Научная статья на тему 'Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс»)'

Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные медиа / паблик / сетевой смеховой фольклор / мем / этнокультурное своеобразие / Республика Коми / social media / public / network humor folklore / meme / ethno-cultur al identity / Komi Republic

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бешкарев Алексей Александрович, Пыстина Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию того, как один из самых популярных сегодня жанров интернет-коммуникации — мем — обретает оригинальные признаки в региональном медиаполе и становится важным выразителем идентичности культуры и самосознания жителей национального региона (в нашем случае — Республики Коми). Актуальность статьи определяется распространенностью интернет-мемов в виртуальной среде, а также малой степенью их изученности. Цель статьи — выявить и описать процессы, происходящие с интернет-мемом в локальном сетевом сообществе, посвященном своеобразию культуры и быта коми. Исследование показало, что интернет-мем, несмотря на свою лаконичность, ограниченность вербальных средств, жесткую структуру и обязательную иронию, способен вбирать в себя многочисленные проблемы и темы, уникальные для территории, на которой он находит свое распространение: особенности языка, климата, этнографии и культуры, общественные события. С опорой на существующие научные исследования мем рассматривается в статье как один из ведущих жанров современной сетевой коммуникации, который с равным правом может быть отнесен как к журналистским (в гражданском варианте этой профессии), так и к фольклорным («нетлорным») жанрам. Мем (название происходит от сокращенного memory — «па мять») — это всегда отсылка к неким понятным аудитории фактам куль туры или общественной жизни, обращение к коллективной памяти. В качестве конкретного материала исследования использовался паблик «Коми мемъяс», наиболее авторитетный в республике источник мемов на местную тематику. При сплошном просмотре всех публикаций сообщества уда лось выявить основные темы, интересующие анонимных авторов и подписчиков страницы. По мере убывания их можно объединить в следую щие группы: 1) мемы о национальной кухне; 2) об особенностях коми языка; 3) о климате и вытекающих из него обстоятельствах жизни на Севере; 4) о персонажах коми мифов и эпосов; 5) о быте и повседневных событиях. Ироничный и метаироничный подтекст публикаций создается за счет многочисленных приемов, среди которых наиболее частые — это соединение изначально разделенных понятий: современное / архаичное или местное / глобальное. Статья может оказаться полезной как для дальнейшей разработки теории жанровой природы мема, так и для частных наблюдений над содержательной спецификой мемов в различных локальных или узкотематических коммьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural and Ethnographic originality of the Komi republic in the Network Humor Folklore (Using the Example of the «Komi Memyas» Community)

The article is devoted to the study of how one of the most popular genres of Internet communication today — meme — acquires original features in the regional media field and becomes one of the important exponents of the identity of culture and self-consciousness of the inhabitants of the national region (in our case, the Komi Republic).The relevance of the article is determined by the preva lence of Internet memes in the virtual environment, as well as the low degree of their study.The purpose of the article is to analyze and describe the processes occur ring with an Internet meme in a local network community dedicated to the uniqueness of Komi culture and life. The study showed that the Internet meme, despite its conciseness, limited verbal means, rigid structure and obligatory irony, is able to absorb numerous problems and topics unique to the territory in which it finds its distribution: features of language, climate, ethnography and culture, social events. Based on existing scientific research, the article considers meme as one of the lead ing genres of modern network communication, which can be equally attributed to both journalistic (in the civic version of this profession) and folklore (“net-lore”). A meme (the very name of which comes from the abbreviated word “memory”) is always a reference to some facts of culture or social life understandable to the au dience, an appeal to its collective memory. The public “Komi memyas”, the most authoritative source of memes on local topics in the republic, served as a specific re search material. After a continuous review of all the publications of the community, it was possible to identify the main topics of interest of anonymous authors and subscribers of the page. As the number decreases, they can be combined into the following groups: 1) memes about the national cuisine; 2) about the peculiarities of the Komi language; 3) about the climate and the circumstances of life in the North that follow from it; 4) about the characters of Komi myths and epics; 5) about ev eryday life and everyday events.The ironic and meta-ironic subtext of publications is created due to numerous techniques, among which the most frequent are the combination of initially separated concepts: modern/archaic or local/global.The article may be useful both for further development of the theory of the genre nature of the meme, and for specific observations on the content of memes in various local or narrowly thematic communities.

