Научная статья на тему 'Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII - первой половине XIX вв'

Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII - первой половине XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
773
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / РЕМЕСЛО / РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО / ЦЕХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОСЛОВИЕ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / CRIMEAN TATARS / CRAFT / CRAFTSMANSHIP / GUILD ORGANIZATION / ESTATE / TAURIDA GOVERNORATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайрединова Зарема Зудиевна

Статья посвящена вопросам интеграции крымскотатарского населения Крыма в состав России в конце XVIII начале XIX вв. Так, была предпринята попытка выстроить численный состав крымскотатарского ремесленничества в рассматриваемый период. Статья вводит в научный оборот новые источники по истории формирования и развития крымскотатарского ремесленничества в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хайрединова Зарема Зудиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean Tatar Craftsmen as Estate in the Late 18th - First Half of the 19th cc

Integration of the Crimean Tatar population of the Crimea into Russian Empire in the late 18th first half of the 19th cc. took place at the levels of all estates, not only noblemen, but also lower layers of urban inhabitants. Actual status of Crimean Tatar craftsmen community after Crimea’s integration into Russian Empire in late 18th c. and its transformation between that time and Crimean War is significant scientific matter for understanding history and social features of Crimean Tatars. The subject of my study is the formation and development of the Crimean Tatar craftsmen as estate during the period in question. For this purpose, I used set of scientific methods, including, among others: source (archival) analysis, chronological method (as a combination of synchronic and diachronic methods), comparative-historical and retrospective methods. Using the chronological one, I tried to trace for district strength (for Taurida Governorate) and changing the number of Crimean Tatar craftsmen during the period under review on the base of corpus of archival data involved into the research and introduced into scientific circulation as new sources on this issue. Thus, statistic data for districts of Taurida Governorate since 1810s shows a significant number of urban artisans (craftsmen) among Crimean Tatars and their various craft guilds with own charters and procedure (rites) of discipleship and initiation into the master. In the guilds of the Crimean Tartar craftsmen, there was strict religious control, and officials of the Russian Empire practically did not interfere in guild management. At the same time, archival data analysis allows me to conclude that the development of the Crimean Tatar craftsmanship though all its national features coincided in general terms with the trend of guild labor evolution in the Russian Empire (since Catherine II's "Craft Regulation") in the direction of capitalist industrial (factory) production with advent of large entrepreneurs from among former handicraftsmen. This development, on the one hand, contributed to the integration of Crimean Tatar craftsmen into the Russian community as a specific part of the ‘third estate’ of Russia, formed by the urban reform of 1785. On the other hand, this development was accompanied by a decline in the quality of new products and the loss of its national identity, generated by the commercialization of handicraft production.

Текст научной работы на тему «Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII - первой половине XIX вв»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 14. Вып. 1 • 2017 КРЫМОВЕДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КРЫМА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 14. Ausgb. 1.

'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea' 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

П0ЛиТЭК0Н0МиЧеСК0е крымоведение: Political-economic Crimean Regional Studies: Actors, Projects, Vectors / СубъеКТЫj проеКТЫ, векторы Politökonomische Krimforschung: die Subjekte, die Projekte, die Vektoren

УДК [908:316.343.36(=512.19)](470)Крым

Хайрединова З.З.

Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-31-10112 «Проблемы интеграции Крыма в состав России, 1783—1825».

Хайрединова Зарема Зудиевна, кандидат исторических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Таврическая академия, философский факультет, доцент кафедры культурологии и религиоведения (Симферополь)

ORCIDID https://orcid.org/0000-0002-8334-7688

E-mail: zarema-z-khairedinova@j-spacetime.com; hzarema@gmail.com

Статья посвящена вопросам интеграции крымскотатарского населения Крыма в состав России в конце XVIII — начале XIX вв. Так, была предпринята попытка выстроить численный состав крымскотатарского ремесленничества в рассматриваемый период. Статья вводит в научный оборот новые источники по истории формирования и развития крымскотатарского ремесленничества в рассматриваемый период.

Ключевые слова: крымские татары; ремесло; ремесленничество; цеховая организация; сословие; Таврическая губерния.

В период Крымского ханства сложилась определенная сословная иерархия. Свое место в нем занимало и крымскотатарское ремесленничество, которое, как известно, составляло основу городского населения Крымского ханства. Ремесленники крымские татары объединялись в цеха, занимались кустарными промыслами. Они же нередко являлись торговцами. Ремесленники пользовались широкими правами и привилегиями, что и объясняет расцвет ремесла в ханстве.

