А.Д. Галюк, канд. социол. наук, доцент, кафедра управления персоналом и социологии,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ
В статье рассматривается социальная природа жизненного успеха, состоящая в том, что он возникает только в контексте социального взаимодействия и служит способом оценки результатов действий человека в сравнении с действиями других людей. При этом успешными признаются не все результативные действия, а лишь те из них, где итогом является получение блага, воспринимаемого как таковое большинством людей в обществе. Представления личности о жизненном успехе, а также способах его достижения заданы определенной социокультурной средой. Для описания влияния ценностей и норм культуры на целедостижения человека автор использует термин «обусловленность», подчеркивающий подсознательную потребность индивида быть причастным к группе (обществу), разделяя ее ценности и получая одобрение своим действиям. Отмечается, что, с одной стороны, стремление к жизненному успеху — это естественное проявление активности человека, поскольку определяется его потребностью самоутвердиться в социальной группе, а следовательно, связано с внутриличностны-ми побудителями. С другой стороны, потребность в достижениях задается извне. Культура диктует человеку определенные шаблоны поведения. В современной западной культуре таким шаблоном служит ориентация на материальный успех — стремление обладать определенными привилегиями (атрибутами), вынуждающее человека вступать в соперничество с другими людьми. Выделены противоречия феномена успеха, а именно противоречия между индивидуальным и коллективным, свободой и необходимостью, природной предрасположенностью и культурной заданностью.
Ключевые слова: жизненный успех, культурная обусловленность, цель, ценность, целедости-жение, самоутверждение, социальная группа, культурный идеал, стандарт поведения.
Тема жизненного успеха почти всегда вызывает живой отклик как у исследователей, так и у простых обывателей в контексте их повседневных устремлений к достижениям. В современных условиях успех выступает в виде того блага, обладание которым непременно желательно для большинства людей. Наличие у человека установки на достижение определенных атрибутов, с которыми, как правило, связывается успешность в той или иной культуре, становится фактически признаком «нормальности» личности в обществе.
Говоря о жизненном успехе, следует подчеркнуть исключительно социальную
природу этого явления. В животном мире, как мы знаем, говорить об успешности той или иной особи в среде соплеменников абсурдно. Успех характеризует мир именно человеческих отношений, являясь мерой оценки результатов действий человека. Такая оценка, несомненно, зависит от культурного контекста, в котором живет человек.
Это означает, что успешными признаются не все результативные действия человека, а лишь те действия, где итогом является получение блага, воспринимаемого как таковое большинством людей в обществе. По М. Веберу, в основе успеха лежат цен-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ностнорациональные действия, предполага- лежать индивид; с другой стороны — культу-ющие сознательную ориентацию индивида рой общества. Рассмотрим их более подробна культурные идеалы1. но.
Таким образом, общество задает гра- Стремление к достижению жизненно-
ницы допустимого поведения в обществе, в том числе поведения, ориентированного на успех, побуждая человека стремиться к достижению культурно одобряемых идеалов.
В самом общем :
виде термин «обусловленность» можно рассматривать как подсознательную ориентацию человека на соответствие требованиям группы, соблюдение неких условий, при которых он может почувствовать себя членом группы и восприниматься таковым с точки зрения других участников. Культурная обусловленность стремления к успеху в жизни означает принятие правил взаимодействия, а именно того, что считается успехом в определенной социальной среде и того, какими способами он достигается.
Мы признаем, что в социологии для описания процесса включения человека в социальную среду, как правило, используется термин «социализация». Под социализацией понимается усвоение индивидом норм, ценностей, моделей поведения, знаний и умений — то есть всего того, что транслируется обществом через социальные институты и что необходимо для реализации социальной роли в нем. Не вдаваясь в терминологический анализ, автор лишь подчеркнет, что для выражения подсознательной потребности индивида быть причастным к группе (обществу), разделяя ее ценности и получая одобрение своим действиям, в большей степени подходит термин «обусловленность».
Можно говорить о наличии двух уровней обусловленности стремления человека к жизненному успеху. С одной стороны, оно определено культурой малой группы, к которой принадлежит или стремится принад-
Успешными признаются не все результативные действия человека, а лишь те действия, где итогом является получение блага, воспринимаемого как таковое большинством людей в обществе.
Утверждая себя в социальной группе, человек осознанно или неосознанно ищет положительную оценку своих действий у окружения. Самоутверждение связано с реализацией тех действий, которые являются значимыми для личности, то есть
имеют какую-либо ценность. Содержание данных ценностей задается социальной группой.
