УДК 908(470+571)
Д. Е. Леонов
Кружок ревнителей обновления пастырства и паствы в с. Коприно Рыбинского уезда (1905-1917 гг.)
В статье изучены причины возникновения и основные направления деятельности созданного в 1905 г. в селе Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии кружка ревнителей обновления пастырства и паствы. Открытый по инициативе сельских священнослужителей кружок развернул активную просветительскую и благотворительную деятельность, вызвавшую резонанс в церковной и светской среде.
Ключевые слова: Русская православная церковь, благотворительность, революция 1905-1907 гг., обновленчество, социальная работа, духовенство, Коприно, Ярославская епархия.
D. Е. Leonov
The Circle of Adherents of Updating of the Ministry and Flock in Village Koprino of Rybinsk District (1905-1917)
The article studies the causes of appearing and main activities of Adherents of Pastorship's and flock's renovation Circle; this organization was founded in 1905 in village Koprino, Rybinsk District of the Yaroslavl Region. Being opened to the initiative of the village priests, the Circle has launched vigorous educational and charitable activities that caused the response in the clerkly and secular communities.
Keywords: the Russian Orthodox Church, Charity, the Revolution in 1905-1907, Renovationism, social work, Clergy, Koprino, Yaroslavl diocese.
Начало ХХ в. для России - время небывалого обострения социально-политических противоречий. Процессы, происходившие как в центральных губерниях, так и на периферии, существенным образом затронули все слои российского общества, в том числе и духовенство Русской православной церкви.
Среди громадного числа исследований, посвященных событиям истории начала ХХ столетия, православному духовенству посвящены единицы (впрочем, невозможно не упомянуть о работах М. А. Бабкина, П. Н. Зырянова, С. Л. Фир-сова, М. В. Шкаровского и др.) [1, 3, 8, 11]. События локальной истории, российская провинция, жизнь духовенства малых городов и сел изучены недостаточно глубоко, хотя, возможно, именно провинция определяла «истинное лицо» России начала ХХ в.
В настоящей статье изучены причины возникновения и основные направления деятельности созданного в 1905 г. в селе Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии кружка ревнителей обновления пастырства и паствы. Полученные данные осмыслены в контексте проблемы восприятия сельскими священнослужителями общественно-политических событий начала ХХ в.
Выявляя причины возникновения изучаемой церковно-общественной организации, прежде всего отметим, что село Коприно внесло существенный вклад в экономику, историю и культуру дореволюционной России. Копринская волость с давних пор была известна развитым молочным скотоводством. Именно здесь Н. В. Верещагиным и В. И. Бландовым была основана первая в Ярославской губернии сыроварня (1870 г.), на базе которой в 1900 г. открылись двухлетние курсы молочной промышленности. В том же году сыродел А. П. Вахрушев за изготовление превосходного голландского сыра обеспечил фирме «Братья Бландовы» гран-при Всемирной Парижской выставки [10].
Село Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии впервые упоминается в писцовых книгах под 1544/45 годом. Владелец вотчины Коприно князь Иван Васильевич Третьяк Ушатый передал ее по духовному завещанию Троице-Сергиеву монастырю; в источнике упоминается о деревянной церкви Знамения Честного Креста. В 1690 г. в селе Коприно построена уже другая церковь, тоже деревянная, с приделами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского [9]. В 1787 г. был возведен большой каменный
© Леонов Д. Е., 2013
храм Честного и Животворящего Креста Господ -ня. Таким образом, Коприно в начале ХХ столетия не только было развитым в экономическом отношении, но и обладало богатой историей. Местное население, преимущественно крестьянское, вероятнее всего, зажиточное (в начале ХХ в. здесь насчитывалось около 70 жилых дворов), по-видимому, отличалось повышенной активностью, что проявлялось и в его деятельности в церковном приходе [10]. Социальной активизации прихожан способствовали и события общероссийского масштаба: неудачи в Русско-японской войне и начавшаяся 9 января 1905 г. первая российская революция. События 1905 г. показали, что стране необходимы перемены в политической, социально-экономической и духовной сферах. Идеи обновления церковной жизни в 1905 г. не только обсуждались на страницах центральных и местных изданий, но и получили поддержку в лице высшего духовенства и государственных деятелей.
