Научная статья на тему 'Кто победит в медиаспоре: цифра или слово'

Кто победит в медиаспоре: цифра или слово Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГЕР / ВЕБ-ИЗДАНИЕ / ВИРУСНЫЙ РЕДАКТОР / ИНФОГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / КОЛУМНИСТ / МАССМЕДИА / МЕДИАБИЗНЕС / МЕДИАДОМ / МЕДИАИНВЕСТОР / МЕДИАОТРАСЛЬ / МЕДИАРЫНОК / МЕДИАХОЛДИНГ / МУЛЬТИПЛАТФОРМА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНТЕНТ / ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Е. Ю.

Исследуются тенденции и перспективы развития информационного пространства, а именно вероятность перемещения в ближайшем будущем средств массовой информации в Интернет. Автор рассматривает различные варианты происходящих событий, как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кто победит в медиаспоре: цифра или слово»

которых принимают участие все партнерские агентства. Помимо этого, путем создания партнерских агентств «РИА Новости» выступает своеобразным мостом, соединяющим информационные пространства стран партнеров, в числе которых появилось и агентство «Новости Армения».

И третий, не менее важный аспект сотрудничества, состоит в том, что «Новости-Армения» получило эксклюзивный доступ к новостной ленте «РИА Новости», в том числе и закрытой. Агентство подключено к терминалу новостей, где в режиме реального времени получает доступ к оперативной ленте. Помимо этого, РИА предоставляет право партнерам свободного распространения полного текста данных сообщений на своих интернет-ресурсах, со ссылкой на первоисточник.

Подобного рода проекты также интересны «РИА Новости», в первую очередь тем, что российское информационное агентство получает доступ к информационному пространству тех государств, в которых оно представлено. Партнерские структуры играют важную роль в распространении объективной информации о важнейших событиях социально-экономической и политической жизни России, формировании позитивного образа России, в содействии развитию информационных, культурных и иных связей между странами партнерами и Россией, а также в обеспечении информационной поддержки российским корпорациям и предприятиям, действующим на территории партнерских государств.

Подводя итоги, можно констатировать всесторонний положительный эффект от межгосударственного сотрудничества в рамках ин-

формационного пространства. Подобного рода сотрудничества являются беспрецедентным источником развития информационного общества в постсоветских государствах, получения доступа фактически к мировым информационным процессам и вовлечения к ним. Путем создания и стимулирования развития партнерских агентств «РИА Новости» фактически осуществляет субсидирование информационного поля стран-партнеров и становится гарантом развития информационного общества в целом, привнося свой опыт, достижения и навыки в страны с менее развитой информационной инфраструктурой.

Список литературы

1. АМИ «Новости-Армения» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.newsarmenia.ru/ exclusive/20131029/42968n9.html.

2. ФГУП МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. - URL : http://ria.ru/docs/about/ ria_history.html.

3. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2 25205.

Bibliografija

1. AMI «Novosti-Armenija» [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.newsarmenia.ru/ex-clusive/20131029/42968U9.html.

2. FGUP MIA «Rossija segodnja» [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://ria.ru/docs/about/ria_ history.html.

3. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2 25205.

УДК 316.77(091)

Е. Ю. Юдина

Челябинский государственный университет КТО ПОБЕДИТ В МЕДИАСПОРЕ: ЦИФРА ИЛИ СЛОВО

Исследуются тенденции и перспективы развития информационного пространства, а именно вероятность перемещения в ближайшем будущем средств массовой информации в Интернет. Автор рассматривает различные варианты происходящих событий, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: блогер, веб-издание, вирусный редактор, инфографика, информационный продукт, колумнист, массмедиа, медиабизнес, медиадом, медиаинвестор, медиаотрасль, медиа-рынок, медиахолдинг, мультиплатформа, конвергенция, контент, печатная пресса.

Можно констатировать, что 2011-2013 годы оказались весьма щедрыми на число публикаций, в которых прогнозировалась дальнейшая судьба традиционных печатных СМИ. Достаточно в любой поисковой системе задать тематику, как робот автоматически выдаст тысячи гиперссылок на выложенные в сети материалы.

