Библиотековедение
УДК 021.2 ББК 78.30
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ КАК РЕСУРС ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА
© Е. В. Мокшанова, 2009
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2
Основываясь на терминологическом анализе понятий «культурная среда», «социальная среда», «библиотечная среда» сделана попытка определить понятие «культурная среда библиотеки». Представлено содержание культурной среды библиотеки, показана ее роль как ресурса поликультурного пространства.
Ключевые слова: поликультурное общество, культурная среда, социальная среда, культурная среда библиотеки.
Basing on the terminological analysis of the notions «cultural environment», «social environment», «library environment» an attempt is made to define the notion «cultural environment in the library». The content of the cultural environment in the library is given and its role as a resource in poly-cultural environment is shown.
Key words: poly-cultural society, cultural environment, cultural environment in the library.
Во всем цивилизованном мире центрами единого поликультурного пространства, сокровищницами информационных ресурсов были и остаются библиотеки. Библиотеки как культурный феномен существуют уже на протяжении многих веков. Они изменялись, преображались внешне и внутренне. На современном этапе библиотекам отводится особая роль в формировании нового общества - гуманистического, а значит, высококультурного общества XXI в.
Эта роль библиотеки в условиях цивилизационных сдвигов, ускорения культурной интеграции этносов возрастает как никогда, прежде всего, потому, что среди всех учреждений культуры библиотеки занимают первое место по посещаемости. По данным Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), в мире насчитывается более 569,6 тыс. библиотек. Основное преимущество библиотек перед другими социально-культурными институтами заключается в общедоступности для всех категорий пользователей. Независимо от того, какие у человека ценности, приоритеты, социальный статус, этническая принадлежность, - двери библиотек всегда открыты для него.
Названные возможности библиотеки послужили основанием для принятия Манифеста ИФЛА о поликультурной библиотеке (2008 г.), подчеркнувшего, что «культурное и лингвистическое разнообразие являются общим наследием человечества, которое следует беречь и сохранять во всеоб-
щих интересах. Оно является источником обмена, инноваций, творчества и мирного сосуществования. Уважение разнообразия культур, терпимость, диалог и сотрудничество в обстановке доверия и взаимного понимания являются лучшим залогом мира и международной безопасности.
Поэтому библиотекам всех типов следует учитывать, поддерживать и продвигать культурное и языковое разнообразие на международном, национальном и местном уровне, поддерживая, таким образом, межкультурный диалог и активную гражданскую позицию».
Итак, библиотека - центр культуры, доступный широким массам. Посредством собственных, выработанных столетиями практик, форм и средств обслуживания библиотеки могут и должны положительно влиять на общественное сознание, представления людей о жизни, об окружающем мире, таким образом содействуя развитию окружающей культурной среды. Библиотека является бесценным ресурсом общества, которое становится все более неоднородным, общества «культурного разнообразия». Академик Д. С. Лихачев подчеркивал: «Сохранение культурной среды -задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности» [1].
В связи с этим возникает естественный интерес к культурной среде самой библиотеки, ее составляющим. В библиотековедческой литературе не удалось обнаружить определений этого понятия, которое между тем является базовым термином наук обществоведческого цикла.
Так, в «Толковом словаре обществоведческих терминов» (1999) культурная среда - это «бесчисленное разнообразие предметов, вещей, знаний, ценностей, идеалов, отношений, окружающих человека всю его жизнь»[2].
В культурологии культурная среда характеризуется как «совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, художественные промыслы и т. п.), а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовнонравственная атмосфера в обществе» [3].
Еще одно определение раскрывает культурную среду как искусственную предметно-пространственную среду жизнедеятельности - окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей [4].
Обобщая вышесказанное, можно представить культурную среду как совокупность условий, способствующих успешному развитию, саморазвитию и самореализации личности.
По аналогии с понятием «культурная среда» образуются и другие понятия, например: «социальная среда», «научная среда», «правовая среда», «библиотечная среда», «семейная среда», «обучающая среда» и т. д. Как они соотносятся с культурной средой?
Социологи утверждают, что культурная среда, культурная деятельность - атрибуты человеческого общества, не может в условиях общества отсутствовать культурная среда, так же как она не может возникнуть вне присутствия человека социального. Социальная среда, согласно «Социологической энциклопедии», это - «объективные условия существования человека в обществе и одновременно фактор и основание его социализации. Различают макросреду (социальная структура общества) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Последняя выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом» [5].
