УДК 159.9:796 ББК 88.43 Л 33
И.В. Лебедева
Соискатель кафедры общественных наук Майкопского государственного технологического университета; E-mail: [email protected] С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: khazovasn@rambler. ru
В.П. Шрам
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА КОНКУРЕНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлены результаты анализа исследований, связанных с определением сущности и содержания культуры конкурентных взаимодействий как значимого личностного качества современных специалистов. Характеризуются особенности конкуренции, ее основные формы и проявления в разных сферах общественной жизни и человеческой деятельности. Определяются межличностные взаимодействия, их цели и способы осуществления. Уточняются особенности, виды и цели взаимодействия специалистов в условиях конкуренции. Описывается культура общества, ее компоненты, содержание и социальные функции. Характеризуется культура личности, ее сущность и виды. В заключение приводятся структурные компоненты и критерии сформированности личностной культуры конкурентных взаимодействий. Характеризуются отличительные особенности в составе профессионально значимых личностных качеств учителя физической культуры и тренера по спорту.
Ключевые слова: конкуренция, межличностное взаимодействие, культура личности.
I.V. Lebedeva
Competitor of Social Science Department, Maikop State University of Technology; E-mail: khazovasn@rambler. ru S.A. Khazova
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected] V.P. Shram
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
CULTURE OF COMPETITIVE INTERACTIONS AS A PERSONAL QUALITY OF
THE COMPETITIVE EXPERT
Abstract. The paper presents the results of the analysis of the researches related to definition of the essence and content of culture of competitive interactions as a significant personal quality of modern experts. Features of the competition, its main forms and manifestations in different spheres of public life and human activity are characterized. Interpersonal interactions, their purposes and ways of implementation are defined. Features, types and the purposes of interaction of experts in the conditions of the competition are specified. The culture of society, its components, the contents and social functions are described. A characteristic is given of the culture of the personality, its essence and types. Structural components and criteria of formation of personal culture of competitive interactions are provided in conclusion. Distinctive features as a part of
professionally significant personal qualities of the teacher of physical culture and a sports coach are given.
Keywords: competition, interpersonal interaction, culture of the personality.
Отвечая на запросы государства и личности, связанные с тенденциями социальноэкономического развития общества, современная педагогическая наука акцентирует свое внимание на поиске и обосновании образовательных подходов, принципов, условий, средств и методов развития конкурентоспособности личности, в том числе подготовки конкурентоспособных специалистов для разных областей профессиональной деятельности [1; 2 и др.]. Результаты таких исследований позволяют системе образования реализовывать важнейшую функцию, которой, как пишет Э.М. Коротков, является гармонизация деятельности человека и общества [3].
С другой стороны, становление, формирование, развитие личности, ее функционирование осуществляются в определенной культурной среде. Образование, воспитание детерминируются культурой общества, определяющей их характер, цели, содержание [3; 4]. В связи с этим система образования, обеспечивая соответствие целевых ориентиров, содержания, качества обучения и воспитания новым общественным потребностям, должна не только создавать возможности подросткам, юношеству, молодежи условия для освоения способов и способностей действовать, самореализовываться, занимать лидерские позиции в конкурентном мире, но и опираться при этом на нравственные основы человеческого бытия, на общечеловеческие гуманистические достижения культуры.
Однако современное российское образование, номинально провозглашенное важнейшим элементом культуры общества, на практике структурно и содержательно не соответствует особенностям современной культуры и человеческой деятельности [5]. На наш взгляд, категория личностной культуры (а именно культуры конкуренции, конкурентных отношений, конкурентных взаимодействий и т.п.) позволяет в полной мере отразить и социально-экономические, и морально-нравственные составляющие того качества, которое обеспечивает сегодняшнему россиянину конкурентоспособность в современном мире. Культура конкурентных взаимодействий определит способность личности участвовать в конкуренции не только экономически целесообразными, юридически приемлемыми, но и морально оправданными способами.
Целью нашего исследования стало определение структуры, содержания, критериев и уровней сформированности культуры конкурентных взаимодействий как личностного качества конкурентоспособного специалиста. Достижение названной цели осуществлялось посредством анализа и синтеза таких понятий и явлений, как конкуренция, ее формы и проявления в разных сферах общественной жизни и человеческой деятельности [6; 7 и др.]; межличностное взаимодействие, его цели и способы осуществления [7; 8 и др.]; культура общества, ее компоненты, содержание и функции, культура личности, ее сущность, виды, уровни, механизмы формирования [9; 10 и др.].
Моделирование искомого личностного качества базировалось на следующих теоретических результатах исследования.
