Научная статья на тему 'Крупный город как среда использования свободного времени молодежи'

Крупный город как среда использования свободного времени молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
937
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МОЛОДЕЖЬ / КРУПНЫЙ ГОРОД / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДУСТРИЯ ДОСУГА / ФУНКЦИИ ГОРОДА / FREE TIME / YOUNG PEOPLE / BIG CITY / REGIONAL CENTER / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT / LEISURE INDUSTRY / THE FUNCTIONS OF THE CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вишнякова Алена Александровна

В статье рассматриваются особенности использования свободного времени молодежи в крупном городе в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIG CITY AS AN ENVIRONMENT OF FREE TIME OF YOUTH

In the article features the use of leisure time of young people in a major city in the contemporary socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Крупный город как среда использования свободного времени молодежи»

бильно высокий уровень суицидов в республике в течение последних 5 лет. Изучение проблемы суицида на примере отдельного субъекта Российской Федерации позволяет не только проследить некоторые закономерности и тенденции, характерные для России в целом, но и разработать рекомендации по нивелированию суицидальных рисков с учетом специфики региона.

Литература

1. Официальный сайт Госкомстата. -

http://www.gks.ru.htm. дата обращения к документу 14.03.11.

2. Шубкин В.Н. Страх и тревога в современной России: опасности 20 века и способность противостоять им // Страхи и тревоги россиян. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. -С.67.

3. Гладышев М.В. Медико-социальные факторы суицидальной активности населения России: дис. ... канд. мед. наук. - М., 2006.

4. Обидина Ю.С. Проблема суицида в современных научных исследованиях и в реальной жизни // Государственное управление: Центр-регион (проблемы экономики, социологии и права): материалы всерос. школы-семинара «Национальные отношения и современная государственность», Йошкар-Ола, 28-29 июня 2000 г. Вып. 2. - Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2000. - С. 88-93.

Черепанова Мария Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий социологического факультета Алтайского государственного университета, г. Барнаул, e-mail: [email protected].

Cherepanova Maria Ivanovna, candidate of pedagogical science, associate professor, department of psychology of communications and psychotechnology, sociological faculty, Altay State University, Barnaul, e-mail: [email protected].

УДК 316.334.56 © А.А. Вишнякова

КРУПНЫЙ ГОРОД КАК СРЕДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются особенности использования свободного времени молодежи в крупном городе в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: свободное время, молодежь, крупный город, региональный центр, социокультурное развитие, индустрия досуга, функции города.

A.A. Vishnyakova

BIG CITY AS AN ENVIRONMENT OF FREE TIME OF YOUTH

In the article features the use of leisure time of young people in a major city in the contemporary socio-economic conditions.

Key words:free time, young people, big city, regional center, social and cultural development, leisure industry, the functions of the city.

Современное российское общество переживает ряд глубоких изменений во всех сферах жизни, прежде всего, это развитие рыночной экономики, становление гражданского общества и правового государства. В современных социально-экономических условиях именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях и культуре. И от того, какие позиции занимает молодое поколение, каков его современный облик, зависит социальное развитие общества в целом. Энергия, мировоззрение, нравственное здоровье молодежи определяет судьбу, будущее народа, государства.

Под молодежью понимается социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обуслов-

ленных социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [1]. В целом, молодежь - это особая социально -возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Большое значение имеет изучение особенностей использования свободного времени молодежи, это связано с тем, что именно в свободное время реализуются многие социокультурные

потребности, характеризующие нравственный и духовный облик молодого человека, ослабляется институциональное давление на личность молодого человека, видны изменения всей системы ценностных ориентаций. Молодые люди становятся более уязвимыми к воздействию негативных тенденций, складывающихся в период свободного времени.

Свободное время - это период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учеба, работа, домашние дела и т.д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Свободное время используется, как правило, для двух основных целей - для отдыха и развлечений и для саморазвития, самовыражения, причем вторая цель значительно важнее первой, так как закладывает фундамент для дальнейшего развития личности человека. В этом значение свободного времени, в использовании его для достижения своих целей, для самовыражения личности. Таким образом, свободное время - это временное пространство, ограниченное рабочим временем, заполненное самостоятельной деятельностью человека, без какого-либо внешнего давления, дающее возможность самовыражения.

Использование свободного времени напрямую зависит от среды проживания, так, в сельской местности, в небольшом или крупном городе существуют разные возможности для проведения свободного времени.

