Научная статья на тему 'Культура умирания'

Культура умирания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМИРАНИЕ / ОСОЗНАНИЕ СМЕРТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ / DEATH / AWARENESS OF DEATH / RELIGIOUS OUTLOOK / LIFE AND DEATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Темникова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются био-этические проблемы достойного ухода из жизни, осознание смерти с точки зрения различных религиозных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF DYING

The article discusses the bioethical issues worthy of death, awareness of death from the point of view of various religious positions.

Текст научной работы на тему «Культура умирания»

ванный спектакль, где властный центр отошел в тень, создана видимость демократии, а спектакль в виде современной промышленности «наложил свою лапу на все продукты общественного развития вещей до поведения» [8]. Особенностями современного общества спектакля являются устранение исторического знания, закрытость, всеобщая ложь, превращающая всех людей в слуг идеологии, дезинформация. «Единственная задача сейчас, - пишет Ги Дебор, - скрыть с глаз долой или как можно лучше замаскировать тот факт, что производственные отношения определяют» [8]. Философ считает общество спектакля неэффективным, так как оно не может справиться с экологическим кризисом, фальсификацией продовольственных товаров, терроризмом, техногенными катастрофами и т.д.

По мнению философа, правовые государства на Западе не существуют, и власть играет роль кукловода, манипулируя политиками и СМИ [8]. Говоря о знаковых убийствах крупных политических лидеров ряда стран (Кеннеди, Альдо Моро, Улаф Пальме), он утверждает, что «никто не задал вопроса о том, кто, собственно, главный кукловод в этом театре» [8]. Платон считал куклами большинство, народ, а кукловодами - богов и оправдывал власть меньшинства, тогда как Ги Дебор считает кукловодами сросшихся в единую систему руководителей экономики и власти, которые манипулируют массами.

Теперь философ уже не возлагает надежд на рабочий класс или интеллигенцию, которые оказались интегрированными в капиталистическую систему, но понимает, что люди не любят и боятся спектакля, так что внутри общества идет глухое брожение. «Когда никто не может, - пишет он, - с полной уверенностью сказать, что им не манипулируют, что он не жалкая тряпичная кукла в этом театре, - даже кукловод не знает наверняка, отзывается ли кукла на его движения. И в любом случае, даже если и отзывается - все равно это не значит, что кукловод выбрал верную стратегию» [8]. Философ признает, что Маркс в своём анализе власти при капитализме остается актуальным, но заканчивает свою книгу идеей альтернатив исторического развития, одной из которых является идея неизбежности выбора, а другой - идея предопределения, отраженная словами Омара Хайяма:

«Мир я сравнил бы с шахматной доской: То день, то ночь.. А пешки? - мы с тобой,

Подвигают, притиснут, - и побили;

И в темный ящик сунут на покой».

Итак, главным детерминирующим механизмом социального поведения людей в западном капиталистическом обществе Ги Дебор считает современную рыночную экономику, сросшуюся с бюрократической властью, которые диктуют программу правящему классу и манипулируют социальным поведением масс. Но он считает этот механизм детерминации неэффективным и негуманным, который должен быть в будущем изменен. Идеи Ги Дебора близки идеям Маркса о товарном фетишизме. Но, во-первых, он описывает индустриальное общество XX в., а во-вторых, в отличие от Маркса сосредоточивает внимание не на производственных отношениях, а на сфере массового потребления товаров во всех областях жизни людей. Идеи Ги Дебора являются гуманистическими, а выводы пессимистическими, так как он не видит той социальной силы, которая могла бы изменить западное дегуманизированное общество.

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

Список литературы

1 URL: http://yandex.ru/search?text=CnEKTA^b (дата обращения: 29.09.2015).

2 Платон. Законы //Платон. Сочинения : в 3 т. - М., 1972. - Т.3. Ч.2.

3 Гиренок Ф. Фигуры и складки. - М., 2013.

4 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. -М., 1992.

5 Лосев А. Ф. Законы. Абсолютистское завершение платоновского идеализма в «Законах» // Платон. Сочинения:

в 3 т. - М., 1972. - Т.3. Ч.2.

6 Ги Эрнест Дебор. Общество спектакля. URL: http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/society_of_spectade. html?q=lib/theory/debord/society_of_spectacle.html (дата обращения: 29.09.2015).

7 Копалов В. И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. - Томск, 1985.

8 Ги Эрнест Дебор. Комментарии к обществу спектакля. URL: http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/comments. html?q=lib/theory/debord/comments.html (дата обращения: 29.09.2015).

УДК 128

О.А. Темникова Курганский государственный университет

культура умирания

Аннотация. В статье рассматриваются биоэтические проблемы достойного ухода из жизни, осознание смерти с точки зрения различных религиозных позиций.

Ключевые слова: умирание, осознание смерти, религиозное мировоззрение, жизнь и смерть.

О.А. Тemnikova Kurgan State University

CULTURE OF DYING

Annotation. The article discusses the bioethical issues worthy of death, awareness of death from the point of view of various religious positions.

Keywords: death, awareness of death, religious Outlook, life and death.

