Научная статья на тему 'Культура человека в экосистеме: проблемы количественного роста'

Культура человека в экосистеме: проблемы количественного роста Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
841
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / ЭКОСИСТЕМА / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / ECOSYSTEM / HUMANITY / SYSTEMIC CRISIS / CULTURAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галуцкий Геннадий Максимович

Процесс глобализации мирового пространства и технический прогресс потребовали переосмыслить постулаты экономической теории, сформулированные до середины ХХ века, когда в общественном сознании по отношению к культуре преобладало мнение о её вто-ричности. В XXI веке становятся определяющими уровень управления обществом и уровень культуры. Изменение отношения к культуре стало началом разработки в наиболее развитых странах нового научного направления «экономика культуры». Сегодня это уже довольно развитая научная дисциплина, которая не только способна предлагать методологию для решения проблем социально-экономического и общекультурного характера, но и имеет для этого прикладные инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of globalization of the world of space and technical progress required to rethink economic theory postulates formulated before the mid-twentieth century, when in the public mind with respect to the culture prevailing view of its secondary. In the twenty-first century become determining the level of social control and the level of culture. Changing attitudes to culture was the beginning of the development in the most developed countries of the new scientific direction «economy of culture». Today it is quite a developed scientific discipline that is not only able to offer a methodology for addressing socio-economic and general cultural nature, but has for the application tools.

Текст научной работы на тему «Культура человека в экосистеме: проблемы количественного роста»

КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА

культура человека в экосистеме: проблемы

количественного роста

Геннадий Максимович ГАЛуцкИй,

действительный член Международной академии информатизации, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: galoutskiy@mail.ru

Процесс глобализации мирового пространства и технический прогресс потребовали переосмыслить постулаты экономической теории, сформулированные до середины ХХ века, когда в общественном сознании по отношению к культуре преобладало мнение о её вто-ричности. В ХХ! веке становятся определяющими уровень управления обществом и уровень культуры. Изменение отношения к культуре стало началом разработки в наиболее развитых странах нового научного направления «экономика культуры». Сегодня это уже довольно развитая научная дисциплина, которая не только способна предлагать методологию для решения проблем социально-экономического и общекультурного характера, но и имеет для этого прикладные инструменты.

Ключевые слова: экономика культуры, экосистема, человечество, системный кризис.

The article deals with the process of globalization of the world of space and technical progress required to rethink economic theory postulates formulated before the mid-twentieth century, when in the public mind with respect to the culture prevailing view of its secondary. In the twenty-first century become determining the level of social control and the level of culture. Changing attitudes to culture was the beginning of the development in the most developed countries of the new scientific direction «economy of culture». Today it is quite a developed scientific discipline that is not only able to offer a methodology for addressing socio-economic and general cultural nature, but has for the application tools.

Key words: cultural economics, ecosystem, humanity, a systemic crisis.

Ресурсная база человечества

Проблемы состояния экосистемы стали предметом острой дискуссии экономистов и технократов в середине 60-х годов ХХ века, которая приводит к довольно простому выводу. Не имеет смысла рассуждать о культуре, культурной деятельности и экономике, если не поняты роль и место человека на Земле, его связи с экосистемой.

Экосистему Земли образует множество элементов, которые принадлежат к четырем крупным группам:

1. Натурально-вещественное воплощение Земли.

2.Люди - носители и обладатели производительной силы, поддающейся регулированию посредством проявления Разума.

3.Технология - совокупность средств труда - воплощение осознанного производительного взаимодействия людей с натурально-вещественными элементами природы.

4. Невещественные компоненты в форме электрического, магнитного, гравитационного, информационного и других полей.

Общая масса экосистемы - натурально-вещественного воплощения Земли оценивается величиной - приблизительно 6,6 сикстиллиона тонн (6,6х1021 = 6600 000 000 000 000 000 000). Из них биомасса, покрывающая поверхность Земли и непосредственно доступная Человеку, составляет 2,7х 1012 тонн. В свою очередь, биомасса, воплощенная в человечестве, в 2000 году составила примерно около 300 миллионов тонн.

Мера активности всей экосистемы невелика, но последствия её редких проявлений являются глобальными. Так, одновременный выброс всеми вулканами Земли миллиардов кубических километров газа и пыли способен изменить газовый состав атмосферы Земли и уничтожить все живое на планете, включая человечество. Такого рода крупные катаклизмы случаются редко. С большей вероятностью могут происходить более мелкие локальные всплески активности, меняющие состав растительного и животного мира в пределах какого-то региона планеты. Они могут быть спровоцированы человеческой активностью: выемкой гигантских объемов горных пород (например - землетрясение в Кузбассе в 2013году), созданием искусственных водоемов, выкачиванием из недр нефти и газа, ядерными взрывами и т.п.

При этом физическая масса всех людей Земли несопоставима с массой всей экосистемы. При численности в 7 миллиардов человек биомасса, овеществленная в человечестве, составляет приблизительно 350 млн. т. Но в зависимости от расселения по поверхности Земли и концентрации многомиллионное население может оказать локальное влияние на экосистему, нарушая растительный покров или состав животного мира в регионе с повышенной плотностью популяции. (Например, в 2000 году в США плотность населения была 33,1 чел на квадратном километре, в России - 8,5 чел, а в Бангладеш - 756,8 чел.)