Ремесленники пользовались уважением, а их деятельность приносила и хороший доход. Существовали целые корпорации ремесленников, которые специализировались на конкретных видах товара. Так, например, процветали кожевенное дело, известны были мастера-литейщики — тёкмеджилер — железные казаны всех размеров славились далеко за пределами Крыма. Среди ремесленников много было кузнецов, медников, лудильщиков, ножевых дел мастеров, ювелиров, ткачей и вышивальщиц. В этот период активно развивается декоративно-прикладное искусство, керамическое и гончарное производство. Становление профессионального ремесла в Крымском ханстве как части культуры крымскотатарского народа привело к возникновению цеховых организаций и артелей. В первую очередь, цеховые корпорации, в которые объединялись ремесленники, защищали интересы производителей и способствовали благоприятным условиям развития ремесла [Абдулла 2012, с. 17].

Жестяное и чеканное ремесло у крымских татар. XIX в. Музей истории и культуры крымских татар (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник).

Фото сотрудников музея-заповедника © С.С. Велиевой и С.А. Сеитмеметовой

Путешествовавший по Крыму в 1793 г. академик П.С. Паллас насчитал в Бахчисарае 517 лавок,

«из них 121 с шелковыми и другими красными товарами, 41 лавка с седлами и другими кожаными вещами очень красивой работы, лавок со съедобными вещами 135, с обувью 24. 23 лавки, где продаются большие и малые татарские

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 14. Вып. 1 • 2017 КРЫМОВЕДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КРЫМА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

ножи, которые очень ценятся по своей прочности... пять лавок с котлами и металлической посудой... 19 лавок портных, шесть серебрянщиков, пять оружейных мастеров, восемь башмачников, девять лавок с деревянной посудой и другими местными поделками, пять, где делают шерстяные канаты и другие веревки, восемь бондарен, семь лавок с бурками, плащами от дождя и пр, четыре горшечника, восемь лавок с трубками и чубуками... 13 кожевенных заводов, шесть кузниц... семь лавок, где производится резная работа на дереве» [Паллас 1881, с. 77].

С присоединением Крыма к России в 1783 г. крымские татары ремесленники и их ремесленное производство продолжало развиваться на прежних основаниях.

Базар. Гравюра Христиана Гейслера из альбома «Живописные описания обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов в Российской Империи» (1804). В глубине можно видеть гончара, продающего свои изделия — на его ковре лежит глиняный кувшин.

На врезке справа — увеличенный фрагмент.

Основными центрами ремесла в Крымском ханстве были Бахчисарай, Карасубазар (Белогорск) и Гезлев (Евпатория). Активное развитие ремесла привело к возникновению особой цеховой организации со своей развитой структурой, выборным органом и обязательным уставом — селеф-наме. Как писал У.А. Боданинский, «в Крыму существовали цеха пастухов, земледельцев, пекарей, поваров, ткачей, кожевенников, каменотесов, плотников, кузнецов..., число которых доходило до 50» [Боданинский 1930] (цит. по [Боданинский 2005, с. 66]). Известно, что каждый цех существовал как особая организация, а все цеха объединялись в общий союз — эснаф, во главе которого стоял выборный глава эснаф-баши.

Татарские пастухи. Гравюра Христиана Гейслера из альбома «Живописные описания обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов в Российской Империи» (1804)

На фрагменте гравюры Христиана Гейслера «Базар в Крыму» из альбома «Живописные описания обычаев.» (1804) видны два кузнеца — один подковывает вола, другой, в глубине, работает внутри кузницы

ТЛТАП It Л К К К AT В \ (i IITC11Е II SARAÏ.

Татарская хлебная лавка в Бахчисарае. Гравюра Огюста Раффе конца 1830-х гг. из парижского (1854 г.) издания Voyage dans la Russie méridionale et la Crimée par la Hongrie, la Valachie et la Moldavie exécuté en 1837, sous la direction de M. Anatole Démidoff

Благодаря тому, что в структуре цехов присутствовал религиозный контроль, российское правительство не вмешивалось в дела национальных кустарных промыслов, однако это имело и отрицательную сторону. Так, У. Боданинский приходит к неутешительному выводу:

«.кустарные промыслы Крыма в течение всего XIX и начала XX веков были предоставлены сами себе, вследствие этого замкнулись в тесные рамки национальных традиций.» [Боданинский 1930] (цит. по [Боданинский 2005, с. 67]).

