УДК 168.522 Т.В. Агапова
КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье рассматривается аксиологический аспект культуры как совокупность материальных и духовных ценностей. Автором представлен ряд универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры.
Ключевые слова: культура, знак, символ, материальные ценности, духовные ценности.
T.V. Agapova
THE CULTURE AS THE SYSTEM OF MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES
The axiological aspect of the culture as a set of material and spiritual values is considered in the article. The number of generic functions that are performed by cultural values is presented by the author.
Key words: culture, sign, symbol, material values, spiritual values.
Существуют различные подходы к определению культуры. Она может быть представлена как система знаков, символическая оболочка человеческой деятельности, как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, как форма традиционного поведения, программа образа жизни и т.д. [6, с. 41].
Культуру можно представить как «форму одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих культур, форму диалога и взаимопорождения этих культур ...» [2, с. 289]. Она представляет собой целостный и многоаспектный мир, функционирующий по особым законам.
Культура - это «такая организация явлений - актов (моделей поведения), объектов (орудий, вещей, сделанных с помощью орудий), идей (представлений, знаний) и чувств (позиций, «ценностей»), которая зависит от использования символов» [11, с. 154]. Она возникает тогда, когда возникает человек как такой примат, который обладает артикулируемой речью и использует символы.
В современной культурологии в наиболее общем виде культура предстает как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений. Специфика культуры состоит в том, что она свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он ощущает и осознает себя таковым. Иначе говоря, культура является качественной характеристикой развития человека и общества [7, с. 31].
Культура есть «память» коллектива, но вместе с тем и целенаправленная деятельность, в которой человек реализует свои высшие потенции. Она выполняет в обществе организационные, управленческие, коммуникативные и иные функции и обладает самостоятельной ценностью для человека, выражаясь в непосредственной жизни духа, свободной игре ума, созерцании прекрасного, постижении истины и бескорыстном делании добра [10, с. 16].
Культура - это специфически человеческий способ бытия. Человек рождает мир языка, ценностей, традиций, правил поведения и т.д. Культура немыслима без человека: он ее создал. Смысл культуры раскрывается только тогда, когда появляется человек. П.С. Гуревич утверждает: «Человек по своему определению - творец культуры, он руководствуется не инстинктом, а свободной творческой деятельностью, осененной поиском смысла. Вот почему нет оснований искать человека в докультурной истории. Культура -это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Появление человека на арене истории можно рассматривать в качестве феномена культуры». Культура - это «творение ума и рук человека», «она всегда социальна и является человеческим достоянием» [3].
Существенное влияние на культуру оказывает интеллигенция как основная социальная группа общества. П.Н. Милюков указывает на то, что «культура есть та совокупность технических и психологических навыков, в которой отложилась и кристаллизовалась. вековая работа ее интеллигенции. Культура - это чернозем, на котором расцветают интеллигентские цветки. Естественно, что между почвой и произрастанием должна существовать самая тесная связь» [9, с. 109]. Интеллигенция идет впереди своей массы и отражает на себе уровень культурности нации. Она является носителем нравственных и интеллектуальных ценностей.
История и культурология
Конкретная культура - это сложная и постоянно меняющаяся система. Она взаимодействует с другими культурами, борется и сотрудничает с ними. В рамках одной культуры вещь может стать знаком с огромным смысловым содержанием, тогда как в другой этого не происходит. Одну и ту же форму одна культура наделяет одними смыслами, а другая - другими. В разных культурах одной и той же вещи могут придаваться разные значения и содержательность. В качестве примера можно взять интеллигенцию, исконно русское понятие, специфическое явление, характерное только для русской культуры; на Западе -это интеллектуалы, люди, занимающиеся умственным трудом, в отличие от интеллигенции, - понятие, несущее иной смысл и значение.
В культурологическом познании проблема ценностей занимает особое место, прежде всего, в связи с широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством, что делает ценности специфическим объектом культурологического анализа.
Культурологическое знание предстает как знание аксиологическое и в контексте интерпретаций культуры как регулятивно-нормативной области человеческой жизнедеятельности. Поскольку ценности наряду с нормами, образцами, идеалами - важнейшие компоненты этой регулятивной системы, анализ аксиологических оснований различных видов социальной практики выступает как одна из базовых составляющих культурологического исследования. Аксиологическая проблематика в культурологии существует также в контексте рассмотрения проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о тех нормативных моделях, ориентацию на которые и стремление к которым задается в каждой культурной системе.
«Всякая великая культура, - пишет П.А. Сорокин, - есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [5, с. 212]. В зависимости от доминирующих ценностей П.А. Сорокин выделяет три типа культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический.
Главной ценностью идеациональной культуры П.А. Сорокин считает ценности религии. Все телесное в такой культуре рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. Идеалом становится аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов.