Попытки решить экзистенциальные вопросы человек предпринимает на различных этапах своей жизни, но один из них - вопрос о смерти - стоит особняком. Осознание своей смертности - это тема, достаточно табуированная для сегодняшнего общества. Сначала мы не хотим думать, что это может случиться с нами и нашими близкими. Если с близкими случается, начинается н е в р оти ч е с кая р еа кци я , н е ред ко с б ол ьш о й долей

85

агрессии: «Почему это случилось с нами, а не с кем-то другим? И кто в этом виноват?» Виноватый нужен обязательно - врач, система здравоохранения, друзья, знакомые и т.д. Мы жаждем доказать себе, что смерть - это случайность, нелепость, это неестественный процесс.

Наш образ жизни, огромный темп смены событий исключают думы о смерти, о спокойствии и неизменчивости. Раздражают неповоротливые медлительные старики, нервируют даже намеки на собственное недомогание. Обществу, где главной ценностью является успешность, не нужна старость и болезни. Отсюда и появление домов престарелых, интернатов для ветеранов, хосписов. Старые больные люди должны быть изолированы, за ними нужен уход, пусть его осуществляют специально обученные люди, и подальше ото всех. И ведь не скажешь, что общество бросило стариков - у них есть все, кроме человеческого отношения самых близких, кроме возможности в последние дни, часы, минуты быть рядом со своими, держать их за руку и не бояться умирать.

Адекватное отношение к смерти требует глубоких размышлений. Традиционно такие размышления уходят корнями в религиозное мировоззрение. Однако выводы о сущности смерти и существовании после смерти в разных религиях неоднозначны.

Для буддизма смерть - это побег от бесконечных перерождений. Родившегося ждут страдания - болезни, мучения, старость. Рождение - условие немощи и смерти. В письме Реннё (1459-1499), мыслителя, принадлежащего к традиции Шин, читаем: «Глубоко размышляя о бренности людской, мы обычно заключаем, что недолговечна... сама наша жизнь в мире сем... Кто уйдет раньше - не ведаем, когда, сегодня или завтра, -я или другой?.. Утром наши лица лучатся жизнью, а вечером мы обращаемся в прах. Бренно человеческое существование в мире сем! И старость, и юность проходят. Поэтому, следует положить на сердце, что всего важнее жизнь грядущая - в неизменном мире.» [1, 16]. Смерть неизбежна, но этим поучительна, она взывает к мудрости и жалости, а через них возможно просветление - освобождение от смерти.

Согласно исламу, жизнь хороша тогда, когда всякая тварь, включая людей, покорна воле Божьей. Бог будет судить всех по земным делам и судить справедливо, после чего одни попадут в рай, другие в ад. Грехи обрекают человека на мучения и в этом мире, и в будущем, а за праведную жизнь человек получит награду. Отсюда умирание - важный этап подготовки к суду, это возможность подумать о совершенных делах, исправить ошибки. Смерть - итог совершенного, вершина, к которой мусульманин идет всю жизнь. Невозможно, живя во зле, «обелиться» на смертном одре. В Коране читаем: «Нет обращения к тем, которые совершают дурное, а когда предстанет перед кем-нибудь из них смерть, он говорит: "Я обращаюсь теперь".» (4:22). В исламе лучшая смерть - смерть за веру. Бог знает, кто истинно верующий и судить будет по этому критерию.

В христианстве смерть - это возможность, это перемена к другому, к лучшему. Смерть - всего лишь граница между нынешней реальностью, включающей наши «человеческие» отношения, и миром иным, с другими отношениями. Потерять жизнь - значит ее спасти: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). В Послании Павла в Филиппийцам читаем: «.Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть -приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и

другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.» (Флп 1:21-24)

Осознание собственной смертности напрямую выводит человека на мысль о смысле существования и далее - на необходимость нравственных законов. К какой бы потусторонней жизни он себя ни готовил, но память о себе на этом свете хочется оставить добрую. Жить в постоянной готовности к смерти или наоборот стараться не помнить о ней - это крайности. Золотая середина - спокойно и адекватно относиться к уходу из этого мира, помня о духовной составляющей своей жизни и своей ценностной иерархии.

Смерть близкого человека - испытание, делящее жизнь на «до» и «после». С этим «после» нужно не просто смириться, нужно научиться жить по-другому. Это тоже своего рода новая возможность.

Список литературы

1 Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / сост. Д. Ньюзнер. - М.: Изд-во Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

УДК 379.8

Е.И. Тишкина, М.М. Назарова Курганский государственный университет

есть ли жизнь после выхода

на пенсию: к вопросу О проблемах и возможностях организации досуга пожилых людей

Аннотация. В статье дается анализ социокультурной ситуации в сфере досуга пожилых людей, ее проблем и их возможных решений на примере города Кургана.

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, пожилые люди, активная жизнь, виртуальный туризм, рекреация, релаксация.

E.I. Tishkina, M.M. Nazarova Kurgan State University

WHETHER THERE IS LIFE ON RETIREMENT: TO A QUESTION OF PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF THE ELDERLY PEOPLE'S LEISURE ARRANGEMENT

86

Вестник КГУ, 2015. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.