УДК 785.7
Н. М. Решетова, Л. П. Робустова
КУКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ СИБИРИ: МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
еатр кукол — явление повсеместно распространенное, популярное, но не изученное в музыкознании. Парадоксально, но, несмотря на более чем вековую историю профессионального кукольного театра в России и немногим меньше в Сибири, музыка его постановок не стала предметом научных изысканий. Однако кукольный театр как художе-ственно-творческое явление, безусловно, достоин специального внимания музыковедов, изучающих, прежде всего, особый мир детства, своеобразие которого пока является предметом незначительного количества научных работ.
Исследовательские ракурсы интересующей нас области художественно-творческой деятельности могут быть различными, поскольку данный вид искусства многообразен не только в жанровом, но и в национальном отношениях. История его существования уходит в глубинные слои веков, которые свидетельствуют о древнейшем происхождении театра кукол как самобытного явления для многих культурных традиций, в том числе и на территории России. Кроме того, научные интересы могут касаться не только профессионального театра, обусловленного деятельностью специально подготовленных людей, как в области театрального дела, так и в му-зыкально-творческой сфере. В своих истоках кукольный театр связан с народным творчеством и являет собой разновидность фольклора [3], что свидетельствует не только о его самобытности, но и востребованности самой жизнью. Коснулись его и многочисленные эволюционные преобразования, которые изменяли и продолжают изменять театр, зрительско-слушательскую аудиторию, актеров, сцену и организа-
© Н. М. Решетова, Л. П. Робустова, 2014
цию самого постановочного дела, что соответствует современным тенденциям театрального искусства в целом.
Говоря об истоках театра, следует сказать, что кукольные спектакли активно и до сих пор используются в религиозных целях. В качестве примера можно привести жанр, который на протяжении веков существовал и поныне существует в бытовании церковных праздников — это вертеп [5]. Наконец, кукольный театр был адаптирован школьной, а в настоящее время и дошкольной практикой. Это свидетельствует о том, что данный вид художественно-творческой деятельности в его наиболее простых формах существует и может существовать и развиваться как искусство любительского типа, в том числе и в домашних условиях. Однако и в этих случаях без музыкальной стороны очень редко обходится даже самый простой спектакль, поскольку кукла требует озвучивания не только словесной, но и музыкальной речью, так как герои не только говорят, но и поют по ходу действия.
Говоря о роли и значении театра кукол на современном этане, следует отметить его познавательную и воспитательную функции, которые, наряду с эстетической и этической, являются ведущими и способствуют нравственному развитию личности ребенка даже самого «нежного возраста». В этом состоит уникальность кукольного театра и одновременно сложность для создателей спектаклей. Сама специфика этого требует чуткого и бережного отношения к зрителю/слушателю, который в силу своих возрастных особенностей может не понять или отвергнуть спектакль, потерять интерес, что недопустимо не только с моральной, но нрав-ственно-этических позиций.
Действительно, простота кукольного спектакля совсем не предполагает упро-
т
¡ценности в отношении к публике — детям, а также их родителям, которые ког-да-то были детьми, и, возможно, не утратили свежести и новизны детских впечатлений. Воспитательные функции спектакля наиболее эффективны лишь при комплексном воздействии на сознание и душу ребенка, открывая перед ним не только мир визуальных образов, но и звуков в их «разноликости» звучаний. Поэтому по сложности, количеству постановочных задач и творческих решений, кукольный спектакль можно соотнести с любым музыкально-драматичес-ким спектаклем для взрослых. Интересно также отметить, что кукольный театр, как и любой другой, предоставляет значительные возможности для худо-жественно-творческой деятельности композитора, а задачи, которые диктует его специфика, могут быть ничуть не проще, а иногда даже сложнее. Во всяком случае, композитору приходится личностно перевоплощаться, вспоминая свои детские ощущения и представления. Однако «говорить» с помощью музыки на понятном для ребенка языке — основное условие для детского композитора, качество его профессионального мастерства, от которого зачастую зависит успех кукольного спектакля. Одновременно это и новая творческая задача, решить которую не просто даже квалифицированному специалисту. В данном случае, скорее всего, важны природное чутье, тонкий вкус, умение «понять и ощутить» язык детской души, располагая при этом знаниями и умениями ком-позитора-профессионала [4].
