Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»
ISSN 2071-5021 Эл №ФС77-28654 http://vestnik.mednet.ru
15.04.2015 г.
1Сибурина ТА., 2Мирошникова Ю.В.
информатизации здравоохранения» Минздрава России
у
Федеральное медико-биологическое агентство России, Москва §Шигша ТА.1, М^озИшкоуа Уи.У.2
SOCIAL HYGIENE SPECIALISTS - WHO ARE THEY TODAY?
'Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, Moscow
2Federal Bio-Medical Agency, Moscow
Контактная информация. Сибурина Татьяна Арсеньена, e-mail: [email protected]
Contacts. Tatiana А. Siburina, [email protected]
Резюме. Специалисты в области общественного здоровья и организации здравоохранения определяют основной потенциал руководящих кадров системы здравоохранения. От их состава, уровня квалификации в значительной степени зависит эффективность работы отрасли, ее восприимчивость к технологическому и кадровому совершенствованию.
Цель работы состоит в оценке обоснованности произведенных перемен в наименовании специальности, научной и учебной дисциплин - «социальной гигиене и организации здравоохранения», анализе состава и получении статистического «портрета» сегодняшних специалистов в этой области.
В качестве методической и информационной базы изложенного в статьи исследования использованы исторические данные, нормативно-правовые документы и статистический анализ состава специалистов. Несмотря на полутора вековой период существования специальности, она, как никакая другая, пережила множественные трансформации в наименовании, связанные с ее общественной направленностью и политической ангажированностью. Социальная гигиена и организация здравоохранения, представлявшая собой основу профилактики советского государства, получила индифферентное название «общественное здоровье и организация здравоохранения», а социальная гигиена в качестве науки, изучающей влияние среды обитания на здоровье населения, была объединена с организацией госсанэпидслужбы, что значительно сузило ее рамки как области исследования. Вместе с тем социальной гигиеной и организацией госсанэпидслужбы занимаются 6254 специалиста, 83,3% из которых сосредоточены в учреждениях подготовки кадров, НИИ, аппаратах органов управления. Основная же масса организаторов здравоохранения трудится в учреждениях практического здравоохранения, только каждый десятый организатор здравоохранения работает в аппаратах органов управления, учреждениях образования и НИИ. Численность организаторов здравоохранения и госсанэпидслужбы существенно различается по ФО, по концентрации в различных сферах деятельности, по признанным параметрам, характеризующим уровень квалификации.
Ключевые слова: номенклатура специальностей; социал-гигиенисты; организаторы санитарно-эпидемиологической службы; общественное здоровье и организация здравоохранения
Abstract. Specialists in public health and healthcare organization constitute the core potential of the healthcare managerial personnel. Performance of the healthcare system as well as its susceptibility to technological improvement and workforce development is mainly dependable upon composition and skill level of such specialists.
The purpose of the study was to assess validity of changes made to the title of this medical specialty and scientific and educational subjects - "social hygiene and public health organization", and to analyze composition and develop a current statistical "portrait" of specialists in this field.
Methods and data. The article used historical data, legal documents and statistical analysis of composition of the public health and health care organization specialists. Although the specialty exists for more than one century and a half, it has, like no other, undergone through multiple changes in its title associated with its social orientation and political engagement.
Social hygiene and health care organization, being the basis for prevention in the Soviet Union, was given an indifferent name of "Public Health and Health Care Organization", while social hygiene as a science studying environmental impact on health, was merged with the state sanitary and epidemiological service. This consolidation significantly narrowed its field of research.
However, 6254 specialists are engaged in social hygiene and organization of sanitary and epidemiological service, 83.3% of them are placed at education institutions, research institutes, and government authorities.
The majority of health care managers works at health care facilities and only one in ten of them works at the government authorities, education institutions and research institutes. The number of health care managers and specialists of the sanitary and epidemiological service varies considerably across federal districts, by concentration in various fields, and by recognized parameters characterizing the level of qualification.
Keywords: nomenclature of specialists, social hygiene specialists, managers of sanitary and epidemiological service, public health and health care organization
Постановка проблемы. Наверное, нет другой специальности или научной и учебной дисциплины в области медицины, которая за время своего существования претерпела бы столько изменений в названии, как «социальная гигиена и организация здравоохранения». Являясь общественной дисциплиной, она отражает в своем имени соответствующие перемены, происходящие в общественной и политической жизни страны. С другой стороны, важным моментом является строго обоснованный подбор наиболее точного определения, т.к. оно, в свою очередь, соответствует содержательному наполнению термина, роли и значимости его носителя в жизни общества, в случае с социальной гигиеной -направленности государственной политики.
