УДК 130.2
Гурбангельдиева А.,
Студент, Мухаммедова Э., Студент, Мередалыева А., Студент, Агамурадова А., Студент,
Туркменский государственный институт культуры,
г.Ашхабад, Туркменистан.
КУЛЬТУРА ТУРКМЕНИСТАНА - НАСЛЕДИЕ ВЕКОВ
Аннотация
Туркменистан — мусульманская страна, и туркмены были одними из первых в регионе, кто принял ислам. Однако религия здесь имеет ярко выраженные национальные особенности. В Туркменистане племенные отношения, формировавшиеся веками, играют меньшую роль по сравнению с религиозными догмами.
Ключевые слова:
культурное наследие, цивилизация, артефакты, музей.
Туркменистан — мусульманская страна, и туркмены были одними из первых в регионе, кто принял ислам. Однако религия здесь имеет ярко выраженные национальные особенности. В Туркменистане племенные отношения, формировавшиеся веками, играют меньшую роль по сравнению с религиозными догмами.
Даже в городах жители четко идентифицируют членов своей племенной группы, а в отдаленных районах клановая и племенная привязанность становится доминирующей. Каждая племенная группа легко распознает свой диалект, стиль одежды и украшений, вышивку, а также фактуру и стиль ковров. Они также хорошо разбираются в особенностях других племен.
Среди всех центральноазиатских народов туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. Многие жители страны с удовольствием носят мохнатые папахи, длинные стеганые каптаны и свободные брюки, напоминающие шаровары. Женщины часто надевают длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. Это связано не только с этническими особенностями, но и с удобством такой одежды в жарком и сухом климате. Орнаменты на одежде также служат оберегами....
В Туркменистане множество обычаев и традиций сопровождают жизнь местных жителей и семейный быт. Одним из важнейших событий является празднование бракосочетания, которое значимо не только для жениха и невесты, но и для всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старинных традиций, пришедших еще с кочевых времен, подготовкой свадьбы занимаются специальные представители семей. Калым — важная часть церемонии, и его размер может значительно варьироваться в зависимости от региона и достатка семьи. Семья невесты может потребовать очень большой калым от жениха. Сама свадьба — это настоящий праздник для всей общины, который может продолжаться несколько дней и собирать сотни гостей.
Ковроткачество — одна из древнейших традиций Туркменистана и символ туркменского народа. Для кочевых туркменов ковер всегда был единственным предметом мебели: легко транспортабельные и
теплые ковры использовались для покрытия внешних стен юрт "кара-ой", настила на полу и в качестве постели. Изящные и замысловатые узоры, уникальные для каждой этнической группы, служили визитной карточкой семьи и украшением жилища. Искусство ковроткачества, сложное и трудоемкое, передавалось из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных добродетелей невест и жен. В Туркменистане ковер имеет священное значение, и даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому неудивительно, что настоящий ковер считается произведением искусства и стоит очень дорого.
В Туркменистане большое внимание уделяется ювелирным украшениям. Женские украшения служат выражением традиций и знаком социального статуса, а мужские предметы на протяжении веков были основной формой накопления богатства, так как мешок с деньгами при кочевом образе жизни был бы обузой. Украшения также имели знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их владельцев. Работы туркменских мастеров прошлого дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение. Современные ювелиры не менее искусны, украшая не только предметы роскоши, но и оружие, одежду, конскую сбрую, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.
Туркмены, как правило, доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну значительно сократился, и встреча с иностранцем стала редкостью. Местные жители, известные своей космополитичностью, часто с ностальгией вспоминают времена СССР и рады гостям из-за рубежа. Хотя при первом контакте они могут скрывать свои эмоции под маской "моя твоя не понимай", эта маска быстро исчезает при искреннем интересе к их жизни и быту. Туркменское гостеприимство, сравнимое с кавказским, делает общение с ними приятным и запоминающимся для обеих сторон.
Туркменская кухня вобрала в себя черты всех народов, когда-либо населявших эту страну. Кочевое прошлое туркмен оставило заметный след в их кулинарии: основой пищи являются мясо (баранина, мясо джейранов, птица и реже говядина), рис, топленое масло из верблюжьего молока "сары иш", кунжутное масло, кисломолочные продукты, сыры, крупы, овощи, бобовые и бахчевые культуры, а также всевозможные супы и лепешки. Отличительной чертой туркменских блюд всегда была сытность и относительная простота приготовления, которая, однако, не означает простоты вкуса. Зелени и специй употребляют относительно мало, так как эти продукты появились на местном столе лишь в ХХ веке, но используют их в меру, никогда не "забивая" вкус основного блюда.
Характерной чертой туркменской кухни является обилие супов, особенно на мясном бульоне ("чорба") с различными приправами. Среди них гороховый суп "тайнатма" и "дограма", суп с помидорами "тара-чорба", мучной суп "умпач-звани", суп из фасоли с лапшой "учани", суп с машем "шурпа маш", суп с пельменями "этли-борек-чорбасы", суп из фасоли с лапшой "у-наш", молочный суп с лапшой "суитли унаш", мясной суп с горохом и бараниной "нохудлы чорба" и суп с рисом и овощами "мастава".
Характерной чертой туркменской кухни является широкое использование молока и кисломолочных продуктов. В западных и юго-западных районах Туркменистана для приготовления таких блюд, как "агаран", "татык", "сузме", "чал", "карагуат", "телеме", "сыяман" и "сарган", используют верблюжье молоко. В то же время на востоке и юго-востоке страны чаще употребляют овечье молоко.
Список использованной литературы:
1. Закон Туркменистана «О музеях и музейном деле». 26.08.2017;
2. Сердар Бердымухамедов. Анау - культура из глубин тысячелетий. Ашхабад, 2024;
3. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан - сердце Великого Шёлкового пути. Ашхабад, 2017;
4. Губаев А. История Туркменистана. Ашхабад, 2010.
© Гурбангельдиева А., Мухаммедова Э., Мередалыева А., Агамурадова А., 2024