Коэффициент активности современной технологии (без участия человека) пока еще равен 0, а ее физическую массу можно оценить лишь весьма условно в сотни триллионов тонн, овеществленных в зданиях, машинах и оборудовании. Средства труда, изменившиеся в результате творческой деятельности человечества от палки-копалки и дубины до термоядерного реактора и кибернетического самоходного аппарата, уже обладают потенциалом для того, чтобы спровоцировать глобальную активность всей системы. Совокупная мощь, например, накопленных расщепляющихся материалов позволяет в случае их одновременного взрыва полностью уничтожить животный и растительный мир экосистемы в её современном виде.

Вне зависимости от разной активности и массы овеществленного вещества экосистемы её принципиальным свойством является относительная замкнутость, при которой истинными являются фундаментальные законы материального мира и, прежде всего, - закон сохранения материи.

Место человека в экосистеме задано её эволюцией: «Homo» - «прямоходящее всеядное живородящее двуполое существо», которому заданы узкие биологические и климатические рамки бытия: диапазон температуры окружающей среды, химический состав воздуха и воды. Заданы и биохимическая структура пищи, с предопределенным объемом потребления энергии (калорий), жиров, белков и углеводов, необходимых для воспроизводства жизни.

Последнее особенно важно, поскольку процесс добычи и потребления пищи для человека является основным фактором взаимодействия с экосистемой. Суточная потребность в энергии зависит от возраста и пола человека и варьирует в пределах от 1300 (дети) до 2500 - 3000 калорий (взрослые).

Количество потребляемой энергии определяется рационом питания. И, зная калорийность продуктов питания, вне зависимости от того, как они приготовлены и в какой форме потребляются, можно рассчитать примерную нагрузку на экосистему по изъятию ресурсов для удовлетворения потребности людей.

Человек как единица экосистемы

Как уже сказано выше, самая активная сила в экосистеме - Человек. Но как вид животного мира человек также подчиняется общим для всех системным условиям и наделен набором фундаментальных свойств, которые заложены в генетическую программу всех живых существ в качестве биологических инстинктов, необходимых для сохранения жизни на Земле:

1. Чувством голода (инстинкт непосредственного воспроизводства существующей

особи).

2. Чувством страха (инстинкт самосохранения).

3. Половой потребностью (инстинкт воспроизводства биологического вида).

Каждый инстинкт отвечает за вполне определенный участок взаимоотношений

человека с экосистемой Земли.

Для удовлетворения голода эволюция наделила человека «производственным аппаратом» и некоторой потребностью в физическом труде. Даже простой физиологический акт приема пищи уже требует каких-то минимальных усилий, чтобы поесть и напиться, спасаясь от голодной смерти.Чувство голода способно толкнуть человека на совершение любых деяний по добыче пищи, вплоть до убийства и поедания себе подобных.

Единственным более или менее действенным противовесом, который помогает избежать встречи с более сильным противником - голодным людоедом (зверем или человеком), может стать инстинкт самосохранения и неуверенность в собственных силах. Если «отключить» инстинкт самосохранения у всех человеческих особей, резко возрастет угроза полной ликвидации человека как биологического вида.

И третьим абсолютным условием сохранения человека как биологического вида и активного элемента экосистемы является закодированное на генетическом уровне стремление человеческих особей к удовлетворению половой потребности, которое должно воплотиться в новых поколениях людей.

Все три перечисленных инстинкта являются биологическими предпосылками возникновения человеческой культуры. Они характерны для абсолютно всех людей, абсолютно всех времен (прошлых и будущих). Подмена этих инстинктов другими, даже имеющими также биологическую природу, невозможна, поскольку она

приведет к абсолютному изменению сущности человека, либо его замене другим физическим, биологическим или энергетическим видом живой природы.

И, тем не менее, из истории и повседневной практики известно немало случаев, когда мужские и женские особи человеческого стада:

- умирали во время «сухих» голодовок, которые начинали по собственному желанию;

- добровольно и без нежелательных последствий для здоровья отказывались от физиологических контактов с особями противоположного пола, подавляя половые инстинкты;

- осознанно жертвовали собой, спасая других от гибели.

Имеющиеся примеры указывают на то, что человек может подчинить себе природные инстинкты, заложенные в генетическую программу своего организма. Это означает, что есть ещё более сильные факторы экосистемы Земли, которые имеют не биологическую, а какую-то иную природу. Но почему не биологическую?

Эти факторы и их сила мощнее, чем инстинкт голода, страха или вожделений, но вместе с тем она не имеет всеобщего проявления. На такой поступок способны далеко не все особи человеческой популяции. Поэтому сила, подавляющая биологические инстинкты, проявляется избирательно и характерна не для всех индивидов. И вместе с тем она выше, чем эти «абсолютные» свойства экосистемы Земли, а поэтому может считаться Высшим Абсолютом. В этом состоит парадоксальность ситуации, в которой оказалась культура человека.

С одной стороны, некое свойство экосистемы Земли, которое мы здесь назвали Высшим Абсолютом, принципиально способно подавить все биологические инстинкты у всех живущих на Земле людей. С другой стороны, это было бы равноценно уничтожению экосистемы Земли в её современном состоянии. Поэтому сила и мощь Высшего Абсолюта проявляется избирательно через конкретное поведение отдельных человеческих особей. Конкретный человек в определенных обстоятельствах может осознанно отказаться от полноценной биологической жизни. И абсолютно каждый человек пока он жив и дееспособен, стоит перед проблемой выбора:

- остаться на уровне животного, построив свою жизнь на принципах, которые продиктованы животными инстинктами;

- подняться на качественно иной уровень бытия, подчиняя свои животные инстинкты ограничениям, которые соответствуют не материальной, но духовной природе.