Сведения, касающиеся крымскотатарского ремесленничества Таврической губернии, нашли отражение в фондах Государственного архива Республики Крым. Среди них следует отметить, в первую очередь, фонд Канцелярии Таврического губернатора [ГАРК ф. 26], фонды городских дум (например, фонд Симферопольской городской думы [ГАРК ф. 183] или фонд Евпаторийской городской думы [ГАРК ф. 518], фонды городских мещанских управ — таких как, например, фонд Карасубазарской городской мещанской управы [ГАРК ф. 177] или фонд Бахчисарайской городской мещанской управы [ГАРК ф. 55]. Некоторые

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Régional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

статистические сведения о крымскотатарском ремесленничестве хранятся в фонде Таврической областной казенной палаты [ГАРК ф. 792] и в фонде Симферопольской общей ремесленной управы [ГАРК ф. 59].

В отчете Таврического губернаторов за 1804 г. находим сведения о количестве ремесленных заведений в губернии. Так, в городе Симферополе значилось свечных и мыльных — 4 заведения, войлочных — 1. В Евпатории 14 войлочных и 24 кожевенных заводов. В Севастополе (как и в Симферополе) свечных и мыльных — 4 заведения, войлочных — 1. В Карасуба-заре свечных и мыльных заводов — 5, войлочных — 5, кожевенных — 12. В Бахчисарае всего насчитывалось 133 завода, из них — седельных 41, свечных и мыльных — 3, войлочных — 12, кожевенных — 12, ножных и сабельных — 30, шубных — 30 и для починки медной посуды — 5 [РГИА ф. 1281, оп. 11, д. 131]. Всего по Таврической губернии насчитывалось 187 ремесленных заведений.

Одним из основных и старейших кустарных промыслов крымских татар было изготовление войлока, широко использовавшегося в быту. За века своего существования войлоко-валяние практически не претерпело изменений. Слева — изготовление войлока крымскими татарами на открытке кисти Нины Жаба, прожившей в Бахчисарае в 1906—1924 гг. (открытка издана в 1930-е гг.); справа — «лейка» для обработки и глажки войлока, XIX — начало ХХ вв. Музей истории и культуры крымских татар (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). Фото сотрудников музея-заповедника © С.С. Велиевой и С.А. Сеитмеметовой

Налын или табалдырыкъ — деревянная обувь-ходули крымских татарок. Высотой от 6 до 12 см и более, она украшалась перламутром, серебряными пластинками,

обтягивалась бархатом. Музей истории и культуры крымских татар (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). Фото с сайта http://handvorec.ru/novosti/sekrety-drevnego-goroda-obuv-vyrezannaya-iz-dereva/

Другим старинным видом ремесел в Крыму является кожевенное дело. Из кожи шили одежду, обувь, седла, кисеты, барабаны, детали к музыкальным инструментам и проч. В период

Крымского ханства кожевенное производство было очень развито. Слева — обработка кожи на открытке кисти Н. Жаба; справа — ичиги (сапоги) из выделанной кожи, Музей истории и культуры крымских татар (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). Фото сотрудников музея-заповедника

© С.С. Велиевой и С.А. Сеитмеметовой

Продукция ножных и сабельных заводов (мастерских) Бахчисарая. Первая половина XIX в. Музей истории и культуры крымских татар (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник). Фото с сайта http://www.grifon-tur.ru/razvitie-remesla-i-torgovli-vo-vremena-krymskogo-xanstva. htm l

Для внимательного исследования вновь приобретенных территорий российское правительство предпринимает определенные усилия по ревизии численности мусульманского населения. Такая экспедиция, в частности, была организована в 1792 г.

В Таврическую казенную палату от экспедиции ревизии душ 15 сентября 1792 г. за № 2715 были представлены 6 ведомостей [ГАРК ф. 792, оп. 1, д. 208], однако выявить численность ремесленников (или цеховых) не представляется возможным, так как они даны общей цифрой с мещанами.

Уже в 1796 г. по результатам 5-й ревизии была представлена выписка экспедиции о числе купцов, мещан и помещичьих крестьян в Таврической губернии [ГАРК ф. 792, оп. 1, д. 512]. В данной выписке уже присутствуют данные ремесленниках, однако, они также отрывочны. Так, цеховые указаны лишь в городах Евпатория и Перекоп. Например, в Евпатории крымских татар ремесленников значилось 115, а общее число ремесленников с другими национальностями составляло 190 [ГАРК ф. 792, оп. 1, д. 512]. В процентном соотношении крымские татары ремесленники в Евпатории от численности всех ремесленников составили 60,5%. А в Перекопе в числе ремесленников показаны только 17 ремесленников крымских татар. Таким образом, видно, что статистические данные, касающиеся вообще ремесленников, в том числе и крымских татар, не являются точными.

