Научная статья на тему 'Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси xi-xiii вв'

Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси xi-xiii вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ / ЮГО-ЗАПАДНАЯ РУСЬ / ПОЛЬША / ДОРОГОБУЖ / ЖИДИЧИН / ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ / ГЕРТРУДА / СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ / ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ / КАМЕННЫЕ ИКОНКИ / ST. NICHOLAS THE WONDER-WORKER / SOUTH-WESTERN RUS' / POLAND / DOROGOBUZH / ZHIDICHIN / IZYASLAV YAROSLAVICH / GERTRUDE / SVYATOSLAV YAROSLAVICH / DANIEL ROMANOVICH / SMALL STONE ICONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Николай Игоревич

Наиболее ранние свидетельства о почитании св. Николая в юго-западной Руси относятся к XI в. (храм св. Николая в Дорогобуже, антропотопоним Микулин). Известия XIII в. (1227, 1235, 1255, 1259 гг.) описывают почитание св. Николая князем Даниилом Романовичем. Культ прославленного святого отразился также в отчестве и имени соратников Даниила Станислава Микулича (1229 г.) и Микулы (1231 г.). Возможно, основной причиной устойчивости данного явления в этом регионе было распространение почитания св. Николая в соседней Польше в XI-XII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: The earliest evidences of veneration of St. Nicholas at South-Western Rus' go back to the 11th century (St. Nicholas's church in Dorogobuzh, anthropotoponym Mikulin). The information of the 13th century (1227, 1235, 1255, 1259) describes veneration of St. Nicholas by the prince Daniel Romanovich. The cult of this saint reflected also in the patronymic and the first names of Daniel's companions Stanislav Mikulich (i. e. Stanislav, the son of Nicholas, 1229) and Mikula (i. e. Nicholas, 1231). It may be that the main reason of such stability of this phenomenon in this region was dissemination of veneration of St. Nicholas in neighbour Poland during the 11th 12th centuries.

Текст научной работы на тему «Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси xi-xiii вв»

Культ св. Николая Чудотворца в юго-западной Руси XI-XIII вв.

Имеющиеся в наличии сведения о почитании св. Николая Чудотворца в домонгольской Руси заставляют соотнести распространение данного культа в ту пору прежде всего с Киевом и Новгородом и связать начало формирования указанного феномена древнерусской религиозной жизни с учреждением в Киеве в конце XI в. церковного празднования перенесения мощей мирликийско-го святителя в Бари в 1087 г. (историческая достоверность сложения еще одного центра русского почитания этого святого в Рязанской земле уже в начале XIII в. нуждается в специальном рассмотрении). С учетом сказанного особенное внимание привлекает определенная концентрация датируемых XI-XIII вв. проявлений культа св. Николая в юго-западной Руси.

Сначала хотелось бы обратить внимание на древнерусский топоним, являющийся, насколько мне известно, наиболее ранним в ряду прочих подобных названий, прямо или косвенно связанных с именем мирликийского святителя — Микулин. В летописном сообщении начала XIII в. этот город (рис. 1) выступает в качестве «галицкой крепости, на рубеже с Киевской землей».1 Впервые же он упоминается в «Поучении Владимира Мономаха» — речь там идет о военном походе «за Микулинъ». Эту автобиографическую часть Поучения принято относить к 1117 г.2 Однако, сам по себе поход «за Микулинъ» состоялся, судя по последовательности упоминания Мономахом в числе прочих надежно датируемых событий, в хронологическом интервале 1076 (смерть Святослава Ярославича) -1086 (гибель Ярополка Изяславича) гг.з Даже если название данного города происходит от имени местного жителя, а не от имени самого мирликийского святителя, существование здесь в ту пору

1 Котляр Н. Ф. Стратегия обороны галицкими и волынскими князьями государственных рубежей в XII в. // Византийский временник. Т. 65 (90). М., 2006. С. 80, 84.

2 Лихачев Д. С. Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 101.

3 Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI-XII века. СПб., 2004. С. 466, 540-541.

подобного антропотопонима видится весьма знаменательным фактом (см. ниже).