Периодически осуществляемые изменения в наименовании специальности, научной и учебной дисциплин вполне оправданы, т.к. определяются происходящими переменами в деятельности специалистов, изменением приоритетов отраслевого развития, однако эти перемены должны носить не конъюнктурный и волюнтаристический характер, а отражать системные изменения в части приоритетности процессов, составляющих деятельность специалистов, и соответствовать их классификатору в зависимости от структуры - основные и вспомогательные, фундаментальные и вновь возникшие, реализуемые и перспективные, самостоятельные и построенные на взаимодействии, что, в свою очередь, и должно обосновать характер перемен в названии специальности, соответственно, научной
дисциплины, предмета обучения [15,16]. На сколько этим требованиям соответствует настоящее название специальности как в первой, так и второй части наименования «организация здравоохранения и общественное здоровье», и оправдано ее имеющееся переплетение с «социальной гигиеной и организацией госсанэпидслужбы» особенно в плане хронической неинфекционной патологии остается проблематичным и требует целенаправленного исследования. Попытка первичного анализа проблемы сделана в этой статье.
Исторический ракурс трансформаций в наименовании специальности.
Содержание врачебной специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» было определено Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2011 г. [10].
Специалистом по «организации здравоохранения и общественному здоровью», согласно квалификационным требованиям, стал врач, получивший высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "060101 Лечебное дело", "060103 Педиатрия", "060104 Медико-профилактическое дело", "060105 Стоматология», а в качестве послевузовского профессионального образования или дополнительного образования прошедший: интернатуру или (и) ординатура по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или получивший профессиональную переподготовку по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" для: руководителей учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; заместителей руководителей учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; врачей-методистов, врачей-статистиков, специалистов системы медицинского страхования, специалистов органов управления здравоохранением всех уровней, а также лиц, включенных в резерв кадров на замещение должности руководителя учреждения здравоохранения, органа управления здравоохранением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью должен знать и уметь [11]: основы социальной гигиены (социальная медицина); основы законодательства; санитарную статистику; основы системного подхода; основы управления на современном этапе; экономику здравоохранения; медицинскую демографию; медицинское страхование; организацию профилактики; основы информатизации здравоохранения; основы социальной психологии; организацию здравоохранения в чрезвычайных ситуациях; актуальные проблемы современной медицины.
Вместе с тем, фундаментальные основы этой специальности заложены «социальной гигиеной и организацией здравоохранения». Отечественная история формирования «социальной гигиены и организации здравоохранения» насчитывает около полутора веков, в течение которых происходили изменения в ее названии и содержании, но суть оставалась единой - изучение влияния социальных факторов на здоровье населения и обеспечение мер по профилактике неблагоприятных воздействий социальной среды, а также организация медицинской помощи. На протяжении многих лет социальная гигиена и организация здравоохранения рассматривалась в качестве научной дисциплины и предмета преподавания.
Впервые термин социальная гигиена в отечественной литературе упоминается в работе В.О.Португалова «Вопросы общественной гигиены», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1873 г. [6]. Дальнейшее становление социальной гигиены и организации здравоохранения ознаменовалось следующими вехами:
• 1918 г. — создан музей социальной гигиены в Москве, который возглавил А.В.Мольков.
• 1920 г. — музей был преобразован в НИИ социальной гигиены.
• 1922 г. - Н.А. Семашко при поддержке З.П. Соловьева, А.В. Молькова, Л.Н. Сысина, С.И. Каплуна и др. организовал при I Московском университете кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней.
• 1923 г.- З.П. Соловьев создал кафедру социальной гигиены на медицинском факультете II Московского университета, образованного на базе бывших Высших женских курсов. С этого времени и в других университетских центрах стали открываться кафедры социальной гигиены и организовываться научно-исследовательские лаборатории и институты по социальной гигиене, социальной гигиене и санитарной статистике и т.п., возглавляемые известными учеными и организаторами здравоохранения З.Г. Френкелем (Ленинград), Т.Я. Ткачевым (Воронеж), А.М. Дыхно (Смоленск), С.С. Каганом (Киев), М.Г. Гуревичем (Харьков), М.И. Барсуковым (Минск) и др.
• 1941 г.- накануне Великой отечественной войны в целях усиления внимания к практике здравоохранения кафедры социальной гигиены приказом наркома здравоохранения Г.А. Митерева были переименованы в кафедры организации здравоохранения. Преподаватели этих кафедр значительно пополнялись за счет опытных организаторов здравоохранения [15]. Это сузило теоретическую базу предмета, ограничило исследования социальных проблем здравоохранения. Отставание в разработке социально-гигиенических проблем привело к тому, что огромная практическая работа по обеспечению здоровья и оптимального воспроизводства населения не подкреплялась соответствующим изучением этих проблем учеными.