На современном этапе можно констатировать, что профессиональный детский кукольный театр фактически развился до художественных высот других театров. Во всяком случае, об этом совершенно определенно можно говорить относительно Новосибирского областного театра кукол. Да и оснащен сегодня этот театр «по последнему слову техники» — современное оборудование, сцена с отличной акустикой, специально сконструированная под актеров-кукольников, где можно поставить спектакль любой слож-
ности, будь то марионетки, перчаточные или планшетные куклы. В свою очередь это дает большой полет творческой фантазии и режиссеру, и художнику, и, конечно же, композитору, которые могут воплотить все свои идеи на сцене. Следует сказать, что деятельность композитора становится многофункциональной, так как он не только пишет музыку к постановкам и озвучивает спектакли, но и разучивает с актерами-кукольника-ми их «музыкальные роли».
Музыка в кукольном спектакле может иметь разные смысловые нагрузки и функции, которые облегчают детское восприятие. Поэтому кукольные спектакли Новосибирского областного театра кукол очень музыкальны и в чем-то родственны подлинному музыкальному театру. Отметим также, что некоторые постановки опираются на закономерности оперы, оперетты, мюзикла, концерта-спектакля, в которых музыка несет важную или даже основную драматургическую нагрузку. В этом заключается феноменологическая суть детских кукольных спектаклей, что наглядно видно в процессе их анализа.
Подчеркнем также, что кукольный театр в Сибири — явление практически неисследованное не только в искусствоведческом, но и в краеведческом аспектах. В связи со сказанным, обратимся к истории. Особенностью существования кукольных театров в начале XX века явилось их мощное развитие как профессионального вида искусства. Прослеживая панораму деятельности кукольных театров Сибири, можно констатировать, что все кукольные спектакли централизуются преимущественно вокруг детской аудитории, хотя в репертуаре некоторых театров присутствуют и спектакли для взрослых.
Новосибирский областной театр кукол возник из кукольного кружка, организованного в 1933 г. на базе ТЮЗа и постепенно перерос в самостоятельный театр. Свой первый сезон первый кукольный театр Сибири открыл 1 мая 1934 года спектаклем «Петрушка в гостях у школьников», который был
поставлен актрисой ТЮЗа Региной Лан-дис [1, с. 3].
Нам неизвестна музыка кукольных спектаклей ранних лет, ибо архив Новосибирского театра кукол по большей части содержит лишь информацию о режиссерах, руководителях и актерах-куколь-ииках. По воспоминаниям людей, знавших о деятельности театра с первых лет его существования, музыка в его спектаклях всегда занимала значительное место. Так, в личной беседе директор театра Н. Бирюля1 рассказывал о том, что в самых ранних кукольных спектаклях была не только подборка музыкальных отрывков2, но и в ряде случаев музыкальная импровизация.
Знаменательной вехой развития Новосибирского театра кукол явилось его творческое сотрудничество с эвакуированным в годы Великой отечественной войны театром кукол Сергея Образцова3. Благодаря этому творческому контакту произошли многие качественные изменения художественно-творческого порядка.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов музыку к кукольным спектаклям Новосибирского театра начал писать выпускник Ленинградской консерватории, а впоследствии известный сибирский композитор, автор первой сибирской оперы, народный артист РФ, профессор Георгий Николаевич Иванов. В архиве новосибирского театра до сих пор бережно хранятся клавиры и магнитофонные записи его спектаклей «Дети дремучего леса», «Самбо», «Слоненок», «Некрасивая девушка». Данные спектакли существуют в виде клавиров для аккордеона, а также в аудиозаписях, на которых зафиксировано звучание фортепиано. Использование данных инструментов связано с их популярностью в то время. Кроме того, аккордеон, баян и фортепиано благодаря объемности звучания способны в какой-то мере заменить оркестровое звучание. Немаловажным был тот факт, что передвижной на тот момент состав труппы Новосибирского театра кукол использовал различные музыкальные инструменты в зависимости от конкретной
ситуации. Характеризуя музыку в кукольных спектаклях Г. Иванова, можно отметить увлечения композитора «свежей» в то время стилизацией под джаз в спектакле «Сэмбо»; использование бытовых песенных жанров и городского романса в спектакле «Некрасивая девушка», что находилось в русле современных тенденций средины XX века.
