УДК 811.511.13Г373.21 М. Г. Атаманов
КУЛЬТ КЕРЕМЕТА / ЛУДА В СРЕДЕ УДМУРТОВ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТОПОНИМИИ
Керемет — один из самых сложных и противоречивых образов в удмуртской мифологии и религиозной обрядности. Как эквивалент Керемета, в среде южных и центральных групп удмуртов-калмезов, выступает Луд. По мнению информантов, «Керемет и Луд -одно и то же, отличие только в том, что Керемет - это местность, ограда, где проходит моление, а Луд - это место внутри ограды, где произносят молитвы, совершается жертвоприношение». В жертву приносили баранов, бычков, жеребят, гусей, уток светлых мастей. Данное моление считалось очень строгим, внушающим страх, даже неприязнь.
К народам Волго-Уральского региона культ Керемета проник из Ближнего Востока через Хазарию и Волжско-Камскую Булгарию. В топонимии Удмуртии и соседних регионов сохраняются следы Керемета / Луда.
Ключевые слова: культ Керемета и Луда, моление, топонимия, микротопоним, Лудэ пырон, жертвоприношение, южные и северные группы удмуртов, калмезы, бесермяне, чуваши, марийцы, Луд выжы, Быдзым куала выжы.
«В широком / Поле, / Где такой простор, / Где золотым дождём / На землю /Льётся / Солнце, /Где круто / Оборвался косогор - оборвался косогор - Горюет сотни лет /По старине, Ушедшей и забытой, / Старинный / Керемет... /Иль он тоскует, /Иль гибель чует, /Иль просто сам с собою, / Песни распевая, / Стоит / Один, / Вздыхая... / Посохли / Ветви / Уж у старых елей. / Седые сосны / Сгорбились немного - /Их головы курчавые, /Как белая кудель, / Покрылись мхом / И смотрят вдаль / Сурово, / Строго. / Иные / Из деревьев-стариков / Не выдержали / Тяжесть древних лет: / Упали / И лежат, / Покинув солнце, / Свет... Иные / В глубине веков, / Как перегной, / Рассыпались /И стали пылью. / Стоят, /Готовые упасть, /Живые. /И каждой веткой шелестят /О том, что было в прошлом/Былью... [9. С. 41-43].
Судя по замечательной поэме классика удмуртской литературы поэта, ученого Кузебая Герда, Керемет играл огромную роль в духовно-религиозной
жизни древнеудмуртского общества. Но современное поколение удмуртов не имеет никакого представления о Керемете, это ушедший из активного словаря историзм, этнографизм. Другой выдающийся сын удмуртского народа, ровесник и соратник К. Герда, Трокай Борисов в своем толковом словаре удмуртского языка «Удмурт кыллюкам» дает такое разъяснение: «Керемет ср., св. «место языческого моления вотяков, дух зла» [4. С. 130].
Керемет - один из самых сложных и противоречивых образов в удмуртской мифологии и религиозной обрядности, оставивший значительный след не только в жизни удмуртов и в топонимии Удмуртии, но и во всем Волго-Уральском регионе. Этот образ известен в среде чуваш, марийцев, татар, башкир, вплоть до народов Средней Азии, Кавказа в своей национальной огласовке и своим соответствующим значением.
В энциклопедии «Мифы народов мира» читаем: Керемет (от чувашского Киреметь), Луд, Шайтан, в удмуртской мифологии творец зла, противостоящий своему добродетельному брату Инмару. Моления Керемет совершались при эпидемиях и т.п. в священных рощах - кереметах (лудах), где специальный жрец туно приносил в жертву богу животных черной масти. Близкие представления о Керемете (и культе его) существовали в марийской мифологии, где он - божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юмо [14. С. 640]. Хотя это и академическое издание, но требуются уточнения.
Утверждения этнографа В. Е. Владыкина о том, что культ Керемета «стал восприниматься едва ли не как главенствующий культ, когда все моления стали называться "Кереметями", "Кереметищами"»; «В Луде молимся Кереметю»; «Наряду с куа в каждой удмуртской деревне имелась священная роща - Луд, Кереметь (южные удмурты) или «восяськон чача (северные удмурты)»; «Луд, как святилище, нам представляется по древности старше даже куалы»; в этих моленьях «приносились в жертву козы» [6. С. 202-203], на наш взгляд, не совсем верны.
Данное слово, как топоним, одним из самых первых было зафиксировано Н. П. Рычковым, побывавшим во вт. пол. XVIII в. в бывшей, разрушенной ныне столице Удмуртского (Арского) княжества - Арске. Ученый отметил, что здесь еще сохранились «старинное вотское (удмуртское. - М. А.) кладбище и их киреметь, видимый в восточном конце пригородка» [17. С. 5, 156].
Сведения Н. П. Рычкова, П. С. Палласа и других участников экспедиций в Арске в ХУШ в. нас заинтересовали, и нам довелось трижды побывать на Арской земле, где до 1552 г., то есть до разрушения Казанского ханства, существовало удельное Арское, то есть Удмуртское, княжество. В самом Арске все древности разрушены, остались только воспоминания в народе. В округе Арска мы побывали на месте укрепленного городища, выявили некоторые селища, связанные с арами-удмуртами. Нашли места молений в Керемети, записали легенды, предания в среде татар, русских, удмуртов [см.: 1. С. 80-86]. По рассказам информантов, в д. Казанбаш был Киремет, принадлежащий народу ар ~ арлар кешесе, то есть удмуртам. Татары считают то место нечистым, принадлежащим язычникам; слово «киремет» у них (как и у северных удмуртов) ругательное. По их воспоминаниям, до 1935 г. приходили ары со стороны Балтасей
и под тремя соснами, у родника, совершали моление. То же самое говорили в д. Кутюк Арского района.