В составленном Нестором «Чтении о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба»4 содержится известие о Никольском храме в Дорогобуже Волынском. Здесь излагается рассказ «некой жены» «из иного града», сообщившей Нестору о том, как она была наказана за ее отказ присутствовать на богослужении в день памяти св. Николая: «Она же не можаше ни очию възвести, ни устнами двигнути, нъ пребываше яко и мертва...» Звучащие в Чтении нарекания в адрес «некой жены» со стороны других женщин («что твориши, делающи во день святаго Николы и не поиду-щи въ церковь?») могут быть объяснены не столько какой-то исключительностью почитания мирликийского святителя, сколько тем обстоятельством, что день его памяти являлся в данном случае престольным праздником (см. ниже); причем речь здесь идет конечно же о 6 декабря, а не о 9 мая — ведь эта женщина «пребываше яко и мертва» «до святаго и великаго поста». В неделю же мясопустную «вземши и несоша ю въ церковь святого Николы». В храме женщина приходит в себя, однако, «рука же еи бе десная яко суха». И лишь спустя три года она вымаливает окончательное исцеление у свв. Бориса и Глеба, придя в Вышгород («доиде в град, идеже бе тело святою»).5 Из данного текста неясно в каком именно городе располагалась упоминаемая здесь Никольская церковь,6 однако, в «Сказании о святых мучениках Борисе и Глебе» содержится аналогичный рассказ («Чюдо 5-ое: о жене сухоруце»), из которого следует, что наказание «некой жены» произошло в Дорогобуже. Впрочем, в Сказании отсутствует упоминание о самом Никольском храме: женщина просто «лежа месяць, не могущи ничьсо же, и въставъши немощьна, а рука еи бяше суха.»7 Известны различные взгляды исследователей на характер взаимоотношения текстов Чтения и Сказания, различные датировки которых соотносятся в

4 Творогов О. В. Нестор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.). С. 275-276.

5 Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба // Памятники древне-русской литературы. Вып. 2 (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Приготовил к печати Д. И. Абрамович). Пг., 1916. С. 23-24.

6 И.Х.Гарипзанов почему-то утверждает, что эта церковь находилась в Киеве (Garipzanov I. H. The cult of St Nicholas in the early Christian North (c. 1000-1150) // Scandinavian Journal of History. Vol. 35. No. 3. September. 2010. P. 233).

7 Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе // Памятники древнерусской литературы. Вып. 2 (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Приготовил к печати Д.И.Абрамович). С. 58.

целом со второй половиной XI - началом XII вв.8 Эта проблематика выходит за тематические пределы настоящей публикации, однако, следует отметить представляющиеся существенными для рассматриваемого здесь вопроса аргументированные датировки Чтения 1080-ми гг.9 и даже — еще более ранним временем.10 Если они верны, то очевидно, что и существование дорогобужского Никольского храма соотносимо со временем, предшествующим установлению на Руси празднования перенесения мощей св. Николая 1087 г.

Для интересующего нас известия Чтения и Сказания о дорогобужском храме важное значение имеют сообщение Правды Ярославичей об убийстве в этом городе дружинника («конюха старого») Изяслава Ярославича11 и летописное указание на передачу Дорогобужа Всеволодом Ярославичем Давыду Игоревичу в 1084 г.12 «Убийство дорогобужцами изяславова конюха предполагает, — отмечал Б.Д.Греков, — наличие поблизости к Дорогобужу или даже в нем самом княжеского имения».13 Таким образом, небольшой14 волынский городок выступает в источниках XI в. в качестве владе-

8 Творогов О. В. Нестор... С. 275-276; Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI - первая половина XIV в.). С. 401.

9 Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 55-57.

10 Воронин Н. Н. «Анонимное» сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // Труды отдела древнерусской литературы. T.XIII. М.-Л., 1957. С.11-20, 47-49; Poppe A. Chronologia utworow Nestora Hagiografa // Slavia Orientalis. Rocznik XIV. Nr 3. Warszawa, 1965. С. 292-305.

11 Ст. 23: «...А конюхъ старый оу стада 80 гривенъ, яко оуставилъ Изяславъ въ своемъ конюсе, его же оубиле Дорогобоудьци» (Русская Правда по спискам Академическому, Карамзинскому и Троицкому. М.-Л., 1934. С. 6). М.Н. Тихомиров сопоставил это дорогобужское убийство с разграблением киевского двора Изяслава Ярославича в 1068 г. (Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М.-Л., 1941. С. 66; Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси. XI-XIII вв. М., 1955. С. 108). М.Б. Свердлов связал данное событие с еще более ранним временем, так как Дорогобуж, по мнению исследователя, «находился под юрисдикцией Изяслава» до смерти Владимира Ярославича в 1052 г. (Свердлов М. Б. К истории текста Краткой редакции Русской Правды // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. Х. Л., 1978. С. 154-155 (см. впрочем примечание 62). Ср. также: Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999. С. 113).