Следовательно, культурная и социальная среда неразрывны. Соответственно, все другие среды не могут существовать вне социальной и культурной среды и являются ее специфическим проявлением, например: среда по виду группы - семейная, учеб-
ная, трудовая, спортивная, военная, профессиональная (педагогическая, библиотечная и т. д.); по способу воздействия на форму сознания - правовая, нравственная, эстетическая, научная; по отношению человека к среде - позитивная, безразличная, негативная и т. д.
Естественно, что в центре культурной среды общества находится ее творец - человек созидающий. Культура предстает как способ самореализации человека. Самореализация человека - это, прежде всего, стремление найти и утвердить смысл своей жизни в соотнесенности с окружающей средой. Культурная среда является для человека «смысловым миром», который вдохновляет, сплачивает людей в сообщество и передается из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.
Не требует доказательств, что органичным и неотъемлемым элементом культурно-социальной среды выступает библиотечная среда.
Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным ГОСТом термином. Однако существует авторская трактовка термина - в работах известного библиотековеда М. Я. Дворкиной, которая предложила понимать под библиотечной средой совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки: информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. «Библиотечная среда есть все окружение работника и пользователя в библиотеке» [6].
Но если структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, то такой конкретности нет в отношении внешней библиотечной среды. М. Я. Дворкина выделила внешнюю (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли в таком случае считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения одновременно и всю культурно-социальную среду? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.
В данной статье мы рассмотрим только внутреннюю библиотечную среду. Итак, согласно определению М. Я. Дворкиной, объем этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно, в нем, наряду с прочими, есть культурная составляющая.
Назовем ее культурной средой библиотеки и попытаемся определить ее содержание. Учитывая сущностный смысл термина «культура» как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, по нашему мнению, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений биб-
лиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения. Для аргументации выдвинутого определения сошлемся на мнение М. Я. Дворкиной о том, что «характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды» [6], а также на предложенную А. В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен отвечать Библиотекарь как субъект культуры [7].
Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно, оценят. Это тем более актуально в эпоху усиления индивидуалистических настроений, разобщения людей в современном мире, с одной стороны, возрастающей
международной миграции - с другой, что приводит к взаимодействию (противодействию) различных культур, традиций и верований. Людям со смешанной идентичностью приходится адаптироваться к поликультурным обществам. Способствовать этому может библиотека, создавая пространство межкультурного диалога, обслуживая всех членов общества без дискриминации по культурному, языковому, социальному признаку.
Культурная среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет выявлять себя и в таких традиционных, идентифицируемых как культурно-досуговые, формах - музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т. п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер). В таком случае культурная среда имеет пересечение и с материальной, и с эмоционально-психологической составляющей библиотечной среды.
Графически соотношение всех рассмотренных понятий можно представить следующим образом:
Культурная среда в структуре макро- и микросреды библиотеки
Все элементы культурной среды библиотеки взаимосвязаны друг с другом. Однако нельзя признать их самодостаточными, автономными: появляясь и развиваясь в определенной культурной среде, внешней по отношению к ней, библиотека, как и другие институты общества, естественно, испытывает ее влияние. Вместе с тем библиотека оказывает и определенное обратное воздействие на культурную среду общества, являясь активным посредником между обществом и общекультур-
ным наследием человечества, запечатленным в документах.
Итак, внутреннюю среду библиотеки можно представить системой микросред (см. рисунок), одной из которых выступает культурная среда как особый духовно-материальный феномен, открытый и абсолютно доступный для представителей любых сообществ, обратившихся в библиотеку, и потому дающий ей преимущество перед рядом других социальных институтов.
Список литературы
1. Лихачев Д. С. Прошлое - будущему : ст. и очерки. -Л. : Наука, 1985. - 575 с.
2. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб. : Лань, 1999. - 528 с.
3. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. - М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2003. - 928 с.
4. Культурология: ХХ век : словарь. - СПб. : Унив. книга, І997. - 630 с.
5. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. Н-Я / Нац. обществ. науч. фонд. - М. : Мысль, 2003. - 861 с.
6. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность : лекции. - М. : Профиздат, 2003. - 44 с.
7. Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией. - СПб. : БАН, 2006. - 584 с.
Материал поступил в редакцию 13.04.2009 г.
Сведения об авторе: Мокшанова Екатерина Владимировна - старший преподаватель, соискатель кафедры библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 314-29-81, e-mail: katerok@list.ru