общества
Возникновение и развитие гуманитарного знания -не случайное явление в жизни общества. Эти процессы обусловлены сложными закономерностями, осознанием человеком своей роли и места в окружающем мире. Преодолевая трудности и противоречивости национального этногенеза и формирования государственности, зарождались научные представления на белорусских землях. Их становление неразрывно связано с деятельностью княгини-просветительницы Евфросиньи Полоцкой, выдающегося проповедника Кирилла Туровского, ученого-гуманиста, первопечатника Франциска Скорины. Европе хорошо известны имена Николая Гусовского, Сымона Будного. Огромный вклад в сокровищницу национальной и мировой науки и культуры внесли также Петр Мстиславец, издавший в 1575 г. Евангелие, Евстафий Волович -один из авторов Статута ВКЛ 1566 г., Василий Тяпинский - мыслитель-гуманист, Илья Капие-вич - просветитель и писатель, Симеон Полоцкий - церковный деятель.
О становлении отечественного гуманитарного знания
Основываясь на рационально-критическом мышлении, свободном от религиозного
Александр Коваленя,
академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, член-корреспондент
миросозерцания, гуманитарные исследования получили свое интенсивное развитие в конце
XIX ст. В фундаментальных трудах Игнатия Даниловича, Митрофана Довнар-Запольского, Евфимия Карского, Михаила Ко-яловича, Ивана Лаппо, Николая Никифоровского, Ивана Носови-ча, Евдокима Романова, Алексея Сапунова, Константина Тышкевича, Евстафия Тышкевича, Яна Чечота, Павла Шейна, Николая Янчука были впервые сформулированы и открыты мировому научному сообществу ранее неизвестные страницы истории материальной и духовной культуры нашего народа.
Важным достижением в сфере культуры XIX - начала
XX столетия является возрождение и становление литературного процесса. На его мощной волне зародилось и пустило глубокие корни белорусское профессиональное театральное искусство. Приход в литературу Франциска Богушевича, Янки Лучины, Максима Горецкого, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Элоизы Пашкевич содействовал развитию белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм. Это оказало решающее влияние на формирование национального самосознания
и культуры, становление отечественной периодической печати.
Огромная заслуга в распространении просвещения и национально-культурного движения принадлежит книгоиздательскому товариществу «Загляне сонца i у наша аконца», основанному Борисом Эпимах-Шипилой в Санкт-Петербурге в 1906 г. Оно положило начало систематическому выходу в свет литературы на белорусском языке. Позже открылись еще 6 белорусских издательств. Только за 1908-1914 гг. было напечатано 77 книг общим тиражом 226 тыс. экземпляров. В 1906-1915 гг. легально издавалась периодика, в том числе газета «Наша шва», ставшая идейно-организационным центром национального движения и сыгравшая огромную роль в формировании и становлении самосознания белорусов.
В конце XIX - начале XX в. начали организовываться различные культурно-просветительские и научные центры. Наибольшую известность получило Общество любителей искусства, созданное в Минске в 1899 г. Оно объединяло четыре секции: литературную, драматическую, музыкальную и художественную. Активную работу проводили Общество минских врачей, издававшее ежемесячный журнал «Минские врачебные известия», и Общество любителей природоведения, этнографии и археологии, занимавшееся изучением Минской губернии.
В 1907 г. в Вильно было создано Общество друзей науки, куда вошли представители разных научных и политических течений. На их заседаниях читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре Литвы и Беларуси. В 1907-1910 гг. было издано 4 ежегодника, содержащих научные труды членов общества и отчеты о его деятельности. Всего в этот период на территории страны было зарегистрировано и действовало 54 объединения. Передовая часть национальной интеллигенции и учащаяся молодежь активно включалась в изучение и распространение запрещенной литературы, создание подпольных библиотек и кружков самообразования, где изучались труды Ч. Дарвина, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, П. Лаврова и др.