12 Лаврентьевская летопись / Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997. С. 205.

13 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 144.

14 Общая площадь этого поселения составляет более 3 га, площадь предполагаемого детинца — 0,7 га. См.: Куза А. В. Малые города Древней Руси. М., 1989. С. 91-92.

(ля Вслед '

ния Изяслава Ярославича,15 а затем — его брата Всеволода. Вслед за В.К.Козюбой и Е.А.Попельницкой, соотнесшими основание храма киевского Никольского монастыря, упоминаемого в житии прп. Феодосия Печерского, с рождением у Ярослава сына Николая-Святослава, можно было бы предположить и строительство Никольской церкви в Дорогобуже Изяславом Ярославичем, и обусловленность подобного посвящения храма почитанием Ярославом Мудрым св. Николая (отразившемся в наречении младшего брата Изяслава именем мирликийского святителя), однако, для этого у нас — так же как и у В.К.Козюбы и Е.А.Попельницкой — нет никаких оснований. Но, с другой стороны, здесь будет уместно вспомнить связь киевского Никольского монастыря с Гертрудой — женой Изяслава Ярославича.

В житии прп. Феодосия Печерского, написанном Нестором либо в 1080-х гг., либо в начале XII в.,16 рассказывается о том, как в указанном монастыре приняла постриг мать будущего игумена Киево-Печерской обители. Показательно, что Антоний Печерский предварительно извещает о ее намерении супругу киевского князя — Гертруду: «.И възвестивъ о ней княгыни, пусти ю въ манастырь женьскый, именуемъ святааго Николы. И ту пострижене ей бы-ти...»17. Данный эпизод свидетельствует о том, что эту обитель следует относить к числу княжеских монастырей Киева.18 Известно, что сам Феодосий Печерский был пострижен уже после смерти Ярослава Мудрого, в 1055-1056 гг., а мать его отправилась в Киев спустя четыре года после этого.19 Таким образом, сообщение о ее постриге может быть отнесено к середине первого киевского княжения Изяслава Ярославича (1054-1068 гг.). По Ю.А.Артамонову,

15 Н. Н. Воронин вслед за Б. Д. Грековым почему-то пишет об «Изяславо-вой вотчине под (выделено мною - Н. П.) Дорогобужем» (Воронин Н. Н. «Анонимное» сказание... С. 17-18).

16 Творогов О. В. Нестор... С. 275-276.

17 Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. Х1-Х11 века. С. 368.

18 Козюба В., Попельницька О. Микола1вський Йорданьский монастир у Киев1 (етапи гсторц) // Софшсью читання. Вип. 2 (Сакральн споруди у жит сустльства: 1стор1я 1 сьогодення. Матер1алн Друго1 м1жнародно1 науково-практично1 конференцц «Софшсью читання» (м. Ктв, 27-28 листопада 2003 р.)). Ктв, 2004. С. 158. См. также: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печер-ского: проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. Проблемы источниковедения. М., 2003. С. 216-217 (примечание 193).

19 Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I (Период первый, киевский или домонгольский). Вторая половина тома. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1904. С. 578-579 (примечания 1-2).

постриг матери Феодосия Печерского состоялся в 1059-1060 гг.20 Итак, существование Никольского монастыря в Киеве можно датировать второй половиной 50-х гг. XI в.21 и не исключено, что его основание может быть связано с несколько более ранним временем. Впрочем, как полагает А.Поппэ, Гертруда и была основательницей этого монастыря вскоре после вокняжения Изяслава в Киеве в 1054 г.22 Как бы то ни было, некоторая соотнесенность Изяслава Ярославича с обоими упомянутыми выше Никольскими храмами, хоть и прослеживается в источниках исключительно гипотетически, кажется все же неслучайной.

