ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2010. № 5
М.В. Елбаева
(аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
КУБИНО-АМЕРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ КУБЫ (1981-2009)
В статье рассматриваются цели и методы деятельности Кубино-амери-канского национального фонда (КАНФ), созданного в штате Флорида (США) в 1981 г. как некоммерческая организация, объединяющая эмигрировавших кубинцев. КАНФ провозглашает своей целью борьбу за права человека и установление гражданского общества на Кубе, поддержку диссидентских групп на острове и т.п. Однако методы, которые использует КАНФ, подчас далеки от демократических. В частности, это выражается в нетерпимости к установлению кубино-американского диалога, в поддержке экономического эмбарго и других санкций, направленных против Кубы, и т.д. Данная линия КАНФа в основном реализуется консервативно настроенными кубинскими эмигрантами при поддержке правительства США.
Ключевые слова: Кубино-американский национальный фонд, права человека, кубинская эмиграция, законы Торричелли и Хелмса—Бертона, международные правозащитные организации, ООН, экономическое эмбарго.
The article analyses aims and methods of Cuban American National Foundation (CANF), established in Florida (USA) in 1981 as a non-commercial organization that united Cuban immigrants. CANF declared that its aim is to struggle for human rights and to establish civil society in Cuba, to support dissenter groups on the island etc. Yet the methods used by the Foundation are far from democratic. For instance, the Foundation is unwilling to establish Cuban-American dialogue and it supports economic embargo and other sanctions against Cuba etc. This policy of CANF is fulfilled by conservative Cuban immigrants supported by US government.
Key words: Cuban American National Foundation, human rights, Cuban emigration, Torricelli Act and Helms-Burton Act, international human rights
organizations, UNO, economic embargo.
* * *
Самая многочисленная диаспора кубинских эмигрантов в мире проживает в США, в штате Флорида. Согласно данным на 2008 г., численность выходцев c Кубы в данном штате составляет 833 120 человек, затем следуют штат Нью-Джерси, где проживают более 77 тыс. человек и штат Калифорния c 72 тыс. человек1. В Майами компактно проживает влиятельная группа кубинцев, имеющая тесные связи не только с местными, но и с федеральными властями. Довольно
* Елбаева Марина Валерьевна, тел.: 8-926-369-67; e-mail: [email protected]
1 American Cubans: past, present and future // Cuban studies. 2008. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press. \fol. 15. P. 5.
часто они оказывают серьезное влияние на политику США в отношении Кубы, что не раз становилось предметом критики со стороны различных международных организаций.
Одной из наиболее влиятельных организаций эмигрантов с острова в США является Кубино-американский национальный фонд. Основателем КАНФа был кубинский эмигрант Хорхе Мас Каноса, являвшийся его бессменным лидером до своей смерти в 1997 г. Хорхе Мас Каноса как глава КАНФа тесно сотрудничал с тремя президентскими администрациями США (Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего, Билла Клинтона), что выразилось в принятии известных законов об экономическом эмбарго против Кубы — актов Торричелли и Хелмса—Бертона. Как основную цель КАНФа Мас Каноса выделял прежде всего «продвижение свободы, демократии и прав человека на Кубе, а также окончание диктатуры Фиделя Кастро»2.
Таким образом, КАНФ ставит перед собой задачу преобразования Кубы в «свободное и демократическое государство», причем эти перемены должны проходить согласно трем основным принципам фонда. Во-первых, любые перемены на острове должны быть совершены ненасильственным образом и отражать естественную волю и неотъемлемые права кубинского народа. Во-вторых, преобразования не должны насаждаться извне, и, наконец, поддержка и защита соответствующих перемен должны быть обязанностью всех кубинцев, правительств и международных организаций, выступающих за демократизацию Кубы3. Текущей стратегией фонда является всевозможная поддержка диссидентского движения и оппозиции на острове. Данная поддержка выражается посредством, во-первых, «спонсорской помощи в ненасильственной борьбе диссидентов за свободу и права человека на острове», во-вторых, «в продвижении и защите интересов диссидентов на уровне мировой общественности», и в-третьих, «в противодействии пропагандистской машине режима Фиделя Кастро, а также в развенчивании мифов о его революционных триумфах»4.
Тем не менее методы, которые используют члены КАНФа в достижении упомянутых выше преобразований на Кубе, зачастую носят отнюдь не демократический характер. Так, российский ла-тиноамериканист В.П. Сударев утверждает, что «на протяжении 90-х гг. в конгрессе США "правил бал" КАНФ, создав мировой прецедент, когда диаспора определяла политику страны, а амби-
2 Official web site: The Cuban American National Foundation. Our Founders. http://168.143.4.202/canf/about/our-founders/
3 Official web site: The Cuban American National Foundation. About Us. Mission Statement. http://168.143.4.202/canf/about/about-us/
4 Ibid.
циозность, политическая нетерпимость и агрессия лидеров проявлялась в том, что они чувствовали себя "хозяевами Флориды", позволяя себе терроризировать СМИ и университеты за симпатии к кастровской Кубе»5. Особое положение кубинских эмигрантов в США отмечено также в работе российских ученых «Латиноамериканские диаспоры в США»: «Кубинцы представляют собой устойчивый феномен "гражданства на расстоянии", когда всего 4,3% от общей численности испаноговорящего населения США обладает самой большой экономической силой и политическим влиянием»6.