В 1961 году в Новосибирский театр пришел начинающий свой творческий путь музыканта Григорий Яковлевич Го-берник4 — в настоящее время известный театральный композитор, народный артист России. Талантливый и творчески одаренный человек в то время только готовился к поступлению в консерваторию, в которой затем учился в классе крупнейшего сибирского композитора Ас-кольда Федоровича Мурова. Вплоть до 1965 года Г. Гоберник писал музыку и был заведующим музыкальной частью Новосибирского театра кукол. В аудиозаписях поставленных на его музыку спектаклях «Золотой мальчик», «Чуче», «Лямидинга», «Сказка о Иване строителе» звучит оркестр5, что повышает функционально значимость музыкального компонента в общем контексте спектакля. Композиторский стиль Г. Гоберника к тому времени еще не сложился, но, увлеченный идеей создания музыки к кукольным спектаклям, он стремился по-новому, более серьезно и в тоже время масштабно подойти к созданию музыки для детей, сделать ее интересной, насыщенной красочной палитрой оркестровых звучаний. Это был безусловный шаг вперед.
С 1965 по 1974 годы в театре не было постоянного композитора и, по воспоминаниям Г. Гоберника, музыкальное оформление спектаклей в основном базировалось на подборке музыки, лишь в редких случаях сочинялась оригинальная авторская музыка. Среди композиторов, писавших в это время для театра кукол, был Валентин Левашов — известный композитор-песенник, выпускник Новосибирского музыкального училища и Санкт-Петербургской консерватории6. В этот же период музыку к кукольным
спектаклям писала тогда еще студентка Новосибирской консерватории и ученица
A. Ф. Мурова Елена Шведчиковаг — в настоящее время известный сибирский композитор, кандидат искусствоведения Е. Джагарова.
Таким образом, в Новосибирском театре кукол происходил интересный творческий процесс профессионального становления начинающих композиторов, которые получили бесценный опыт сочинения музыки для театра кукол.
В связи со сказанным следует обратить особе внимание на личность композитора Владимира Михайловича Натан-зона. В 1974 году он пришел в театр как молодой композитор, а музыка его первых спектаклей «Лесной барабан», «Таинственный Шикопотам», «Туфли с золотыми пряжками» была написана в годы, когда В. Натанзон, обучался на дирижерском факультете Новосибирской консерватории и факультативно занимался композицией в классе А. Ф. Мурова. В 1990 году В. Натанзон повторно закончил Новосибирскую консерваторию, но уже как композитор. За более чем 35-летний период деятельности в кукольном театре в творческом багаже
B. Натанзона насчитывается около 60-ти кукольных спектаклей. Музыку к ним он продолжает писать и в настоящее время, по-прежнему являясь заведующим музыкальной частью Новосибирского областного театра кукол.
Следует сказать, что творчество В. Натанзона совсем не ограничивается музыкой для театра кукол. Он — композитор многоплановый, пишущий симфонические, хоровые, камерно-вокальные произведения, которые периодически исполняются, в том числе и в концертном зале «Сибирский» Новосибирского музыкального колледжа им. А. Ф. Мурова. Однако его душа, сердце и талант в большей степени принадлежит детям и театру, которому он посвятил основное дело своей жизни. С приходом Владимира Михайловича в Новосибирском театре кукол произошла качественная трансформация постановок по линии от элементарного музыкального оформления
кукольных спектаклей через музыку к кукольным спектаклям к действительно музыкальным кукольным спектаклям6. Продолжая традицию Г. Гоберни-ка, В. Натанзон вначале своей творческой деятельности также записывал фонограммы музыки к спектаклям, привлекая для этих целей артистов из оркестра А. Каца. Однако с 90-х годов XX века бурное развитие техники «открыло дорогу» музыкальным инновациям и композитор начал создавать музыку к спектаклям с помощью синтезатора который и в настоящее время он широко использует в своей деятельности.