В «Отчете за 1816 год по Таврической губернии» из фонда Канцелярии Таврического губернатора обнаружены ведомости о заводах. Так, в ведомости о кожевенных заводах в городе Евпатории показаны 13 крымских татар заводчиков, у каждого из них по два работника (только у Аксеита — 3). Ими выделано было разное количество кож, общее число составило 680 на сумму 1 360 рублей [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

В ведомости о войлочных заводах в Евпатории показаны 17 крымских татар, у них всего 44 рабочих. Выделано в 1816 г. цветного войлока на общую сумму 125 рублей, простого — на 1 700 рублей [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Седлами в Евпатории занимались 2 крымских татарина с 4 работниками. За 1816 г. ими было сделано 100 седел на сумму 1000 рублей [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

В ведомости о башмачном заводе находим 14 крымских татар ремесленников, у них 25 рабочих. Ими были произведены 2900 башмаков [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

В ведомости по городу Перекопу в 1816 г. показано 706 крымских татар мещан и цеховых [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

В ведомости по городу Бахчисараю показаны 20 заводов, принадлежащих крымским татарам [ГАРК, ф. 26, оп. 1, д. 2486, л. 246]. Крымских татар мещан в Бахчисарае в 1816 г. было 3 372 человека, а ремесленников — 375 человек, что составило 11% [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

В Карасубазаре в 1816 г. мещан крымских татар было 1 541 человек, а ремесленников — 308, что составило 20% [ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

Крымские татары ремесленники показаны и в поуездной ведомости в трех уездах: в Симферопольском — 715; в Евпаторийском — 87 и в Перекопском — 317. Всего в уездах Таврической губернии значилось 1 119 ремесленников крымских татар

[ГАРК ф. 26, оп. 1, д. 2486].

Таким образом, если сравнить ведомости 1796 и 1816 гг., то обнаруживаются очевидные неточности. Так, в Перекопе в 1796 г. показано 17 ремесленников крымских татар, а в 1816 г. — их уже 706.

Несмотря на попытку правительства вести учет ремесленников в Таврической губернии, видно, что на рубеже XVIII—XIX вв. этот процесс только начинался. То, что цеховая организация продолжала существовать и в XIX в., свидетельствуют и мероприятия, проводимые ремесленными цехами, например, такой обряд крымских татар-ремесленников, как Реван (буквально — «ищущий высшего знания»; этот праздник продолжал проводиться и в начале XX в.). На торжество своим долгом считали прийти мастеровые всех цехов города и близлежащих сел и, конечно же, горожане всех сословий. Этот праздник-экзамен был итогом длительного учения и признания мастерства [Абдулла 2012, с. 17; Домбровский 1862; Ук.Б. 1870]. Очевидно, Реван проводился довольно часто, так как ремесленных производств у крымских татар было много, а значит, и посвящение в мастера по каждой из отраслей ремесла проводились регулярно.

Интересное описание торжественного обряда крымских татар ремесленников приводит Е. Булатов — «почтенный смотритель» Бахчисарайского дворца и «при знании восточных языков, не пропускал ничего в продолжении двенадцатилетней службы, чтобы познакомиться с обычаями и преданиями народными» [Пассек 1838] (цит. по [Пассек 2014, с. 139]). Так отзывается о смотрителе дворца писатель, историк и этнограф Вадим Васильевич Пассек (1808—1842), издавший в 1838—1842 гг. четырехтомный сборник «Очерки России», в один из томов которого и вошел очерк Е. Булатова.

«Кто из татар не принял Ревана и захочет заняться каким-нибудь ремеслом, тот должен наперед прослужить безденежно у цехового мастера тысяча и один день, и если после такого срока или ранее мастер признает его способным, то он с позволения Уста-Баши (главного мастера) или цейхмейстера и прочих мастеров может заниматься своею работою или сам по себе или у которого-нибудь из ремесленников». Так описывает важность и значимость данного мероприятия автор. Крымские татары считали, что Реван восходит к временам пророка и в Крыму «признан священным обычаем, который совершается только один раз в продолжении десяти или двадцати лет, со всей торжественностью и веселым пиршеством» [Булатов 1840] (цит. по [Булатов 2015]).

На одном из таких празднеств в числе гостей оказался и Булатов. 1 июня 1827 г. в Бахчисарае прошел Реван кожевников, начавшийся еще 28 мая. Гости на праздник собирались со всей Качинской долины. Музыка, пляски, борьба куреш, угощения — все это присутствовало на Реване.

«...каждый новый гость был угощаем, если он магометанин, трубкою и кофе, а если наш и приезжал перед вечером, то чашкою чаю, — пишет Е. Булатов. — Никто почти из татар не возвратился на ночь домой. При захождении солнца, когда настало время их обыкновенной вечерней молитвы, музыка умолкла; все, вставши со своих мест, вышли из палаток и, подостлав под себя верхнее платье, молились, при отправлении вечерни одним муллою. Эта перемена зрелища была восхитительна, и переход от шумного празднества к тихой молитве поражал невольно» [Булатов 1840] (цит. по [Булатов 2015]).

