Научная статья на тему 'Круглый стол «Компетентностный подход и его особенности в преподавании гуманитарных дисциплин в экономическом вузе'

Круглый стол «Компетентностный подход и его особенности в преподавании гуманитарных дисциплин в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Компетентностный подход и его особенности в преподавании гуманитарных дисциплин в экономическом вузе»

Круглый стол «Компетентностный подход и его особенности в преподавании гуманитарных дисциплин в экономическом вузе»

В. В. Ушакова*

Round-table discussion «Competence Approach and its Particularities in Teaching Humanities in Economic University»

V. V. Ushakova

В стенах Финансового Университета 6 апреля 2011 года прошла международная научно-методическая конференция «Уровне-вое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетент-ностного подхода», в рамках которой был проведен круглый стол «Компетентностный подход и его особенности в преподавании гуманитарных дисциплин в экономическом вузе».

Работа круглого стола была открыта приветственным словом его руководителя д.э.н., профессора Смитиенко Б.М. Далее дискуссия развернулась вокруг докладов участников.

Профессор, доктор экономических наук Шапкин И.Н. выступил с докладом на тему «Экономическая история как составная часть общегуманитарного блока экономической и управленческой подготовки студентов вузов», где отметил, что экономическая история как учебная дисциплина имеет большое значение для общеобразовательной и специальной подготовки студентов-экономистов, так как ее предметом является изучение хозяйственной деятельности народов в различные исторические эпохи, развития экономики в комплексе, т.е. во всех ее сферах и проявлениях. Наряду с мировоззренческой функцией, экономическая история заключает в себе большую ценностную функцию - учит экономиста, менеджера, принимающего ответственное решение, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но конкретную политическую и моральную цену. А также выполняет важную прогнозирующую функцию.

Доктор философских наук, профессор Арлычев А.Н. в своем докладе об отношении объективного и субъективного в общественном процессе говорил о том, что проблема выявления специфики гуманитарных наук состоит не столько в том, чтобы просто фиксировать субъективный феномен в общественных явлениях, сколько в том, чтобы суметь адекватно соотнести между собой два противоположных фактора: объективный и субъективный. Субъективно-объективный характер социальной детерминации определяет содержание всей человеческой жизнедеятельности и общественного процесса, и это является фундаментальным методологическим принципом гуманитарных наук при исследовании всех без исключения социальных явлений действительности.

Декан факультета по работе с иностранными учащимися Бежанова С.В. и зав. кафедрой «Русский язык», Ганина Е.В. осветили особенности психологической адаптации иностранных учащихся в вузах России. Иностранные студенты в российских вузах представляют собой совокупность разных мента-литетов, нравов, религий, форм поведения, порой препятствующих созданию обстановки доверия, взаимопонимания, взаимоуважения и создающих напряжение. Авторы доклада признают целесообразность и необходимость использования преподавателями, работающими с иностранным контингентом, знаний этнопсихологии, так как учет этих знаний играет огромную роль в оптимизации процесса адаптации иностранного студента к жизни в России и учебе в высшем учебном заведении.

* Ушакова Валерия Вячеславовна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 / 2011

Старший преподаватель кафедры «Русский язык» Жгарева Т. И. рассказала об инновационных педагогических технологиях в рамках дисциплины «Русский язык. Деловое общение», подчеркнув, что русский язык способствует саморазвитию и социализации личности. А инновационные педагогические технологии помогают создать базу для успешной профессиональной деятельности будущего экономиста-профессионала.

Автор доклада «Общекультурный контекст профессиональной подготовки бакалавров» доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета Зуев К.А. рассматривает дискуссионный вопрос о том общекультурном контексте, который должен присутствовать в процессе подготовки бакалавров, прежде всего, экономистов. Вопрос обсуждается на конкретных примерах из педагогической практики автора, который предлагает свое понимание объёма и границ этого контекста. Преподаватели кафедры «Английский язык» Финансового университета Кондрахина Н.Г. и Петрова О.Н., задавшись вопросом: «Какому иностранному языку учить экономистов», сошлись во мнении, что экономистов следует обучать общему, деловому и финансовому английскому. Английскому обязательно, что не исключает обучение второму или третьему иностранному языку.

Доктор исторических наук, профессор кафедры «История» Е.В. Лаптева говорила об особенностях тестирования бакалавров по дисциплине «Отечественная история». Преподавание курса Отечественной истории в вузе должно быть основанно на компентно-стном подходе, что поможет подготовить грамотного, всесторонне развитого специалиста, а компьютерное тестирование по дисциплине «Отечественная история» будет участвовать в реализации этой задачи.

Доцент кафедры «Русский язык» Н.М. Малюгина отвела важную роль и место дисциплине «Русский язык. Деловое общение» в сиситеме профессиональной подготовки бакалавров вуза финансово-экономического профиля, который в первую очередь призван формировать основы эффективной коммуникации и ликвидировать

многочисленные проблемы после введения ЕГЭ, связанные с практической стороной владения русским языком.

Профессор кафедры «Русский язык» Масленникова И.Л. озвучила доклад о ком-петентностном подходе при обучении иностранных бакалавров русскому языку и его основных составляющих: знаниях, умениях, навыках. Автор отметила, что углубленное освоение компетентностного подхода в современном образовании будет способствовать дальнейшей подготовке специалистов мирового уровня, межкультурному диалогу между странами и укреплению позиций русского языка на мировой арене.

В своем выступлении профессор кафедры «Философия» Кишлакова Н.М. подняла очень важную проблему практической реализации профессиональных компетенций, получаемых студентами в процессе обучения в Финансовом университете. В связи с этим она обратила внимание участников круглого стола на такой инструмент в решении этой проблемы, непосредственно в рамках образовательного процесса, как научно-исследовательская работа студентов. Кишлакова Н.М отметила, что этой форме проверки и практической реализации компе-тентностного подхода в Финансовом университете уделяется огромное внимание, как на уровне его руководства и соответствующих подразделений, так и на уровне кафедр. Именно научная работа, по мнению выступающей, позволяет студентам развивать навыки исследовательской работы, обретать опыт публичных выступлений и обсуждений, прививает им вкус к творческому подходу в учебе и профессии, а также учит вырабатывать креативное и поисковое мышление.

Также в рамках круглого стола выступили Колесова Екатерина Вячеславовна, Махама-тов Таир Махаматович, Скибицкий Марк Михайлович, Лебедев Сергей Николаевич, Си-личев Дмитрий Александрович, Викторов Вячеслав Викторович, Козаренко Ольга Михайловна, Семыкина Татьяна Васильевна, а также участие в дискуссии приняли Мотори-на Любовь Евстафьевна, Яблокова Наталья Игоревна, Нижников Сергей Анатольевич, Адров Валерий Михайлович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.