КУ ЛЬТУРА ПОДДЕРЖКИ и помощи ребёнку
Альбина Альфиртовна Зарипова,
педагог-психолог учебно-методического центра ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» Алия Асхадовна Сайфина,
заместитель директора по психолого-педагогической работе учебно-методического центра ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
Когда ребёнок находится в детском оздоровительном лагере или на санаторно-курортном лечении, ему в большей степени требуются поддержка и психолого-педагогическое сопровождение, чем в привычных условиях.
• сопровождение ребёнка • активный протест • пассивный протест
• агрессивность • адаптация • дезадаптация
В
«Орлёнке» усилиями учёных и практиков складывается и функционирует особая культура поддержки и помощи ребёнку — психолого-педагогическое сопровождение. И если в образовательных учреждениях работа педагогов-психологов и социальных педагогов выстроена, методически и инструментально оснащена, то в учреждениях детского отдыха и оздоровления, прежде всего в детских лагерях, система работы данных специалистов ситуативна и узконаправленна, либо вообще в штатном расписании не предусмотрены ставки педагогов-психологов. И самым слабым местом в работе педагогов-психологов в условиях детского лагеря является дефицит форм, приёмов работы и сложности в выборе диагностических методик, которые бы учитывали кратковременность пребывания ребёнка, интенсивность и эмоциональную насыщенность
всех процессов жизнедеятельности временных детских коллективов.
Чтобы обеспечить социальное и психологическое благополучие каждого ребёнка, необходимо не только решить целый спектр образовательно-развивающих задач, но и преодолеть следующие трудности:
• сложно проходит адаптация к условиям детского лагеря и проживанию вдали
от родителей (тоска по дому, нет навыков самообслуживания, коллективного проживания);
• ожидания от предстоящего отдыха существенно расходятся с реальной ситуацией (активный отдых, чёткая регламентация режимных моментов, образовательный процесс);
• отсутствует мотивация к участию в предлагаемых видах деятельности и активного отдыха;
• сложно выстроить конструктивное взаимодействие со сверстниками и педагогами;
• спектр позитивных способов самореализации, самоутверждения подростков в коллективе недостаточный;
• ребёнок находится в той или иной трудной жизненной ситуации (переживает горе, сложную семейную ситуацию или экстремальную ситуацию и пр.).
В 2002 году в «Орлёнке» была создана социально-психологическая служба. За прошедшие годы сложилась не просто система работы педагогов-психологов и социальных педагогов, но и модель психолого-педагогического сопровождения и поддержки ребёнка, которая может быть адаптирована к различным учреждениям детского отдыха и оздоровления. Деятельность педагогов-психологов выстроена в логике лагерной смены: от момента заезда ребёнка до подведения итогов смены.
Цель психолого-педагогического сопровождения в «Орлёнке» — оказать социально-педагогическую и психолого-педагогическую поддержку и помощь всем участникам образовательно-оздоровительного процесса, одна из задач — способствовать созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности как детей, так и педагогов и обеспечивающей психологические условия для охраны и улучшения их психологического здоровья и развития личности. В качестве предполагаемого результата рассматривается успешная адаптация подростков к условиям детского лагеря, эмоционально-психологическое благополучие, удовлетворённость пребыванием в детском лагере.
Адаптация в условиях детского лагеря предполагает овладение соответствующими навыками самообслуживания и приспособление к условиям лагеря, принятие требований и соблюдение его правил, социальную адаптацию.
Сложности в адаптации могут быть связаны с тем, что приезд ребёнка в детский лагерь — сильный эмоциональный стресс. Ребёнк встречается с множеством незнакомых детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования и соблюдать правила детского лагеря, которые отличаются от правил в семье. У ребёнка возникает множество вопросов: как меня примут? Понравятся ли мне вожатые? Как подружиться с ребятами?
От вожатых, в первую очередь, требуются помощь в адаптации и создание благоприятных
условий для общения ребёнка. На успешность и скорость адаптационных процессов могут повлиять:
• индивидуальные характеристики ребёнка (его способности, состояние эмоциональной сферы, здоровья, особенности семейного воспитания);
• недостаточная сформированость умений и навыков самообслуживания и коммуникации;
• желание/нежелание ехать в детский лагерь;
• цель приезда в детский лагерь, социально-экономические и социально-культурные условия (семейное окружение, материальное состояние семьи, её культурный уровень, ценности).