го успеха является естественным проявлением активности человека, поскольку определяется его потребностью самоутвердиться в среде значимых других. Утверждая себя в социальной группе, человек осознанно или неосознанно ищет положительную оценку своих действий у окружения. Самоутверждение связано с реализацией тех действий, которые являются значимыми для личности, то есть имеют какую-либо ценность. Содержание данных ценностей задается социальной группой. Ценности и стандарты поведения — это своеобразный индикатор, позволяющий зафиксировать:
— степень согласованности установок отдельной личности и группы в целом;
— уровень адекватности отображения установок группы в сознании отдельного человека.
Итак, для того чтобы утвердить себя в группе, человек должен принять ее ценности. Как отмечает Х. Хекхаузен, «происхождение мотивации достижения заключается не в проявлении чего-то заложенного от рождения, а рассматривается как ступень когнитивного развития, которая позволяет возникнуть структуре рамок соотнесения личности с окружающей средой»2.
Исследуя феномен самоутверждения человека в социальной среде, можно выделить две его характеристики3. Первая характеристика — это вертикаль самоутверждения, то есть ценностная лестница. Суть состоит в том, что человек стремится под-= няться на более высокую ступень ценностной лестницы, то есть обладать теми ценностями, которые представляют наибольшую значимость для него. Вторая характеристика — это горизонталь
самоутверждения, то есть область жизни человека, в которой он намерен достигнуть наибольших результатов.
Следовательно, две эти характеристики показывают направлен- =
ность самоутверждения личности, а если быть точнее, те цели, посредством реализации которых личность намерена утвердить себя в группе. Поэтому жизненный успех определяется прежде всего группой, к которой принадлежит либо стремится принадлежать личность.
С другой стороны, представления личности о жизненном успехе и ориентация на его достижение обусловлены культурой общества. Культура может быть представлена как совокупность социальных смыслов, усвоение которых способствует интеграции личности в социум. Социальный смысл — это надындивидуальный конструкт, который может охарактеризовать сразу всех людей, существующих внутри одной культуры4. В противоположность социальному смыслу можно выделить личностный смысл, который выступает индивидуальной проекцией реальности. Поэтому обусловленность стремления человека к жизненно значимым вещам — это процесс перехода социальных смыслов в личностные.
Влияние культуры на поведение человека хорошо показано в работах культур-антропологов. Так, Р. Бенедикт, ученица Ф. Боаса — сторонника концепции человека как «чистого листа», на основе полевых этнографических исследований определила культуру как модель мысли и действия. Она выдвинула идею о существовании идеала в культуре5. Идеал представляет собой стандарт поведения человека, отражающий нормы и ценности культуры общества. В каждой культуре имеются средства выражения человека, которые одновременно освобождают и ограничивают его. Культурно обусловленный идеал представляет собой образец успешного человека, стремление стать которым можно представить как модель достижения.
Таким образом, функцией этой модели идеального человека является передача
Стремление к успеху, с одной стороны, связано с поиском способов индивидуализации личности в социальной среде, с другой стороны - обусловлено социальными стереотипами успешности, потребностью не быть изолированным от окружения.
и усвоение всеми членами общества нормативно-ролевого поведения. Предписывая человеку определенную модель поведения, культура стремится к поддержанию своего = равновесного состояния. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой того, насколько далеко человек может отклониться от этого стандарта поведения не будучи дезадаптированным.
Стремление к успеху, с одной стороны, = связано с поиском способов индивидуализации личности в социальной среде, с другой стороны — обусловлено социальными стереотипами успешности, потребностью не быть изолированным от окружения. Поэтому в поиске свободы самовыражения человек вынужден быть несвободным, принимая правила игры, установленные обществом.
Поскольку различные культуры обладают специфическим набором характеристик, постольку в каждой из них существует свой стандарт поведения людей, служащий основанием для типологизации культур. Исследуя процессы инкультурации человека, М. Мид предприняла попытку классифицировать культуры по трем типам — это культуры сотрудничающие, соперничающие и индивидуалистические6.
В сотрудничающих культурах положение человека не зависит от его притязаний и амбиций, инициативы и достижений. Идеал человека в таких культурах — это человек никогда не провоцирующий схватку.
В соперничающих и индивидуалистических культурах чувство социальной безопасности рождается у человека лишь после того, как он убеждается в своем актуальном превосходстве над другими членами своего сообщества.
Хотя разделение культур на соперничающие и сотрудничающие и является достаточно условным, тем не менее мы считаем, что такой подход содержит в себе рациональное зерно, связанное с поиском закономерностей поведения (в данном случае стремление личности к жизненному успеху), обусловленных культурой.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
По мнению автора, сегодня в массовом сознании достижение успеха в большей степени связывается с соперничеством, нежели с сотрудничеством. Западная культура, ценности которой довольно широко распространены в современном российском обществе, актуализирует идею жизненных достижений, побуждает человека включаться в гонку за успехом. При этом успех понимается прежде всего как обладание определенными привилегиями, стремясь к которым человек вынужден неизбежно конкурировать с другими людьми. Поэтому зачастую успех ставят в один ряд с предприимчивостью, инициативностью, активностью, социальным статусом.