• 1966г. - в результате длительной борьбы социал-гигиенистов только через 25 лет социальная гигиена как предмет преподавания и научная дисциплина была восстановлена в своих правах. Министр здравоохранения СССР Б.В. Петровский подписал приказ о преобразовании кафедр и Института им. Н.А. Семашко в кафедры и Институт социальной гигиены и организации здравоохранения. Социальная гигиена, по определению Н.А.Виноградова [15], как наука об общественном здоровье и здравоохранении, о социальных проблемах медицины и здравоохранения изучает состояние и динамику здоровья населения и обусловливающие их факторы среды, особенно социальные, раскрывает и способствует развитию факторов, положительно воздействующих на здоровье и устранению факторов, отрицательно влияющих на здоровье.. Этот подход подтвержден и Ю.П.Лисицыным [16,3].
• 1977г. - А.Ф.Серенко и В.В.Ермаковым [17] дано определение специалиста в области социальной гигиены и организации здравоохранения: «социал-гигиенистами в нашем обществе следует считать тех специалистов, которые занимаются научной разработкой социальных проблем медицины для внедрения их в практику советского здравоохранения и которые вместе с практическими работниками совершенствуют и укрепляют советское здравоохранение».
• 1991г.- на совещании заведующих кафедрами принято решение о названии дисциплины «социальная медицина, экономика и организация здравоохранения».
• 1996г. - приказом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 26 июня 1996 г. №99 [7] введена специальность «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы».
• Последующий почти пятнадцатилетний период характеризуется дальнейшим поиском названия научной и учебной дисциплины. «Наша дисциплина, писал
Ю.П.Лисицын [4] в это время не имела унифицированного названия, чаще всего она именовалась «социальная медицина, экономика и организация здравоохранения», но не все специалисты были согласны с таким названием, особенно когда речь шла о «социальной медицине».
• 1999 г. - По рекомендации совещания заведующих кафедрами было принято решение о переименовании дисциплины «социальная гигиена и организация здравоохранения» в «общественное здоровье и здравоохранение», а предметом изучения стали закономерности общественного здоровья и здравоохранения с целью разработки научно обоснованных стратегических и тактических предложений по охране и повышению уровня здоровья населения и организации медико-социальной помощи [4]. Идентичное название научной специальности было закреплено в списке специальностей ВАК. Необходимость переименования дисциплины в «общественное здоровье и здравоохранение» официально объяснялась тем, что в это время значительно повысилось внимание к состоянию здоровья населения. Государственная политика в качестве основных приоритетов установила решение демографической проблемы, снижение смертности населения. Но скорее всего, в перемене названия специальности определенную роль сыграло изменение общественной формации и отторжение достижений предыдущего строя. Новое «социальное» государство с капиталистическим характером общественного устройства плохо соответствовало социалистическим ценностям. Таким образом, социальная гигиена стала заложницей государственной политики, а ее значимость была сведена к уровню изучения влияния «среды обитания» на инфекционные и неинфекционные заболевания. Подобная ситуация вполне объяснима социальными и политическими (очевидной победой идеологии неолиберализма, проявившейся в снижении заинтересованности государства и перекладывании ответственности за здоровье на самих граждан) пертурбациями в обществе, т.к. в условиях расцвета алигархата и коррупции, закрытия производств, выросшей безработицы, колоссального расслоения, бедности большой массы населения, развала сельского хозяйства, преимущественного импорта продуктов и лекарств, сложностей в решении жилищных проблем, алкоголизации, наркотизации и высокой смертности населения, было рациональнее не искать причин социального характера [13,14]. Однако в номенклатуре врачебных специальностей наряду с «социальной гигиеной и организацией госсанэпидслужбы» продолжала существовать «социальная гигиена и организация здравоохранения» [8].
• 1999г. Приказом министра здравоохранения в номенклатуру врачебных специальностей введена «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы».
• 2003 г. - соответствующим приказом министра здравоохранения [9] утверждено новое название врачебной специальности - «организация здравоохранения и общественное здоровье». С этих пор «общественное здоровье и здравоохранение» вышло за рамки научной и учебной дисциплин и как «организация здравоохранения и общественное здоровье» была утверждена в качестве врачебной специальности, распространяющейся на должности руководителей разного уровня управления, статистиков, методистов, врачей, работающих в системе медицинского страхования и пр. Социальная же гигиена была полностью передана специалистам госсанэпидслужбы.