Гуманитарные науки как катализатор национальной идеи
Одной из важнейших функций гуманитарной науки является поддержание в обществе динамического компромисса мнений и общественного согласия, культуры социальных и общественно-политических отношений. Эта задача чрезвычайно сложная и деликатная, и решить ее в спешном порядке, налетом, директивно, как это уже бывало в советской истории, нельзя.
Следует заметить, что развитие гуманитарного знания в постсоветскую эпоху сопровождалось идеологическим раскрепощением и некоторым ренессансом. Отсутствовал партийно-идеологический контроль, «репрессированные» в прошлом, отдельные науки были реабилитированы, в вузах открывались новые кафедры и факультеты, учреждались журналы, появились переводы зарубежных работ. Сегодня отношение общества к фигуре гуманитария
изменилось в лучшую сторону. Хотя, на наш взгляд, пока если не существует, то в определенной степени присутствует некоторое недопонимание, которое не позволяет активно и в полной мере использовать потенциал их исследований. В этом есть и вина самих ученых, которые недостаточно активно продвигают свои научные разработки, внедряют их в учебный процесс высших учебных заведений, не отстаивают выдвинутых идей и гипотез.
Известно, что представители социально-гуманитарной науки в силу своей профессиональной компетенции пытаются говорить об обществе, государстве и путях их развития, но заинтересовать в своих воззрениях управленческие структуры им не всегда удается. Причины разные. Часто научные экспертные заключения остаются лишь на бумаге - без необходимого механизма внедрения и активного их использования в общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни страны.
В наши дни главной задачей профессиональных гуманитариев является освоение и популяризация лучших достижений как отечественного, так и зарубежного опыта, внедрение апробированных результатов социально-гуманитарного знания в общественную жизнь. Без этого мы как бы смотрим в кривое зеркало действительности. Являемся свидетелями того, как в наши дни цинично извращаются важные и извечные человеческие ценности, выработанные за многовековую историю. Святые для нас понятия - патриотизм и верность, доброта и милосердие, свобода и демократизм, толерантность и гуманизм - уступают место насаждению псевдокультурных ценностей и норм морали. Под разными предлогами и самыми разными средствами общественному сознанию навязывается алчность и жадность, безмерная
жажда денег, разврат, наркотики, пропаганда психических расстройств, шизофрении, насилия и секса, полный отказ от всяких моральных и нравственных устоев.
Анализируя материалы, опубликованные в СМИ, представленные на каналах ТВ, радио и интернет-порталах, складывается впечатление, что значительная часть общественно-политического, духовно-культурного и информационного пространства захвачена людьми, обслуживающими глобализаци-онную политику. На телеэкране и на страницах изданий редко присутствуют ученые, отстаивающие национально-государственные интересы. В то время как наши оппоненты целенаправленно внедряют в общественное сознание псевдолиберальные западные идеалы, делается много для разрушения ценностей славянского мира, подрыва государственных устоев.
К этому необходимо добавить, что некоторые публикации и размышления о перспективах развития национальной государственности, ценностных императивах национальной идеи, значимости и важности идеологического обеспечения государственного развития страдают поверхностностью и слабой аналитической аргументацией, иные и вовсе уводят от сути проблемы к теоретическому наукообразию. Зачастую мы плещемся в смысловом мелководье местечковости, слабо занимаемся научной разработкой глубинного смысла национальной идеи. Чтобы изменить положение, важно раскрепостить национальную мысль, для чего требуется основательно погрузиться в историю, язык, духовно-культурную самобытность белорусского народа. Это совсем не значит, что мы должны возвратиться к архаическим формам культурного самосознания и искусственной реанимации отмершего в культуре и духовной жизни. Мы про-
сто обязаны на базе глубоких знаний национальной истории и духовно-культурной жизни наших предков воспроизвести ее в пространстве и времени во всех ее составляющих - прошлом, настоящем и будущем. Все это будет способствовать связи времен и поколений, осмысленному осознанию каждым человеком своей принадлежности к определенной общности людей - народу или нации, чтобы успешно строить суверенную и процветающую Беларусь.
