Л.Е. Гусак
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ...
закладів: Дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Алексєєва Тетяна Володимирівна ; Бердянський держ. педагогічний ун-т. - Бердянськ, 2003. - 203 с.
2. Бігич О. Б. Методична освіта майбутнього вчителя іноземної мови початкової школи: [монографія] / Оксана Борисівна Бігич. - К.: Видавничий центр КНЛУ. 2004. -278 с.
3. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник / С. У. Гончаренко. - К.: Либідь, 1997. - 376 с.
4. Клак И. Е Модернизация содержания и технологии профессиональной подготовки будущих учителей-филологов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 129-133.
5. Коновалова Е.Ю. Уровень речеведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика. психология. 2011. № 1. С. 74-78.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Нина Васильевна Кузьмина. - М.: Высшая школа. 1990.
- 162 с.
7.Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика. психология. 2011. № 2. С. 128-133.
8. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. психология. 2011. № 4. С. 155-160.
9. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. психология. 2012. №
1. С. 347-349
10. Пінчук І. О. Формування фахової компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів :Дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ірина Олександрівна Пінчук . - Київ : Б.в.. 2011. - 247 с.
CONTENT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS TO THE ASSOCIATIVE TEACHING OF THE FOREIGN LANGUAGES TO YOUNGER PUPILS
© 2013
L.E. Gusak, candidate of pedagogical sciences, docent, docent of the Foreign languages
department for humanities
Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)
Annotation. The competence approach to the training of future teachers to the associative teaching of the foreign languages is presented in the article. The author analyses such notions as professional competence, communicative competence, psychological-pedagogical competence and special competence. A special attention is paid to the content component of the professional training of future teachers.
Keywords: component approach, professional training of the future teachers, content component, associative teaching of the foreign languages, younger pupils.
УДК 37.032
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
© 2013
А.В. Добрыдень, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных технологий
и педагогического творчества
Уманский государственный университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам педагогического общения будущих педагогов; освещены проблемы формирования культуры педагогического общения. Предложена система работы, направленная на формирование коммуникативной компетентности будущих учителей, овладение ими культурой общения; пути совершенствования коммуникативных способностей будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогическое общение, педагогическая культура общения.
Педагогическое мастерство учителя основывается на искусстве общения. Общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению психического контакта, проявляемая в обмене информации, взаимовлиянии и взаимопонимании. Специфика педагогического общения в том, что во время его реализации осуществляется комплексное воздействие педагога на ученика таким образом, чтобы обеспечить эффективное обучение, воспитание и развитие новой личности. Путём общения происходит трансляция опыта поколений новому поколению.
В нынешнее время проявляется тенденция изменения функциональной структуры воздействия педагога на ученика. Если на протяжении всей истории человечества в ней значительно преобладал информационный аспект, то сегодня, в связи с развитием средств массовой коммуникации, педагог теряет лидирующую позицию как источник новой информации. В школе преобладает иной смысл роли педагога - быть проводником в мире знаний, «учить жизни» в нашем сложном мире. Активизируется функция передачи ученику функций самоконтроля, самоорганизации, самооценки. От учителя ученик сможет получать помощь в жизненном и профес-
сиональном самоопределении, в поиске собственного стиля деятельности, в преодолении барьеров познания и личностных проблем.
Изучение научных работ, посвященных формированию и развитию культуры педагогического общения (В. Грехнев, А. Добрович, Б. Ломов, Л. Петровская, Т. Яценко и др.) показало, что в практике коммуникативной подготовки будущего учителя основное внимание сосредоточено на овладении педагогическим этикетом, культурой речи и культурой общения, в психологической саморегуляции, самопрезентации.
Цель статьи заключается в освещении проблемы формирования у будущих учителей культуры педагогического общения, определении основных направлений работы по развитию и совершенствованию коммуникативных умений и навыков.
