Научная статья на тему 'Кульминационные черты конфликтов в мотивах эпоса "Манас"'

Кульминационные черты конфликтов в мотивах эпоса "Манас" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
380
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС "МАНАС" / EPOS OF MANAS / СОРОК ДРУЖИННИКОВ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / PILGRIMAGE / ХАНСТВО / KHANATE / КУЛЬМИНАЦИЯ / CLIMAX / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ДЕСЯТНИКИ / FOREMEN / СОТНИКИ / ТЫСЯЧНИКИ / THE FORTY-COMBATANTS / CENTURIONS / AND THOUSANDERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калчекеев Кубанычбек Бекболотович

В статье раскрывается природа кульминационных проявлений в процессе созревания конфликтной ситуации. Кульминация складывается в эпосе из разных условий и причин, при этом, только представляя единое целое, создает конфликтное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кульминационные черты конфликтов в мотивах эпоса "Манас"»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The culminating features of conflict in the motives of the epos "Manas"

Kalchekeev K.

Кульминационные черты конфликтов в мотивах эпоса «Манас»

Калчекеев К. Б.

Калчекеев Кубанычбек Бекболотович /Kalchekeev Kubanychbek — кандидат филологических наук,

профессор,

кафедра кыргызской и зарубежной литературы, Джалал-Абадский государственный университет, г. Джалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье раскрывается природа кульминационных проявлений в процессе созревания конфликтной ситуации. Кульминация складывается в эпосе из разных условий и причин, при этом, только представляя единое целое, создает конфликтное образование. Abstract: the article reveals the nature of the culminating manifestation in the process of ripening a conflict situation. The culmination in the epos develops from different circumstances and causes, while only presenting a single whole creates conflict education.

Ключевые слова: эпос «Манас», сорок дружинников, паломничество, ханство, кульминация, конфликт, десятники, сотники, тысячники.

Keywords: epos of Manas, the forty-combatants, pilgrimage, khanate, climax, conflict, foremen, centurions, and thousanders.

УДК 82*131

В основном мотивы «Избрание Алманбета ханом» Сагынбая [1] схожи с вариантом Тоголока Молдо [2]. Но в Тоголоке Молдо [2] отсутствует мотив, где Алманбет устроил смотр всех сил, посчитал людей, разбил их на коши - десятки, сотни и тысячи, и назначил старших; десятников, сотников, тысячников.

В вариантах Сагымбая [1] Манас отправил посыльными Аджибая и Серек в ставку Бакая с просьбой уступить сан хана Алманбету Аджибай: «Повязал на знамя флажок Рожденный мусульман Вы были избраны ханом То, что было вчера вам дано Кровожадный велел выпросить обратно» заявляет Бакаю [ 1].

Посыльным Бакай дарит по коню и дал согласие на уступку власти. В результате Манас передал Алманбету власть хана.

Этот мотив в вариантах [2] изображается: «Сорок дружинников - чоро перед собой Многогранный Манас великодушный Догнав тысячный кош Созданная душа из чудес Золотой меч, пламенный пояс Единственный сын Азизхана Исправить состояние войска Прозорливый Алманбет стал ханом» [2].

А в вариантах Тоголока Молдо [2] - неудовлетворенный, состоянием войска Алманбет сказал Манасу: «Это не войско, войны твои беспечны. С ними не дойдем до Бейджина». Манас не стал возражать Алманбету. Он отправил Аджибая к Бакаю, чтобы Бакай уступил ханство, ханство вручается Алманбету. Леопард Манас великодушный, Поставил, печать ханов. В руки хана Алманбета, Вручил Манас бумажку [3].

Здесь Алманбет вручает 80 муллам, 40 тетрадей, чтоб они подсчитали людей, войска. В вариантах Т. Молдо - Манас объявляет, чтобы потрубили в трубу и говорит: «О намерении

назначить ханом войска Алманбета». Алманбет встречается с родителями, со старшим братом Шанколо, и с младшим братом Шая. После того как Алманбет просидел три дня на троне Манас объявляет:

Алманбет лев богатырь, Шесть лет будет царствовать. На седьмом году Хан тюре, Приземлится на свое место...

Свадьба Алманбета и Бирмыскал протянулась на три дня. Есть места, где Конурбай с Манасом живут в согласии. А в других вариантах про братьев Алманбета, Шанколо и Шая не упоминается.

В вариантах С. Каралаева особенно выделяется подготовка походной одежды Каныкеем. В этом варианте говорится о том, что Каныкей приготовила походную одежду двенадцати ханам. Кроме этого, прежде чем приготовить нужную походную, Каныкей с младенцем Семетеем на руках, принесли подарки Кошою, и просила его благословения. Итак, в этом варианте Семетей родился до того, как Манас отправился в Великий поход.

А в варианте С. Орозбакова [1] Семетей рождается в начале Малого похода, перед паломничеством в хадж, в честь рождения сына Манас устроил пир.

В вариантах Т. Молдо [2] про рождение Семетея не упоминается ни слова. В вариантах Т. Молдо [2] и С. Орозбакова [1] отправляясь в "Великий Поход" Манас сообщает Алманбету, что Арууке беременна.

В вариантах С. Каралаева [3] благословение данные Кошоем Семетею описывается таким образом:

Покровитель Кожосан, пусть будет опорой, Кожо, Кадыр, Шаймерден каждый из них Кабылан, Пусть выступит с боку. Отцовский белый тигр сзади. А в походах стережет орел - великан [3].

В варианте С. Орозбакова [1] - Каныкей десятикратно обеспечивает доспехами, походной одеждой сорок дружинников - чоро, описывается ее инициатива, трудности при изготовлении походной одежды и доспехов.