О сущности гуманитарных наук
Исторический опыт учит, что государство сильно не силовыми структурами, хотя это чрезвычайно важно, а духом народа, способного к жертвенности во имя отстаивания свободы и независимости. Специфика и сущность социально-гуманитарных исследований в первую очередь проявляется в предмете и методологии познания, которые чаще имеют и субъективное измерение. Ученые-гуманитарии изучают не мир естественной природы и его свойства, а отношения людей. В их работах важную роль играют глубокие философские знания, а правильно избранный метод определяет конечный научно обоснованный результат. Это тем более важно, что для социального познания характерно отсутствие общепризнанных парадигм. От представителей всего комплекса социально-гуманитарных наук требуется повседневная и кропотливая интеллектуальная деятельность при обязательном учете национальных, историко-культурных и духовных черт и особенностей белорусского общества в целом и его отдельных подсистем: экономики, политики, духовной сферы и т.д.
Особенность гуманитарных наук и в том, что давать точные ответы, строить схемы и алгорит-
мы решения конкретных практических задач общественного развития, как это делают точные науки, чрезвычайно сложно да и практически невозможно. Важно иметь в виду и то обстоятельство, что научные результаты гуманитариев не приносят сиюминутных плодов и экономического эффекта. Их знания не всегда очевидны и заметны в обществе. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что социально-гуманитарные исследования являются определяющими в процессе общественного развития. Они не только способствуют укреплению национального и конфессионального согласия общества и его консолидации, но, что особенно важно, формируют патриотические и гражданские качества подрастающего поколения.
Одним из важных показателей цивилизованности общества является его внимание к гуманитарной науке и культуре. Например, западные социологи еще в 60-е гг. прошлого столетия предсказывали, что новый век будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет. Казалось бы, парадоксальная оценка, но если вдуматься, то становится очевидным, что в ней содержится глубокая идея о неизбежном протесте человеческого разума против культа технократизма и прагматизма.
Сказанное совсем не значит, что в наш век точные науки должны отойти на второй план. Представляется, что требуется преодолеть однобокость подхода к подготовке специалистов технических специальностей. Образование не должно иметь чисто инструментальный, логически упорядоченный характер, замыкаться исключительно на техносфере. Время требует, чтобы учебный процесс в технических вузах был культурно нагруженным, соотносился с духовно-нравственными и историко-культур-
ными ценностями общества. Ведь именно гуманитарное образование способствует укреплению в умах молодежи красоты и меры во всем, чтобы воспроизводить их в окружающем мире.
Хочу особо подчеркнуть, что сбалансированное изучение гуманитарных и технических дисциплин позволит активизировать не только логическое и интуитивное начало, разбудить и развить творческие качества нового поколения, но и расширит сферу их эстетического восприятия и отношения к окружающему миру, гармонизирует личность.
О месте истории
Исторические науки и гуманитарные знания - единый комплекс, накопленный человечеством в процессе развития знаний, который постоянно обогащается благодаря интеллектуальной деятельности людей. В этой связи важно подчеркнуть, что исторический путь белорусского народа сложен, противоречив и поучителен. Беларусь, находясь на геополитическом перекрестке Европы, неоднократно становилась ареной военного противостояния, социальных конфликтов и государственно-политических экспериментов. Иногда даже само существование нашего народа ставилось под угрозу. В результате длительного периода исторического развития постепенно трансформировались социально-экономические отношения, выкристаллизовывались национальные особенности и черты белорусов, формировались их духовные и культурные ценности. Вследствие сложного социально-экономического и политического пути, непростых и противоречивых духовно-культурных процессов как внутреннего, так и внешнего порядка белорусский народ накопил богатейшую сокровищницу исторического опыта, который может и должен стать фундаментальной
основой национально-государственного строительства сегодня и в будущем.