Успех профессиональной деятельности представителей многих профессий зависит от уровня культуры профессионального общения. Прежде всего, это касается профессии педагога, психолога, социального работника. Что касается отечественной науки, то проблема общения начала исследоваться еще в 20-е годы, но сначала в довольно узком научном пространстве - лингвистике,
эстетике. Развитие в 60-е годы социальной психологии дал толчок и к новым исследованиям различных аспектов проблемы общения.
Педагогическое общение является средством решения собственных учебных или воспитательных целей, инициатором, организатором и главным руководящим звеном которого является учитель. Педагогическая деятельность оказывает существенное влияние на развитие личности исполнителя, в частности на качества, которые реализующее в общении. Учителей с большим стажем работы всегда можно узнать по тону (требовательный, властный или поучительный), по мимике (она четко выражает оценку действий партнера). Такие учителя часто являются категорическими и безапелляционными в высказываниях, склонны ли к навязыванию своего мнения, пытаются преодолеть сопротивление партнера, несмотря на его причины, стремятся к чрезмерной нормативности поведения. Это является следствием длительного ролевого взаимодействия, в котором учитель выступает доминантной, авторитарной стороной с правом преимущества, контроля, оценки. Поэтому важное для учителя задание - осуществлять постоянное самонаблюдение за своим поведением в ситуациях вне ролевого общения, чтобы своевременно уловить в нем те изменения, которые могут вследствие этого закрепиться, стать устойчивым стилем общения. Не менее важно учитывать и те аспекты педагогического общения, касающиеся интересов ученика. Специфика труда учителя состоит еще и в том, что в ситуациях взаимодействия он несет двойную нагрузку: должен не только учитывать возможные действия партнера, но и разворачивать общение таким образом, чтобы оно имело учебный, воспитательный и развивающий эффект. Он должен учитывать возможно возникшие трудности, у воспитанника в процессе общения, и брать на себя инициативу в общении и ответственность за взаимодействие.
Стиль общения, задает учитель, существенно влияет на отношение учащихся к его учебному предмету. Большая дистанция, устанавливаемая учителем между собой и учениками, часто приводит к тому, что ученики боятся обращаться к нему за объяснениями, скрывают свое непонимание. Слишком близкое расстояние, неформальные отношения могут вызвать у учащихся иллюзию необязательности, нежелание усваивать учебный предмет. Конфликтные отношения, возникающие с учителем, могут привести к игнорированию даже его справедливых требований. Необъективность учителя к ученику, неадекватно заниженная оценка его способностей и знаний, бестактность в общении могут вызвать глубокие эмоциональные травмы, в результате чего даже после окончания школы в самостоятельной профессиональной деятельности обращение к соответствующим знаниям может или блокироваться, или актуализировать следы пережитого.
Исследования проблемы общения (А. Бодалев,
Н. Кузьмина, А. Леонтьев и др.) позволяют выделить следующие структурные этапы педагогического общения:
1) моделирование учителем общения с классом в процессе подготовки к деятельности на уроке (прогностический этап);
2) организация непосредственного общения с классом в момент первого контакта с ним (начальный этап общения);
3) управление общением в педагогическом процессе на уроке;
4) анализ реализованной системы общения и моделирование перспективного общения, самокоррекция [3, с. 48].
Охарактеризуем содержание и процессуальные особенности выделенных этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования осуществляется планирование коммуникативной стороны буду-
щей деятельности. Характер общения должен соответствовать:
а) педагогическим целям;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;
в) творческой индивидуальности самого учителя.
Прогнозирование будущего коммуникации своеобразной опережающей стадией педагогического общения (самопрогноз). Здесь закладываются контуры будущего взаимодействия. Психолого-педагогическая эффективность общения проявляется в его конкретной направленности, в уточнении методики будущей учебной деятельности.
Второй этап. Организация непосредственного взаимодействия с классом в начальный период. Важными элементами для учителя являются:
а) конкретизация запланированной ранее модели общения;
б) уточнение условий и структуры актуального общения;
в) осуществление начальной стадии непосредственного общения.
