УДК 159.922.7
Спирина Алена Вадимовна
кандидат психологических наук, доцент Сургутский государственный педагогический университет
КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЧУВСТВА СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОЗНИКШЕГО ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ
В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия, и показателей культуры телевосприятия. Приводятся показатели, свидетельствующие о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха, существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень чувства страха и наоборот. Описываются результаты эмпирической работы по формированию культуры телевосприятия. Приводятся данные контрольного эксперимента, которые свидетельствуют о результативности коррекционно-профилактической работы по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования чувства страха у детей дошкольного возраста, возникшего под влиянием восприятия сцен насилия на телеэкране.
Ключевые слова: чувство страха, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.
В настоящее время общественность и многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен насилия на экране на детскую психику. В частности многие исследования свидетельствуют об увеличении от года к году детей с высокими уровнями чувства страха.
Чувство страха является предметом исследования, как зарубежных (Г. Рибо [9], З. Фрейд, В. Штерн [18] и др.), так и отечественных ученых (А.И. Захаров [3], А.А. Фортунатов [15], А.И. Чистякова [17] и др.). Ими выявлены виды, причины и формы проявления чувства страха.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой им опасности; аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека (А.И. Захаров [3]); эмоция, возникающая в результате воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (БСЭ); аффективное состояние, связанное с ощущением опасности (З. Фрейд).
Многих ученых интересуют разновидности чувства страха. Так, например, В. Штерн [18] различает детские страхи, обусловленные опытом (один раз обжегшийся ребенок боится огня) и страхи инстинктивного характера (боязнь темноты, грозы, воды). З. Фрейд подразделяет страхи перед каким-либо конкретным объектом и фобии. А.И. Захаров [3] условно делит страхи на ситуационные и личностно-обусловленные, возрастные и невротические, реальные и воображаемые, острые и хронические. Еще две разновидности страхов выделяют А. Голик и В. Мамцева [11] -это фантастические, в содержании страхов фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и ночные страхи, которые возникают преимущественно у детей дошкольного
и младшего школьного возраста им могут предшествовать реальные переживания в дневное время -психотравмирующие ситуации, испуг, например, при просмотре фильмов ужасов.
Причины чувства страха могут быть самыми различными: тяжелые переживания, испытанные ребенком; отрицательный опыт (был укушен собакой, напуган в темноте (Г. Рибо [9]); запугивание оборотнями, домовыми, людоедами, мифическими существами, мышами, чертями, страшными животными и насекомыми (А.И. Чистякова [17]); неправильное поведение взрослых, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, демонстрация тревожности родителями, разговоры при ребенке о смерти, болезнях (А.И. Захаров [3]).
Установлено, что чувство страха негативно воздействует на физическое состояние и психику ребенка: приводит к разного рода заболеваниям (заикание, энурез и др.), искажает общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствует становлению отрицательного социального статуса личности (А.И. Захаров, А.Л. Фортунатов и др.).
Причины, формы проявления и последствия переживания чувства страха в литературе описаны относительно подробно. Однако такая причина возникновения чувства страха у детей дошкольного возраста как восприятие сцен насилия на экране изучена недостаточно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевещании (М.И. Жабский [2], К.А. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют большое количество времени просмотру телепередач.
По мнению многих ученых (А. Бандура, Р. Бэ-рон [1], Е.А. Захарова [4], А.В. Мудрик [6] и др.),
© Спирина А.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1
71
сцены насилия негативно сказываются на зрителях (негативно влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимизации, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).
В связи со сказанным возникает вопрос о преодолении чувства страха у дошкольников, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции чувства страха средствами игротерапии (М.И. Чистякова [17] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [8] и др.), арт-терапии (И.Ю. Ильина [5] и др.), сказкотерапии (М.В. Осорина [7] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).
В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня чувства страха, возникшего под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования у них культуры телевосприятия.
Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринска и их родители. В исследовании использовались методика «Страхи» А.И. Захарова, проективная методика «Что страшное снится, чего боишься днем», беседа с детьми, интервьюирование родителей, изучались продукты детской деятельности (рисунок страшного фильма).
