ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
DOI: 10.17805^ри.2023.3.3
Культура безопасности: концептуальные основы постановки и изучения актуальной проблемы развития цивилизации в XXI веке
К. К. Колин
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Московский гуманитарный университет
Рассматриваются концептуальные основы проблемы формирования в современном обществе культуры безопасности. Показано, что эта проблема в настоящее время исключительно актуальна, так как ее решение является необходимым условием эффективного противодействия глобальным угрозам и обеспечения дальнейшего безопасного развития мировой цивилизации. Проведен анализ современного состояния этой проблемы и показана необходимость ее комплексной постановки и дальнейшего изучения в системе науки и образования. Важным результатом этого должно стать формирование в обществе императива безопасности, который сегодня необходим во многих важных сферах жизнедеятельности общества. Определена структура основных компонентов культуры безопасности в современной России, которая находится в эпицентре мировой гибридной войны. Рассмотрено содержание некоторых из этих компонентов, включая культуру международных отношений, стратегическую культуру и культуру безопасности в области национальной обороны.
Ключевые слова: безопасность; глобальные угрозы; императив безопасности; культура безопасности; стратегическая культура; национальная безопасность
введение
Отличительной особенностью современного этапа развития мировой цивилизации является быстрое нарастание комплекса глобальных угроз и опасностей, которые все более часто проявляют себя в самых различных сферах жизнедеятельности современного общества (Колин, 2014a). Их причинами являются не только природные, но главным образом гуманитарные факторы, связанные с техногенной деятельностью человека. Масштабы этой деятельности стали глобальными и охватывают всю нашу планету. Численность ее населения уже превысила 8 млрд человек, при этом 2 млрд добавилось только за последние два десятилетия.
В результате этого, а также благодаря успехам современной научно-технологической революции, человечество стало мощной преобразующей силой планетарного масштаба, а его воздействие на природу по своим последствиям становится сопоставимым с некоторыми природными процессами.
К сожалению, это воздействие часто является негативным, и по этой причине многие жизненно важные экосистемы планеты уже разрушены и не смогут быть восстановлены. Примером здесь может служить сокращение биологического разнообразия, в результате которого навсегда исчезли многие виды живых организмов. Во многих странах наблюдается быстрое сокращение популяции пчел, которые служат опылителями растений, в том числе сельскохозяйственных культур.
Опасные процессы экологического характера наблюдаются и в Мировом океане. Его поверхность и глубинное пространство загрязняются промышленными и бытовыми отходами в таких масштабах, что, по имеющимся прогнозам, их общий объем к 2035 г. может превысить объем всех биологических ресурсов океана. В результате этого компоненты пластика попадают в организмы морских обитателей, а его наночастицы уже обнаружены в крови обитателей прибрежных районов.
Глобальные изменения климата, ураганы и засухи, быстрое таяние вечной мерзлоты и ледников Арктики и Антарктики, а также активизация вулканической деятельности — все это грозные признаки нарушения гомеостаза нашей планеты, последствия которого могут стать губительными для ее биосферы.
Не менее опасные угрозы наблюдаются и в социальной сфере современного общества. Его интеллектуальный и культурный уровень быстро снижается. Происходит это не только в результате роста населения в бедных странах Азии и Африки, но также и в результате деградации культуры в экономически развитых странах Запада. И Россия здесь не является исключением, так как многие достижения ее национальной культуры сегодня утрачены. И одним из этих достижений является культура безопасности, которой уделялось значительное внимание в советский период развития нашей страны.
Особенно опасным для мирового сообщества сегодня является снижение уровня культуры в геополитической сфере. В результате этого мир снова оказался на пороге ядерной войны. Мало того, по оценкам квалифицированных экспертов, в настоящее время уже идет Четвертая мировая война. Она имеет гибридный характер и поэтому многими людьми в таком качестве еще не осознается. Эта война началась после распада Советского Союза, который потерпел поражение в Третьей мировой войне, которая получила название «холодной войны».
Содержание и новые формы ведения военных действий современной мировой войны наглядно и убедительно показаны в монографии А. А. Бартоша, которая сейчас готовится к печати и является исключительно важной и актуальной для адекватного понимания новой геополитической реальности (Бартош, 2023).
Исследования показывают, что в современных условиях состояние личной, общественной, национальной и глобальной безопасности в значительной мере определяется состоянием культуры общества, а не только военным или экономическим потенциалом той или иной страны (Колин, 2020). Поэтому объективно возникает необходимость формирования в обществе нового и очень важного направления развития культуры, которое целесообразно назвать культурой безопасности.
Целью настоящей работы является попытка комплексной постановки проблемы формирования культуры безопасности в современном обществе и аргументация необходимости ее системного изучения в науке и образовании.
важные термины в области культуры безопасности
В рамках настоящего исследования очень важно напомнить, что термин «безопасность» в русском языке имеет два основных смысловых значения. Первое из них обозначает отсутствие какой-либо опасности для некоторого объекта, процесса или явления со стороны внешних или внутренних источников или же состояние защищенности от их негативного воздействия. В этом смысле мы употребляем такие словосочетания, как личная безопасность, общественная безопасность, национальная безопасность и т. п.
Второе значение термина безопасность используется для обозначения свойства самих объектов, процессов или явлений не причинять вреда или ущерба другим объектам или процессам в результате своей деятельности. Характерными примерами здесь могут служить такие понятия, как безопасный транспорт, безопасный путь, безопасная бритва и т. п.