Квалификационная характеристика врача по специальности 040306 «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» [10] предусматривает наличие высшего профессионального образования по специальности "Медико-профилактическое дело», подготовку по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» в интернатуре и (или) ординатуре, переподготовку для занятия определенных должностей. Врач - социальный гигиенист и организатор госсанэпидслужбы должен освоить следующие
основные виды деятельности и на их основе решать соответствующие им профессиональные задачи:
• Организацию и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
• Оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием
среды его обитания.1
• Осуществление управленческой деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
• Осуществление воспитательной, педагогической и научно-практической работы.
Из приведенных в тексте документов очевидны существенные различия в профессиональной подготовке, квалификационных требованиях и использовании специалистов исследуемых групп.
Происходящие трансформации в наименовании группы специалистов и особенности статистического учета этой группы привели к тому, что была нарушена преемственность статистических данных. С 2000 года единой строкой производился учет специалистов по «социальной гигиене и организации здравоохранения» и «социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы», о чем позволяет судить порядок заполнения статистической формы №17 [18]. В 2012 году в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.07.2011 № 801н [12], в перечне врачебных специальностей в форме №17 федерального статнаблюдения были разделены специальности: строка 47 - «организация здравоохранения и общественное здоровье» и строка 70 «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», что позволяет оценить количественные характеристики этих групп специалистов. К сожалению, официальная статистика о состоянии и развитии этих групп специалистов очень скудна и исчерпывается учетом их численности, распределением по месту постоянной работы и данными об официальном признании профессионального уровня (наличие сертификата специалиста и квалификационной категории). Это подтверждает факт недостаточного внимания отраслевых управленческих структур к кадровому потенциалу, определяющему уровень управления в отрасли.
Численность специалистов социально-гигиенического профиля. Вновь выделенные группы не равнозначны по численности. Так, в целом по РФ в 2012г. число специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья было равно 33,2 тыс. человек (или 84,2% от численности общей группы). Соответственно, группа социальных гигиенистов и организаторов госсанэпидслужбы составила 6,2 тыс. человек (или 15,8%).
Численность специалистов социально-гигиенического профиля (условно объединяющих организаторов здравоохранения и организаторов госсанэпидслужбы) характеризуется (рис.1) до 2004 г. относительной стабильностью (с некоторыми колебаниями), резким ростом в 2005г. (на 15,3%), продолжающимся незначительным увеличением до 2008г. (до 42,6 тыс.человек) и снижением к 2012году (до 39,6 тыс.человек).
50000 <10000 30000 20000 юооо о
■ <2000 ■ 2001 и 2002 »2003 ■ 2004 ■ 200Ь «¿006 ■ >007 ■ ¿ODS ■ 200ü ■ ¿010 ■ 2011 Ш2012 Рис. 1. Динамика численности врачей организаторов здравоохранения и госсанэпидслужбы в РФ с 2000 по 2012г.
Вместе с тем, в целом за период с 2000 по 2011г. прирост общей численности группы составил 15,7%, а в отдельных ФО значительно превысил этот уровень. В Дальневосточном ФО он равнялся 43,5%, Северо-Западном - 27,3%. Общая же тенденция колебания численности группы имела место в разной степени во всех ФО, что видно на основе данных таблицы 1, отражающей показатели ежегодного прироста численности специалистов. Решающую роль в сложившемся приросте численности специалистов социально-гигиенического профиля сыграл 2005г.
Таблица 1
Показатели прироста численного состава врачей социально-гигиенического профиля с 2000 по 2011г.г. (%)
Федеральные округа 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Прирост в 2011г. к 2000г.
Всего 3,4 1,4 0,6 -1,4 15,2 -0,5 0,7 0,9 -0,1 0,1 -3,5 15,7
Дальневосточный 10,5 0,9 7,6 9,4 26,6 9,8 1,9 1,6 8,9 0,1 -7,2 43,5
Приволжский 3,1 1,4 1,2 0,1 16,8 -0,9 -2,5 0,2 -3,9 0,2 -3,7 11,0
Северо-Западный 6,7 1,0 0,2 1,4 26,4 -1,6 1,1 0,2 -0,5 -2,3 -2,5 27,3
Северокавказский -6,9 5,4 -1,9
Сибирский 1,3 3,35 1,65 -0,2 9,8 -5,6 2,4 4,25 -1,0 0,6 4,0 12,4
Уральский 2,75 2,86 -1,7 -0,7 18,9 -6,0 0,5 0,9 -2,6 5,55 -1,8 18,0
Центральный 2,5 1,0 -1,2 -7,0 15,9 -0,9 2,2 -0,8 0 0,1 -5,5 10,3
Южный 3,5 0,3 1,1 -4,3 2,5 12,25 10,36 1,8 19,92
В результате проводимой региональной политики или под воздействием внешних факторов распределение специалистов социально-гигиенического профиля по ФО страны в 2012 году имело существенные различия (табл.2).
