Научная статья на тему 'Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев: синтез традиций и современности'

Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев: синтез традиций и современности Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синтез в хореографическом искусстве / традиции и современность / создание монгольских танцев / культурная идентичность / инновации. / synthesis / tradition / modernity / Mongolian dance creation / cultural identity / innovation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Жису На, Догорова Надежда Александровна

Монгольские танцы, являясь важным нематериальным культурным наследием Китая, демонстрируют уникальную культурную идентичность и гуманитарные художественные ценности монгольского народа. В данной статье рассматривается, как в процессе создания монгольских танцев происходит искусное слияние традиционных и современных элементов, а также влияние этого слияния на культурную идентичность и художественные инновации. Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев взаимозависимы и взаимно поддерживают друг друга. Благодаря искусному сочетанию традиционных и современных элементов, монгольские танцы сохраняют свою уникальность и одновременно демонстрируют очарование и дух времени. Такой подход к творчеству предоставляет реальный путь для сохранения и развития монгольской культуры, а также служит примером для создания танцев других народов в контексте межкультурного обмена. Монгольское танцевальное искусство, являясь неотъемлемой частью культурного строительства Китая, должно быть тесно связано с ожиданиями партии и государства в отношении культурной деятельности. В процессе создания монгольских танцев следует в полной мере отражать культурную идентичность в формах, содержании, темах и духе. В статье отмечается необходимость учитывать концепции развития современного общества и использовать передовые технологии искусственного интеллекта для всесторонних инноваций, что будет способствовать процветанию монгольских танцев и эффективному сохранению и защите традиционной танцевальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural identity and artistic innovation in Mongolian dance creation: Integrating tradition and modernity

As an important intangible cultural heritage of China, Mongolian dance showcases the unique cultural identity and humanistic artistic connotations of the Mongolian people. This article explores how to achieve the clever integration of traditional and modern elements in Mongolian dance creation, as well as the impact of this integration on cultural identity and artistic innovation. The cultural identity and artistic innovation in Mongolian dance creation are interdependent and mutually reinforcing. Under the clever fusion of traditional and modern elements, Mongolian dance not only maintains its uniqueness, but also showcases the charm and charm of the times. This creative approach provides a feasible path for the inheritance and development of Mongolian culture, and also serves as a reference for other ethnic dance creations in cross-cultural exchanges. As an indispensable part of China’s cultural development, Mongolian dance art should be closely integrated with the expectations of the Party and the state for the literary and artistic cause. In the process of creating Mongolian dance, cultural identity should be fully reflected in form, content, theme, and spirit. At the same time, by combining modern social development concepts and utilizing advanced artificial intelligence technology for comprehensive innovation, we can effectively promote the prosperity and development of Mongolian dance, and effectively inherit and protect the traditional culture of dance art.

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев: синтез традиций и современности»

DOI 10.24412/2411-0795-2025-1-190-201 УДК 793.31 ББК 85.32

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ В СОЗДАНИИ МОНГОЛЬСКИХ ТАНЦЕВ: СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОСТИ

НА ЖИСУ, НА. ДОГОРОВА

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, (факультет искусств) 125009, г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 3/1; Россия E-mail: [email protected], [email protected]

Монгольские танцы, являясь важным нематериальным культурным наследием Китая, демонстрируют уникальную культурную идентичность и гуманитарные художественные ценности монгольского народа. В данной статье рассматривается, как в процессе создания монгольских танцев происходит искусное слияние традиционных и современных элементов, а также влияние этого слияния на культурную идентичность и художественные инновации. Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев взаимозависимы и взаимно поддерживают друг друга. Благодаря искусному сочетанию традиционных и современных элементов, монгольские танцы сохраняют свою уникальность и одновременно демонстрируют очарование и дух времени.

Такой подход к творчеству предоставляет реальный путь для сохранения и развития монгольской культуры, а также служит примером для создания танцев других народов в контексте межкультурного обмена. Монгольское танцевальное искусство, являясь неотъемлемой частью культурного строительства Китая, должно быть тесно связано с ожиданиями партии и государства в отношении культурной деятельности. В процессе создания монгольских танцев следует в полной мере отражать культурную идентичность в формах, содержании, темах и духе.

В статье отмечается необходимость учитывать концепции развития современного общества и использовать передовые технологии искусственного интеллекта для всесторонних инноваций, что будет способствовать процветанию монгольских танцев и эффективному сохранению и защите традиционной танцевальной культуры.