О негативных последствиях деятельности Кубино-американ-ского национального фонда говорит и Томас Леонард в своем исследовании «Кастро и кубинская революция». Он подчеркивает, что отказ вести равный диалог с островом, поддержка экономических санкций в отношении Кубы не могут сказаться положительно на образе кубинской нации, указывая, что существование такого фонда «негативно отражается на образе единого кубинского народа»7.
Исследователи отмечают, что «вопросы межгосударственных отношений стали предметом обсуждения на муниципальном уровне, так с 1982—1983 гг. Городская комиссия Майами выпустила 28 постановлений и законов, имеющих отношение к американской внешней политике», превратив данную территорию «в единственный город в США, где антикоммунизм — муниципальная проблема»8. Таким образом, представляется, что КАНФ играл и, скорей всего, продолжает играть существенную роль в кубино-американских отношениях, поэтому постараемся проследить истоки и основные этапы развития данной организации.
КАНФ начал свою деятельность в 1981 г. во время президентского срока Рональда Рейгана. Ключевыми фигурами в КАНФе стали интеллектуальные круги кубинских эмигрантов, связанных с политической группой «Новое право» в Вашингтоне; небольшая группа консервативно настроенных кубинцев, являвшихся членами Республиканской партии; и, наконец, наиболее значительная среди всех, группа ультраправых кубинцев, представлявших бизнес-интересы Майами9.
Уже упоминавшийся ранее основатель КАНФа Хорхе Мас Ка-носа был назначен президентом Рональдом Рейганом главой президентского совета по радио/телевещанию на Кубу, а также главой
5 Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М., 2004. С. 171.
6 Латиноамериканские диаспоры в США / Отв. ред. Б.И. Коваль. М., 2003. С. 157.
7 Leonard Th.M. Castro and the Cuban revolution. London, 1999. P. 78.
8 Латиноамериканские диаспоры в США. С. 176.
9 Arboleya J. Las nuevas vertinientes de la contrarevolución cubana: una imagen fabricada para Europa // En Revista de Estudios Europeos. European Study Center. Vol. VI. N 25—26. P. 122—132.
правительственной комиссии за свободную Кубу10. Данное сотрудничество было взаимовыгодным, так как американские власти получали не только дополнительные голоса избирателей, но и своеобразный политический инструмент в своей антикубинской риторике, а ультраправое крыло кубинских эмигрантов — значительную политическую и материальную поддержку, а также возможность контактировать с местными политиками, продвигать свои национальные интересы и доминировать в кубино-американском сообществе.
В истории взаимоотношений правительства США и Кубино-американского национального фонда, конечно же, большую роль играл тот факт, какая партия пребывала у власти. Так, с 1981 по 1993 г., т.е. в период президентства республиканцев Рональда Рейгана и Джорджа Буша-ст., произошло установление связей КАНФа с Вашингтоном. Именно в этот период, как отмечает российский исследователь В.П. Сударев, «КАНФ продвигал идею, что вся латиноамериканская политика США должна делаться не в Вашингтоне, а в Майами»11. Это выражалось в лоббировании экономического эмбарго против Кубы (акт Торричелли от 1992 г., который, в частности запрещал судам торгующих с Кубой компаний заходить в американские порты в течение шести месяцев, а также ликвидировал всякую возможность частного финансирования «режима Кастро», вплоть до запрета кубинским эмигрантам переводить средства на счета родственников на Кубе), ежегодном продвижении проблемы прав человека в Комитете по правам человека ООН и т.д.
К концу 90-х гг. ХХ в. КАНФ несколько утратил свои позиции, что было во многом связано со смертью его главы Хорхе Мас Ка-носа в 1997 г. Так, в 1998 г. был проигран «бой» за принятие антикубинской резолюции в Комитете по правам человека ООН; КАНФ также не смог воспрепятствовать решению администрации Клинтона по либерализации поставок на Кубу медикаментов и продовольствия. К тому же в США стали появляться различные организации, выступавшие за более мягкое отношение к Кубе и установление равного диалога с правительством Фиделя Кастро; многие бизнесмены кубинского происхождения призывали к совместному решению проблемы продовольствия на Кубе12. Но, несмотря на это, а также на пребывание у власти президента от Демократической партии Билла Клинтона, в 1996 г. был принят широко известный закон Хелмса—Бертона, носивший, несомненно, экстерриториальный характер. Данный закон, под названием «За свободу и демократическую солидарность с Кубой» являлся результатом
10 Official web site: The Cuban American National Foundation. Our Founders. http://168.143.4.202/canf/about/our-founders
11 Сударев В.П. Указ. соч. С. 171.
12 El Nuevo Herald. 1998. 23 May.
мощного лоббирования КАНФа и в ультимативной форме требовал изменения общественного строя суверенной страны, выплаты 100-миллиардной компенсации американским гражданам, в том числе кубинского происхождения, эмигрировавшим с острова и т.д.13 Принятие закона вызвало возмущение мировой общественности, что заставило Билла Клинтона отложить введение в силу третьего раздела, касающегося защиты американской собственности на Кубе и направленного в первую очередь против иностранных инвесторов, сотрудничающих с Гаваной14.