Более детальное прочтение позволяет систематизировать мнения авторов по различным основаниям.

Первые двумя руками голосуют за Интернет, который агрессивно вытесняет прессу, и предлагает электронный формат подачи информации. Разница лишь в том, что период окончательного прекращения выхода печатных газет и журналов в открытых источниках у каждого исследователя свой собственный: от 2014 года до 40-х годов XXI века.

Полагаем, что к данной категории могут быть причислены исследователи причинно-следственных процессов угасания печатного сектора, не дающие предсказаний на будущее.

Вторая часть авторов, которых, мы полагаем, условно можно отнести к приверженцам классической формы журналистики, надеются, что в противостоянии между цифрой и буквой последняя сможет со временем восстановить утраченные позиции. Но для этого необходимы не только желание, время и деньги. Должны заработать законы экономического развития экономики, что позволит придать печатному бизнесу новый импульс, как в России, так и за рубежом.

Третья часть считает, что печать и Интернет должны не состязаться друг с другом за выживаемость, а развиваться параллельными путями, оправдывая конечные ожидания потребителя в виде предоставления качественного контента.

Каждое мнение имеет право на жизнь, так как подкрепляется результатами исследований, статистическими данными, историческими фактами или основывается на логике развития любого жанра.

Попробуем проанализировать предполагаемое развитие событий.

Без альтернативы: печати - жизни нет

В интервью слушателям «Вестей ФМ» бло-гер Станислав Апетьян сделал прогноз, что последняя бумажная газета выйдет в 2035 году. До этого времени доживут только «лидеры» отрасли. Вся распространяемая у метро и в подъездах макулатура умрет гораздо раньше. Блогер уверен, что экономически активная аудитория

уже почти отказалась от газет. «Понятно, что есть отдельные люди, которым по-прежнему нравится сам факт того, что они держат что-то в руках, но почти все бизнесмены, например, перестали читать бумажные газеты. Они читают в Интернете. Или в мониторинге» [11].

Процесс появления новых форм массме-диа проанализирован участниками проекта Шведского медиаинститута Fojo и Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) 2010-2012 годов и посвящен анализу опыта и практическим наработкам в сфере стратегий развития новых медиа.

К примеру, генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин в своей статье отмечает факт «рождения новых потребителей, которым уже недостаточно быть пассивными читателями и зрителями. Они хотят выступать в роли соавторов и редакторов, оценивать публикации, голосовать и комментировать события. Игнорировать эти тенденции традиционным СМИ - значит зачеркнуть свое будущее. Остается одно - меняться».

Автор полагает, что недостаточно иметь на сайтах к материалам печатных версий только «внешние косметические изменения» в виде видео-, аудиодобавлений, опросов или фотогалерей. Необходима более глубокая трансформация, которая заключается «в превращении издательской компании в медиадом». Запросы новых читателей могут быть удовлетворены наличием электронного портала «высокой информационной плотности» с использованием новых подходов к журналистике: полезные сервисы и «уникальные нишевые продукты в виде печатных изданий, радио и телевидения».

В прессе кардинально меняется жанровая структура. На первом плане становится визуализация: видео, инфографика или фото. Журналистика становится фрагментарной, в сети огромное число легких и мобильных читателей, для которых важна только суть без глубокого погружения в проблему. Возрастает роль авторских высказываний блогеров и колумнистов. Повсеместно отмечается процесс конвергенции различных контентов в единое целое и создание мультиплатформ.

К статье прилагается схема работы объединенной редакции, анализ которой позволяет оценить бизнес-процессы создания каждого информационного продукта [8].

По аналогии с существующей западной схемой семи главных грехов именно совершение смертных грехов, по мнению блогера Аннет

Новак, является основной причиной гибели традиционных СМИ.

Гордыня: позиция всезнающих слишком долго преобладала среди руководителей СМИ, а также журналистов. Родившись во времена информационной монополии, думали, что знаем все, и нечему учиться у других.