Изучение отечественной истории, формирование сознания значимо не только для понимания процессов развития общества. Исторический опыт необходим как зримая система прецедентов для принятия государственных решений. Он также важен и для каждого человека в той мере, в какой он осознает себя гражданином своей страны. В этом смысле история, несомненно, является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданской ответственности и высокого профессионализма. Устойчивость любой общественной системы связана с исторической памятью, с массовым историческим сознанием, прямо или опосредованно влияющим на социально-политическую практику. Только тот, кто хорошо знает историю, способен адекватно встречать вызовы грядущего.
Истоки и причины многих социальных ошибок объясняются тем, что в общественном сознании утрачивается исторический метод, слабо осваивается опыт или к нему обращаются слишком поздно, или вольно трактуют прошлое. Известный российский историк Василий Ключевский еще в начале Х1Х ст. подчеркивал: «История - это власть, когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим, когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяние». История всегда хранит величие, а не скудость и мерзость имен. Без пантеона героев, увековечения славных страниц трудового и ратного подвига предков невозможно успешное строительство общества. Только тот, кто хорошо знает прошлый опыт, способен уверенно смотреть в будущее.
Пантеон славы необходимо выстраивать в душах людей, начиная с дошкольного возраста, продолжая в школе, в системе высшего образования. И совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, это должна быть системная и целенаправленная работа, дающая людям ценностную матрицу, которая и есть суть патриотизма. Ведь он не является некоей самостоятельной ценностью: это совокупность ценностей, которая может быть привита только через воспитание и образование.
В учебных заведениях страны необходимо «насаждать» диктатуру совести, добра, духовности, справедливости. Школа и высшие учебные заведения должны стать центрами формирования национального сознания подрастающего поколения, всячески укреплять иммунную систему национального организма, чтобы никакие бациллы не разрушали духовное начало в человеке.
О перспективах интердисциплинарности гуманитарных знаний
Отношения между гуманитарными и естественными науками не являются однонаправленными. Как для современного естествознания, так и для гуманитарных дисциплин характерно усиление интеграционных процессов за счет прямых связей между науками и объединения методов исследования. При этом чрезвычайно важно понимать, что мир человеческой культуры существует не рядом с природой, а внутри ее, и неразрывно связан с ней. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить, как минимум, на две составляющие - природную основу и его социальное содержание и оформление. Например, результаты логических и лингвистических исследова-
ний используются в разработках информационных средств естествознания.
Сегодня большое значение приобретают совместные исследования естественнонаучного знания, гуманитариев, обществоведов и философов в сфере изучения этических и правовых проблем науки. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок. Многие результаты современной гуманитарной науки не мыслятся без их технического оснащения - компьютеров, оборудования специальных антропологических лабораторий, радиоизотопных методов определения возраста археологических находок и др.
Все большее подтверждение находит точка зрения, что наличие определенного различия естественнонаучного и гуманитарного знания не отменяет сходства между ними и общих тенденций в их развитии. Убедительным примером интеграционного процесса, например, может служить комплексный подход к такой глобальной проблеме, как охрана окружающей среды. Решение этого важнейшего вопроса современности находится не только на стыке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики, но и самое главное - в морально-интеллектуальном осознании в обществе всей опасности, нависшей над человечеством.
Объективно назрела потребность в устранении противоречий между гуманитарной и естественнонаучной культурами. На наш взгляд, знания, полученные в обеих областях, нужно не дробить, а усиливать их интеграцию. Это заключение строится на философском понимании того, что мир един, а человек является его неотъемлемой частью. Постигать сложность и противоречивость бытия необходимо
комплексно, объединяя усилия и гуманитариев, и естествоведов.
Об образе ученого
Для настоящего исследователя во все времена главным мерилом являлся поиск истины, научная увлеченность. Задача науки - открывать новое. Один из важнейших факторов, ограничивающий практику ученого, - его духовный мир, социальная ответственность исследователя, помнящего, что наука дана «в помощь человечеству, на пользу человеческому роду».