В первый момент педагог должен уточнить возможности работы, с помощью выбранных методов обучения в зависимости от конкретной ситуации в классе в конкретный момент, общее настроение класса. На переходной стадии от передкомуникативной ситуации к непосредственному взаимодействию учитель должен занять позицию инициатора общения.
Третий этап - управление процессом педагогического общения. На этом этапе необходимо достичь соответствия метода обучения и системы общения. Это соответствие обеспечивает эффективность совместной работы учителей и учащихся. В эффективном общении осуществляется коммуникативное обеспечение влияния. Задача учителя состоит в овладении технологией и процедурой педагогической коммуникации и выражения искренних человеческих отношений, в которых проявляется его личность.
Кроме дидактических и методологических требований к организации урока, существуют социально-психологические. Они вытекают из своеобразия задач, решаемых в педагогическом общении:
1) установление психологического контакта с классом, обеспечивает процесс передачи информации, ее восприятия школьниками;
2) разработка психологически обоснованной «партитуры» урока (использование элементов беседы; риторических вопросов, ситуаций размышления);
3) благодаря использованию психологических средств, создание в классе обстановки группового поиска и совместных раздумий. Это особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, поскольку эоны обеспечиваются не только содержательными, но и коммуникативными компонентами;
4) управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, стиль общения с классом влияет на успешность работы учителя, обеспечивает готовность учащихся преодолевать психологический барьер возраста и опыта;
5) единство делового и личностного аспектов в процессе взаимодействия учителя и ученика обеспечивается не только путём соответствующого информационного построения урока, но и путём самовыражения личности учителя;
6) целостная, педагогически целенаправленная система взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения.
Четвертый этап. На этом этапе учитель анализирует использованную им систему обучения, уточняет возможные варианты организации общения в классе, соотносит с содержательной стороной учебной деятельности.
Таким образом, осуществляется прогнозирование будущего учебного общения. Фактически, здесь осуществляется переход к первому этапу следующего цикла педагогического общения. Этот этап включает в себя как уточняющие аспекты, так и прогностические.
Залогом продуктивного стиля педагога является его направленность на ребенка, увлеченность своим делом, профессиональное владение техникой организатора, деликатность в отношениях.
Установка - это устойчивая склонность человека к определенной форме реагирования, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Она побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по всем объектам и ситуациям, отражает состояние личности на основе взаимодействия между потребностями и их удовлетворением, обеспечивает легкость, автоматичность и целенаправленность поведения. Установка может быть основным фактором, опосредствующим активное взаимодействие человека и социальной среды. Благодаря многократному повторению так называемых установочных ситуаций постепенно формируются «фиксированные установки человека», влияющие незаметно для него самого влияют на его жизненную позицию. Установки могут быть как положительными (поведение школьника, основанное на позитивном отношении к учителю), так и отрицательными, предвзятыми (отношение учителя к неуспевающим ученикам, нарушающим поведение).
Роль установки в педагогическом общении была исследована в эксперименте, вошедшим в историю педагогики, как «эффект Пигмалиона». Американские психологи Розенталь и Джекобсон после психологического обследования школьников, определения уровня их умственного развития сообщили учителям, что в классах есть ученики с высоким интеллектуальным потенциалом, назвав их фамилии. При этом были названы дети, имеющие на самом деле разные успехи и способности. Через некоторое время, психологи обнаружили заметные успехи в развитии детей, названых среди лучших, но имели посредственные оценки. Произошло это потому, что учителя, узнав о незаурядных способностях своих питомцев, изменили установку на них. Даже если уровень знаний ребенка был не очень высокий, учитель начал внимательнее присматриваться к нему, а это меняло его отношение к ученику и характер отношений в целом. Учитель, как Пигмалион, через атмосферу внимания и заботы в классе, доброжелательной требовательности и любви создавал условия для развития ребенка. Главное - он смотрел на ребенка, как талантливого, и делал все для того, чтобы развить этот талант. Поэтому установка всегда должна быть только положительной и оптимистичной.
Стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляющаяся в любых условиях взаимодействия: в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в средствах психологического воздействия на людей, в методах решения и предвидения межличностных и деловых конфликтов [2, с. 87].
Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения человека говорит о уровне коммуникативного мастерства. Он предполагает дальнейшее усвоение новых умений и навыков общения, средств воздействия и влияния на людей, способов снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления сложностей [4, 5]. Особое внимание на стиль общения человека накладывает его профессиональная деятельность, требующая интенсивного и разнопланового общения.
Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивные характеристики, своеобразные эмоционально-волевые окраски, которые определяющееся ха-
рактером. психологическими и личными особенностями человека. арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Стиль общения имеет содержательные характеристики. в которых отражаются:
а) доминирующая мотивация личности (потребность в достижении. в эмоциональной поддержке. в самоутверждении);
б) специальные способности к сочувствию и пониманию других людей (мягкость. доброжелательность. терпимость и жесткость. рационализм. эгоцентризм. приписывание недостатков. предвзятость);
в) выражение уровня собственного достоинства (навязывание своих мыслей. публичное самооправдание или естественность и спонтанность. признание своих ошибок и недостатков или амбиции);
г) направленность личности и в связи с этим выбор характера воздействия на людей (манипулятивный. миссионерский. демократический).
В стиле общения многое определяется врожденными особенностями человека. такими как темперамент. неординарность. деятельность эндокринной. гормональной. кровеносной систем.
Таким образом. стиль общения в совместной деятельности является выражением в профессиональном преломлении. с учетом профессиональных навыков и умений индивидуального стиля деятельности человека [6-8].
Учитель обязан быть не только компетентным специалистом с высокой научной и деловой квалификацией. исполнительской дисциплиной; не только духовно богатой личностью. несущий моральную ответственность за свою учебную и воспитательную деятельность в школе; педагог должен быть одновременно коммуникабельной личностью с высокой культурой общения. умением вести диалог. дискутировать. обеспечивать положительный моральный и эмоциональный настрой в педагогическом взаимодействии.
Перспективой дальнейших научных поисков является составление характеристики культурє общения как составляющtq профессионального мастерства педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамян В. Ц. Театральна педагогіка / Абрамян В. Ц. - К.: Лібра. 1996. - 224 с.
2. Грехнєв В.С. Культура педагогического общения /
В.С. Грехнев. - М. : 1990. - 144 с.
3. Кузьмінський А. І. Педагогіка : підручник / Кузьмінський А. І.. Омеляненко В. Л. - [2-ге вид.. пере-роб. і доп.]. - К. : Знання-Прес. 2004. - 445 с.
4. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ 2010. № 4. С. 23-25.
5. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика. психология. 2012. № 3. С. 114-117.
6. Педагогічна майстерність: [хрестоматія : навч. по-сіб. / за ред. Зязюна І. А.]. - К. : Вища школа. 2006. - 606 с.
7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская.
- М. : Изд-во МГУ. 1989. - 216 с.
8. Радевич-Винницький Я. Етикет і культура спілкування: навч. посібник / Я. Радевич-Винницький. - К. : Знання. 2006. - 291 с.
CTLTURE OF COMMUNICATION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF A TEACHER
© 2013 А. V. Dobryden, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of educational technologies and pedagogical creativity
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The article is devoted to topical issues of teacher communication future teachers with the problem of creating a culture of teacher communication, proposed a system of work that is directed to the formation of the communicative competence of future teachers to provide them with the culture of communication, ways to improve communication skills of future teachers.
Keywords: pedagogical skills, teaching fellowship, teaching, culture of communication.
УДК 323.2/.3.015.311
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2013 Г.Г. Кит, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского,
Винница (Украина)
Аннотация: Общество, что развивается и преобразуется, требует образованных, активных, творческих граждан. Поэтому образовательное пространство должно актуализировать поисково-исследовательскую деятельность детей, которая обеспечит их творческое развитие, уже начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дети дошкольного и младшего школьного возраста, развитие, познавательная активность.