Таблица 2
Численность и структура специалистов социально-гигиенического профиля в
ФО (2012г.)
Федеральные округа Всего В т.ч. по организации здравоохранения и общественному здоровью В т.ч. по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы
Абс. % Абс. % Абс. %
РФ 39612 100,0 33358 100,0 6254 100,0
Дальневосточный 2387 6,0 1805 5,4 580 9,3
2000 2001 2002 2003 200J 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Приволжский 7792 19,7 6312 18,9 1450 23,2
Северо-Западный 4039 10,2 3304 9,9 735 11,8
Северокавказский 2226 5,6 2088 6,3 138 2,2
Сибирский 6052 15,3 5000 15,0 967 15,5
Уральский 3351 8,5 2940 8,8 361 5,8
Центральный 9874 24,9 8514 25,7 1282 20,5
Южный 3871 9,8 3142 9,4 729 11,7
Почти половина специалистов социально-гигиенического профиля (44,7% организаторов здравоохранения и 43,8% -организаторов госсанэпидслужбы) сконцентрированы в Центральном и Приволжском ФО. Вторая половина специалистов (55,3% и 56,2%, соответственно) приходится на остальные шесть ФО. Причем колебания в количестве специалистов социально-гигиенического профиля между ФО измеряются в разах.
Если с 2000 по 2004г. (включительно) просматривается четкая зависимость числа специалистов социально-гигиенического профиля от численности врачебных кадров, то, начиная с 2005г. процесс становится мало управляемым, таким же, как был в 90-е годы. Другими словами, регулирование численности врачей социально-гигиенического профиля осуществляется слабо (рис.2).
640000 670000 МО ООО 580000 560000 540000 570000 f-
42184 41978 42162¿2S2S42223 4218?12Z27
ЗЧЫ 2
Т|
607699 61É3e4 6«r,Ji71ÍL HJB736 MHJ5&B (Ф705 ? &141S3 5947« I
j73663 S66S73
50000
40000
30000
¿0000
10000
—г 0
1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2003 2010 2011 2012
■ Врач и (Ce i ауб н ыд) ■ Со ци ü л г и ги ен ис ты орган и э ло ы а воокране мня
Рис. 2. Динамика численности врачей социально-гигиенического профиля в сопоставлении с общей численностью врачей в РФ с 2000 по 2012г
Использование организаторов здравоохранения в отрасли. Что касается использования кадрового потенциала врачей социально-гигиенического профиля, то каждый пятый (21,6%) работает на постоянной работе в аппарате органов управления, образовательных учреждениях и НИИ. Причем этот показатель среди организаторов здравоохранения составляет только 10,0%, среди организаторов госсанэпидслужбы - 83,3%. Таким образом, социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, в значительно большей степени сохранила изначальное предназначение в качестве учебной дисциплины и научной специальности, а специалисты в области организации здравоохранения и общественного здоровья преимущественно сконцентрированы в практическом здравоохранении. В 2012 г. в органах управления здравоохранением, образовательных учреждениях и НИИ работало 5207 социальных гигиенистов и организаторов госсанэпидслужбы и только 3338 специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья. А так как в группе врачей, работающих в аппаратах органов управления, образовательных учреждениях и НИИ превалируют со значительным перевесом работники образовательных учреждений (на их долю приходится в среднем 77,6%), то количественно более слабо представленная группа специалистов организаторов
госсанэпидслужбы является определяющей в образовательном процессе в подготовке врачей по социально-гигиеническому профилю.
Квалификационный уровень специалистов социально-гигиенического профиля.
О качественном составе кадров и интенсивности их развития на основании данных официальной статистики можно судить по охвату членов группы сертификатом специалиста и наличию квалификационных категорий. Сертификат специалиста имеют 89,1% организаторов здравоохранения и 74,4% организаторов госсанэпидслужбы. Квалификационной категорией обладают 44,0% организаторов здравоохранения и 35,8% организаторов госсанэпидслужбы. Распределение внутри групп по уровню квалификации статистически не различается. Сравнение показателей официального признания квалификации исследуемых групп со средними показателями, свойственными врачебным кадрам показало, что показатели уровня квалификации у врачей всех специальностей выше, чем у врачей социально-гигиенического профиля: сертификат специалиста имеют 96,4%, а квалификационную категорию - 51,6% врачебных кадров.