Ключевые слова: синтез в хореографическом искусстве, традиции и современность, создание монгольских танцев, культурная идентичность, инновации.

CULTURAL IDENTITY AND ARTISTIC INNOVATION IN MONGOLIAN DANCE CREATION: INTEGRATING TRADITION AND MODERNITY

NA ZHI SU, N.A. DOGOROVA

Lomonosov Moscow State University (Faculty of Arts), 125009, Moscow, B. Nikitskaya, 3/1; Russia

As an important intangible cultural heritage of China, Mongolian dance showcases the unique cultural identity and humanistic artistic connotations of the Mongolian people. This article explores how to achieve the clever integration of traditional and modern elements in Mongolian dance creation, as well as the impact of this integration on cultural identity and artistic innovation. The cultural identity and artistic innovation in Mongolian dance creation are interdependent and mutually reinforcing. Under the clever fusion of traditional and modern elements, Mongolian dance not only maintains its uniqueness, but also showcases the charm and charm of the times.

This creative approach provides a feasible path for the inheritance and development of Mongolian culture, and also serves as a reference for other ethnic dance creations in cross-cultural exchanges. As an indispensable part of China's cultural development, Mongolian dance art should be closely integrated with the expectations of the Party and the state for the literary and artistic cause. In the process of creating Mongolian dance, cultural identity should be fully reflected in form, content, theme, and spirit.

At the same time, by combining modern social development concepts and utilizing advanced artificial intelligence technology for comprehensive innovation, we can effectively promote the prosperity and development of Mongolian dance, and effectively inherit and protect the traditional culture of dance art.

Key words: synthesis, tradition, modernity, Mongolian dance creation, cultural identity, innovation.

I. Обзор монгольского танца

Монгольские танцы — это драгоценное искусство, восходящее к монгольскому фольклору, которое вобрало в себя богатую историю и культурные традиции монгольского народа, демонстрируя уникальный пластический стиль. Уже с XII в. монголы имели термины для названий различных видов народного искусства [1, с. 260]. Позже, в процессе развития, а также

взаимодействия с другими культурами, с развитием охоты и скотоводства стали постепенно формироваться танцевальные эстетические черты, богатые исторической глубиной и яркой национальной самобытностью, которые сохраняются и по сей день.

Быстрые ритмы и жизнерадостность — характерная черта монгольских танцев, в которых танцевальные движения часто включают такие техники, как потряхивание плечами и переворачивание запястий, чтобы выразить жизнерадостный характер монгольского народа. Танец женщин отличается легкостью и изяществом, символизируя красоту природы, что демонстрирует мягкость и энергичность монгольских женщин. Мужчины же танцуют строго и мужественно, с быстрыми и свободными движениями, что подчеркивает образ смелых и сильных монгольских мужчин [3, с. 263].

Монгольские танцы берут свое начало в древнем монгольском обществе, однако точное время и династии их возникновения определить сложно. С историко-культурной точки зрения происхождение монгольских танцев тесно связано с образом жизни и культурным фоном северных кочевых народов [4, с. 313]. Монголы всегда занимались скотоводством, кочуя и охотясь на просторах степей, и танец был важным способом выражения эмоций и развлечения для пастухов. Благодаря многовековой истории и огромным территориям проживания, танцевальные формы монгольского народа стали разнообразными, с заметными региональными различиями.

Одним из самых известных монгольских танцев является знаменитый «Танец с палочками». Он возник как народный танец на степях Ордоса более 150 лет назад. Изначально танец с палочками был предназначен для самовыражения и развлекательных целей, и его исполняли в основном сидя. Однако со временем танец эволюционировал, превратившись в комбинацию приседаний, стояния и ходьбы, с искусным добавлением ударов по телу, что придало танцу богатые и разнообразные пластические формы. Этот танец ярко отражает оптимизм и любовь к жизни монгольских пастухов.

Вместе с тем монгольские танцы — это не только форма развлечения, но и важное средство выражения культурной идентичности монгольского народа в эмоционально-эстетической сфере. Они глубоко укоренены в истории социального развития монгольского общества, передаются из поколения в поколение и горячо любимы и почитаемы монгольским народом.

