УДК 008 © 2014 г.
А.Л. Маршак
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ
Маршак Аркадий Львович - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается культурная идентичность как фактор и потенциал укрепления целостности Российского государства. Приводится анализ современной социокультурной ситуации в России, раскрываются основы феномена современной культуры, её роли в обществе, приводятся основные направления исследования современной культуры как фактора целостности России.
Ключевые слова: культурная идентичность, нормы идентификации, продуктивность культуры как фактора целостности России.
В чем смысл культурной суеты? -
В политике вооружений?
В удушье газовых сражений?
В братоубийственной резне?
В партийных спорах и грызне?
В мечтах о равенстве вселенском
С грозящим брату кулаком?
В неофилософах с их злом?
В омужествленном поле женском?
Тогда долой культуру эту...
И. Северянин, 1925 г.
Понимание сущности идентификационных процессов в российском обществе без понимания содержания современной российской культуры, её черт и нынешнего состояния невозможно. Являясь ча-
стью мирового цивилизационного процесса, российская культура не перестает сохранять своеобразие. Интегрируя реальные образы культуры, продолжает стоять на службе интересов государства, в современных условиях культура отстает от задач государственного строительства и не соответствует усложняющимся процессам укрепления целостности России.
Вместе с тем, оценивая культурное состояние нашего общества, нужно учитывать приоритеты традиционных образцов культуры в ценностных социокультурных ориентациях наших людей. По данным исследований ВЦИОМ (2013 г.), одним из главных предметов гордости россиян являются отечественные культура и искусство. Так считают 75 % опрошенных. Это дает основание полагать, что для России культура есть выражение национальной энергии и, следовательно, идентификационный потенциал для укрепления государственности и целостности государственного строя [1, с. 359].
Рассматривая культуру в качестве идентификационного потенциала целостности российского общества, мы коснемся наиболее существенных сторон его проявления. При этом мы исходим из того, что современная российская культура многофункциональна, разнообразна и является способом определенного творчества, творческой деятельности человека, овеществленной в культурных ценностях (продуктах) и духовности человека (согласно концепции культурной деятельности В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова) [2, с. 195]. В соответствии с этим культура является мерой общественного прогресса, что проявляется через конкретные показатели культуры. Культурная жизнь воплощает на практике гуманистические цели развития общества. Они, в свою очередь, определяют ценности культурной социализации, приобщая личность к идентификационным процессам.
Для идентификационных процессов имеет большое значение анализ функционирования культуры в обществе, прежде всего с точки зрения культурного влияния различных социальных групп. Кроме того, для понимания роли культуры в идентификационном процессе, укрепления целостности России имеет значение деятельность учреждений культуры, средств массовой информации и досуговая деятельность на уровне институтов и личных предпочтений граждан.
Среди важнейших социокультурных факторов, имеющих влияние на культурную идентификацию, выделим следующие:
- во-первых, культура способствует формированию норм творчества, что влияет на разработку новых направлений в искусстве, науке, благоприятствует инновационным открытиям, в целом развитию по-
знания, освоению и преобразованию мира. Культура содействует освоению новых территорий, развитию средств связи, что в свою очередь создает благоприятные условия для жизни. Однако это носит не только позитив, но и может иметь негативные последствия, в том числе такие как экспансия природы, подрыв привычных культурных связей, проявления разного рода фанатизма, распространение образцов массовой культуры и вредного влияния средств массмедиа;
- во-вторых, культурна идентификация реализуется в труде, отдыхе, продолжении рода. Особое место здесь занимает речевой канал коммуникации как выражение определенного уровня культуры. Первостепенное значение для этого вида идентификационных процессов имеют развитие и совершенствование русского языка. Русский язык приобретает сегодня важную форму идентификации, через которую обновляется язык различных профессий, речевой канал политиков, молодежных связей;
- в-третьих, особенностью идентификационных процессов, происходящих сегодня в России, является то, что они осуществляются в условиях глобального накопления и хранения информации. В современном социокультурном пространстве наличествует множество различных информационных потоков. В этой связи культурная идентификация может способствовать обновлению устной и письменной речи, радио- и телекоммуникациям, распространению социального опыта нравственных и религиозных установок. Условия информационного взрыва, который переживает современное российское общество, с одной стороны, глобализирует эти процессы, а с другой - создает дополнительные условия для новых рисков;
- в-четвертых, культура позволяет формировать регулятивные и нормативные условия идентификации. Именно культура поддерживает устойчивость традиций, позволяет эффективно соотносить теорию идентификации с конкретными действиями, координирует различные виды и типы идентификационного потенциала общества. При помощи культуры вырабатываются нормы идентификации (технические, моральные, эстетические, природно-климатические или экологические), которые обеспечивают субъективные и объективные условия жизнедеятельности;
- в-пятых, культура освобождает процесс идентификации от эмоциональной напряженности. Особую роль здесь играют виды художественной культуры - театр, кино, литература, живопись, музыка и пр. Эта гедонистическая составляющая серьезно проявляется при проведении различных видов досуговой деятельности. При этом особые иден-
тификационные усилия требуются при решении вопросов экономиза-ции культуры и её продуктивности в условиях рыночных отношений;
- в-шестых, осуществление идентификации культуры в настоящих условиях, учет социокультурного содержания этих процессов формулируют задачи создания эффективных механизмов их защиты. Культурная безопасность может реализовываться через продукты материальной культуры (медицинские препараты, одежду, обувь, оружие, средства химической защиты) и через духовную культуру: досуг, адекватную
__^ с ___
музыку, живопись, технический дизайн и т.п. В последнее время, когда мы оказываемся в обществе риска, культурная безопасность занимает все более приоритетное место в идентификационных процессах.