Физические факторы экосистемы и их влияние на человека

В предыдущем параграфе сформулирована принципиальная данность: человек как субъект экосистемы наделен полным набором механизмов, обеспечивающих его выживание. Этот набор включает органы чувств, воспринимающие сигналы окружающего пространства и необходимые для существования человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, интуиция. Их дееспособность обеспечивается функционированием внутренних органов, биохимическими процессами и всем организмом человека.

Основными факторами, составляющими сигнальную систему человека, являются звук, свет (цветопередача), запахи и интуиция. Но если свет и звук достаточно хорошо изучены человечеством в рамках самостоятельных разделов фундаментальной науки (физики), то влияние запахов на организм человека изучено гораздо

слабее, а интуиция практически не изучена. Но все они оказывают мощное влияние на человека.

Звук сопровождает все явления, происходящие в экосистеме: шум ветра, плеск волн, шум дождя, грозовые разряды, грохот падающих камней. Изучением физической природы звука и проблем, связанных с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием занимается специализированная наука - акустика, в составе которой выделяется несколько направлений.

Изучением воздействия звука на человека занимаются психоакустика, биоакустика, ультразвуковая акустика, акустика речи. Выяснилось, что особое влияние оказывает сила, частота, ритм и тембр звука.

Экспериментально установлено, что у человека, который ежедневно в течение 15 минут подвергается воздействию звука силой в 110 децибел, слуховой аппарат повреждается всего за несколько лет. Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Кузнецы, обслуживающий персонал аэродромов - постоянные пациенты врачей-фониатров, занимающихся восстановлением слуха.

Вторым важным параметром звука при оценке его воздействия на человека является частотность, выражаемая в физических единицах - «герц» (по имени первооткрывателя частотности звуковых колебаний). Ухо человека позволяет воспринимать на слух звуки в диапазоне от 15-16 Гц до 20000-22000 Гц. Лучший для восприятия диапазон 800-2000 Гц. Выше 22000 Гц начинается диапазон ультразвука и человеческое ухо его не воспринимает, но влияние ультразвука человек ощущает. Ниже 15 Гц - инфразвук. Он так же не воспринимается ухом, но воздействует на весь организм.

Звуки высокой частоты в воспринимаемом диапазоне (15 - 22000 Гц) способны оказывать благотворное влияние на человека и его состояние: повышается уровень энергии, меняется эмоциональное состояние. Звуки, частота которых ближе к «высокочастотному пределу», активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время снимают мышечное напряжение. Это подтвердил в середине ХХ века исследованиями французский отоларинголог А.Томатис (1920-2001 гг).

Обе частотные группы звука за пределами воспринимаемой ухом частоты (до 15 и после 22000 Гц) оказывают разрушающее действие на организм человека. Могут повреждаться внутренние органы, приводящие к кровоизлиянию и отекам. При воздействии ультразвука в мозгу начинают протекать биохимические преобразования, аналогичные воздействию морфия. Инфразвук приводит к резонансу сначала физических мышц, а в дальнейшем - нервных клеток, воздействуя тем самым на центральную нервную систему. Частота «работы» головного мозга примерно 8 Гц. «Игра» частотами меняет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6 - 8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.

Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки музыкальных инструментов, включая орган, бас-гитару, оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости и, как следствие, на функционирование желез, регулиру-

ющих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются.

Чрезвычайно большую роль в воздействии звука на человека играет ритм - чередование звуков определённой силы. Роль ритма люди поняли уже в глубокой древности. При ритме кратном 1,5 удара в секунду в сопровождении мощных сверхчастот (15-30 герц), человек испытывает экстаз; а 2 удара в секунду при тех же частотах могут вызвать состояние близкое к наркотическому. Одной из причин столь заметного влияния ритма на человека является то, что нормальная (естественная) ритмичность предопределена частотой сокращений сердца - около 60 сокращений в минуту. Все иные (30, 120; 150 и 300 ударов в минуту) являются неблагоприятными для человека (противоестественными).

Крайне неблагоприятным является сочетание большой силы звука (громкость), низкой частотности и жесткого ускоренного ритма со световыми вспышками частотой 6-25 Гц. При таком сочетании в организме человека:

- выделяются гормоны стресса, уничтожающие в мозгу часть информации;

- клетки организма входят в противоестественный резонанс, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;

- происходит перебивание пульса человеческого сердца и рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;

- вызывается эффект кавитации, при котором молекулы воды в тканях разогреваются, разрывая их.

Вторым по порядку, но не по важности, является такой физический фактор экосистемы, как многоцветие. С точки зрения физики цвет есть не что иное, как спектральное разложение света и качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона. С точки зрения взаимодействия экосистемы и человека свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несёт органам необходимую энергию, восстанавливая биоэнергетический уровень и активизируя фотохимический процесс. Восприятие цвета является индивидуальным для каждого человека и определяется на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, которое зависит от физических, физиологических и психологических факторов. Между тем существует и физическая взаимосвязь между состоянием организма человека и влияющим на него цветом. Так, считается, что ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения.

Цвет оказывает психологическое эмоциональное воздействие на людей, дополнительно влияя своей энергетикой на подсознание и весь организм.

Розовый цвет дарит ощущение лёгкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями.

Оранжевый цвет вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита.

Желтый - самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.

Зелёный действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости.

Голубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный. Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а также при головных болях.

Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение.