Удивительно! С момента падения столицы Арского-Удмуртского княжества (1552) прошло почти 400 лет, а ходоки, ары-удмурты, по решению деревенской общины, по настоянию старцев и стариц, из поколения в поколение приходили в такую даль, где молились их предки. С другой стороны, эти «походы» были для них небезопасны, так как татары-мусульмане с презрением относились к местам, связанным с язычеством, думаю, и к самим старцам, совершающим языческий обряд внутри деревни (Казанбаш), хотя половина жителей из Казанбаша и Кутюка -бывшие удмурты, принявшие ислам и отатарившиеся, о чем свидетельствует их антропологический тип, особенно - рыжие, светлые волосы, а также их поведение.
Вот что значит культ Керемета и любовь вкупе со страхом к своему этническому прошлому в душе верующего удмурта! Вот что значит вера!
Микротопонимы с апеллятивом «Кереметь» фиксируются во всем Заказа-нье [см.: 8], на территории бывшего Удмуртского (Арского) княжества, а также в местах проживания татар-кряшен, чувашей, марийцев.
Как же обстоят дела с культом Керемети в других местах проживания удмуртов? Начнем с арских (завятских) удмуртов. Думается, что из их среды ходоки-молельщики ходили на историческую родину, в частности, в д. Казан-баш, Кутюк, вероятно, и в другие отатарившиеся деревни для совершения жертвоприношения Керемету - злому, строгому не то божеству, не то духу, культ которого проник к удмуртам от народов южных, дальних, чужеродных неведомо когда и в какие времена.
Топонимы с апеллятивом «Керемет» и «Луд» в среде арских (завятских) удмуртов
Гуръянкеремет - место моления в д. Старая Уча Кукморского р-на Татарстана: Гуръян - личное имя ~ патроним < русск. + керемет - место моления: 'Место моления рода (патронимии) Гуръяна'. В Старой Уче было 3 керемета. По словам информантов, 3 керемета трех патронимических объединений - Гуръян, Жагы, Курангыш - носили одно общее название - Луд.
Жагыкеремет - место языческого моления в д. Старая Уча Кукморского р-на Татарстана: Жагы - дохристианское личное имя ~ патроним + керемет -место моления: 'Джагыев керемет'.
Кереметнюк - ложбина в д. Верхняя Шунь Кукморского р-на Татарстана: керемет - место моления + нюк 'ложбина, лог; овраг с родником': 'Ложбина с молением Керемет' или 'Кереметовский лог'; как считают информанты, это было злое моление. В деревне было и моление Луд, в отличие от керемета оно проходило на поле, место было огорожено.
Курангышкеремет - место языческого моления в д. Старая Уча Кукмор-ского р-на Татарстана: Курангыш - дохристианское личное имя ~ патроним + керемет - место моления: 'Курангышев керемет'.
Керемет - место мужского моления в д. Верхний Кукмор (Кумордьыл) Кукморского р-на Татарстана: керемет - как говорит информант, это не моление, керемет - это ограда моления Луд.
Керемет - место мужского моления на горе в д. Старая Турья Балтасин-ского р-на Татарстана; в деревне было 2 керемета: Бадзым Керемет 'Большой Керемет' и Пичи Керемет 'Маленький Керемет'. Керемет и Луд - одно и то же, это злое моление; в молении участвовали только мужчины; в жертву приносили бычка и овцу.
Кереметвось - огороженное место моления в д. Старая Юмья Кукморского р-на Татарстана: Керемет-вось 'моление', букв. Керемет + моление; в жертву приносили жеребят, бычков, баранов.
Луд - место мужского моления в д. Верхний Кукмор (Кумордьыл) Кукморского р-на Татарстана: Луд - по утверждению информанта, это моление проходит всегда на высокой горе, место моления огорожено, ограда называется керемет.
Луд - место мужского моления в д. Лельвиж Кукморского р-на Татарстана; в деревне было три Луда: на первом - Ярсо Луд - в жертву приносили 3 белых овец, молились в Ильин день; на втором Луде в жертву приносились 2 белые овцы; на третьем Луде - Борыс Луд - в жертву приносили одну белую овцу, молились в Спасов день. Как говорит информант, Луд и Керемет - одно и то же; в Зумъвыле (Бырвыл) больше говорят Керемет, а здесь - Луд.
Луд - общее название всех кереметей - мужских языческих молений в селе Ниж. Русь Кукморского р-на Татарстана.
Топонимы с апеллятивом «Керемет» и «Луд» в среде закамских удмуртов
Керемет - место моления в д. Вотская Ошья Янаульского р-на Башкортостана; моления под названием Керемет проводились почти в каждой удмуртской деревне Закамья - на территории современного Башкортостана, Пермского края, Свердловской области. Как и в среде завятских (приказанских) и собственно южных удмуртов, здесь идет полная путаница с молением Луд (см. ниже): моление может называться Керемет, а сам обряд совершения моления нередко называется Лудэ пырон 'вхождение в Луд', и наоборот. Это строго мужские моления, их считают даже злыми, особенно Керемет. Луд / Керемет закамских удмуртов располагались в дубовых, березовых, липовых, еловых рощах; данное культовое место огораживалось [см.: 18. С. 57].
Керемет - место мужского моления в д. Малый Гондыр Куединского р-на Пермского края; здесь в жертву приносили селезня.
Керемет - место мужского моления в д. Новый Калмияр Куединского р-на Пермского края. По словам информанта, Керемет и Луд - одно и то же, отличие только в том, что Керемет - это местность, где проходит моление, а Луд - место, где произносят молитвы и совершается принесение жертвы. Каждая воршудно-родовая группа имела Луд, например Какся Луд.
Керемет - место старого моления в д. Б.-Качак Калтасинского р-на Башкортостана: место было огорожено, имелась калитка. Сохранилась фотография Керемета, сделанная Вихманном в 1894 г. во время экспедиции в Башкирию. По сообщению информанта, Керемет - страшное место: проходя вблизи него, нельзя было даже смотреть в его сторону; укрыв лицо, закрыв глаза, повернув голову в другую сторону, проходили то место строгого моления.
