Научная статья на тему 'Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей'

Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1120
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
театр / дети / социализация / социокультурное пространство. / theatre / children / socialization / sociocultural environment.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крикунова Юлия Анваровна, Прокопьева Виктория Олеговна

В статье представлены результаты проведенного авторами социологического опроса. Раскрыто понятие «социокультурное пространство детства». Выявлены основные мотивы посещения театра кукол детьми, основные функции театра, частота посещения, степень инициативности и предпочитаемый детьми репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Puppet theater in the socio-cultural environment of modern children

The article presents the results of a sociological survey conducted by the authors. The concept of "sociocultural environment of childhood" is revealed. The authors determine the main motives of visiting the puppet theater by children, the main functions of the theater, the frequency of visits, the degree of initiative and the preferred repertoire.

Текст научной работы на тему «Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

ART 183067 DOI 10.24411/2304-120X-2018-13067 УДК 304.2

Крикунова Юлия Анваровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти ¡[email protected]

Прокопьева Виктория Олеговна,

студентка ФГБОУ ВО «(Тольяттинский государственный университет»,

г. Тольятти

[email protected]

Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного авторами социологического опроса. Раскрыто понятие «(социокультурное пространство детства». Выявлены основные мотивы посещения театра кукол детьми, основные функции театра, частота посещения, степень инициативности и предпочитаемый детьми репертуар.

Ключевые слова: театр, дети, социализация, социокультурное пространство. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Проблема изучения театрального искусства и его публики очень актуальна в условиях современного общества. В нынешнее время театры пользуются немалой популярностью, при этом столичные театры могут претендовать на роль очень популярных учреждений культуры, наряду с кинотеатрами. В провинциальных городах и центрах республик и областей театры посещают зачастую наиболее заинтересованные в искусстве люди. Для понимания всего происходящего на сцене недостаточно просто быть человеком, необходимо быть начитанным и стремиться к знаниям.

Театр - специфический социальный институт культуры, играющий важную роль в социализации ребёнка. Театральное искусство позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Дети познают мир во всём его разнообразии через звуки, образы, декорации, иначе говоря, всесторонне развиваются. У ребёнка значительно увеличивается словарный запас благодаря сложным литературным оборотам и выражениям, без которых просто немыслима театрализованная деятельность.

Важным элементом в театральных постановках является наличие глубокого смысла и нравственной направленности. Это помогает детям анализировать собственные и чужие поступки, формировать систему ценностей и ориентиров. Умение ставить себя на место актёров способствует возникновению и развитию у ребёнка таких чувств, как сопереживание и милосердие.

Безусловно, театральное искусство должно играть важную роль в социокультурном пространстве ребёнка. Между тем под социокультурным пространством детства нами понимается конструируемая взрослыми и детьми сфера, выражающаяся в физическом и ментальном аспектах организации ими пространственно-временной целостности; это совокупность и уникальное сочетание коммуникативных связей и отношений, физических объектов и духовных ценностей, наполненные для них особым смыслом и значимостью.

Компонентами социокультурного пространства детства являются прежде всего те агенты, которые непосредственно влияют на социализационную траекторию детей. В мире цифровых технологий лидирующую позицию по степени влияния на детей занимают интернет-коммуникации, социальные сети, электронные устройства, медиа-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

контент. Представителей «цифрового поколения» называют кибердетьми: они кажутся далекими от реальности физической, не знают сути вещей, не интересуются причинностью, не ищут ответов у взрослого поколения, но с интересом и знанием дела разбираются в технологиях завтрашнего дня, учатся у сверстников, учат взрослых, предпочитают легкую жизнь (лайфхаки) и опосредованное общение. Театр же способен наполнить жизнь смыслом, «заставить» детские души расти и развиваться и, наконец, предложить им иные варианты проведения свободного времени.

Между тем детская аудитория театра имеет уникальную особенность: она представляет сосредоточение коллективной детской незрелой и чувствительной для любых впечатлений души. Дети - это «еще не состоявшиеся личности, не уяснившие для себя целый ряд вопросов своего будущего самостоятельного бытия. Впечатления, полученные от общения с театральным искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира» [1].