Лень: после десятилетий и даже столетий получения астрономических прибылей без серьезного развития бизнеса или инновационной деятельности, зачем нужно засучить рукава и вдруг начать тяжело работать заново.

Похоть: вместо того, чтобы мудро делать инвестиции с хорошей перспективой окупаемости, средства вливались в «сексуальные» события и контентные стратегии.

Обжорство: сделки по слиянию и поглощению могут укрепить текущую деятельность. Однако без долгосрочного видения и поддерживающих стратегий некоторые издания начинают испытывать определенное «похмелье», когда возникает необходимость финансировать покупательский бум.

Зависть: Google и Facebook намного проще, поскольку их миссией является мировое господство, тысячи талантливых сотрудников подают заявления на любые открытые вакансии, и ни одна старая бизнес-модель не поддерживается.

Жадность: подписчики печатных изданий уже платят серьезные суммы каждый год, но почему мы должны предоставлять версию для iPad бесплатно?

Гнев: это может быть единственный грех, который существующие СМИ не совершили. Тем не менее, результатов вышеупомянутых шести грехов может быть достаточно, чтобы вызвать подобную реакцию со стороны клиентов, которые устали от чрезмерной платы за псевдодостижения.

Каждому из перечисленных грехов автор выписал свой рецепт излечения. Вот каким образом выглядят эти предписания:

— не думать, что это просто бизнес, а инвестировать в инновации и пробовать новые направления бизнеса;

— не ставить потребности организации на первое место, а потребности клиентов - на второе; главнее не электронное или мобильное издание, а клиент;

— перестать контролировать, работать открыто;

— не позволять прежнему фирменному стилю создавать препятствия;

— не заполнять открытые вакансии специалистами, которые являются такими же, как те, которые только что ушли;

— не застрять в иерархической ловушке, расширять границы продаж, контента на основании гибких, стартовых схем;

— не забывать об энтузиазме и стараться больше не грешить [13].

Наверное, самым резонансным и провокационным источником можно назвать выпущенную в феврале 2011 года Андреем Мирошниченко книгу «Когда умрут газеты».

«Начав свои изыскания с тезиса о бессмертии газет, Андрей Мирошниченко описывает феномен вирусного редактора - распределенного существа интернета, которое умеет вырабатывать значимость не хуже профессиональных СМИ. Проанализировав демографические и экономические факторы, автор ставит точный диагноз. Смерть прессы предопределена мультимедийными технологиями, агония начнется около 2017 года крахом системы распространения и закончится в 2030-х годах с уходом последнего газетного поколения» [1].

Кстати, в Календаре предстоящих событий, по «Теории смерти газет» А. Мирошниченко, «последний главный редактор подпишет последнюю газету в печать 29 декабря 2037 года в 16.20. Почему в 16.20? Потому, что это будет районка. К 16.00 не успеют, но и допоздна не задержатся. Почему 29 декабря? Потому, что надо будет закрыть год и выполнить обязательства перед последней сотней подписчиков и десятком рекламодателей. Почему 2037-й? Тут могу ошибаться; это может быть на год-два позже. Но все равно - в 30-х. Дата привязана к последнему газетному поколению. Последнее газетное поколение - это те, кто родился в 80-м (или в 80-х)» [2].

Не все коллеги разделяют мнение Андрея Мирошниченко. Например, председатель правления АРПП Александр Оськин высказался следующим образом в своем ЖЖ на очередные прогнозы журналиста о гибели принта из-за Интернета, демографии и дистрибуции: налицо поверхностная и неглубокая оценка процессов на рынке печатных СМИ; неправомочен тезис автора о гибели альтернативной подписки на примере ожидаемого банкротства «Интер-Почты»; мы имеем перепроизводство газет и журналов (всего 65 тысяч наименований), поэтому уход с рынка издательского «мусора» в небытие - только благо. «И ещё одна важная деталь - это то, что материализация

информации на бумаге есть возможность ее более длительного и надежного хранения. Для сравнения - информация в Интернете теряется или становится труднодоступной уже через год-полтора после публикации» [3].