Кереметгурезь - пригорок в д. Четырман Янаульского р-на Башкортостана: керемет + гурезь 'гора': 'Гора, на которой проводилось языческое моление Керемет (Луд)' или 'Кереметская гора' (информация Р. Ш. Насибуллина).
Кызкеремет - место моления в д. Старая Кирга Куединского р-на Пермского края: кыз 'ель, ёлка' + керемет: 'Керемет, расположенный в еловом лесу' (ср. Кызьпукеремет).
Кызьпукеремет - место моления в д. Старая Кирга Куединского р-на Пермского края: кызьпу 'берёза; берёзовый' + керемет: 'Керемет, расположенный в березовом лесу' (см. Кызкеремет).
Луд - место моления язычников в д. Барабановка Куединского р-на Пермского края. По словам информантов, Луд и Керемет - это одно и то же; место моления было огорожено; в жертву приносили белого барана; кровь и кости сжигали, кишки зарывали в землю; мясо поедали. В молении участвовали только мужчины.
Бигралуд - место заброшенного моления в д. Купченеево Ермекеевского р-на Башкортостана: Бигра - воршудно-родовое имя + Луд: 'Бигринский Луд' или 'Луд - место мужского моления, принадлежащее воршудно-родовой группе Бигра'.
Лудошмес - родник с места заброшенного моления Луд в с. Покровский-Урустамак Бавлинского р-на Татарстана: Луд + ошмес 'родник': 'Лудовский родник' или 'Родник с места мужского моления Луд'.
Лудошмес - родник с места заброшенного моления Луд в пос. Покровский Бавлинского р-на Татарстана: 'Лудовский родник' или 'Родник с места мужского моления Луд'. Поселок (починок) образован в 1927 г., значит, еще в кон. 20-х гг. ХХ в. здесь проходило моление. По словам информанта А. Я. Тараканова (1918 г. р.), в Луде в жертву приносили быка, варили кашу, приносили с собой хлеб с маслом (а в других местах везде приносили пресные лепешки, а здесь -хлеб с маслом).
Последние три деревни входят в состав верхнеикской группы закамских удмуртов, выходцев из среды южных удмуртов. Их предки на самарско-орен-бургскую засечную линию переселились в кон. XVII - нач. XVIII вв.
Топонимы «Керемет» в среде уральских (красноуфимских) удмуртов
Ичукеремет - место моления в с. Юва Красноуфимского р-на Свердловской обл. [18. С. 61]: Ичу - дохрист. личное имя ~ патроним + Керемет - место мужского моления: 'Керемет, где молилась патронимическая группа Ичу'. В с. Юва у удмуртов было два керемета, которые располагались в лесу, один подле другого, окруженные частоколом с калиткой.
Кензашкеремет - место моления в с. Юва Красноуфимского р-на Свердловской обл. [18. С. 61]: Кензаш - дохрист. личное имя - патроним + керемет: 'Кензяшев Керемет' или 'Керемет, в котором молилась патронимическая группа Кензяш'.
Ондокеремет - место священной рощи в окрестностях с. Большая Тавра Красноуфимского р-на Свердловской обл.
По рассказам информантов, в данном поселении было 9 кереметов марийцев, один из них принадлежал удмуртам - одо. Сюда на моление на белых конях, в белой одежде приезжали удмурты из дд. Юва, Верхний Бугалыш и Одо Сола (Марийские Ключики) Красноуфимского р-на. Кости жертвенных животных вешали на деревья. В 1901 г. удмурты провели последнее моление в местном Керемете [18. С. 61-62].
Топонимы «Керемет» и «Луд» в среде удмуртов-калмезов и других центральных районов Удмуртии
Керемет - пригорок, место древнего, ныне заброшенного моления в с. Большая Уча Можгинского р-на: керемет - мужское языческое моление.
Керемет - роща в д. Старая Вамья Увинского р-на: керемет.
Келеметнюк - ложбина в д. Удмуртский Порез Унинского р-на Кировской обл.: келемет - искаж. от керемет (см. ниже) + нюк 'ложбина, лог; сырой, болотистый овраг': 'Лог (ложбина), где проходило моление Керемет'. По воспоминаниям информантов, русские из соседних деревень с насмешкой спрашивают: «Чо, керемет-то эщщё делаётё?».
Кереметул - луг, покос, место пастьбы скота в с. Большая Уча Можгинского р-на: Керемет - пригорок, где проходило моление + ул 'низ; под'.
Кереметь - крутой берег р. Уня - место языческого моления в с. Нылга Увинского р-на, др. назв. Луд.
Кереметь - место заброшенного языческого моления в д. Жужгес Увин-ского р-на.
Керемет - лес в д. Мещеряки Завьяловского р-на, место старого заброшенного моления.
Керемет - пригорок, место древнего, заброшенного моления в д. Старые Гайны Сюмсинского р-на [11].
Керемет - пригорок, место древнего, заброшенного моления в д. Гобгурт Селтинского р-на [11].
Керемет - пригорок, место древнего, заброшенного моления в д. Балма Сюмсинского р-на [11].
Кереметвыр - пригорок, место древнего, заброшенного моления в д. Удмуртская Бабья Сюмсинского р-на [11]: керемет + выр 'холм, бугор': 'Кереметов холм' или 'Холм (бугор), где проходило моление Керемет'.
Кереметсик - лесок на холме в д. Гурклудчик Сюмсинского р-на [11]: керемет + сик 'роща, небольшой смешанный лес'.
Кереметбам - склон горы, место древнего, заброшенного моления в д. Сил-кино Вавожского р-на [10]: керемет + бам 'склон, скат горы'; на склоне этого пригорка проходило моление.
Кереметгурез - пригорок в д. Большая Можга Вавожского р-на [10]: керемет + гурезь, диал. гурез 'гора'.
Кереметлёг - холм в д. Пунем Увинского р-на: керемет + лёг 'бугорок, курган': 'Кереметовский бугорок' или 'Бугорок, где проходило моление Керемет'.