В варианте Саякбая Каралаева отдельными мотивами передаются приготовления Ак олпок Каныкеем.

Разделив, двенадцать раз скручены

И Манасу под стать

Сшитый руками Каныкей,

Ворот отделан золотом, а медью рукава [3].

У С. Каралаева Манас сам предлагает, чтобы Алманбет отправился на разведку:

Если считать асый (годы)

Исполнилось несколько

В этом году Карткурен

Шестьдесят асый

Отправляйся на Карткурен [3].

Этот мотив в основном похож с вариантами [1] и [2]. В варианте [2] предложение, о разведке, предлагает Манасу сам Алманбет. Раздел "отбывание в разведку Алманбета и Сыргака" в трех вариантах имеют обобщенность и аналогичность.

У Саякбая Каралаева с благословения Бакая, Алманбет едет верхом на Сарала, выбрав Сыргака, взяв запасным конем Карткурен, отправляется на разведку.

Этот раздел в варианте С. Каралаева [2] начинается с затеи ссоры Чубака. Алманбет ему навстречу:

«Есть ли войско, прибывшее из Бэйжина?»,

«Если есть войско из Бэйжина, то я скачу верхом на Сарала».

"Перед не исчисленным китаем в награду выйду лично сам,

А потом уступлю тебе место хана".

Но Сыргак упрекает Алманбета, Алманбет сгоряча:

«Крикун ты Чубак

Кого я просил о власти хана?

Хоть и объединишься с ханом своим,

Ты поганец и пес Чубак» [2].

Здесь Бакай отправляет Манаса, чтоб он помирил Алманбета с Чубаком. Манас держа в левой руке за уздечку Когала, а в правой руке Сарала разнимает их. «После сражения хотели обратно ехать в Талас?»

В вариантах С. Орозбакова [1] различие мотива от Тоголока Молдо [2] перекидывались фразами, Манас верхом на Айбанбозе прибыл один. Здесь Ак-Кулжа и Куу-Ордёк остаются живыми. Алманбет поведал Манасу историю своей жизни. А в варианте Т. Молдо [4] Манас велел Бакаю, взять боевого коня Аккулу, одарить им разгневанного Чубака. Воины отправились в расположение войск. Манас, Чубак, Жойруб отправляются вслед за Алманбетом.

Алмамбет и Чубак долго состязались. Манас и Сыргак вышли на середину и сказали, что виноват Чубак. Чубак осознав свою вину, попросил прощения. Мотив «Обозрения Манаса в подзорную трубу на вершине горы Талчоку» в варианте С. Каралаева даны в разделе «Ссора Алмамбета и Чубака». Обозрение Манаса в подзорную трубу: На скакуне Айбанбоз направился к Талчоку. Над вершиной Талчоку, прояснилась тьма, рассеялась туча, к вечеру достигли вершин. Прикоснулись Талчоку, в горах еще лежит снег, а в низинах росла высокая ива, сверху кажется плоскость треугольной, когда они взобрались на Талчоку, повеяло ароматным запахом [3].

В варианте Саякбая мотив во время нападения Конурбая Шууту роняет письмо Каныкей в реку и даны в виде тезиса в разделе «Покорение китаев. Дар Эсенхана Манасу трона ханства окраинного Бэйжина». До Бейджина остались считанные метры, эр Шууту нос к носу столкнулся с Конурбаем, он свернул коня к речке и нечаянно уронил письмо Каныкей. Письмо унесло течением реки. Увидев всесильного Алмамбета, которого Конурбай всегда опасался, вынужден был бежать.

В вариантах Саякбая после покорения китаев Манас дает им возможность возвратиться в Талас. Манас с девятью ханами остается в Бейджине. Услышав об этом, Конурбай задумал нападение.

Литература

1. Орозбаков С. «Манас». III книга. Ф. Кыргызстан, 1982. 118 с.

2. ТоголокМ. Рукописный фонд. ИЯиЛ им. Ч. Айтматова. ИИВ 1070. 192 с.

3. Каралаев С. «Манас». II книга. Ф.Кыргызстан, 1982. С. 82.

4. Молдо Т. «Манас». Рукописный фонд ИЯиЛ им. Ч. Айтматова. ИИВ 1071. С. 479.

A special place in the epos "Manas" image of Almambet Kalchekeev K. Особое место в эпосе «Манас» образа Алмамбета Калчекеев К. Б.

Калчекеев КубанычбекБекболотович /KalchekeevKubanychbek — кандидат филологических наук,

профессор,

кафедра кыргызской и зарубежной литературы, Джалал-Абадский государственный университет, г. Джалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье подчеркивается, что Алмамбет наряду с Манасом занимает особое место в эпосе «Манас». Алмамбет познает у дракона различие между небесным и земным, глупостью и мудростью, смертью и жизнью. Это означает, что он совершенный, сложный и полнокровный образ.

Abstract: the article emphasizes that Almambet along with the Manas occupies a special place in the epos "Manas". Almambet learns of the dragon the difference between heaven and earth, stupidity and wisdom, death and life. This means that he is perfect, complex and complete image.

Ключевые слова: эпос «Манас», «Великий поход», дракон, образ, хан, сокол, меч, тигр. Keywords: epos "Manas", "the long March", the dragon, image, Khan, Falcon, sword, tiger.

УДК: 82-131

В вариантах эпоса «Манас» особенность образа Алмамбета в его участии в «Великом Походе» и его подвиге, храбрости ничуть не уступает Манасу по сложности судьбы. У дракона научился Алмамбет многому: познавать, различать небесное - земное, глупость - мудрость, тьму - свет, душу - тело, смерть - жизнь. Зачатие, рождение, детство, те вещи, которыми он пользовался,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.