В настоящей работе в качестве объектов анализа проблем безопасности рассматриваются личность, общество, государство и биосфера нашей планеты, а в качестве факторов обеспечения безопасности — культура личности и культура общества. При этом необходимо иметь в виду, что термин «культура» в русском языке также имеет несколько смысловых значений. Для целей нашего исследования будут использоваться следующие значения термина «культура»:
1) социальный феномен многоаспектного характера, представляющий собой совокупный результат деятельности людей в материальной и нематериальной сферах;
2) уровень развития, достигнутый в какой-либо области деятельности или знаний.
В дальнейшем используются оба варианта значения этого термина, но основное внимание уделяется деятельности людей в материальной и духовной сферах, направленной на обеспечение безопасности, в широком понимании этого термина.
Таким образом, термином культура безопасности мы предлагаем обозначать уровень достижений в области обеспечения безопасности личности, общества, государства, а также биосферы и всей природной среды нашей планеты, который уже достигнут сегодня или же должен быть достигнут в будущем в интересах безопасного развития мировой цивилизации.
Этим же термином будут обозначаться характер и результат деятельности людей в сфере культуры, направленной на обеспечение безопасности.
основные виды и уровни безопасности
В настоящее время проблема безопасности является самой приоритетной и жизненно важной проблемой развития человечества. Поэтому представляется странным, что этой проблеме так мало уделяется внимания в философских исследованиях. Ведь ни в одной из изданных в нашей стране философских энциклопедий не содержится даже определения содержания термина «безопасность». Нет этого определения и в философских словарях. И только в Энциклопедии глобалистики имеется цикл статей, в которых раскрывается содержание терминов, определяющих различные виды безопасности (Глобалистика, 2013).
Отметим также, что определение некоторых важных терминов в области безопасности приведено в ряде директивных документов нашей страны по этой проблематике. Наиболее важными из них являются:
— Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности»1;
— Стратегия национальной безопасности Российской Федерации2;
— Доктрина информационной безопасности Российской Федерации3.
Если рассматривать окружающий человека мир как сложную иерархическую систему, то представляется целесообразным различать следующие уровни объектов для анализа проблематики безопасности:
— дальний и ближний космос;
— планета Земля;
— неживая природа;
— биосфера планеты;
— человеческое общество;
— национальные государства и их объединения;
— человек.
В качестве основного критерия для определения приведенной выше структуры был принят уровень проявления угроз для безопасности, которые сегодня наблюдаются или же прогнозируются для объектов или процессов, находящихся на различных уровнях указанной выше иерархии.
При этом необходимо помнить, что для всех этих объектов при анализе должны рассматриваться оба аспекта проблемы безопасности, которые были указаны ранее. Так, например, при изучении проблемы безопасности для объектов и процессов космического уровня нужно рассматривать не только угрозы и опасности, исходящие из космического пространства, но также и проблемы обеспечения безопасности самого этого пространства. Ведь уже сегодня околоземное космическое пространство нуждается в очистке от «космического мусора», который становится одной из новых угроз для деятельности человека в космосе.
Аналогичным образом при комплексном исследовании проблем безопасности личности должны рассматриваться не только проблемы защищенности человека от различного рода внешних и внутренних негативных факторов, но также и проблемы формирования безопасной личности. При этом необходимо создавать такие условия образования и воспитания человека, при которых образованный человек не будет являться источником опасности для других людей и окружающей его природы, а также для самого себя (Астафьева, Колин, 2010).
Ниже будет показано, что именно эта проблема и является в настоящее время ключевой проблемой глобальной безопасности дальнейшего развития мировой цивилизации, а также необходимым условием выживания человечества в современном динамичном и все более опасном мире.
императив безопасности
При формировании культуры безопасности очень важно определить императив безопасности, т. е. совокупность тех обязательных запретов, норм и ограничений, нарушать которые нельзя ни при каких условиях, так как это может вызвать опасные последствия для природы, человека и общества. Эту стратегически важную задачу должна решать современная наука, которая располагает для этого необходимым арсеналом аналитических методов и средств, включая суперкомпьютерные технологии моделирования сложных систем и глобальных процессов на основе использования больших данных научного наблюдения.
Основные требования императива безопасности должны быть сформулированы в очень кратком и понятном виде. Только тогда они смогут быть эффективно использованы в системе образования и воспитания безопасной личности и станут атрибутом нового направления развития культуры — культуры безопасности.
К сожалению, в настоящее время такая общепризнанная система требований и ограничений отсутствует, и именно это является одной из наиболее острых и актуальных проблем обеспечения безопасной жизнедеятельности современного человечества.
В истории известно несколько примеров формирования комплексов правил поведения людей, направленных на повышение уровня безопасности общества, которые оказались весьма эффективными. Характерными примерами здесь могут служить Десять заповедей в христианской религии, Кодекс строителя коммунизма в СССР, этический кодекс «Пять выше», предлагаемый сегодня для союза евразийских государств — «наследников Великой империи Чингисхана» — А. П. Девято-вым (Девятов, 2013: Электронный ресурс).