Кереметнюр - сырое, болотистое место в д. Пазял Можгинского р-на [10]: керемет + нюр 'болото, топь'.
Кереметсик - лесок на холме, место заброшенного моления в д. Ува-Тукля Увинского р-на [10]: керемет + сик 'роща, небольшой смешанный лес': 'Роща, где проходило моление Керемет'.
Луд - место старого заброшенного моления в д. Павлово Увинского р-на [11].
Луд - место старого заброшенного моления в д. Узей-Тукля Увинского р-на [11].
Лудошмес - родник в д. Яголуд Вавожского р-на [11]: луд + ошмес 'родник'; большинство древнеудмуртских мольбищ располагалось возле родников, в том числе Луд / Керемет.
Лудсик - пригорок, поросший лесом в д. Сухая Видзя Увинского р-на и д. Пазял Можгинского р-на [11]: луд + сик 'роща, смешанный лес небольших размеров': 'Роща, где проходило моление Луд'.
Лудты - озеро в д. Ольховка Увинского р-на [11]: луд + ты 'озеро': 'Кере-метовское озеро' или 'Озеро, возле которого проходило моление Луд'.
Лудул - местность под пригорком в д. Старая Тукля Увинского р-на [10]: луд + ул 'низ, под'; на пригорке проходило моление'.
Лудысьтыпы - дерево, растущее на пригорке в д. Пазял Можгинского р-на: лудысь + тыпы 'дуб': 'Дуб из Луда'.
Следует отметить, что древняя духовная культура, включая этнографию, фольклор, плюс еще и диалектные особенности калмезов - одного из двух племенных объединений удмуртов, живущих в бассейне реки Кильмези, а также по рекам Вала, Ва (Ува), Нылга, Кылт, Лумпунь, Лобань - изучены крайне слабо. Более удовлетворительно представлен лишь топонимический материал. Только по названиям географических объектов мы имеем представление о том, что в среде калмезов также существовал культ Керемета и Луда [см.: 10; 11]. Но суть тех молений в калмезской среде нигде не описана. Во время экспедиции к унинским удмуртам Кировской обл. в 1973 г. нам удалось зафиксировать интересный факт: ватка-удмурты упрекали своих соседей удмуртов-калмезов за приверженность к культу Керемет: калмезъёс Керемет восяло. Русские соседи тоже просмеивали их за моление в Керемети («Калмезы в Керемети молятся»; букв. «замаливают Керемет»).
Топонимы «Керемет» в среде северных удмуртов
Керемет - пригорок в с. Балезино Балезинского р-на.
Керемет - поле в д. Старая Гыя Кезского р-на; место древнего моления, при болезнях на место моления бросают деньги.
Керемет, Кереметгурезь - место старинного моления в д. Верхний Четкер Дебесского р-на.
По северному региону удмуртской эйкумены примеров пока маловато, но, тем не менее, они отвергают мнение о том, что культ Керемета был распространен только в среде южных удмуртов, для северных удмуртов керемет - ругательное слово [см.: 5; 6]. Судя по данным микротопонимам, культ Керемета дошел до крайне северо-восточной группы удмуртов (Кезский р-н). Да, действительно, среднечепецкие и особенно нижнечепецкие группы удмуртов-ватка отрицательно относились к культу Керемета, «керемет» у них - слово ругательное. Они зло
упрекали своих соседей (бесермян и удмуртов-калмезов) за почитание Керемета, за проведение молений в Кереметах, насмехались над ними: «Керемет восясьёс» ('Молельщики в Керемети!').
Следы Керемета в среде бесермян
Бесермяне - особая финно-угорская этническая общность, живущая ныне в среде северных удмуртов-ватка. Происхождение бесермян до конца не выяснено. В религиозно-духовной среде у них больше общих черт с южными удмуртами (из среды которых, предположительно, они отделились лишь в ХГУ-ХУ вв.), чем с северными удмуртами-ватка. Это касается в первую очередь почитания культа Керемета /Луда той и другой группой. Вблизи каждой старинной бесермянской деревни были священные рощи под названием Шыд карон (место, где готовят суп), зязег сионни (место, где едят гуся), Кереметь и др. По представлениям бесермян, в священных рощах обитает Лудкузё 'хозяин Луда' ~ Лудмурт 'человек Луда' ~ Лудбабам 'дедушка Луда' [16. С. 98], что в данном случае очень напоминает Луд южных удмуртов и даже звучит одинаково.
В среде южных удмуртов это одно из строгих, грозных молений. У них тоже есть понятие Лудмурт, Лудкузё. В немолельное время даже к его ограде не разрешается близко подходить, кричать и громко разговаривать.
Окружающие бесермян народы, в первую очередь, средне- и нижнечепец-кие удмурты, считают их полутатарами, полуудмуртами за то, что они молятся в Керемети (? Керемету). Мы, говорят они, Керемет не почитаем; бесермяне едят конину, а мы не едим; никогда к мулле не обращаемся и т.д.
Четких понятий о почитании Керемета у современных бесермян уже нет. Подобно соседям (северным удмуртам), у молодого поколения слово «керемет» превращается в бранное. Ценные материалы о религиозных воззрениях бесермян, в том числе и о культе Керемета, оставили исследователи кон. XIX - нач. ХХ вв. Так, Н. П. Штейнфельд об этой традиции писал так: «Осенью совершается всеобщее жертвоприношение киримету (курсив наш. - М. А.), бесермяне везут в лес птицу или баранов и закалывают их под священным деревом. Шкуры баранов оставляют тут же, а остальное варят и съедают, запивая кумышкой или водкой. Когда режут животное, то произносят: "Вот тебе обещана была, дедушка, жертва; прими ее, не пугай, чтобы хорошо хранил все семейство, рождались бы сыновья и дочери здоровыми, и скотина была бы здорова"» [16. С. 100; 19. С. 240].
Моления бесермян Керемету более подробно описал удмуртский ученый И. С. Михеев. По его данным, общественное моление совершается в небольшой рощице, называемой Кереметью.