Кстати, ещё в 2005 году на заседании рабочей группы УАИПП по сертификации тиражей основатель компании Innovation Хуан Антонио Хинер причиной смерти газет назвал не отсутствие читателей, а то, что нет рекламодателей. «Даже самая плохая газета имеет своего читателя. Но плохая газета не имеет рекламодателя. Если у рекламодателя есть ощущение, что мы не сообщаем ему правду - тираж, специфику читателей, - то рекламодатель понимает, что у такого издания не будет читательского доверия» [9]. А если нет доверия - в издательском бизнесе невозможно двигаться дальше.

Они ещё вернутся

По сообщениям гарвардской «Nieman Journalism Lab», новый виток развития меди-абизнеса возможен уже через пять лет. Основанием стали результаты анализа, проведенного Кеном Доктором. Ниже приводим восемь трендов, которые, по мнению представителя гарвардской Лаборатории журналистики имени Нимана, «позволят возродить медиарынок, и прежде всего - новостные проекты.

1. Аудитория снова растет. Цифровые платформы кардинально расширили потенциальную аудиторию для издателей, и исследования показывают, что чем больше у нас появляется новых устройств, тем больше мы тратим времени на просмотр новостей.

2. Платный доступ к контенту реально работает. Больше 500 ежедневных газет по всему миру сейчас ограничивают доступ к своим материалам онлайн (в той или иной форме).

3. В 2014 году появятся более эффективные формы платного доступа. Новые, более нише-вые платные продукты запускают New York Times и другие крупные издатели. Эти формы подписки и продажи статей будут основаны на более глубокой аналитике пользовательского поведения и на более гибких моделях ценообразования.

4. Издатели наконец-то узнают свою аудиторию. Если раньше они просто выбрасывали на рынок свою продукцию, то теперь понимают, чего хотят их читатели. И не только читатели - рекламодатели и все-все-все, кто продает свою продукцию через интернет.

5. Медиабизнес повышает свою прибыльность. Издатели учатся продавать премиаль-

ные продукты в онлайне и к 2018-2019 годам смогут повысить долю высокомаржинальных продуктов в своем портфеле.

6. Начинается новая эпоха сторителлинга. Вовсю создаются новые интерактивные форматы для больших историй вроде знаменитого Snow Fall от New York Times, вот этого более свежего проекта или вот этой истории от The Verge.

7. Новые медиаинвесторы приносят более свежий взгляд на новости. У Безоса и других инвесторов - многомиллионные аудитории, и порой эти люди лучше понимают, чего хотят читатели, чем журналисты старой закалки.

8. Спрос на качественные новости растет. Перед миром встают все более острые и глобальные проблемы, от образования до иммиграции и изменений климата. Обществу просто необходим внятный анализ того, что происходит по всем этим направлениям»[8].

Пункт 7 дополним информацией, что будущее прессы можно оценивать оптимистично и в связи с тем, что в приобретении газет становятся заинтересованными крупные западные инвесторы.

Например, уже упомянутый владелец лидера интернет-торговли Amazon Джефф Безос приобрел за $ 250 млн The Washington Post.

Комментирующий эту сделку журналист Liberation отмечает, что "гений Интернета" (так он называет Безоса) приложит свой опыт и для развития печатной продукции. Конечно, о веб-издании заботиться тоже надо. Конкуренция большая, война за интернет-читателей ведется постоянно. Искать клиентов, будь то в киосках или на Web'e надо "не покладая рук"» [7].

Boston Globe купил собственник бостонской бейсбольной команды и британского «Ливерпуля» Джон Генри.

«Ведомости» следующим образом оценили действия владельцев двух медиахолдингов (WP и BG): «СМИ для них, прежде всего, способ самореализации. Чем труднее становится зарабатывать на медиа, тем больше оснований считать, что владельцем движут иные мотивы. В Америке, где пресса по-настоящему влиятельна, влиять на принадлежащее тебе издание - дурной тон. Приобретение почтенного СМИ выглядит почетной миссией и социальной ответственностью. Все очевиднее: инвестиции в печатные медиа сродни благотворительности» [4].