Исследования многих ученых указывают на то, что восприятие цвета зависит от возраста и пола человека. В раннем возрасте дети предпочитают красный или пурпурные цвета, девушки - преимущественно розовый. В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постоянно меняется - сначала до оранжевого, позже до желтого, желто-зеленого, а затем до зеленого. После 12 лет любимый цвет - синий. Пурпур - символ сказочного мира, красный цвет - символ теплоты и активности. Любовь детей к зеленому цвету совпадает с их переходным возрастом. Синему цвету отдают предпочтение большинство взрослых. Такое изменение цвета совпадает с процессами общего развития, со склонностью к более глубоким цветов.

На разное восприятии цвета оказывает существенное влияние не только возраст, но и культурные традиции, вероисповедание, место проживания, национальность.. Например у многих народов Востока, Индокитая красный цвет ассоциируется с опасностью, а зеленый - символ весны, плодородия. Черный цвет - символ траура в большинстве стран, кроме Китая, Южной Африки. Здесь траур, смерть символизирует белый цвет, а в странах Ближнего Востока траур и болезнь означает желтый. Сочетание красного, белого и голубого нежелательно в Таиланде. Голубой цвет по политическим соображениям не любят арабы.

Третьим физическим свойством экосистемы, для фиксации которого природа создала у всех живых существ специальные органы обоняния и обеспечила их специальными внутренними органами-железами для производства ароматических, веществ является запах. Запах - важный сигнализатор, с помощью которого может быть установлено наличие и близость живых существ, которые находятся вне зоны прямой видимости. По запаху определяется пригодность продуктов питания к употреблению. При этом запах сигнализирует не только о месте нахождения живого существа, но и о физическом здоровье и состоянии субъекта. Человек, являясь существом духовным, стремящимся к удовольствию и радости, нуждается в приятных ощущениях и эмоциях, а запахи играют здесь далеко не последнюю роль. Все знают, что обонятельные стимулы могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие.

Ученые еще не знают ни самих процессов, ни того, как функционируют механизмы, которые связывают запахи с нашими эмоциями. Органы обоняния человека связаны с лимбической системой, той частью головного мозга, которая регулирует наши эмоции. Поэтому человек реагирует на запахи инстинктивно и очень редко рационально. Известен исторический анекдот о Наполеоне, который при возвращении из похода предупреждал жену (Е.Богарне) о том, чтобы она прекратила мыться.

Приятные и отталкивающие запахи вызывают в нашем организме реакции, аналогичные чувствам счастья, радости, отвращения или злобы. Деловые люди используют это, когда продувают запах свежевыпеченного хлеба через залы торго-

вых домов, стимулируя импульсивный всплеск активности покупателя. Владельцы кинотеатров ароматизируют свои заведения запахом поп-корна, а владельцы мебельных магазинов распыляют ароматы на кресла и диваны. Возможны варианты использования зловонных запахов для ухудшения посещаемости магазинов или отелей-конкурентов.

Так, запах, звук, цвет из факторов экосистемы превращаются в факторы экономики или культуры.

Иррациональная компонента экосистемы и ее проявление в культуре

К раскрытию духовных основ культуры и пониманию сущности Высшего Абсолюта стремились и стремятся многие философы и мыслители. Но неосязаемость и нематериальность (в буквальном смысле) Высшего Абсолюта не позволяет достичь необходимого понимания. В результате кто-то заявляет о тождественности Высшего Абсолюта с Богом, а кто-то отрицает вообще возможность понимания «Абсолютной Сущности».

И между тем большинство людей полагают, что воздействие человека на природу - односторонний процесс рационального поведения, направленный на переработку вещественных ресурсов Земли для удовлетворения биологически обусловленных инстинктов. При этом они отказываются признать возможность существования иррациональной компоненты экосистемы. Отказываются понимать, что «Экосистема» - целостный природный комплекс, который имеет не только материально-вещественное воплощение, но невещественные компоненты в так называемой «полевой» форме. Люди не обращают внимания на то, что есть много косвенных признаков: не только человек оказывает «давление» на природный комплекс Земли, но имеет место и обратное воздействие на все живые существа, причиной которого могут быть «полевые формы экосистемы».

Физикам известны их разновидности: электрическое, магнитное, гравитационное поле. Существование физических полей доказано с помощью магнита или проводника с током и металлических опилок или магнитной стрелки. Изучив свойства этих полей, человечество научилось применять их и обеспечило технологическое развитие.

Неизученным в должной мере остается информационное поле экосистемы. Какие резервы роста таятся в этом непознанном феномене? Когда и в каком виде человек сможет использовать потенциал этой разновидности полей для решения проблем жизнеобеспечения? Достоверно известно про некоторую часть информационного поля, которая доводится до органов чувств людей через средства виртуальной коммуникации в материализованной форме - радио, телевидение, а теперь еще и интернет.

Информационное поле как самостоятельный компонент экосистемы лишь с недавних пор становится предметом интереса - не было острой необходимости. А с другой стороны, информационное поле сложнее выявить, чем, например, магнитное. Нет приборов для его наглядной демонстрации. Известны отдельные заявления людей, которые посредством своих личных чувств способны описывать те или иные свойства информационного поля. Но это не может убедить всех, так как субъективная чувственность не является аргументом. Тех, кто говорит о существовании информационного поля, зачастую обвиняют в шарлатанстве или психи-

ческих отклонениях. Ортодоксальные материалисты отрицали саму возможность существования информационного поля, пытались ограничить или вовсе запретить исследования на эту тему.

