КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА АЗЕРБАЙДЖАНА ГЕЙДАРА АЛИЕВА КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
© Абдулалиев А.А.*
Бакинская музыкальной академии им. Узеира Гаджибейли, Республика Азербайджан г. Баку
Данная статья посвящена культурную миссию общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. Будучи основателем национальной независимости и государственного суверенитета Азербайджана, являясь Президентом республики, Гейдар Алиев впервые разработал и реализовал стратегию современной культурной политики. Основываясь на историческую роль Гейдара Алиева в развитии азербайджанского музыкального искусства, опираясь на ценнейшие результаты этой прогрессивной деятельности, автор впервые выдвинул музыковедческую концепцию о культурной миссии Национального лидера Азербайджана. Культурная политика и наследия Гейдара Алиева, по мнению автора, требует детального музыковедческого исследования и анализа.
Многосторонняя деятельность и достижения великого политического и государственного деятеля, гениальной личности современности, основоположника современной и демократической Азербайджанской государственности, общенационального лидера Гейдара Алиева, являются предметом исследования нескольких областей науки.
О политической деятельности Гейдара Алиева, а также об историческом, политическом значении, духовной и общечеловеческой ценности этой деятельности, как для Азербайджана, так и для современности и международной общественности написаны докторские, кандидатские, магистерские диссертации, изданы многочисленные монографии, проведены научные исследования. Исходя из научных и общественных интересов к этой гениальной личности, его политической деятельности, с целью изучения государственного наследия, а также многосторонней деятельности Гейдара Алиева каждый год научной общественностью республики и зарубежных стран, а также представителями азербайджанской диаспоры проводятся научные конференции. Эти научные исследования, продолжающиеся по нынешний день, анализируя его личность, политическую деятельность, периодическую стратегию социально-экономического и культурного развития, концепцию национальной независимости и свободного человека, построения демократически-правового государства, прове-
* Старший преподаватель кафедры «История и теория азербайджанской народной музыки».
дения удачных реформ, присоединения Азербайджана к мировому содружеству в силу своей внутренней и внешней политики, достижения развития международных отношений, построения сильного государства, теоретически определяют научные основы управления в современной государственной политике. Глубокое многоаспектное исследование и анализ личности, деятельности и наследия Гейдара Алиева сопровождается плодотворными результатами. Эти результаты рассчитаны в пользу сегодняшних и будущих достижений современного Азербайджанского государства и общества, а также служат обеспечению требований интересов развития и сотрудничества.
Таким образом, личность Гейдара Алиева, его плодотворная политическая деятельность, и как результат, достижения Азербайджана во всех сферах общественно-экономического развития, его национально-идеологическая политика, исторически реалии политической деятельности Гейдара Алиева, как современная и актуальная проблема, всегда находятся в поле внимания научной общественности. Этот многоплановый научно-исследовательский интерес всегда сопровождается серьезностью, естественностью, правотой мыслей и аргументов, результативностью научных исследований и концепций, теоретической и практической новизной, интересными научными подходами, идеями и выводами.
Объективность, актуальность и новизна этого широкомасштабного научного интереса аргументируется и подтверждается принципами самой науки, так как наука всегда согласовывается со временем, соответствует современным интересам и прогрессивным целям, работает, действует и функционирует ради современного развития. Темы и аспекты научно-исследовательских работ, посвященных анализу жизни и творчества, личности и наследия Гейдара Алиева, объективны и неопровержимы. Они также актуальны в сфере глобальных общественных, социальных, моральных и научных проблем и требований современности, высокочтимым и бескорыстным отношением мировой общественности и народа к личности этого великого политического деятеля.