II. Проявление культурной идентичности в создании монгольских танцев

1. Сохранение и передача традиционных элементов Культурная идентичность и художественные инновации в создании монгольских танцев не только связаны с наследием и развитием традиционных фольклорных танцев, но и выражают самосознание монгольской культуры. Благодаря инновациям в хореографической пластике, монгольские танцы адаптируются к современным требованиям общества, вступают в диалог с другими формами культуры и вносят положительный вклад в распространение монгольской культуры в мире. В процессе интеграции традиций и современности монгольские танцы демонстрируют уникальную культурную идентичность и художественные инновации. Сохраняя и передавая традиционные танцевальные элементы, сопровождающие народные праздники, и внедряя современные идеи и способы пластического выражения, монгольские танцы получают все более широкое признание и распространение в современном обществе. Они не только представляют собой символ культурной идентичности и гордости монгольского народа, но и являются важной частью многокультурной структуры китайского народа, как, например, танцы-сюиты «Сообщение из пастбищ», «Малага отца», «Утренняя мелодия», «Звон колокольчиков», успешно исполняемые в современном сценическом пространстве. Эти замечательные монгольские танцевальные произведения, сохраняя традиционные пластические элементы, включают и современную «хореографическую лексику», новаторство которой

демонстрирует живую энергетику и художественную жизнеспособность монгольского танцевального искусства в новую эпоху.

2. Слияние современных художественных форм

и технологических средств

Как один из представителей традиционного национального танцевального искусства, монгольский танец постепенно интегрирует современные художественные формы и технические средства, что приводит к органичному объединению культурной идентичности и художественных инноваций. Заимствуя современные танцевальные формы и стили постановки, а также используя мультимедийные технологии и инновационный сценический дизайн, монгольские танцы сохраняют свои традиционные черты, приобретая при этом более разнообразные и современные формы выражения, что привлекает более широкую аудиторию.

Современные танцы как творческая и выразительная форма искусства постепенно находят отражение в творчестве монгольских танцевальных постановщиков. Например, авторы сочетают движения и техники современного танца с традиционными элементами фольклорных танцев, придавая сценическому танцу большую изменчивость поз и плавность позировок, большую ритмическую и темповую энергию, ха-растеризующие современный стиль жизни. В создании монгольских танцев широко используются современные стили хореографии, акцент теперь делается не только на традиционное линейное повествование и ритм, но и на настроение, эмоциональное выражение и внутренний смысл танца. Расширяя танцевальную лексику и средства художественного выражения, авторы раскрывают многообразие и богатство монгольской культуры. В рамках проекта «Подготовка хореографов и постановщиков танцев Внутренней Монголии» были представлены такие произведения, как «Зеленый песок», отражающее проблему опустынивания земель и борьбу с ней, «Тот самый штрих», прославляющее народных героев

и красный дух, «Вечная пастушья палка», представляющее уникальный монгольский танец с лошадьми, и абстрактное современное танцевальное произведение «Движение ветра, движение сердца», которые ярко отражают эмоциональный строй современной жизни.

С развитием технологий авторы монгольских танцев все чаще используют мультимедийные технологии для усиления художественной выразительности танца. С помощью проекций, видеоэффектов и других технических средств изображение, звук и танец сливаются воедино, создавая произведения с более сильным визуальным воздействием и чувством погружения в художественно-образную структуру танца. Кроме того, в процессе создания монгольских танцев все большее внимание уделяется цветовой палитре сценического дизайна, выбору реквизита и декораций, что подчеркивает креативность и художественность для усиления эмоционального выражения и визуального эффекта танцевального выступления. Эти инновации не только расширяют границы танцевального творчества, но и предоставляют новые пути и платформы для распространения и популяризации монгольской культуры.

III. Влияние художественных инноваций на создание монгольских танцев

1. Междисциплинарная интеграция: сочетание монгольских танцев с другими видами искусства Монгольские танцы представляют собой форму искусства, наполненную традиционными культурными элементами, фольклорным наследием. В последние годы монгольские танцы стали взаимодействовать с другими видами искусства, что способствует достижению культурной идентичности и художественных инноваций, а также расширяет выразительность и зрелищность танцев. Это междисциплинарное слияние в основном проявляется в более тесном слиянии танца и музыки, а

также в экспериментальных постановках с элементами театрализации и с привлечением оперного искусства.

Во-первых, взаимодействие между монгольскими танцами и музыкой предоставляет широкий диапазон выразительных средств и творческих возможностей. Музыка является душой танца, и благодаря ее тесной связи с танцем монгольские танцы приобретают более глубокий эмоциональный и художественный эффект. В хореографии танцовщики используют свое тело, со-гласуя пластические движения с ритмом и мелодическими конфигурациями музыки, передавая через движения эмоциональные вехи танцевального сюжета.