На праздники посвящения в мастера в Бахчисарае, Карасубазаре, Евпатории собиралось по несколько тысяч человек. Сначала шло посвящение в уста-башы (начальника цеха), затем в мастера. Главой цеха становился тот человек, который больше других вносил денег на обустройство цеха и для целей взаимопомощи. Ремесленники давали клятву:

«Сколько сил и возможностей есть поступать справедливо и беспристрастно, как во всех делах, так и в тщательном старании, благоуспешном состоянии ремесла и приращении искусства» [ГАРК, ф. 59, оп. 1, д. 163].

Таким образом, можно говорить о продолжении традиции посвящения ремесленников в мастера — Реван, которые уходит корнями в прошлое, период Крымского ханства.

Реван играл значительную роль в сохранении традиции воспитания и развития крымскотатарских ремесленников и ремесленного производства в целом.

Известно, что ремесленное производство в Крыму продолжало развиваться, а самые известные ремесленники оказались в «Списке фабрикантам и заводчикам Российской империи за 1832 год» [Список... 1833, с. 742—751]. Этот документ был составлен из ведомостей, полученных от гражданских губернаторов департаментом мануфактур и внутренней торговли. В списке указаны суконных, кожевенных, и также мыловаренных и свечных дел мастера. Так, кожевенных дел мастеров в Карасубазаре числилось 17 человек, в Бахчисарае — 21. Очевидно, речь идет о крупных предприятиях, так как в списке есть указание на то, что это фабрики и заводы, а главы производства — фабриканты и заводчики. В целом в списке указано 67 имен, из них — ремесленников крымских татар 46, армян — 7, 2 грека и др. нации [Список... 1833, с. 742—751]. В основном ремесленники — мещане, то есть городские жители.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

СП И С О К ъ

ФАБРИКАНТАМЪ и ЗАВОДЧИКАМ» 1Р<ШШЙ<ШФЙ ИШОШРШ *832 года.

CocmauCBHuS п Дспрта.еяи Маву„,тти . „»™

- -Г

I уберштороп, Kuywamn.

■ „-«-„.от Unmut Топоин. 1 8 5 3.

Титульный лист «Списка фабрикантам и заводчикам Российской империи за 1832 год» (С.-Петербург, Департамент мануфактур и внутренней торговли, 1833)

Слева — гравюра с рисунка Карло Боссоли «Бахчисарай», середина XIX в. Справа — увеличенный фрагмент гравюры: обувщик продает на базаре свою продукцию

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ремесленное производство крымских татар продолжало развиваться и после присоединения Крыма к России.

Урегулировать ремесленное производство в регионе должна была и учрежденная в 1841 г. Симферопольская общая ремесленная управа. В фондах управы отложился большой массив документов, касающихся ремесленничества как сословия. Деятельность Симферопольской ремесленной управы остается совершенно неизученной. Так, например, из представленного в Симферопольскую ремесленную управу списка пекарного цеха видно, что мастеров в нем числилось 48 человек, подмастерьев — 24, а учеников — 18 [ГАРК ф. 59, оп. 1, д. 19]. Или, например, интересные данные находим в документах, касающихся цехов в целом. В 1841 г., на момент учреждения Симферопольской ремесленной управы уже существовало 11 цехов (мраморно-столярный, пекарно-кондитерский или ювелирный), а к 1896 г. количество цехов увеличилось до 21 [ГАРК ф. 59, оп. 1, д. 4763]. Среди них был и татарско-кузнечный цех. В 1849 г. там работало 26 мастеров (все крымские татары) [ГАРК ф. 59, оп. 1, д. 4806]. Это не значит, что в других цехах крымских татар не было. Так, из письма Таврического губернатора видно, что медицинским департаментом военного министерства было принято решение о награждении старшины Симферопольского цирюльного цеха Темирши Усеин оглу серебряной медалью с надписью «за усердие» за заслуги, оказанные им во время минувшей компании больницы и раненным означенного госпиталя». Губернатор обращается к ремесленной управе за характеристикой и требует ответы на следующие вопросы: «.не подвергался ли каким взысканиям Темирша Усеин оглу ... и не состоит ли он под судом и следствием?». Ответ был лаконичным: «.взысканий нет, под судом и следствием не состоит» [ГАРК ф. 59, оп. 1, д. 320].