Продлить жизнь традиционным печатным СМИ могут не только финансовые вложения,

но и использовании креативных методов, творческих подходов в создании новых или желание что-то кардинально поменять у традиционных медиапродуктов. Приведем несколько примеров.

На протяжении пяти лет, начиная с 2008 года, один из крупнейших в Германии и в Европе издательский дом Axel Springer Se, выпускающий 150 газет и журналов в 27 странах мира, проводит различные акции, направленные на преодоление кризиса печати в Германии.

2008 год - при поддержке автомобильной компании Volkswagen выпущен специальный праздничный выпуск газеты Bild тиражом 1,2 млн экземпляров, посвященный Дню немецкого единства. «Он стал единственной газетой, которая была выпущена и продавалась в киосках по всей стране в этот день... С этого дня специальные выпуски стали соответствующим продуктом с точки зрения рекламы и имиджа для Axel Springer».

2010 год - ежедневная общенациональная газета Bild выпущена в формате 3D. Вместе с ней изготовлено и представлено 5 млн пар 3Б-очков.

2011 год - выпущена самая большая газета Bild XXL, попавшая в Книгу рекордов Гиннеса за формат страниц, который превысил обычный в 2 раза.

2012 год - в честь 60-летия издания Bild был выпущен бесплатный номер тиражом 41 млн экземпляров, доставленный в каждую немецкую семью. Благодаря самому большому тиражу ежедневного издания, Bild второй раз попадает в Книгу рекордов Гиннеса.

За счет полной распродажи рекламной площади специальные выпуски Bild стали успешными коммерческими проектами.

Ещё один образец удачного эксперимента -освоение журналом NewScientist стратегии печати под заказ. Продажи выпуска квартального научно-фантастического журнала Arc вместо нескольких предполагаемых единиц составили 2 тысячи экземпляров. Подобные издания могут читаться не один раз, оправдывая более высокую цену и превращая их в «успешные "книгожурналы"» [15].

Голландские разработчики в борьбе за выживание пошли по пути уменьшения размера газеты, представив в марте 2013 года на Всемирном саммите печатных СМИ (Гамбург, Германия) два макета.

Первый макет - это сложенная в несколько раз страница, которая по мере прочтения ори-

ентировочно в течение получаса постепенно разворачивалась. Второй макет представлял собой две страницы, сложенные до формата А4. Их прочтение, по мнению разработчиков, должно занять 45 минут. А сами «мини-газеты», фактически являющиеся в определенной мере логическими решениями, должны вызвать у аудитории удивление и интерес [12].

Каждый имеет право на жизнь

Участниками Всемирного саммита печатных СМИ был отмечен факт, что доходы печатных изданий превышают доходы их электронных коллег. Именно поэтому следует «одновременно искать способы максимизации доходов печатных СМИ в как можно более длительном периоде, с одновременным развитием цифровых платформ».

Среди способов названы: привлечение инвестиций, привлекательность контента, как для читателей, так и для рекламодателей, рост эффективности производства.

Озвученная статистика итогов 2012 года наглядно доказывает, что при снижении объемов печатной рекламы и росте электронной на последнюю пришлось всего лишь 2,2 % всей рекламы в газетных изданиях в мире.

Как отметил коммерческий директор The Byrne Partnership Имон Бирн, «в течение следующих 2, 3, 5 лет деньги все равно останутся в сфере печати».

Ещё одну причину, по которой не следует печать задвигать на последний план, озвучил заместитель генерального директора WAN-IFRA Ларри Киллман: «Содержать профессиональную команду репортеров - непростая задача в нынешнее время трансформаций в медиа. И доходы, которые обеспечивают операции в печатном секторе бизнеса, продолжают играть основную роль, гарантируя, что издатели газет будут выполнять свою важнейшую роль в обществе <...> Дискуссия и в самом деле не должна происходить по линии печать по сравнению с электронными изданиями - она должна быть о том, как два эти медиа работают вместе» [14].