Сегодня в крупных городах проживает большое количество молодежи, прежде всего, студенческой, молодых людей как родившихся в городе, так и приехавших на обучение из сельских районов, других городов и регионов. В крупных городах действует несколько десятков, а иногда и сотен высших и средних профессиональных учебных заведений. Крупный город привлекает работающую молодежь, которая находит здесь возможности для поиска достойной работы, построения успешной карьеры, возможности использовать имеющиеся умения и навыки и получить новые. Сегодня в крупном городе больше возможностей для активных, целеустремленных молодых людей, думающих о своем будущем. Именно поэтому важно рассмотреть крупный город как среду использования свободного времени современной городской молодежи.

Организация активности людей в обществе реализуется в конкретных местах проживания людей, то есть в поселениях различных типов. Социальная значимость таких различий в социальных науках признана давно. Речь идет не просто о том, что людям свойственно распреде-

ляться в физическом пространстве неравномерно, а концентрироваться в определенных его зонах. И не только о том, что эти зоны неодинаковы по количеству населения. Дело в том, что типы поселений различаются по формам организации совместной жизни и деятельности людей. Населенные места в России делятся на два вида: городские, к которым относятся города и поселки городского типа, и сельские.

В отечественной научной литературе современные города делятся на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50-100 тыс. жителей), большие (100-250 тыс. жителей), крупные (250-500 тыс. жителей), крупнейшие города (500 тыс.-1 млн. жителей), а также города-миллионеры (свыше 1 млн. жителей).

В общем виде существующая в настоящее время форма типологии населенных пунктов включает в себя такие основные единицы, как село - малый город - средний город - крупный город - мегаполис. Столица государства, региональные центры и крупные города составляют одну качественно определенную область расселения членов общества с центром тяготения к столице. Эта область расселения характеризуется высокой степенью концентрации людей на территории поселения и сложностью форм образа жизни и социальной организации общества. Принимаемые решения имеют общесоциальную значимость для всей страны или крупномасштабные культурные последствия.

В целом, крупные города характеризуются несколькими основными функциональными признаками. Чаще всего они связаны либо столичной функцией административного центра региона или района, либо с его хозяйственной деятельностью, например, крупные портовые города, другие поселения, основанные на базе сложного промышленного производства. В таких крупных городах институциональная жизнь строится вокруг основных их функций.

Функционирование крупных хозяйственных единиц предполагает сложную многомерную деятельность работников разной, в том числе высокой, квалификации. Рядом с ними существуют достаточно развитые структуры производства, распределения, обмена и потребления. Часть их них ориентирована на обеспечение удовлетворительных уровня и качества жизни горожан. Другая часть связана с распространением продукции, производимой ключевыми хозяйственными единицами города. Здесь также имеется широко разветвленная сфера услуг -бытовых, медицинских, образовательных, развлекательных. Когда у подобных крупных горо-

дов есть длительная история существования, их культурное пространство оказывается достаточно сложным. Во-первых, разветвленной является их институциональная структура. Властные полномочия обычно разделяются между хозяйственными субъектами и выборными муниципальными органами. Но существуют и внешние институциональные связи. Одно направление таких связей обусловлено региональной принадлежностью поселения. Другое - отношениями доминирующих хозяйственных субъектов с государственными или общественными структурами общесоциального уровня (крупные партии, профсоюзные, религиозные и общественные организации).

Основное население таких городов составляют средний слой среднего класса и высший слой низшего класса, осуществляющие исполнительские функции. Это работники расположенных здесь крупных производительных единиц; средние и мелкие собственники; люди, занятые в сферах образования, просвещения, здравоохранения; чиновники низкого ранга. Низшие слои здесь составляют инвалиды и пенсионеры, а также безработные, которые в большей степени, чем в столичных городах, стремятся сохранить приличное социальное положение за счет миграции в другие города и регионы, работы на приусадебных земельных участках, либо перемещения в сферу мелкого бизнеса.

Институциональная структура крупных городов, региональных центров является максимально дифференцированной и разветвленной. Выполняемые функции связаны с контролем над социальными процессами, принимаемые здесь решения имеют общесоциальную значимость для региона. Функции административных центров в современном обществе связаны с концентрацией здесь высококвалифицированных профессионалов в области экономики, политики и права. Динамизм, напряженность такого функционирования предполагает обобщение и фиксирование порождаемых им множественных культурных процессов в символической форме. Вот почему здесь доминируют самые сложные представления и обмена институциональной информации.

