УДК 902.2
КУЛЬТ ЧЕРЕПА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
© 2014 А.А. Файзуллин Оренбургский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 23.09.2014
В статье на основе погребальных памятников ямной культуры Волго-Уралья сделана попытка исследовать вопрос о роли культа черепа в обществе племен ямной культуры. Особое внимание уделяется погребениям отдельных черепов в могиле на постаментах, а также различным посмертным украшениям черепов и трепанациям. Анализ данных обрядовых действий позволяет реконструировать некоторые аспекты религиозно-мировоззренческой сферы общества ямной культуры и их влияние на устройство социальной структуры и общественных отношений ямной культуры. Ключевые слова: Волго-Уралье, ямная культура, духовная культура, религия, обряд, культ, социальная структура.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-01-00127 и при поддержке Задания № 33.1471.2014 К на выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.
Духовная культура племен эпохи бронзы редко оказывается в фокусе научных исследований. Это вызвано небольшим количеством источников, которые ограничиваются погребальными комплексами. Все же некоторые материалы из погребений позволяют сделать вывод о духовной культуре ямной культуры Вол-го-Уралья. К таким погребениям можно отнести захоронения, где ярко выражен культ черепа. Фактическим свидетельством данного культа являются погребения черепов в КМ Герасимов-ка II, 4/2, КМ Мустаево V, 8/2, КМ Николаевка III, 1/5, КМ Бережновка, 29/5.
В КМ Герасимовка II, 4/2 были погребены два черепа, обильно засыпанные охрой1. Инвентарь, предназначенный обоим черепам, представлял собой: круглодонный сосуд, кусок красной охры, 3 костяные рогатые булавки, 3 обоймы, подвеску из зуба лошади, эти предметы лежали рядом с черепами. Еще 2 булавки и 3 обоймы находились в стороне от черепов. Между черепами лежал медный нож, 2 пронизки из раковин моллюска, четырехгранное медное шило с упором, обломок подобного шила, костяная трубочка, кремневый скребок, кварцито-вый отщеп (рис.1). Н.Л. Моргунова относит захоронение в КМ Герасимовка II, 4/2 к социально значимым погребениям2. Наличие булавок исследователи связывают с сакральной сферой, а парность и обряд трупорасчленения - с некрофобией и желанием лишить служителей культа их сакральной силы3.
Файзуллин Айрат Асхатович, аспирант кафедры истории России. E-mail: [email protected]
Аналогичный обряд прослежен и в КМ Мустаево V, 8/2. На дне ямы в северо-восточной половине был сооружен помост, на котором находились 6 шейных позвонков, закрепленных в глине, и череп взрослого человека (рис.2)4. Растрескавшаяся поверхность глины, наличие пятен охры только под черепом и под сосудом (находившимся в разбитом состоянии) говорят о том, что могила какое-то время стояла открытой и служила местом для религиозных обрядов.
В КМ Николаевка III, 1/5 в небольшой яме, которая была суглинком материкового выкида, был найден череп мужчины 35-45 лет. Рядом с черепом, примыкая к его затылочной части, была помещена связка конечностей взрослого человека5.
В КМ Бережновка, 29/5 был захоронен череп с нижней челюстью и шейными позвонками, расположенными в правильном анатомическом порядке. Череп был положен на середину дна могильной ямы затылком на ЮЗ, лицом на СВ. В процессе раскопок установлено, что никаких нарушений в могильной яме не было. Следовательно, вместо захоронения трупа был положен один череп. И.В. Синицын считал, что подобный обряд погребения может быть объяснен существованием культа человеческой головы или черепа умерших, распространенного в самых различных местах земного шара6.
Таким образом, обряд погребений черепов в яме под курганом можно интерпретировать как средство лишения служителей культа их сакральной силы. Однако появление новых материалов из подобных погребений позволяет склоняться к другой версии, по которой данные погребения
Археология и этнография
О 20 см
I_I
Рис. 1. Погребение с черепами Герасимовка II, 4/2
0 2 см
1_I_I
20 см
Рис. 2. Погребение с черепом Мустаево V, 8/2
представляют собой древние культовые комплексы. В ее пользу свидетельствуют такие данные, как наличие долговременных открытых площадок, сооружение помоста из глины, наличие престижного инвентаря с черепами.
