ванный спектакль, где властный центр отошел в тень, создана видимость демократии, а спектакль в виде современной промышленности «наложил свою лапу на все продукты общественного развития вещей до поведения» [8]. Особенностями современного общества спектакля являются устранение исторического знания, закрытость, всеобщая ложь, превращающая всех людей в слуг идеологии, дезинформация. «Единственная задача сейчас, - пишет Ги Дебор, - скрыть с глаз долой или как можно лучше замаскировать тот факт, что производственные отношения определяют» [8]. Философ считает общество спектакля неэффективным, так как оно не может справиться с экологическим кризисом, фальсификацией продовольственных товаров, терроризмом, техногенными катастрофами и т.д.
По мнению философа, правовые государства на Западе не существуют, и власть играет роль кукловода, манипулируя политиками и СМИ [8]. Говоря о знаковых убийствах крупных политических лидеров ряда стран (Кеннеди, Альдо Моро, Улаф Пальме), он утверждает, что «никто не задал вопроса о том, кто, собственно, главный кукловод в этом театре» [8]. Платон считал куклами большинство, народ, а кукловодами - богов и оправдывал власть меньшинства, тогда как Ги Дебор считает кукловодами сросшихся в единую систему руководителей экономики и власти, которые манипулируют массами.
Теперь философ уже не возлагает надежд на рабочий класс или интеллигенцию, которые оказались интегрированными в капиталистическую систему, но понимает, что люди не любят и боятся спектакля, так что внутри общества идет глухое брожение. «Когда никто не может, - пишет он, - с полной уверенностью сказать, что им не манипулируют, что он не жалкая тряпичная кукла в этом театре, - даже кукловод не знает наверняка, отзывается ли кукла на его движения. И в любом случае, даже если и отзывается - все равно это не значит, что кукловод выбрал верную стратегию» [8]. Философ признает, что Маркс в своём анализе власти при капитализме остается актуальным, но заканчивает свою книгу идеей альтернатив исторического развития, одной из которых является идея неизбежности выбора, а другой - идея предопределения, отраженная словами Омара Хайяма:
«Мир я сравнил бы с шахматной доской: То день, то ночь.. А пешки? - мы с тобой,
Подвигают, притиснут, - и побили;
И в темный ящик сунут на покой».
Итак, главным детерминирующим механизмом социального поведения людей в западном капиталистическом обществе Ги Дебор считает современную рыночную экономику, сросшуюся с бюрократической властью, которые диктуют программу правящему классу и манипулируют социальным поведением масс. Но он считает этот механизм детерминации неэффективным и негуманным, который должен быть в будущем изменен. Идеи Ги Дебора близки идеям Маркса о товарном фетишизме. Но, во-первых, он описывает индустриальное общество XX в., а во-вторых, в отличие от Маркса сосредоточивает внимание не на производственных отношениях, а на сфере массового потребления товаров во всех областях жизни людей. Идеи Ги Дебора являются гуманистическими, а выводы пессимистическими, так как он не видит той социальной силы, которая могла бы изменить западное дегуманизированное общество.
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11
Список литературы
1 URL: http://yandex.ru/search?text=CnEKTA^b (дата обращения: 29.09.2015).
2 Платон. Законы //Платон. Сочинения : в 3 т. - М., 1972. - Т.3. Ч.2.
3 Гиренок Ф. Фигуры и складки. - М., 2013.
4 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. -М., 1992.
5 Лосев А. Ф. Законы. Абсолютистское завершение платоновского идеализма в «Законах» // Платон. Сочинения:
в 3 т. - М., 1972. - Т.3. Ч.2.
6 Ги Эрнест Дебор. Общество спектакля. URL: http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/society_of_spectade. html?q=lib/theory/debord/society_of_spectacle.html (дата обращения: 29.09.2015).
7 Копалов В. И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. - Томск, 1985.
8 Ги Эрнест Дебор. Комментарии к обществу спектакля. URL: http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/comments. html?q=lib/theory/debord/comments.html (дата обращения: 29.09.2015).
УДК 128
О.А. Темникова Курганский государственный университет
культура умирания
Аннотация. В статье рассматриваются биоэтические проблемы достойного ухода из жизни, осознание смерти с точки зрения различных религиозных позиций.
Ключевые слова: умирание, осознание смерти, религиозное мировоззрение, жизнь и смерть.
О.А. Тemnikova Kurgan State University
CULTURE OF DYING
Annotation. The article discusses the bioethical issues worthy of death, awareness of death from the point of view of various religious positions.
Keywords: death, awareness of death, religious Outlook, life and death.