Текст научной работы на тему «Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс»)»

Материалы, публикуемые в рамках XVI Международной научной конференции

«Семиозис и культура: стратегии

и практики межкультурного диалога», 29-30 ноября 2023 года

Научная статья / АгИс1е УДК 070

https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-67

Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс»)

Алексей Александрович Бешкарев1, Ольга владимировна Пыстина2

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия 1ЬезЫ@таП.ш, http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-6731-4712 [email protected], http://orcid.org/ORCID: 0000-0001-6148-5070

Аннотация. Статья посвящена исследованию того, как один из самых популярных сегодня жанров интернет-коммуникации — мем — обретает оригинальные признаки в региональном медиаполе и становится важным выразителем идентичности культуры и самосознания жителей национального региона (в нашем случае — Республики Коми). Актуальность статьи определяется распространенностью интернет-мемов в виртуальной среде, а также малой степенью их изученности. Цель статьи — выявить и описать процессы, происходящие с интернет-мемом в локальном сетевом сообществе, посвященном своеобразию культуры и быта коми. Исследование показало, что интернет-мем, несмотря на свою лаконичность, ограниченность вербальных средств, жесткую структуру и обязательную иронию, способен вбирать в себя многочисленные проблемы и темы, уникальные для территории, на которой он находит свое распространение: особенности языка, климата, этнографии и культуры, общественные события. С опорой на существующие научные исследования мем рассматривается в статье как один из ведущих жанров современной сетевой коммуникации,

© Бешкарев А. А., Пыстина О. В., 2024

который с равным правом может быть отнесен как к журналистским (в гражданском варианте этой профессии), так и к фольклорным («нетлор-ным») жанрам. Мем (название происходит от сокращенного memory — «память») — это всегда отсылка к неким понятным аудитории фактам культуры или общественной жизни, обращение к коллективной памяти. В качестве конкретного материала исследования использовался паблик «Коми мемъяс», наиболее авторитетный в республике источник мемов на местную тематику. При сплошном просмотре всех публикаций сообщества удалось выявить основные темы, интересующие анонимных авторов и подписчиков страницы. По мере убывания их можно объединить в следующие группы: 1) мемы о национальной кухне; 2) об особенностях коми языка;

3) о климате и вытекающих из него обстоятельствах жизни на Севере;

4) о персонажах коми мифов и эпосов; 5) о быте и повседневных событиях. Ироничный и метаироничный подтекст публикаций создается за счет многочисленных приемов, среди которых наиболее частые — это соединение изначально разделенных понятий: современное / архаичное или местное / глобальное. Статья может оказаться полезной как для дальнейшей разработки теории жанровой природы мема, так и для частных наблюдений над содержательной спецификой мемов в различных локальных или узкотематических коммьюнити.

Ключевые слова: социальные медиа, паблик, сетевой смеховой фольклор, мем, этнокультурное своеобразие, Республика Коми

Для цитирования: Бешкарев А. А., Пыстина О. А. Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре (на примере сообщества «Коми мемъяс») // Человек. Культура. Образование. 2024. № 2. С. 67-80. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2024-2-67

The Cultural and Ethnographic Originality of the Komi Republic in the Network Humor Folklore (Using the Example of the «Komi Memyas» Community)

Alexey A. Beshkarev1, Olga V. Pystina2

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia 1 [email protected], http://orcid.org/ORCID: 0000-0002-6731-4712

2 [email protected], http://orcid.org/ORCID: 0000-0001-6148-5070

Abstract. The article is devoted to the study of how one of the most popular genres of Internet communication today — meme — acquires original features in the regional media field and becomes one of the important exponents of the identity of culture and self-consciousness of the inhabitants of the national region (in our case, the Komi Republic).The relevance of the article is determined by the prevalence of Internet memes in the virtual environment, as well as the low degree of their study. The purpose of the article is to analyze and describe the processes occurring with an Internet meme in a local network community dedicated to the unique-