Почему в самой читающей стране не поддерживается чтение

На заседании Совета по массовым коммуникациям, состоявшемся в Москве на «Днях инфокоммуникаций-2012», обсуждались перспективы развития печатных изданий. В частности, председателем «СМИшной» комиссии Общественной палаты России Павлом Гусевым были подняты такие вопросы, как бес-

покойство за информационную безопасность страны, повсеместное закрытие отделений «Почты России», что ведет к доставке печатных изданий с опозданием, отсутствие финансирования медиаотрасли.

Вместо поддержки СМИ властями создается собственная пресса, где, по мнению выступающего, «буйным цветом цветёт коррупция, чиновники присваивают миллионы и миллиарды, поступающие к ним в виде откатов» [5].

На совете также шёл разговор о том, что авторы распространившегося и ставшего привычным фоном высказывания о доживании своего века печатных СМИ не учитывают, что «Интернет живёт сегодня в основном за счёт традиционной прессы - печатной и электронной, исчезнет она - и нечего будет читать там, одними сплетнями и пересудами сыт не будешь. Ну, а во-вторых, Всемирная паутина только называется всемирной. Доступна она далеко не во всех уголках России. <...> И ещё об одном. На заседании Совета по массовым коммуникациям и разных секций активно выступали представители интернет-сообщества, делали интересные презентации. И они не скрывали, что крупные интернет-компании давно выпускают свои <...> газеты - корпоративные и предназначенные для массового читателя. Это - ещё одно подтверждение того, что печатная пресса будет жить долго».

Участники были единодушны во мнении, что медиаотрасли требуется помощь и поддержка издателей, «Почты России», общества и государства в целом.

Кстати, помочь печатным СМИ уже пообещал Президент России Владимир Путин на итоговой пресс-конференции, состоявшейся в конце 2013 года. Глава государства признал, что финансовая поддержка государственных СМИ была урезана из бюджетных соображений, а основная проблема печатных СМИ -сеть распространения, в которой киоски работают «так себе» [6].

Список литературы

1. Мирошниченко, А. Самая нудная персональная страница в Интернете [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. - URL : http:// www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/kniga_ kogda_umrut/.

2. Мирошниченко, А. Самая нудная персональная страница в Интернете [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. - URL : http:/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/smert_ gazet/2/.

3. Оськин, А. Радиоудар по похоронной команде печатных СМИ [Электронный ресурс] / А. Оськин. - URL : http:/ www.omn.ru/?p=19842.

4. Откладывается ли смерть печатных СМИ? [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.vedomosti.ru/opinion/news/14975961/ vyshli-v-tirazh#ixzz2pudz7h8p.

5. Павловский, В. Век Интернета не отменит век газет [Электронный ресурс] / В. Павловский. - URL : http://www.krasrab.net/post/45908.

6. Путин обещал помочь печатным СМИ [Электронный ресурс] // Polit.ru. - URL : http:// polit.ru/news/2013/12/19/putin_new_year/.

7. Ракузина, И. Бумажные издания - инвестиция будущего [Электронный ресурс] / И. Ракузина. - URL : http://www.russian.rfi.fr/ obshchii/20130807-bumazhnye-izdaniya-inves-titsiya-budushchego.

8. Стратегия развития новых медиа [Текст] : сб. ст. - М. : ANRI, 2012. - С. 4-13.

9. Хинер, Х. Газеты умирают не потому, что нет читателей. Они умирают потому, что нет рекламодателей [Электронный ресурс] / Х. Хинер. - URL : http://www.uapp.net/industry/ expert/pubman/article_180.html.

10. Шариков, А. 8 причин, почему газеты не умрут [Электронный ресурс] / А. Шариков. -URL : http://slon.ru/biz/1014202/.

11. Шафран, А. СМИ уходят в Интернет [Электронный ресурс] / А. Шафран. - URL : http ://www.planetasmi. ru/blogi/comments/29068. html.

12. Kilman, L. Printing Summit 2013 : How compact is compact? [Electronic resource] / L. Kilman. - URL : http://blog.wan-ifra. org/2013/03/19/printing-summit-2013-how-com-pact-is-compact.