Вид Симферополя с восточной стороны. Гравюра середины XIX в. Судя по одежде, каменные (строительные) работы на гравюре производят крымские татары

Крымскотатарское ремесленное производство к концу XIX в. существенно меняется, о чем пишет Исмаил Гаспринский в газете «Терджиман» («Переводчик»). В статье, посвященной кустарным промыслам и опубликованной в октябре 1890 г., он отмечает:

«Два-три десятилетия назад в Крыму, можно сказать, процветали кустарные промыслы, особенно в Бахчисарае, Евпатории и Карасувбазаре1. Еще раньше крымские татары, особенно в горной части, производили для собственного потребления грубые сукна (сокма), алажду (грубая шерстяная мебельная материя) и холст бумажный и льняной (последний на Южном берегу). Крымские ножи, войлоки, обувь, медная посуда, сафьян, шубы, шорные изделия имели сбыт и за пределами Крыма, но, увы, теперь все эти производства пали и, кажется, окончательно» [[Гаспринский] 1890].

1 По свидетельству историка литературы и археолога Григория Эммануиловича Караулова (1824—1883), в конце 1870-х — начале 1880-х гг., т.е за десятилетие до выхода в свет статьи И. Гаспринского, в Карасубазаре еще сохранялось 310 ремесленных лавок [Караулов 1883, с. 38].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Крымскотатарские ремесленники конца XIX в., слева направо: медник, оружейники, кожевенники, торбаджи (ремесленник, делающий торбы для лошадей)

Крымские татары валяют войлок. На фотографиях XIX в. последовательно предстают различные этапы войлоковаляния

И. Гаспринский обращает внимание читателей на то, что восточные изделия славились своим качеством, о котором свидетельствовали богатство рисунка и прочность материала и краски, чутко улавливая направление «производственного прогресса» и предостерегая от увлечения им.

«В этом случае надо быть стойкими и не погубить добрую славу употреблением плохого материала и дешевой краски. В последнее время начали раздаваться жалобы на недобротность красок — пишет редактор «Терджимана». Это происходит от введения в употребление дешевых, но непрочных анилиновых красок, вместо местных, более дорогих.

...Работайте своими, завещанными отцами красками, хотя и более дорогими» [[Гаспринский] 1890].

* * *

Проведенный нами анализ позволяет говорить о том, что развитие крымскотатарского ремесленничества при всех его национальных особенностях в общих чертах совпадало с трендом эволюции цехового труда в Российской империи (начиная с «Ремесленного Положения» Екатерины Второй) в направлении капиталистического промышленного (фабрично-заводского) производства с выделением из кустарно-цеховой среды крупных предпринимателей. Такое развитие, с одной стороны, способствовало интеграции крымских татар-ремесленников в российское сообщество как специфической части «третьего сословия» России, сформированного городской реформой 1785 г., с другой стороны, это развитие сопровождалось порожденными коммерциализацией кустарного производства определенным снижением качества его продукции и утратой ее национальной индивидуальности.

Сегодня кустарные промыслы крымских татар постепенно возрождаются именно и прежде всего как культурный феномен. Проводится множество конференций, выставок, появляются научные исследования и просветительские публикации, посвященные крымскотатарской ремесленнической культуре, ремесленникам и их обычаям [Савиных 2003; Ке11пег-Ие1пке1е еЬ а1. 2008; Абдураманова 2011; Абдулла 2012 и др.]. Все это способствует восстановлению как связей крымскотатарской ремесленной традиции с ее глубокими историческими и социокультурными корнями, так и реального социального статуса современного крымскотатарского ремесленника, что особенно значимо в свете проводимой в настоящее время в Крыму активной политики занятости населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодарности. Автор благодарит за предоставленные фотоматериалы сотрудников ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» Велиеву Севилю Серверовну и Сеитмеме-тову Сельвину Алиевну.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1281. Оп. 11. Д. 131.

2. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 26. Оп. 1. Д. 2486; Ф. 59. Оп. 1. Д. 19, 163, 320, 4763, 4806;

Ф. 792. Оп. 1. Д. 208, 512.

3. Абдулла Г. Ремесленные производства в Крымском ханстве // Qasevet. 2012. № 40. С. 15 — 19.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

4. Абдураманова С.Н. Ремесленные центры Крыма: от расцвета к упадку // Культура народов Причерноморья.

2011. Т. 1. № 199. С. 10-13.

5. Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму: Отдельный оттиск из сбор-

ника Крымплана «Реконструкция народного хозяйства в Крыму. Вып. 2» / Государственный дворец-музей татарской культуры в Бахчисарае. Симферополь, 1930.

6. Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму // Крымские татары: Хре-

стоматия по этнической истории и традиционной культуре / Авт.-сост. М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. Симферополь: ДОЛЯ, 2005. С. 52-81.