ness of Komi culture and life. The study showed that the Internet meme, despite its conciseness, limited verbal means, rigid structure and obligatory irony, is able to absorb numerous problems and topics unique to the territory in which it finds its distribution: features of language, climate, ethnography and culture, social events. Based on existing scientific research, the article considers meme as one of the leading genres of modern network communication, which can be equally attributed to both journalistic (in the civic version of this profession) and folklore ("net-lore"). A meme (the very name of which comes from the abbreviated word "memory") is always a reference to some facts of culture or social life understandable to the audience, an appeal to its collective memory. The public "Komi memyas", the most authoritative source of memes on local topics in the republic, served as a specific research material. After a continuous review of all the publications of the community, it was possible to identify the main topics of interest of anonymous authors and subscribers of the page. As the number decreases, they can be combined into the following groups: 1) memes about the national cuisine; 2) about the peculiarities of the Komi language; 3) about the climate and the circumstances of life in the North that follow from it; 4) about the characters of Komi myths and epics; 5) about everyday life and everyday events.The ironic and meta-ironicsubtext of publications is created due to numerous techniques, among which the most frequent are the combination of initially separated concepts: modern/archaic or local/global.The article may be useful both for further development of the theory of the genre nature of the meme, and for specific observations on the content of memes in various local or narrowly thematic communities.

Keywords: social media, public, network humorfolklore, meme, ethno-cultur-al identity, Komi Republic

For citation: Beshkarev A. A., Pystina O. V. The Cultural and Ethnographic Originality of the Komi Republic in the Network Humor Folklore (Using the Example of the «Komi Memyas» Community). Chelovek. Kul'tura. Obra-zovanie = Human. Culture. Education. 2024; 2: 67-80. (In Russ.) https://doi. org/10.34130/2233-1277-2024-2-67

введение. Сегодня функция информирования аудитории не только о текущих событиях, но и о культуре, фольклоре, этнографии переходит от официальных источников к гражданской журналистике: стихийному сетевому творчеству рядовых граждан. Именно в таких неофициальных источниках в наши дни зачастую складываются представления народов и национальностей о своей культурной и исторической идентичности, происходит самопрезентация перед представителями иных этнических сообществ. В связи с этим имеется необходимость в изучении культуры и этнографии региона как феномена, порожденного медиасферой.

При этом особенности отражения культуры региона в независимых местных секторах социальных сетей до сих пор мало изучены. Целью настоящей статьи является выявление тех черт культуры Республики Коми, которые становятся опорными, маркирующими уникальность этой территории в самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте».

Несмотря на то что социальные сети не так давно вошли в жизнь интернет-пользователей, они стали неотъемлемой ее частью. При этом уже много лет социальные медиа не воспринимаются исключительно как площадка для поиска друзей, общения и развлекательного контента. Сейчас это мощный источник информации, объединяющий миллионы людей по всему миру, дающий обществу возможность самоинформирования.

Одним из популярных способов распространения контента в социальной сети «ВКонтакте» является создание тематических па-бликов. Они выступают в качестве важного средства горизонтальной коммуникации в регионах.

Жанровая система пабликов, как и в целом интернет-коммуникации, отличается от характерной для традиционных медиа. Исследователи отмечают, что сегодня там идет процесс диффузии жанров, размывания границ между ними. Эти изменения связаны с появлением новых творческих приемов и методов, к которым можно отнести визуализацию, эмоционализацию, активизацию аудитории, модификацию заголовков и текстов [1, с. 115].

Среди сообществ «ВКонтакте», посвященных значимым темам региона, в Республике Коми выделяется созданный 1 июля 2020 года паблик «Коми мемъяс», за короткое время собравший широкий круг подписчиков — порядка двенадцати тысяч. Создатели описывают свое сообщество так: «Вы попали на комиязычное и русскоязычное сообщество, созданное в юмористических целях для поднятия настроения после тяжелого дня! Удачного пребывания!»1 , таким образом делая акцент на аполитичности и развлекательности своего контента, адресованного жителям Коми, говорящим на разных языках и интересующимся культурой своего региона.

Именно это сообщество сегодня можно считать основным ком-мьюнити, объединяющим людей, желающих обсуждать обществен-

1 Коми мемъяс: паблик. URL: https://vk.com/komimem (дата обращения: 10.06.2023).

ную и культурную жизнь республики максимально неформально и без самоцензуры. Темы, освещаемые в сообществе, затрагивают различные сферы жизни Республики Коми: социальные проблемы, взаимоотношения между представителями власти и общества, особенности климата, языка и культуры. В сетевое творчество на этой площадке включены не только авторы и администраторы, но и подписчики разных возрастных групп (преимущественно молодежь), поэтому можно утверждать, что здесь стихийно складывается коллективный медийный образ региона. Юмор является главной чертой каждой публикации паблика.