Во-вторых, интеграция монгольских танцев с элементами театра и оперы открывает новые возможности для художественного творчества. Театр и опера, с их формами выражения и техниками исполнения, в сочетании с танцем создают более драматизированные сюжетные повествования в танцевальных произведениях. В экспериментальных постановках танец дополняется традиционными для китайской сцены театральными персонажами, традиционным развитием литературных сюжетов и выражением конфликтов, что обогащает эмоционально-художественное содержание танца и его пластические формы.

В-третьих, применение междисциплинарной интеграции в монгольских танцах требует поддержания баланса и осторожности. При заимствовании других форм искусства важно уважать и сохранять основные ценности и черты традиционной культуры, избегая чрезмерной вестернизации или потери уникального очарования традиционного искусства. Творцы должны соединять сознание инноваций и традиционный эстетический опыт, чтобы созданные произведения соответствовали требованиям и вкусам современной аудитории.

2. Театрализация: сценография и сценические эффекты

в танцевальных постановках

В процессе создания монгольских танцев сценография и сценические эффекты играют важную роль, помогая не только

формировать сюжет и атмосферу танца, но и благодаря инновациям в освещении и звуковых эффектах усиливать художественную выразительность. Театрализация сценических представлений монгольских танцев способствует не только сохранению культурной идентичности, но и воспитанию зрительского вкуса и опыта.

Во-первых, сценография помогает создать сюжет и атмосферу танца. Сценография включает декорации, реквизит, костюмы и грим; это — знаковый ансамбль; «посредством знаковых систем искусств создается, сохраняется и передается эстетическая информация как разновидность исторически значимой части социальной семантической информации» [6, с. 153]. Творцы монгольских танцев тщательно разрабатывают и подбирают сценические элементы, подходящие теме танца, создавая визуальные эффекты, соответствующие сюжету и атмосфере танца. При создании монгольских танцев сценография часто включает богатые культурные символы и художественные средства выражения. Например, через использование традиционных цветов и узоров, изображение зеленых степей на сцене отражается характер и очарование монгольской культуры, усиливая эмоциональное восприятие у зрителей.

Во-вторых, освещение и звуковые эффекты играют важную роль в танцевальных постановках, в сценических представлениях. В создании монгольских танцев освещение используется для подчеркивания образов и эмоций танцоров, что придает танцевальным произведениям драматизм и красоту. Изменения в яркости и цвете света могут эффективно подчеркнуть красоту движений и эмоциональное содержание танца. Звуковые эффекты также играют важную роль в танцевальных постановках, и их использование в монгольских танцах показывает тенденцию к инновациям. Творческие коллективы могут использовать элементы современной музыки и современные инструменты, объединяя традиционные и современные звуковые эффекты, чтобы обогатить формы танца, усилить эффект зрительского восприятия и вызвать эмоциональный отклик у публики.

3. Современное выражение: новое толкование монгольских танцев в современномобществе Монгольские танцы в современном обществе выполняют важную функцию художественного выражения, через которую исследуются актуальные социальные проблемы и ценности, а также интегрируются элементы современного эстетического вкуса и предпочтений молодежи. Такое переосмысление позволяет монгольским танцам обрести связь с современностью, придавая им более широкое значение и ценность.

Во-первых, танец используется для изучения современных социальных проблем и ценностей. «Статьи пишутся по времени, песни создаются для событий». В новую эпоху творцы должны при создании танцевальных произведений ориентироваться на дух времени, демонстрируя творческий потенциал деятелей искусства и их ответственность в распространении главной социальной идеи. Учитывая потребности в создании местных танцевальных произведений в этнических регионах, авторы призваны использовать все богатство форм выражения танцевального искусства не только в Китае, но и за его пределами, выполняя задачу — способствовать развитию и межкультурному обмену в области искусства танца [2, с. 335]. При этом дух художественного новаторства должен быть глубоко укоренен в традициях национальных танцевальных произведений. Важно также учитывать потребности аудитории, усиливая привлекательность танцевального искусства.