Культурное пространство крупнейших урбанизированных центров, в том числе региональных, отличается максимальной полнотой и сложностью дифференциации. Существование в крупном городе многочисленных и разнородных культурных единиц предполагает разветвленную структуру координационных и субординационных отношений между ними. Динамизм жизни в таких крупных городах предполагает

подвижность социальных и культурных механизмов регулирования существующих здесь отношений.

Уровень социокультурного развития в крупных городах определяется относительно высоким развитием их досуговой сферы, что представлено как в институциональном, так и в ценностном аспектах. В институциональном аспекте, культура досуга в культурном пространстве крупного города оказывается представлена разветвленной сетью специализированных досуговых учреждений (кинотеатров, клубов, других мест отдыха, кафе, ресторанов и т.д.). Специали-зированность этих мест определяется четкой определенностью категорий и слоев населения, предпочитающих данный вид досугового поведения. В крупных городах существует большое количество клубов, ориентированных на конкретные категории населения - работники банковской сферы, любители гольфа и т.д. В ценностном аспекте в крупных городах реализуется установка на плюрализм видов досуга и многообразие видов престижного поведения.

Следствием изложенных выше тенденций является тот факт, что именно крупные города в современных условиях являются центрами складывания городской индустрии досуга, состоящей из следующих элементов:

1) коммерческие структуры, отвечающие за производство и трансляцию образцов досугового поведения (реклама, РЯ-технологии, маркетинг);

2) творческие предприятия, являющиеся важным неотъемлемым элементом индустрии досуга и консолидирующиеся вокруг крупных коммерческих центров, использующих услуги творческих предприятий при разработке отдельных культурных проектов, в частности, новых видов досуга или единичных учреждений культурной сферы города (комплексных центров досуга);

3) государственные организации культуры

досуга (театры, музеи, библиотеки, консерватории, филармонии), предоставляющие, в первую очередь, образовательные и культурно-

просветительские услуги, которые пользуются в условиях престижного потребления крайне ограниченным спросом [2].

К престижным видам досуговой деятельности в условиях культурного пространства крупного города можно отнести: посещение «продвинутых» клубов и дискотек, туристические поездки, в том числе за границу, увлечение современными (модными) видами спорта (в том числе экстремальными). Целевая ориентация

подобного досуга - показать, что ты модный, современный.

Как отмечают в своих трудах Н.Ф. Наумова и

В.З. Роговин, престиж в обществе - явление, где переплетаются и объективная ценность различных занятий и вещей, и их субъективные оценки. Престижным, как правило, считается все то, что, по мнению данного человека, свидетельствует о высоком, завидном социальном положении, о жизненном успехе и благополучии [3].

В данном случае представления о престижности оказывают влияние на выбор занятия в свободное время, которое может выступать показателем преуспевания, превосходства над другими. Престиж становится мотивом поведения: престижное потребление - употребление престижного пива (например, позиционирование СМИ пива, а ранее и водки, определенных марок в качестве статусного, престижного продукта потребления), посещение престижных ночных клубов, Интернет-кафе (как отмечают исследователи, важным фактором участия в тех или иных сетевых сообществах является как раз фактор моды и престижа. Стратегия, связанная с ориентацией на престижность, характеризуется некоторой направленностью на достижение определенного социально значимого для молодежи статуса (стремление через престиж повысить статус).

Но поскольку понятие о престижности не у всех одинаковое, то необходимо более подробно выявлять причины выбора молодежью тех или иных видов использования свободного времени. Так, например, то же употребление наркотиков в определенных молодежных кругах может быть связано с ориентацией на продвижение статуса. Таким образом, можно говорить о престижном отдыхе или использовании свободного времени, который помогает легче преодолевать социальные барьеры, поскольку здесь отсутствуют ограничения, которые неизбежны, например, в притязаниях на профессиональный труд.

За последние годы фактор престижности стал оказывать более существенное воздействие не только на сферу потребления, но и на образ жизни молодежи. Так, А.В. Соколов, на основании произошедших в стране и обществе значительных преобразований фиксирует изменение шкалы ценностей, чем объясняет значительно возросшее стремление молодежи к элитарности, желание выделиться, отличиться от всех остальных и, особенно, от «толпы» [4].