Уверен, никакие деньги не позволят вырастить настоящего ученого. Для этого нужен талант, а деньги необходимы для развития науки, создания ее материальной базы. Если молодой исследователь в начале своей карьеры ищет выгоды от своей работы, он вряд ли состоится как ученый. Разумеется, моральное и материальное вознаграждение и признание научной общественности - важный стимул активизации научного поиска. Вместе с тем только творческая увлеченность, преданность избранному пути рождают настоящий успех.
Тот, кто считает, будто бы деньги решают все, глубоко ошибается. К счастью, в науке еще действуют свои нравственные и моральные законы, выработанные научным сообществом в процессе исторического развития. А мои личные наблюдения позволяют утверждать, что большая часть молодежи, пришедшая в гуманитарную сферу, все-таки готова посвятить себя добыванию научного знания.
К сожалению, сегодня в значительной мере изменились многие духовно-нравственные ценности, и для некоторой части молодых людей теперь цель - не истина, а успех. Данная жизненная установка порождена в значительной мере упадком общественного престижа науки. Здесь только высокой зароботной платой, хотя и это чрезвычайно
важно, проблему не исправить. Необходимо менять отношение к науке, делать ее востребованной в обществе. Молодые исследователи должны чувствовать, что они занимаются в своей стране достойным делом, хотя, может быть, получают не так много, как их коллеги за рубежом.
О миропонимании и красоте души
Наше общество становится все более прагматичным, однако есть вечные духовно-культурные ценности, не позволяющие ему распадаться на «алчные молекулы и атомы». Гуманитарная наука обязана поддерживать и даже «агрессивно» насаждать человеческое в человеке. Фундаментальное понимание значимости гуманистической составляющей в общественном развитии - важная предпосылка для возрождения гуманистических начал в культуре, особенно в образовании и воспитании подрастающего поколения. Это духовная мера общества, свидетельствующая об овладении богатствами культуры в процессе исторического опыта, о гуманистическом его содержании. Материальная и духовная культура, моральные нормы и традиции, специфика отношений в обществе формируются и развиваются столетиями, передаваясь из поколения в поколение, от одной эпохи к другой, накапливаясь, становятся предметом гуманитарного знания.
На ум приходит философ-ско-загадочное изречение нашего соотечественника Федора Достоевского, наполненное глубинным смыслом: «Величайшее добро, высочайшая истина и совершеннейшая красота неразделимы. Красота спасет мир». Красота - обобщенный, интуитивный критерий истинности, путь развития, данный человеку природой. Можно ли представить жизнь без красоты? На мой взгляд, все, что некрасиво, - не жизненно,
не имеет своего продолжения. Ведь не зря Антон Чехов, следуя традициям гуманистического начала в жизни общества, вложил в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы «Дядя Ваня», широко известную фразу: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А когда душа чиста и честна, она и есть мерило прекрасного, ведь у прекрасной души, конечно, прекрасные мысли.
Современная жизнь отягощена множеством сложных проблем в общественном развитии. Нам недостает подлинной человечности, которая находит свое выражение в красоте души. Необходимо восстанавливать порушенное триединство. Развитие науки и техники, не освещенные идеалами добра и красоты, ведут мир не только к технологической катастрофе, но и к нравственной деградации человечества. В душе каждого жителя Земли архиважно зародить важнейший посыл, что красота перестает быть источником очищения, когда становится самоцелью вместо того, чтобы направлять духовную и культурную жизнь личности ввысь.
Отрадно, что многие представители Отделения гуманитарных наук и искусств являют собой пример высокой духовности и гражданского долга. Исследования и предвидения наиболее ярких представителей гуманитарного знания Всеволода Игнатов-ского, Вацлава Ластовского, Иосифа Лесика, Дмитрия Жилуновича, Степана Некрашевича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Кондрата Крапивы, Николая Никольского, Петруся Бровки, Петра Глебки, Максима Танка, Николая Бирил-ло, Иллариона Игнатенко, Ивана Шамякина, Александра Подлуж-ного, Ивана Науменко, Михаила Савицкого не только широко известны в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это не только гордость Академии наук, но и всего белорусского народа. СИ