Другой обоснованный причинный фактор современного научного внимания и интереса является гениальная личность Гейдара Алиева, его великие деяния и заслуги перед своим народом, вклады для нынешнего и будущего общественно-экономического и демократического развития во всех сферах жизни. Личность и деятельность не каждого лидера может оказаться на столь высокой вершине истории и времени, общечеловеческой морали, что присуще Гейдару Алиеву. Именно эти причины, связанные с личностью и деятельностью Гейдара Алиева, составляют основу национальной независимости и государственного суверенитета, национальных и общечеловеческих идеалов, культурного диалога между странами и народами, развития науки и культуры, объективных и реальных научных исследований.
Обращаясь к личности и деятельности Гейдара Алиева, как к предмету научных исследований, отмечая центральность этих проблем, необходимо отметить, что в комплекс наук изучающих его наследие, включены такие гуманитарные науки, как политология, социология, философия, культурология, искусствоведение и музыковедение. Культурная миссия Гейдара Алиева, как главы государства и национального лидера, проводимая им широкомасштабная культурная политика стоит в центре внимания объектов исследований и научно-теоретических интересов вышеназванных наук. Как показывает действительность, для этого научного подхода и интереса имеются реальные причины.
Возглавляя политическое руководство Азербайджана, Гейдар Алиев одним из приоритетных направлений своей государственной политики считал продолжительный политический курс, целью которого было мно-госторонное развитие всей культуры страны. Его культурная политика нашла свое отражение в многолетней государственно-политической деятельности, стратегии национального развития, интеграции Азербайджана в современный мир, сотрудничества, целью которого было завоевания Азербайджаном достойного места в политических и культурных процессах мирового сообщества. Продолжительный политический курс Гейдара Алиева в области культуры и искусства, его высокогражданская и демократическая позиция в этой культурной миссии нашли воплощение в служении его высоким национальным интересам как политического и национального лидера.
Жизненный путь и вся многогранная деятельность Национального лидера дает право сделать вывод, что продолжительное развитие, пропаганда культуры и искусства Азербайджана, а также налаживание культурных связей с народами мира было жизненным кредо Гейдара Алиева. Присущие личности Гейдара Алиева такие высокоморальные качества, как прогрессивность, демократичность, миролюбие, просветительство, культурность, бескорыстность, ответственность были основным средством и причиной для заслуг в области всестороннего развития общества, успешной культурной политики.
Разработка курса культурной политики Азербайджана, как независимого государства связано именно с именем Президента и Национального лидера Гейдара Алиева. Создавший теоретико-концептуальные и культурологические, национальные и универсальные, правовые и моральные, теоретические и практические основы, Гейдар Алиев определил также основу технологии и механизмы претворения в жизнь этой политики. Культурная миссия Гейдара Алиева, опираясь на высокие гуманистические цели, выражает концепцию национально-культурного развития Азербайджана, его всесторонние пути развития, будущие перспективы развития, цели направленные на общечеловеческие интересы. Изучение, сохра-
нение для будущего поколения, пропаганда в широком географическом и национальном масштабе достижений древней и богатой материальной и духовной культуры азербайджанского народа, в том числе и художественного и духовного наследия Азербайджана, создание межнационального культурного диалога - все это является лейттемой культурной политики и миссии Гейдара Алиева. Комплексные мероприятия, направленные на обеспечение культурно-исторической наследственности между поколениями, сохранения культурного наследия, проводимые Гейдаром Алиевым, благодаря которым национально-культурные ценности азербайджанского народа получили право современности и статус мирового духовного богатства.
В периодах его политического руководства культура и искусство превратились в приоритетные области государственной политики. Это в свою очередь послужило завоеванию искусством Азербайджана достойного места в современном мировом культурном пространстве, изучению и одобрению его со стороны народов мира, расширению культурных связей азербайджанского народа с народами мира. Основными целями культурной миссии Гейдара Алиева были изучение, сохранение, развитие национально-культурных ценностей, древнего и современного искусства Азербайджана, превратив их в культурное богатство мира. В новейшей истории Азербайджана интенсивное и динамическое развитие национальной культуры и искусства является причиной и результатом культурной миссии, претворяемой в жизнь Гейдаром Алиевым. По его политическим взглядам, каждая нация и страна сильна, известна и может войти политико-культурную систему мирового сотрудничества своей политической независимостью, демократическо-правовым обществом, правами свободного человека, да еще богатой и развитой культурой. Стратегия интенсивного развития культуры и искусства, автором которого является Гейдар Алиев, а также его национально-культурные идеи и покровительство культуре нашли свое отражение в нынешной государственной культурной политике Азербайджана.