В «самый разгар так называемого освободительного движения» после издания манифеста 17 октября 1905 г. у священника Крестознаменской церкви села Коприно Николая Хабарова родилась идея создания пастырской организации, призванной активизировать приходскую жизнь, сделав церковный приход частью единого «церковного тела». Полагая, что вся «церковно-общественная жизнь» нуждается «во всех частях с верху до низу» в обновлении, о. Николай считал самым важным для священнослужителей «прежде всего... сплотиться между собою». Поэтому по его инициативе 15 декабря 1905 г. в селе Глебово Рыбинского уезда в доме священника Димитрия Соловьева состоялось первое пастырское собрание, на которое были приглашены священники окрестных сел и деревень: села Коприна - Николай Хабаров и Феодор Виноградов, Погорелковской церкви Копринского прихода - Николай Ушаков, церкви села Ивановского - Петр Меценатов, Гле-бова - Димитрий Соловьев, Раздумова - Иоанн Брянцев, Оносова в Глушицах - Николай Розов, Городка - Андрей Лавров, Еремейцева - Иоанн Ливанов, Никольского в Корме - Василий Савин-ский, Сменского (Мышкинского уезда) - Леонид Розов и Шуморова (Мологский уезд) - Александр Соловьев [5, с. 11-12]. Собравшиеся путем тайного голосования избрали председателя собрания (им оказался о. Н. Хабаров), а также секретаря (о. Д. Соловьев), после чего объявили собрание открытым. Председатель предложил к обсуждению вопрос «о необходимости объеди-
нения пастырей в их деятельности на основе истинных пастырских задач, предъявляемых пастырству временем». Собравшиеся постановили признать «объединение пастырей. и желательным, и необходимым», а также решили «испросить» благословения у ярославского архиерея и разрешения духовной консистории на открытие пастырского кружка при церкви с. Коприно. В ближайшее время было решено разработать устав новой организации (эту работу поручили священнику Н. Хабарову) и представить его на утверждение епархиальному руководству. Следующее пастырское собрание должно было состояться 24 января 1906 г. в селе Ивановском [5, с. 12-13].
На втором собрании присутствовали Н. Хабаров, Ф. Виноградов, Н. Ушаков, П. Меценатов, Д. Соловьев, Н. Розов, Л. Розов, А. Соловьев, а также новые члены организации - священник села Коприно Павел Соловьев, села Фео-доритского Василий Лавров, села Верхне-Никульского Николай Израилев и села Космодемьянского Павел Воздвиженский. Председатель предложил собравшимся обсудить разработанный им устав пастырского кружка, что и было сделано. Устав организации был одобрен, после чего было составлено и подписано прошение на имя ярославского архиепископа о разрешении открыть при церкви с. Коприно пастырский кружок. Первого февраля 1906 г. священник Н. Хабаров лично представил прошение и устав кружка архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иакову [5, с. 14]. Архиепископ одобрил идею Н. Хабарова, а 8 мая 1906 г. указом за № 4921 Ярославская духовная консистория постановила «открыть пастырский кружок» при церкви села Коприно, «с утверждением устава» [5, с. 3].
Согласно уставу, в кружок входили, помимо «священников всех местностей по желанию», диаконы, псаломщики и миряне, «известные преданностью св. вере и православной церкви». Каждый действительный член организации должен был уплатить взнос в размере 3 рублей в год; остальные, «вносящие по своему усмотрению и ничего не вносящие члены» были названы «соревнователями». Целью деятельности пастырского кружка было «объединение пастырей в их деятельности на истинных основах пастырских задач, предъявляемых пастырству временем». Эта цель включала в себя задачи: 1) оживление приходской жизни «во всех ее проявлениях»; 2) обновление «некоторых сторон церковно-общественной жизни» в соответствии с требова-
Кружокревнителей обновления пастырства и паствы в с. Коприно Рыбинского уезда (1905-1917 гг.)