Развивающееся общество требует образованных, моральных, активных и предприимчивых граждан, которые характеризуются мобильностью, динамизмом, конструктивизмом, способностью сотрудничать, владеют развитым чувством ответственности за судьбу страны, способны поддерживать позитивные социальные изменения, могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Исходя из этого, основной целью учебно-воспитательных учреждений на современном этапе преобразования общества является развитие личности ребенка, забота о его здоровье, духовном и социальном благополучии, формирование умения мыслить, сознательно воспринимать окружающий мир и самого себя, общаться с другими людьми. Образовательное пространство должно стать творческой средой для формирования личности ребенка, могучим источником его силы и вдохновения, помочь ему узнать мир и почувствовать себя его обладателем. Среди основных тенденций развития образования - актуализация активных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, доминирование проблемного, поисково-исследовательского характера учебного процесса.
На исследовательские приоритеты, необходимость использования поисково-исследовательской деятельности в обучении подрастающего поколения указывали выдающиеся философы и педагоги прошлого Я. Коменский, Фр. Рабле, М. Монтень, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори и другие. Очень важными являются методологические требования основателя отечественной педагогики К. Ушинского к организации поисково-исследовательской деятельности: она должна быть разнообразной, соответствовать силам и возможностям детей и обязательно такой, чтобы активизировала работу детской мысли [4].
Большое значение участию детей в постановке экспериментов придавали Е. Водовозова и Е. Тихеева, считая, что это расширяет возможности детей наблюдать, действовать, думать, делать самостоятельные выводы.
В XX веке внимание к исследовательскому методу и вообще к организации исследовательской практики учеников значительно усилилось, подходы к их осмыслению стали более многоплановыми и системными. Особенно ценными являются теоретические положения и практическое наследие В. Сухомлинского [2], подчер-
кивающего, что проблемы научного исследования собственного труда и глубокое изучение личности ребенка
- необходимые элементы творческой деятельности каждого педагога, они характерны для коллективной творческой деятельности учителей школ, которые должны направлять свои усилия на развитие творческой личности ученика и, в частности, на формирование у него исследовательских навыков. Великий педагог подчеркивал, что природная любознательность является основой успешности в обучении. Поскольку ребенок мыслит образами, В. Сухомлинский призывал педагогов учить детей наблюдать и видеть явления окружающего мира. Вполне закономерным можно считать сделанный им вывод: «Школа наблюдательности в младшем возрасте -необходимое условие умственного развития» [3, с. 473].
Необходимость использования экспериментирования как своего рода специфической деятельности, которая стимулирует познавательную активность ребенка, подчеркивает известный педагог Н. Поддьяков. По его мнению, детское экспериментирование обеспечивает мощное положительное влияние как на развитие других видов деятельности ребенка (конструирования, изобразительной деятельности, игры, работы в природе), так и на общее психическое развитие [1]. Это послужило отправной точкой для формулирования положения о том, что экспериментирование является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, основой детского творчества, саморазвития детей. Воспитательная практика подтвердила правильность и перспективность этой идеи.
Полезным является и опыт иностранных педаго-гов-практиков (Нельсона, Байера, Фентона, Джойса, Зухмана, Хувера и др.) по созданию моделей учебного процесса как исследования, который получил широкую международную известность и практическое применение на различных этапах обучения.
В современной педагогике и психологии в Украине проблема детской поисковой деятельности занимает значительное место. Труды А. Беленькой, В. Котырло, Н. Лысенко, М. Машовец, Л. Подоляк раскрывают механизм формирования самостоятельности детей в поисково-исследовательской деятельности, стимулирования познавательной активности ребенка путем экспериментирования, развития его отношения к работе, формирования оценочных отношений.
Учитывая перспективность поисково-исследовательской деятельности, цель которой - усвоение учениками