В частности, «Коми мемъяс» регулярно размещает публикации об особенностях языка и этнографии коми, включая национальные образы в современный контекст, соединяя, например, персонажей народных сказок с героями аниме или популярных западных фильмов и сериалов. Подобное сочетание образов из изначально несочетаемых культурных текстов, противопоставленных по принципам архаичное/современное и местное/глобальное, создает комический эффект для подписчиков, знакомых с обоими типами противопоставленных культур. Само название паблика строится на том же принципе сочетания явного англицизма «мем» с коми суффиксом -яс, означающим множественное число существительных.

В сообществе используются разнообразные жанры: помимо фотографий с комментариями, это создаваемые автором или подписчиками мемы, комиксы и фотожабы, при этом ведущим жанром ресурса является мем, что и нашло отражение в самом названии паблика.

теоретическая база. Мем — единица интернет-коммуникации, отражающая интернет-культуру наиболее точно. «Использование визуализированных сообщений становится неотъемлемой чертой преподнесения информации в интернет-коммуникации, облегчающей ее восприятие и обработку. В условиях, когда интернет-пользователям приходится принимать и декодировать огромное количество информации, во много раз превышающей то, что воспринимается людьми, находящимися вне Интернета, верно подобранное изображение способствует выделению той или иной новости в пространстве интересов пользователей сети» [2, с. 140]. Кроме того, в современных исследованиях отмечается, что мем является способом идентификации «свой — чужой» в культурном пространстве Интернета [3, с. 196; 4, с. 411]. Д. А. Костоглотов в своей

работе трактует коммуникацию через интернет-мемы как историческое сознание и отсылку к прошлому в повседневной жизни: «В коммуникации посредством интернет-мемов заключается реализация повседневных представлений и мыслительных структур. К этим структурам в числе прочего относится историческое сознание, под которым можно понимать все случаи присутствия прошлого в повседневной жизни» [5, с. 126]. Как утверждает Д. В. Попов, мем рождается как дополнение к уже существующей системе знаний [6, с. 68], мемы не могут существовать без привязки к какому-либо культурному или историческому событию. То есть любой мем стоит понимать как культурную отсылку к какому-либо действию, значимому или не очень.

Определить понятие мема позволили исследования С. В. Ка-нашиной [7], Ю. В. Щуриной [8] и Н. В. Часовского [9], посвященные жанровой специфике интернет-мемов. Например, С. В. Кана-шина дает следующее определение понятия «мем»: «в традиционном широком понимании интернет-мем — комплексный феномен интернет-коммуникации, представляющий собой целостную, завершенную единицу с текстом и картинкой». Опираясь на теорию Ричарда Докинза, к интернет-мемам можно отнести любую единицу культурной информации, передающуюся от человека к человеку в интернет-среде, например шутки, видео и т. д. [10, с. 85-86]. В статье «Специфика коммуникации в условиях анонимности: меме-тика, имиджборды, троллинг» И. В. Ксенофонтова интерпретирует мем как проявление спонтанного распространения какой-либо информации в интернете любыми доступными способами [11, с. 289]. В нашей работе мы будем придерживаться понятия «мем» как жанра сетевого фольклора, обозначающего единицу информации, передающуюся между пользователями в процессе интернет-коммуникации и обладающую особыми характеристиками.

Опираясь на труды современных исследователей, можно выделить такие особенности мемов: 1) вирусность, которая заключается в способности быстро тиражироваться в интернет-пространстве, приобретая популярность среди интернет-пользователей; 2) серийность, которую можно понимать как способность формировать серии однотипных единиц; 3) реплицируемость, которую можно рассматривать как способность репродуцироваться, т. е. воспроизводиться в Интернете; 4) эмоциональность, которая реали-

зуется в способности передавать определенные эмоции, апеллировать к ним; 5) медийность, которая воплощается в функционировании в медиапространстве, что обусловливает компьютерно-опосредованную форму интернет-мема [12, с. 75].

Результаты исследования. Нами были просмотрены все публикации сообщества «Коми мемъяс» методом сплошной выборки и большинство комментариев пользователей к ним, благодаря чему можно выделить основные содержательные и стилистические особенности отражения культуры и этнографии коми на данном ресурсе.