Для совершения моления требуются: белая утка, серый гусь, бурый ягненок и овца, два красных быка. Моление совершается 5-6 стариками. Начинают его жрецы, они же готовят жертвенную трапезу. Все мужчины деревни (женщины и дети исключаются) приходят на моление, когда сварится жертвенная утка. Жрец берет голову, крылья, лапки и задок утки и кладет в особый, нарочно для этой цели приготовленный мешочек. Как только съедят мясо жертвенной утки, прихожане расходятся по домам. Остаются одни жрецы. Теперь для жертвы готовят гуся. Повторяется все, что сотворили с уткой и ее мясом. Когда разошлись прихожане
по домам, в жертву приносят барана. Жрецы делают все так же, как поступили с жертвенной уткой и гусем. Прихожане поели мяса и разошлись по домам. На другой день в жертву приносится бык, и повторяется тот же ритуал. Само моление, то есть произнесение молитвы, совершается после того, как съедаются все жертвенные животные. Народ расходится по домам, а жрецы, взяв мешочек, куда сложены нужные части жертвенных животных, идут в лес. Встав вокруг одной елки, жрец громким голосом произносит положенную на этот случай молитву, вешают мешочек на елку и отправляются домой [13. С. 56-57; 16. С. 101-102].
Топонимы «Керемет» и «Луд» в среде южных удмуртов
Керемет - возвышенность в д. Удмуртский Сарамак Кизнерского р-на, где в старину проходило моление Керемет.
Керемет / Луд - холм в д. Асаново Алнашского р-на, место старого моления.
Керемет - лог, место моления, заброшенного жителями д. Старые Ятчи и д. Поршур Граховского р-на): Керемет.
Керемет - ложбина в д. Батырево Граховского р-на: Керемет - место старинного моления.
Керемет - огороженное место в лесу в д. Малая Пудга Можгинского р-на.
Кереметьнюк - ложбина в д. Карамас-Пельга Киясовского р-на: керемет, диал. кереметь + нюк 'ложбина, лог; сырой, болотистый овраг': 'Ложбина, где находилось мужское моление Керемет' (> Кереметь)'.
Кереметгурезь - пригорок между дд. Верхние и Нижние Кватчи Можгинского р-на: Керемет + гурезь 'гора': 'гора, где проходило моление Керемет'.
Кереметошмес - родник в д. Замостные Какси Можгинского р-на: Керемет + ошмес 'родник': 'Кереметов родник' или 'Родник с места моления Керемет'.
Луд - место моления в д. Чежебаш Можгинского р-на [10].
Луд - место моления в д. Сосновый Ключ Можгинского р-на [10].
Лудвосян - место моления в д. Старый Березняк Можгинского р-на [10], где Луд - место мужского моления + восян сущ. от гл. восяны 'принести (приносить) в жертву; освятить; молить; провести моление'.
Лудгурезь - место моления в д. Водзя Можгинского р-на [10]: Луд + гурезь.
Луднюк - ложбина в д. Новые Юбери Можгинского р-на [10]: Луд + нюк 'ложбина, лог; овраг': 'Ложбина, где проходило моление Луд'.
Луд - место мужского моления в д. Большие Сибы Можгинского р-на; по рассказам моего однокурсника, еще в 70-е гг. ХХ в. здесь проходили общественные моления с принесением в жертву животных и птиц.
Лудпумбам - склон горы в д. Замостные Какси Можгинского р-на, где в старину проходили моления: Луд + пум 'край, конец' + бам 'склон, скат горы': 'Луд, расположенный на краю склона пригорка'.
Лудбад - пригорок в д. Мамаево Граховского р-на, где проходило моление: Луд + бам, диал. бац 'склон горы': 'Моление Луд, проходившее на склоне пригорка'.
Луд - место мужского моления в д. Старая Игра Граховского р-на, которое находилось над рекой Улёк, на вершине высокой, труднодоступной горы Тульгельдй, поросшей еловым лесом и орешником (жители соседнего с. Верхняя
Игра ту гору называют Лудгурезь). Моления проходили до 30-х гг. ХХ в. - до образования колхозов. Место было огорожено, только на этом месте растет несколько сосен. По рассказам мамы (В. Ф. Атаманова, 1910 г. р.), это было очень строгое моление, женщины никогда не участвовали, даже близко подойти к тому месту до сих пор боятся. На моление шли вечером, помывшись в бане, в чистой, белой одежде, с собой несли пресные лепешки (куарнянь). Вино там не пили. В жертву приносили чалого жеребенка и пару уток.
Интересно, что часть удмуртов Граховского р-на, живущих в бассейне реки Умяк (левый пр. р. Вятки), данное моление называют Керемет, а живущие в бассейне р. Тоймы (пр. пр. р. Камы) - Луд (я, уроженец д. Старая Игра, слово керемет до учебы в университете ни разу ни от кого не слышал ни в хорошем, ни в плохом смысле).
Следует еще отметить, что удмурты, живущие в бассейне р. Тоймы, Ижа, верховий реки Валы (территория современных Алнашскогого, Малопургинского, Агрызского, Менделеевского, Киясовского, части Граховского и Можгинского р-нов) данное моление называют Луд, в некоторых деревнях известно название Керемет. В д. Нижнее Асаново Алнашского р-на использовали оба термина. По рассказу информанта С. П. Крыловой (1891 г. р.), в Керемети ~ Луде молились каждый год после Петрова дня; моление начинали после обеда. В жертву приносили белого барана и белого гуся; жертвовали те, кто хотел избавиться от какой-либо болезни. Внутри ограды готовилась жертвенная еда, жрец (восясь) стоял лицом на юг и так молился (примерно): «Кизем юмы медудалтоз; гурт калыклы секыт медаз лу; капчи мед луоз, тазалык сёт, пудо-животлы, тылобурдолы но секыт медаз лу; гурт калыклэсь улон-вылонзэ капчи кар...» ('Посеянные хлеба наши да уродятся; живущим в деревне дай здравие, дай благое поспешение; скоту нашему и птицам пусть будет хорошо; умягчи жизнь жителей деревни.'). Мясо поедают за оградой, а кости сжигают на костре внутри ограды.