13. Novak, A. The 7 deadly sins of traditional media [Electronic resource] / A. Novak. - URL : http://www.inma.org/blogs/naturally-novak/post. cfm/the-7-deadly-sins-of-traditional-media.

14. Roper, D. Printing Summit 2013 : Digital yes, but don't neglect print [Electronic resource] / D. Roper. - URL : http://blog.wan-ifra. org/2013/03/19/printing-summit-2013-digital-yes-but-don-t-neglect-print.

15. Witkin, K. Success of print-on-demand strategy surprises New Scientist publisher Springer [Electronic resource] / K. Witkin. - URL : http://blog.wan-ifra.org/2013/03/14/success-of-print-on-demand-strategy-surprises-new-scientist-publisher.

Bibliografija

1. Miroshnichenko, A. Samaja nudnaja personal'naja stranica v Internete [Jelektronnyj resurs] / A. Miroshnichenko. - URL : http://www. kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/kniga_kogda_ umrut/.

2. Miroshnichenko, A. Samaja nudnaja personal'naja stranica v Internete [Jelektron-nyj resurs] / A. Miroshnichenko. - URL : http:/ www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/smert_ gazet/2/.

3. Os'kin, A. Radioudar po pohoronnoj ko-mande pechatnyh SMI [Jelektronnyj resurs] / A. Os'kin. - URL : http:/ www.omn.ru/?p=19842.

4. Otkladyvaetsja li smert' pechatnyh SMI? [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://www.ve-domosti.ru/opinion/news/14975961/vyshli-v-tirazh#ixzz2pudz7h8p.

5. Pavlovskij, V. Vek Interneta ne otmenit vek gazet [Jelektronnyj resurs] / V. Pavlovskij. - URL : http://www.krasrab.net/post/45908.

6. Putin obeshhal pomoch' pechatnym SMI [Jelektronnyj resurs] // Polit.ru. - URL : http:// polit.ru/news/2013/12/19/putin_new_year/.

7. Rakuzina, I. Bumazhnye izdanija - in-vesticija budushhego [Jelektronnyj resurs] / I. Rakuzina. - URL : http://www.russian.rfi.fr/ obshchii/20130807-bumazhnye-izdaniya-inves-titsiya-budushchego.

8. Strategija razvitija novyh media [Tekst] : sb. st. - M. : ANRI, 2012. - S. 4-13.

9. Hiner, H. Gazety umirajut ne potomu, chto net chitatelej. Oni umirajut potomu, chto net reklamodatelej [Jelektronnyj resurs] / H. Hiner. -URL : http://www.uapp.net/industry/expert/pub-man/article_180.html.

10. Sharikov, A. 8 prichin, pochemu gazety ne umrut [Jelektronnyj resurs] / A. Sharikov. - URL : http://slon.ru/biz/1014202/.

11. Shafran, A. SMI uhodjat v Internet [Jelektronnyj resurs] / A. Shafran. - URL : http://www. planetasmi.ru/blogi/comments/29068.html.

12. Kilman, L. Printing Summit 2013 : How compact is compact? [Electronic resource] / L. Kilman. - URL : http://blog.wan-ifra. org/2013/03/19/printing-summit-2013-how-com-pact-is-compact.

13. Novak, A. The 7 deadly sins of traditional media [Electronic resource] / A. Novak. - URL : http://www.inma.org/blogs/naturally-novak/post. cfm/the-7-deadly-sins-of-traditional-media.

14. Roper, D. Printing Summit 2013 : Digital yes, but don't neglect print [Electronic resource] / D. Roper. - URL : http://blog.wan-ifra. org/2013/03/19/printing-summit-2013-digital-yes-but-don-t-neglect-print.

15. Witkin, K. Success of print-on-demand strategy surprises New Scientist publisher Springer [Electronic resource] / K. Witkin. - URL : http://blog.wan-ifra.org/2013/03/14/success-of-print-on-demand-strategy-surprises-new-scientist-publisher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.