Таким образом, КАНФ свободно проводил свою политику и выражал собственный взгляд на то, как должны развиваться Куба и кубино-американские отношения в частности. Такую свободу деятельности он во многом заслужил своим активным участием в финансировании предвыборных кампаний кандидатов в президенты. Так, президент Билл Клинтон довольно тесно сотрудничал с Кубино-американским национальным фондом начиная с 1992 г., когда в обмен на его поддержку акта Торричелли КАНФ перечислил около 350 тыс. долл. на военную кампанию США15. Данное событие вызвало определенный раскол в рядах фонда, который до этого поддерживал республиканцев, в результате чего связи фонда с консервативной частью истеблишмента США были подорваны16.
В 2000-е гг., с приходом в Белый дом республиканца Джорджа Буша-мл., КАНФ вновь завоевал влиятельные позиции, и как отмечается наблюдателями, связано это было во многом с внушительными финансовыми вливаниями кубинских эмигрантов в избирательную кампанию Буша. Так, в 2003 г. в штате Флорида было собрано около 20 млн долл., что стало абсолютным рекордом, учитывая, что в Нью-Йорке было собрано 4 млн, в Калифорнии — 5 млн долл.17 Поэтому Джорджу Бушу было необходимо все время демонстрировать враждебность к Кастро, вести пропагандистскую войну согласно взятым перед кубино-американской общиной обязательствам.
Тем не менее в этот же период в самом кубино-американском сообществе, и в КАНФе в частности, наметился серьезный раскол на ультраправых и умеренных. Например, опрос общественного мнения, проводившийся Международным университетом Флори-
13 Cuban liberty and democratic solidarity Act of 1996. Title I — Straightening international sanctions against the Castro government. Title III — Protection of property rights of United States nationals.
14 Cuban liberty and democratic solidarity Act of 1996. Title III — Protection of property rights of United States nationals.
15 La Jornada. 2001. 14 May.
16 Arboleya J. The US-Cuba migration conflict. Melbourne, 1994. P. 61.
17 The Guardian. 2009. 15 June.
ды в 2001 г., показал, что 56% кубинцев, проживавших в Америке, выступали за установление диалога и ровных отношений с островом, и только около 20—25% кубинцев готовы были вернуться на родину, если Фидель Кастро не будет находиться у власти18.
Несомненно, что, несмотря на попытки КАНФа позиционировать себя как выразителя идей и настроений всего кубино-амери-канского сообщества в США, на самом деле это далеко не так19. Сильные позиции КАНФа объясняются скорее доминированием в сообществе ультраправых бизнесменов Майами. Кроме этого, не стоит забывать о двух факторах: во-первых, сильные консервативные настроения всегда были достаточно распространены в эмигрантской среде, во-вторых, политическая близость кубино-американского сообщества к Вашингтону позволила укрепить их экономические позиции.
В 1992 г. организация «Америкас уотч» («Americas Watch»), созданная в 1981 г. как некоммерческая и внепартийная, являющаяся отделением «Хьюман райтс уотч» («Human Rights Watch») по странам Южной и Центральной Америки, издала отчет, в котором проанализировала роль кубинских эмигрантов в США и КАНФа в частности. Их основной вывод заключался в том, что кубино-
американская диаспора ответственна за создание на Кубе климата
20
политических репрессий и нетерпимости к оппозиции20.
Исследователи «Америкас уотч» привели случаи запугивания и угроз со стороны кубинских эмигрантов в отношении тех, кто придерживался более умеренных взглядов на политику Фиделя Кастро или ситуацию на Кубе в целом. Авторы отчета под названием «Опасный диалог: атаки на свободу слова в среде кубинской эмиграции в Майами» пришли к выводу, что в вышеупомянутой среде доминируют силы, «не допускающие выражения какого либо иного мнения, отличного от их собственного». Причем представители данных сил не исключали и применения более решительных мер по отношению к «оппозиции». Представляется, что такая ситуация не могла бы возникнуть без определенной поддержки некоторых правительственных групп на всех уровнях. Причем подчас эта поддержка достигалась даже посредством запугивания чиновников. «Хьюман райтс уотч» отмечает, что даже публикация их отчета встретила серьезное противодействие со стороны лидеров КАНФа21.
18 Cuban Studies. 2003. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press. Vol. 34. P. 16.
19 Official web site: The Cuban American National Foundation. Issues and Policies. CANF White Paper. Cuba in Transition 2006. http://168.143.4.202/canf/issues/canf-white-paper-cuba-in-transition-2006/
20 Human Rights Watch/Americas Human Rights Watch Free Expression project. \bl. 6. N 14. Threats to Freedom of Expression Continue in Miami's. November 1994. P. 7.
21 Ibid. P. 2, 3, 5.
Правозащитная организация также приводит пример, когда после конференции «Нация и эмиграция», проходившей 22—24 апреля 1994 г. в Гаване, ее участники, возвратившись в Майами, стали получать в свой адрес послания с угрозами и оскорблениями22. Правительство Кубы являлось инициатором проведения данной конференции, на которую пригласили более 200 эмигрировавших кубинцев, и это стало первой встречей сторон с 1978 г. И хотя конференцию посетили кубинцы из более чем 29 стран, большинство из них приехало из Майами. Кубинские эмигранты представляли как политические, так и экономические интересы, кто-то симпатизировал режиму Кастро, кто-то был настроен категорически против.