Конкуренция представляет собой взаимодействие между субъектами, при котором они состязаются за общие, причем ограниченные, условия существования, функционирования (ресурсы, потребителей и пр.). Экономическими субъектами, непрерывно взаимодействующими, выступают потребители (нацеленные на максимальное удовлетворение собственных потребностей и запросов с минимальными затратами), производители (ориентированные на извлечение максимальной прибыли из собственной хозяйственной деятельности) и государство (заинтересованное в поддержании благополучия всего общества и призванное это благополучие обеспечивать). Субъектами конкуренции являются непосредственные участники конкурентного взаимодействия, происходящего в реальном или виртуальном режиме, прямом или косвенном.
Конкуренция между специалистами проявляется и на рынке труда (в том числе отраслевом), и на рынке конкретной сферы, отрасли народного хозяйства (определенных
товаров, услуг, работ). На рынке труда субъектами конкуренции выступают работники (специалисты), которые теоретически свободны в выборе работодателя, вида работы, и работодатели, которые вольны нанимать/увольнять специалистов. Центральным объектом конкуренции между специалистами являются: определенные виды работ и/или должности; привлекательные сегменты рынка труда; информация о вакантных рабочих местах, требуемой рабочей силе и т.п.
Профессиональная деятельность может носить как индивидуальный, так и коллективный характер, в связи с чем правомерно говорить об индивидуальной и коллективной конкуренции. В первом случае субъектами конкуренции будут выступать отдельные специалисты, во втором случае - субъекты конкуренции коллективные, по крайней мере, одним из субъектов будет трудовой коллектив (организация, учреждение, отдел и пр.). Специалисты, являясь участниками коллективной трудовой деятельности и в совокупности представляя единый субъект конкуренции с другими профессиональными группами или индивидуумами, тем не менее могут конкурировать между собой. Объектами этой конкуренции могут выступать лидерство в группе, определенная часть коллективной работы и др.; взаимоотношения внутри коллективного субъекта конкуренции будут характеризоваться диалектическим единством соперничества и сотрудничества.
Помимо конкуренции, ключевым понятием, характеризующим поведение специалистов на рынке труда, выступает категория взаимодействия, которая относится к сфере взаимосвязанного воздействия друг на друга различных субъектов. Конкурентные взаимодействия - это взаимодействие субъектов экономических отношений в условиях конкурентного рынка; единство воздействий и совместных действий субъектов конкуренции. То есть единство двух типов активности участников, «доля» (представленность) каждого из которых варьируется в зависимости от вида конкуренции (видовая, предметная), типа субъектов (индивидуальные, коллективные), объектов и предметов, целей соперничества и т.п. Ведущими характеристиками (признаками) конкурентного взаимодействия специалистов (в условиях добросовестной конкуренции) являются наличие субъектов - конкурентов; наличие объектов и предметов конкуренции (основания для соперничества); возможность повышать информированность относительно ситуации на рынке, конкретной конкурентной ситуации, их изменении; возможность альтернативного (экономического) поведения в зависимости от степени владения рыночной информацией; возможность приобретать и свободно демонстрировать конкурентные преимущества (ценовые и неценовые).
Достижение вышеуказанных характеристик обеспечивается не только экономическими (в том числе, ценовыми) преимуществами организаций, но и личностными свойствами сотрудников. Важнейшим из этих свойств выступает культура конкурентных взаимодействий.
Культура в широком смысле представляет собой совокупность преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности. В качестве результатов выступают идеи, ценности, ориентирующие и нормативно ограничивающие поведение и деятельность общества и личности; социально наследуемые способы деятельности, воплощенные в системе знаний, норм, правил, моделей поведения, а также материальное и духовное воплощение труда человека. Элементами нематериальной культуры, таким образом, являются ценности и ценностные ориентации, установки и стереотипы, познавательные способности и категории. Культура обеспечивает социальную организацию, регулирование жизнедеятельности общества посредством реализации следующих функций: креативной, регулятивной, информационной, ценностно-
ориентационной, познавательной, семиотической.
Личностная культура отражает присвоение, интериоризацию человеком того или иного содержания общественной культуры. Как интегративное качество, она представляет собой систему характеристик (соответствующих элементам культуры - знаний и представлений, ценностных ориентаций и установок, привычек и стереотипов поведения, способов деятельности и пр.), обеспечивающих человеку гармонию с обществом и не
исключающих возможность (и даже обусловливающих) индивидуальное самосовершенствование. По области культуры общества, сфер общественной жизни выделяют следующие виды личностной культуры: физическую, гуманистическую,
информационную, нравственную, экологическую, эстетическую, правовую, гражданскую и пр.; по виду человеческой деятельности - досуговую, политическую, профессиональные культуры (как присвоение личностью культуры конкретной сферы профессиональной деятельности) и др.; по степени всеобщности - базовую и профессиональную культуры личности.
