activity units. The conceptual underpinnings and modeling of multicultural information environment as an open cultural information system helps to objectively present the information processes in the field of education and socio- cultural activities. The information technology requires future officer ability to independently and actively act, make decisions quickly and flexibly adapt to the changing conditions of performance. The author describes in detail the contents and reveals the essence of the blocks to create a model based on the analysis of methodological and technological approaches in the field of pedagogy. In the proposed model the formation of the communicative culture of cadets of military university in the process of socio-cultural activities considered set of laws, principles, motivational factors, forms, tools, features, technology, subjective and objective components. The purpose of the model of formation of communicative culture of the future officer in the military university is the sociocultural activity to prepare competent military specialist who owns communicative culture skills. The basic structure of the model is formed by the communication and relationships, interaction officers and cadets. The pedagogical background of model construction allows arranging the communicative culture of cadets of military university, including a set of principles, motivational factors, forms, and functions, subjective and objective components.
Key words: pedagogical model; model structure; design; technology block; scientific and methodological approach communicative culture of military university cadet.
УДК 316.6
КСЕНОФОБИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© Лариса Ахунжановна АПАНАСЮК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: apanasyuk-l@yandex.ru
Рассматриваются понятия «фобия», «ксенофобия», характеристики феномена ксенофобии и определяются подходы к разработке адекватных технологий социально-культурной деятельности в молодежной среде.
Достаточно глубокий анализ понятий позволил выстроить и должным образом раскрыть систему понятий, определяющих представление о причинах возникновения фобий, которые спрятаны в бессознательном человека, в наследственности, в инстинкте самосохранения и желании сохранить себя и свой будущий род.
Выделяются предпосылки формирования ксенофобии на индивидуальном уровне (особенности воспитания и социализации личности), предпосылки формирования ксенофобии на уровне малых групп (групповые механизмы взаимодействия, нормы и ценности и др.), предпосылки формирования ксенофобии на уровне больших социальных групп (доминирующие идеология, обычаи, традиции, а также социально-экономические, политические и демографические процессы).
Уделено внимание ксенобразующим факторам (цивилизационному, историческому, дифферен-ционному), выделены виды ксенофобии в зависимости от ее объекта (этническая, расовая, религиозная, социальная) и формы ксенофобии (скрытая и явная).
Технология преодоления фобий требует длительной внутренней работы по переосмыслению, изменению своих взглядов на жизнь, разрешению внутренних конфликтов. При этом крайне актуальна квалификационная педагогическая поддержка и социальная адаптация, в т. ч. средствами социально-культурной деятельности. Определяются подходы к разработке адекватных технологий социально-культурной деятельности в молодежной среде, направленных на преодоление ксенофобии и неприязни к представителям иной культуры, названы важнейшие психолого-педагогические условия преодоления ксенофобии.
Ключевые слова: ксенофобия; социально-культурная деятельность.
Механизм ксенофобии сложен и противоречив и является результатом многих факторов: биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического.
Сам термин «ксенофобия» (от греч. хепои - чужой, посторонний и рЬоЬо8 -страх) понимается как боязнь чужого, нетерпимость ко всему чужому, неродному. Ксенофобия - это проявление ненависти, неприязни или нетерпимости в отношении кого-либо или чего-либо неизвестного, чужого, непривычного; это страх или ненависть к незнакомцам или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо. Тем самым ксенофобы - это люди, которые не любят всех чужестранцев, их «инаковость».
Ксенофобия может рассматриваться как одна из разновидностей фобий. На уровне бытового сознания ксенофобия проявляется в виде отдельных фобий и агрессивных установок по отношению к «чужим». Противоре-
чивость и сложность феномена ксенофобии определяется тем, что в основе его лежит чувство страха. Ксенофобия относится к числу социальных фобий, для которых характерен иррациональный (несоразмерно больше, чем существующая реальная опасность) страх. То есть ксенофобия - это проявление страха, растормаживающая иррациональная подсознательная реакция страха, поиск способа торможения и нейтрализации которой приводит к направленной агрессии на «чужого».