Следующая группа интересующих нас известий письменных источников связана с первой половиной - серединой XIII в. — в это время в рассматриваемом регионе отчетливо фиксируется дальнейшее развитие традиции почитания св. Николая, связанное в первую очередь с князем Даниилом Романовичем и неоднократно отмеченное Ипатьевской летописью.23 Еще в 1227 г. «седящоу же Ярославоу въ Лоучьске, еха Данилъ въ Жидичинъ кланяться и молитися святомоу Николе. И зва и Ярославъ къ Лоучьскоу. И ре-ша емоу бояре его: "Приими Лоуческъ, зде ими князя ихъ". Ономоу же отвещавшоу, яко: "Приходить зде молитвоу створити святомоу Николе, и не могоу того створити"». В 1235 г. «побежени быша не-вернии Галичане. И вси князи Болоховьсции изоимани быша, и приведоша е Володимеръ ко князю Данилови. Летоу же наставшоу, нача посылати Михаилъ и Изяславъ, грозяча: "Даи нашоу братью, или придемь на тя воиною". Данилови же молящюся Богу, святому архиерею Николе, иже каза чудо свое. Возвелъ бо бяшеть на Данила Михаилъ и Изяславъ Ляхъ и Роусь и Половець множество» (то есть, Даниил просит св. Николая, чтобы тот чудесным образом помог ему в борьбе с Михаилом Всеволодовичем и Изяславом — Мсти-славичем или Владимировичем). Уже после коронации, в 1255 г., Даниил «еха проводить вои своих. Едоущоу же емоу до Гроубеше-ва, и оуби вепревъ шесть... и вдасть мяса воемь на поуть. А самъ

20 Артамонов Ю. А. Житие... С. 224.

21 Н. Н. Никитенко почему-то считает, что этот монастырь существовал в Киеве уже в 1030-е гг. (Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комлексе Софии Киевской. Историческая проблематика. Киев, 2004. С. 220).

22 Поппэ А. Гертруда-Олисава, русьская княгини: Пересмотр биографических данных // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. М., 2007. С. 221-222. См. также: Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1904. С. 746.

23 Ипатьевская летопись / Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1962. С. 750-751, 775, 830, 841-842.

помолився24 святомоу Николе и рече воемь своемь: "Аще сами бо-удоуть Татарове, да не внидеть оужасъ во сердце ваше"». Наконец, летопись сообщает нам о том, как в 1259 г. «Коуремьсе стоящю оу Лоучка, створи Богъ чюдо велко. Лоуческъ бе не утверженъ и не уряженъ. И сбегшимся во нь многимъ людемь... Ономоу же (Ку-ремсе, Н.П.) пришедшоу к Лоучьскоу и не могшоу емоу преити, хо-тяше мостъ прияти. Гражаномъ же отсекшимъ мостъ. Он же поро-кы постави, отгнати хотя. Богъ же чюдо створи и святы Иванъ и святый Никола: ветроу же такоу бывшоу, яко порокомъ вергшоу, ветроу же обращаше камень на не. Пакы же мечющемъ на не крепко, изломися Божиею силою пракъ ихъ. И не оуспевше ничтоже, вратишася во станы своя, рекше в поле».

П.А.Раппопорт предполагал, что в известиях о событиях 1235 и 1255 гг. речь идет о храмах св. Николая, существовавших соответственно во Владимире Волынском и Грубешеве,25 но никак не отметил аналогичное летописное указание на Жидичин. Между тем, именно это летописное известие 1227 г. однозначно приурочивает почитание св. Николая Даниилом Романовичем к конкретному населенному пункту. Однако, предполагать здесь существование уже в то время Никольской церкви (а тем более — монастыря26) совершенно не обязательно — так, например, Е.Е.Голубинский полагал, что о Жидичине «под 1227 г. в Ипатской летописи сообщается, что в нем была икона св. Николы, молиться которой ездили князья».27 В летописном рассказе о событиях 1235 г. сохранилось упоминание о том, что пойманные болоховские князья были приведены во Владимир «ко князю Данилови». Тем не менее, дальнейшее повествование о молении Даниила св. Николаю вполне может подразумевать его отсутствие во Владимире. В таком случае рзумно предположить, что князь вновь находился в ту пору в Жидичине, расположенном в 70 км (по прямой) от Владимира.28 В любом случае нет никаких оснований видеть в сообщении о событиях 1235 г. некое указание на наличие в то время во Владимире Никольского храма. Равно и процитированный летописный рас-

24 По другим спискам — «пороучився».

