УДК 378:681.3
Filimonov V.A., Shabalin A.M. CROSS-TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE DEVELOPMENT TOOL OF STRATEGIC THINKING FOR COMPETITIVE EXPERTS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES. The problem of preparation of competitive experts in the sphere of information technologies is considered. As an innovative development tool of strategic thinking the cross-technologies of a situational center are offered. Tools of virtualization and universal platforms are considered as important components of the software. Resources of a situational center are used as infrastructure.
Key words: information technologies, training, cross-technologies, tools of virtualization.
В.А. Филимонов, д-р тех. наук, проф., ст. н. с. Омского филиала Института Математики
им. С.Л. Соболева СО РАН, г. Омск, E-mail: trizkin@yandex.ru; А.М. Шабалин, канд. пед. наук. доц., доц. каф.
ПрИМ, Омского гос. института сервиса, г. Омск, E-mail: sham2000@land.ru
КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматривается задача подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере информационных технологий. В качестве инновационного средства развития стратегического мышления предлагаются кросс-технологии ситуационного центра. Средства виртуализации и универсальные платформы рассматриваются как важные компоненты программного обеспечения. Ресурсы ситуационного центра используются как инфраструктура.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, кросс-технологии, средства виртуализации.
Одна из главных целей учебных заведений высшего образования определена как подготовка конкурентоспособного на современном рынке услуг специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего способностью к решению профессиональных задач в различных ситуациях. Именно поэтому в последнее время возникла объективная необходимость обращения к проблеме познавательной и профессиональной самостоятельности в области высшего образования. Так, важнейшим фактором, оказывающим воздействие на процесс образования, является развитие рыночных отношений, а также формирование рынка труда, чье влияние находит выражение в создании специальностей, связанных с развитием науки и технологической революции; в дальнейшей интеграции специальностей технологического профиля и дифференциации сп ециальностей сферы услуг.
Обозначенные факторы выдвигают перед системой высшего образования качественно новые требования к подготовке кадров. Выпускники вуза должны овладеть фундаментальной общеобразовательной и профессиональной подготовкой, которая, в свою очередь, призвана обеспечить профессиональное мастерство, мобильность; способность будущих специалистов быстро осваивать новые технологии, и оперативно переходить с одного вида производства на другое. Всё это предполагает способность строить отношения с производственными коллективами, и уметь определять перспективу, что требует развития навыков стратегического мышления.
Однако, по оценке бизнес-аналитиков, наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, потому что уровень практической подготовки у выпускников вуза в целом оценивается как недостаточно высокий, а в некоторой ее части - как абсолютно низкий. К примеру, современные выпускники в области информационных технологий лучше всего разбираются в прикладном программном обеспечении и работе с сетью Интернет, поскольку в процессе обучения ими осваивалось большое количество различных программ и выработались навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной жизни. Что же касается стратегического мышления, то здесь возникают серьезные проблемы.
Перечисленное позволяет сделать вывод о том, что для выработки и закрепления практических умений студентов необходимы как различного типа лаборатории, так и комплексные технологии обучения стратегическому мышлению. Для изучения инновационных дисциплин традиционную компьютерную лабораторию использовать невозможно или очень сложно. Именно здесь у студентов наблюдается «перекос» между знаниями и умениями, что и приводит к тому, что будущие специалисты могут оказаться невостребованными на современном рынке труда. Для решения указанной проблемы целесообразно организовать работу студентов в «виртуальных лабораториях» - компьютерных аудиториях с установленными программными продук-
тами, позволяющими эмулировать работу компьютера, вычислительной сети, различных периферийных устройств и т.д. В основе этой работы лежит виртуализация как «представление некоего объекта в удобном виде для пользователя, где все подробности реализации скрываются, а сам объект имеет привычные интерфейсы для взаимодействия с внешней (по отношению к нему) средой» [1]. Виртуализация применяется сейчас достаточно широко, что говорит о появлении нового класса программных продуктов - средств виртуализации.
Наши многолетние исследования в этой области позволяют сделать выводы о том, что дидактические возможности применения виртуальных машин практически безграничны. Мы считаем данный класс программного обеспечения наиболее перспективным и эффективным средством в обучении информатике конкурентоспособных специалистов 21 века. Нами был разработан и внедрен комплекс лабораторно-практических работ с использованием виртуальных машин по ряду дисциплин ин-форматического цикла [2]. Дальнейшая работа направлена на создание виртуального ситуационного центра, который может служить инфраструктурой для коллективных процессов исследования и обучения [3, 4]. Лидером в использовании ситуационных центров в России является Московский государственный институт международных отношений, в котором действуют три взаимосвязанных учебных ситуационных центра. Однако при этом отмечаются трудности в освоении сложного программного обеспечения этих центров.
Для преодоления этих трудностей обучение в ситуационном центре может быть организовано с использованием кросс-технологий [5]. Рефлексивное мышление, которое является одним из фундаментальных компонентов этих технологий, позволяет ставить и решать задачу формирования стратегического мышления будущих специалистов. Синергетический эффект коллективной работы обеспечивается комплексным применением различных подходов и методов (кросс-технологий), примерами которых являются следующие:
• Кросс-сенсорный : различные органы чувств.
• Кросс-полушарный: рациональный и иррациональный аспекты.
• Кросс-персональный: различные члены группы.
• Кросс-дисциплинарный: различные научные дисциплины.
• Кросс-культурный: различные культурные образцы.