Культурная миссия Гейдара Алиева, а также цели, значение, результаты, продолжение этой миссии в современной национальной азербайджанской политике - все эти актуальные вопросы, как мы указали выше, являются предметом исследовательских работ таких гуманитарных наук, как политология, философия, культурология, социология, искусствоведение, музыковедение, театроведение, филология, языкознание и религиоведение. Обосновывающие аргументы объективности, актуальности и научное значение этого научного интереса изложены нами выше.
Говоря о культурной миссии Гейдара Алиева, необходимо отметить, что эта миссия тесно связана с музыкальной культурой Азербайджана, а также служила развитию и пропаганде классического и современного му-
зыкального искусства, сохранению традиционного мугама и ашыгской музыки, распространению и превращению азербайджанской музыки в всемирное культурное достояние. Своей величайщей культурной миссией Гейдар Алиев на протяжении полвека всесторонне развивал традиционную и профессиональную музыкальную культуру Азербайджана, создаль всевозможные условии для развитии современного музыкального искусства и образования, добился громадных успехов в сохранении и пропаганде музыкальной наследии народа, также выдающихся азербайджанских композиторов, дирижоров, музыковедов, исполнителей, широко развивал музыкально-культурных связей Азербайжана с разными регионами и странами. В результате многовековая музыкальная культура Азербайджана занимала достойное место в новой мировой истории, была признана международной общественностью как всемирная художественная ценность, стала равноправной и неотьемлемой частью современной музыкальной-культурной прогрессии.
Непосредственная связь азербайджанской музыкальной культуры с политической и государственной деятельностью Гейдара Алиева, его прогрессивная культурная политика, целью которого является интенсивное развитие и прославление азербайджанского музыкального искусства, постоянный выход ее на современную мировую музыкальную арену, а также распространение во всем мире национальных музыкально-художественных достижений ставит перед современной музыкальной наукой ряд важных и серьезных научно-исследовательских задач.
Исследование музыковедческой темы «Гейдар Алиев и Азербайджанская музыкальная культура», как минимум требует нижеследующие аспекты научного подхода:
- музыкально-исторический аспект;
- вопросы интенсивного и динамического развития музыкальной культуры;
- политика и музыка;
- политическое лидерство и национальная музыкальная культура;
- музыкально-культурные связи и интеграция;
- вопросы сохранения, пропаганды, распространения и наследования музыкально-культурных ценностей;
- музыкальное просвещение;
- музыкально-эстетическое и нравственное воспитание;
- музыкальное искусство и национальное сознание;
- музыка и молодое поколение;
- заботливое отношение к способной и талантливой молодежи;
- национальный лидер - его гуманитарное и политико-культурное покровительство;
- музыка в жизни и политической деятельности Гейдара Алиева;
- музыкальные произведения, посвященные Национальному лидеру Гейдару Алиеву в азербайджанском профессиональном композиторском творчестве и «целостный анализ» (В. Цуккерман) этих произведений;
- политическая наследственность в развитии музыкальной культуры.
Каждый из этих аспектов имеет свою научную и жизненную актуальность и объективность, своеобразный круг тематики, задач и проблем. Все они ссылаются на личность, деятельность, в том числе и на конкретные факты и аргументы, связанные с его культурной миссией и на исторические, политические и культурные реалии. Вышеуказанные аспекты исследуемой темы, исходят из современной государственной политики Гейдара Алиева, претворяемой в жизнь для всестороннего развития азербайджанской музыкальной культуры, культурной миссии, а также ее результатов. Следует отметит и такой важный момент. Миссия Национального лидера, обеспечивающая развитие Азербайджанской музыкальной культуры, и ныне успешно продолжается в Азербайджанской государственной политике культуры и искусства благодаря культурной миссии Фонда имени Гейдара Алиева. Это исходит из того, что миссия Фонда имени Гейдара Алиева по своей значимости служит высоким гуманным целям, в том числе и миротворческим, культурно-диалоговым интересам суверенного Азербайджана.