25 Раппопорт П. А. Русская архитектура Х-ХШ вв. Каталог памятников // Свод археологических источников. Вып. Е1-47. Л., 1982. С. 115 (№ 243, 245).

26 Ластовский В. В., Турилов А. А. Жидичинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь / / Православная энциклопедия. Т. XIX (Ефесянам послание - Зверев). М., 2008. С. 182; Домбровский Д. Даниил Романович // Православная энциклопедия. Том XIV (Даниил--Димитрий). М., 2006. С. 124.

27 Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. С. 416.

28 Любопытно, что Жидичин располагается в некоторой близости от упоминавшегося выше Дорогобужа (около 90 км по прямой).

сказ о том, как Даниил провожал своих воинов «до Гроубешева» — современный Хрубешув (НшЫе87б"№) в Польше — ни коим образом не является свидетельством о существовании Никольской церкви в обозначенном населенном пункте.

В двух приведенных выше летописных сообщениях 1250-х гг. также затрагивается тема монгольской военной угрозы. Правда, упоминание св. Николая под 1255 г. связано с ней лишь косвенно — после молитвы этому святому Даниил говорит о монголах, напутствуя своих воинов. Но уже в 1259 г., по мнению летописца, мирли-кийский святитель оказывается в числе заступников Луцка, осажденного воевавшим с Даниилом племянником Батыя Куремсой.

Кажется, что в указаниях летописи на почитание Даниилом Романовичем жидичинской иконы св. Николая нашло отражение какое-то особенное отношение этого князя именно к мирликий-скому святителю. С одной стороны, Даниил чтил и иные местные палладиумы: «И помолився (Даниил, Н.П.) Богу, святомоу Спасоу избавникоу, яже есть икона яже есть в городе Мелнице во церкви святое Богородице, и ныне стоить в велице чести; обеща емоу Да-нило король оукрашениемь оукрасити и» [1260 г.]29 (не подразумеваются ли местночтимые иконы св. Николая в летописных известиях 1255 и 1259 гг.?). Однако, с другой стороны, в Жидичин Даниил приезжает на богомолье специально и, если верна предложенная выше трактовка сообщения 1235 г., делает это дважды.

В интересующем нас отношении заслуживают особого внимания летописные известия, свидетельствующие или же намекающие о некоторой распространенности имени Николай в юго-западой Руси в конце XII - первой половине XIII вв. Николаем звали отца Станислава Микулича, одного из участников осады польского города Калиш в 1229 г. Этот Микола прославился тем, что указал Даниилу Романовичу на уязвимую часть оборонительных сооружений крепости: «Кде то мы стояли, тоу несть воды, ни гребле высокы».30 В летописном же повествовании о событиях 1231 г.

29 Ипатьевская летопись. С. 846-847. - Ср.: «И видевся (Даниил - Н.П.) со братомъ своимъ (Васильком - Н. П.), и бысть в радости велице, и прибываше в домоу святаго Ивана во городе Холме, с веселиемь славя Бога и пречистоую его матерь и святаго Ивана Златаоуста» (1254 г.) (Там же. С. 826). Церковь св. Иоанна Златоуста была построена в Холме самим Даниилом (Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: к вопросу об авторе второй редакции // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. I. М., 1993. С. 71). Гипотеза о наречении Даниила при крещении Иоанном недостаточно аргументирована (Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая традиция сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 533-534).

30 Ипатьевская летопись. С. 756.

мы встречаем также галицкого сотского Микулу, выступающего на стороне Даниила со словами «Господине, не погнетши пчелъ, ме-доу не едать».31 Тезоименность и отца Станислава Микулича, и сотского Микулы именно мирликийскому святителю представляется очевидной. Таким образом, мы обнаруживаем в рассматриваемом регионе сразу два очень близких по времени примера бытования имени Николай, не так уж и часто встречающегося на Руси той поры.