В д. Чумали того же района моление в Луде проходило в Петров день, а осенью на «прощание с Лудом» шел Луд утись (хранитель, глава Луда), восясь (жрец) и его помощники. Ворота Луда закрывали до следующего летнего моления. Что интересно, не все жители деревни участвовали в молении Луд: только малая часть чумалинцев была приверженцем культа Луд, основная же масса молилась в Быдзым куала (Великое родовое святилище). Почитатели Луда в молениях в Быдзым куале не участвовали - их и не допускали туда: эта группа народом презиралась, их считали злым родом и в брачные связи с ними не вступали. Откуда такой раздел, раскол возник в удмуртской общине? Зайдем в соседнюю, знаменитую на весь финно-угорский мир деревню Кузебаево того же района, где до сего времени проходят моления в Быдзым куале (Великое родовое святилище), Луде, Булде с жертвоприношениями. Даже в самые глухие атеистические времена здесь проходили языческие моления, ни одно из общественных молений до сих пор не прекратило свое существование. Что самое интересное для науки, жители Кузебаево и некоторых соседних деревень Алнашского, Малопургинского р-нов и по религиозному принципу делятся на 2-3 группы. Так, в Кузебаеве до сего времени существуют группы Быдзым куала выжы (Почитатели Великого родового святилища), Луд выжы (Почитатели Луда),
Булда выжы (Почитатели Булды). Но об этом сообщим пониже. А сейчас слово самому члену Луд выжы:
«Я сам Луд выжы. Раньше в Луде положено было принести в жертву (замаливать) 2-3 гнедых жеребят, а сейчас режут только белого барана. Моление в Луде проводят 4 человека: жрец - восясь - главное лицо, один из них моет, готовит посуду для жертвоприношения, другие - помогают жрецу во всех делах. Жертвенного барана привозят вечером. Прежде чем зайти на Луд, жрец и его помощники встают на колени и молятся:
"Осто Иньмаре, быдзым Иньмаре! Гурто калыке понна восяськиськом, Инь-марлэсь зечлык, гурт калыклы тату улон куриськом. Ужаноужъёсмы азинлыко медло, сиёно сиёнъёсмы берекетлы медло. Тыллэсь-пулэсь, кыжлэсь-мыжлэсь ачид чакла вал, Иньмаре. Вордоно животъёсмес ачид чакла вал, Иньмаре. Кизем юмы-няньмы мед удалтоз вал, Иньмаре: камыш куроен, азвесь шепен, зарни ты-сен мед луоз вал, курисько зечлыктэ, Иньмаре. Восям восьмы кабыл мед луоз вал" ('О Боже, великий Боже! За наш деревенский народ молимся. Доброй, дружной жизни просим у Бога. Чтобы все наши дела шли споро, с успехом, еда-питие чтобы шли на пользу. От пожаров, несчастий, от всякого зла Сам уберег бы, Боже. Нашу скотину, птицу Сам уберег бы, Боже. Посеянные нами хлеба уродились бы, Боже: стебель был бы камышеобразным, чтобы колос сверкал-блестел подобно серебру, а зерно было бы подобно золоту. Доброту-благость прошу у Тебя, Боже. Наше моление пошло бы нам на пользу, прими наши просьбы, Боже').
У жертвенного животного с правого бока берут 3 ребра, 2 ноги (ляжки), сердце, печенку, голову - моют, очищают и кладут в отдельный котел, остальное мясо - в другой котел. Пока варится мясо, можно отдохнуть, но за оградой. Когда вновь заходят в ограду, моют руки.
Ночь проходит. Начинает собираться народ. Каждый с собой приносит 3-5-7 пресных лепешек (куарнянь), 3 из них отдают жрецу (восясь). Жрец берет их на руки, замаливает и отдает в руки хозяина. Поспевает суп, разливают в 4 чашки - по числу проводивших моление во главе со жрецом. С восходом все четверо - жрец и его помощники - встают на колени перед костром, лицом на солнце, молятся, а тарелки с супом стоят перед ними на скамье. Поев суп, вновь молятся и все четверо встают на ноги. Помолившись, поклонившись костру, народ начинает расходиться по домам. Восясь (жрец) и его помощники уходят последними. Костер медленно, сам собой, начинает гаснуть.
Вообще надо сказать, что Луд - это очень строгое, злое моление. На моление следует идти чистым: помывшись в бане, надев чистую одежду. Пить и курить совсем не разрешается» (со слов П. М. Матвеева, 1900 г. р., уроженца д. Кузебаево Алнашского р-на).
По рассказам жителей Кузебаево, Луд приняли от татар, сменили на уразу. Странно: ураза - мусульманский обычай, удмуртам-язычникам не был известен и никак они не могли получить Луд / Керемет вместо уразы.
Культ Великого родового святилища (Быдзым куала), без сомнения, вопреки утверждениям некоторых ученых, древнее культа Керемета / Луда: у него древнейшие финно-угорские / уральские корни, он связан с почитанием родового божества - воршуда; в основе воршудных имен лежат названия зверей, птиц,
рыб, насекомых - тотемов рода, а также термины родства по женской линии; их изображения в виде медальонов - дэндор и идолов хранились в родовом святилище - куала, на специальной полке мудор / воршуд жажы (после крещения удмуртов эти сакральные предметы отбирались и уничтожались).
Самое интересное, лучше сказать - страшное, заключалось в том, что возникновение культа Керемета начало раскалывать древнеудмуртское общество по религиозно-культовому признаку на 2 группы: 1) почитателей культа Керемета -Луд выжы и 2) отрицателей культа Керемета - Быдзым куала выжы (в XIX в. в Кузебаеве появилась еще одна религиозно-культовая группа - Булда выжы). Культовые объединения-антагонисты даже в брачно-родственные связи не вступали; каждое объединение проводило отдельное моление по своим канонам.