К конференции еще до ее начала было приковано внимание общественности и прессы, особенно в Южной Флориде, где в местных изданиях публиковались различные новости, истории, интервью и т.д. Но в целом до начала конференции атмосфера была достаточно спокойной. Хотя и были некоторые исключения, когда в феврале 1994 г. участникам конференции направлялись послания с угрозами от имени полувоенной организации «Альфа 66», где сообщалось, что любой, кто «посетит Кубу, вступит в диалог с кубинскими властями или предложит прямую или косвенную поддержку правительству, будет считаться военной целью и пострадает от последствий на Кубе или вне ее пределов». Некоторые из получивших подобные послания сделали соответствующие заявления в Департамент юстиции, а также в ФБР. Хотя дальнейшее расследование, как упоминается в отчете, не дало каких-либо кон-
23
кретных результатов23.
Сама конференция была закрыта для прессы, но личный прием у Кастро был записан на пленку и позднее продан телеканалам Майами правительством Кубы. В частности, в фильме было показано, как многие эмигранты приветствуют Кастро, обмениваются рукопожатиями, ведут с ним разговор и т.п.24 Все это было воспринято отрицательно теми эмигрантами, кто был настроен откровенно враждебно к правительству Кубы.
По возвращении в Майами участники конференции были встречены представителями полиции и ФБР и в их сопровождении отправлялись по домам, дабы избежать столкновений с агрессивной толпой протестующих. Многие из прибывших домой, как уже было сказано ранее, получили звонки, письма и факсимильные послания с оскорблениями и угрозами. Но некоторые пострадали и больше. Так, спустя четыре месяца после конференции офис ее участника Макса Лесника в Майами подвергся нападению (соглас-
22 Ibid. P. 4.
23 Ibid. P. 3.
24 Ibidem.
но данным «Америкас уотч», нападавшие использовали «коктейль Молотова»)25. Макс Лесник, издатель, выпускающий с 1967 г. журнал «Реплика» (в котором не затрагиваются вопросы кубино-амери-канских отношений), широко известен в Майами своими независимыми высказываниями и суждениями о том, что нужно вести открытый и равный диалог с Кубой. Эти же мысли были озвучены им на конференции в Гаване, за это же он был подвергнут критике на местной радиостанции Майами. Как заявил Лесник, это уже второе покушение на его издательство со стороны консервативной части кубинской эмиграции, первая попытка была совершена еще в 1980 г.26
«Америкас уотч» в своем докладе приводит различные примеры дискриминации и устрашения «несогласных» кубинских эмигрантов в Майами, особенно после осуществления ими каких-либо контактов с Гаваной. Например, в одном из ресторанов Майами появилось объявление: «Администрация и работники ресторана "Кавама" заявляют, что участникам недавней конференции в Гаване не будут рады в нашем заведении». Не останавливаются также и перед более решительными действиями, так, одна из пострадавших призналась, что была избита тремя неизвестными, которые выкрикивали при этом «предательница», «коммунистка» и т.д.27
Очевидно, что многие антикастровски настроенные кубинцы действуют в отношении тех, кто думает иначе, чем они, так же как и ненавистный им режим. Нельзя забывать и о том, что кубино-американское сообщество имеет очень сильные экономические позиции, оно создает рабочие места. И если кто-то, являясь членом этого сообщества (т.е. в какой-то мере зависит от него), владеет магазином или любым другим бизнесом и при этом не придерживается антикастровской линии поведения, то вполне возможно, что он может ощутить на себе давление именно экономического характера. В частности, не редки случаи закрытия кубинскими эмигрантами банковских счетов под влиянием угроз; в одном банке руководители уволили сотрудника ввиду опасения возможных террористических атак28.
Данным выводам вторит и Межамериканская ассоциация прессы, утверждающая, что «кубинские силы в Майами пытаются замолчать другие точки зрения и мнения, как в Майами, так и на Кубе»29. При этом используются различные способы, от сокрытия
25 Ibid. P. 4.
26 Ibid. P. 6.
27 Ibid. P. 3, 7.
28 New York Times. 1995. 15 Aug. P. 4.
29 La Sociedad Interamericana de Prensa. Informe de Cuba. 1998. 14 June. http:// www.sipiapa.org/v4/index.php?page=det_informe&asamblea=24&infoid=373&idioma=sp
до насилия, включая и экономическое давление. В докладе имеется упоминание о попытках Городской комиссии Майами изгнать Кубинский музей искусства и культуры, который выставлял произведения художников, не порвавших с режимом Кастро30. Основные обвинения были выдвинуты против Кубино-американского национального фонда как инструмента тех кубинских бизнесменов, которые видят себя лидерами посткастровской Кубы и стараются дискредитировать тех, кто не разделяет их точки зрения. Представитель «Америкас уотч» заявил, что не знает ни одного другого сообщества в Америке с такой степенью устрашения и отсутствия свободы по отношению к думающим иначе31.
