

Attribution

сс by

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРИАМУРЬЕ

Белая Е.Г.

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Аннотация. Актуальностью исследований по проблемам этнокультурного развития определяются научными, этническими интересами российского общества. В изучении истории и культуры нанайцев важный вклад внесли этнографические результаты экспедиций, путешественников, государственных служащих. В отечественной историографии, исследователями были проанализированы изменения традиционного жизненного уклада, роль традиций и обрядов в воспитании национальной идентичности. Цели: выявление особенностей воспитания нанайцев, способствующих формированию и укреплению национальной идентичности на основании проведенных этнографических экспедиций с 2019 по 2024 годы. Задачи: проанализировать анкетирование, интервью в населённом пункте сельского поселения «Село Верхняя Эконь» (2019 г.); Бельговское сельское поселение (2019, 2021 гг.) Комсомольского района Хабаровского края; «Село Кондон» (2019, 2021 г.) Солнечного района Хабаровского края; «Село Омми», «Село Ачан» (2024 г.), Амурского района Хабаровского края для выявления уровня знаний о географических объектах, их названий, легенд и мифов, связанных с определенными местами. Выявить роль семьи в передаче знаний о национальном наследии воспитательного процесса. Установить изменения основных элементов системы национального воспитания. Методы: этнографические методы исследования такие как: наблюдение, анкетирование, интервью. Исследовать эволюцию развития основных аспектов системы нанайского воспитания позволил историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод дает возможность выделить отличительные черты элементов структуры воспитания в разный период. Результаты: всего составлено 348 анкет для детей школьного возраста, учителей нанайского языка, мастеров декоративно-прикладного искусства, преподавателей танцев и физической культуры. В результате выделены способы увеличения интереса молодежи к традиционной нанайской культуре. Зафиксированы воспоминания о происхождении топонимов, их связь с историческими событиями и культурными традициями изучаемых мест. Проанализированы программы государственной поддержки, которые также влияют на воспитание национальной идентичности. Выводы: так как современному молодому поколению передаются знания о национальных особенностях, именно воспитание формирует основу в сохранении топонимической системы, поддерживая также связь молодежи с природой и культурой своего народа. Это привлекает внимание исследователей к проблеме сохранения и развития национальной идентичности. К открытию новых фактов и данных могут привести научные исследования топонимов, которые будут полезны для дальнейшего изучения и сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: национальное воспитание, нанайцы, традиции, образование, культурное наследие, нанайский язык.

CULTURAL AND HISTORICAL FEATURES OF THE EDUCATION OF NATIONAL IDENTITY IN THE AMUR REGION

Evgeniya G. Belaya

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern branch of the Russian Academy of Sciences

Abstract. The relevance of research on the problems of ethnocultural development is determined by the scientific, ethnic interests of Russian society. In the study of the history and culture of the Nanai people, an important contribution was made by the ethnographic results of expeditions, travelers, and civil servants. In domestic historiography, researchers analyzed changes in the traditional way of life, the role of traditions and rituals in the education of national identity. Objectives. To identify the characteristics of the upbringing of the Nanai people that contribute to the formation and strengthening of national identity based on ethnographic expeditions conducted from 2019 to 2024. Research

— ИСТОРИЯ —

objectives. To analyze the questionnaires and interviews in the rural settlement "Village Verkhnyaya Ekon» (2019); Belgovskoye rural settlement (2019, 2021) of the Komsomolsky district of the Khabarovsk territory; «Village Kondon» (2019, 2021) of the Solnechny district of the Khabarovsk territory; «Village Ommi», «Village Achan» (2024), Amursky district of the Khabarovsk territory to identify the level of knowledge about geographical objects, their names, legends and myths associated with certain places. To identify the role of the family in the transfer of knowledge about the national heritage of the educational process. To establish changes in the main elements of the national education system. Methods. Ethnographic research methods such as: observation, questionnaires, interviews. The historical-genetic method allowed us to study the evolution of the development of the main aspects of the Nanai education system. The historical-comparative method makes it possible to identify the distinctive features of the elements of the education structure in different periods. Results. A total of 348 questionnaires were compiled for school-age children, Nanai language teachers, masters of decorative and applied arts, dance and physical education teachers. As a result, ways to increase the interest of young people in traditional Nanai culture were identified. Memories of the origin of toponyms, their connection with historical events and cultural traditions of the studied places were recorded. State support programs that also influence the education of national identity were analyzed. Conclusions. Since knowledge about national characteristics is passed on to the modern young generation, it is education that forms the basis for preserving the toponymic system, also supporting the connection of youth with the nature and culture of their people. This attracts the attention of researchers to the problem of preserving and developing national identity. Scientific research of toponyms can lead to the discovery of new facts and data, which will be useful for further study and preservation of cultural heritage.