Как уже отмечалось использование свободного времени молодежи в крупном городе характеризуется наличием разнообразных воз-

можностей, как правило, в таких городах есть различные культурные и развлекательные учреждения, прежде всего, это театры, музеи, зоопарки, консерватории, филармонии, кинотеатры, ночные клубы, кафе, бары, пабы, рестораны, а также компьютерные клубы и Интернет-кафе. Кроме того, в крупных городах действуют различные секции и клубы по интересам (спортивные, моделирование, авто-, мотоспорт и т.д.). В крупном городе имеются возможности для доступа в Интернет, действуют несколько фирм-провайдеров, обеспечивающий доступ в сеть Интернет по доступным ценам и практически в любом районе города. В крупном городе существуют фирмы, оказывающие услуги по активном отдыху и туризму. В больших городах развиваются сети активного городского отдыха, такие как «Энкаунтер» и «Ночной дозор», которые пользуются спросом у обеспеченной части городской молодежи. Также в последние годы значительный интерес у молодежи вызывает организация и проведение интеллектуальных игр.

Следует отметить, что не только размер города имеет значение, одинаковые по количеству населения города могут сильно отличаться друг от друга по социально-культурным условиям, развитию сети культурных и развлекательных учреждений, доступности сети Интернет, развитию новых тенденций и форм использования свободного времени. Это зависит от ряда факторов:

1) административно-политическое значение города (выполнение столичных функций - республиканский, областной, краевой, районный центр);

2) народнохозяйственное значение города (город - крупный промышленный центр, транспортный узел, морской или речной порт, известный курорт, наличие в городе крупного градообразующего предприятия);

3) географическое положение города (близость к другим крупным городам, транспортным артериям, государственной границе и т.д.);

4) природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых, мест рекреации и отдыха (курортных зон, источников минеральных вод и т.д.);

5) социально-экономические условия, обусловленные, прежде всего, бюджетной обеспеченностью, наличием промышленных предприятий;

6) национальные, религиозные и культурные особенности региона;

7) особенности исторического развития города.

Таким образом, использование свободного времени молодежи в крупном городе имеет ряд характерных особенностей, связанных со спецификой культурного пространства: наличие соответствующих культурных ресурсов (культурных и развлекательных учреждений), эмоциональная открытость и готовность к инновациям, нацеленность на активное преобразование окружающего пространства, а также ценность престижного потребления в обществе.

Использование свободного времени молодежи в культурном пространстве города различается в зависимости от его социокультурного статуса (средний город, крупный город, мегаполис), при этом наибольшим потенциалом для развития культуры использования свободного времени современной молодежи обладают культурное пространство мегаполисов и крупных городов.

В условиях крупного города присутствует функциональная обусловленность досуга тенденциями развития экономических и политических сегментов городского пространства. Достаточно высокий уровень культурной вариативности позволяет говорить о наличии определенной структуры культурных и развлекательных учреждений, обслуживающих интересы горожан и

обеспечивающих выстраивание централизованной системы престижного потребления.

Максимальное усложнение и дифференциация социальной структуры крупного города находит отражение в изменении характеристик культурного пространства. Изменения городского культурного пространства проявляется в децентрализации институциональной структуры использования свободного времени и трансформации социализирующих институтов, что выливается в образование субкультур, обладающих своими критериями престижности и определенной системой культурных и развлекательных учреждений.

Литература

1. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. - М.: Молодая гвардия, 1973. - С.22.

2. Есаков В.А. Мегаполис и его культура. - М.: Аль-фа-М, 2008. - С.78-79.

3. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Культура разумного потребления. - М.: Наука, 1987. - С.75.

4. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Со-цис. - 2003. - №1. - С.28.

Вишнякова Алена Александровна, соискатель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Vishnyakova Alena Aleksandrovna, competitor, department of philosophy, Buryat state university, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 316:61:659(571.74) © П.А. Чукреев

РЕКЛАМА И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассматриваются результаты социологического исследования влияния рекламы на ценностные ориентации молодежи.

Ключевые слова:реклама, молодежь, ценности, типологизация, социальные типы.

P.A. Chukreev

SOCIAL TYPES OF YOUTH UNDER INFLUENCE OF ADVERTISING

Results of sociological research of influence of advertising on youth.

Key words: Advertizing, youth, values, social types.

Реклама стала неотъемлемым атрибутом современной российской действительности, пронизывающим все сферы общественной жизни. Наряду с традиционными социальными институтами - политическим, профессиональным, образовательным, креативным, художественным, духовным, реклама так же выполняет функцию социализации индивидов. Являясь частью массовой культуры, направленной, в ос-

новном, на молодёжь, реклама имеет особенно сильное влияние на эту группу общества.

Однако не всей молодёжью как социальной группой реклама воспринимается одинаково. Степень подверженности рекламному воздействию зависит от ряда факторов, таких как отношения в семье, статус учебного заведения, опыт трудовой деятельности и сложившаяся на тот момент система ценностей молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.