ниями времени, но «на незыблемых началах Евангелия и Вселенской Церкви». Устав рекомендовал всем желающим и имеющим возможность священникам входить в состав Копринско-го кружка или создавать собственные кружки в том же духе [5, с. 15].
Для «оживления» прихода устав рекомендовал использовать такие средства, как 1) богослужение; 2) приходская проповедь; 3) духовное просвещение на территории прихода; 4) миссионерская деятельность и 5) благотворительность. В отношении богослужения планировалось проводить разнообразные мероприятия с участием народа с целью разъяснения «непонятных мест» церковной службы, а также заботиться об «осмысленном чтении и пении в церквах», привлекать народ к участию в церковных хорах.
Приходская проповедь должна была стать более простой и доступной; задачей кружка стала организация «бесед с народом по деревням» с использованием всех имеющихся средств: «брошюр, фонарей, картин». Духовное просвещение включало в себя организацию читален, библиотек, распространение брошюр и листовок духовно-нравственного содержания, повышение качества преподавания Закона Божия в школах. Миссионерская деятельность должна была соответствовать духу времени (отличаться веротерпимо -стью) и состояла в защите населения от пропаганды еретиков, искоренении суеверий и т. п. Интересно, что в рамках миссионерского направления предполагалось рассмотрение и разъяснение народу программ различных политических партий. Приходская благотворительность не ограничивалась содержанием и ремонтом храмовых зданий: в задачи кружка входила и организация различных попечительств - «касс взаимопомощи и проч.» [5, с. 16-18].
Кружок ревнителей обновления пастырства и паствы имел и свою кассу, составлявшуюся из обязательных членских взносов, а также из добровольных пожертвований разных лиц. Казначей, избранный (как и председатель) сроком на три года, вел бухгалтерию кружка, записывая все доходы и расходы в специальную книгу. Согласно уставу, члены кружка должны были проводить обязательные общие собрания четыре раза в год - в январе, мае, сентябре и декабре; кроме того, можно было собираться и «экстренно» [5, с. 19-20].
Создание пастырского кружка в селе Коприно, несомненно, принесло определенные результаты, получившие отражение в источниках. Так, на XV Общеепархиальном съезде духовенства (1908 г.)
с отчетом выступил о. Николай Хабаров. О. Николай отмечал, что «народ доверчивее стал к духовенству», «в священнике видят друга, помощника». Организация кружка оказала благотворное воздействие и на самих священнослужителей: Н. Хабарову «отрадно... было видеть, как священники, наконец, заговорили о пастырском делании», а не о хозяйстве; «что жизнь не совсем еще забила нас, что жив Христос, пребываяй и действуяй в нас» [4, с. 14].
По примеру копринского кружка священство других епархий начало объединяться, общаться, создавать подобные же общества. О. Николай получал множество писем от коллег из других областей с просьбой поделиться опытом. За 2 года существования кружка (с 1906 по 1908 г.) состоялось 9 собраний, на которых священники вырабатывали методы своей пастырской работы согласно обозначенным в уставе направлениям. Каждый священник - участник кружка - после церковной службы обязательно произносил поучение. «Нужно учиться писать, говорить, мыслить», - призывал священнослужителей о. Николай. - «Да, нам нужно живое слово и мы должны научиться владеть этим словом» [5, с. 39].
Активно развивалось направление, связанное с духовным просвещением прихожан. Членами кружка в Коприно была создана «Общественная пастырская библиотека», за 1906 г. выписавшая книг на 100 рублей. По воскресным дням священники предпринимали вечерние поездки для бесед с крестьянами [4, с. 14-16]. «В деревнях уже устраиваются разные митинги приезжими ораторами. Мы не можем им воспрепятствовать, но отчего же священникам не устраивать таких же народных собраний с религиозно-нравственными целями» [5, с. 39].
