ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВДІШІ
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
З.Г. Нигматов, ректор Казанского государственного педагогического университета, профессор
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Статистика утверждает, что в ней занято более 1 млрд учащихся и почти 50 млн учителей. Существенно повысилась социальная роль образования: от его гуманистической направленности и эффективности теперь во многом зависят перспективы развития человечества. Вспомним: на вопрос о том, какая разница между людьми образованными и необразованными, философ Аристипп отвечал: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными».
Чему учит учитель? Разумеется, тому, что изложено в учебнике. Но даже идеальный учебник никогда не заменит интеллектуально богатую, духовно наполненную, нравственно устойчивую, эмоционально восприимчивую, творчески одухотворенную личность учителя, являющегося для детей учебником жизни. А легко ли стать Учителем-Личностью?
До сих пор практика складывалась так, что выпускники педагогических вузов, овладев теорией и методикой преподавания своего предмета (математики, физики, химии, литературы и т.д.), отправлялись в школу, не достигая при этом необходимого уровня педагогического мастерства. Проработав немного в школе, они задумывались над тем, почему же все так плохо и как получилось, что ими выбрана именно эта профессия. И первыми под удар попадаем мы, вузовские преподаватели, за то, что якобы не представили им реальную картину школьной жизни, не подготовили должным образом к работе. Однако преподаватели очень много говорят о сложностях работы в школе, о том, что их там ожидает. К сожалению, будущий учитель, а пока студент их не слышит. Ему кажется, что все эти сложности появятся у другого, а не у
него. Преподаватели должны делать столь же много, сколько говорят, чтобы студенты не просто слышали, но и испытывали трудности («Если нет трудностей, то их надо придумать», — гласит японская пословица). Какие бы звезды педагогической науки ни обучали студентов, они не смогут вложить в последних собственный опыт. Каждый учитель приобретает его самостоятельно, набивая свои собственные шишки.
Сейчас модно все косное объяснять переходным (кризисным) временем преобразований. Но нам представляется, что причины этого явления следует искать значительно глубже, а именно в недооценке нравственно-эстетических и культурологических аспектов педагогического образования. Слабой стороной системы педагогического образования выступает то, что в содержании и методах подготовки будущего учителя отсутствует связь изучаемых предметов, областей знания с процессом развития человеческой культуры.
Не будет преувеличением, если мы скажем: нравственной и интеллектуальной перемене в своем состоянии человечество во многом обязано именно гению и трудолюбию учителей. Труд учителя издревле почитался и уважался народами. Например, китайцы чтут как учителя Конфуция, считая, что его образ и поныне витает над человеческими умами. Знания, мастерство, талант, интеллект и, конечно же, культура учителя доводят до логического конца все то, что задумано обществом в сфере воспитания интеллектуальной личности человека. Как бы странно это ни звучало, но без учителей-интеллектуалов не может наполниться товарами рынок, нельзя будет выйти на уровень мировой технологической культуры современного производства.
Совершенно очевидно, что сам характер подготовки учителя нового типа дол© З.Г. Нигматов, 2003
№ 1, 2003
жен быть принципиально изменен и с точки зрения социальной, и с точки зрения психолого-педагогической, и с точки зрения культурологической.
Настало время преодолеть накопленный дефицит культуры подготовки учительских кадров. Культура для личности педагога должна стать не просто интеллектуальным украшением, а определяющим качеством. Культурологический аспект подготовки будущего учителя предполагает такой разворот всей системы обучения в педвузе, чтобы студент предстал в ней не только как будущий специалист, но и как будущий просвещенный, развитый, благородный человек. Для этого надо, чтобы подготовка студента в педагогическом вузе к профессионализму не была бы исключительной целью образования, а вписывалась в более широкую, многостороннюю систему формирования интеллигентного человека в целом.
Для педвуза комплекс такой подготовки может быть представлен так:
— культура духовной (психологической) атмосферы учебного заведения;
— гуманизация преподаваемых предметов;
— культура управления педагогическим учебным заведением и учебно-воспитательным процессом;
— культура личности преподавателя и его педагогического труда;
— культура базовой школы педвуза и ее отражение в содержании учебного процесса;
— культура материально-технической оснастки учебно-воспитательного процесса.
Обратившись к опыту Казанского государственного педагогического университета, заметим, что здесь почти все общевузовские и специальные кафедры рассмотрели вопрос о резервах усиления гуманитарной (в том числе психолого-педа-гогической и культурологической) подготовки будущих учителей. Например, преподаватели кафедр математического цикла уделяют большое внимание этическому, гуманистическому смыслу и общечеловеческому значению своих предметов, пропагандируют положение о том, что математическая образованность усилива-
ет не только профессиональные, но и гражданские позиции человека.
Коллектив Казанского педагогического университета разрабатывает и постепенно внедряет такую концепцию педвуза, согласно которой он должен быть не просто центром передачи научной информации, а прежде всего центром получения новых профессиональных, пси-холого-педагогических и культурологических знаний.