Причина возникновения фобии спрятана глубоко в бессознательном человека. Есть простой кардинальный способ избавления от фобии - изменить образ жизни так, чтобы страх прекратился или перестал быть актуальным.
Исследователи называют причинами фобий наследственность (некоторые психические характеристики) и социальную среду. В семьях страхи могут передаваться по наслед-
ству, специфичное потрясение часто становится толчком к ее развитию. Фобии часто не поддаются полному логическому объяснению и обостряются в определенной ситуации, при приближении определенного предмета или времени года.
Люди с фобиями испытывают напряжение, их страхи драматическим образом влияют на личную, социальную или профессиональную жизнь. Справиться с фобией становится крайне сложно, поскольку невозможно обратиться к рациональному компоненту сознания человека. Фобия по определению иррациональна. Технология преодоления фобий требует длительной внутренней работы по переосмыслению, изменению своих взглядов на жизнь, разрешению внутренних конфликтов. При этом крайне актуальна квалифицированная педагогическая поддержка и социальная адаптация, в т. ч. средствами социально-культурной деятельности.
Ксенофобия, как некий вид фобии, -сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений. Его основу составляет чувство враждебности, включающее эмоции страха, отвращения и презрения (ощущение собственного превосходства) к «чужакам».
Ксенофобия имеет биологическое объяснение, как инстинкт самосохранения, желания сохранить себя и свой будущий род. Подобное явление этологической изоляции можно наблюдать и у животных в межвидовом поведении, когда проявляется сильная неприязнь, нетерпимость и агрессия к особям, не принадлежащим данному виду, стаду и т. п. С точки зрения биологии такое поведение - своеобразный запрет на появление смешанных пар. Будучи биологическим видом, человечество с настороженностью относится к тем, кто отличается по расе, внешнему виду и характеру поведения.
Основу ксенофобии составляет естественный страх человека перед неизвестностью, понимание чужого как непостижимого или непонятного и, следовательно, враждебного или небезопасного. Исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного, непознанного, незнакомого. Поэтому столь распространен подход к трактовке ксенофобии как части архаических социальных инстинктов, возникших в ответ на растущую конкуренцию за ограниченные экономические и социальные ресурсы.
Однако вместе с настороженностью феномен «чужого» вызывает интерес и любопытство, порождая амбивалентные чувства, одновременно и притягивающие и отталкивающие. Чаще в отношении к «чужому» начинает доминировать страх.
Этот страх тесно связан с эмоцией гнева по отношению к «другим» и проявляется в требованиях сегрегации таких лиц, их изоляции в гетто или резервациях, репатриации либо к полной ассимиляции. Все формы ксенофобии последовательно сужают сферу человеческого взаимодействия и взаимопонимания, приводят к доминированию в них агрессии и конфликтов.
Центральным психологическим механизмом ксенофобии является стремление человека делить мир на «мы» и «они», которое в современной психологии рассматривается на основе концепта социальной идентичности. Идентичность является базовым психологическим образованием, концентрированно выражающим сущность человека, его представления, эмоции, мотивы, знания, ценности, стереотипы, поведенческие схемы, нормы и стандарты. Понятие позитивной идентичности включает в себя позитивное отношение не только к собственной группе, но и подобное же отношение к другим группам. Человек всегда стремится сохранить свою позитивную идентичность и свою группу, в которой он нуждается и к которой хочет принадлежать. Человек, обладающий позитивной идентичностью, не воспринимает мир как угрожающий, он толерантен по отношению к другим группам, и для него не характерны ксенофобические установки. Гипертрофированное стремление человека отождествить себя исключительно с одной группой приводит к формированию групповой гиперидентичности, для структуры которой характерен выраженный дисбаланс в пользу позитивного образа своей группы, убежденности в ее превосходстве над «чужими» группами. Главную угрозу своей идентичности индивид видит в чужаках, обладающих другой идентичностью. При этом негативные стереотипы по отношению к какой-либо группе значительно повышают вероятность наличия негативных стереотипов и по отношению к другим группам. Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного
диалога, порождает насилие, конфликты, конфронтации, терроризм.