7. Булатов Е. Реван или торжественный обряд татар-ремесленников в Крыму // Очерки России, издаваемые Ва-

димом Пассеком: В 4 кн. Кн. 3. М., 1840. С. 139-154.

8. Булатов Е. Реван или торжественный обряд татар-ремесленников в Крыму [Электронный ресурс] // Портал

Проза.ру. 2015. 10 сент. Режим доступа: https://www.proza.ru/2015/10/09/1849.

9. [Гаспринский И.]. О кустарных промыслах / / Терджиман [Переводчик]. 1890. 14 октября. № 35.

10. Домбровский Ф. Реван, крымско-татарский обычай / / Таврические губернские ведомости (ТГВ). 1862. 28 июля.

11. Караулов Г.Э. Поездка во внутренность Крыма вдоль Керченского полуострова и на остров Тамань (Продол-

жение) / / Записки Одесского Общества Истории и Древностей (ЗООИД). 1883. Т. 13. С. 35 — 107.

12. [Паллас П.С.]. Путешествие по Крыму академика Палласа; в 1793 и 1794 годах (перевод с немецкого) / / ЗООИД.

1881. Т. 12. С. 62—208.

13. Пассек В.В. Отрывки из путешествия по Крыму / / Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком: В 4 кн. Кн.

1. СПб., 1838. С. 151 — 175.

14. Пассек В.В. Отрывки из путешествия по Крыму // Очерки России / Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. М.: Ин-

ститут русской цивилизации, 2014. С. 126 — 164.

15. Савиных С.П. Особенности обработки кожи крымскотатарскими мастерами в очерках иностранных путеше-

ственников начала XIX века. Культура народов Причерноморья. 2003. № 38. С. 59 — 60.

16. Список фабрикантам и заводчикам Российской империи 1832 года. СПб.: Типография Департамента Внеш-

ней Торговли, 1833.

17. Ук.Б. Крымско-татарские обычаи // ТГВ. 1870. 19 сент.

18. Ук.Б. Крымско-татарские обычаи // ТГВ. 1870. 23 сент.

19. Ук.Б. Крымско-татарские обычаи // ТГВ. 1870. 3 окт.

20. Ук.Б. Крымско-татарские обычаи // ТГВ. 1870. 14 окт.

21. Kellner-Heinkele B., Gierlichs J., Heuer B., eds. Islamic Art and Architecture in the European Periphery: Crimea, Caucasus,

and the Volga-Ural Region. Wesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 2008.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Хайрединова, З. З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв. [Электронный ресурс] / З.З. Хайрединова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 14. — Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.22.

CRIMEAN TATAR CRAFTSMEN AS ESTATE IN THE LATE 18th - FIRST HALF OF THE 19TH CC.

Zarema Z. Khairedinova, Ph.D. (History), Associate Professor, Chair of Cultural and Religious Studies, Taurida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8334-7688

E-mail: zarema-z-khairedinova@j-spacetime.com; hzarema@gmail.com

Integration of the Crimean Tatar population of the Crimea into Russian Empire in the late 18th — first half of the 19th cc. took place at the levels of all estates, not only noblemen, but also lower layers of urban inhabitants. Actual status of Crimean Tatar craftsmen community after Crimea's integration into Russian Empire in late 18th c. and its transformation between that time and Crimean War is significant scientific matter for understanding history and social features of Crimean Tatars.

The subject of my study is the formation and development of the Crimean Tatar craftsmen as estate during the period in question. For this purpose, I used set of scientific methods, including, among others: source (archival) analysis, chronological method (as a combination of synchronic and diachronic methods), comparative-historical and retrospective methods. Using the chronological one, I tried to trace for district strength (for Taurida Governorate) and changing the number of Crimean Tatar craftsmen during the period under review on the base of corpus of archival data involved into the research and introduced into scientific circulation as new sources on this issue.

Thus, statistic data for districts of Taurida Governorate since 1810s shows a significant number of urban artisans (craftsmen) among Crimean Tatars and their various craft guilds with own charters and procedure (rites) of discipleship and initiation into the

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Хайрединова З.З. Крымскотатарское ремесленничество как сословие в конце XVIII — первой половине XIX вв.

master. In the guilds of the Crimean Tartar craftsmen, there was strict religious control, and officials of the Russian Empire practically did not interfere in guild management.

At the same time, archival data analysis allows me to conclude that the development of the Crimean Tatar craftsmanship though all its national features coincided in general terms with the trend of guild labor evolution in the Russian Empire (since Catherine II's "Craft Regulation") in the direction of capitalist industrial (factory) production with advent of large entrepreneurs from among former handicraftsmen. This development, on the one hand, contributed to the integration of Crimean Tatar craftsmen into the Russian community as a specific part of the 'third estate' of Russia, formed by the urban reform of 1785. On the other hand, this dev elop-ment was accompanied by a decline in the quality of new products and the loss of its national identity, generated by the commercialization of handicraft production.