Все эти комплексы правил и ограничений содержали краткий и понятный для широкого круга людей перечень норм их поведения в обществе. Так, например, этический кодекс «Пять выше» формулируется в следующем виде: «Общее выше частного. Духовное выше материального. Власть выше владения. Закон выше власти. Справедливость выше закона» (там же).
Предполагается, что именно твердые этические нормы обеспечили внутреннюю стабильность огромной империи, в которой тогда практически не было образованных людей. Напомним, что сам Чингисхан был неграмотным. Он не умел ни читать, ни писать, но оказался великолепным организатором и создал из кочевых племен армию, которая покорила многие страны мира, включая Китай и значительную часть Западной Европы.
Понимая свою необразованность, Чингисхан постоянно имел при себе пожилого китайца в качестве личного советника, главная обязанность которого заключалась в том, чтобы говорить правду о реальном положении дел и давать рекомендации о том, как нужно поступать в том или ином случае. Это — хороший образец мудрого поведения для многих современных руководителей, которые, не обладая необходимыми знаниями, практически не прислушиваются к рекомендациям ученых. И это является одной из причин того системного кризиса, в котором сегодня находится мировая цивилизация.
морально-этические аспекты культуры безвпасности
Особенно сильное впечатление производят результаты сопоставления тех принципов морали и этики, которые доминируют в современном обществе, с содержанием этического кодекса «Пять выше». Сегодня мы видим полную противоположность этому кодексу — по всем его пяти основным требованиям. Частное теперь выше общего. Материальное — выше духовного. Владение (собственность) — выше власти. Власть — выше закона, а закон — выше справедливости.
Примеров этому — бесчисленное множество. В современном обществе, если вина коррупционера или мошенника в судебном порядке не доказана, то он не только остается вполне «рукопожатным» членом общества, но и может спокойно занимать ответственный пост, надеясь, что обвинение против него будет снято, например, за истечением срока давности совершенного преступления.
Понятия «порядочность», «совесть» и «честь» в современном обществе девальвированы. А ведь совсем недавно, еще в XX в., эти понятия были весьма значимыми. Под честное купеческое слово заключались крупные торговые сделки, а под честное слово офицера красные комиссары отпускали пленных белогвардейцев из-под ареста на похороны родителей. И ведь эти офицеры возвращались обратно!
Известны и другие, поистине героические, примеры порядочности и благородства. В блокадном Ленинграде почтальон умер от голода на пороге квартиры ребенка, которому он нес подарок от его отца с фронта — шоколадку, которая тогда могла спасти жизнь ему самому.
Теперь мы видим совсем другие примеры, которые подают обществу представители его элиты. Достаточно напомнить о манифестации, которая прошла по улицам Парижа с плакатами «Я — Шарли!». В ее первых рядах шел тогда Президент Франции Николя Саркози, а цель шествия состояла в том, чтобы показать мировой общественности, что для современной Франции превыше всего является свобода самовыражения человека. Даже тогда, когда эта свобода проявляется в поступках, которые оскорбляют религиозные чувства верующих мусульман.
Свобода человека, не ограниченная моральными и этическими нормами, — это одна из главных угроз для безопасности современного общества. И эта опасность в последние годы быстро нарастает (Колин, 2010). Мало того, концепция такой свободы сегодня агрессивно навязывается странами Запада всему остальному миру. И этому в значительной степени содействует соглашательская позиция католической церкви, которая не только не осуждает агрессивную деятельность сообщества ЛГБТ, но и потворствует ей. Так, например, в ряде стран Запада уже осуществляются обряды венчания в церкви однополых пар, вступающих в брак. Не протестует католическая церковь и в случаях усыновления детей однополыми родителями, которое уже происходит в некоторых странах.
Процесс снижения влияния христианской религии в странах Запада стал особенно заметным в последние десятилетия. Социологические исследования показывают, что сегодня половина жителей Великобритании являются атеистами, а в США их доля уже составляет 40% (Тимошина, 2022: Электронный ресурс).
Все это — реалии нашего времени и тревожные признаки деградации традиционной культуры общества. Ведь в результате этого разрушаются основы традиционной семьи, а население стран западной культуры обречено на вымирание, темпы которого нарастают. Кроме того, быстро утрачиваются многие подлинно человеческие качества, гибнет великая культура Запада, достижения которой общеизвестны и стали достоянием всего человечества.
Сегодня стало очевидным, что эта культура разрушает человека и общество, и поэтому она сама становится источником угроз для национальной безопасности многих стран мира, а также для глобальной безопасности мировой цивилизации. Как это ни парадоксально звучит, но сегодня дело обстоит именно так. И именно так и следует квалифицировать современную ситуацию и тенденции развития культуры многих стран Запада.
Губительные последствия этой концепции развития общества наблюдаются во многих странах. Они проявляются не только в разрушении жизненно важной природной среды обитания человека, но и в деморализации общества, а также в деградации самого человека как личности. В монографии В. С. Дашкевича эти процессы справедливо названы «великим культурным одичанием» (Дашкевич, 2013).
структура компонентов культуры безопасности
«Впервые термин "культура безопасности" был использован летом 1986 г. в частном послании английского профессора Эдмондсона генеральному директору МАГАТЭ Бликсу, посвященном анализу Чернобыльской аварии, и вошел в международную практику в том же году. Он показался настолько удачным для объяснения причин аварий и нарушений эксплуатации, что стал одним из фундаментальных принципов безопасности при использовании атомной энергии» (Гордон: Электронный ресурс).