В отчете о. Николая Хабарова нашли отражение и результаты хозяйственной деятельности пастырского кружка. Он отмечал, что за счет пожертвований в Коприно была построена пароходная пристань, сельскохозяйственный склад, открылось вольно-пожарное общество [4, с. 17]. Источники подтверждают факт активного участия членов кружка в осуществлении этих проектов. Так, на первом месте в списке устроителей ко-принской пристани стоит имя священника Федора Виноградова, пожертвовавшего пятьдесят рублей (такую же сумму смогли внести лишь предприниматели братья Бландовы и А. А. Рулев). Всего в устройстве пристани участвовало 78 человек, в том числе и упоминавшиеся выше священики - Н. Хабаров, П. Н. Соловьев и др. [7].
Есть все основания полагать, что кружок обновления пастырства и паствы существовал до Октябрьской революции 1917 г., а возможно, и после нее; активная деятельность его участников зафиксирована в источниках периода Первой мировой войны. Так, в 1914-1915 гг. в Коприно усилиями все тех же священнослужителей и прихожан была открыта библиотека-читальня имени П. А. Радонежского (известного оперного певца, уроженца села) [2]. Имя священника Ф. А. Виноградова встречается в числе устроителей «Общества разумных развлечений», которое организовало копринский театр и начало собирать предметы старины для создания краеведческого музея. После революции в 1921 г. возникло «Ко-принское общество изучения родного края», активным участником которого являлся сын священника Ф. А. Виноградова [10].
Копринский приход прекратил свое существование в середине 1930-х гг. Последним настоятелем церкви был иеромонах Григорий (Воробьев), которого арестовали в 1936 г., обвинив в «контр -революционных выпадах против советской власти и антиколхозной агитации» [6, с. 83-84]. В настоящее время с. Коприно не существует; сохранились лишь развалины Крестознаменской церкви на берегу Рыбинского водохранилища.
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.
Возникновение пастырского кружка в селе Коприно не было случайностью: Коприно имело давнюю историю; отличаясь предприимчивостью и активностью, жители села внесли большой вклад в экономику, историю и культуру региона.
Создание кружка ревнителей обновления пастырства и паствы в с. Коприно было ответом на социально-политические события, происходившие в стране в период первой российской революции 1905-1907 гг. Стремление к объединению по профессиональному признаку в тот период было характерно для всех социальных слоев Российской империи. Духовенство предпринимало подобные попытки, но лишь некоторые организации священнослужителей оказались жизнеспособными и принесли конкретные результаты.
Кружок ревнителей обновления пастырства и паствы возник под влиянием столичного обновленческого движения; его члены занимались воплощением в жизнь программы умеренного крыла обновленчества - возрождением церковного прихода, всесторонней активизацией проповеднической, духовно-просветительской, благотворительной деятельности. В документах кружка
получили отражение дискуссии о необходимости введения жалования священникам взамен устаревшей системы оплаты треб; о. Н. Хабаров регулярно упоминал о Поместном соборе, который должен был «обновить» церковную организацию. Активной общественной работе сельских священнослужителей помешала антирелигиозная политика советской власти, в результате которой и Крестознаменский приход, и само село Коприно перестало существовать.
Библиографический список
1. Бабкин, М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. конец 1917 г.) [Текст] / М. А. Бабкин. - М.: Изд-во Государственной публичной исторической библиотеки России, 2007. - 532 с.
2. Государственный архив Ярославской области. -Ф. 230. - Оп. 3. - Д. 3264.
3. Зырянов, П. Н. Русская православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. [Текст] / П. Н. Зырянов. - М.: Наука, 1984. - 224 с.
4. Журналы заседаний Ярославского XV общеепархиального съезда духовенства 1908 года [Текст]. - Ярославль, 1908. - С. 14-17.
5. Копринский православно-церковный кружок ревнителей обновления пастырства и паствы на незыблемых началах Евангелия и заветов Вселенской Церкви [Текст]. - Рыбинск: Типография К. А. Никитина, 1908. - 50 с.
6. Новомученики и исповедники Ярославской епархии [Текст] : в 3 ч. - Ч. 2, 3. - Романов-Борисоглебск (Тутаев): Православное братство Святых Благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. -137 с.