Продолжая тему истории развития кукольных театров в Сибири, отметим, что вслед за Новосибирским кукольным театром начали появляться театры по всему региону. Так, в довоенный период были созданы пять театров в городах: Иркутск (1935 г.), Чита (1935 г.), Омск (1936 г.), Красноярск (1938 г.), Барнаул (1938 г.). Несмотря на трудное военное и послевоенное время были созданы еще 2 театра — в Новокузнецке (1942 г.) и Томске (1946 г.). Далее открылись кукольные театры в Кемерове (1961 г.) и Улан-Удэ (1967 г.). Характеризуя деятельность кукольных театров Сибири, создание которых относится к 1930—1960-м годам XX века, скажем, что, несмотря на единые творческие принципы, идущие от театра С. Образцова, все они развивались как самобытные творческие коллективы, неповторимые и своеобразные в художественно-творческих планах и устремлениях. Отметим и то, что в настоящее время в каждом крупном городе сибирского региона существует хотя бы один профессиональный кукольный театр. Кроме того, существуют любительские и самодеятельные театральные коллективы при домах культуры и различных культурно-просветительских учреждениях.
Общей тенденцией девяностых годов XX века и двухтысячных годов XXI века стало возникновение театров, оригинальной творческой направленности, воплощающих инновационные тенденции театральной драматургии, в том числе
и с помощью «искусства играющих кукол». В Новосибирске таким коллективом является Театр художественной куклы. Музыку к его спектаклям создавал Анатолий Яковлевич Дериев10 — известный театральный композитор, автор первых сибирских мюзиклов.
В настоящее время к театрам оригинальной творческой направленности можно отнести Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара, в котором имеются два спектакля для взрослых, где использованы произведения композиторов-классиков. Так, на музыку Э. Грига по пьесе Г. Ибсена ♦Пер Гюнт» поставлена пластическая сюита для актеров с куклами; а также спектакль с бумажными вырезными куклами, в котором звучит музыка П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева, созданный по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [2]. Скорее всего, авторы-постановщики данных спектаклей опираются на традиции современного западноевропейского театра, поскольку именно за рубежом уже многие годы сохраняется практика кукольных спектаклей на музыку композито-ров-классиков11. Использование, как правило, популярной классической музыки, не исключает наличие художественных авторских решений спектаклей, в которых ставятся оригинальные творческие задачи. Авторов-постановщиков увлекает то, что всем известная музыка, включая и оперную классику, персонифицирована с помощью кукол и получает новую или необычную исполнительскую трактовку.
Несомненный интерес представляет собой авторская музыка композиторов Сибири12. Однако сам факт ее существования в кукольном спектакле свидетельствует об устойчивом интересе к кукольному театру музыкантов-профессиона-лов. Отметим, что в Томском театре кукол музыку к спектаклям писали такие композиторы, как Сергей Королёв (работал в театре с 1948 по 1976 гг., известны более 10 наименований спектаклей), Владимир Николаев (с 1965 по 1974 гг. написал музыку к спектаклям
«Буратино», «Гаврош», «Мишка-лгу-нишка» и др.). В настоящее время музыку к кукольным спектаклям создает молодое поколение композиторов — Александр Чёрный (работает в театре с 1984 г., написал музыку к спектаклям «Мирандолина», «Три поросенка», «Сон в летнюю ночь», «Леди на день») и Валерий Филоненко (писал музыку к спектаклям «Солнышко и снежные человечки», «Таинственный гиппопотам», «Приключения Муми-троллей», «Кошкин дом»).
Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (г. Барнаул) сотрудничает с композиторами А. Берляковым, А. Чвёрткиным и Б. Костромитиновым, творческая деятельность которых также заслуживает внимания.
Красноярский краевой театр кукол сотрудничает как с местными, так и приглашенными композиторами из разных городов России — Ириной Беловой, Константином Туевым, Игорем Окольнико-вым, Валентином Дёминым, Александром Новиковым и другими. Творческие направления их деятельности в театре кукол отличаются разнообразием художественных позиций, от подборки музыкального материала до создания оригинальной музыки к спектаклям13.
Ведущим композитором в Иркутском областном театре кукол «Аистенок» является Сергей Маркидонов. Его имя как детского театрального композитора получило всеобщее признание жителей города Иркутска.
Одним из интереснейших и знаменательных явлений в недрах кукольно-те-атрального искусства является кукольный камерный театр Иркутска «Редкая Птица». Каждый их спектакль представляет собой уникальный синтез в одном лице актера, кукольника, композитора и художника. Основатели и организаторы этого театра — Игорь и Октябрина Титенко. Своим творчеством и средствами кукольного театра они возрождают традиции средневековой «комедии дель'арте». Театр «Редкая птица» имеет в репертуаре спектакли по мотивам известных средневековых сюже-
тов, главные персонажи: которых (Гамлет, Дон-Жуан, Фауст и др.) предстают в новой необычной образной интерпретации. Так из трагических героев известных классических сюжетов они в результате смысловых переакцентировок становятся комедийными. Все пьесы оригинальны, поскольку написаны авторами-постановщиками данного театра и пользуются успехом у зрительско-слу-шательской аудитории14. Игра актеров импровизационна, связана с непосредственной реакцией публики на действие спектаклей и музыка также имеет имп-ровизационно-творческий характер, т. е. отсутствует точный, раз и навсегда заданный нотный текст. Исполнители-инструменталисты (они же и актеры-ку-кольники, которые во время спектакля меняются не только ролями, но и в буквальном смысле местами) нграют на разных инструментах. Музыка исполняется не на основе клавира, а импровизируется
в соответствии с известной исполните-лям-актерам логикой спектакля и обусловлена сценарием. Авторы считают, что данная манера исполнения также связанна с традициями средневековья и полностью соответствует творческой концепции театра.
Подводя итоги сказанному, отметим, что музыка и музыкальная драматургия в кукольных театрах Сибири не только разнообразна, во многом инновационна и даже экспериментальна по предлагаемым творческим решениям. Она также представляет интерес искусствоведческого характера, что имеет важное значение для музыкальной науки в целом. Кроме того, дальнейшее изучение спектаклей и их особенностей позволяют судить об уровне культурной жизни региона, а также особенностях эстетического воспитания детей средствами кукольного театра.
Примечания
1 Беседа с директором Новосибирского областного театра кукол состоялась в декабре 2010 года.
2 Подборка - строго зафиксировавшей и регламентированный порядок не созданных (сочиненных) специально для данного кукольного спектакля музыкальных номеров/отрывков.
3 По данным архива Новосибирского театра кукол, кукольный театр Сергея Образцова в период с июля 1942 года по август 1945 года находился в городе Новосибирске.
4 Г. Я. Гоберник - известный театральный композитор, выпускник НГК им М. И. Глинки 1970 года. С 1990 по 1997 год был художественным руководителем молодежного театра «Глобус», а с 1997 года по настоящее время — заместитель художественного руководителя в государственном академическом Малом театре, г. Москва.
6 Из интернет-общения с композитором в феврале 2010 года нам стало известно, что на тот момент Г. Гоберник договаривался с артистами оркестра Арнольда Каца и записывал фонограммы для кукольных спектаклей на ГТРК Новосибирск. Сохранились записи названных спектаклей, которые были сделаны для малогабаритных бытовых магнитофонов («Днепр», МАГ-57) и магнитофонных приставок («Волна», МП-2) с магнитной лентой на пластмассо-
вой основе (бытовое название бабины). Использование оркестровых звучаний в кукольном спектакле, безусловно, создавало иной более значительный уровень воздействия на слушателя/зрителя; параллельно шло и развитие самого искусства театральных постановок, в которых благодаря внедрению оркестровых звучаний открывались новые возможности музыкальной выразительности.