Несколько позднее свою смысловую трактовку этого термина предложила Комиссия по охране труда и технике безопасности Великобритании. В обоих случаях основное внимание уделялось проблемам защищенности человека и общества от возможных опасных последствий их деятельности в сфере общественного производства.
Этот аспект формирования культуры безопасности, безусловно, остается актуальным и в настоящее время. Однако исследования показывают, что структура угроз и опасностей для различных стран и мирового сообщества в целом довольно быстро расширяется. Окружающий нас мир становится все более динамичным, непредсказуемым и опасным. Поэтому и область проблематики изучения и формирования культуры безопасности в настоящее время должна быть существенно более широкой.
Наши представления о составе и структуре некоторых компонентов культуры безопасности в сжатой форме представлены в таблице.
В ней для каждого из этих компонентов показаны наиболее важные их аспекты, которые необходимо учитывать при изучении и решении этой проблемы. Они включают материальные, организационные, правовые, информационные, образовательные и моральные аспекты культуры безопасности современного общества. И это свидетельствует о необходимости комплексной, междисциплинарной постановки этой актуальной и стратегически важной для безопасности жизнедеятельности современного общества проблемы.
История последних лет показала, что за пренебрежение требованиями культуры безопасности человечеству приходится расплачиваться не только материальными утратами, но также и многими тысячами человеческих жизней.
В таблице представлены лишь некоторые примеры компонентов культуры безопасности, которые выбраны для иллюстрации концептуального подхода к постановке этой комплексной проблемы. Содержание наиболее актуальных из них кратко рассматривается ниже.
СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ COMPOSITION AND STRUCTURE OF SAFETY CULTURE COMPONENTS
Компоненты культуры безопасности Наиболее значимые факторы
1 2
Культура геополитики Международные организации по вопросам безопасности. Международные соглашения различного уровня. Доверие между государствами, диалог и сотрудничество.
1 2
Культура национальной обороны Патриотическое воспитание защитников Родины. Служба в национальной армии по призыву. Качество вооружения и военной техники, быта и отдыха военнослужащих. Отношение к пленным и гражданскому населению в период военных действий. Боеготовность резервистов.
Стратегическая культура Система стратегического планирования и прогнозирования в государственном управлении. Стратегическое мышление элиты.
Экологическая культура Уровень экологического образования и воспитания в стране. Экологическое законодательство. Экологическая культура общественного производства. Переработка отходов.
Культура биологической безопасности Национальная система противодействия эпидемиям. Противовирусная вакцинация. Масочный режим и удаленная занятость. Всемирная организация здравоохранения.
Культура информационной безопасности Качественное информационное образование. Службы информационной безопасности на критически важных объектах. Информационная защита национальных информационных ресурсов и важной инфраструктуры. Правовая защита персональных данных. Безопасность СМИ и социальных сетей.
Культура пожарной безопасности Пожарная безопасность зданий и сооружений. Пожарная сигнализация. Служба тушения пожаров. Охрана лесов и объектов энергетики. Противопожарное законодательство.
Культура безопасности в чрезвычайных ситуациях Система мониторинга опасных ситуаций и оповещения населения. Развитая система оперативного реагирования на ЧС. Государственные и региональные ресурсы помощи пострадавшим. Система правовой и психологической поддержки.
Культура транспортных коммуникаций Состояние транспортных путей и транспорта. Правила движения транспортных средств. Средства безопасности пассажиров. Информационное обеспечение транспортных коммуникаций.
Культура безопасности в градостроении Продовольственная культура Экологические и психологические нормы и правила в градостроении. Биосферная совместимость города, природы и человека. Экологически чистые продукты питания. Чистая вода. Культура производства, распространения и потребления продуктов.
Культура толерантности Уважительное отношение к представителям другой культуры, религии и этноса. Диалог культур в целях безопасности.
Культура геополитики. Культура безопасности в области внешней политики проявляется не только в наличии международных соглашений различного уровня, направленных на обеспечение безопасности, но также и в строгом выполнении
этих соглашений отдельными странами и их политическими лидерами (Кошкин, Шабалов, 2015).
Такими документами в настоящее время являются:
— резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам глобальной и региональной безопасности;
— решения Совета Безопасности ООН по этой проблематике;
— рекомендации Всемирной организации здравоохранения;
— рекомендации МАГАТЭ (Международной организации по ядерной энергетике);
— двухсторонние и многосторонние соглашения между странами в области безопасности.
Полнота и эффективность самой структуры такого рода международных организаций также является показателем уровня геополитической культуры в сфере безопасности. В последние годы этот уровень неуклонно снижается, главным образом в результате геополитики США, которые ставят свои национальные интересы на первый план даже в тех случаях, когда от этого возникает угроза для безопасности других стран, включая геополитических союзников. И это в настоящее время становится главной угрозой для международной безопасности, что уже поняли политические лидеры многих стран мира, в особенности в Африке и Азии. Некоторые из них уже приняли решение о вступлении своих стран в БРИКС и ШОС, т. е. в те геополитические объединения, которые ставят своей целью равноправное партнерство в интересах общей безопасности.