Сильная идентификация с той или иной группой повышает чувствительность ко всем типам угроз, порождает защитные действия, реакции и импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям ксенофобии. Это выражается в персонификации объектов страха - ими становятся конкретные люди или группы, а воплощенный страх становится понятным, легче искать способы борьбы с ним. Защитой от него становится ксенофобическая агрессия на индивидуальном, групповом, культурном и политическом уровнях. Посредством персонификации страх рационализируется, а агрессия канализируется: всегда находятся враги и «козлы отпущения». Наибольшему проявлению ксенофобии подвержены те группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности. В каждом этносе можно отыскать любимый объект ксенофобии. Причем представители отвергаемой группы не обязательно резко отличаются своими культурными особенностями или принадлежат другой расе.
Наиболее яркие проявления ксенофобии иррациональны, но могут быть оправданы логически. Ксенофобия часто возникает в условиях взаимной изоляции сообществ в среде людей, не знакомых с чужими обычаями. Многие жизненные явления оцениваются в сравнении с традициями, ценностями и нормами, принятыми в своей группе. Возникает представление о «варварстве» обычаев и нравов «чужих», происходит неосознанное навязывание, передача чувств ксенофобии от одного поколения к другим как в устной, так и в письменной форме через «религиозные книги» и подобные труды.
Анализ генезиса ксенофобии показал, что она являлась одной из исторически первых форм взаимодействия человеческих общностей. Доминирующим способом поведения по отношению к их соседям были страх и враждебность. Это приводило к формированию этнической, языковой, культурной общности, резкой границы ареала в том случае, если нельзя было просто уйти, отселиться. Тем самым ксенофобия играла в истории человеческого развития и позитивную роль, поскольку способствовала формированию человеческих общностей, образованию
чувства «мы» и противоположного ощущения «они», что порождало механизмы самоидентификации и самоопределения. Кроме того, позитивная роль ксенофобии связана с реализацией мобилизующей, регулятивной, мнемонической, ориентирующей и креативной функций. Негативное воздействие ксенофобии проявляется в деструктивной, демобилизующей, дестабилизирующей, дезориентирующей и дезорганизующей функциях.
Ксенофобии проявляются во взаимодействии между людьми и могут быть классифицированы на реальные и воображаемые, приобретающие символические или ритуализированные формы, непосредственные или опосредованные, межличностные, межгрупповые и массовые [1].
Предпосылками формирования ксенофобии на индивидуальном уровне являются особенности воспитания и социализации личности, влияющие на нее ближайшее окружение, значимые лица.
Предпосылками формирования ксенофобии на уровне малых групп являются групповые механизмы взаимодействия, нормы и ценности, принятые в референтных для индивида группах, групповое давление; внут-ригрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность.
Предпосылками формирования ксенофобии на уровне больших социальных групп являются доминирующие идеология, обычаи и традиции, а также социально-экономические, политические и демографические процессы. При этом социальные проблемы этнизируются, вину и ответственность за них возлагают (переносят) на «чужие» этнические общности.
К ксенобразующим факторам можно отнести:
- цивилизационный (исторически сложившиеся культурные стереотипы взаимодействия восточной и западной культур);
- исторический (эволюция образов «врагов» и «соседей»);
- дифференционный (внутренняя дифференциация некоторых этносов в зависимости от различных факторов).
В современной России в формировании ксенофобии существенную роль играют проявления социального неблагополучия, в частности - ухудшение межнациональной ситуации:
- этнические проблемы, обусловленные распадом СССР;
- качественное ухудшение социально-экономического положения населения;
- наличие негативной исторической памяти (связанной с конфликтами) в противовес традициям и ценностям дружбы народов;
- крайняя форма политизации национальных проблем;
- отсутствие правовых традиций и гарантий, позволяющих обеспечить позитивное управление национальными и межнациональными отношениями и преодоление межнациональных конфликтов. В силу этого ксенофобия стала массовым феноменом. У россиян наиболее выражены страхи утраты ресурсов и идентичности, конфликтов, также агрессивные установки по отношению к «чужим», возникающие под влиянием внешних событий и внутренних обстоятельств.