Keywords: National education. Nanai, traditions; education, cultural heritage, Nanai language.

Введение.

Нанайцы, один из малочисленных коренных народов Дальнего Востока России, жизнь которых тесно связана с речными экосистемами Амура и его притоками. Традиционно, природа была не просто средой обитания, а священным пространством с добрыми и злыми духами. Уважительному отношению к природе, бережному использованию её ресурсов обучались дети с раннего детства.

Центральную роль в этническом воспитании ребенка была семья, так как именно в семье закладываются основы культурной идентичности, формируются первые представления о традициях, значениях топонимов, обычаях, норм поведения и ценностях народа. Всесторонне подготавливало детей через трудовое воспитание к жизни для выживания в суровых природных условиях [1, с. 28].

Обсуждение.

Материалы, отчеты традиционного нанайского воспитания представлены в работах О.А. Шабу-ровой. Традиционно девочек приобщали к ведению домашнего хозяйства, обучали знаниям народной медицины, узнавать растения, грибы. Это способствовало к формированию уважения к месту, которое имеет особое название и значение [2, с. 114].

Именно дома дети изучали правила, особенности нанайского языка, фольклор, который являлся важнейшим инструментом семейного воспитания. Так как письменная традиция нанайцев была слабо развита, важным способом сохранения культурного наследия оставалась устная передача мифов, сказок, песен и легенд, где

дети узнавали о значении топонимов, связанных с их родовыми местами проживания предков, названия важных объектов.

Преобразования в культуре, хозяйстве нанайцев за годы советской власти рассмотрены Ю.А. Сем на основании собранных полевых материалов экспедиций. Особую значимость его работам придает собственная классификация, терминология нанайских фольклорных жанров. Разделив их на мифы, мифологические рассказы и предания, на героический эпос, шаманские мифы и бытовые рассказы, автор показал важность фольклора, который помогал усвоить моральные и этические нормы, а также укреплял их связь с природой, культурой и историей своего народа [3, с. 32].

Идею интернационализма пропагандировала советская идеология; это подразумевало объединение всех народов СССР в единую социалистическую общность. В ходе укрупнения и коллективизации сельских поселений нанайцы были вынуждены переселяться в большие колхозы, совхозы, что значительно нарушило традиционный способ ведения жизненного уклада с внедрением новых технологий.

В 1940-1960-е годы отмечается постепенный переход на русский язык как результат контактов с русскими народами, вступлением нанайцев в смешанные браки. Преподавать в школах стали исключительно на русском языке, что ускорило процесс утраты родного языка и культуры. Следующее поколение детей, не знающих нанайского языка, потеряло возможность полноценного общения с представителями старшего поколения, что затруднило передачу знаний и опыта. Утрачивание нанайского языка - это результат сложных социально-экономических и политиче-

— ИСТОРИЯ —

ских процессов, которые имели глубокие последствия для их потомков и всей этнической группы [4, с. 7].

Меняется традиционный хозяйственный, семейный, культурный уклад. Промыслы, которые традиционно являлись трудом во благо семьи, теперь становятся обязательством для Советского государства, так как страна нуждалась в образованных, культурных, квалифицированных кадрах.

Появление школ-интернатов в середине XX века с целью обеспечения доступа к образованию для детей отдалённых районов давала возможность получить базовые знания, навыки, необходимые для жизни в современном обществе, что также способствовало расширению кругозора детей и обогащению культурного опыта. Однако пребывание в интернате отрывало детей от семьи и традиционного окружения, что также приводило к ослаблению связей с родной культурой и к снижению уровня владения языком среди молодого поколения.