Keywords: Crimean Tatars; craft; craftsmanship; guild organization; estate; Taurida Governorate.

References:

1. Abdulla G. "Handicraft Production in the Crimean Khanate." Qasevet 40 2012: 15 — 19. (In Russian).

2. Abduramanova S.N. "Craft Centers of the Crimea: From Flowering to Decay" Culture of the Peoples of Black Sea Region

1.199 (2011): 10 — 13. (In Russian).

3. Bodaninsky U.A. "Archaeological and Ethnographic Study on Tatars in the Crimea." Crimean Tatars: Chrestomathy on

Ethnic History and Traditional Culture. Eds. M.A. Aradzhioni, and A.G. Gertsen. Simferopol: DOLYA Publisher, 2005, pp. 52—81. (In Russian).

4. Bodaninsky U.A. Archaeological and Ethnographic Study on Tatars in the Crimea. Off-print from Crimea Planning Bureau's

Collected Works "Reconstruction of National Economy in the Crimea, Volume 2." Simferopol, 1930. (In Russian).

5. Bulatov E. "Revan, or Solemn Rite of Tartar Artisans in the Crimea." Essays on Russia Published by Vadim Passek. Ed.

V.V. Passek. Moscow, 1840, book 3, pp. 139 — 154. (In Russian).

6. Bulatov E. "Revan, or Solemn Rite of Tartar Artisans in the Crimea." Portal Proza.ru. N.p., 10 Sep. 2015. Web.

<https://www.proza.ru/2015/10/09/1849>. (In Russian).

7. Dombrovsky F. "Revan, Crimean-Tatar Folk-custom." Gazette of the Taurida Governorate [Simferopol]. 28 Jul. 1862. (In

Russian).

8. Gasprinsky I. "On the Handicrafts." Terjiman [Translator] [Bakhchisaray] 14 Oct. 1890. (In Crimean Tatar and Russian).

9. Karaulov G.E. "Journey to the interior Crimea along the Kerch Peninsula and Taman Island (Continuation)." Transac-

tions of Odessa Society of History and Antiquities 13 (1883): 35 — 107. (In Russian).

10. Kellner-Heinkele B., Gierlichs J., Heuer B., eds. Islamic Art and Architecture in the European Periphery: Crimea, Cau-

casus, and the Volga-Ural Region. Wesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 2008.

11. List of Manufacturers and Breeders of the Russian Empire in 1832. St. Petersburg: Typography of the Department of For-

eign Trade Publisher, 1833. (In Russian).

12. Pallas P.S. "Academician Pallas' Journey across the Crimea in 1793 and 1794." Transactions of Odessa Society of History

and Antiquities 12 (1881): 62—208. (In Russian).

13. Passek V.V. "Excerpts from Journey across the Crimea." Essays on Russia Published by Vadim Passek. St. Petersburg,

1838, book 1, pp. 151 — 175. (In Russian).

14. Passek V.V. "Excerpts from Journey across the Crimea." Essays on Russia. Ed. O.A. Platonov. Moscow: Institute of Rus-

sian Civilization Publisher, 2014, pp. 126 — 164. (In Russian).

15. Russian State Historical Archive, fund 1281, inventory 1, file 131. (In Russian).

16. Savinykh S.P. "Features of Leather Working by Crimean Tatar Craftsmen in Foreign Travelers' Essays of the Early

19th Century." Culture of the Peoples of Black Sea Region 38 (2003): 59 — 60. (In Russian).

17. State Archive of the Republic of Crimea, fund 26, inventory 1, file 2486; fund 59, inventory 1, files 19, 163, 208, 320, 4763,

4806; fund 792, inventory 1, files 208, 512. (In Russian).

18. Uk.B. "Crimean-Tatar Customs." Gazette of the Taurida Governorate [Simferopol]. 19 Sep. 1870. (In Russian).

19. Uk.B. "Crimean-Tatar Customs." Gazette of the Taurida Governorate [Simferopol]. 23 Sep. 1870. (In Russian).

20. Uk.B. "Crimean-Tatar Customs." Gazette of the Taurida Governorate [Simferopol]. 3 Oct. 1870. (In Russian).

21. Uk.B. "Crimean-Tatar Customs." Gazette of the Taurida Governorate [Simferopol]. 14 Oct. 1870. (In Russian).

Cite MLA 7:

Khairedinova, Z. Z. "Crimean Tatar Craftsmen as Estate in the Late 18th — First Half of the 19th cc." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 14.1 ('Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea') (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.22>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.