Вызывает интерес такой инвентарь, как костяные булавки. Захороненные с ними субъекты каким-то образом были связаны с культовыми церемониями. Так же, как и в Приуралье, для за-
взаимовстречаемость костяных молоточковид-ных булавок с медными круглыми бляхами с пу-ансонным орнаментом, медными ножами, амулетами из камня и кости, украшениями из раковин, красящими веществами, что, вероятно, указывает на сакральные функции, выполнявшиеся при жизни субъектами из данных погребений.
В этом плане можно поддержать гипотезу, высказанную А.Н. Геем, который обратил вни-
падных вариантов ямной общности характерна мание на сходство рогатых булавок ямной
культуры с находками из памятников Западной Европы. Рассматривая варианты ответа на вопрос о причинах распространения сходных форм костяных булавок-«рогаток» на столь отдаленных территориях, А.Н. Гей останавливается на ряде возможных суждений: конвергенция или параллельное развитие; перемещение предметов в процессе торговли и обмена; перемещение в результате миграций; и последнее, не исключающее первые и кажущееся ему наиболее вероятным, — «булавки суть движения идей, некоторых религиозных представлений или культов с соответствующими им ритуальными действиями и атрибутикой»7. К ритуальному инвентарю булавки относит и С.В. Иванова, основываясь на материалах междуречья Южного Буга и Днестра8. В некоторой степени это суждение подтверждают и все более утверждающиеся представления о генезисе булавок в степных просторах от ранних этапов бронзового века до конца средней бронзы, где более их ранние варианты, видимо, связаны с культом быка, что вполне естественно для скотоводческих племен степной зоны9.
Исходя из этого погребение черепов является обрядом выставления черепов определенной категории людей, имевшей особую ценность для общества. Такой обычай зарождается еще в палеолитическую эпоху. Преднамеренное выставление отдельных костей наблюдается в специально выбранных для этого местах: вдоль стен пещеры, в нишах под камнями и рядом с очагом. Так, например, поступили с черепом подростка из Ле Мустье I (Франция), где был похоронен череп вместе с отдельными трубчатыми костями. На черепе Ле Мустье можно увидеть следы скобления и надрезы10.
Этнографическую параллель данного обряда можно найти у Э.Б. Тайлора. Он пишет о том, что «духами, входящими в предметы или связанными с ними, могут быть человеческие души. И, действительно, одним из самых естественных случаев фетишизма является вера в то, что душа временно или постоянно пребывает в бренных останках своего прежнего тела. Воображаемая связь между умершим человеком и его останками оказывается весьма понятной в силу самой простой ассоциации идей. Так, мы читаем, что манданские женщины ежегодно приносят пищу черепам своих родственников и по целым часам шутят и болтают самым ласковым образом с останками своих мужей и детей»11 .
Предметом культа черепа также могут являться различные следы деформации черепа, которые обнаружены в 9 захоронениях ямной культуры Волго-Уралья. Повреждения в основ-
ном наблюдаются в затылочной зоне и висках погребенных. В КМ Кураевский Сад, 3/2 было найдено погребение взрослого человека на спине головой на В. В черепе погребенного имеется пробитое отверстие, а вокруг данного отверстия - борозда, которая, по мнению автора раскопок, была следом заживления12.
Повреждение черепов - трепанации были распространены в бронзовом веке в различных культурах, отмечает М.Б. Медникова. В краеведческом музее г.Азова экспонируется череп представителя ямной культуры. В задней части теменных костей по центру на этом черепе можно видеть крупное трепанационное отверстие округлой формы. Представители Крито-Микенс-кой цивилизации, обитатели Крита, Микен, Лер-ны, Кносса и самой Греции, обладали навыками трепанирования во II тысячелетии до н.э.13
Трепанации представителей катакомбной культуры описал М. Шульц, обследовавший коллекцию Киевского института археологии. На черепе пожилого мужчины он отметил последствия четырех трепанаций, произведенных скоблением задолго до смерти14.