Совершенно особенным образом характеризует рассматриваемое явление каменная иконка,32 обнаруженая в ходе раскопок Телиженецкого городища XII-XШ вв. (рис. 2). Т.В.Николаева отнесла эту происходящую из жилищного комплекса одностороннюю шиферную иконку к концу XII - первой трети XIII вв. На ней изображена Богородица (над главой сохранились две буквы надписи — «МА», очевидно — «Мария»), обращающаяся в молитвенном предстоянии к облаченному в крестчатый омофор святителю. Лик святителя сколот — сохранилось лишь изображение уст и бороды. Как отмечает Т.В.Николаева, «в этой фигуре можно узнать святителя Николу». В пользу этого утверждения говорит как стилистическая близость данного изображения образу св. Николая на происходящей из Минска каменной иконке первой половины XIII в.,33 так и хорошо известные исследователям деисусные чины на иконах XIV-XVI вв. — со стоящим в центре мирликийским святителем (в том числе, с изображением обращенной в молитвенном пред-стоянии к нему Богородицы). Случаи замещения Спасителя в деи-сусной композиции каким-либо другим святым в древнерусском иконографическом наследии неизвестны. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что телиженецкая иконка представляет собой наиболее ранний известный нам древнерусский пример так называемого «обожествления» св. Николая, точнее говоря — уподобления мирликийского святителя Иисусу Христу.34

Скол же лика святого вполне допустимо соотнести с обычаем «наказания» иконы. Подобное предположение можно было бы счесть надуманным, однако, сделанная на Телиженецком городи-

31 Там же. С. 763.

32 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. // Свод археологических источников. Вып. Е1-60. М., 1983. С. 43, 144-145; № 359, табл. 64-3; Якубовский В. И. Раскопки Телиженецкого городища // Археологические открытия 1979 года. М., 1980. С. 355-356.

33 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика... С. 143, № 355, табл.

34 Об этом явлении см.: Петров Н. И. Об истоках обожествления св. Николая Чудотворца на Руси // Новгородика - 2012. У истоков российской государственности. Материалы Междунар. науч. конф. 24-26 сентября 2012 г., Великий Новгород (в печати).

63-1.

ще находка содержит признаки соответствия каменной иконке св. Николая, найденной при раскопках детинца Новогрудка среди остатков постройки XII в. (рис. 3).35 Как отмечает Т.В.Николаева, «судя по палеографии, иконка сделана в XIII в.» (поясное изображение святителя сопровождается надписью «Николае агиосъ»). Лик св. Николая здесь сколот, причем сделано это было очень аккуратно — удар по образу уничтожил большую часть лика, при этом остались видны «расходящаяся лучами борода и почти также трактованные волосы на голове».36 Кроме того, сбито было и изображение согнутой перед грудью правой (очевидно, благословляющей) руки. Обнаружение данной иконки в комплексе XII в. в сочетании с ее палеографической датировкой позволяет нам и сам этот образ св. Николая, а его «наказание» относить к рубежу XII-XIII вв.37 Таким образом, телиженецкая и новогрудская иконки оказываются наиболее ранними свидетельствами существования

на Руси обычая «наказания» образа мирликийского святителя.

* * *

Итак, в юго-западной Руси обнаруживается целый ряд проявлений традиции почитания св. Николая Чудотворца. Думается, что очевидный расцвет здесь этого культа в первой половине - середине XIII в. преемственно черпал силы в христианских практиках XI столетия. Волынское княжение Николая-Святослава Яро-славича, завершившееся в 1054 г., видимо, было достаточно кратковременным. М.Б.Свердлов связывает начало активного распро-страния культа мирликийского святого лишь со смертью Владимира Ярославича, последовавшей в 1052 г.38 В силу этого обстоятельства вряд ли правление Святослава оказало прямое заметное влияние на оформление местного культа св. Николая. Вполне возмож-

35 Гуревич Ф. Д. Отчет о работе Новогрудской экспедиции в 1970 г. // Рукописный отдел научного архива Института истории материальной культуры Российской Академии наук. Ф. 35. Оп. 1, 1970 г. Д. 50. Л. 20-23. - Для социальной характеристики местного культа мирликийского святителя показательным видится присутствие в этой же постройке предметов, характеризующих с одной стороны, книжную, а с другой — дружинную области древнерусской культуры: бронзовой книжной застежки и железных пластинок панцирного доспеха. См. также: Гуревич Ф. Д. Некоторые итоги археологического исследования детинца древнего Новогрудка // Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. Вып. 139. М., 1974. С. 96-97, рис. 33-1.

36 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика... С. 145, № 361, табл. 64-4.

37 Более подробно указанное явление рассмотрено в: Петров Н. И. Об обычае «наказания» образа св. Николая Чудотворца в Древней Руси // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 13. СПб., 2013 (в печати).