В заключении следует отметить, что без глубокого изучения и анализа связей между аспектами, ряда входящих в них вопросов, не возможно объективное исследование научной темы «Гейдар Алиев и Азербайджанская музыкальная культура». Автор придерживается мнения о том, что музыковедческое исследование великих заслуг культурной миссии Национального лидера Гейдара Алиева в развитии азербайджанской музыкальной культуры, как одна из актуальных и современных задач музыкознания, решается успешно. Результаты исследования, по мнению автора, изучающего в течение долгих лет этот вопрос, обогатит азербайджанское музыковедение новыми фактами, аргументами, идеями и мнениями, которые могут быть использованы в музыковедческой науке, в музыкальном искусстве, образовании и воспитании в научно-исследовательских, научно-методологических, методических и практических целях.
Список литературы:
1. Гейдар Алиев. Высокий долг и призвание композитора. - Б.: Азер-нешр, 1979. - 32 с.
2. Гейдар Алиев - Общенациональный Лидер // Материалы республиканской научной конференции. - Б.: Азербайджан, 2004. - 774 с. (на азерб. языке).
3. Гейдар Алиев и культура. В 3 т. Т. 1. - Б.: Нурлар, 2008. - 504 с. (на азерб. языке)
4. Гейдар Алиев и культура. В 3 т. Т. 2. - Б.: Нурлар, 2008. - 520 с.
5. Гейдар Алиев и культура. В 3 т. Т. 3. - Б.: Нурлар, 2008. - 536 с.
6. Абдулалиев А. Гейдар Алиев и Союз композиторов Азербайджана // Газета «Сэс». - 15.07.1999. - № 157 (691). - С. 10. (на азербю языке).
7. Абдулалиев А. Музыкальный анализ произведений о Гейдара Алиеве // Материалы республиканской научной конференции аспирантов и молодых исследователей. - Б.: Министерство образования Азербайджанской Республики, 2004 - С. 51-52. (на азерб. языке).
8. Абдулалиев А. Гейдар Алиев и музыкальная культура Азербайджана // «Мусиги дунйасы» («Музыкальный мир»). - Б., 2008. - № 1-2/35 - С. 418. (на азерб. языке).
9. Медушевский В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания: сб статей. - М.: Музыка, 1987. - С. 206-230.
10. Назайкинский Е. Искусство и наука в деятельности музыковеда // Музыкальное искусство и наука: сб. стат. Вып. 2. - М.: Музыка, 1973. - С. 3-16.
11. Сохор А. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Т. III. - Л.: Советский композитор, 1983. - С. 72-93.
12. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. Вып. 6. - М.: Советский композитор, 1985. -С. 130-151.
«AVE MARIA» Ф.ШУБЕРТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ ЛИБРЕТТОЛОГИИ
© Гоблик А.В.*
Львовская национальная музыкальная академия им. Н.В. Лысенко, Украина, г. Львов
В публикации в свете проблем либреттологии рассматривается «Ave Maria» Ф. Шуберта. Освещены некоторые вопросы жизни произведения в иноязычных переводах, создание текстового варианта к музыке Ф. Шуберта на основе латинской канонической молитвы. Затронуты также некоторые вопросы, связанные с выбором языка исполняемого произведения.
«Ave Maria» (As-dur, D 839, op. 52/6, 1825 г.) Ф.Шуберта для голоса и фортепиано - одно из наиболее известных произведений не только в кругу композиций, посвященных образу Богородицы. Получив уникальную по-
* Соискатель кафедры «История музыки».