Общеизвестно: чтобы научить других — надо знать самому, чтобы заинтересовать других — надо быть интересной личностью самому, чтобы увлечь других — надо быть увлеченным самому и т.д. Разумеется, уровень знаний учителя в области преподаваемого им предмета должен быть высоким. Но этого недостаточно. От учителя требуются широкий кругозор, общая эрудиция, разносторонние культурологические умения, которые не преподаются специально на учебных занятиях. Общий уровень развития, культура учителя воздействуют на ученика чрезвычайно сильно. Возьмем, например, музыку, хореографию и другие виды искусства: это не простое развлечение, не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Как же может оставаться в стороне от искусства учитель? Мы стараемся сделать все возможное, чтобы наши студенты, будущие учителя, буквально окунулись в атмосферу искусства: музыки, хореографии, ритмики, художественного слова, театра. Добиваемся того, чтобы они множество раз слышали музыку и сами играли на каком-либо музыкальном инструменте, пели песни; множество раз видели танцующих людей и сами танцевали; множество раз слышали чтение литературных произведений мастерами художественного слова и сами читали... Мы делаем это, потому что хотим, чтобы выпускники Казанского государственного педагогического университета стали высококвалифицированными, разносторонне развитыми, интересными личностями. Одностороннее обучение
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
недостаточно, ущербно. Например, как можно объяснить невнимание к музыке учителя-литератора? Это можно объяснить прежде всего односторонностью видения преподавателем своего предмета, тем, что для него недопонятым остается процесс взаимодействия искусств — художественной литературы и музыки.
Не секрет, что среди определенной части преподавателей еще бытует пренебрежительно-снисходительный взгляд на художественно-эстетическое воспитание студентов: «А! Это все эмоции! Кому это нужно?» Или: «Это все лирика, надо заниматься физикой!» Как будто эмоции и лирика — последнее дело, а человек богат одними рациональными знаниями. Но можно ли воспитать в будущих учителях комплекс высоких нравственных качеств, передать им великое духовное наследие (чтобы потом они передавали его своим питомцам), минуя благоприятные каналы искусства? Это не реально. Искусство должно занять свое законное место в вузовском воспитании — аудиторном и внеаудиторном.
Учебные планы КГПУ в отличие от планов других педвузов, может быть, несколько перегружены (за счет включения таких культурологических дисциплин, как музыка, хореография, эстетика и др.). В этом есть определенная трудность. Но если в юности не дать человеку (особенно будущему учителю) заряда художественно-эстетических чувств, не раскрыть его эмоционально-интеллектуальные возможности и способности, он может до седых волос остаться обиженным судьбой, глухим к проявлениям красоты мира. Потому мы и стремимся сделать хотя бы то, что позволяют учебно-воспитательные и материальные возможности, чтобы студенты развивались интеллектуально, творчески, нравственно, физически, учились организовывать и проводить учебно-воспитательные мероприятия, конкурсы, соревнования, т.е. вести внеклассную воспитательную работу. Все это так необходимо школьному учителю!
Новая организация учебного процесса создает благоприятные условия для
учета индивидуальных возможностей, развития интеллектуального потенциала как преподавателей, так и студентов. Хотя у каждого мастера педагогического труда — только ему присущий почерк, но все же в опыте большинства преподавателей нашего университета, пользующихся высоким авторитетом у студентов, есть общее: гуманное отношение к личности студента, владение методикой глубокого и ускоренного обучения, дающего свободное время, необходимое для культурного и интеллектуального развития. Сложнейшие разделы учебных программ они проходят значительно быстрее (не снижая при этом, а, наоборот, повышая уровень знаний студентов), чтобы сэкономить время для гармоничного воспитания средствами содержательного общения (лекции-диалоги, лекции-диспуты и др.). Если каждый студент становится в учебном процессе и учителем, и ассистентом, и консультантом, и методистом, и исполнителем, и организатором, то у преподавателя-мастера освобождается время для индивидуальной работы с каждым студентом, а у последнего — для творчества. Только путем гуманизации отношений в системе педагогического образования, и в первую очередь по линии «преподаватель — студент», можно достичь больших успехов в деле обучения и воспитания высококультурных учителей. Идея взаимодействия и сотрудничества обучающих и обучаемых должна играть ведущую роль.
Мы, преподаватели высшей школы, педагоги высокой квалификации, делаем благородное и вместе с тем ответственное дело: воспитываем и учим будущих учителей. Постараемся же вершить это дело так, чтобы наши питомцы в душевном разговоре с учениками благодарно вспоминали нас и называли бы своими истинными Учителями. Как важно для вузовского преподавателя не терять ощущения праздничности своего труда, живого желания помочь студенту открыть, понять, познать и вместе с ним пережить то, ради чего он пришел в педагогический вуз.
Поступила 28.02.03.