Важным событием 2023 г. стало вступление в БРИКС Ирана, страны с населением более 80 млн человек, имеющей древнюю культуру, сильную армию и большое влияние в исламском мире. Подали свои заявки на вступление в БРИКС также Саудовская Аравия и Белоруссия. В очереди находятся еще 19 государств, включая Египет.
Культура безопасности в области национальной обороны. Этот компонент культуры безопасности должен охватывать все виды деятельности, связанные с обеспечением национальной обороны, как в мирное, так и в военное время. Важнейшей задачей здесь является обеспечение готовности населения страны стать в необходимый момент на защиту своей родины.
Было бы полезным изучить опыт Швейцарии. Эта страна уже много лет ни с кем не воюет, так как соблюдает нейтралитет и не входит ни в какие военные блоки. И в то же время она поддерживает высокий уровень своей боеготовности. При численности населения в 9 млн человек она имеет в армии всего 5 тыс. военнослужащих. Однако при этом около 300 тыс. офицеров запаса регулярно, каждые два года, проходят военную подготовку. Каждый их них имеет дома табельное оружие, необходимое обмундирование и прибывает на военный сбор в полном снаряжении.
В настоящее время российское общество демонстрирует высокий уровень готовности защищать безопасность нашей страны. Это наглядно проявляется в потоке добровольцев для участия в специальной военной операции России на Украине. По заявлению министра обороны РФ С. К. Шойгу, ежедневно добровольцами оформляются около 1300 человек, т. е. целый полк. В июле 2023 г. количество добровольцев составило более 130 тыс., а в очереди на оформление находилось еще 50 тыс. Поэтому было принято решение о формировании резервной армии, кото-
рая получит более 3,5 тыс. образцов военной техники и станет еще одним фактором повышения боеспособности нашей страны.
Необходимо также отметить активное участие населения России в оказании гуманитарной помощи участникам боевых действий и членам их семей. Лозунги «Мы вместе!» и «Своих не бросаем!» становятся в последнее время все более популярными во многих регионах России. И это свидетельствует о том, что характерная для российской культуры традиция солидарности тыла и фронта сохранилась и вновь востребована.
Культура ведения боевых действий. Этот компонент культуры безопасности сегодня проявляется в гуманитарных ограничениях на боевые действия, которые ведутся Россией на Украине. Они проявляются не только в гуманном обращении с военнопленными (как украинскими военнослужащими, так и иностранными наемниками), но также и в применении высокоточного оружия для поражения военных объектов противника и обеспечивающей их инфраструктуры. При этом мирное население Украины целенаправленным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха не подвергается. Мало того, населению освобожденных районов немедленно оказывается гуманитарная помощь и принимаются все возможные в военных условиях меры по обеспечению его жизнедеятельности.
Культура ведения боевых действий России проявляется также и в бережном отношении командиров к новым участникам боевых действий, которые сначала проходят необходимую подготовку на полигонах. А обычные призывники в зону боевых действий вообще не направляются. В результате этого потери личного состава российской армии за весь период боевых действий на Украине являются минимально возможными.
Совсем другую культуру ведения боевых действий мы видим в Вооруженных силах Украины. Там в бой бросают необученных людей, которых насильно мобилизуют для этих целей. Поэтому и потери там колоссальные, что чревато социальным взрывом.
Культура мира. Глубокое философское осмысление этой проблемы содержится в научных работах ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского, который проводит свои исследования в этой области уже более 20 лет. В его монографии «О "культуре" войны и Культуре мира», которая была опубликована в 2003 г. (Ильинский, 2003), показано, что Культура мира — это такой вид культуры общества, который ориентирует его членов на достижение целей своего развития исключительно мирными средствами, без военных действий против других стран и народов.
Им также дано и определение содержания термина культура войны. Это такой тип культуры общества, при котором господствует милитаризм, стремление обеспечить свою жизнедеятельность за счет завоевания других стран и использования их природных, экономических и людских ресурсов.
Такой вид культуры сегодня доминирует в США. Эта страна уже многие годы живет за счет ресурсов других стран, используя для этого свою военную силу, и намерена сохранить эту политическую культуру в будущем. Академик Н. Н. Моисеев образно назвал эту стратегию обеспечения жизнедеятельности дьявольским насосом (Моисеев, 1999).
Однако эта стратегия имеет и свою обратную сторону. Выводя промышленное производство в другие страны и делая ставку на интеллект и квалификацию при-
глашенных специалистов из других стран, США быстро деградируют как нация. Быстро снижается уровень инженерного и общего образования, а также общей культуры общества, которое уже превратилось в общество потребления. Духовной культуры там практически уже нет.
Таким образом, культура войны разрушает не только другие страны, она является губительной и для страны-агрессора (Главный противник ... , 2006). Это хорошо известно еще со времен Римской империи. Сегодня ее история повторяется, но уже на новом уровне.
Стратегическая культура. Термин стратегическая культура наиболее часто используется для обозначения уровня достижений той или иной страны в области стратегического планирования своего развития на долгосрочную перспективу. С этой целью в стране создаются и получают государственную поддержку аналитические центры стратегических исследований, которые осуществляют подготовку для политического руководства страны аналитических материалов по наиболее актуальным проблемам развития современного общества.
В настоящее время признанным мировым лидером в этой области являются США, где вопросам прогнозирования геополитических и социально-экономических процессов уделяется большое внимание со стороны правительства. Изучением этих вопросов занимается большое количество аналитических центров в крупных американских университетах, где широко применяются методы моделирования глобальных процессов на мощных суперкомпьютерах.