В частности, о возможностях кубинской эмиграции говорит начало работы в 1990 г. «Радио Марти» с объемом вещания более 1200 часов в неделю. Этот проект был задуман администрацией президента Р. Рейгана с целью поддержки и усиления внутренней оппозиции на Кубе, а также в качестве первого этапа кампании в защиту прав человека в ООН. Учитывая довольно тесные связи между Кубино-американским национальным фондом и администрацией президента, неудивительно, что проект создания «Радио Марти» был без задержек одобрен в конгрессе США. Основную сетку вещания новой станции составляло освещение внутренних кубинских проблем. Также через «Радио Марти» запускали некоторые передачи из Майами (а также станцию «Голос Америки»), на что у руководителей не было права, и они таким образом нарушали регламент Информационного агентства США32. Ситуацию накаляет и деятельность некоторых других испаноязычных радиостанций, таких, как «Радио мамби», «Ла кубанисма», «Радио сиэмкью». В частности, в радиоэфире допускаются следующие выражения в отношении тех, кто не испытывает явной вражды и агрессии к официальным властям на Кубе: «агенты Фиделя», «шпионы», «собаки», «предатели» и т.д.; также ведущие программ призывают своих слушателей отказывать в своих услугах «несогласным» или же выбрать тех, по отношению к кому стоит осуществить так называемый «акт отречения»33. «Хьюман райт уотч» в своем докладе отмечает, что самая влиятельная испаноязычная радиостанция Майами «несомненно, несет свою долю ответственности за создание репрессивного климата и ущемления свободы слова»34. Как отмечают наблюдатели, бездействие администрации города приводит лишь к усугублению ситуации.
30 Ibid.
31 Human Rights Watch/Americas Human Rights Watch Free Expression project. P. 10.
32 Granma. 1990. 8 Sept.
33 Corzo C. Radio stations against Cuba // The Miami Herald. 1994. 25 June. P. 4.
34 Human Rights Watch/Americas Human Rights Watch Free Expression project. P. 8.
Об этом говорит и Франциско Арука, кубинский эмигрант, с 70-х гг. проживающий в США. Примечательно, что считающийся сегодня умеренным Франциско Арука в 60-х гг., находясь на Кубе, выступал против революционного правительства и был приговорен к тюремному заключению. Арука вспоминает, что в 1986 г., когда он только открывал свой туристический бизнес в Майами, то испытал серьезное давление со стороны консервативной части кубинской эмиграции, которую он называет «индустрией зла», намеренно препятствующей нормализации отношений с Кубой35.
Лидеры КАНФа часто апеллируют к таким понятиям, как «свобода слова» и «демократия»», но зачастую они сами не пытаются следовать их принципам. Наиболее часто представители кубинской эмиграции Майами критикуют правительство Кубы за отсутствие свободы слова на острове. Но одна из самых читаемых и имеющих большие тиражи газет на испанском языке в Майами, «Нуэво херальд», является изданием, выражающим мнения исключительно консервативных групп граждан, и в ней практически отсутствуют статьи с иной точкой зрения.
На сегодняшний день действует Декрет 101 (Ordinance 101), который удалось провести кубинским эмигрантам в Городском собрании (City Hall). Данное постановление препятствует любому контакту между государственными фондами или же объектами государственной собственности и кубинскими артистами, спортсменами, а также любой компанией, имеющей связи с Кубой. Таким образом, в Майами не может состояться какое-либо шоу, выставка или концерт, если Куба имеет к этому малейшее отношение36.
По мнению Франциско Аруки, этим кубинцам удалось создать в Майами как бы «свою Кубу», и именно поэтому они так стремятся изолировать Кубу «реальную», островную. Хотя и эта «маленькая Куба» отнюдь неоднородна. Конечно, это связано с несколькими волнами эмиграции с Кубы в Америку, что само по себе не является предметом данной статьи, но становится важным фактором при анализе политических настроений и взглядов разных поколений кубинцев, прибывших с острова и осевших именно в штате Флорида. Так, мы можем выделить три значительных слоя кубинской эмиграции. Во-первых, это те, кто покинул Кубу уже в зрелом возрасте, в период 1959—1964 гг., представители политической и экономической элиты и кто на сегодняшний день является костяком консервативной части кубино-американского сообщества, выступающей за усиление экономического эмбарго. Для многих кубинцев из так называемой «первой волны» вопрос отношения к Кубе уже давно превратился в вопрос личного отношения к Фиделю
35 Cathy B. Miami // Times. 1999. September.
36 http://www.miamidade.gov/COB/zoning_reso.asp
6 ВМУ, история, № 5
81
Кастро. Во-вторых, те, кто прибыл в США в детском или же подростковом возрасте. Сами себя представители этого поколения называют «1,5 поколением», они придерживаются более умеренных взглядов, чем их родители. В значительной степени это связано с тем, что многие из них учились в университетах или же работали в других городах США, где восприняли или увидели другой взгляд на происходящее на Кубе. В основном эти кубинцы проживают в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Лос-Анджелесе, Чикаго, имеют высокую профессиональную квалификацию и относятся более терпимо к своей исторической родине. И, наконец, «второе поколение» — те, кто родился и вырос в США, особенно, в штате Флорида, находятся под влиянием ультраправых идей и не приемлют никакого диалога с современной Кубой. Как отмечают современные исследователи, «присущая кубинцам первого поколения увлеченность проблемами внешней политики и антикастровской деятельностью во втором и тем более третьем поколении перестает доминировать, отношение к Кубе становится скорее позитивным, политические приоритеты начинают концентрироваться на внутриэтнических проблемах в самих США, а не на проблеме внешнего врага»37.