Во-вторых, необходимо интегрировать современные эстетические тенденции и предпочтения молодежи. В создании монгольских танцев авторы могут использовать техники и стили современного танца, чтобы удовлетворить эстетические потребности современных зрителей. А.П. Лободанов отмечал, что «формирование стиля, во-первых, имеет задачу повлиять на все компоненты стилеобразования: на замысел художника, поиск им фактуры произведения и ее обработку, политические требования момента, социальные запросы потребителей произведения искусства, а также на динамику социальных процессов в целом» [5, с. 24].

Хореографы-постановщики могут вводить в свои постановки более свободные и разнообразные танцевальные движения, чтобы монгольские танцы соответствовали современным эстетическим «трендам». Для привлечения внимания молодой аудитории авторы могут внедрять элементы, которые нравятся молодежи, включая использование современной музыки, отсылки к поп-культуре и сотрудничество с миром моды, что придаст танцам больше современности и привлекательности.

Культурная идентичность и художественные инновации в монгольских танцах не только несут в себе почтение к традиционной культуре и ее наследию, но и отвечают потребностям современного общества и его эстетическим запросам. Объединяя традиции и современность, монгольские танцы обретают новое дыхание в современную эпоху.

В будущем создании монгольских танцев можно ожидать усиления в выражении культурной идентичности и художественных инноваций. В плане сохранения культурной идентичности танцоры и хореографы должны продолжать глубоко изучать сущность и дух монгольской культуры, передавая через танцы богатое этническое наследие и его глубокий культурный смысл [7, с. 220]. Что касается художественных инноваций, то творцы должны продолжать экспериментировать с современными формами искусства и технологиями, сочетая традиционные танцевальные элементы с современными эстетическими тенденциями, чтобы представить монгольские танцы в более инновационном и привлекательном виде.

Подводя итог, можно сказать, что культурная идентичность и художественные инновации в монгольских танцах являются задачей, полной жизненной силы и потенциала. Благодаря начатым искусствоведческим исследованиям пластического наследия этого этнического региона мы уверены, что в дальнейших, более детальных разработках, будут раскрыты значение и роль монгольских танцев в современной монгольской и китайской культуре, их бытование на новом современном художественном уровне, что несомненно внесет

значительный вклад в сохранение и развитие культурно-исторического наследия.

Список литературы

1. Дуо Сан. Древняя история Монголии. Шанхай: Шанхайское книжное издательство, 2020.

2. Дэн Сяопин. Избранные произведения. Т. 2. Пекин: Народное издательство, 1994.

3. Дэн Хуэй. Взгляд на танцевальное искусство Цзя Цзогуана с точки зрения жизненной силы национального танца // Национальное исследование искусства. 2000. № 3.

4. Ли Фэй. Тотемная культура Внутренней Монголии в эстетическом контексте // Красота и времена. 2007. № 3.

5. Лободанов А.П. Взаимопроникновение и взаимодействие философских, семиотических и психологических составляющих в изобразительном искусстве XX века // Теория и история искусства. Вып. 1/2. М.: БОС, 2019. С. 10-26.

6. Лободанов А.П. Семиотическая концепция Ю.В. Рождественского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2022. № 3. C. 145-154.

7. Шэн Лу. Хореографическое образование. Шанхай: Шанхайское издательство музыки, 2004.

References

1. Duo San. Drevnyaya istoriya Mongolii. Shanxaj: Shanxajskoe knizhnoe izda-tel'stvo, 2020.

2. Den Syaopin. Izbrannye proizvedeniya. T. 2. Pekin: Narodnoe izdatel'stvo, 1994.

3. Den Xuej. Vzglyad na tanceval'noe iskusstvo Czzya Czzogua-na s tochki zreniya zhiznennoj sily nacional'nogo tancza // Nacional'noe issledovanie iskusstva. 2000. № 3.

4. Li Fej. Totemnaya kul'tura Vnutrennej Mongolii v esteticheskom kontekste // Krasota i vremena. 2007. № 3.

5. Lobodanov A.P. Vzaimoproniknovenie i vzaimodejstvie filosofskix, semioticheskix i psixologicheskix sostavlyayushhix v

izobrazitel'nom iskusstve XX veka // Teoriya i istoriya iskusstva. Vyp. 1/2. Moscow: BOS, 2019. S. 10-26.

6. Lobodanov A.P. Semioticheskaya koncepciya Yu.V. Rozhdestvenskogo // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 9. Filologiya. 2022. № 3. S. 145-154.

7. Shen Lu. Xoreograficheskoe obrazovanie. Shanxaj: Shanxajskoe izdatel'stvo muzyki, 2004.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.