ФИЛОСОФИЯ
КРУГ «ВРЕМЯ — БЫТИЕ-В-МИРЕ — ПОНИМАНИЕ», ИЛИ ОНТОЛОГИЯ ПОДРУЧНОГО
Внутренний смысл и основная цель философии М. Хайдеггера — эксплицировать вопрос о бытии, найти доступ к самому бытию, освободив его от ложных понятийных истолкований, причем время, надлежащим образом переосмысленное при постановке вопроса о бытии, выступает предельным онтологическим основанием. Хайдеггеровский онтологический поворот связан в первую очередь с раскрытием онтологической роли времени.
Статья посвящена хайдеггеровскому «трансцендентальному» рассмотрению бытия как условия возможности открытости сущего всякому познанию. Автор на основе подробного текстологического анализа (анализа экстатической темпоральности) демонстрирует, что при обращении к проблеме доступа к сущему Хайдеггер остается в рамках трансцендентальной постановки вопроса.
Ключевые слова: феноменология, онтология, забота, Dasein, время, темпоральность, экстатическая темпоральность, экзистенция.
Артёменко Наталья Андреевна — кандидат философских наук, старший преподаватель, Институт философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; аг1етепко_па1аНа@уа1юо .сот
Литература
1. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. М.: Ас! Ма^пет, 1997. 452 с.
2. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 446 с.
3. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля. Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с.