С целью определения места и роли театра в жизни современного подрастающего поколения в январе 2018 г. в г. о. Тольятти было проведено социологическое исследование. Тип выборки - целевая, в которой единицами отбора выступили индивиды в возрасте от 18 лет, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста, приобщенные к театральной культуре (100 человек). Из опрошенных большая часть женщины (79%) и меньшая - мужчины (21%). Опрос проведён с помощью веб-анкетирования.

В социологическом исследовании приняли участие граждане различного семейного положения. Статус женат/замужем у 86% респондентов. Состоят в отношениях, официально не зарегистрированных, 7% респондентов. Одиноки по разным причинам 7% опрошенных.

По результатам исследования нами выявлено 43% родителей, имеющих одного ребёнка, и столько же - двоих детей в семье. 10% опрошенных имеют троих детей, а всего 4% респондентов воспитывают четырёх и более детей.

Мы выяснили, что театр посещают люди абсолютно разных профессий, но немалую часть представляют педагоги, работники культуры и науки (23,8%). Среди опрошенной публики театра встречаются квалифицированные рабочие на производстве (10,9%), менеджеры (9,9%), инженеры и программисты (8,9%), работники здравоохранения (8,9%). Чуть меньше оказалось предпринимателей и работников сферы обслуживания (по 7%). Также среди множества профессий были выявлены лица, работающие в сфере торговли (6%), в правоохранительных органах (5%). Всего лишь 4% лиц, служащих в офисе, 3% неквалифицированных рабочих и 2% водителей. Среди лиц, посещающих театр, встречаются актёр, художник, домохозяйка и пенсионер (по 1%).

В опросе приняли участие жители трех районов города Тольятти. В Автозаводском районе проживают 54% респондентов, 37% - в Центральном и всего 9% респондентов было опрошено из Комсомольского района.

Перейдем к анализу мнений респондентов об отношении их детей к театральному искусству в целом.

Частота посещения опрошенными родителями и более старшим поколением театров следующая: раз в неделю (10%), один раз в год и реже (15%). Треть опрошенных выбрала вариант «один раз в месяц» (31 %). Немалая часть родителей (44%) посещают театр несколько раз в год. Вероятно, не совсем частый визит связан с имеющимся в городе разнообразием возможных видов детского досуга. Сейчас существует огромное количество мест для всестороннего развития подрастающего поколения, поэтому родители стараются дать детям как можно больше знаний и навыков в разных местах. Это происходит с целью предоставления ребёнку альтернативных вариантов жизненного пути.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

Затем последовал вопрос об инициативности детей относительно посещения театра. Дети часто изъявляют желание посетить театр, как утверждают 19% родителей. Более половины респондентов (58%) выбрали вариант ответа «иногда». Четверть опрошенных (23%) говорят о том, что их ребёнок никогда не выступает инициатором просмотра различных спектаклей и постановок. Данные результаты показывают, что юная театральная публика г. Тольятти весьма активна.

Далее мы поинтересовались у респондентов, обсуждают ли они с детьми просмотренные спектакли. Всего лишь 6% родителей ответили на данный вопрос отрицательно. В два раза больше опрошенных (12%) редко, но всё же заводят дискуссию с ребёнком по поводу увиденного на театральной сцене. 27% выбрали вариант «иногда», а целых 55%, что больше половины, считают необходимым производить рефлексию относительно увиденного и прочувствованного во время спектакля.

Что касается реакции детей на посещение театра, то немалая часть родителей (67%) замечает бурные эмоции, выражающие радость и ликование. Дети четвертой части респондентов (25%) нейтральны. При этом нами были выявлены 8% человек, чьи дети пассивны и посещают театр лишь потому, что «так надо».

Немаловажным вопросом анкетирования стал вопрос об анализе детьми событий, происходящих в спектакле. 47% опрошенных уверены, что их ребёнок на это способен, а дети 48% родителей иногда сталкиваются с затруднениями. Для 5% маленьких зрителей это не представляется возможным.

Затем респонденты выразили мнение, касающееся формирования мировоззрения у детей посредством просмотра постановок и спектаклей. Более половины участников опроса (55%) считает, что театральное искусство, безусловно, благотворно влияет на систему ценностей ребёнка, 34% говорят о его частичной пользе, а 11% не уверены в его важности.