В III-II тысячелетии до н.э. трепанации проводились и в Малой Азии, и на Ближнем Востоке. Так, восемь трепанированных черепов были обнаружены в пещерах естественного происхождения в Вади-Макук, посреди Иудейской пустыни в 6 км от Иерихона.
Трепанационные действия, по мнению М.Б. Медниковой, производились в различных це-лях15. Так, следует различать:
1. Действительную, или хирургическую, трепанацию - любое отверстие в черепе, сделанное прижизненно;
2. Ритуальную трепанацию - любое посмертное вскрытие черепа;
3. Символическую трепанацию - поверхностную прижизненную трепанацию.
К сожалению, по археологическим данным сложно судить, для чего совершался обряд - для поправки здоровья или с целью общения с духами.
Данные этнографии свидетельствуют о том, что этносы Нового Света производили трепанации как в лечебных, так и в ритуальных целях. Так, на островах Увеа и Лифоу, близ Новой Гвинеи, жили аборигены, практиковавшие настоящие хирургические операции черепа. Они оперировали больных после переломов, а также просто в надежде, что трепанация окажет укрепляющее воздействие на здоровье.
В Новой Ирландии трепанации были ритуальными. Местные женщины сами трепанировали своих детей, чтобы те вырастали высоки-
Археология и этнография
ми, сильными и здоровыми.16
Еще одним доказательством наличия культа головы и черепа в ямной культуре является посмертное украшение лица и головы погребенного. В КМ Болдырево I, 1/1 на голове погребенного был обнаружен венчик - «корона» из белой коры17. А в КМ Полудни, 2/7 было обнаружено уникальное захоронение мужчины и ребенка. Уникальность погребенного заключалась в том, что голову мужчины покрывала маска из красной охры. Глаза и нос погребенного были закрыты веществом, изготовленным из смолистой субстанции и красной охры. Каждый глаз покрывали три круглых в сечении жгутика, сформированных из этой смеси и сцепленных между собой. Можно предположить, что верхняя и нижняя части символизировали веки, а центральная - собственно глаз. Носовая полость была также заполнена этим веществом. В результате вещество приобрело конфигурацию внутренней части ноздрей с отпечатками мягких тканей носа. Широкие части вставок у края ноздрей носят следы пальцев, которыми уплотнялось вещество, заполнявшее носовые отверстия. Вся голова погребенного индивида была покрыта охрой, особенно лоб, переносица и нижняя челюсть18. З.П. Марина связывает подобные захоронения с элементами портретирования и мумификации лиц сакрально-светской элиты обще-ства.19 По данным Д.Л. Тесленко, в Днепровском Надпорожье и Правобережном Предстепье известно 20 ямных погребений с элементами пор-третирования и мумификации. Автор относит такие погребения к «высшей страте ямного общества»20. М.Б. Медникова отмечает, что представители тагарской культуры также украшали погребенных масками из глины, иногда воспроизводя условные черты лица21.
Таким образом, культ черепа был распространен в степях Волго-Уралья в эпоху ранней и средней бронзы. Данный обряд говорит о наличии в ямной культуре ярко выраженного культа предков. Открытые площадки с черепами на помостах - свидетельство того, что они использовались для религиозных обрядовых действий общины, а сами погребенные занимали центральную часть данного культа. Посыпка охрой, трепанации, украшения и маски из глины на черепах также являются свидетельством культа головы. Появление данных обрядовых действий в обществе ямной культуры возникает в связи с зарождением социальной дифференциации, в ходе которой в обществе начинают появляться лица, контролирующие религиозную сторону жизни общества. Нетрадиционный для ямной
культуры погребальный обряд, инвентарь в погребениях позволяют сделать вывод о том, что погребенные индивиды при жизни занимали в общине важную роль. Предположительно, они были представителями культово-религиозной сферы общества. Исходя из этого можно сделать вывод, что данные погребения являются свидетельством духовной культуры племен ямной культуры степей Волго-Уралья, зародившейся в том числе и благодаря существующему расслоению общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Моргунова НЛ, Кравцов А.Ю. Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург: Наука, 1994. С.100.