6 В архиве театра имеется клавир с музыкой В. Левашова к спектаклю «Гортова мельница».
7 В архиве имеется клавир с музыкой Е. Шведчи-
кобш! к спектаклю «Сказка о попе и работнике его балде».
8 Основу последних характеризует четко выстро-
енная музыкальная драматургия с системой звуко-интонационных связей.
9 По сути, синтезатор заменяет разные инструменты, в том числе воспроизводит оркестровое звучание, создает различные спецэффекты звукоподражательной природы.
10 А. Я. Дериев (1951-2012) — известный театральный композитор, выпускник 1980 года кафедры композиции по классу Ю. П. Юкече-ва НГК им. М. И. Глинки.
11 Так, в Зальцбургском театре кукол ставят оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта», «Так поступают все», а немецкий театр кукол «Мот-
тенкефихъ» (город Pforzheim) представляет оперу в куклах «Das Nusch-Nuschi» («Нуш-Нуши») П. Хипдемита..
12 Информация о композиторах в разных кукольных театрах по Сибири была собрана на основе личной переписки с композиторами или администрацией театров. В настоящее время продолжается работа по сбору информации о сибирских композиторах — авторов музыки для театра кукол.
13 Заведующий музыкальной частью Александр Хромов сам является автором музыки к нескольким спектаклям, но признается, что в
основном делает подбор или аранжировку уже известных музыкальных композиций.
14 Необычным для российской публики является и технологическое решение спектаклей этого театра, основу которых составляет средневековая западноевропейская постановочная традиция. Она связана с особым визуальным сценическим решением - кукловоды находятся на сцене, управляя марионетками. Их тела укутаны черными плащами, а лица скрыты под маской «остроносой вороны» - образ, входящий в фантазийные и мифологические сюжеты.
Литература
1. 75 лет Новосибирскому областному театру кукол [Буклет]. - Новосибирск, 2009. — 32 с.
2. Кемеровский областной театр кукол, сайт театра. Код доступа: http://www.kempuppet.ru [Дата обращения: 16.03.2012]
3. Некрылова А. Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный театр. Уч. пособие — Л., 1983. - 52 с.
4. Фаттахудинова М. С. Музыка в кукольном спектакле: поиск специфики // Театрон. -2009. - № 2. - С. 112-121.
5. Фрейденберг О. М. Семантика постройки кукольного театра. Код доступа: http:// Treidenberg.ru/Docs/Научные-труды/Статьи/ [Дата обращения: 21.02.2012]
References
1. 75 let Novosibirskomu oblastnomu teatru kukol [75 years Novosibirsk Regional Puppet Theater]. [Buklet]. - Novosibirsk, 2000. - 32 s.
2. Kemerovskij oblastnoj teatr kukol, sajt teatra. [Kemerovo regional puppet theater, theater poster] Kod dostupa: http://www.kempuppet.ru [Data obrashhenija: 16.03.2012]
3. Nekrylova A. P., Gusev V. E. Russkij narodnyj kukol'nyj teatr. [Nekrylova A. F., Gusev V. E. Russian folk puppet theater.] Uch. posobie — L., 1983. - 52 s.
4. Fattahudinova M.S. Muzyka v kukol'nom spektakle: poisk specifiki [Fattahudinova M. S. Music in the puppet show: find specifics] // Teatron. 2009, № 2. S.112-121.