Профессор Международного университета Флориды, основатель Института кубинских исследований при университете Лисан-дро Перес прибыл в США в середине 1960-х гг. с родителями и считает себя принадлежащим «1,5 поколению». Объясняя название своего поколения, Перес говорит, что такие, как он, прошли становление не в Майами, а в других городах, где была развита борьба за гражданские права, пацифистские выступления во время войны во Вьетнаме и т.д. И таким образом они смогли впитать другие идеи, отличные от пропагандировавшихся поколением их родителей38. Характеризуя «второе поколение», Перес отмечает, что молодые кубино-американцы, присутствующие на его лекциях, имеют мифологическое представление об острове и о жизни там, основанное лишь на рассказах своих родителей39.
Такой образ Кубы подчас является результатом того, что часто диссиденты, прибывающие в США, практически сразу получают предложение напечатать книгу с воспоминаниями о годах, прожитых на Кубе. Так была издана книга Анхела Пардо с драматическими подробностями пребывания в различных кубинских тюрьмах. Естественно, что как любые мемуары, данная книга не лишена субъективности в описании событий и ограничивается лишь изображением камер, душевых, столовых и т.д. Несомненно, что усло-
37 Латиноамериканские диаспоры в США. С. 184.
38 Grenier G., Gladwin H., McLaughen D. Views on policy options toward Cuba held by Cuban American residents of Dade County. Miami, 2000. P. 15, 16.
39 Ibid. P. 16.
вия, описанные в воспоминаниях Пардо, чрезвычайно тяжелы, но трудно представить, что в 1960-е гг. тюрьмы любой другой страны Латинской Америки могли бы похвастаться повышенной комфортабельностью40.
Другой известный эмигрант, отбывший срок на Кубе за терроризм, Армандо Валльядарес, впоследствии занявший высокий пост председателя делегации США в Комиссии по правам человека ООН, также издал свои воспоминания под названием «Вопреки всем надеждам»41. Описание «кубинского ГУЛАГа» Валльядаресом было воспринято скептически писателями и учеными из других стран, учитывая участие автора в репрессиях проамериканского режима Ф. Батисты. Кроме этого, мемуары содержат многочисленные фактические ошибки и неточности42. Действительно, в содержательном плане книга почти наполовину состоит из детального описания событий и диалогов, свидетелем которых Валльядарес не был.
Можно предположить, что все эти якобы правдивые свидетельства диссидентов являются в свою очередь одним из проявлений идеологической борьбы, ведущейся между США и Кубой на протяжении многих лет. И целью их, к сожалению, становится не комплексный анализ существующих проблем прав человека на Кубе, а критика революционного режима и восхваление американской модели демократии. Оппозиционеры до сих пор были не способны представить альтернативный проект развития Кубы, который поддержала бы более или менее значительная часть населения.
Зато за последние 20 лет кубинские диссиденты приобрели значительное влияние в конгрессе США, где создали мощное кубино-американское лобби, которое смогло добиться принятия известных актов Торричелли и Хемлса—Бертона. Лисандро Перес считает, что американские власти идут навстречу кубинским эмигрантам и претворяют в жизнь большинство их пожеланий также из-за того, что большинство американцев в действительности равнодушно к политике страны по отношению к Кубе и им проще отдать данный вопрос под контроль кубинской эмиграции43.
Пользуясь этим, ультраправое крыло кубинской эмиграции постоянно ищет предлог, чтобы спровоцировать Вашингтон на какие-либо действия против Кубы, в целях дестабилизации мирного климата, существующего в данный момент на острове. Достаточно часто американские власти уступали кубинской эмиграции в вопросах политики США по отношению к Кубе. Например, это выразилось в создании уже упоминавшегося ранее «Радио Марти», чье вещание на остров оплачивается из государственного бюджета.
40 Pardo A. Cuba. Memorias de un prisionero político. 1964—1988. Florida,1992. P. 29.
41 Valladares A. Against all hopes. N.Y., 1986. P. 25.
42 Acicri M. Cuba. Politics, economics and society. N.Y., 1988. P. 119.
43 Ibid. P. 18.
Интересен и тот факт, что сами кубино-американцы называют себя как на испанском, так и на английском языках изгнанниками, а не эмигрантами (т.е. «exiliados» и «exiles», а не «emigrantes» и «immigrants»). Это подтверждается различными источниками, использованными в данной статье. Сами кубино-американцы объясняют это тем, что «эмигранты» — это те, кто добровольно покинул свою историческую родину по экономическим причинам, они же были вынуждены переехать в США под давлением кубинского правительства и самой политической системы новой Кубы. Именно поэтому они являются «изгнанниками».
