М. А. Черняк,
профессор кафедры новейшей русской литературы "КУЛЬТ-ТОВАРЫ: ФЕНОМЕН МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ"
23-25 апреля 2008 г. состоялась международная научная конференция "КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России ".
В солнечные апрельские дни в нашем университете собрались ученые из десяти стран (Финляндии, Германии, США, Китая, Италии, Польши, Литвы, Украины, Белору-сии, Грузии) и разных городов России (Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Череповца, Омска, Петрозаводска, Перми, Тюмени, Екатеринбурга, Самары, Саратова, Саранска, Вологды, Ставрополя, Липецка, Твери) для того, чтобы обсудить актуальные вопросы о месте массовой литературы в современном обществе и литературном процессе; о жанрах и разновидностях масслита; о соотношении литературной продукции с другими формами массовой культуры и масс-медиа; о проблемах издания и потребления популярной культуры, о месте массовой литературы в современной массовой культуре; о способах, формах и целях ее исследования, о глобальном и национальном в современной массовой литературе; об авторском и издательском аспектах массовой литературы; о практиках издания и рекламного продвижения массовой литературы на российском рынке; о проблеме "потребления" массовой литературы; о категориях читателей, рецепции и критике.
Организатором конференции выступила кафедра новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена (председатель оргкомитета — док-
тор филологических наук, профессор кафедры М. А. Черняк). Это первая в России масштабная международная научная конференция, посвященная проблемам современной российской массовой литературы и культуры, поэтому большой интерес со стороны российских и зарубежных литературоведов обнаружился уже на этапе первых обсуждений будущего научного мероприятия. Конференция стала реализацией совместного проекта ученых России (Санкт-Петербурга) и Финляндии (Тампере). Соорганизатором конференции выступило Отделение русского языка и культуры Тамперско-го университета (руководитель проекта — доктор философии И. Л. Савкина). Еще одним из организаторов этого научного форума стал Северо-Западный институт печати (в настоящее время - структурное подразделение Санкт-
Петербургского университета технологии и дизайна) (директор — кандидат филологических наук Н. Б. Лезунова). Впервые научная конференция объединила не только ученых, критиков, библиотекарей, социологов, учителей, но и издателей и писателей. Партнерами конференции стали крупнейшее российское издательство «Эксмо», специализирующееся на издании современной литературы, и Петербургское отделение Российского книжного союза.
Организаторы и участники конференции видели свою главную задачу в том, чтобы перевести разговор о названном
феномене из оценочной в исследовательскую парадигму, полагая, что массовая культура вообще и массовая литература, в частности - это сложный культурно-психологический комплекс, объективный индикатор состояния общества: его предрассудков, ожиданий, потребностей, общественного мнения, типичных форм поведения и реакций, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.
Состав участников конференции оказался очень представительным: это известные литературоведы и критики (профес-сора Б. Менцель, М. А. Литовская,
М. П. Абашева, М. В. Загидуллина, Н. В. Барковская, А. В. Чернов и др.), лингвисты (профессора Н. А. Кузьмина, И. В. Кабанова, И. А. Мартьянова,
B. Д. Черняк и др.), культурологи и
философы (профессора Н. Арлускай-те,
И. Л. Савкина и др.), социологи ( профессора Б. В. Дубин и В. Д. Стельмах), педагоги-методисты
(профессора Т. Г. Браже, Б. А. Ланин и др.), библиотекари, издатели и писатели.