Основой чувственной культуры является материалистическая установка на мир. В такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными материальными.
Идеалистический тип культуры - смешанный. Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях. Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты. В данном типе сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам [5, с. 213-217].
Типизация культур по П.А. Сорокину позволяет показать, как системы ценностей определяют характер культур. В мире культуры выделяются нравственные, эстетические и другие ценностные формы, которые несут в себе трансцендентные идеальные сущности ценностного мира человека - красоты, добра, истины и т.д. Эти ценности являются «душой культуры».
В аксиологических исследованиях используют различные классификации ценностей. Ценности можно классифицировать на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относительные и абсолютные и т.д.
Культурные ценности представляют культурно-историческое наследие определенной эпохи в системе ее знаковых форм. Они воплощены в идеалах, традициях, менталитете и обеспечивают сохранение памяти прошлого и трансляцию во времени и пространстве многоаспектной информации.
Накопление ценностей в культуре идет по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление - это накопление ценностей, которое связано с передачей их от одного поколения к другому. Они образуют поле традиций в культуре и являются ее наиболее устойчивой стороной. Традиции не только сохраняются в течение длительного времени, но и передаются от поколения к поколению.
Фундаментальным отличительным свойством человеческого общества является способность создавать, аккумулировать и транслировать информацию о своей жизнедеятельности и ценностях. Культура является системой, которая одновременно содержит в себе совокупный опыт предыдущего существования
человечества, обеспечивает текущую жизнедеятельность общества и создает проекты и механизмы развития этого опыта в будущее. Каждая эпоха рождает свои ценности культуры.
Ценности культуры являются, с одной стороны, средством трансляции во времени и пространстве информации о культуре прошлого, а с другой - выступают в качестве средства жизненной и творческой реализации для действующего поколения.
Можно выделить ряд основных универсальных функций, которые выполняются ценностями культуры на любом этапе исторического развития общества:
1) сохранение социокультурной информации соответствующей культурной общности и передачи ее во времени (мнемоническая функция);
2) синхронная трансляция данной информации в пространстве по различным каналам (коммуникативная функция);
3) создание условий для самореализации личности за счет взаимодействия с культурным наследием и его дальнейшего развития (креативная функция) [8, с. 20].
Функция сохранения социокультурной информации и передачи ее во времени связана с ее аккумуляцией, содержащейся в наследии прошлого. Она обеспечивает сохранение традиции и является источником информации для жизнедеятельности современного поколения и дальнейшего развития культуры. «Без предания, без традиции, без преемственности культура невозможна» [1, с. 117]. Культурные ценности содержат в себе многовековой опыт человечества. Прошлое культуры предстает в виде физически материальных и нематериальных (неосязаемых) форм наследия, включенных в контекст социокультурной памяти.
Преемственность культуры обеспечивается благодаря закреплению информации в знаковых системах, в качестве которых выступают язык, творения художественной культуры, знаковые системы этического и эстетического плана. Семиотическая память культуры закрепляется в традициях. Текст культуры обладает способностью сохранять память о своих ценностях. Культура представляет собой пространство коллективной ненаследуемой памяти, т.е. надындивидуальный механизм сохранения, трансляции и актуализации самых разнообразных текстов. Культурные ценности являются универсальными источниками ценной для человечества информации, «запечатлевают его поиск смысла жизни и законов бытия» [12, с. 22].
Надежность передачи культурного опыта возрастает при использовании потенциала искусства, религиозных систем и другого, сохраняющих устойчивость во времени. Одной из причин устойчивости данной системы считаются «сложные, тонкие связи, за счет которых достигается глубина эмоционального воздействия» [4, с. 437].
Всякий преобразованный текст культуры является новым лишь на фоне предшествующего, он всегда связан диалогическими отношениями с культурной традицией и хранит в себе память о ней. Новые сообщения порождаются в результате взаимного перевода текстов с одного семиотического языка на другой, отсутствие однозначного соответствия между которыми и позволяет рассматривать данный процесс как творческий. Примером творческой способности памяти может служить память художественной культуры, воплощенная в том числе и в культурных ценностях.
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М.: ИМА-пресс, 1990. - 288 с.
2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век.
- М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
3. Гуревич П.С. Культурология и философия культуры // Личность. Культура. Общество. - М., 2004. -Вып. 3. - С. 68-83.
4. Дриккер А.С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М., 2002. - С. 429-446.
5. Иконникова С.Н. П.А. Сорокин о динамике культуры // История культурологических теорий. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - С. 200-224.
6. Абсалямов М.Б. Культурология: учеб. пособие /Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2003. - 50 с.
7. Культурология: учеб. пособие / М.Б. Абсалямов [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2009.
- 344 с.
8. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры / сост. Л.Н. Киселева, М.Ю. Лотман. - СПб., 2002. - 768 с.