И, тем не менее, во все времена жили и действовали пророки, гадалки, гипнотизеры, экстрасенсы. Самые известные - Моисей, Кассандра, Нострадамус, В.Мессинг, Ванга. Некоторые руководители государств, выдающиеся предприниматели прибегали к услугам гадалок и предсказателей и руководствовались их предсказаниями.

Феномен прорицательства и ясновидения можно объяснить тем, что некоторые люди обладают врожденной или приобретенной способностью «подключаться» к информационному полю экосистемы и получать из него необходимые сведения или определенное воздействие. Можно предполагать, что «поле» содержит информацию о предшествующей истории экосистемы, происходящих в ней мгновенных процессах и изменениях. Возможно, часть этой информации аккумулирована в кристаллической решетке горных пород и минералов, так же, как она записана на флэш-картах и чипах современных компьютеров. Просто у современного человечества нет оборудования для считывания этой информации. Таким «оборудованием» можно считать отдельных индивидуумов, которые заявляют о своем умении «читать информационное поле». Косвенным и очень спорным аргументом в подтверждение этого можно считать то, что многие гадалки и прорицатели (может быть, среди них есть шарлатаны) для считывания информации из «поля» используют кофейную гущу, расплавленный воск или олово. (Примитивно? Да! Но эта практика существует уже тысячи лет. Гораздо дольше, чем экономическая теория! Достоверно? Есть множество людей, которые верят предсказаниям такого рода и утверждают, что они сбываются! На основе этой веры совершают вполне рациональные поступки! Но, согласно утверждению тех же ортодоксальных материалистов, практика - это критерий истины.)

Достоверно известно одно - человек не в состоянии воочию увидеть информационные потоки, которые образуются при перераспределении информации.

Но, если исходить из того, что в экосистеме все поля подчиняются закону, имеющему универсальный характер, можно предполагать, что информационное поле также имеет некие силовые линии, которые пересекают поверхность Земли. А живые существа играют в этих потоках такую же роль, как и отдельные металлические крупинки, которые, намагничиваясь в силовых полях одного большого магнита, приобретают все его свойства, образуя множество ориентированных определенным образом миниатюрных «магнитиков». В этом случае информационное поле должно быть поливидовым и его силовые линии избирательно «накрывают» все элементы экосистемы. Одни «настроены» на биомассу человека, другие - на пчел, третьи - на рыб или на дельфинов, и т.д. Аналогию этому мы имеем, например, в случае с магнитным полем, которое упорядочивает железные опилки, но не влияет на алюминиевые (в силу их другой физической природы).

Поэтому лишь ничтожная часть гигантских информационных потоков проходит через отдельных людей, которые способны зафиксировать эту информацию через свои органы чувств.

Любопытными в этом смысле можно считать воспоминания известного русского художника К.Коровина, который дружил несколько десятилетий с Ф.Шаляпиным, но редко встречался в последние годы с ним. Коровину приснился сон, в котором

Шаляпин предстал обнажённым с тяжелым камнем на груди и просил снять этот камень. Снять его К.Коровин не смог. На следующее утро парижские газеты сообщили о смерти знаменитого певца. (Источник «К. Коровин вспоминает» )

Остальная же часть информации циркулирует в информационном поле по каким-то своим (еще не познанным) законам, минуя непосредственно человека. В соответствии с этими законами птицы, пользуясь своими органами чувств, получают информацию о том, когда надо начинать перелет к местам гнездования, а рыбы - куда плыть в океане для метания икры.

Многое из того, что сказано выше, сегодня можно считать гипотетическим. В качестве доказательства можно было бы привести примеры специалистов по биоэнергетике и биолокации. Но в силу того, что теория информационного поля практически не разработана, их аргументы не будут убедительными. Поэтому нам остается только предполагать возможность особого влияния невещественной компоненты экосистемы на состояние человека и человечества.

Повторим еще раз: общие законы информационного поля должны быть подобны общим законам магнитного, электрического и других известных физических полей. Но тогда информационное поле экосистемы должно иметь некоторый потенциал, отличающийся в разных точках Земли. Воздействие внешних или внутренних системных факторов может стать «возмутителем» поля, внести в него новые информационные импульсы или извлекать из поля некоторое количество информации. Вместе с тем общие законы физики требуют, чтобы поле, в котором возникли участки с разным потенциалом, осуществило перераспределение потенциала, обеспечив его равномерность в поле. В процессе этого перераспределения возникают своеобразные «вздохи Разума» - энергоинформационные потоки, которые в зависимости от мощности, могут оказать решающее влияние на личную «судьбу» отдельного человека. Или привести к «взрывам популяции» того или иного вида живых существ. Может быть, именно эти потоки и составляют материальную природу того феномена, который попытался понять историк и этнограф Л.Н.Гумилев в своей теории «пассионарных толчков». Близко подошел к этой же проблеме В.И.Вернадский, создавая учение о ноосфере.

Гипотетически возможно, что именно влияние этого иррационального - не существующего для «рационального» человека - биоинформационного пространства и является той Абсолютной силой, что заставляет отдельных индивидов подавлять в себе проявление биологических инстинктов и поступать вопреки законам рациональных мотивов: «есть», «жить», «совокупляться».

количественный рост культуры и культурное развитие

Подчеркнем еще раз: репродуктивные способности людей за миллионы лет не изменились, но XVIII-XX века принесли человечеству небывалый прирост численности популяции людей в экосистеме.

