Научная статья на тему 'Культура и быт аварского келебского сообщества'

Культура и быт аварского келебского сообщества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЛЕБЦЫ / СЕЛЬСКИЕ ОБЩИНЫ / КЕЛЕБСКИЕ ДЖАМААТЫ / ТУХУМЫ / KELEBTSY / RURAL COMMUNITIES / KELEBSKIE JAMAAT / TUHUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Далгатов М. М.

В статье приведены фактические материалы по истории келебцев этнографических групп аварцев, представляющие интерес для историков и этнографов при описании быта и жизни дагестанцев прошлых веков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND COMMUNITY LIFE TATAR KELEBSKOGO

The paper presents the factual material on the history of kelebtsev ethnographic groups of the Avars of interest to historians and ethnographers in the description of the daily life of Dagestani past centuries.

Текст научной работы на тему «Культура и быт аварского келебского сообщества»

повышенной опасности. К источникам повышенной опасности могут быть отнесены: промышленные предприятия, производящие выбросы токсичных и других вредных веществ в природную среду, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки полей и лесов химические вещества, транспортные средства и т. п.

Литература:

1. Кузнецова О.А. Нормы-принципы российского гражданского права/ О.А. Кузнецова- М.- 2006.

2. Османов М. Х. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения // Монография. Махачкала: Деловой мир, 2012. С. 67-74.

3. Хохлов В. А. Ответственность за пользование чужими денежными средствами / В. А. Хохлов // Хозяйство и право. - 1996. - № 8.

Literatura:

1. Kuznetsova OA Norms, principles of Russian civil rights / OA Kuznetsova-Moscow-2006.

2. Ottomans MH Civil liability for environmental offenses // Monograph. Makhachkala: Business World, 2012. pp 67-74.

3. VA Khokhlov responsibility for other people's money / VA Khokhlov // Economy and law. - 1996. - № 8.

КУЛЬТУРА И БЫТ АВАРСКОГО КЕЛЕБСКОГО СООБЩЕСТВА

Далгатов М.М., представитель этногруппы келебцев из рода Сомода.

Аннотация: В статье приведены фактические материалы по истории келебцев - этнографических групп аварцев, представляющие интерес для историков и этнографов при описании быта и жизни дагестанцев прошлых веков.

Ключевые слова: Келебцы, сельские общины, келебские джамааты, ту-хумы.

CULTURE AND COMMUNITY LIFE TATAR KELEBSKOGO

Dalgatov M.M., Representative of the ethnic groups of the genus kelebtsev

Somoda

Abstract: The paper presents the factual material on the history of kelebtsev -ethnographic groups of the Avars of interest to historians and ethnographers in the description of the daily life of Dagestani past centuries.

Keywords: Kelebtsy, rural communities, kelebskie Jamaat, tuhum.

Келебцы (къел - ав.) - этнографическая группа аварцев, составлявшая в прошлом союз сельских обществ, расположенных в замкнутом келебском ущелье - Ругельда, Сомода мусрух, Хонох, Урчух, Хиндах, Рукдах. Окружающие эти поселения горы создали здесь уникальные природные и климатические условия, способствовавшие формированию своеобразной аварской культуры, со своим уникальным диалектом аварского языка, особой национальной одеждой и манерой одеваться, элементами декоративно-прикладного искусства, фольклором , поэзией и архитектурой.

В средние века в келебском ущелье существовали мелкие тухумные села: Гьенди Гъагъзалъ, Колохюрих, Т1ах1ладаколо, Гьадах, Хьиндах, Согьодух, Мусрух, Кьолиб, Магъаа, Г1ураа, Ч1алт1а, Сог1окь, Хонох, Г1адарох, Къеда-коло и др. Все они входили в состав так называемого Серира. Царство Серир упоминается в источниках, начиная с VI века. Б сохранившихся описаниях Серир характеризуется как густонаселенная и хорошо укрепленная страна с многочисленными крепостями. Пик наибольшего развития Серира приходится на 1Х-Х1 века. По данным разных источников, страна в это время граничила на севере с Хазарией, на юге с Дербентом, на западе с Аланией, на юго-западе - с грузинскими княжествами. Столицей тогда являлся город Хум-радж (хунзах - о.д.). Правительство Серира не только защищала себя и свою территорию, но и проводила активную внешнюю политику. но в Х11 веке Серир распался. на его развалинах формируется Хунзахское нуцальство, Кази-кумухское ханство и многочисленные союзы сельских обществ, в том числе и келебский союз сельских обществ.

Причины образования союзов сельских обществ заслуживают особого внимания. Союзы сельских обществ были призваны объединять разрозненные села в один союз, способный защитить себя и противостоять внешней агрессии.

Ситуация складывалась так, что после распада Серира горные селения испытывали постоянную опасность со стороны внешних врагов. При слабости централизованной власти участились произвол, насилие, разбои, грабежи, случались конфликты между населенными пунктами самих горцев. Большую опасность представляли для населения и внутренние раздоры. В этих условиях каждый тухум, каждое селение вынуждено было позаботиться о своей безопасности. В сложившейся политической ситуации складывается особая бытовая и фортификационная архитектура, ориентированная на оборону и защиту от внешних интервентов. Формируются союзы сел во главе с крупным и сильным сельским обществом.