38 Свердлов М. Б. К истории текста... С. 154.

но, что основной причиной устойчивости рассматриваемого явления стало активное почитание мирликийского святителя в соседней Польше в XI-XII вв.39 Показательным представляется особенное отношение к св. Николаю в семье Гертруды, основавшей, как думает А.Поппэ, Никольский монастырь в Киеве в середине 1050-х гг.40 (кстати, принимая во внимание одну из лингвистических гипотез, согласно которой такая форма имени Николай как «Мику-ла~Микола» имеет западнославянское происхождение,41 нельзя не вспомнить антропотопоним «Микулин» и соответствующие формы отчества и имени соратников Даниила Романовича).

Любопытно, что в последующие столетия прослеживается дальнейшее развитие и распространение юго-западной древнерусской традиции почитания св. Николая. Я имею в виду чудесное явление в Лукомле в 1397 г. иконы св. Николая Жидичинского, находившейся до этого в уже существовавшем в ту пору в Жидичине мо-настыре.42 Данное перемещение образа мирликийского святителя может быть соотнесено с вполне вероятной военной угрозой Жиди-чину, исходившей в самые последние годы XIV в. от ордынского хана Темир-Кутлуя.43 Подобное сопоставление, равно как и приводившиеся выше летописные указания 1255 и 1259 гг. на связь культа св. Николая с монгольской военной опасностью, требуют дополнительного рассмотрения вопроса о влиянии военных угроз на развитие именно народного почитания на Руси мирликийского святите-ля44 и выводят нас за тематические рамки настоящей работы.

39 Michatowski R. Kosciol sw. Mikolaja we wczesnopiastowskich osrodkach rezydencjonalnych // Spoleczenstwo Polski sredniowiecznej. Zbior studio w. T. IV. Warszawa, 1994; Garipzanov I. H. The cult of St Nicholas... P. 238.

40 Поппэ А. Гертруда-Олисава... С. 222, 227.

41 Успенский Б. А. Из истории русских канонических имен. (История ударения в канонических именах собственных в их отношении к русским литературным и разговорным формам.) М., 1969. С. 222-223.

42 Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. LXXXII, № 4. СПб., 1907. С. 145-146; Пак Н. В. Житийные памятники о Николае Мирликийском в русской книжности XI-XVII веков. Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2000 С. 7-10 (приложение II «Тексты»). См. также: Орлов А. Русское «некнижное» житие Николы Чудотворца // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском Университете. М., 1909. С. 357.

43 Ластовский В. В., Турилов А. А. Жидичинский... С. 182.

44 Петров Н. И. Некоторые соображения о почитании св. Николая Чудотворца на Руси в связи с татаро-монгольским нашествием // XVII чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22-23 декабря 2012 г.) (в печати).

Рис. 1. Города юго-западной Руси и сопредельных регионов XI-XIII вв., упоминаемые в настоящей статье. (Куза А.В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996. Карта 1 - лист 1.)

Рис. 2. Каменная иконка конца XII - первой трети XIII вв. из Те-лиженецкого городища, выс. 8 см. (Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. // Свод археологических источников. Вып. Е1-60. М., 1983. Табл. 64-3.)

Рис. 3. Каменная иконка рубежа ХП-ХШ вв. из детинца Но-

вогрудка, выс. 5,1 см. (Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. Х1-ХУ вв. // Свод археологических источников. Вып. Е1-60. М., 1983. Табл. 64-4. Гуревич Ф.Д., Павлова К.В., Пономарева Т.С., Шолохова Е.В. Итоги работ Новогрудской экспедиции // Археологические открытия 1970 года. М., 1971. С. 312.)

Использованная литература.

1. Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г. Проблемы источниковедения. М., 2003. С. 253-277.

2. Воронин Н. Н. «Анонимное» сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIII. М.-Л., 1957. С. 11-56.

3. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I (Период первый, киевский или домонгольский). Вторая половина тома. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1904.

4. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

5. Гуревич Ф. Д. Некоторые итоги археологического исследования детинца древнего Новогрудка // Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. Вып. 139. М., 1974. С. 93-99.

6. Гуревич Ф. Д. Отчет о работе Новогрудской экспедиции в 1970 г. // Рукописный отдел научного архива Института истории мате-

-¿Й 111

риальной культуры Российской Академии наук. Ф. 35, Оп. 1, 1970

7. Гуревич Ф. Д, Павлова К. В., Пономарева Т. С., Шолохова Е. В. Итоги работ Новогрудской экспедиции // Археологические открытия 1970 года. М., 1971. С. 311-312.