Характерным примером здесь может служить специализированная аналитическая компания РЭНД Корпорэйшн, которая успешно функционирует в США уже многие годы и пользуется авторитетом в международном сообществе. О тематике деятельности этой компании можно судить по названиям тех аналитических материалов, которые ею были подготовлены в самое последнее время (Бартош, 2023):
— «Будущие войны в 2030 году»;
— «Вглядываясь в хрустальный шар. Целостная оценка будущего войны»;
— «Управление эскалацией в противодействии ИТР»;
— «Перенапряженная и разбалансированная Россия. Оценка воздействия вариантов наложения расходов».
В этих материалах анализируются различные сценарии возможного развития геополитических и социально-экономических процессов в современном мире и предлагаются варианты действий правительства США с целью защиты своих национальных интересов. При этом все они рассматриваются с позиций культуры войны, которая сегодня является основой стратегии развития США как мирового гегемона.
Хороший пример развития стратегической культуры в последние годы демонстрирует Китай, где это направление поддерживается высшим политическим руководством страны. В качестве примера можно указать, что в Китае функционируют более 450 аналитических центров, которые созданы в партийных, государственных и общественных структурах страны. Их деятельность направляется и контролируется Политбюро ЦК КПК и является весьма результативной. Поэтому долгосрочные планы развития Китая расписаны вперед на многие десятилетия (Кошкин, Ша-балов, 2015). Например, существует 100-летний план развития культуры Китая, а также план технологического развития страны, включая освоение космоса и методов искусственного интеллекта.
В Китае внимательно изучают опыт Советского Союза по использованию методов стратегического государственного планирования в экономике. В самой же России этот опыт в настоящее время практически не используется, хотя уже давно понятно, что он был бы очень полезен именно сегодня, в условиях новой гибридной войны и экономических санкций стран Запада для нашей страны.
О снижении уровня стратегической культуры в нашей стране свидетельствует тот факт, что задача перехода России к системе государственного стратегического планирования на основе 30-летнего прогноза и шестилетних среднесрочных планов в полном объеме еще не решена. Хотя эта задача была поставлена Президентом РФ еще в 2008 г. Причина этого в значительной мере определяется недостаточным уровнем развития стратегической культуры у интеллектуальной элиты общества. Многие ее представители получили образование за рубежом и поэтому до сих пор являются сторонниками рыночной экономики, которая ориентирована на текущие запросы рынка и не требует стратегического мышления.
О важности повышения уровня национальной стратегической культуры недавно заявили аналитики Германии. Дело в том, что в этой стране впервые после окончания Второй мировой войны разработан проект Стратегии национальной безопасности, который обсуждается в Бундестаге. Эксперты отмечают, что при разработке этого документа возникли большие трудности методологического характера, обусловленные именно снижением уровня национальной стратегической культуры. Будучи в течение длительного времени членом НАТО и Европейского экономического союза, разработку стратегических документов такого уровня Германия давно передала на уровень руководства этих организаций. Поэтому и соответствующая культура их подготовки, обсуждения и реализации в этой стране отсутствует.
Ситуация в этой области в России существенным образом отличается в лучшую сторону. Стратегия национальной безопасности России по своему содержанию представляет собой достаточно глубокий документ комплексного характера. В нем рассматриваются не только проблемы геополитики и международной экономики, как это делается в аналогичных документах многих других стран, но также и проблемы гуманитарного плана, вызовы и угрозы в сфере экологии и нового информационного пространства.
Эти результаты получены благодаря эффективной деятельности Совета Безопасности РФ, который сумел организовать тесное взаимодействие с экспертами Российской академии наук. По итогам этой работы формируются ежегодные Доклады Президенту России «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению», которые обсуждаются на заседании Совета Безопасности РФ. Это позволяет руководству нашей страны своевременно получать оценки экспертов РАН по актуальным проблемам национальной безопасности и учитывать их в своей деятельности.
Кроме того, в последние годы Военным институтом Академии Генерального штаба Вооруженных сил России стали разрабатываться, публиковаться в открытой печати и обсуждаться на специальных семинарах коллективные монографии по различным аспектам национальной и международной безопасности. Для их подготовки привлекаются квалифицированные специалисты, ученые и аналитики различного профиля.
Размещение полных текстов этих монографий в РИНЦ делает их доступными для широкого круга специалистов, включая преподавателей, студентов и аспиран-
тов российских вузов. И это безусловно содействует повышению уровня стратегической культуры в нашей стране.
Российская академия наук также системно работает над проблематикой комплексной проблемы безопасности России. Результаты этих исследований публикуются в виде серии монографий, одна их которых будет подготовлена в 2023 г. и посвящена проблемам развития методов системной инженерии для обеспечения безопасности нашей страны.
заключение
В настоящее время мировая цивилизация находится на переломном этапе своего исторического развития. Новый век принес нам не только новые и весьма впечатляющие достижения научно-технологической революции, но также и целый комплекс новых проблем, вызовов и угроз, которые быстро нарастают. Многие из них еще не осознаны на необходимом уровне. Но даже тех, которые стали уже очевидными, вполне достаточно для того, чтобы их драматические последствия глобального масштаба наступили еще при жизни современного поколения.