Союз келебских сельских обществ был организован по территориальному принципу вокруг наиболее крупного селения Ругельда и имел рационально организованную систему власти. Для решения вопросов, касающихся всего союза, собиралось народное собрание из представителей сельских обществ. Чаще это происходило в урочище «Рухьади». Собрание руководствовалось принципами равенства всех субъектов союза, защиты независимости, создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности, недопу-шения конфликтных ситуаций между джамаатами, соблюдения принципов

общности интересов и норм поведения. На народном собрании выбирали предводителя союза, который организовывал оборону, ополчение и возглавлял походы. Здесь решались и другие вопросы, имеющие значение для всего союза сел. Келебский союз сельских обществ, особенно на раннем этапе развития, выступал как независимое и самостоятельное образование. Келебцы сознают свою общность на субэтническом уровне. Для их менталитета характерны такие качества, как скромность, уважительное отношение к человеку, трудолюбие, мужество, сознание человеком собственного достоинства. Ке-лебский союз сельских обществ выработал для себя нормы адатов, регулирующие общественный быт, поведение людей, ведение хозяйства, взаимоотношения между сельскими обществами и членами джамаата, нравственность и этикет членов общества.

Защиту келебского союза сельских обществ нужно было начинать, прежде всего, с организации рациональной защиты населения. Для этого необходимо было формировать села, способные постоять за себя и, если нужно проводить политику, защищающую интересы сельской общины. Близкие друг к другу, тухумные поселения объединяются в крупные села. В Дагестане селения, образованные из тухумных поселений, возводились в защищенных природой, труднодоступных местах. Рельеф местности во многих селениях это позволял. Ансамбли архитектуры с комплексами башенных, жилых и хозяйственных сооружений и своеобразная планировка строений, улиц и площадей представляли собой оборонительные сооружения в общей системе. Главными при этом были башенные сооружения. Келебские села образованы именно по этому принципу. Так, селение Ругельда расположено на краю скальной части обрывающейся платформы и, по преданию, было укреплено с трех напольных сторон. Доступ в селение был возможен только через охраняемые ворота. Селение Сомода также расположено на краю обрывистой скальной платформы, обращенной к речке. В настоящее время сохранились остатки четырех башен. В селение Мусрух можно было проникнуть с двух сторон через охраняемые ворота в системе укреплений. До сегодняшнего дня в селении сохранилась боевая сторожевая башня. В селении Хонох сохранились остатки пяти башен. Аналогичную структуру имели и остальные келебские селения.

Келебские сельские общества были самостоятельными хозяйственными и общественными единицами. В них господствовала частная собственность на дома, скот, пахотные и покосные земли и общинная собственность на пастбища. Здесь была строго продуманная система управления: собрание сельского общества, в котором принимали участие мужчины, достигшие 15 лет; совет старейшин (ч1ух1би), избираемые на собрании сроком на год или более по количеству тухума в селении; судьи (маслиатчи), исполнители, глашатаи и т.д.

На собраниях келебских джамаатов обсуждались вопросы безопасности территории и жителей сельской общины, регламентации сельскохозяйственных работ, вопросы, связанные со строительством или ремонтом дорог, общественных зданий, найма общественного пастуха, выбора представителей для участия в собрании союза келебских сел, для решения спорных вопросов

между соседними селами, выборов старейшин, судьи - маслиатчи, исполнителей, глашатая.

Келебские сельские общества состояли из кьибилов, разделенных на туху-мы или патронимии (тухумы, в свою очередь, состояли из малых семей).

Тухумы возводили тухумные башни. Эти башни в келебском обществе сохранились до сих пор. И сегодня, спустя не одно столетие, келебские тухумы нельзя рассматривать как пережиток родового строя.

Основными характерными чертами келебского тухума являются:

• отсутствие экономического и политического равенства между членами тухума;

• отсутствие тухумной власти;

• решение дел членов тухума администрацией сельской общины обязательно;

• защита члена тухума не всем тухумом, а ближайшими родственниками.

По глоттохронологии (glotta - язык + chronos - время + logos - слово) - учению, устанавливающему даты по языку, разделение аваро-андо-цезских языков лингвисты относят к рубежу н.э., когда откололась цезская ветвь, а распад аваро-андийской языковой общности - к раннему средневековью, ко времени не позже V11 в. н.э. Выделение келебского говора гидатлинского диалекта южного наречия аварского языка относится ко времени формирования келебского союза сельских обществ. С этого времени и начинается формирование келебской субэтнической группы. В археологическом плане территория келебского общества изучена слабо. История и археология келебского общества нуждается в обстоятельном изучении и доработке.

Около селения Ругельда, на правом берегу речки, в местности «хабала-зулъ», при пахоте было найдено несколько каменных ящиков. В них были обнаружены средневековые бронзовые браслеты, колечки, серьги, железные сабли, ножи, глиняные сосуды и много бус. Археологи уверены, что келеб-ская земля откроет еще не одну страницу своей истории. Настоящая работа «первая ласточка» будущих исследований. Работа не претендует на научное исследование, но она может занять достойное место среди сказаний о родной земле келебцев.

Карта келебского вольного общества, использовавшаяся в имамате Шамиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.