Причем для многих кубино-американцев «изгнание» представляется чем-то благородным, своеобразным способом демонстрации непримиримой оппозиции к правительству. Кубинцы же, покидающие родину без обвинений в адрес ее правительства, подвергаются критике: для «изгнанников» все те, кто решил уехать, по умолчанию должны быть не согласны с режимом Кастро. В Майами любой «сбежавший» с Кубы, особенно если он осуществил свой побег с максимальным драматизмом, с помощью вертолета или угнанного самолета, или же, что еще более желательно, на плоту, является героем44. Но, когда в 1980 и в 1994 гг. Фидель Кастро объявил, что любой, кто хочет покинуть страну, может свободно это сделать, «ссыльные» ответили, что раз Кастро разрешает уехать, то не стоит следовать его указаниям, так как это означало бы моральную победу кубинского лидера45.
Профессор Лисандро Перес считает, что как Фидель Кастро уверен в том, что говорит от имени большинства кубинцев, проживающих на острове, так и лидеры КАНФа убеждены, что высказывают мнение большинства в кубино-американском сообществе. В то время как один из главных принципов реальной демократии состоит в уважении к оппозиционным взглядам и мнениям, именно это уважение отсутствует и на Кубе, и в кубино-американском сообществе46.
В 2000-е гг. американское правительство не раз проводило встречи на высшем уровне с представителями кубинской оппозиции. В 2003 г. Государственный секретарь США Колин Пауэл принял одного из самых известных диссидентов Освальдо Пайая. О. Пайая известен как автор проекта «Варела» — подписанной 11 тыс. кубинцев петиции к правительству, требующей демократических реформ47. Но следует отметить, что О. Пайая, несмотря на свои оппозиционные взгляды, в какой-то мере старается противостоять давлению
44 Arboleya C. Miami's Cubans // Diario de las Americas. 1985. 17 May.
45 Ibid.
46 Grenier G., Gladwin H., McLaughen D. Op. cit. P. 19.
47 EFE. 2003. 5 Jan.
США на Кубу. Так, в 2004 г. он достаточно резко высказался по поводу принятия новых санкций США, в частности сокращения количества разрешенных поездок на Кубу до одного раза в три года и введения нового лимита расходов во время поездок (не более 50 долл. в день). Пайая отметил, что только кубинцы, а не американцы должны решать, каким образом совершать переход к демократическим преобразованиям. Такая политика, по его словам, абсолютно «контрпродуктивна и означает вмешательство во внутренние дела Кубы»48.
Тем не менее правительство США неоднократно выражало свою поддержку кубинским диссидентам на острове и эмигрантам. Одним из последних проявлений этой поддержки стало выделение 80 млн долл. на развитие демократии на Кубе. Проект данного закона был подготовлен конгрессом США с целью поощрения оппозиционной деятельности диссидентов, политических заключенных, неправительственных организаций в защиту прав человека, независимых библиотек, а также отдельных журналистов, экономистов и докторов49. Среди самих диссидентов реакция на создание фонда не была однозначной. Некоторые посчитали, что это может стать для кубинских властей дополнительным поводом для усиления преследования диссидентов. В то же время Риккардо Аларкон, президент Национальной ассамблеи Кубы, назвал создание фонда «политически бредовой провокацией» и заявил, что в любой другой стране мира получение средств из учрежденного за границей фонда является преступлением50.
Примечательно, что если сами американцы больше склоняются к изменению политики по отношению к Кубе, то КАНФ всячески пытается этому воспрепятствовать, блокируя эти вопросы даже в конгрессе.
В 2006 г. уход Фиделя Кастро с поста Главы государства вызвал эйфорию в среде кубинских эмигрантов Майами, ожидавших в скорейшем времени перемен на острове. Так, Франциско Эрнандес, нынешний президент КАНФа, выразил уверенность в том, что «сообщество кубинских эмигрантов должно взять под свой контроль ситуацию и предотвратить передачу власти Раулю Кастро». Лидеры КАНФа даже инициировали контакты с правительствами других стран, чтобы не допустить международного признания Рауля Кастро в качестве нового главы Кубы. При этом Эрнандес открыто заявил, что «не только иностранные правительства оказали нам поддержку в этом вопросе, но также правительство США»51.
48 EFE. 2004. 11 May.
49 Associated Press. 2006. 3 Aug.
50 Prensa Latina. 2006. 10 Aug.
51 El Pais. 2006. 1 Aug.
Спустя три года, уже при президенте Бараке Обаме, Ф. Эрнандес изменил риторику своих высказываний, признавая, что 50-летняя блокада и отказ от конструктивного диалога так ни к чему и не привели, и необходимо менять политику. И именно Барак Обама, по мнению Эрнандеса и умеренной части кубинских эмигрантов, способен наладить двухсторонние отношения с Кубой и осуществить демократические преобразования мирным путем, так как «политика конфронтации», которую вел президент Джордж Буш-мл., явно показала свою неэффективность52.
В какой-то мере надежды Эрнандеса оправдались, так как в сентябре 2009 г. Департамент казначейства США одобрил новые положения касательно поездок на Кубу, денежных переводов и посылок. В частности, теперь те, кто имеет родственников на острове, может посетить большее число своих родных и оставаться с ними без ограничения по срокам. Также кубино-американцы могут отправлять посылки с телевизионным или мобильным оборудованием при условии найма для его обслуживания некубинских предприятий.