Выделение человека из мира животных началось примерно 6 млн. лет назад. Далекие прапредки homo erectus - гоминиды, по сути, оставались еще животными и использовали доступные им ресурсы жизнеобеспечения, находящиеся на поверхности земли. Их запасы (2,7х 1012 тонн) в 50 - 100 миллионов раз превышали совокупную биомассу зарождающегося человечества (30 - 50 тысяч тонн). Собственно в этот период и сами люди были одним из элементов в продуктовой цепи экосистемы. Человеческими детенышами питались хищники.

Учитывая беззащитность новорожденных людей в первые год-два жизни, именно за счет уникальной репродуктивности людей экосистема сохранила человека как один из видов живой природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако примерно 2,5-3 млн. лет назад начались изменения климата экосистемы, и существование гоминид оказалось под угрозой. Саванны вытесняли леса. Привычные источники растительной пищи оскудевали. Поставив гоминид Африки на грань вымирания, экосистема вынудила пралюдей более активно использовать свои физиологические особенности для формирования средств приспособления к условиям, продиктованным экосистемой. Именно к этому периоду относятся древнейшие достоверные каменные орудия (возрастом порядка 2,5-2,6 млн. лет), что можно считать начальной стадией первой культурной революции в истории человечества. Она растянулась, как минимум, на сотни тысяч лет, в течение которых совершенствовались примитивные орудия труда, изобретено колесо, приручены и одомашнены некоторые виды животных. Численность популяции за счет высокой рождаемости и столь же высокой смертности поддерживалась на уровне до 1 миллиона особей разного пола и возраста со средней продолжительностью жизни до 20 лет.

Примерно 6-7 тысяч лет назад состоялся переход от «присваивающей» культуры к культуре «производительной», который позволил существенно увеличить объем использования ресурсной базы экосистемы. Началась примитивная эксплуатация природно-вещественной компоненты: добыча руд, выходящих на поверхность, обработка земли. И, соответственно, были усовершенствованы орудия труда и защиты от других субъектов экосистемы - людоедов. При высокой рождаемости и смертности, тем не менее, стала увеличиваться продолжительность жизни отдельных особей, ставших хранителями и трансляторами знаний, обретенных в процессе социализации. По данным антропологов средняя продолжительность жизни человека в Древнем Египте составляла уже 23 года, в Древнем Риме - 24 года.

Орудия труда и технологии, созданные к этому времени, стали барьером между человеком и остальными элементами экосистемы, и способом переработки ресурсов экосистемы. В условиях относительно неизменного уровня развития технологии и превышения запаса ресурсов экосистемы над объемом потребления всей популяции начался экстенсивный рост культуры человека. Он обеспечивался частично ростом продолжительности жизни, а частично - за счет незначительного превышения рождаемости над смертностью. В Средневековой Европе средняя продолжительность жизни составляла 31 год, в Европе XIX века - 38 лет. Темпы прироста были невелики, но общая тенденция очевидна.

Одновременно с ростом численности популяции на протяжении последних 5-6 тысяч лет в культуре развивались качественные процессы, порожденные развитием социальных отношений. Рост производительной силы труда привел к распаду первобытных отношений, зарождению государств, возникновению классов (рабы и рабовладельцы) с последующей сменой социально-экономических формаций. Рост средней продолжительности жизни (даже незначительный) и накопление социального опыта и знаний, изменение структуры времени, необходимого для простого воспроизводства человека, вызвали зарождение философии и наук (астрономия, физика, математика, письменность).

К началу XVII века человечество (примерно 550 миллионов человек) было готово приступить к пересмотру технологии - начиналось освоение уже не просто поверхностного слоя земли, но и ее недр. При этом основные ресурсы жизнеобе-

спечения человечество по-прежнему получало от использования поверхностного слоя земли - ее почвенного покрова. Даже рудные материалы для выплавки меди, бронзы, железа человек практически собирал на поверхности земли (болотное железо, изготовление древесного угля). Объем потребления всей популяции в отдельных регионах (в частности, в Европейских странах) приблизился к уровню запаса ресурсов жизнеобеспечения в экосистеме. Интенсивный сброс населения из Европы на американский континент не решал проблему в целом. Именно это обстоятельство и отразил Т.Р. Мальтус в своем труде «Очерк о законе народонаселения» (1798 год). Он, исходя из «закона убывающего плодородия земли», рассчитал предельную численность населения Земли в 1,8 миллиарда человек.

На момент окончания работы Т. Мальтуса над книгой население мира составляло около 950 миллионов человек. До предельной величины было еще далеко. Но весь XIX век прошел под знаком войн. Всего за 100 лет их было более 200. Результаты этих войн заметно изменили организацию миропорядка и повлияли на техническую составляющую культуры человека. «Освободительные» войны во всех странах Южной Америки, гражданские войны и революции во Франции, Германии, Австрии изменяли системы государственного управления. Поражение России в Крымской войне привело к модернизации системы управления страной и породило технологический рывок.

В культуре происходили изменения с известным результатом. Даже с учетом масштабов гибели людей в войнах XIX века в 1900 году население Земли превысило 1,611 миллиарда. Стал предельно близким «ресурсный ограничитель» Т. Мальтуса. И взорвалась Первая мировая война, которая в очередной раз сбросила на короткое время избыток народонаселения.