Тематический анализ мемов анализируемого сообщества «Коми мемъяс» позволяет разделить их следующим образом:

1. Кулинария.

2. Коми язык.

3. Климатические особенности территории.

4. Фольклорные и мифологические персонажи.

5. Социально-политические и бытовые особенности жизни и занятий жителей республики.

1. Кулинария. По нашим наблюдениям, наибольшее количество мемов на странице посвящено особенностям коми кухни. Кулинария — элементарный уровень знакомства с культурой, не требующий дополнительных познаний контекстов о языке, мифологии, литературе или политической ситуации региона, и, очевидно, именно причина общедоступности этой темы обусловила подобную популярность обсуждения темы блюд национальной кухни на странице.

Питание людей, проживающих на определенной территории, во многом является отражением их образа жизни, сложившегося под воздействием определенных климатических условий, традиционных способов добывания пропитания, доступных продуктов. Поскольку Республика Коми относится к северным регионам, где изначально сельское хозяйство было развито меньше, чем охотничьи и рыболовные промыслы или собирательство, основными национальными рецептами здесь считаются те, которые основаны на приготовлении мяса, рыбы или лесных ягод. Отсюда частое упоминание на странице «Коми мемъяс» таких национальных блюд, как черинянь («рыбный пирог»), пельмени (от коми слов «пель» — «ухо» и «нянь» — «хлеб»), каша (рок), сур (домашнее пиво), шаньга (открытый пирог из ржаной муки с картофелем или лесными ягодами).

Шаньги — блюдо коми, марийской, удмуртской и русской кухни. Образ национального блюда стал сквозным в публикациях данного паблика, что даже инициировало творческую активность подписчиков, которые стали предлагать собственные мемы про шаньги1. Согласно сюжетам мемов, подаваемых с характерной постиронией, шаньга превращается в супероружие различных киногероев, она же залог успеха при знакомстве с противоположным полом, главный приз на конкурсах репостов и т. д. Иногда авторы даже объявляют месячные моратории на шутки о шаньгах (как, например, в ноябре 2020 и 2021 гг.], но не придерживаются их. Шаньга стала настолько частым образом, появляющимся в целом ряде мемов, что превратилась в своеобразный символ страницы, наиболее узнаваемую метафору образа жизни в Коми.

Примером может служить иллюстрация, основанная на одном из самых популярных мемов 2021 года: «Вы продаёте рыбов?» — «Нет, показываю». — «Красивое», измененная на «Вы продоёте шаньгов?»2 Появившийся позже мем «Што случилася?» — «У нево был недостаток шаньгов, а ему давали ватрушков»3 также строится на использовании аграмматизма как универсального способа маркирования комического. «Универсальность приёма объясняется широким спектром смыслов, которые аграмматизм вводит в контекст: от умиляющей наивности до недостаточной осведомленности в какой-либо сфере и откровенной глупости и безынтеллектуальности говорящего» [13, с. 91]. Таким образом, аграмматизм привлекает внимание аудитории и выступает приметой смеховой природы поста.

Кроме того, на многих изображениях присутствуют продукты, производимые на современных предприятиях Сыктывкара и Республики Коми: «Додо пицца», квас Сыктывкарского пивоваренного завода, продукция региональных молочных заводов, ликеро-водочного завода, «Коми кола»4 и т. д.

1 Мы с другом, когда в «Коми мемъяс» опять выложили мем о шаньгах // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 30 июня 2022. URL: https://vk.com/ wall-196788620_7804 (дата обращения: 10.06.2023].

2 Вы продоёте шаньгов? // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 5 августа 2021. URL: https://vk.com/wall-196788620_2924 (дата обращения: 10.06.2023].

3 — Што случилася? — У нево был недостаток шаньгов, а ему давали ватрушков // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 26 сентября 2022. URL: https://vk.com/wall-196788620_9176 (дата обращения: 14.06.2023].