Но, несмотря на постепенные изменения в настроениях куби-но-американского сообщества, еще сильны и позиции тех, кто продолжает призывать к отказу от диалога с Кубой, как, например, Хавьер Сааведра, лидер радикальной организации «Вихилиа мам-биса». По мнению Сааведры, «члены КАНФа — хамелеоны, меняющие свое поведение в зависимости от текущих политических условий»53. Организация Сааведры очень близка к Республиканской партии и поддерживает отношения с конгрессменами от Флориды, братьями Диас Баларт и Иеаной Росс Летинен. Именно Сааведра и его сподвижники протестовали против показа фильма режиссера Дель Торо о Че Геваре, против концертов кубинского певца, не осудившего Кастро, и даже критиковали короля Испании Хуана Карлоса и королеву Софию во время их визита во Флориду за «терпимое отношение к братьям Кастро»54.
Еще одним подтверждением того, что консервативные настроения сильны в кубино-американском сообществе, стали недавние события, связанные с концертами широко известного колумбийского певца Хуанеса в Гаване 20 сентября 2009 г. (в концерте также участвовали 15 артистов из шести стран, в том числе из Испании, Пуэрто-Рико, Аргентины, Мексики и Кубы55). Так, еще в августе 2009 г. многие кубинские эмигранты выступили против объявленного концерта Хуанеса под названием «Мир без границ» («Paz sin
52 Cristobal M.A. El exilo cubano en Miami pide un cambio de rumbo a Obama // El Mundo. 2009. 10 Apr.
53 Ibid.
54 El Nuevo Herlad. 2007. 8 Sept.
55 Miami Herald. 2009. 11 Aug.
fronteras»), обвиняя певца в том, что он таким образом одобряет режим Кастро и существующую на острове диктатуру. Они призвали Хуанеса отменить концерт и выступить в защиту прав человека на Кубе и проведения там свободных выборов. К тому же певцу напомнили, что концерт пройдет под патронатом братьев Кастро, которые в прошлом обучали колумбийских партизан, убивающих сегодня соотечественников Хуанеса. И в довершение всего Хуанесу пригрозили, что в случае его участия в концерте он и его выступления в Майами будут бойкотированы, а диски — испорчены56.
В конце концов колумбийский певец все же выступил в Гаване. Кампания вокруг его концертов продемонстрировала не только наличие все еще сильного влияния ультраправых настроений в кубино-американском сообществе, но и укрепление позиций умеренного крыла кубинских эмигрантов. К последнему относится в основном молодое поколение кубинцев, многие из которых окончили престижные университеты, такие как Принстон и Гарвард. Именно они чаще всего призывают к снятию экономической блокады, облегчению эмиграционного режима и объединению кубинского народа.
Таким образом, КАНФ является одной из самых больших организаций, объединяющих кубинских эмигрантов в США. Он обладает достаточно большим влиянием в американских органах государственной власти как на местном, так и на федеральном уровне. Основная линия политики фонда нацелена на осуществление демократических преобразований на острове, в частности проведение выборов с участием нескольких партий, создание независимых СМИ и т.д. Однако изначально жесткая установка КАНФа на невозможность какого-либо сотрудничества или установления диалога с правительством Фиделя Кастро, а также поддержка различных экономических санкций США в отношении Кубы позволяли говорить о сильных позициях консервативно настроенных членов фонда, имеющих сильное лобби в конгрессе США, особенно в 90-е гг ХХ в.
Тем не менее на сегодняшний день КАНФ представляет собой уже не такой монолитный блок единомышленников, как это было при его создании в 1981 г. Все чаще слышны голоса представителей молодого поколения кубино-американцев, выступающих за стимулирование перехода Кубы к представительной демократии посредством установления равного диалога с Гаваной. В большинстве своем это ученые, предприниматели, журналисты, призывающие к смягчению риторики в отношении современной Кубы, снятию экономической блокады, установлению научных и бизнес-контактов с островом. Это нашло отражение в Программе КАНФа, из-
56 Ibidem.
данной в апреле 2009 г., которая содержит призывы к правительству США содействовать развитию на Кубе малых предприятий путем разрешения отправки на остров необходимых строительных материалов, сельскохозяйственного инвентаря, перечисления финансовых средств и т.д.57
Перемены последних лет, такие, как уход Фиделя Кастро с поста Главы государства, приход к власти в США Барака Обамы, конечно же, не изменили основного направления деятельности КАНФа, но способствовали появлению более взвешенной и спокойной риторики в отношении Кубы, ее правительства, перспектив развития кубино-американских отношений.
Список литературы
1. Латиноамериканские диаспоры в США / Отв. ред. Б.И. Коваль. М.,
2003.
2. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.,
2004.
3. AcicriM. Cuba. Politics, economics and society. N.Y., 1988.
4. Arboleya J. Las nuevas vertinientes de la contrarevolucion cubana: una imagen fabricada para Europa // En Revista de Estudios Europeos. European Study Center. Vol. VI.
5. Arboleya J. The US-Cuba migration conflict. Melbourne, 1994.
6. Grenier G., Gladwin H., McLaughen D. Views on policy options toward Cuba held by Cuban American residents of Dade County. Miami, 2001.
7. Leonard Th. M. Castro and Cuban revolution. L., 1999.
Поступила в редакцию 17 февраля 2010 г.
57 Official web site: The Cuban American National Foundation. Advancing People-Driven Change. http://168.143.4.202/canf/issues/a-new-course-for-u.s.-cuba-policy/