Специалисты социально-психологической службы, входящей в состав учебно-методического центра, выполняют следующие основные функции:
• диагностическую, связанную с выявлением и получением своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях, потенциальных возможностях детей, процессах групповой динамики, определением причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации подростков во временных детских объединениях для оказания своевременной социально-психологической помощи детям, их родителям и педагогам. Диагностическая функция осуществляется посредством проведения диагностических исследований как с отдельными субъектами образовательно-оздоровительного процесса, так и с группами детей, подростков, молодёжи и педагогов;
• профилактическую, направленную
к тому, чтобы преодолеть или снизить степень влияния негативных факторов на развитие личности подростков и педагогов (психогигиенические условия общения и развития, асоциальные явления и явления дезадаптации, конфликты в подростковой среде и педагогических коллективах);
• просветительскую, предусматривающую деятельность по повышению психологической культуры, формированию потребности в психологических и социально-педагогических знаниях, использования их в интересах собственного развития. Сюда же относится и пропаганда здорового образа жизни среди детей
и подростков, а также сотрудников;
• развивающую, связанную с формированием социальной и психологической готовности
у подростков и педагогов к созидательной жизни в обществе;
• консультативную, которая осуществляется посредством различных форм социально-педагогического и психологического консультирования всех субъектов образовательно-оздоровительного процесса: детей и подростков, их родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих), педагогов и специалистов по вопросам, находящимся в компетенции педагогов-психологов и социальных педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение — комплексный метод, представляющий собой последовательную реализацию следующих шагов.
Первый шаг — диагностика проблемы.
Второй — информационный поиск путей её решения.
Третий — выбор оптимального варианта решения.
Четвёртый шаг — первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Для диагностики используются следующие механизмы выявления детей, требующих индивидуального сопровождения:
• беседа с сопровождающими, родителями или лицами их заменяющими во время передачи ребёнка в детский лагерь;
• опрос педагогов специалистами психолого-педагогического профиля о детях с трудностями в адаптации: есть ли в группе детей агрес-
сивные, застенчивые, плачущие, ведущие себя отстранёно подростки;
• беседы специалистов с детьми об их эмоциональном состоянии, о том, нашли ли они здесь друзей и досугово-образова-тельное пространство в соответствии
со своими интересами (в течение всей смены);
• исследование специалистами эмоционально-психологического климата (начало основного периода смены);
• исследование специалистами отношения подростков к употреблению психоактивных веществ (начало и конец основного периода смены).
• наблюдение специалистами психолого-педагогического профиля за подростками
во время различных мероприятий (в течение всей смены).
• исследование специалистами удовлетворённости подростков пребыванием в детском лагере (конец основного периода смены).
Свидетельством дезадаптации подростков в условиях детского лагеря служит снижение интереса к деятельности, появление признаков тревожности, нарушения во взаимоотношениях с окружающими. Также о сложностях в адаптации могут говорить следующие поведенческие реакции:
• активный протест: ребёнок непослушен, нарушает дисциплину, ссорится с ребятами, мешает вожатым, и дети отвергают его. Проявляются неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики педагога. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева;
• пассивный протест: ребёнок пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Снижен интерес к взаимодействию
со сверстниками, преобладает подавленное настроение;
• тревожность и неуверенность: ребёнок пассивен, при беседе напряжён, скован, не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но
не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании педагога. Иногда тревожность
сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости).
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение требуется, если были выявлены следующие факторы:
• сопровождающие, родители, или лица их заменяющие, отметили, что у ребёнка присутствуют особенности в поведении или индивидуально-личностного характера;
• педагоги отметили в поведении ребёнка агрессивность, застенчивость, отстранённость, слёзы;
• дети в индивидуальных беседах отметили, что чувствуют себя некомфортно, хотят уехать домой, не нашли друзей, им здесь скучно;
• по итогам исследования эмоционально-психологического климата ребёнок продемонстрировал низкий индивидуальный уровень или отметил: «Мне здесь плохо, тревожно»;
• по итогам исследования отношения к употреблению психоактивных веществ продемонстрировал позитивное отношение к употреблению;
• во время мероприятий ребёнок отстранён,
не включён в деятельность, сосредоточен на своём гаджете, занимает позицию наблюдателя;
• по итогам исследования степени удовлетворённости пребывания в детском лагере был выявлен низкий уровень удовлетворённости.
В случае, если были выявлены признаки дезадаптации, начинается индивидуальное сопровождение ребёнка, которое в условиях детского лагеря понимается как обеспечение индивидуального подхода с целью благополучия (с точки зрения его психологической и эмоциональной составляющих) и социальной успешности подростка.