4 Коми кола // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 1 июня 2023. URL:

2. Коми язык. Ещё одним очевидным отличием одной нации от другой является язык. Коми язык относится к финно-угорской группе и по своему звучанию и грамматике значительно отличается от более распространенного в регионе русского. В то же время за века взаимовлияния в коми язык проникло немало заимствований из современного русского. Публикации сообщества нередко являются билингвальными, обыгрывают случайные созвучия между коми и русскими или английскими словами. Например, в посте от 28 марта 2023 года1 автор в шутку предлагает расшифровывать сокращенное название партии ЛДПР как коми выражение «лёк дук петан розь», которое само по себе является мемом. Оно переводится как «отверстие, из которого выходит плохой запах» и в конце 90-х предлагалось поборниками чистоты коми языка в качестве перевода слова «форточка» во избежание заимствования из русского.

Согласно мемам, коми языком пользуются персонажи популярных фильмов и сериалов, авторитетные политики, его слова служат в качестве самых надежных паролей от интернет-сайтов. В сюжетах рисованных историй не владеющие им персонажи попадают в затруднительные ситуации.

В одном из мемов, которые сами авторы публиковали не раз, называя его «классикой», сравниваются два списка слов — из русского и коми языков, где первый оказывается целиком состоящим из английских заимствований вроде «компьютер» или «субтитры», в то время как в списке коми слов на их местах используются оригинальные термины, например «ачпас» вместо «селфи», что должно подчеркивать богатство коми языка в сравнении с русским2. Объектом пародии часто оказываются и русские, не понимающие шуток или несуразностей, связанных с употреблением коми языка. Например, в меме от 3 марта 2023 года изображена вывеска из крупной торговой сети с двуязычной надписью «Товары для детей / Вуз0с челядь»3, которую русский персонаж (воплощенный в образе героя

https://vk.com/waH-196788620_12566 (дата обращения: 10.06.2023).

1 ЛДПР — ЛёкДукПетанРозь // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 28 марта 2023. URL: https://vk.com/wall-196788620_11694 (дата обращения: 10.06.2023).

2 Роч Коми // Там же. 21 октября 2022. URL: https://vk.com/wall-196788620_ 10594 (дата обращения: 10.06.2023).

3 Товары для детей / Вуз0с челядь // Там же. 03 марта 2023. URL: https://vk.com/ wall-196788620_11398 (дата обращения: 10.06.2023).

анимационного фильма «Суперсемейка»] воспринимает как норму, в то время как коми испытывает неловкость от того, что буквально фраза с коми языка переводится как «дети на продажу».

3. Климатические особенности территории. Облик любой нации неизбежно складывается под влиянием климата на территории ее проживания. Для Республики Коми, часть площади которой относится к Арктической зоне, характерны низкие температуры, долгие зимы, малое количество солнечных дней в году. Эти суровые погодные условия также регулярно находят свое отражение в мемах, размещаемых сообществом. В качестве примера можно привести изображение от 9 июня 2023 года, на котором видно заснеженное кладбище, сопровождающееся подписью: «Обычное лето в В0ркуте»1. Иронический подтекст достигается за счет контраста между создаваемым в описании ожиданием и реальным фактом. Вообще, Воркута как самый северный город региона с наиболее суровыми условиями жизни часто выступает в мемах как враждебное обычному человеку пространство, существовать в котором способны только приспособленные к этому жители Коми. Например, в меме от 2 июня 2023 года популярный интернет-персонаж — виде-облогер и стример Геннадий Горин реагирует на дорожный указатель в сторону Воркуты своим характерным выражением «Боже я не хочу умирац»2. А на меме от 1 марта 2023 года воркутинец стоически переносит отключение отопления, что метафорически подается через образ средневекового монарха, пронзенного мечом3.

4. Фольклорные и мифологические персонажи. Подчеркивая уникальность культуры коми, авторы паблика часто строят мемы на образах из коми мифологии и фольклора: в них упоминаются боги Ен и Омэль (демиург и трикстер коми космогонии], персонажи прозаического эпоса Пера-богатырь и богатырша Дзудзя4 и

1 Обычное лето в В0ркуте // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 9 июня 2023. URL: https://vk.com/wall-196788620_12678 (дата обращения: 10.06.2023].

2 Боже я не хочу умирац // Там же. 2 июня 2023. URL: https://vk.com/wall-196788620_12588 (дата обращения: 10.06.2023].

3 Отключение отопления / В0ркутинцы // Там же. 1 марта 2023. URL: https:// vk.com/wall-196788620_11356 (дата обращения: 13.06.2023].