Термин «кросс-технологии» отражает принципиальные особенности подхода — перекрёстное взаимодействие различных систем и процессов. Кросс-технология является вторым слоем (уровнем) интеграции компонентов. Например, взаимодействие зрения и слуха может интегрироваться в процессе обучения с одновременным использованием лево- и правополушарных методик представления информации. Дополнительные возможности развития стратегического мышления обеспечиваются работой специально подготовленной сервисной команды ситуацион-
ного центра в составе методолога, планшетиста и игротехника.
Для достижения баланса «жёстких» и «мягких» методов мы используем концепцию рефлексивного театра ситуационного центра (РТСЦ) [5]. Концепция основана на том, что участники по созданным «жёстким» схемам своего исследования создают варианты художественной реализации сценариев, соответствующих этим схемам. От проектов типа «Станцуй свою диссертацию» (Dance your PhD - http://gonzolabs.org/dance/) РТСЦ отличается разнообразием форматов представления, использо-
Библиографический список
ванием полиэкранов, и, главное, рефлексивным комментарием, а также мониторингом процессов исполнения и комментирования как целого. Рефлексивные операции инициируются и выполняются сервисной командой ситуационного центра, а также самими участниками.
В целом коллективная работа с помощью современных средств виртуализации и с использованием кросс-технологий способна сделать молодого специалиста конкурентоспособным.
1. Гультяев, А.К. Виртуальные машины: несколько компьютеров в одном.- СПб., 2006.
2. Шабалин, А.М. Современные средства виртуализации: особенности функционирования, область применения и перспективы развития. - Омск, 2011.
3. Чернявская, В.С. Технологии ситуационного центра в высшем образовании / В.С. Чернявская, В.А. Филимонов // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - №3 (12).
4. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра для искусственного интеллекта / Тринадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2012 (16-20 октября 2012 г., г. Белгород, Россия): Труды конференции. - Белгород, 2012. - Т.4.
5. Мухаметдинова С.Х., Филимонов В.А. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью. - Омск, 2012.
Bibliography
1. Guljtyaev, A.K. Virtualjnihe mashinih: neskoljko kompjyuterov v odnom.- SPb., 2006.
2. Shabalin, A.M. Sovremennihe sredstva virtualizacii: osobennosti funkcionirovaniya, oblastj primeneniya i perspektivih razvitiya. - Omsk, 2011.
3. Chernyavskaya, V.S. Tekhnologii situacionnogo centra v vihsshem obrazovanii / V.S. Chernyavskaya, V.A. Filimonov // Territoriya novihkh vozmozhnosteyj: Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - №3 (12).
4. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra dlya iskusstvennogo intellekta / Trinadcataya nacionaljnaya konferenciya po iskusstvennomu intellektu s mezhdunarodnihm uchastiem KII-2012 (16-20 oktyabrya 2012 g., g. Belgorod, Rossiya): Trudih konferencii. -Belgorod, 2012. - T.4.
5. Mukhametdinova S.Kh., Filimonov V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra v upravlenii kollektivnoyj proektnoyj deyateljnostjyu. - Omsk, 2012.
Статья поступила в редакцию 05.12.12
УДК 37.017.4
Kalyakin У V., Lopoukha T.L THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION PROCESSES ON THE STATE OF POLITICAL CONSCIOUSNESS OF RUSSIANS. The article is devoted to the problem of the influence of certain aspects of contemporary globalization on the state of political consciousness of Russians. It analyses the content and the ratio of public and political consciousness of the society, the reason for his change of direction of democratic and authoritarian. Key words: public, political consciousness, globalization.
В.В. Калякин, канд. мед. наук, председатель совета Межрегионального патриотического общественного движения «Наследники Победы», г. Москва, E-mail: nasledniki@bk.ru; Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, педагогики высшей школы, теории и методики профессионального образования Сибирского независимого института, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН
Статья посвящена проблеме влияния некоторых современных аспектов глобализации на состояние политического сознания россиян. В ней анализируется содержание и соотношение общественного и политического сознания общества, причины изменения его направленности от демократической и авторитарной. Ключевые слова: общественное, политическое сознание, глобализация.
Политическое сознание - это наиболее значимый элемент общественного сознания. Оно формируется по мере осознания обществом его политических целей и задач.
Общественное сознание - сложный социальный феномен. Сознание общества - это духовная реальность в разнообразии идей, взглядов, представлений, мнений, присущая обществу в исторически конкретный период времени. Понятие «сознание общества» очень близко по своему смысловому значению понятию «общественное сознание», но не совпадает с ним. Эти понятия характеризуют духовную реальность на разных уровнях обобщения. Если понятие «общественное сознание» выработано для обозначения духовной реальности, отражающей общественное бытие [1], вторичной, производной от него, то понятие «сознание общества» охватывает духовную реальность, включенную в бытие, в жизнедеятельность людей.
Виды общественного сознания (политическое сознание, экологическое, нравственное, оборонное и др.) различаются главным образом по предмету и способу отражения. В сознание об-
щества входят прежде всего образования, различающиеся по своему субъекту (сознание нации, сознание этноса или, например, сознание социальной группы), по распространенности в рамках общности (специализированное и массовое сознание), по конкретным состояниям (мировоззрение, мнение, духовная атмосфера, социальные нормы, традиции и т.п.). Сознание общества включает в себя социальные и естественнонаучные знания, которые в силу общественной потребности реализуются в социальной практике и тем самым «внедряются» в сознание масс [2].
Использование понятия «сознание общества» наряду с понятием «общественное сознание» оправданно еще и потому, что оно охватывает и индивидуальное сознание, находящееся за рамками общественного сознания, а также взгляды и представления, привычки и традиции, существующие в новом обществе в качестве рудиментов прошлого. Они не входят в господствующее общественное сознание, но как духовная реальность функционируют в обществе в его отдельных группах.