8. Домбровский Д. Даниил Романович // Православная энциклопедия. Том XIV. М., 2006. С. 118-125.

9. Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999.

10. Ипатьевская летопись / Полное собрание русских летописей. Т.2. М., 1962.

11. Козюба В., Попельницька О. Микола1вський Йорданьский мона-стир у Киев1 (етапи Гстори) // СофГйськГ читання. Вип. 2 (Са-кральнГ споруди у жит суспГльства: 1стор1я 1 сьогодення. Ма-тер1али Друго'1 мГжнародно! науково-практично1 конференци «Софшсью читання» (м. Ктв, 27-28 листопада 2003 р.)). Ктв, 2004.

12. Котляр Н. Ф. Стратегия обороны галицкими и волынскими князьями государственных рубежей в XII в. // Византийский временник. Том 65 (90). М., 2006. С. 73-93.

13. Куза А. В. Древнерусские городища X-XIII вв. Свод археологических памятников. М., 1996.

14. Куза А. В. Малые города Древней Руси. М., 1989.

15. Лаврентьевская летопись / Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997.

16. Ластовский В. В., Турилов А. А. Жидичинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 182-184.

17. Литвина А. Ф, Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая традиция сквозь призму антропонимики. М., 2006.

18. Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Историческая проблематика. Киев, 2004.

19. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI-XV вв. // Свод археологических источников. Вып. Е1-60. М., 1983.

20. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. LXXXII, № 4. СПб., 1907.

21. Орлов А. Русское «некнижное» житие Николы Чудотворца // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском Университете. М., 1909.

г., Д. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Пак Н. В. Житийные памятники о Николае Мирликийском в русской книжности XI-XVII веков. Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2000.

23. Памятники древне-русской литературы. Вып. 2 (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Приготовил к печати Д. И. Абрамович). Пг., 1916.

24. Петров Н. И. Некоторые соображения о почитании св. Николая Чудотворца на Руси в связи с татаро-монгольским нашествием // XVII чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22-23 декабря 2012 г.) (в печати).

25. Петров Н. И. Об истоках обожествления св. Николая Чудотворца на Руси // Новгородика - 2012. У истоков российской государственности. Материалы Междунар. науч. конф. 24-26 сентября 2012 г., Великий Новгород (в печати).

26. Петров Н. И. Об обычае «наказания» образа св. Николая Чудотворца в Древней Руси // Труды Государственного музея истории религии. Вып. 13. СПб., 2013 (в печати).

27. Поппэ А. Гертруда-Олисава, русьская княгини: Пересмотр биографических данных // Именослов. Историческая семантика имени. Вып. 2. М., 2007.

28. Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII века. СПб., 2004.

29. Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников // Свод археологических источников. Вып. Е1-47. Л., 1982.

30. Русская Правда по спискам Академическому, Карамзинскому и Троицкому. М.-Л., 1934.

31. Свердлов М. Б. К истории текста Краткой редакции Русской Правды // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. Х. Л., 1978. С. 135-159.

32. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI -первая половина XIV в.) Л., 1987.

33. Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. М.-Л., 1941.

34. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси. XI-XIII вв. М., 1955.

35. Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: к вопросу об авторе второй редакции // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. I. М., 1993. С. 61-79.

36. Успенский Б. А. Из истории русских канонических имен. (История ударения в канонических именах собственных в их отношении к русским литературным и разговорным формам.) М., 1969.

37. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

38. Якубовский В. И. Раскопки Телиженецкого городища // Археологические открытия 1979 года. М., 1980. С. 355-357.

39. Garipzanov I. H. The cult of St Nicholas in the early Christian North (c. 1000-1150) // Scandinavian Journal of History. Vol. 35. No. 3. September. 2010.

40. Michalowski R. Kosciol sw. Mikolaja we wczesnopiastowskich osrod-kach rezydencjonalnych // Spoleczenstwo Polski sredniowiecznej. Zbior studiow. T. IV. Warszawa, 1994.

41. Poppe A. Chronologia utworow Nestora Hagiografa // Slavia Orientalis. Rocznik XIV. Nr 3. Warszawa, 1965. C. 292-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.