По оценкам аналитиков, речь идет не только о возможной гибели человечества в результате ядерной войны. Есть и другие, не менее грозные опасности. Главные из них — это глобальный экологический кризис, деморализация общества и деградация человека как личности.
Поэтому пути решения проблем глобальной безопасности нужно искать не в области геополитики и экономики, а в гуманитарной сфере. И прежде всего в сфере культуры, которая определяет отношения между людьми, их жизненные цели и приоритеты, отношение к себе и окружающей природе. Все это — сфера культуры, которая сейчас находится в глубоком системном кризисе (Колин, 2014Ь, 2023). Создается впечатление, что человечество быстро утрачивает главный инстинкт живой природы — инстинкт самосохранения.
Исследования показывают, что главные причины современной опасной ситуации находятся внутри человека, и если стратегия его жизнедеятельности в ближайшее время радикально не изменится, то драматическая развязка может наступить уже в середине текущего столетия. Поэтому пришло время для принятия судьбоносных решений, которые пока не найдены. Одним из них должно стать формирование культуры безопасности, которая необходима для того, чтобы стало реально возможным сохранить жизненно важные экосистемы планеты и обеспечить минимально необходимые условия для сохранения жизни на нашей планете.
Сегодня в центре внимания мирового сообщества находятся события на Украине, которые принимают характер глобального цивилизационного противостояния стран Востока и Запада. Но ведь от этого другие глобальные проблемы никуда не делись, и они продолжают быстро нарастать. Поэтому решения по формированию в обществе культуры безопасности нужно принимать безотлагательно, так как ситуация в сфере безопасности быстро ухудшается.
Выше было показано, что эта проблема является комплексной и очень сложной. Она требует серьезных перемен не только в ментальности современной элиты, но также и в массовом общественном сознании. А это задачи, решение которых требует больших усилий, затрат и, главное, времени, которого может просто не хватить для осуществления тех решений, которые будут найдены.
Но для того чтобы проблема формирования культуры безопасности была решена, ее необходимо правильно и системно поставить. Именно это и является основной целью настоящей работы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/32417 (дата обращения: 03.05.2023).
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 03.05.2023).
3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 03.05.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астафьева, О. Н., Колин, К. К. (2010) Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации. Челябинск : Челябинская государственная академия культуры и искусств. 67 с.
Бартош, А. А. (2023) Технологический суверенитет России как важный фактор победы в мировой гибридной войне // Военная мысль. №8. С. 16-33.
Гордон, Б. Г. Культура безопасности. Чернобыль — Фукусима — далее везде [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ядерного общества. URL: http://nsrus.ru/materialy/ stati/ gordon-b-g-kultura-bezopasnosti-chernobyl-fukusima-dalee-vezde.html (дата обращения: 03.05.2023).
Главный противник: документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. (2006) : пер. с англ. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Московского гуманитарного ун-та. 501 с.
Глобалистика: Энциклопедия (2003) / гл. ред. и сост.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М. : Диалог : Радуга. 1327 с.
Дашкевич, В. С. (2013) Великое культурное одичание: Арт-анализ. М. : Russian Chiss House. 720 с.
Девятов, А. П. (2013) Меморандум о глобальной стабильности [Электронный ресурс] // Мировоззрение русской цивилизации. URL: https://www.razumei.ru/lib/article/1924 (дата обращения: 03.05.2023).
Ильинский, И. М. (2003) О «культуре» войны и Культуре мира. 2-е изд. М. : Изд-во Московского гуманитарного ун-та. 126, [1] с.
Колин, К. К. (2014a) Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. №1. С. 6-30.
Колин, К. К. (2014b) Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. №3. С. 6-27.
Колин, К. К. (2010) Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. №1. С. 27-45.
Колин, К. К. (2020) Культура и безопасность: гуманитарные уроки новой мировой войны // Информационные процессы, системы и технологии. №3. С. 27-31.
Колин, К. К. (2023) Культура России как стратегический фактор национальной и глобальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 76-90. DOI: http://dx.doi.org/10. 17805/zpu.2023.2.6
Кошкин, Р. П., Шабалов, М. П. (2015) Стратегия научно-технологического развития Китая. Аналитические материалы. Вып. 1. М. : Стратегические приоритеты. 51 с.
Моисеев, Н. Н. (1999) Быть или не быть... человечеству? М. : Б. и. 288 с.
Тимошина, Н. К. (2022) К 2045 году христиане перестанут быть большинством в США [Электронный ресурс] // Союз православных журналистов. URL: https://spzh.news/ru/news/ 90662-k-2045-godu-khristiane-perestanut-byty-bolyshinstvom-v-ssha—issledovanije (дата обращения: 03.05.2023).
Дата поступления: 06.05.2023 г.
SAFETY CULTURE: CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR STATEMENT AND STUDY OF THE CURRENT ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF CIVILIZATION
IN THE 21st CENTURY K. K. Kolin
RAS Federal Research Center "Computer Science and Control", Moscow University for the Humanities
The paper considers the conceptual framework of the issue of creating a safety culture in modern society. The author shows that this issue is extremely urgent today as its solution is essential to effectively counter global threats and ensure further safe development of world civilization. He conducts an analysis of the current state of the issue and demonstrates the need for its comprehensive statement and further research in the system of science and education. The important result of this should be the formation of the imperative of safety in society, which is necessary today in many important spheres of public life. The structure of principal components of safety culture in modern Russia is defined, the country being in the epicentre of the global hybrid war. The content of some of these components is considered, including the culture of international relations, strategic culture, and the safety culture in the field of national defense.