2 Моргунова Н.Л. Приуральская группа памятников в системе Волжско-Уральского варианта ямной культурно-исторической области. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2014. С.111.
3 Моргунова НЛ, Краева Л.А., Матюшко И.В. Курганный могильник Мустаево V // Археологические памятники Оренбуржья. Вып.7. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. С.22.
4 Моргунова НЛ, Краева Л.А., Матюшко И.В. Указ. соч. С.15.
5 Скрабовенко В.А. Отчет о раскопках могильника Нико-лаевка III Волжского района Самарской области // Архив ИА РАН. Р-119820. М., 1995. С.10.
6 Синицин И.В. Древние памятники в низовьях Еруслана // МИА. №78, 1960. С.146.
7 Гей А.Н. Булавки-рогатки и антропоморфные шпатели // Проблемы археологии Евразии. М.: Изд-во ИПП «Гриф Ик», 2002. С.136.
8 Иванова С.В. Курганы древних скотоводов междуречья Южного Буга и Днестра. Одесса: Изд-во КП ОГТ, 2005. С.120.
9 Кияшко В.Я. К вопросу о костяных рогатках в степных погребениях эпохи бронзы // Проблемы археологии Поволжья и Приуралья. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1976. С.33.
10 Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М.: Алетейя, 2004. С.40.
11 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Наука, 1989. С.573.
12 Галкин ЛЛ. Отчет о работах в Саратовском Заволжье в 1975 г. // Архив ИА РАН Р-16469. М., 1976. С.34.
13 Медникова М.Б. Указ. соч. С. 90.
14 Медникова М.Б. Указ. соч. С. 83.
15 Медникова М.Б. Указ. соч. С. 57.
16 Медникова М.Б. Указ. соч. С. 114.
17 Моргунова НЛ. Большой Болдыревский курган // Археологические памятники Оренбуржья. Вып.4. Оренбург: изд-во Оренбургская губерния, 2000. С.58.
18 Мышкин В.Н., Турецкий М.А., Хохлов А.А. Курганный могильник Полудни II // 40 лет Средневолжской археологической экспедиции. Самара: Изд-во ООО «Офорт», 2010. С.199.
19 Марина З.П. К вопросу о социальной структуре ямного общества Левобережья Днепра // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. по V век н.э.). Тирасполь: Изд-во «Типар», 2002. С.20.
20 Тесленко ДЛ. Ритуальные раскраски черепа в погребе- в системе евразийских древностей. Донецк, 1996. С.28. ниях ямной культуры // Северо-Восточное Приазовье 21 Медникова М.Б. Указ. соч. С.160.
THE CULT OF SKULL IN THE FUNERAL PRACTICE OF THE PIT-GRAVE CULTURE OF THE VOLGA-URAL INTERFLUVES
© 2014 A.A. Faizullin
Orenburg State Teacher Training University
The article contains an attempt to decide the problem of the role of the cult of skull in society of pit-grave culture's tribes on the base of the burial grounds of the pit-grave culture in the Volga-Ural interfluves. Special attention is paid to the burials of the individual skulls in a grave on the pedestals and also to different posthumous decorations of skulls and trepanations. The analysis of these ritual actions allows reconstructing some aspects of religious beliefs of the pit-grave culture's society and their influence on the social structure and social relations of the pit-grave culture.
Key words: Volga-Ural interfluves, pit-grave culture, spiritual culture, religion, rite, cult, social structure.
Airat Faizullin, Graduate Student, Department of Russian History. E-mail: [email protected]