Культ Быдзым куалы я бы назвал солнечным - радостным, в котором участвовали все члены рода от мала до велика; моление проходило днем -в солнечное время, начиналось с восходом солнца, продолжалось до обеда и чуть дольше. Культ Керемета / Луда хочется назвать лунным - мрачным, грозным, пугающим; моление с жертвоприношением начиналось с заходом солнца и завершалось с восходом солнца; приготовление к молению шло при лунном свете и свете жертвенных костров. В молении участвовало ограниченное количество людей - мужчины, прошедшие обряд инициации. Женщины и дети не допускались. В 1980-1981 гг. вместе со съемочной группой из этнографического музея Эстонии (г. Тарту) в качестве научного консультанта я участвовал на съемках молений в Луде и Быдзым куале в д. Кузебаево Алнашского р-на. Весь ход молений был заснят на пленку и записан в экспедиционные тетради.
Основная масса удмуртов, приверженцев древнейшего культа Быдзым (Зок) куалы, всех отступивших от собственной удмуртской веры и принявших культ Керемета, принимала как отступников и старалась не иметь с ними никаких связей. Южные удмурты Кузебаевского (Алнашский р-н) и Юринского (Мало-пургинский р-н) кустов почитателей культа Луда / Керемета называют урод выжы 'злой род'. То же наблюдаем на севере Удмуртии и Кировской области: средне- и нижнечепецкие удмурты-ватка своих соседей - удмуртов-калмезов и бесермян с презрением называют Керемет восясьёс - Кереметовцы (букв. 'замаливающие Керемет').
Когда же возник культ Керемета (~ Луда) в среде южных удмуртов, наука пока не дала убедительных ответов. Не сомневаясь, одно можно сказать: это чужеродный заимствованный, но, скорее всего, навязанный извне культ. Скорее всего, к древним удмуртам он пришел в эпоху существования Хазарского каганата (УП^ вв. н.э.), где господствующей религией был иудаизм, или же в начале формирования Булгарского государства в Волго-Камье (X в. н.э.), до принятия ислама булгарами. В Ветхом Завете Священного Писания много говорится о священных рощах, дубравах. У ветхозаветных евреев отступнические от канонов моления устраивались на горах (у удмуртов было то же самое); вопреки многочисленным нареканиям святых пророков, благочестивых иудеев из народа, священнослужителей Иерусалимского храма, моления в дубравах, на горах, продолжались из века в век. Было время, что Св. пророк Илия остался единственным служащим истинному Богу еврейского народа, другие же, Вааловы - дубравные,
сотни пророков - вели моления на горах - в дубравах - со всеми языческими мерзостями (см. 3 Царств 18 и далее).
Благочестивые цари (их было очень мало) уничтожали молельные рощи в горах богоизбранного народа, но приходили другие цари, как Ахаз, Ахав, Ма-нассия и др., и вновь их восстанавливали. Иудеи Хазарии, не имея храма (Иерусалимский храм был уничтожен уже в I в. н.э.), могли молиться, помимо синагог, в священных рощах, как их предки в Израиле и Иудее. Собственно, само слово керемет (киреметь) семитского происхождения, пришедшее из Ближнего Востока (см. арабск. кзрамзт 'духовная помощь'. Как пишет татарский лингвист Р. Г. Ах-метьянов, из арабского слова со временем получилось два слова: кэрашт - термин мусульманской теологии, который переводится как 'чудо творимое пророком или другим святым' и кирзмзт - языческий фетиш [3. С. 31-33].
Один из сложнейших вопросов связан с тем, что одно и то же моление носит два названия: Керемет и Луд. Которое из них древнее, когда и в какой среде они возникли? Почему такое боязливое, даже неприязненное отношение к ним со стороны самих удмуртов, - хотя сами почитают культ Керемета / Луда, приносят жертвы, коленопреклоненно молятся. Странно и то, что северноудмуртский апеллятив луд 'поле' / коми луд 'лужайка, пастбище' (слово уральского происхождения, имеющее параллели в индоевропейских языках [см.: 12. С. 163]), не сохранившееся в языке носителей южноудмуртского наречия, употребляется в названии моления (если, конечно, в основе моления Луд лежит апеллятив луд 'поле'. Есть сомнение, так как проходит моление не на поле, а в лесах, на горах - в священных рощах, это не «полевое» моление). В то же время северным удмуртам моление под названием Луд не известно, у них бытует заимствованное название Керемет.
По этнографическим материалам, собранным в среде южных удмуртов, включая сюда завятские (арские), закамские, уральские (красноуфимские) этнолингвистические группы, а также бесермян, живущих в среде северных удмур-тов-ватка, выясняется такая картина:
Культ Керемета / Луда к исторически обозримому времени (в большинстве регионов - к 30-50-м гг. ХХ в.) в среде удмуртов угас, за исключением д. Кузебаево Алнашского р-на. Ныне возникла путаница в определении первичности возникновения, важности в жизни удмуртской общины культа Луда и Керемета. Большинство информантов считает, что Керемет - это только место мужского моления, что это ограда Луда: «Луд - это моление, как всегда проходит на высокой горе, оно огорожено, ограда называется Керемет»; «Керемет и Луд - одно и то же, отличие только в том, что Керемет - это местность, где проходит моление, а Луд - место, где произносят молитвы и совершается принесение жертвы; каждая воршудно-родовая группа имела Луд, например, Какся Луд»; «моление в Керемете называется Лудэ пырон ('вхождение в Луд')»; «внутри ограды Луд утись (хранитель Луда) приносит жертву «хозяину Луда -Луд кузё ~ Луд мурт ~ Луд бабам (кузё 'хозяин, глава'; мурт 'человек'; бабам 'дедушка' (бесерм.).