Конференция открылась 2 3 апреля в международный день книги и чтения. Во всём мире этот праздник по решению ЮНЕСКО отмечают с 1996 г., в нашей же стране он приживается постепенно. Открывая конференцию в дискуссионном зале РГПУ имени А. И. Герцена, проректор по учебной и воспитательной работе
C. Б. Смирнов подчеркнул значимость этого междисциплинарного научного форума, задача которого состоит в том, чтобы разобраться в сложной и актуальной проблеме массовой литературы. Достаточно назвать несколько тем докладов пленарного заседания («Книги для отдыха и забавы? - издание, чтение, реклама массовой литерату-
ры», «Закодированные»: новые формулы современной массовой литературы», «Массовая литература в современном обществе: эволюция жанров», «Пояс человечности в мире "масс-медиа": Массовая литература как социальный адаптер», «Масслит как учебник жизни: "жанровые" книги для подростков», «От "Глянца" к "Антиглянцу": остановка по требованию (к вопросу о новых маршрутах современной массовой литературы)» и др.), чтобы понять, что массовая литература, действительно, стала универсальным социокультурным пространством, в котором ассимилируются и распространяются разнообразные идеи. Она по-своему комментирует все аспекты современной жизни, формируя определенный контекст ценностей. На различных примерах отечественной массовой культуры докладчики убедительно доказывали, что социокультурная ситуация кардинальным образом влияет на литературные формулы, реализующиеся в популярных текстах. Последние несут в себе все её коды и, в свою очередь, предлагают их потребителям, поэтому изучение текстов массовой литературы в высшей степени репрезентативно для понимания ценностного содержания массовой культуры вообще.
Интересные научные дискуссии о современной литературе были продолжены и во время экскурсии в фундаментальную библиотеку имени императрицы Марии Федоровны, при знакомстве с уникальными фондами, безусловно, поразившими гостей нашего университета.
Междисциплинарность конференции определялась не только составом ее участников, но и местами ее проведения. Если первый день, прошедший в корпусах Герценовско-го университета, действительно, демонстрировал роль и место университетской науки в осмыслении феномена массовой литературы, то второй день конференции проходил в рамках III выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский книжный са-
«КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России»
лон "Время читать"». В работе круглого стола «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России», посвященного изучению массовой литературы, приняли участие известные журналисты, критики, социологи и писатели, работающие в различных жанрах массовой литературы. Выступление руководителя отдела прозы журнала «Новый мир», автора книг «Гедонисты и сердечная», «Строгая дама» и др. Ольги Новиковой и известного литературоведа, профессора МГУ, писателя Владимира Новикова («Роман с языком», «Владимир Высоцкий» и др.) было посвящено очень интересным размышлениям о природе массовой литературы и ее синтезе с литературой элитарной. Эта тема активно обсуждается писателями в их «Дневнике писателей», регулярно выходящем в журнале «Звезда». Саратовский писатель Роман Арбитман рассказал о своих писательских масках: под псевдонимом Лев Гурский он пишет «ехидные детективы» «Убить президента», «Спасти президента» «Траектория копья» и др., а под псевдонимом Р. С. Кац создает псевдоисторию отечественной фантастики. В связи с этим выступлением разгорелась настоящая дискуссия по поводу взаимоотношений современных издательств и авторов. Так, «русская парижанка», автор популярных детективов Татьяна Гармаш-Роффе («Роль грешницы на бис», «Шантаж от Версаче», «Место смерти изменить нельзя» и др.), накануне сделавшая очень интересный доклад о современном детективе, в рамках круглого стола рассказала о своем новом экспериментальном романе «Уйти нельзя остаться», один из главных героев которого получил собственную жизнь за пределами книги. Он ведет свой Ин-тернет-блог, читатели которого в Интернете могут наблюдать за развитием новой детективной истории и гадать, действительно ли убийца - это автор блога? Найти того, кто безжалостно убивает своих
бывших одноклассников, предстоит любимому герою писательницы - частному детективу Алексею Кисано-ву. Искренний интерес всех участников конференции вызвало выступление литературного критика, доцента Литературного института им. А. М. Горького Татьяны Сотнико-вой. Массовому читателю она больше известна под псевдонимом Анна Берсенева. Ее романы («Мурка, Ма-руся Климова», «Азарт среднего возраста», «Красавица некстати», «Яблоки из чужого рая» и многих др.) и экранизации ее произведений занимают верхние строчки рейтингов популярности. По романам писательницы сняты телесериалы «Капитанские дети» и «Слабости сильной женщины». Только что закончены съемки 32-серийного фильма «Ермоловы». Сотникова рассказала о том, как она старается учитывать жанровые ожидания читателей. А ее муж, детский писатель Владимир Сотников («Похищение неправильной собаки», «Поросенок. ги», «Два с половиной сыщика» и др.), признался, что, создавая остросюжетные детективные истории, полные приключений и юмора, в какой-то степени изменил представление многих придирчивых родителей о детском детективе. Интерес вызвала и позиция педагогов, озвученная в сообщениях профессора Б. А. Ланина (Российская академия образования, Москва) «Массовая литература в российской школьной программе» и профессора Т. Г. Браже (Петербург) «Учитель и библиотекарь как читатели массовой литературы».