Все вышесказанное позволило сформулировать следующее определение культуры конкурентных взаимодействий специалиста: это личностное качество, интегрирующее ценностные ориентации, установки, знания, способы поведения, общения и деятельности личности, обеспечивающие эффективное сотрудничество и соперничество в условиях конкуренции и ориентированные на достижение экономических целей рациональными и этически приемлемыми средствами. Структура и содержание культуры конкурентных взаимодействий определены путем конкретизации содержания компонентов культуры личности применительно к сущности конкуренции и конкурентных взаимодействий (таблица 1).
Таблица 1.
Структура и содержание культуры конкурентных взаимодействий специалистов
Структурные компоненты Содержание структурных компонентов
Аксиологический - ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности (свободы, равенства, уважения, толерантности, блага личности и общества и т.д.); - ценностные ориентации и установки на выбор нравственно приемлемых целей и средств конкурентных взаимодействий; - ценности сотрудничества и установки на рациональный поиск возможностей консенсуса с соперниками; - ценностные ориентации и установки на прогрессивное развитие профессиональной сферы, общества, государства; на обеспечение пользы потребителям, на ответственное отношение к собственной деятельности и ее результатам; - ценности собственной социальной и профессиональной индивидуальности и установки на собственное творческое саморазвитие и самореализацию.
Когнитивный - знания в области морально приемлемых целей, средств и методов конкуренции; - знания в сфере рыночной информации, необходимой для эффективного осуществления конкурентных взаимодействий (ее поиска, анализа, использования); - знания в области правовых основ конкурентных взаимодействий; - знания в области технологий принятия конкурентных решений и критериев выбора оптимальных решений (достижение собственных целей, максимализация собственной выгоды, максимализация пользы для профессии, общества, потребителей, минимализация отрицательных последствий); - знания в области способов продвижения профессиональных услуг.
Рефлексивный - способность анализировать и оценивать собственные цели конкурентных взаимодействий, корректировать их в соответствии с нравственными, экономическими, юридическими критериями; - способность анализировать и оценивать собственные средства и методы конкурентных взаимодействий, корректировать их в соответствие с нравственными, экономическими, юридическими критериями; - способность анализировать и оценивать собственные конкурентные преимущества, определять на этой основе возможности для их расширения.
Коммуникативный - способность к сотрудничеству в условиях соперничества; - владение вербальными и невербальными средствами и методами коммуникации (в том числе деловой речью, деловой этикой) и способность их использовать адекватно конкурентным ситуациям; - способность к неконфликтному общению с коллегами, конкурентами, потребителями; - ораторские способности (грамотно излагать информацию, аргументированно
обосновывать точку зрения, убеждать оппонентов).
Деятельно стный - способность выбирать рациональный тип конкурентного поведения, адекватный ситуации и условиям взаимодействий; - способность отбирать и реализовывать совокупность средств и методов конкуренции, достигать поставленных целей; - способность эффективно презентовать себя (знания, умения, результаты труда и пр.) объектам конкуренции (работодателям, потребителям-заказчикам); - владение методами и способами поиска, сбора, анализа и интерпретации рыночной информации.
При определении критериев сформированности культуры конкурентных взаимодействий мы опирались не только на содержание ее структурных компонентов, но и на функции культуры, поскольку именно в реализации этих функций заключается ценность, значимость личностной культуры и, следовательно, с ними связаны цели формирования данного личностного качества. Разработанная система критериев приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Критерии сформированности культуры конкурентных взаимодействий специалистов
Критерии (функциональные) Критериальные показатели
Ценностно-ориентационные: моральная нормативность выбора целей, средств и способов поведения, общения, деятельности в условиях конкуренции - выбор ценностей свободы, равенства, уважения, толерантности, блага личности и общества и т.д. как ориентиров для целеполагания и средствополагания конкурентных взаимодействий; - целесообразный (т.е., если это не убивает саму идею конкуренции, полностью не препятствует достижению целей) выбор ценностей сотрудничества, приоритета коллективных интересов перед соперничеством и индивидуальными интересами; - действенное принятие ценностей прогрессивного развития профессиональной сферы, общества, государства, пользы потребителям как основы целеполагания и средствополагания конкурентных взаимодействий; - действенное принятие ценностей собственной социальной и профессиональной индивидуальности, творческого саморазвития и самореализации как основы приобретения конкурентных преимуществ.
Познавательноинформационные: освоенность (наличие, сформированность) системы знаний о морально оправданных и экономически целесообразных ценностных ориентирах, целях и способах конкурентных взаимодействий; их экстериоризация в поступках и действиях - способность воспроизводить знания в области: морально приемлемых, юридически нормативных и экономически целесообразных целей, средств и методов конкуренции; поиска, анализа, использования маркетинговой (социальной и рыночной) информации; способов продвижения профессиональных услуг; - понимание необходимости соотносить нравственные нормы и экономические интересы, знания в области критериев их оптимизации в ситуациях конкурентных взаимодействий (в условиях конкуренции); - использование знаний для обоснования выбора целей, средств, методов организации и участия в конкурентных взаимодействиях.