На своих моленьях удмурты, даже члены Луд выжы (род почитателей Луда в Кузебаеве и ее округе) всегда обращались с молитвой, просьбой только
к Инмару - верховному Богу, Творцу Вселенной, но никогда не обращались к Керемету: не считали его божеством, тем более - братом Инмара. Керемет -это злой дух, который насылает в среду людей болезни, моры, ссоры, страданья. Чтобы избавиться от такой напасти, люди (только мужчины) участвовали в молениях - со страхом приносили в жертву животных и птиц. Шли, помывшись в бане, в чистой белой одежде. В отличие от других молений, вино (кумышка) здесь не употреблялось.
В жертву приносили баранов, жеребят, бычков, гусей, уток, но, вопреки мнению некоторых ученых, не черной масти, а наоборот: чаще всего информанты упоминают белый цвет. И козлов на этом молении не приносили в жертву: их приносили в жертву только духу злых (инфекционных) болезней - Черу, Сьддчеру (чумы или холеры). Кстати, козы (кеч 'коза') в среде удмуртов появились в недавние времена.
* - топонимы с апеллятивом Керемет
• - топонимы с апеллятивом Луд
♦ - следы Керемет в среде бесермян
- культ Керемета / Луда отсутствует
- слабо или совсем не изученные районы
Географические названия с апеллятивом Керемет / Луд на карте Волго-Уральского региона
Моления в Керемете / Луде начинались с вечера; с восходом солнца совершались коленопреклонное моление и трапеза жертвенной еды. Места для молений, как правило, выбирались на горах, возвышенных местах, где росли деревья. Каждый род предпочитал определенный вид дерева, чаще всего ель, сосну, дуб, липу, березу. Так, в д. Старая Кирга Куединского р-на Пермского края было два керемета: Кызкеремет (кыз 'ель, ёлка' + Керемет) и Кызьпукеремет (кызьпу 'берёза' + Керемет). В данном селении живут члены (потомки) двух древних воршудно-родовых групп: Затча и Можга.
Такова вкратце история бытования культа Керемета / Луда в среде удмуртов. Конечно же, требуется еще более полная интерпретация всех сторон интереснейшего, самобытного культа Керемета / Луда в сравнительно-историческом плане.
* * *
...Теперьуж/Керемет /Забыт, /Заброшен... Молодежь /Бежит во страхе /Мимо. /Идет молва, / Что леший в нем живет, /Прохожих ловит, / Мучит нетерпимо. / И Керемет / Уж много / Лет / Средь злых годин / И день, и ночь / Стоит / Один. Стоит, / Шумит. / И сказочные были / О прошлом говорит он. / Не смолкая / О тех, кто умерли, / Но в прошлом жили, / Были. И ждет, /Когда придет / Грозовых туч /Бесчисленная / Стая / И даст приказ ветрам: /Разрушить /Древний /Дряхлый /Храм! [9. С. 45-46].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.
2. АтамановМ. Г. От Дондыкара до Урсыгурта. Из истории удмуртских регионов. Ижевск: Удмуртия, 2005. 216 с.
3. Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука. 1981. 144 с.
4. Борисов Т. К. Удмурт кыллюкам. Удмуртско-русский толковый словарь: около 15 тыс. слов / Т. К. Борисов. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1991. 384 с.
5. Владыкин В. Е. Культ Кереметя у удмуртов // Вопросы советского финно-угро-ведения / Тезисы докладов и сообщений на XIX Всесоюзной конференции по финноугроведению. Саранск. 1972. С. 75-77.
6. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
7. Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ. Йошкар-Ола, 2002. 424 с.
8. Гарипова Ф. Г. Татарстан гидронимнары CYЗлеге = Словарь гидронимов Татарстана. Казань, 1984.
9. Герд К. Керемет: поэма // Лирика. Ижевск, 1965. С. 41-46.
10. Кириллова Л. Е. Микротопонимия бассейна Валы (в топонимическом освещении). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. 320 с.
11. Кириллова Л. Е. Микротопонимия бассейна Кильмези. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2002. 571 с.
12. Лыткин В. И., Гуляев Е. И. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 386 с.
13. Михеев И. С. Несколько слов о бесермянах // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. 1901. Т. 17. Вып. 1. С. 51-60.
14. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1980. Т. 1. А-К. 672 с.
15. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788. Ч. 3. С. 29-37.
16. Попова Е. В. Культовые памятники и сакральные объекты бесермян. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2011. 320 с.
17. Рычков Н. П. Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского Государства в 1769 и 1770 гг. СПб., 1770-1772.
18. Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа, 2008. 232 с.
19. Штейнфельд Н. П. Бесермяне. Опыт этнографического исследования // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. Вятка, 1894. С. 220-259.
Поступила в редакцию 29.11.2013
M. G. Atamanov
Keremet / Lud Worship in the midst of the Udmurts and its Reflection in Toponymy
Keremet is one of the most complicated and discrepant images in Udmurt mythology and religions ritualism not only in the midst of the Udmurts but in the midst of the Chuvash, the Mari and other peoples of Eurasia. There is another equivalent of the word Keremet. It is a religious term Lud and it is typical of the Southern and Central groups of the Udmurts -the Kalmez. The playings took place in sacred grove on the hills from sunset to sunrise and only men could take part in them. Keremet and Lud prayings considered to be very strict and frightening. The Middle and Low Cheptsa Udmurts = the Vatka and the part of Southern Udmurts «Bydzim Kuala Vizhi» refused accepting this strange worship. Keremet worship penetrated Volga and Ural regions coming from the Near East thanks to the Khazars and the Volga and the Kama Bulgars. There are still plenty of Keremt traces that can be observed in the toponymy of Udmurtia and neighboring regions.
Keywords: Keremet and Lud worship, praying, sacrifice, toponymy, microtoponym, the Southern and the Northern Udmurts, the Kalmez, the Bessermyans, the Chuvash, the Mari.
Атаманов Михаил Гаврилович,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
E-mail: rvkir@mail.ru
Atamanov Mikhail Gavrilovich,
Doctor of Sciences (Philology), Leading Research Associate,
Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: rvkir@mail.ru