Keywords: safety; global threats; imperative of safety; safety culture; strategic culture; national security
REFERENCES
Astaf'eva, O. N. and Kolin, K. K. (2010) Kontseptual'nye osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti dukhovnoi kul'tury dlia obespecheniia edinstva rossiiskogo naroda i natsional' noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Cheliabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 67 p. (In Russ.).
Bartosh, A. A. (2023) Tekhnologicheskii suverenitet Rossii kak vazhnyi faktor pobedy v mirovoi gibridnoi voine. Voennaia mysl', no. 8, pp 16-33. (In Russ.).
Gordon, B. G. Kul'tura bezopasnosti. Chernobyl' — Fukusima — dalee vezde. Ofitsial'nyi sait Iadernogo obshchestva [online] Available at: http://nsrus.ru/materialy/stati/gordon-b-g-kultura-bezopasnosti-chernobyl-fukusima-dalee-vezde.html (accessed: 03.05.2023). (In Russ.).
Glavnyi protivnik: dokumenty amerikanskoi vneshnei politiki i strategii 1945-1950 gg. (2006) / transl. from English; comp. and intr. article by I. M. Il'inskii. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 501 p. (In Russ.).
Globalistika: Entsiklopediia (2003) / ed. and comp. by I. I. Mazur and A. N. Chumakov. Moscow, Dialog, Raduga. 1327 p. (In Russ.).
Dashkevich, V. S. (2013) Velikoe kul'turnoe odichanie: Art-analiz. Moscow, Russian Chiss House. 720 p. (In Russ.).
Deviatov, A. P. (2013) Memorandum o global'noi stabil'nosti. Mirovozzrenie russkoi tsivi-lizatsii [online] Available at: https://www.razumei.ru/lib/article/1924 (accessed: 03.05.2023). (In Russ.).
Il'inskii, I. M. (2003) O «kul'ture» voiny i Kul'ture mira. 2nd ed. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 126, [1] p. (In Russ.).
Kolin, K. K. (2014a) Global'nye ugrozy razvitiiu tsivilizatsii v XXI veke. Strategicheskie prio-ritety, no. 1, pp. 6-30. (In Russ.).
Kolin, K. K. (2014b) Sistemnyi krizis kul'tury: struktura i soderzhanie problem. Strategicheskie prioritety, no. 3, pp. 6-27. (In Russ.).
Kolin, K. K. (2010) Dukhovnaia kul'tura obshchestva kak strategicheskii faktor obespecheniia natsional'noi i mezhdunarodnoi bezopasnosti. Vestnik Cheliabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv, no. 1, pp. 27-45. (In Russ.).
Kolin, K. K. (2020) Kul'tura i bezopasnost': gumanitarnye uroki novoi mirovoi voiny. Informa-tsionnye protsessy, sistemy i tekhnologii, no. 3, pp. 27-31. (In Russ.).
Kolin, K. K. (2023) Kul'tura Rossii kak strategicheskii faktor natsional'noi i global'noi bezopasnosti. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 76-90. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu. 2023.2.6 (In Russ.).
Koshkin, R. P. and Shabalov, M. P. (2015) Strategiia nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Kitaia. Analiticheskie materialy, iss. 1. Moscow, Strategicheskie prioritety. 51 p. (In Russ.).
Moiseev, N. N. (1999) Byt' ili ne byt'... chelovechestvu? Moscow, B. i. 288 p. (In Russ.).
Timoshina, N. K. (2022) K 2045 godu khristiane perestanut byt' bol'shinstvom v SShA. Soiuz pra-voslavnykh zhurnalistov [online] Available at: https://spzh.news/ru/news/90662-k-2045-godu-khristiane-perestanut-byty-bolyshinstvom-v-ssha—issledovanije (accessed: 03.05.2023). (In Russ.).
Submission date: 06.05.2023.
Колин Константин Константинович — доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук. Директор Центра стратегических гуманитарных исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вавилова, д. 44, корп. 2. Тел.: +7 (495) 306-42-31. Эл. адрес: kolinkk@mail.ru
Kolin Konstantin Konstantinovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Principal Researcher, Institute of Informatics Problems, Federal Research Center "Computer Science and Control", Russian Academy of Sciences, Director, Centre for Strategic Humanitarian Studies, Institute of Fundamental and Applied Research, Moscow University for the Humanities. Postal address: 44, Vavilova St., Bldg. 2, Moscow, Russian Federation, 119333. Tel.: 8 903 501-36-86. E-mail: kolinkk@mail.ru
РО!: 10.17805^ри.2023.3.4
Русские философы конца XIX —ХХ века о безопасности и будущем России как государства-цивилизации
А. А. Горелов Институт философии РАН, Т. А. Горелова Московский гуманитарный университет
В данной работе представлены точки зрения русских философов конца XIX — ХХ в. на проблему: почему Россию можно считать цивилизацией и что является ее ценностно-духовным ядром. Первым на эту тему высказался Н. Я. Данилевский, утверждавший целостность и структурные различия культурно-исторических типов (цивилизаций), к которым