Ксенофобные установки и стереотипы формируются спонтанно, в процессе социализации индивида, межличностного общения и воспроизводятся путем передачи социального опыта от одного поколения к другому. Возможно также и целенаправленное формирование идеологических ксенофобных установок. Ксенофобия формирует специфическую этнокультурную картину мира, представляющую собой искаженный образ окружающей действительности.
Виды ксенофобии могут быть определены в зависимости от ее объекта - этническая, расовая, религиозная и социальная. Объектами ксенофобии служат отдельные индивиды, малые и большие группы, выделяемые по расовому, этническому и конфессиональному признакам, а также специфические социальные общности и субкультуры - сексуальные меньшинства, больные СПИДом, бомжи, алкоголики, наркоманы, проститутки.
Ксенофобия - это социально-психологическое явление, проявляющееся в соответствующих установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах. Часто формами трансляции негативных ксенофобных стереотипов являются высказывания, содержащие обобщения о чертах «национального» характера или «культурных» особенностях образа жизни и поведения представителей различных этнокультурных групп и способствующих обострению взаимодействия этнической общности с
представителями иноэтничных групп. При этом позитивные свойства противника либо отрицаются вообще, либо обесцениваются; происходит демонизация противника, подчеркивание имеющихся у него реальных недостатков, приписывание надуманных негативных характеристик, обвинение в совершении преступлений в прошлом и настоящем и планировании их в будущем.
Главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы. Чувства ксенофобии проявляются как к представителям какого-либо меньшинства, так и к большинству. Наиболее распространена в современных условиях мигрантофобия - предубеждение и дискриминация против беженцев и вынужденных переселенцев. Помимо иных этнических и религиозных групп объектом ксенофобии становятся «стигматизированные чужие»: больные, обездоленные, уязвимые группы населения (наркоманы, бомжи, гомосексуалисты, проститутки, ВИЧ-инфицированные, психически неполноценные люди).
Для ксенофоба фактор угрозы имеет первостепенное значение, поскольку для них мир опасен, населен враждебными народами, группами и людьми. Рост ощущения угрозы существенно сжимает безопасное социальное пространство человека практически до размеров его семьи. И чем в большей безопасности ощущают себя люди, тем меньше чуждых и опасных групп они находят в окружающем их мире [2]. Наиболее распространенными при ксенофобии являются три вида страхов:
1) страх утраты физического или материального благополучия группы из-за конфликтов, захвата территории, войн, репрессий;
2) страх разрушения сложившихся ценностей, норм, стандартов, традиций, убеждений, установок;
3) страх негативных последствий и ожиданий для личности или группы из-за межгрупповой тревожности и сложившихся негативных стереотипов.
Социальные психологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада эмоций -гнев, отвращение, презрение, которые образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии.
Ксенофобия как социальная фобия чаще всего возникает в детстве или в момент полового созревания. Многочисленные исследования, связанные с мониторингом толерантности и ксенофобии, констатировали, что наименее толерантная и наиболее склонная к ксенофобическим установкам часть общества - старшие школьники и молодежь [3]. Именно в этот период закладываются основы ксенофобического мышления. Предубеждения появляются еще в детском возрасте: малыш понимает различия в цвете кожи, гордится или страдает от этого. В подростковом возрасте приобретаются стереотипы о расовых, этнических и религиозных группах, по отношению к которым оправдывается и обосновывается ненависть. Достаточно ярко ксенофобия выражена у молодых людей, проживающих в малых, преимущественно однородных по этническому составу городах, или, наоборот, в плотно населенных мегаполисах, где довольно часто проявляются различные формы дискриминации, случаются социальные конфликты, порожденные сформировавшимися негативными стереотипами, предрассудками и отталкивающими образами врага. Следовательно, особую значимость приобретают педагогические усилия по преодолению ксенофобии именно в молодежной среде.