При анализе наличия сертификатов у специалистов социально-гигиенического профиля в РФ и ФО (табл.3) и врачей всех специальностей обращает на себя внимания тот факт, что уровень наличия сертификата специалиста и квалификационной категории у специалистов - организаторов здравоохранения ниже, чем в среднем у врачей всех специальностей, а у организаторов госсанэпидслужбы существенно ниже, чем у организаторов здравоохранения (за исключением, Уральского ФО).
Таблица 3
Наличие сертификата специалиста и квалификационной категории (в т.ч. высшей) у врачей различных специальностей в разрезе ФО
Федеральные округа Врачи всех специальностей имеют: Организаторы здравоохранения Организаторы госсанэпидслужбы
Сертификат специалиста Квали-фика-ционную категорию в т.ч.: высшую Сертификат специалиста Квали-фика-ционную категорию в т.ч.: высшую Сертификат специалиста Квали-фика-ционную категорию в т.ч.: высшую
Российская Федерация 94,6 51,6 29,9 89,1 44,0 32,6 74,4 35,8 25,3
Дальневосточный 94,8 51,8 30,2 88,7 39,2 27,0 71,8 18,6 13,2
Приволжский 96,1 53,7 28,1 91,1 46,0 30,8 67,7 32,1 21,6
Северо-Западный 95,3 53,4 31,0 86,9 42,7 34,2 82,3 48,8 30,6
Северокавказский 89,8 36,2 22,3 85,7 47,2 38,6 87,0 30,4 26,8
Сибирский 92,8 57,9 32,5 89,4 50,0 34,5 70,0 29,5 20,4
Уральский 96,3 50,6 31,1 83,7 34,5 24,7 82,3 63,4 41,3
Центральный 95,3 51,2 31,2 90,3 44,8 35,0 81,7 40,0 32,1
Южный (с 2010) 92,8 45,7 26,7 91,0 39,7 30,6 68,7 31,8 23,3
По наличию квалификационной категории просматривается та же закономерность. У организаторов здравоохранения - ниже, чем у врачей во всех ФО, у организаторов госсанэпидслужбы - ниже, чем у организаторов здравоохранения во всех ФО, кроме Уральского, где он выше, почти в два раза.
Что касается высшей квалификационной категории, то, если в среднем по РФ ее имеют 57,7% врачей из числа лиц, имеющих квалификационную категорию, то среди организаторов госсанэпидслужбы - 69,4%, среди организаторов здравоохранения - 72,7%. Подобный перекос может быть обусловлен более солидным возрастом организаторов,
значительным профессиональным стажем, приходом на руководящую должность, будучи высококвалифицированными клиницистами.
Заключение. Таким образом, проведенный анализ показал:
1. Трансформация наименования специальности, соответственно, научной и учебной дисциплин - процесс закономерный, если он строго научно обоснован, исходя из изменения видов деятельности специалистов (функций, процессов) и их приоритетов, но не может быть обусловлен политической и пр. конъюнктурой.
2. При численности организаторов здравоохранения в 2012г. 33,2 тыс. их удельный вес в структуре врачебных кадров составляет только 5,6%. Численность социал-гигиенистов и организаторов госсанэпидслужбы - 6,2 тыс. или 1,0% в составе врачебных кадров, однако на последнюю группу, была возложена функция по профилактике неинфекционных заболеваний.
3. Среди врачей социально-гигиенического профиля, работающих в образовательных учреждениях, органах управления, НИИ преобладают организаторы госсанэпидслужбы, их численность составляет 5207 человек (или 83% их числа) и организаторов здравоохранения - только 3338 (10,1% состава).
4. Динамика количественного состава группы специалистов социально-гигиенического профиля определялась резким ростом ее численности в 2005г. (на 15,2%), который и обеспечил общий прирост численности с 2000г. по 2011г. на 15,7%. Показатель прироста в разрезе ФО различается в разы, что свидетельствует о неуправляемости процесса.
5. Зависимость численности врачей социально-гигиенического профиля от численности врачебных кадров, имевшая место в 2000-2004г., потеряла свое значение в более поздний период.
6. Показатель наличия сертификатов и квалификационной категории у врачей организаторов здравоохранения (89,1% и 44,0% соответственно) ниже, чем в среднем по врачебным кадрам (94,6% и 51,6%) , у организаторов госсанэпидслужбы (74,4 и 35,8%) - ниже, чем у организаторов здравоохранения. В то время как доля высшей квалификационной категории у врачей, имеющих квалификационную категорию, составила 57,7%, у организаторов госсанэпидслужбы - 69,4%, организаторов здравоохранения - 72,7%.