За это время культура совершила научно-техническую революцию. Созданная в её результате техника и технология обеспечили человечество энергией, новыми материалами, добываемыми из недр Земли с глубины в несколько километров, выход в космическое пространство. Тем самым ресурсная база человечества к 2000 году увеличилась по сравнению с ресурсной базой наших предков в 20 - 30 тысяч раз. За сравниваемый период времени (2,5 - 3 миллиона лет) численность населения Земли возросла только в 6 тысяч раз. Отсюда следует довольно простой вывод: ресурсная обеспеченность современной культуры не уменьшилась по сравнению с начальной стадией развития, а относительно возросла в 4-5 раз. Если сохранить структуру потребления, то предел численности народонаселения отодвигается до значений 15 - 18 миллиардов человек и даже более.

Последствия количественного роста культуры для экосистемы

Итак, первый оптимистичный вывод: время опровергает прогноз Мальтуса. Качественный рост и развитие культуры привели к ее существенному количественному росту. Но проблема количественного соответствия численности населения и имеющейся ресурсной базы существует по-прежнему, и с ней надо считаться.

Фундаментальный закон сохранения масс требует, чтобы постоянно поддерживался баланс между числом особей, входящих в популяцию человека, и запасами ресурсов жизнеобеспечения. Условия баланса просты: запас ресурсов жизнеобеспечения в экосистеме должен быть больше, чем объем потребления всей популяции.

Развитие культуры в Х1Х-ХХ веках позволило человечеству создать рукотворную технологическую систему по преобразованию минеральной массы в продукты прямого потребления, минуя промежуточные стадии, характерные для естественной цепочки системных преобразований. Разработанная человечеством технологическая цепочка системных преобразований создала предпосылки к бурному росту человеческой популяции и соответствующему разнонаправленному давлению на природную компоненту экосистемы.

С одной стороны, увеличиваются объемы добычи и потребления невозобнови-мых ресурсов. При этом основной прирост эксплуатации недр наблюдается в России (СССР) и США.

Исключением стала нефть, добыча которой резко возросла в странах Ближнего Востока.

С другой стороны, по мере исчерпания локальных месторождений с высоким содержанием полезных компонентов совершенствуется техника и технология. Новые технологии позволяют перейти к комплексной переработке минеральной массы экосистемы и извлекать из нее не один основной компонент, но и сопутствующие. Это позволило вовлекать в эксплуатацию месторождения с более низким содержанием полезных компонентов и перерабатывать отходы производства прошлых десятилетий.

Правда, здесь есть очень важное обстоятельство. В каждой тонне минеральной массы экосистемы присутствует, по сути, вся таблица химических элементов, но с разным процентным содержанием. В естественном состоянии эта минеральная масса в абсолютном большинстве случаев нейтральна для человека. Но при извлечении из этой массы полезных компонентов в отходах увеличивается содержание тех компонентов, которые не востребованы сегодня. Они могут образовать новые комбинации или перейти в новые фазовые состояния (жидкость, газ), которые окажутся агрессивными по отношению к человеку, отравляя среду обитания.

Значительную роль в росте давления на экосистему играет потребление продуктов питания и «выгружаемые» в экосистему экскременты. Расчет полного объема потребления продуктов питания можно выполнить:

- исходя из нормативного объема компонентов, необходимых для поддержания жизнеспособности организма;

- на основе данных о содержании необходимых компонентов в продуктах питания.

Если считать, что в результате физико-химических преобразований продуктов

питания, происходящих в человеческом организме, соотношение между весом потребляемых продуктов и экскрементами составляет 4:1, то можно определить объем экскрементов, выгружаемых ежегодно в экосистему - около 100 килограммов на человека. В расчете на 6 миллиардов человек это соответствует 600 миллионам тонн только биологических отходов.

Приведенные в таблице 2-4 цифры позволяют оценить объем потребления физиологически необходимых человеку компонентов экосистемы, которые содержатся в возобновимых ресурсах. И это принципиально. Важно и то, что основной прирост масштабов потребления приходится на 25 стран мира, для которых определен средний уровень развития человеческого потенциала, и население которых составляет около 70% общей популяции человека.

В отличие от личного потребления возобновимых ресурсов компоненты, извлекаемые из невозобновимых ресурсов экосистемы, направляются главным образом

на изготовление новых средств эксплуатации недр и производство оружия. Переработка и потребление этой разновидности компонентов экосистемы ведется на крупных технологических комплексах, которые размещены и по территории отдельных стран, и в пределах отдельной страны также неравномерно. Соответственно неравномерным является и давление на экосистему.

Масштабы совокупного давления современных технологических комплексов на экосистему, включая выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и воду, меняют химический состав воздушного и водного пространства. По мнению экспертов, возникла прямая угроза сохранению экосистемы в состоянии, обеспечивающем поддержание условий жизни человечества в комфортном режиме.

Экологи и специалисты-климатологи имеют данные, на основе которых прогнозируется изменение климата, перераспределение направлений воздушных масс и переноса влаги. Все это может привести к изменению растительного покрова Земли и структуры животного мира.

Для Земли, существующей не один миллиард лет, кардинальное изменение климата - нормальное явление. Но для человека с его средней продолжительностью жизни менее 100 лет - системная угроза самому факту существования как вида живой природы.

Системные кризисы и их преодоление

Культура человека не впервые оказывается перед угрозой уничтожения, которую создавали системные кризисы.