Помимо возрастных особенностей на выбор объектов ксенофобии большое влияние оказывают пол, уровень образования людей, а также различные социальные ситуации и уровень напряженности в обществе. Образование позитивно влияет на профилактику и преодоление ксенофобического мышления: респонденты с высшим образованием, по сравнению с малообразованными людьми, оказались существенно менее предрасположенными к формированию ксенофобских установок [4].
Помимо объяснения происхождения ксенофобии спонтанными реакциями сознания на социальные процессы есть концепции обусловленности ксенофобических взглядов внушенными идеями. Поскольку ксенофобия проявляется на уровне личности, группы, общества и целого государства, она становится катализатором конфликтов и войн, а также орудием манипуляции, провоцирующим националистические движения, самоизоляцию, предрассудки, дискриминацию,
насилие. В ранге мировоззрения ксенофобия может превратиться в одну из основных причин национального, религиозного или же социального деления. Ксенофобские настроения осознанно и намеренно разжигаются для достижения собственных, порой неочевидных внешне целей посредством эффективного управления группой людей, объединенных общей идеей «образа врага», ненавистью по отношению к кому-либо.
Не следует отождествлять ксенофобию с национализмом: для сторонников националистической идеологии вовсе необязательными являются негативные чувства в отношении представителей других наций, религий, этносов. Напротив, сторонники ксенофобских настроений называют себя националистами с целью увеличения их привлекательности.
Необходимо различать инстинктивную ксенофобию (неосознанный социальный рефлекс) и ксенофобию-идею (идеологию этнической вражды). Инстинктивная ксенофобия (антиварварский снобизм) в той или иной степени характерна для большинства социумов, в особенности же империй. Идейная форма ксенофобии - политическая идея, возникающая во времена социальных потрясений, испытаний и народных страданий. Идейная форма ксенофобии - «ксенофобия сверху» (Б.Л. Цилевич) привязана к власти [4]. В политике многих стран ксенофобия вполне сознательно используется как стабилизационный механизм, система «сдержек и противовесов», регулирующая государственную жизнь, в которой «боязнь чужого» и страх перед насилием на почве расовой или этнической ненависти дополняют друг друга. Вывод страха и неприязни на коллективный уровень связан с процессами возникновения и распада империй. Причем для возникновения ксенофобии совсем не обязательно наличие неприязни между этносами, для этого должна существовать среда, идеологическое и политическое пространство, на которое претендуют чужеродные пришельцы. Либеральная парадигма приводит к размыванию границ национальных культур, уничтожению культурных традиций, обеднению и разрушению национально-культурной самобытности. Но либеральная модель открытого общества в силу своего утопизма неспособна предсказать судьбу социальных рефлексов,
возникших в традиционных обществах, переживших эпоху ускоренной модернизации. Фобийный комплекс образуется в государстве, когда возникает кризис имперской самоидентификации, т. е. граждане бывшего сверхгосударства ощущают потерю идентичности, незащищенность, обделенность и об-манутость, которые повышают уровень личной и коллективной тревожности.
В зависимости от типа поведения, склонности к агрессивному или депрессивному состоянию выделяют две формы ксенофобии - скрытую (негативные высказывания по отношению к инородцам) и явную (агрессивные призывы к насилию). Поэтому для разработки эффективных психологических технологий по профилактике ксенофобии необходим не только междисциплинарный подход, но и сочетание различных уровней и подходов психологии социально-культурной деятельности.