Список литературы
1. Астахов А. Искусство управления информационными рисками / ДМК Пресс. GlobalTrus. Москва. 2009. 312 с.
2. Заблудовский П.Е. Пути и этапы развития общественной медицины. Советское здравоохранение. 1968; (12): 60 - 66.
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и организация здравоохранения как наука и предмет преподавания. [Электронный ресурс]. URL: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-7319.html (дата обращения: 16.05.2014)
4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 2-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 512 с.
5. Панкратова Л.А. Методика и процедуры внутреннего аудита бизнес-процесса «производство» в обеспечении развития организации. Аудитор. 2012; (11): 52-60.
6. Португалов В. Вопросы общественной гигиены. С-Пб. Типография. А. Моригеровского. 1873. 625 с.
7. Приказ Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 26 июня 1996 г. №99 «О номенклатуре специальностей и должностей в системе Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.worklib.ru/laws/ml03/pages/10005630.php (дата обращения: 16.05.2014)
8. Приказ МЗ РФ от 27.08.99 №337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (вместе с "Перечнем соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов"). [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/13570 (дата обращения: 16.05.2014)
9. Приказ МЗ РФ от 26 мая 2003 г. N 219 «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 27.08.99 N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc4815.html (дата обращения: 16.05.2014)
10.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" С изменениями и дополнениями от 26 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12168285/ (дата обращения: 16.05.2014)
11.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/2010/09/27/spravochnik-dok.html (дата обращения: 16.05.2014).
12.Приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. N 801н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения". [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/09/14/nomenklatura-dok.html (дата обращения: 16.05.2014)
13.Примаков Е. 2013: тяжёлые проблемы России. Почему сегодня нельзя согласиться с политикой неолибералов. RG.RU. Российская газета. 2014. 01. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/primakov.html (дата обращения: 16.05.2014)
14.Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. Москва: РИЦ ИСЭПН; 2003. 392 с.
15.Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Н.А.Виноградов, редактор. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Медицина. 1974. Т.1. С. 31.
16.Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2 томах. Ю.П. Лисицын, редактор. Москва: Медицина; 1987.
17.Социальная гигиена и организация здравоохранения. А.Ф.Серенко, В.В.Ермаков, редакторы. Москва. Медицина; 1977. С. 8.
18.Статистическая форма №17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах» в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 23.05.2002 №124 и от 03.09.2002 №173) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravcons.ru/obrazets_documents/goskomstat_rf/s1_document_315.php (дата обращения: 16.05.2014).
References
1. Astakhov A. Iskusstvo upravleniya informatsionnymi riskami [The art of information risks management]. DMK Press. GlobalTrus. Moscow. 2009. 312 p. (In Russian)
1. Zabludovskiy P.E. Puti i etapy razvitiya obshchestvennoy meditsiny [Ways and stages of development of public medicine]. Sovetskoe zdravookhranenie 1968; (12): 60 - 66. (In Russian)
1. Lisitsyn Yu.P. Obshchestvennoe zdorov'e i organizatsiya zdravookhraneniya kak nauka i predmet prepodavaniya [Public health and health care organization as a science and a subject for teaching]. [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-7319.html . (In Russian)
2. Lisitsyn Yu.P. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie: uchebnik. 2-e isd. [Public health and healthcare. A textbook. 2-nd ed.]. Moscow: GEOTAR-Media; 2010. 512 p. (In Russian)
3. Pankratova L.A. Metodika i protsedury vnutrennego audita biznes-protsessa «proizvodstvo» v obespechenii razvitiya organizatsii [Methods and procedures of internal audit of the business process "production" in the development of the organization]. Auditor 2012; (11). (In Russian)
4. Portugalov V. Voprosy obshchestvennoy gigieny [Issues of public hygiene]. St. Petersburg. Tipografiya A. Morigerovskogo; 1873. 625 p. (In Russian)
5. «O nomenklature spetsial'nostey i dolzhnostey v sisteme Gosudarstvennoy sanitarno-epidemiologicheskoy sluzhby RF» [On the nomenclature of specialties and positions in the System of state sanitary and epidemiological service of the RF]. Prikaz Gosudarstvennogo komiteta sanitarno-epidemiologicheskogo nadzora RF ot 26 iyunya 1996 g. №99. [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://www.worklib.ru/laws/ml03/pages/10005630.php . (In Russian)