7. Отчет Комиссии по устройству пристани при селе Коприно, Рыбинского уезда, за 1908 навигационный год [Электронный ресурс] // Форум Ярославского Историко-Родословного общества. - Режим доступа: URL: http://forum.yar-genealogy.ru/lofiversion/index.php?t1173 .html
8. Фирсов, С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.) [Текст] / С. Л. Фирсов. -М.: «Круглый стол» по религиозному образованию и диаконии, 2002. - 624 с.
9. Черкасова, М. С. Ярославское село Коприно -княжеская и монастырская вотчина XVI-XVIII вв. [Текст] / М. С. Черкасова // История и культура Ростовской земли : сборник материалов научной конференции. - Ростов, 1995. - С. 73-79.
10. Форум Ярославского Историко-Родословного общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://forum. yar-genealogy.ru/lofiversion/index.php?t1173 .html
11. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке [Текст] / М. В. Шкаровский. - М.: Вече, Лепта, 2010. - 480 с. _
Кружок ревнителей обновления пастырства и паствы в с. Коприно Рыбинского уезда (1905-1917 гг.)
Bibliograficheskij spisok
1. Babkin, M. A. Dukhovenstvo Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi i sverzheniye monarkhii (nachalo XX v. konets 1917 g.) [Tekst] / M. A. Babkin. - M.: Iz-dvo Go-sudarstvennoy publichnoy istoricheskoy biblio-teki Rossii, 2007. - 532 s.
2. Gosudarstvennyy arkhiv Yaroslavskoy oblasti. -F. 230. - Op. 3. - D. 3264.
3. Zyryanov, P. N. Russkaya pravoslavnaya tserkov' v bor'be s revolyutsiyey 1905-1907 gg. [Tekst] / P. N. Zyryanov. - M.: Nauka, 1984. - 224 s.
4. Zhurnaly zasedaniy Yaroslavskogo XV obshche-yeparkhial'nogo s"yezda dukhovenstva 1908 goda [Tekst]. - Yaroslavl', 1908. - S. 14-17.
5. Koprinskiy pravoslavno-tserkovnyy kruzhok rev-niteley obnovleniya pastyrstva i pastvy na nezyblemykh nachalakh Yevangeliya i zavetov Vselenskoy Tserkvi [Tekst]. - Rybinsk: Tipografiya K. A. Nikitina, 1908. - 50 s.
6. Novomucheniki i ispovedniki Yaroslavskoy yeparkhii [Tekst] : v 3 ch. - CH. 2, 3. - RomanovBoriso-glebsk (Tutayev): Pravoslavnoye bratstvo Svyatykh Blagovernykh knyazey Borisa i Gleba, 2000. - 137 s.
7. Otchet Komissii po ustroystvu pristani pri sele Koprino, Rybinskogo uyezda, za 1908 navigatsionnyy god [Elektronnyj resurs] // Forum Yaroslavskogo IstorikoRo-doslovnogo obshchestva. - Rezhim dostupa: URL: http://forum.yar-
genealogy.ru/lofiversion/index.php?t1173 .html
8. Firsov, S. L. Russkaya Tserkov' nakanune peremen (konets 1890-kh - 1918 gg.) [Tekst] / S. L. Firsov. -M.: Kruglyy stol po religioznomu obrazovaniyu i dia-konii, 2002. - 624 s.
9. Cherkasova, M. S. Yaroslavskoye selo Koprino -knyazheskaya i monastyrskaya votchina XVI-XVIII vv. [Tekst] / M. S. Cherkasova // Istoriya i kul'tura Rostovskoy zemli : sbornik materialov nauchnoy konfer-entsii. - Rostov, 1995. - S. 73-79.
10. Forum Yaroslavskogo Istoriko-Rodoslovnogo ob-shchestva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://forum. yar-genealogy.ru/bfiversion/index.php?t1173.html
11. Shkarovskiy, M. V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v KHKH veke [Tekst] / M. V. Shkarovskiy. -M.: Veche, Lepta, 2010. - 480 s.