Психопатологическое состояние общества, в котором широко распространена ксенофобия, получило название социальной паранойи. Ксенофобическое мышление подчиняется логике угрозы и законам страха. Ксенофоб опирается не на факты и доказательства, а на подозрения, на собственные проекции тревог и страхов, на приписывание другим мотивов злого умысла, враждебности и разрушения. Ксенофобическое мышление фанатично: предрассудок превращается в стержневой мотив личности, в жизненную программу поведения. Ксенофобы воспринимают себя как орудие неких высших сил, избранное для противодействия «чужим», инакомыслящим, которых оценивают как средо-точье всех зол человечества и как виновников своих личных катастроф [5]. Для ксенофоба характерна глубокая убежденность в своей правоте, единственности разделяемой картины мира или ситуации. Противоречащие этому данные либо игнорируются, либо воспринимаются как ложные, измышленные противниками. Ксенофобическое мышление проективно, ксенофоб подсознательно стремится избавиться от собственных недостатков, неконтролируемого страха, негативных переживаний посредством перенесения (проекции) их на других людей или группы.
Исследованию ксенофобии посвящены многочисленные работы по изучению предубеждений, предрассудков, негативных уста-
новок и стереотипов по отношению к различным этническим, религиозным и социальным группам, работы по проблемам войны и мира, формированию образа врага. Выявлено, что число интолерантных этнофобов с отчетливой негативной установкой на межэтническое взаимодействие, отличающихся этнической нетерпимостью и убежденностью в превосходстве своего народа над другими, в разных этнических группах колеблется в пределах 5-10 %.
Так называемых «пассивных национа-лов-этнофобов» в разных этнических группах - от 12 до 28 %. В условиях конфликтной социальной ситуации большинство представителей этой группы скорее всего поддержит «активных этнофобов». Кроме того существует закономерность: число таких лиц растет в зависимости от уровня социальной напряженности в обществе [6]. В сумме «активные» и «пассивные» этнофобы составляют, как минимум, пятую часть общества, влияние которой на отношения в обществе нельзя недооценивать.
В современной социологии термин «ксенофобия», как правило, применяют для описания взаимоотношений «коренного» этноса и мигрантов. Когда самооценка народа достаточно высока, и он не видит себе угрозы в чужаках, возникает риск высокомерного отношения к чужим народам. Ксенофобия связана с миграционными процессами, однако со временем недавние мигранты начинают осознавать себя автохтонами. Человечество мигрирует постоянно, интегрируясь в другие общества, «пришельцы» обогащают культуру. Чем интенсивнее развитие культуры, тем безболезненнее эта ассимиляция. Напротив, там, где замедляется культурное развитие и истончается культурный слой, миграция и этногенез идут быстрее, а следовательно, -больше возможностей для антагонизма. Когда антагонизм осознан, культурный процесс связывает и концептуализирует эти архаические комплексы, переводя их в латентную форму.
Указанные характеристики феномена ксенофобии определяют подходы к разработке адекватных технологий социально-культурной деятельности в молодежной среде, направленных на преодоление неприязни к представителям иной культуры. При этом следует учитывать следующие ее особенно-
сти. Ксенофобия, пропагандирующая ненависть, процветает лишь тогда, когда вокруг бездействуют субъекты социально-культурной деятельности. Активное инициативное противодействие ненависти добровольческими, толерантными, демократичными и патриотическими акциями способно остановить ксенофобию. Важна интеграция единомышленников через создание объединений с социально-культурными и образовательными учреждениями, религиозными, добровольческими, социально-политическими организациями для обсуждения идеологии и тактики противодействия ксенофобии, оказания поддержки и социальной реабилитации жертв ксенофобии. Необходима работа по выявлению и идентификации «групп ненависти» на основе изучения их идеологии, символики, целей, задач и планов деятельности. Очень актуальна организация альтернативных социально-культурных акций, пропагандирующих терпимость; реализация информационно-просветительных программ, разъясняющих и осуждающих ксенофобию; создание банка данных; организация противодействия ксенофобам на открытых форумах и в Интернете. Специалисты социально-культурной деятельности должны вести целенаправленную работу с представителями власти в рамках проблематики преодоления предубеждений, социально-культурной поддержки жертв ксенофобии [7]. Необходима реализация целенаправленной программы досуговых мероприятий по пропаганде терпимости, обучению толерантности с, возможно, более раннего возраста и необходимости противодействия предубеждениям.