4 Дзудза — легендарная богатырша, прародительница коми-зюздинцев // Коми мемъяс: официальная страница паблика. 7 июня 2023. URL: https:// vk.com/wall-196788620_12635 (дата обращения: 11.06.2023].

т. д. Всякий раз при их появлении на мемах эти персонажи сталкиваются с современным контекстом: сопоставляются с героями мультфильмов, аниме, комиксов, сериалов или участвуют в актуальных событиях.

5. Социально-политические и бытовые особенности жизни населения республики. К последней группе мы отнесли мемы, в которых отражаются современные реалии жизни в Республике Коми: реакции на актуальные политические события, высказывания об образе жизни в разных населенных пунктах региона, особенности проведения фольклорных праздников, внешнего облика городов, характерные для региона профессии (оленевод, нефтяник]. Здесь, как правило, Коми противопоставляется остальной России, или даже миру, как особая территория, зачастую идеализированная (хотя и в явно ироничном ключе]. Примерами этому могут служить фразы: «99,98 % россиян живут в постоянном стрессе. Остальные 0,02 % живут в Сыктывкаре»1 или « Ну же, за Москвой будущее». -«Нет, я останусь в Коми»2 .

Актуальна и политическая проблематика, которая представлена материалами о действующем губернаторе. В паблике образ современной Республики Коми строится по принципу контраста по отношению к федеральному центру. Последние главы региона и их окружение понимаются как представители этого центра, выступают в качестве отрицательных и высмеиваемых персонажей. В их высказываниях и поступках подчеркиваются черты чуждости, неспособности приобщиться к местным культурным традициям, представленным в виде коми языка, кулинарии, фольклора, ремесел3 .

Анализ эмпирического материала показал наличие зависимости формы комического от злободневности образа, положенного в основу мема. «Для обращения к незлободневному образу характерно использование юмора как не направленной на высмеивание чего- или кого-либо формы комического. В то время как при обра-

1 99,98 % россиян живут в постоянном стрессе. Остальные 0,02 % живут в Сыктывкаре // Там же. 19 апреля 2023. URL: https://vk.com/wall-196788620_12085 (дата обращения: 11.06.2023).

2 Ну же, за М0сквой будущее. — Нет, я останусь в Коми // Там же. 21 февраля 2023. URL: https://vk.com/wall-196788620_11159 (дата обращения: 11.06.2023).

3 Чол0мме Уйба // Коми мемъяс: Официальная страница паблика. 7 декабря 2022. URL: https://vk.com/wall-196788620_10144 (дата обращения: 14.06.2023).

щении к политически или социально острым событиям преимущественно используется ирония или даже сарказм» [13, с. 91].

Заключение. Визуальный контент сегодня оказывается доминирующим: иллюстрация заменяет читателям полноценные публикации, на понятном аудитории языке донося высказывания на различные темы. Визуальный контент гораздо легче передавать собеседникам в процессе интернет-коммуникации, что делает этот способ обмена информацией все более популярным и активно проникающим в культурную сферу. Лаконичность и содержательная емкость за счет отсылок к фоновым знаниям пользователей — главные признаки интернет-мема.

Культурно-этнографическое своеобразие Республики Коми в сетевом смеховом фольклоре, отраженное в публикациях изученного нами сообщества «Коми мемъяс», заключается в указании на суровые природно-климатические условия региона, а также на национальность населяющих территорию людей, коми культурное наследие и язык, социально-бытовые и политические проблемы. «Коми мемъяс» публикует мемы, поднимающие вопросы идентичности культуры региона, что выражается в обыгрывании особенностей климата, географии или языка, актуализации героев коми фольклора, национальной кулинарии, перемещении их в контекст современной массовой культуры.

^исок источников

1. Градюшко А. А. Жанрово-стилистические особенности новостной веб-журналистики // Весшк МДПУ iмя I. П. Шамяюна. 2014. № 3 (44). С. 114-118.

2. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 135-141.

3. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов // ВЭПС. 2015. № 1. С. 195-201.

4. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. № 4. С. 410424.

5. Костоглотов Д. А. Историческое сознание в интернет-мемах: к постановке проблемы // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 9. С. 126-138.

6. Попов Д. В. Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 3 (62). С. 66-71.