Социальная среда, в которой происходит взросление индивида, — сначала семья, детские дошкольные учреждения, а потом школа и вуз — формирует установку на соперничество, побуждая оценивать степень успешности какого-ли- _
бо действия не с точки зрения индивидуального прогресса, а с точки зрения прогресса по сравнению с другими.
Безусловно, социальное поведение многогранно — и в обществе в одном времени и пространстве существуют различные социальные группы, отличающиеся своими стандартами поведения и системами мотивации. Тем не менее
В поиске свободы самовыражения
человек вынужден быть несвободным, принимая правила игры, установленные обществом.
речь идет о наличии надындивидуальных и надгрупповых установок.
Таким образом, культурная обусловленность предполагает ограничение свободы действий человека, вынуждая его ориентироваться на социальные критерии успеха — своего рода «эталон» достижений в обществе, от которого зависит, будет ли человек признан этим обществом.
В результате этого процесса формируется структура целедостижений личности, состоящая:
— из рационально спланированной либо интуитивно ощущаемой личностью иерархии значимых целей;
— осознанного или неосознанного принятия способов достижения этих целей;
— получения результата;
— удовлетворения достижениями.
Вместе с тем не стоит абсолютизировать культурную заданность стремления
_ человека к достижениям. Безусловно, культура устанавливает рамки выражения «Я» в обществе. Однако необходимо обратить внимание на влияние и другого фактора — природной предрасположенности личности к определенным видам деятельности. Следовательно, успех предполагает стремление личности к достижению наибольших результатов в тех видах дея-
тельности, где природные задатки выражены сильнее. Однако проблема взаимодействия социального и природного в целедо-стижениях личности выходит за рамки темы данной статьи.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть противоречивость феномена жизненного успеха. В нем диалектически сосуществуют субъективное и объективное, индивидуальное и коллективное, природное и социальное, свобода и необходимость.
Эти противоречия продиктованы как природой самого феномена успеха, так и особенностями социокультурной среды, в которой он достигается. ^
Литература
1. Вебер М. Основные социологические понятия // В кн. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 628-630.
2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. С. 178.
3. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
4. Галюк. А. Д. Проблематика личностных целедо-стижений в культурной антропологии // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования.
4. 1. Екатеринбург, 2006. С. 93-94.
5. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1934.
6. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.
CULTURAL CONDITIONALITY OF HUMAN'S DESIRE FOR LIFE SUCCESS
A.D. Galuk, Candidate of Sociology, Docent, the department of management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
This article considers the social nature of life success, which consists of the fact that it appears only in the context of social interaction and serves as a method of results' evaluation of humans' actions in comparison with the other people's actions. However, not all the efficient actions are considered as successful, but only the results with profit taken by the majority of people. Image of person about life success and about the ways of its achieving are directed by exact social and cultural environment. For describing of values and cultural norms' influence on human's goal achieving, the author uses the term «conditionality» underlying subconscious demand of individual to be a part of group (society), diving its values and getting approval for own actions. It is marked that on the one hand, desire for life success is a natural reflection of human's activity, because it defines one's own demand to self realizing in social group, and as a result, it is connected with internal personal motivators. On the other hand, necessity is set outside. Culture dictates people exact samples of behavior. In modern Western culture this sample is oriented for material success as a desire for having special privileges (attributes), and it makes people to compete with other people.
This work separates out the contradictions of success phenomena, and exactly contradictions between individual and collective parts; liberty and necessity; natural orientation and cultural direction.
Key words: life success, cultural causality, purpose, value, aldosterone, self-affirmation, social group, cultural ideal standard of conduct.
References
1. Weber M. Izbrannye proizvedeniia [Selected works]. Moscow, Progress Publ., 1990, 808 p.
2. Khekkhauzen Kh. Psikhologiia motivatsii dostizheniia [The psychology of achievement motivation]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2001. 256 p.
3. Nikitin E.P., Kharlamenkova N.E. Fenomen chelovecheskogo samoutverzhdeniia [The phenomenon of human self-assertion]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., 2000. 218 p.
4. Galiuk. A. D. Problematika lichnostnykh tsel-edostizhenii v kul'turnoi antropologii [Issues of personal
aldosterone in cultural anthropology]. Kachestvo zhiz.ni v sotsiokul'turnom kontekste Rossii i Zapada: metodolo-giia, opyt empiricheskogo issledovaniia. Ch 1 [Quality of life in the socio-cultural context of Russia and the West: the methodology, the empirical studies. Part 1]. Ekaterinburg, 2006, pp. 93-94.
5. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1934.
6. Mid M. Kul'tura i mir detstva. Izbrannye proizvedeniia [Culture and the world of childhood. Selected works]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 429 p.