Исходя из подобной специфики ксенофобии важнейшими психолого-педагогическими условиями ее преодоления являются:
- интеграция усилий государственных властей и институтов гражданского общества в профилактике ксенофобии;
- адаптация мигрантов;
- стимулирование эффективных механизмов развития гражданской идентичности;
- целенаправленное этнокультурное развитие.
Крайне актуальным содержательным направлением становится формирование этнической толерантности посредством воспитания интернационализма, патриотизма, устойчивости к этническим различиям, уважения к
традициям, обычаям и культуре других народов, а также повышение уровня информированности в вопросах межкультурного взаимодействия и межконфессионального мира и согласия. Для этого необходима реализация механизмов педагогической поддержки культурной адаптации в мультикуль-турном социуме, проведение социально-психологических тренингов этнической толерантности и межкультурной компетентности, осуществление кросс-культурной проектной деятельности.
Практические рекомендации формирования этнической толерантности граждан России заключаются в том, что учреждениями досуга должен реализовываться комплекс мероприятий по повышению роли социально-культурного воспитания молодежи в снижении ксенофобной напряженности в обществе и в формировании толерантности и мультикультурного самосознания. В социально-культурной практике необходимо внедрение норм и стандартов этнотолерантного поведения. Для этого культурно-досуговые программы должны быть направлены на систематическое знакомство с культурой своего народа и многообразными особенностями культур народов России и мира, на формирование опыта положительного взаимодействия с представителями других культур.
В структуре современных программ социально-культурной деятельности содержательные приоритеты приобретает профилактика социально опасных форм ксенофобии среди молодежи, что требует системного теоретико-методического обоснования наиболее актуальных и действенных подходов к преодолению проявлений социальной розни.
1. Штемберг А. С. Ксенофобия // Энергия. 2001. № 12. С. 68-72.
2. Солдатова Г. У. Разные, но равные: большие психологические игры. М., 2004.
3. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
4. Цилевич Б.Л. Современное национальное государство и культурное многообразие: концепции и правовые рамки Совета Европы Мн., 2012. С. 72-99.
5. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2002.
6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
7. Григорьева Е.И. Основные подходы к использованию современных технологий в практике социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. VI Державин-ские чтения. Экономика. Социально-культурная деятельность, философия, социология, политология, искусствоведение. Документо-ведение: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февр. 2001. Тамбов, 2001. С. 24-26.
8. Апанасюк Л. А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в моло-
дежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 153-158.
9. Апанасюк Л. А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 12 (116). С. 153-157.
Поступила в редакцию 5.07.2013 г.
UDC 316.6
XENOPHOBIA AS OBJECT OF SOCIO-CULTURAL RESEARCH
Larisa Akhunzhanovna APANASYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: apanasyuk-l@yandex.ru
The concept of "phobia", "xenophobia", characteristics of the phenomenon of xenophobia and the approach to the development of appropriate technologies of social and cultural activities among the youth are considered.
A sufficiently deep analysis of the concepts will help to build and properly disclose a system of concepts, defining idea of the causes of phobias, which are hidden in the unconscious man in heredity, in self-preservation instinct and desire to keep themselves and their future generations.
The preconditions of xenophobia at the individual level (especially education and socialization of the individual), preconditions of xenophobia at the level of small groups (group interaction mechanisms, norms and values etc.), preconditions of xenophobia at the level of large social groups (dominant ideology, customs and traditions, as well as socio-economic, political and demographic processes) are disclosed.
The attention is given to factors xenophobia developing (civilization, historical, differentiation), the xenophobic views, depending on its object (ethnic, racial, religious, social) and forms of xenophobia (latent and sensible) are considered.
The technology to overcome phobias requires lengthy internal work by rethinking of the change of their views on life, resolving internal conflicts. It is extremely relevant to qualify the pedagogical support and social adaptation, including the means of socio-cultural activities. The approaches to the development of adequate technologies and social and cultural activities among the youth to overcome xenophobia and hostility towards members of another culture are defined; the most important psycho-pedagogical conditions of overcoming xenophobia are named.
Key words: xenophobia; socio-cultural activity.