Несмотря на сложности, некоторые аспекты нанайской культуры продолжали передаваться из поколения в поколение. Некоторые обычаи и ритуалы, связанные с повседневной жизнью, приготовлением пищи, изготовлением одежды, украшений, а также празднование традиционных праздников, посещение особых, ритуальных мест сохранялись внутри семей. В советское время, заинтересованные в изучении и сохранении культуры коренных народов ученые и исследователи проводили этнографические исследования. Эти результаты также помогали документировать и сохранять элементы нанайской культуры [5, с. 68].

Ситуация меняется уже с 70-х годов XX века, когда советское правительство вводит практику изучения национального языка в начальных классах. Так, А.В. Ахметова, исследуя эволюцию системы воспитания и образования малочисленных народов Дальнего Востока в 1960-е - начале 1980-х гг., выделила их значительные изменения под влиянием внешних факторов, однако, подчеркнула, что традиционные элементы воспитания сохранились и продолжают играть важную роль в формировании национальной идентичности нанайцев. Автор описал результат адаптации нанайского алфавита, так как появился отдельный предмет изучения родного языка [6, с. 119].

Трансляция, передача из поколения в поколение народной культуры, остается одной из основных проблем в воспитании. Профессор С.Ф. Караба-нова выделила специфику танцев, которая выполняет функцию образовательную, воспитательную и развлекательную. Выделила значение культа природы, верования нанайцев через такие сюжеты, как «Родные Амурские просторы», «танец шамана» [8, с. 63].

Вопросами изучения физического воспитания с использованием природных ресурсов, спецификой северного многоборья занимался В.И. Прокопенко. «Игры народов Севера отличаются универсальностью и комплексностью, развивают жизненно важные двигательные способности, закаляют и укрепляют здоровье, формируют характер» [9, с. 22].

Результаты.

Современные особенности воспитания нанайцев представляют собой сочетание традиционных методов и инновационных подходов. Так, сохранение языка необходимо не только для поддержания культурного разнообразия, но и для обеспечения права народа на сохранение своей идентичности и самовыражения. Автором учебника нанайского языка для детей, организатор учебно-методических уроков нанайского языка в советское время является Н.Б. Киле [7].

На сегодняшний день культуру нанайцев Приамурья изучают в рамках программы «Возрождение этнических традиций», которая внедрена во всех детских садах, школах национальных сел Хабаровского края. Воспитание национальной идентичности - это процесс формирования индивидом чувств принадлежности к определенной этнической группе, создавая основу для коллективной памяти и самосознания через культурные мероприятия, национальные фестивали, выставки, концерты. На поставленном репертуаре сегодня воспитываются и сами участники коллективов, их родители, зрители.

Передача опыта танцевального искусства подрастающему поколению сейчас происходит через хореографа, учреждения культуры и образования, где на основе обращения к истокам традиционной нанайской культуры, языку, истории, фольклора, декоративно-прикладного искусства развивают чувство национальной гордости. Руководители, при создании нового сюжета, основываются на научную литературу с описанием обычаев, ритуалов своего народа. Повышает интерес к нанайской культуре создание фильмов, методичек на родном языке. Для изучения родного языка взрослому поколению проводят занятия в учебном заведении города Хабаровск.

Заключение.

Несмотря на утрату некоторых традиционных элементов, возникают новые формы культурной экспрессии, такие как современная музыка, литература, отражающие опыт и мировоззрение нанайцев в новых условиях.

Под влиянием советской политики, индустриализации, естественных изменений, этнических факторов происходит изменение и в топонимике нанайцев. Эти последствия приводят к замене нанайских топонимов русскими аналогами, русификации, изменением в бытовой речи, переименованию некоторых объектов.

— ИСТОРИЯ —

Как малочисленный коренной народ, нанайцы имеют особый правовой статус в Российской Федерации, и по законодательству предусмотрены меры по защите их прав, включая право на пользование природными ресурсами, сохранение традиционного образа жизни и развитие культуры. Также осуществляются программы поддержки национального языка [10, с. 210].

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Таким образом, национальная идентичность нанайцев основывается на глубоких культурных, исторических и духовных корнях, которые проявляются в языке, традициях, искусстве и отношении с природой. Развитие этих аспектов через воспитание остается приоритетной задачей для нанайского народа, стремящегося к сохранению своей уникальной идентичности в условиях современного мира.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Прокопенко В.И. Этнопедагогика нивхов Приамурья и Сахалина (XIX - начало XXI в.). Владивосток : Дальнаука, 2024. 198 с.