Регулятивные: склонность и способность к анализу и коррекции собственных целей, средств, методов, действий в ситуациях конкуренции - включение рефлексивного этапа в процесс определения целей, средств, методов, результатов конкурентных взаимодействий с позиций моральной приемлемости, юридической нормативности и экономической целесообразности; - коррекция целей, средств и методов конкуренции в направлении полноценного обеспечения их моральной приемлемости, юридической нормативности и экономической целесообразности; - адекватная самооценка конкурентных преимуществ и планирование конкурентного самосовершенствования.
Семиотические: владение эффективными вербальными и невербальными средствами и способами коммуникации с субъектами и объект-субъектами конкуренции в условиях соперничества и сотрудничества - рациональный выбор и реализация целей, способов и методов сотрудничества в условиях конкуренции (соперничества); - рациональный выбор и реализация вербальных и невербальных средств и методов коммуникации в условиях конкуренции; - проявление вежливости, выдержки, способности к компромиссу при общении с коллегами, конкурентами, потребителями в условиях конкуренции; - грамотное изложение информации, моральная и экономическая
обоснованность аргументов в дискуссиях, умение убедить оппонентов в своей правоте.
Креативные: достижение целей конкурентного взаимодействия (победа в соперничестве) экономически, юридически и морально оправданными средствами и методами, способность к приобретению дополнительных неценовых конкурентных преимуществ - моральная и юридическая нормативность и экономическая целесообразность поведения и общения с субъектами конкуренции; - выбор и реализация эффективных средств и методов конкуренции; - создание благоприятного имиджа (индивидуального, корпоративного) в процессе самопрезентации перед субъектами конкуренции (работодателями, потребителями-заказчиками); - грамотный поиск, анализ, интерпретация, использование и обогащение необходимой маркетинговой (социальной и рыночной) информации в условиях конкуренции; - обогащение собственной системы знаний и умений (профессиональных, управленческих, маркетинговых и пр.).
Выявленные содержание и критерии личностной культуры конкурентных взаимодействий задают целевой ориентир образовательному процессу вуза, теоретически и методологически обеспечивают поиск содержания, средств и методов формирования данного качества у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Примечания:
1. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996 / Council for Cultural Cooperation (CDCC). Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
2. Хазова С.А. Концепция развития конкурентоспособности личности (на примере специалистов по физической культуре и спорту) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. Вып. 1.
3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М.: Академический проект: Мир, 2006.
320 с.
4. Кондракова Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего профессионального образования. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 168 с.
5. Сундеева Л.А. Культурологический подход к проектированию современных образовательных систем // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (13). С. 341-343.
6. Барышникова А. Конкуренция на рынке труда. URL: http://rinoko.ru/konkurentsiya/konkurent-siya-na-ryinke-truda.html
7. Макоев З.Т. Формирование конкурентного взаимодействия региона и бизнес-структур (на примере РСО-Алания): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2008.
8. Чуб Е.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях воспитательно-образовательного пространства профессионального образования. URL: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/28.htm
9. Введение в курс философии / под ред. Ф.С. Файзуллина. URL: http://yourlib.net/content/view/ 2056/36/
10. Жуков В.Ю. Основы теории культуры: учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: СПбГА-СУ, 2004. 227 с.
References:
1. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996/Council for Cultural Cooperation (CDCC). Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
2. Khazova S.A. The conception of development of person’s competitiveness (based on the example of specialists in physical culture and sports) // The Bulletin of Kemerovo State University. 2011. Iss. 1.
3. Korotkov E.M. Management of education quality. M.: Academic project: Mir, 2006. 320 pp.
4. Kondrakova E.D. Pedagogical conditions of formation of person’s culture in higher vocational schools. Pyatigorsk: PGLU publishing house, 2004. 168 pp.
5. Sundeeva L.A. Culturological approach to design of modern educational systems. The TSU vector of science 2010. No. 3(13). P. 341-343.
6. Baryshnikova A. Competition on a labor market. URL: http://rinoko.ru/konkurentsiya/konkurentsiya-na-ryinke-truda.html
7. Makoyev Z.T. Formation of competitive interaction of the region and business structures (based
on RSO-Alania): Diss. abstract for the Cand. of Economy degree. Vladikavkaz, 2008.
8. Chub E.V. Interaction of teachers and parents in the conditions of educational space of professional education. URL: http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/28.htm
9. Introduction to a philosophy course / ed. by F.S. Fayzullin. URL:
http://yourlib.net/content/view/2056/36/
10. Zhukov V.Yu. Basis of the theory of culture: a manual for students of higher schools. SPb.: SPbGASU, 2004. 227 pp.