В ходе исследования мы выясняли, какие объекты страха из телепередач пугают детей дошкольного возраста. Из детских ответов мы узнали, что они боятся, когда жуки залезают под кожу персонажам («Мумия», «Матрица»); герои телефильмов встречаются с инопланетными существами (Секретные материалы», «Эволюция»), со скелетами, ходячими мертвецами («Звонок», «Обитель зла»), со злым Невидимкой («Неви-
димка»), с привидениями («Другие»), с акулой с большими зубами («Челюсти»), с драконом («Гигант дракон»), с Бабой Ягой («Кощей Бессмертный»); когда Конан дерется с гигантской змеей («Конан-разрушитель»), «Хищнику отрубают руку» («Хищник»), «Робокопу режут голову» («Робокоп»); когда «Маньяк убивал мальчиков, ... гонялся в маске и с ножом» (фильмы ужасов «Маска», «Крик»); «За девушкой гналось чудовище», «Годзилла ел и топтал людей» («Годзилла»); действующие лица превращались в волков («Вампир в Нью-Йорке»), в скелеты («Индиана Джонс и последний крестовый поход»).
Диагностика показала, что 58,3% дошкольников имеют высокий уровень, 30% обследуемых -средний уровень и 11,7% испытуемых - низкий уровень чувства страха. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей -средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.
Сравнение показателей культуры телевосприятия и показателей чувства страха свидетельствует о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха (ф= -0,51 при р<0,01), существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень чувства страха и наоборот. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции чувства страха у дошкольников, которое возникло под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.
Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста чувства страха, возникшего под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.
В формирующем эксперименте участвовало 125 детей 5-7 лет из прогимназии №17 и ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.
Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротера-пии, арттерапии, тестотерапии, музыкотерапии, смехотерапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.
Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия_имела целью снятие напряжения, установление благоприятной
эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [4], О.М. Поповой [8] и др., а часть разработана автором [10].
Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в процессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на 6 циклов. Коррекция чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами и формирование культуры телевосприятия, осуществлялась благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.
Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).
В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.
Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй -истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии», «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Драку-ла шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорку».
Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений
испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-агрессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.
Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).
В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции чувства страха нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстри-
ровавших разные уровни данного отрицательного эмоционального состояния, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекцион-ной программы.
Дети с высоким уровнем чувства страха во время выполнения творческих заданий чувствуют себя неуверенно (боятся вспомнить и рассказать о страшащих их фрагментах с элементами насилия из телепередач; предпринимая попытку нарисовать или вылепить страшащие их события или персонажей-агрессоров, не заканчивают импровизации, ломают поделки или мнут рисунки, не показывая их экспериментатору); отказываются участвовать в играх-драматизациях, если в них задействованы агрессивные сверстники; в переделывании «страшных» фильмов и сочинении новых импровизаций используют доброжелательные коппинг-стратегии, ищут опоры в родственниках (в импровизациях фигурируют мамы, папы, сестры, братья).
Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями чувства страха. В коррекции высокого уровня чувства страха наиболее эффективными приемами являются арттерапия и индивидуальные беседы. Кроме этого было установлено, что у дошкольников с высоким уровнем чувства страха вызывают трудности коллективные игры, которые требуют проявления инициативы и самостоятельности.
Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня чувства страха, возникшего под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им героями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношения родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.
В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитации поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
73
телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.
Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.
Кроме этого изменились также показатели чувства страха у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показало, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем чувства страха уменьшилось на 28%, и позволило зафиксировать значимые различия по ф*-критерию показателей высокого уровня чувства страха (ф*=2,13 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.
Заканчивая обсуждение результатов коррек-ционно-профилактической работы, мы убедились в том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень чувства страха, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парцианальной комплексной, профилактико-коррекционной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.
Библиографический список
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
2. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 63-66.
3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.
5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.
6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 306 с.
7. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу или зачем детирассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.
8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний. - Шадринск: ШГПИ, 2003. - 170 с.
9. Рибо Т. Творческое воображение. - М., 1901. - 323 с.
10. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 259 с.
11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общей ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2001. - 326 с.
12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.
13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.
14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.
15. Фортунатов А.А. Страх и его преодоление: Автореф. канд. дис. - М., 1942. - 23 с.
16. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
18. Штерн В. Психология раннего детства. -М.: Москва, 1922. - 280 с.