7. Канашина С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс // Известия ВГПУ 2018. № 8 (131). С. 125-129.

8. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6 (59). С. 85-89.

9. Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Учёные записки ЗабГУ Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. № 2 (61). С. 124-127.

10. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 28 (277). С. 84-90.

11. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сборник статей. М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285-294.

12. Канашина С. В. Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 16 (811). С. 74-80.

13. Прокофьева Н. А., Щеглова Е. А. Аграмматизм как стилистический ресурс комического в мемах // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения : сб. матер. Междунар. научн. форума (21-22 апреля 2022 г.) : в 2 т. / отв. ред. А. А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2022. Т. 1. С. 90-92.

References

1. Gradyushko A. A. Genre and stylistic features of web news journalism. Vesnik MDPU imya I. P. Shamyakina [Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin]. 2014. No 3 (44). Pp. 114-118. (In Russ.)

2. Golovanova E. I., Chasovskij N. V. Internet meme as a visualization element in the media. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology Art history]. 2015. No 5 (360). Issue 94. Pp. 135-141. (In Russ.)

3. Zinov'eva N. A. The impact of memes on Internet users: typology of Internet memes. VEPS [Bulletin of Economics, Law and Sociology]. 2015. No 1. Pp. 195-201. (In Russ.)

4. Lysenko E. N. Internet memes in youth communication. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya [Bulletin of St. Petersburg University. Sociology]. 2017. No 4. Pp. 410-424. (In Russ.)

5. Kostoglotov D. A. Historical Consciousness in Internet Memes: towards the formulation of the problem. VestnikRGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoz-nanie. Kul'turologiya [RGGU Bulletin. «Literary Theory.Linguistics. Cultural Studies»]. 2021. No 9. Pp. 126-138. (In Russ.)

6. Popov D. V. Meme as a means of communication, network value and cultural development factor. Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii [Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2016. No 3 (62). Pp. 66-71. (In Russ.)

7. Kanashina S. V. Internet meme as a modern media discourse. Izvestiya VGPU [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University]. 2018. No 8 (131). Pp. 125-129. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shchurina Yu. V. Internet memes: the problem of typology. Vestnik Chere-poveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University]. 2014. No 6 (59). Pp. 85-89. (In Russ.)

9. Chasovskij N. V. Internet meme as a special genre of communication. Uchyonye zapiski ZabGU. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie [Scientific notes of Zabggpu. Series: Philology, History, Oriental Studies]. 2015. No 2 (61). Pp. 124-127. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-osobyy-zhanr-kommunikatsii (accessed 12.06.2023). (In Russ.)

10. Kanashina S. V. What is an Internet meme? Voprosy zhurnalistiki, peda-gogiki, yazykoznaniya [Questions of journalism, pedagogy, linguistics]. 2017. No 28 (277). Pp. 84-90. (In Russ.)

11. Ksenofontova I. V. Specifics of communication in conditions of anonymity: memetics, image boards, trolling. Internet ifol'klor: sbornikstatej [Internet and folklore: collection of articles]. Moscow: The State Republican Center of Russian Folklore, 2009. Pp. 285-294. (In Russ.)

12. Kanashina S. V. Semantic features of the Internet meme as a polymodal discourse. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities]. 2018. No 16 (811). Pp. 74-80. (In Russ.)

13. Prokof'eva N. A., Shcheglova E. A. Agrammatism as a stylistic resource of the Comic in memes. Media v sovremennom mire. 61-e Peterburgskie chteniya: sb. mater. Mezhdunar. nauchn. foruma (21-22 aprelya 2022 g.) : v 2 t. [Media in the modern world. 61st St. Petersburg Readings: collection of materials of the International Scientific Forum (April 21-22, 2022)]. Otv. red. A. A. Malyshev. St. Petersburg: Mediapapir, 2022. Vol. 1. Pp. 90-92. (In Russ.).

Сведения об авторах

Бешкарев Алексей Александрович, кандидат филологических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55)

Пыстина Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55)

Information about the authors

Alexey A. Beshkarev, Candidate of Philology, Associate Professor, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55, Oktyabrsky Prospekt, Syktyvkar, 167001, Russia)

Olga V. Pystina Candidate of Philology, Associate Professor, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (55, Oktyabrsky Prospekt, Syktyvkar, 167001, Russia)

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.11.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication 11.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.