Вечером участники конференции посмотрели музыкальный спектакль студенческого театра «Ювента» РГПУ им.
А. И. Герцена «Симфония огня», поставленный по мотивам знаменитого романа Р. Брэдбери «4 51 градус по Фаренгейту», романа-антиутопии об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного и неопас-
ного существования, уюта без душевного тепла. При очевидной актуальности и современном социальном звучании произведение американского писателя оказалось созвучно глубинным размышлениям и тревогам молодых людей, студентов, выбравших для себя профессию учителя, что было высоко оценено зрителями. Все участники конференции были поражены серьезностью интерпретации известного романа, с иронией отмечая, что на вопросы, которые они ставили на конференции в течение трех дней, создатели спектакля ответили за полтора часа.
Третий день конференции проходил в Российской национальной библиотеке при поддержке еще одного партнера конференции - Центра чтения РНБ. В работе восьми секций («Феномен массовой литературы», «Автор и читатель массовой литературы», «Массовая литература и классика/ элитарная литература», «Гендерные проблемы массовой литературы», «Глобализация и локализация (Россия—Запад—Восток)», «Массовая литература и современный литпроцесс», «Жанры масскуль-та», «Жанры массовой литературы») приняло участие более 70 человек. Один из участников конференции, подводя итог научным дискуссиям, вывел шутливый рецепт изготовления продукта массовой литературы: «Пишущий произведения массовой литературы по типу своей деятельности подобен ученому: он сначала исследует, изучает "образцовые" произведения, стараясь понять "рецепт" их изготовления, просчитывает вкусы потребителей и затем создает свой Продукт. Из сказанного возможны два вывода: тривиальный - 90% авторов массовых произведений профессиональные филологи и менее очевидный - каждый присутствующий здесь потенциальный (а возможно, тайный?!) писатель . Конференция позволила уточнить рецепт создания массового продукта: отмерить в равных пропорциях и соединить с помощью
миксера глобальное и локальное; осторожно, не взбалтывая, добавить несколько капель интертекстуальности; круто замесить детективный сюжет; быстро испечь; пропитать гендерным сиропом с эротически-ироническим привкусом; украсить глянцем из гламура; подавать на предварительно подогретом фирменном блюде с логотипом издательства; употреблять горячим. После остывания несъедобно».
Конференция завершилась заме-ча-тельной экскурсией по Российской национальной библиотеке и неформальным подведением итогов всего научного форума. Международная научная конференция «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России» и сборник материалов, который готовится к изданию, - первый шаг в систематическом исследовании современной российской массовой литературы, ее производства, распространения и потребления. Предполагается сделать конференцию регулярной и в дальнейшем усилить компаративный и междисциплинарный аспект в исследованиях. Все участники искренне благодарили всех организаторов конференции и особенно РГПУ им. А. И. Герцена, гостеприимно распахнувшего свои двери для всех желающих приехать в Петербург. Искреннюю благодарность заслужили и студенты филологического факультета, которые на протяжении трех дней создавали для гостей ощущение комфорта и уюта.
Массовая литература в наши дни представляет собой высокотехнологичный синтез искусства и бизнеса, что является следствием все более глубокой интеграции культуры и искусства в рыночные отношения. Совсем недавно, оценивая состояние современной массовой культуры, писатель Дмитрий Быков отметил: «Мы живем в очень простое время: слушаем простые песни, читаем и принимаем всерьез простейшие и пустейшие книги, забываем простейшие правила и отка-
зываемся даже от простейших моральных ограничений. Все забыто. Такое чувство, что не было ни богатых и сложных семидесятых, ни счастливых и трагических шестидесятых. Русская жизнь после десяти лет гниения, распада и торговли всем, чем можно, в который уже
раз началась с чистого листа». Что будет написано на этом чистом листе покажет время. Но очевидно, что успешная попытка ответить на сложные вопросы, диктуемые нашим «простым» временем, была предпринята участниками прошедшей конференции .