Также респонденты отвечали на вопрос: развитию чего способствует театр, по их мнению? Чуть больше половины (51%) отметили развитие образного мышления, 44% - чувства прекрасного, 42% - эмоциональной отдачи, 39% - навыков взаимодействия с социумом, 33% - грамотной речи, 29% - самоанализа, 24% - навыков коммуникации, и 1% не дал однозначного ответа, посчитав, что ничего из перечисленного не способствует развитию в должном объеме.

В ходе социологического исследования нами было выявлено, что значимая часть приобщённых к театральному искусству людей (60%) признает необходимость посещения кукольных театров детьми. 16% участников опроса не видят особой нужды в этом, а целых 24% не смогли определиться с выбором ответа.

Главной функцией театра для 42% опрошенных является расширение кругозора, для 35% - духовное просвещение, для 19% - социализация детей. 4% респондентов видят в качестве основной функции театра улучшение речи ребёнка, а именно пополнение словарного запаса, сокращение числа грамматических и фонетических ошибок. Одна из наших гипотез гласит, что родители считают театр необходимым институтом социализации. Исходя из полученных данных, это предположение следует частично подтвердить, поскольку только пятая часть родителей уверена в значимой роли театра в процессе становления личности. Между тем О. С. Коханая выделяет следующие функции театра для детей: аксиологическая, гносеологическая, игровая, коммуникативная, а также функция творческого освоения мира: «Театр способен влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью ребёнка. Спектакль, обладающий способностью перенести человека в вымышленный мир образов, будучи воплощением духовных,

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

нравственных и художественных ценностей, является специфическим инструментом познания, углубления жизненного опыта, художественного освоения мира» [2].

Далее респонденты объясняли главные причины, в соответствии с которыми они посещают театр кукол со своими детьми. Для 69% опрошенных на первом месте находится культурное обогащение ребёнка, для 61% главным мотивом похода театр служит желание и интерес ребёнка. 48% респондентов выбирают такое проведение досуга потому, что театр способствует социализации их чада. Треть (32%) людей посещают данное место просто для отвлечения от домашней суеты, а 13% предпочитают ходить за компанию с друзьями.

Следующий блок вопросов касается непосредственно Тольяттинского театра кукол «Пилигрим». Первый из них о том, как оценивают собственное ощущение комфорта его посетители. Довольно много (40%) опрошенных абсолютно довольны обстановкой в театре, средний уровень комфортности отмечают 42% респондентов, 16% говорят о необходимости совершенствования внутреннего устройства, 2% совсем не устраивают предоставленные условия.

Одним из вопросов анкетирования стал вопрос о репертуаре театра. 43% опрошенных считают его достаточно стабильным, считают, что в нём соотносятся и новое, и традиционное; 13% респондентов уверены в том, что он не обновляется в течение долгого времени, 12% говорят об интенсивном обновлении репертуара. При этом почти треть родителей (32%) не располагает информацией о репертуаре.

Что же больше всего привлекает детей в театре? На этот вопрос респондентам предлагалось девять вариантов ответа с возможностью выбора нескольких из них. Более половины (57%) опрошенных притягивает сама зрелищность спектакля, 45% нравятся куклы, их движения и мимика, 39% отмечают в качестве главного источника удовольствия атмосферу и ощущение единения с происходящим, 33% выбрали такой вариант ответа, как «приветливость персонала», далее оказались сразу три категории: здание театра, внутреннее обустройство фойе и музыка (по 25%). Меньше всего (13%) посещают театр, так как их привлекает возможность покушать вне дома, в буфете. Исходя из вышесказанного, вторая гипотеза исследования подтверждается частично. Почти половину респондентов привлекают куклы и их мимика, а что касается декораций, то на них обращает свое внимание лишь четверть посетителей.

О наиболее предпочитаемых детьми видах представлений свидетельствуют следующие данные. Почти половина (47%) детей любят посещать спектакли по мотивам русских народных сказок, 19% любят смотреть спектакли по мотивам русских и зарубежных пьес, столько же (19%) предпочитают новогодние представления, а оставшиеся 15% маленьких зрителей обожают мюзиклы.