5. Frendenberg O. M. Semantika postrojki kukol'nogo teatra. [Freudenberg O. M. Semantics built a puppet theater.] Kod dostupa: http://freidenberg.ru/Docs/Nauchnye-trudy/ Stat'i/ [Data obrashhenija: 21.02.2012]
Кукольные театры Сибири: музыкально-краеведческий экскурс
Кукольный театр, будь то профессиональный или любительский, — явление распространенное, но не изученное в музыкознании. Его спектакли тесно связаны с музыкой, звуком, словом, которым принадлежит значительная содержательно-смысловая нагрузка. Кукольный театр особенно важен для детской аудитории, поскольку несет в себе эстетическую, этическую и познавательно-воспитательную функции.
Театр кукол имеет давнюю историю и широко распространен в Сибири. Первый профессиональный кукольный театр появился в Новосибирске, в 1934 году, а далее — Иркутск,
Puppet theaters Siberia: musical excursion of local lore
Puppet theater, whether professional or amateur — a widespread phenomenon, but not studied in musicology. His performances are closely connected with music, sound, word, which owns a large content- semantic load. Puppet theater is especially important for children's audience, as bears aesthetic, ethical and informative and educational functions.
Puppet theater has a long history and is widely distributed in Siberia. First professional puppet theater appeared in Novosibirsk, in 1934, and more — Irkutsk, Chita, Omsk, Krasnoyarsk, Barnaul, Novokuznetsk. Until the end of the 60s of the twentieth century theaters
Чита, Омск, Красноярск, Барнаул, Новокузнецк. До конца 60-х годов XX века были открыты театры в Томске, Кемерове, Улан-Удэ. Сегодня в каждом крупном городе региона имеется хотя бы один профессиональный кукольный театр.
Для кукольного театра музыку писали такие крупные композиторы Сибири, как — Г.Иванов, С. Королёв, Г. Гоберник, В. Натан-зон, А. Дериев и др. Наряду с авторской музыкой в настоящее время к кукольным спектаклям активно используются музыкальные подборки из произведений композиторов-классиков. В качестве экспериментальной работы можно выделить деятельность иркутского театра кукол «Редкая птица». В нем используется музыкальная импровизация как основной метод озвучивания спектакля.
Статья отражает разнообразие творческих подходов в деятельности театров Сибири. Особая роль принадлежит авторам, которые создают особый музыкальный мир детского кукольного спектакля. Он тесно связан с культурной жизнью региона и особенностями воспитания детей средствами кукольного театра.
Ключевые слова: кукольный театр в Сибири, музыка в театре кукол, сибирские композиторы.
were opened in Tomsk, Kemerovo, Ulan- Ude. Today, every major city in the region have at least one professional puppet theater.
Puppet theater music composers wrote such major Siberia as — G. Ivanov, S. Korolev, G. Gobernik, V. Natanzon, A. Deriev, etc. Along with the author's music now to puppet shows are widely used musical selections from the works classical composers. As experimental work can distinguish the work of Irkutsk Puppet Theatre «Rare bird». It uses musical improvisation as a primary method Df scoring performance.
The article reflects a variety of creative approaches to theater activity in Siberia. A special role belongs to the authors who create custom music world children's puppet show. It is closely linked with the cultural life of the region and features parenting means puppet theater.
Keywords: puppet theater in Siberia, music in the puppet theater, Siberian composers.
Решетова Наталья Михайловна, аспирант Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки. Е-таП: theoretic-natali@mail.ru 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 31.
Reshetova Natalia Mihailovna, graduate student Novosibirsk State Conservatoire (Academy) named after MI Glinka. E-mail: theoretic-natali@mail.ru 630099, Novosibirsk, Sovetskaya str., 31.
Робустова Людмила Павловна, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент; член Общества теории музыки; член Научного совета по проблемам истории музыкального образования. E-mail: Robus2004@yandex.ru 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 31.
Robustova Lyudmila Pavlovna, head of the Department of music education and education of Novosibirsk state Conservatoire (Academy) named M. I. Glinka, PhD, associate Professor; member of the Society for music theory; member of Scientific Council on problems of history of music education. E-mail: Robus2004@yandex.ru 630099, Novosibirsk, Sovetskaya str., 31.