Используя культуру как идентификационный фактор укрепления целостности российского общества, нужно иметь в виду, что социальная парадигма этого явления предполагает выделение ряда уровней: концептуальный (методология исследований), эмпирический (конкретно-социологическое изучение сферы культуры) и прикладной (управление, экономика, организация учреждений культуры) [3].
Концептуальный уровень характеризуется прежде всего сложностью содержания и многофункциональностью культуры как социоси-стемы. На этом уровне мы разрабатываем теорию идентификации с учетом системы специфических закономерностей функционирования культуры. В соответствии с этим возможна идентификация образа жизни, образования, науки, средств массовой информации, национальных отношений и даже религиозных воззрений. Разумеется, что это связано с обновлением категориального аппарата и научного языка теории и социологии культуры, что в свою очередь опирается на социальный опыт культуры и процессы культурной самоидентификации общества.
Концептуальная конструкция и методологическое содержание социокультурной идентификации во многом определяются через эмпирическое содержание культуры как общественного института. Социологические исследования позволяют установить спектр эмпирических показателей и конкретных форм осуществления процесса идентификации при помощи культурной деятельности. Упор на эмпирику дает возможность определить содержание социокультурной системы того или иного института культурно-духовной сферы, раскрыть моральные ценности, эстетические нормы и параметры культурного поведения личности, необходимые для успешного проведения идентификации.
Это позволяет, в свою очередь, выйти на решения идентификационных задач прикладного характера, дать действенные конкретные
предложения по совершенствованию целостности общества и управлению этими процессами.
Без культурного анализа общества, процесса функционирования культуры в обществе как важнейших условий познания всех социокультурных сторон жизни невозможно правильно и адекватно осуществлять саму идентификацию. Выстраивая идентификационную парадигму, нужно учитывать не только экономические факторы, но и четко определить неэкономические составляющие этого процесса. Разумеется, что здесь сегодня все большую роль играет культура. При этом надо отметить, что гуманистический характер идентификационных процессов в российском обществе делает культуру приоритетным фактором укрепления целостности России. Духовная составляющая общества в целом и её членов в частности оказывает существенное влияние на процессы идентификации, способствует эффективному решению идентификационной целостности общества.
Рассматривая культуру как идентификационный потенциал этих процессов, необходимо опираться на те образы культуры, которые традиционны для российского общества и в которых находят отражения исторически обоснованные морально-нравственные устои российского человека. Это одно из важных требований адекватного использования культуры как идентификационного потенциала [4, 5].
Анализ реального состояния общества, его духовной и культурной жизни, использование результатов социологического осмысления этих процессов позволяют надеяться на успешное решение задач культурной идентификации как непременного условия дальнейшего становления целостности современного Российского государства.
Литература
1. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011.
2. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д., 2005.
3. Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии / пре-дисл. М.К. Горшкова. М., 2013.
4. Воденко К.В. Культура и наука: религиозный контекст (по работам П.А. Флоренского). Новочеркасск, 2008.
5. Ценности и смыслы европейской культуры: исторические модификации и исследовательские традиции // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 148-174.
References
1. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoi diagnostiki). M., 2011.
2. Zhdanov Iu.A., Davidovich V.E. Sushchnost' kul'tury. Rostov n/D., 2005.
3. Marshak A.L. Kul'tura: sotsiologicheskie smysly i sotsial'nye realii / predisl. M.K. Gorshkova. M., 2013.
4. Vodenko K.V. Kultura i nauka: reli-giozniy kontekst (po rabotam P.A. Florensko-go). Novocherkassk, 2008.
5. Tsennosti I smisli evropeiskoy kulturi: istoricheskie modifikacii I issledovatelskie tradicii // Gumanitariy Uga Rossii. 2014. № 2. S. 148-174.