Далее у респондентов узнали, на что они в первую очередь обращают внимание при принятии решения о посещении спектакля. Значительной части опрошенных (63%) симпатизирует тематика и содержание постановки, 20% родителей привлекают имена создателей произведений (авторов, драматургов, композиторов), 9% опрошенных обращают внимание на приемлемую цену на услуги, 8% посетителям удобно местоположение театра.

Что касается мнения родителей о том, до какого возраста необходимо ребенку смотреть театральные спектакли, то чуть более половины опрошенных (51%) утверждает, что спектакли нужно посещать всю жизнь, не имеет значения, сколько тебе лет; 26% опрошенных считают приемлемым просмотр театральных постановок до 12 лет, так как «далее у ребенка появляются другие интересы и ходить в театр его не заставишь»; 10% респондентов выбрали вариант «до 16 лет, так как есть много спектаклей для подростков, поставленных с учетом классических произведений, что совершенно необходимо школьнику», 5% уверены, что до 6 лет достаточно, при условии частых

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

посещений, и, к сожалению, 8% не видят никакой жизненной необходимости в посещении детьми театра, они и так развиваются.

Завершающим вопросом анкетирования стал вопрос об источниках получения информации о проходящих в Тольятти спектаклях. Чуть более половины опрошенных нами респондентов (52%) изучают театральные афиши на официальных сайтах культурных учреждений, чуть меньше (46%) делают это через социальные сети, 39% -через объявления, баннеры, билборды, 31% - через друзей и знакомых. Кроме того, респонденты находят афиши на страницах газет, узнают о спектаклях из телерекламы (7%), а некоторые по радио (5%).

Подводя итоги, отметим, что театр посещают люди абсолютно разных профессий, однако педагогов, работников культуры и науки среди них значительно больше. Почти половина опрошенных посещают театр несколько раз в год, а главными причинами являются культурное обогащение ребёнка, его желание и интерес, а также необходимость позитивной социализации.

Что касается инициативности детей, то многие сами изъявляют желание посмотреть какой-либо спектакль или представление, при этом выражая довольно бурные эмоции, радость и ликование. В ходе социологического исследования нами было выяснено, что значительная часть приобщённых к театральному искусству людей признает необходимость посещения кукольных театров детьми.

Мы выяснили, что более половины опрошенных ведут дискуссии с ребёнком после походов в театр и считают это обязательной задачей родителя. Респонденты также выразили мнение, касающееся формирования мировоззрения у детей посредством просмотра постановок и спектаклей. Немалое количество опрошенных нами считает, что театральное искусство достаточно интенсивно влияет на систему ценностей ребёнка, треть говорит о его частичной пользе, а десятая часть опрошенных не уверена в его важности.

Рассматривая именно Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», можно сказать следующее. Около 80% респондентов в целом довольны обстановкой и считают данное место комфортным. По их мнению, репертуар театра достаточно часто обновляется и в нём соотносятся и новое, и традиционное. Более половины опрошенных притягивает зрелищность спектакля, 45% нравятся куклы, их движения и мимика, 39% отмечают в качестве главного источника удовольствия атмосферу и ощущение единения с происходящим.

Ссылки на источники

1. Коханая О. Е. Специфика функционирования театров для детей и молодежи в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 5. - С. 161.

2. Там же. - С. 164.

Yulia Krikunova,

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Sociology Chair, Togliatti State University, Togliatti

[email protected]

Viktoria Prokopieva,

Student, Togliatti State University, Togliatti

[email protected]

Puppet theater in the socio-cultural environment of modern children

Abstract. The article presents the results of a sociological survey conducted by the authors. The concept of "sociocultural environment of childhood" is revealed. The authors determine the main motives of visiting the puppet theater by children, the main functions of the theater, the frequency of visits, the degree of initiative and the preferred repertoire.

Key words: theatre, children, socialization, sociocultural environment.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О. Кукольный театр в социокультурном пространстве современных детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183067.htm.

References

1. Kohanaya, O. E. (2008). "Specifika funkcionirovaniya teatrov dlya detej i molodezhi v postsovetskoj Ros-sii", Social'no-gumanitarnye znaniya, № 5, p. 161.

2. Ibid., p. 164.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.07.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.07.18

Принята к публикации Accepted for publication 20.07.18 Опубликована Published 30.11.18

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Крикунова Ю. А., Прокопьева В. О., 2018

www.e-koncept.ru

977230412018011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.