От первого системного кризиса мы удалены примерно на 3-6 млн. лет. Тогда возник, вероятно, самый критический эпизод в истории предков человека. Поставив гоминид Африки на грань вымирания, экосистема вынудила пралюдей более активно использовать свои физиологические особенности для формирования средств приспособления к условиям, продиктованным экосистемой. Возникли предпосылки для начальной стадии первой культурной революции в истории человечества. Главными итогами этой революции стало:

- превращение культуры в фактор, определяющий и все основные аспекты жизнедеятельности гоминид и организующий их биологическое совершенствование (включая трансформацию строения тела);

- приведение в соответствие орудий, средств труда и технологий требованиям экосистемы. После окончания «первой культурной революции» созданные средства труда не менялись в течение многих тысячелетий.

Второй системный кризис развивался достаточно долго. В условиях относительно неизменного уровня развития технологии менялись социально-экономические формации от рабовладения к феодализму. Важно то, что смена экономических формаций (моделей) происходила в условиях превышения общих запасов ресурсов экосистемы над объемом потребления всей популяции. В этот длительный по времени период начался устойчивый рост популяции. Одновременно с ростом численности в культуре развивались качественные процессы. Человек научился писать, считать; познал некоторые законы физики, сформировал нравственные законы. Все это подготовило человечество к революционным изменениям в технологии. И они начались с промышленной революции в XVI-XVII веках, а своей вершины достигли в середине XX века, когда было создано

ядерное оружие и средства его доставки в количествах достаточных для уничтожения экосистемы.

О необходимости признать факт очередного системного кризиса, угрожающего выживанию человечества, заявили в 1968 году эксперты так называемого «Римского клуба». Месарович и Пестель в 1974 г. на основе расчетов, выполненных с помощью математической модели, представили на обсуждение доклад под названием "Человечество на перепутье". Была предложена концепция "органического роста", когда ни одна подсистема экосистемы не может изменяться в ущерб другой, и прогресс в одной из них возможен только при условии прогрессивных процессов в других. Разрешение кризисных ситуаций будет зависеть от того, какой из двух путей - недифференцированный рост, неизбежно ведущий к катастрофе, или органический рост и развитие выберет человечество. (Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning Point: The Second Report to the Club of Rome. New-York: E. P. Dutton and Co. Inc., 1974).». По мнению члена этого клуба Д. Медоуза, мировая система находится далеко за пределами роста уже с середины 1980-х. Признаками системного кризиса являются локальные кризисы - энергетический, продовольственный, сырьевой, экологический. Как минувшие, так и будущие.

За почти 50 лет обсуждений (с 1968 года) члены Римского клуба по существу сформулировали и обосновали идеологию глобализации культуры.

Ключевая идея глобализации заключается в том, что главное балансовое условие экосистемы и ее зависимость от поступков и дел людей на Земле не позволяют действовать только ради собственной выгоды. Главной целью всего мирового сообщества должно стать обеспечение достойной жизни и умеренного благосостояния всех граждан мира. Для этого необходимы кардинальная перестройка властных структур во всем мире и во всех областях (технической, экономической, политической, военной), новая практика международных отношений, институциональной деятельности, рыночной системы и многое другое. В сфере политической культуры необходимо осудить гонку вооружений, объединить усилия мировой общественности, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду. В области научной деятельности необходимо критически проанализировать негативные тенденции западной цивилизации; развенчать технократический миф об экономическом росте, как наиболее эффективном средстве решения всех проблем.

По существу идеология глобализации предполагает отказ от опоры на известные постулаты экономической теории и переход к поиску путей гуманизации человека и мира. Только это позволит найти решения для преодоления грядущего третьего системного кризиса.

К идее и сущности глобализация культура прошла путь развития от палки-копалки и дубины до управляемых ядерных реакций, генной инженерии, компьютерных технологий, космических летательных аппаратов. Формулировка идеологии глобализации длилась около 50 лет в дискуссиях сравнительно узкой группы экспертов. Ими подготовлены предложения по решению проблем, которые возникают перед культурой в связи с её количественным ростом и усилением давления человечества на экосистему. Но они являются сугубо теоретическими и требуют перевода культуры в целом в качественно иное состояние.

Именно возможности, которые создаются в соответствии с идеологией глобализации (открытие государственных границ, свободный переток трудовых ре-

сурсов, капиталов и товаров), приводят к изменению этнически однородных государств на государства с многоэтнической структурой. Все это в совокупности является и предпосылкой и следствием глобализации - процесса, который стал возможен вследствие бурного развития культуры, как в количественном, так и в качественном измерении, которые происходят в культуре в период ее количественного роста.

***

Итак, все рассуждения о культуре, ее эволюции, культурной деятельности и экономике культуры правомерны, если поняты роль и место человека на Земле.

Именно человек является наиболее активным представителем животного мира, обладающим способностью преобразовывать экосистему и меняться самому в результате проявления действенности факторов экосистемы.

Как представитель животного мира человек «вмонтирован» в экосистему совокупностью биологических законов, которые действуют через инстинкты, но в отличие от других представителей животного мира способен регулировать силу действия инстинктов. Именно эта способность стала причиной развития культуры. В дополнение к биологическим законам экосистемы, которые являются реальным способом влияния на человека существует вероятность наличия иррациональной компоненты экосистемы. Она не изучена, но оказывается фактором культуры для некоторой части индивидов.

Для экосистемы характерна уникальная возможность лавинообразного расширения человеческой популяции и количественного роста культуры. Сдерживающим фактором является ресурсная обеспеченность экосистемы и её способность воспринимать и перерабатывать отходы жизнедеятельности человека. Нарушение количественного равновесия порождает системный кризис, преодолеть который можно только за счет качественного роста культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.