2. Шабурова О.А. Воспитание в нанайской семье середины XIX - начала XX вв. : монография. Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комсом.-н/А гос. пед. ун-та, 2004. 198 с.

3. Сем Ю.А. Жанровая классификация фольклора нанайцев / Ю.А. Сем // Фольклор и этнография народов Севера. 1986. С. 30-51.

4. История и культура нанайцев: историко-этнографические очерки / Авторы-сост. С.В. Березницкий, Е.А. Гаер, С.Ф. Карабанова; редколлегия В.А. Тураев (отв. ред.) [и др.] ; Российская Академия Наук. Дальневосточное отделение, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. СПб. : Наука, 2003. 324 с.

5. Proceedings of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration» - Reports in English (November 6, 2024. Beijing, PRC) Historiography of the study of Nanai culture. Belaya E.G. 2024 ^ 11 Л 6 В-ФШЬ® November 06, 2024. Beijing : PRC. P. 66-70

6. Ахметова А.В. Эволюция системы воспитания и образования коренных малочисленных народов Дальнего Востока в 1960-е - начале 1980-х годы / А.В. Ахметова // Страницы истории России и Урала. 2014. С. 112-121.

7. Киле Н.Б. Нанай Хэсни. Нанайский язык. Учебник и книга для чтения во 2-ом классе / Н.Б. Киле, Л.И. Сем, Е.А. Гаер. М. : Просвещение, 1980. 315 с.

8. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. Издательство «Наука». М., 1979. 140 с.

9. Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания. Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-тф, 1992. 112 с.

10. Сохранение родных языков и культур как фактор повышения благополучия и качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ / Сост. Е.Н. Агапова, О.А. Граничина, С.Ю. Трапицын; Отв. сост. М.В. Жарова [и др.]. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2022. 240 с.

References:

1. Prokopenko V.I. Ethnopedagogy of the Nivkhs of the Amur Region and Sakhalin (19th-early 21st century). Vladivostok : Dalnauka, 2024. P. 198

2. Shaburova O.A. Education in a Nanai family in the mid-19th - early 20th centuries : monograph. Komsomolskon-Amur : Publishing house of the Komsomolsk-on-Amur state pedagogical university, 2004. P. 198

3. Sem Yu.A. Genre classification of Nanai folklore / Yu.A. Sem // Folklore and ethnography of the peoples of the North. 1986. Р. 30-51.

4. History and culture of the Nanai: historical and ethnographic essays / Authors-compilers S.V. Bereznitsky, E.A. Gaer, S.F. Karabanova; Editorial board V.A. Turaev (executive editor) [et al.]; Russian Academy of Sciences. Far Eastern Department, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East. SPb. : Science, 2003. P. 324.

5. Proceedings of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration» - Reports in English (November 06, 2024. Beijing, PRC) Historiography of the study of Nanai culture. Belaya E. G. 2024 ^ 11 Л 6 В'ФШЬж November 06, 2024. Beijing : PRC. P. 66-70.

— ИСТОРИЯ —

6. Akhmetova A.V. Evolution of the system of upbringing and education of indigenous peoples of the Far East in the 1960s - early 1980s / A.V. Akhmetova // Pages of the history of Russia and the Urals. 2014. P. 112-121.

7. Kiele N.B. Nanay Hasni. Nanai language. Textbook and book for reading in 2nd grade / N.B. Kile, L.I. Sem, E.A. Gaer. M. : Prosveshchenie, 1980. P. 315.

8. Karabanova S.F. Dances of small peoples of the southern Far East of the USSR as a historical and ethnographic source. Nauka Publishing House. M., 1979. P. 140.

9. Prokopenko V.I. Traditional physical education of the Nanai: games and competitions. Yekaterinburg : Ural. Un-tf Publishing House, 1992. P. 112.

10. Preservation of native languages and cultures as a factor in improving the well-being and quality of life of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation / Compiled by E.N. Agapova, O.A. Granichina, S.Yu. Trapitsyn; Responsible. compiled by M.V. Zharova [et al.]. SPb. : Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen (RSPU), 2022. P. 240.

Информация об авторе

Белая Евгения Григорьевна

кандидат исторических наук, доцент,

старший научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН [email protected]

Evgeniya G. Belaya

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher,

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern branch of the Russian Academy of Sciences [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.