В зависимости от индивидуальных характеристик ребёнка применяются разные алгоритмы выстраивания педагогической беседы после прибытия ребёнка в детский лагерь. В случае, если подросток в первый раз в детском лагере и ехал с желанием, педагоги получают следующие рекомендации:
• выявить интересы ребёнка и способы его самореализации;
• ежедневно отслеживать эмоциональное состояние подростка;
• уделять внимание межличностному общению со сверстниками;
• поддерживать интерес подростка к предлагаемой деятельности;
• выявить степень сформированности навыков самообслуживания.
В случае, если подросток в первый раз в детском лагере, но ехать не хотел, педагогам рекомендуется:
• мотивировать подростка на деятельность в смене;
• установить сотрудничество с родителями;
• ежедневно отслеживать эмоциональное состояние подростка;
• уделять внимание межличностному общению со сверстниками;
• выявить степень сформированности навыков самообслуживания.
Если подросток в детский лагерь приехал повторно, педагогам нужно выяснить:
• возникали ли трудности пребывания
в детском лагере в прошлый раз, какого рода;
• узнать, что ему понравилось в детском лагере ранее;
• уточнить, в каком качестве он хотел бы самореализоваться;
• поставить его в активную позицию (помощник педагога, рассказать ребятам отряда традиции и правила детского лагеря).
В зависимости от выявленных трудностей подбирается комплекс психолого-педагогических и педагогических действий и методов, который реализуется педагогами-психологами и социальными педагогами, а также отрядными педагогами с привлечением при необходимости других специалистов смежных отделов и служб. В течение всей смены педагогам важно ежедневно отслеживать эмоциональное состояние подростков, опираясь на их дневники настроений, наблюдения на вечерних сборах и других отрядных мероприятиях, в ходе индивидуальных и групповых бесед. Конец смены — важный период для подростка, время анализа и подведения итогов пребывания в детском лагере. В итоговый период смены педагогам важно организовать работу на последействие, подготовить детей
к отъезду, создать условия для анализа достигнутого уровня коллективного взаимодействия, увлечь детей формами и методами самовоспитания, усилить контроль над жизнью и здоровьем воспитанник. В достижении поставленных задач педагогу помогут следующие действия:
• организовать обмен почтовыми адресами, телефонами, адресами в социальных сетях и ввести в отряде традицию переписки;
• предоставить подростку адреса для поддержки и помощи (кто может помочь);
• систематизировать фотографии, впечатления, игры, песни;
• написать всем отрядом письмо в будущее;
• сделать ребятам «сюрпризки», которые станут приятным воспоминанием;
• провести аналитическую работу с подростком: «Каким я был до детского лагеря? Каким стал сейчас? Что во мне изменилось?»;
• объяснить подростку, как он может перенести опыт детского лагеря на свою домашнюю среду (научить детей в своём окружении различным весёлым играм, песням, показать, рассказать перспективы применения полученных знаний и умений в школе);
• создать условия для привития стремления сохранить режим дня и правила здорового образа жизни;
• вселить в подростка уверенность, что его будущее в его руках, и настроить на позитивное будущее;
• проиграть с подростками варианты их поведения в ситуации возвращения домой
(за 2—3 дня до разъезда): «Вот вернулся ты из лагеря... Что произошло с тобой за время пребывания в лагере? Что за это время могло произойти с твоим окружением? Как ты думаешь, каких поступков ждут от тебя окружающие?..». При этом педагог не должен: «зацикливать» подростка на самом себе или
своих проблемах; клясться в вечной любви, в готовности в любую минуту прилететь на помощь; устраивать слёзное прощание на разъезде.
Исходя из опыта работы специалистов психолого-педагогического профиля ВДЦ «Орлёнок», можно отметить следующие стратегии педагогических действий, которые позволили нивелировать трудности подростков, а именно:
• педагоги выявляют ожидания подростка от пребывания в детском лагере и его интересов, исходя из чего внимание подростка акцентируется на позитивных моментах в детском лагере и создаются условия для включения его в дела отряда и лагеря. Это позволяет скорректировать значительное расхождение ожиданий подростка от предстоящего отдыха и осуществить работу
по формированию мотивации на участие в предлагаемых видах деятельности;
• педагоги получают информацию о статусе или особенностях ребёнка от руководителя детского лагеря, родителей или самостоятельно выявляют его особенности в ходе наблюдений и бесед, информируют подростка о навыках конструктивного взаимодействия и способах самореализации в коллективе, избегают навешивания «ярлыков» на детей, получают обратную связь от детей, своевременно информируют руководителя лагеря и получают от него помощь
и поддержку. Всё это способствует сглаживанию сложностей в выстраивании конструктивного взаимодействия подростка со сверстниками, компенсирует дефицит опыта и способов самореализации и самоутверждения подростков в коллективе сверстников, смягчает переживания от пребывания подростка в трудной жизненной ситуации. НО