Попытки решить экзистенциальные вопросы человек предпринимает на различных этапах своей жизни, но один из них - вопрос о смерти - стоит особняком. Осознание своей смертности - это тема, достаточно табуированная для сегодняшнего общества. Сначала мы не хотим думать, что это может случиться с нами и нашими близкими. Если с близкими случается, начинается н е в р оти ч е с кая р еа кци я , н е ред ко с б ол ьш о й долей
85
агрессии: «Почему это случилось с нами, а не с кем-то другим? И кто в этом виноват?» Виноватый нужен обязательно - врач, система здравоохранения, друзья, знакомые и т.д. Мы жаждем доказать себе, что смерть - это случайность, нелепость, это неестественный процесс.
Наш образ жизни, огромный темп смены событий исключают думы о смерти, о спокойствии и неизменчивости. Раздражают неповоротливые медлительные старики, нервируют даже намеки на собственное недомогание. Обществу, где главной ценностью является успешность, не нужна старость и болезни. Отсюда и появление домов престарелых, интернатов для ветеранов, хосписов. Старые больные люди должны быть изолированы, за ними нужен уход, пусть его осуществляют специально обученные люди, и подальше ото всех. И ведь не скажешь, что общество бросило стариков - у них есть все, кроме человеческого отношения самых близких, кроме возможности в последние дни, часы, минуты быть рядом со своими, держать их за руку и не бояться умирать.
Адекватное отношение к смерти требует глубоких размышлений. Традиционно такие размышления уходят корнями в религиозное мировоззрение. Однако выводы о сущности смерти и существовании после смерти в разных религиях неоднозначны.
Для буддизма смерть - это побег от бесконечных перерождений. Родившегося ждут страдания - болезни, мучения, старость. Рождение - условие немощи и смерти. В письме Реннё (1459-1499), мыслителя, принадлежащего к традиции Шин, читаем: «Глубоко размышляя о бренности людской, мы обычно заключаем, что недолговечна... сама наша жизнь в мире сем... Кто уйдет раньше - не ведаем, когда, сегодня или завтра, -я или другой?.. Утром наши лица лучатся жизнью, а вечером мы обращаемся в прах. Бренно человеческое существование в мире сем! И старость, и юность проходят. Поэтому, следует положить на сердце, что всего важнее жизнь грядущая - в неизменном мире.» [1, 16]. Смерть неизбежна, но этим поучительна, она взывает к мудрости и жалости, а через них возможно просветление - освобождение от смерти.
Согласно исламу, жизнь хороша тогда, когда всякая тварь, включая людей, покорна воле Божьей. Бог будет судить всех по земным делам и судить справедливо, после чего одни попадут в рай, другие в ад. Грехи обрекают человека на мучения и в этом мире, и в будущем, а за праведную жизнь человек получит награду. Отсюда умирание - важный этап подготовки к суду, это возможность подумать о совершенных делах, исправить ошибки. Смерть - итог совершенного, вершина, к которой мусульманин идет всю жизнь. Невозможно, живя во зле, «обелиться» на смертном одре. В Коране читаем: «Нет обращения к тем, которые совершают дурное, а когда предстанет перед кем-нибудь из них смерть, он говорит: "Я обращаюсь теперь".» (4:22). В исламе лучшая смерть - смерть за веру. Бог знает, кто истинно верующий и судить будет по этому критерию.
В христианстве смерть - это возможность, это перемена к другому, к лучшему. Смерть - всего лишь граница между нынешней реальностью, включающей наши «человеческие» отношения, и миром иным, с другими отношениями. Потерять жизнь - значит ее спасти: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). В Послании Павла в Филиппийцам читаем: «.Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть -приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и
другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.» (Флп 1:21-24)
Осознание собственной смертности напрямую выводит человека на мысль о смысле существования и далее - на необходимость нравственных законов. К какой бы потусторонней жизни он себя ни готовил, но память о себе на этом свете хочется оставить добрую. Жить в постоянной готовности к смерти или наоборот стараться не помнить о ней - это крайности. Золотая середина - спокойно и адекватно относиться к уходу из этого мира, помня о духовной составляющей своей жизни и своей ценностной иерархии.
Смерть близкого человека - испытание, делящее жизнь на «до» и «после». С этим «после» нужно не просто смириться, нужно научиться жить по-другому. Это тоже своего рода новая возможность.
Список литературы
1 Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / сост. Д. Ньюзнер. - М.: Изд-во Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.
УДК 379.8
Е.И. Тишкина, М.М. Назарова Курганский государственный университет
есть ли жизнь после выхода
на пенсию: к вопросу О проблемах и возможностях организации досуга пожилых людей
Аннотация. В статье дается анализ социокультурной ситуации в сфере досуга пожилых людей, ее проблем и их возможных решений на примере города Кургана.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, пожилые люди, активная жизнь, виртуальный туризм, рекреация, релаксация.
E.I. Tishkina, M.M. Nazarova Kurgan State University
WHETHER THERE IS LIFE ON RETIREMENT: TO A QUESTION OF PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF THE ELDERLY PEOPLE'S LEISURE ARRANGEMENT
86
Вестник КГУ, 2015. № 5