6. "O nomenklature spetsial'nostey v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii (vmeste s "Perechnem sootvetstviya vrachebnykh i provizorskikh spetsial'nostey dolzhnostyam spetsialistov "). [On the nomenclature of specialties in health care facilities of the Russian Federation (together with "The list of relevance of medical and pharmacist specialties to positions of specialists")]. Prikaz MZ RF ot 27.08.99 №337 [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://www.zakonprost.ru/content/base/13570. (In Russian)
7. «O vnesenii izmeneniy v prikaz Minzdrava Rossii ot 27.08.99 N 337 "O nomenklature spetsial'nostey v uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii" ["On amendments to the Regulation of MoH of the RF of 27.08.99 N 337 "On the nomenclature of specialties in health care facilities of the Russian Federation"]. Prikaz MZ RF ot 26 maya 2003 g. N 219. [Online] [cited 2014 May 16]. URL: http://www.webapteka.ru/phdocs/doc4815.html . (In Russian)
8. "Ob utverzhdenii kvalifikatsionnykh trebovaniy k spetsialistam s vysshim i poslevuzovskim meditsinskim i farmatsevticheskim obrazovaniem v sfere zdravookhraneniya" [On approving the qualification requirements to specialists with higher and postgraduate medical and pharmaceutical education in health care]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya RF ot 7 iyulya 2009 g. N 415n. S izmeneniyami i dopolneniyami ot 26 dekabrya 2011. [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://base.garant.ru/12168285/. (In Russian)
9. "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere zdravookhraneniya" ["On approving the Unified qualification reference book of positions of managers, specialists and employers. Part "Qualification characteristics of positions of health care workers]. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 23.07.2010 N 541n. [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://www.rg.ru/2010/09/27/spravochnik-dok.html . (In Russian)
10."Ob utverzhdenii Nomenklatury dolzhnostey meditsinskogo i farmatsevticheskogo personala i spetsialistov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem uchrezhdeniy zdravookhraneniya" [On approving the nomenclature of posiiotns for medical and pharmateutical personel and specialists with higher and secondsary special education of health care facilities]. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 25 iyulya 2011 g. N 801n
[Online ] [cited 2014 May 16] . Available from: http://www.rg.ru/2011/09/14/nomenklatura-dok.html (In Russian)
11.Primakov E. 2013: tyazhelye problemy Rossii. Pochemu segodnya nel'zya soglasit'sya s politikoy neoliberalov. [2013: severe problems in Russia. Why it is impossible to agree with the policy of neo-liberals today] RG.RU. Rossiyskaya gazeta. 2014. 01. [Online] [cited 2014 May 16]. Available from: http://forum.polismi.org/index. (In Russian)
12.Rimashevskaya N.M. Chelovek i reformy: sekrety vyzhivaniya [A person and reforms: secrets of survival]. Moscow: RITs ISEPN; 2003. 392 p. (In Russian)
13.Rukovodstvo po sotsial'noy gigiene i organizatsii zdravookhraneniya [Guideline on social hygiene and health care organization]. N.A.Vinogradov, editor. 3-d ed. revised. Moscow: Meditsina. 1974. V.1. P. 31. (In Russian)
14.Rukovodstvo po sotsial'noy gigiene i organizatsii zdravookhraneniya [Guideline on social hygiene and health care organization]. In 2 volumes. Yu.P. Lisitsyn, editor. Moscow: Meditsina. 1987. (In Russian)
15.Sotsial'naya gigiena i organizatsiya zdravookhraneniya. [Social hygiene and health care organization]. A.F.Serenko, V.VErmakov, editors. Moscow: Meditsina; 1977. P. 8. (In Russian)
16.Ctatisticheskaya forma №17: «Svedeniya o meditsinskikh i farmatsevticheskikh kadrakh» [Statistical form №17:"Data on medical and pharmaceutical human health resourses]. Postanovleniya Goskomstata RF ot 23.05.2002 №124 i ot 03.09.2002 №173) [Online] [cited 2014 May 16]. Available from:
http://www.pravcons.ru/obrazets_documents/goskomstat_rf/s1_document_315.php (In Russian)
1 Ключевыми словами являются «среда обитания», что, по-видимому» и позволило объединить в одну группу инфекционные и неинфекционные заболевания. В результате вторая профилактическая революция (профилактика ХНИЗ), прошедшая в мире в 80-е годы и позволившая повысить среднюю продолжительность жизни, до России добралась только в 2013 г. под эгидой всеобщей диспансеризации.
2 Рост в % с 2000г. до 2008г.