ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.6
| КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
О.С. Машарская*
Аннотация. Анализируется идентичность студентов разных национальностей. Доказываются различия в осознании своей принадлежности к социальной группе вместе с оценкой и эмоциональным отношением к этому групповому членству. Основываясь на проведенном эмпирическом исследовании, выдвигается ряд особенностей социальной идентичности белорусских, американских и российских студентов.
Ключевые слова: социальная идентичность, этническая идентичность, самооценка, «Я-концепция».
CROSS-CULTURAL ANALYSIS OF IDENTITY STUDENTS
O.S. Masharskaya
Abstract. The article is devoted to the analysis of identity of students of different nationalities. Proved differences in the awareness of belonging to a social group together with the evaluation and emotional attitude to this group membership. Based on the conducted empirical study, we put forward a number of features of social identity of the Belarusian, Russian and American students. Keywords: social identity, ethnic identity, self-esteem, «self-conception».
Научная специальность 19.00.05 — Социальная психология
Научная актуальность проблемы исследования идентичности студентов связана с рядом причин, придающих ей важное теоретическое звучание. Во-первых, в последнее десятилетие проблема идентичности становится предметом исследования психологов. Во-вторых, в настоящее время запрос на изучение проблемы идентичности в большой степени связан с ростом числа конфликтных ситуаций, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей, одной из причин которых является межкультурное взаимодействие [3, с. 218]. Различные социальные группы имеют свои специфические представления и ценности, сквозь призму которых отдельный человек воспринимает окружающий мир. Осознание своей идентичности возникает из осознания своей принадлежности к социальной группе вместе с оценкой и эмоциональным отношением к этому групповому членству, так как у каждого индивида есть потребность быть включенным в социальную группу [1, с. 104].
Проанализируем социальную идентичность студентов различных национальностей с помощью теста «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой и Л. Зурхер), который используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности, связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом «Я» или Я-концепцией [2, с. 82]. В исследовании приняли участие 256 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из которых русских — 136 человек, белорусов — 64 человека, американцев — 56 человек.
Общими факторами для всех студентов является высокая рефлексия и способность к адекватному пониманию других людей. Возможно, это объясняется возрастными особенностями исследуемой выборки (18—25 лет), где общение является важнейшей частью данного периода.
Различия и сходства в социальной идентичности обнаружены между российскими и белорусскими, аме-
© Машарская О.С., 2015
* МАШАРСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА,
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белорусская государственная академия авиации Контакты: ул. Уборевича, д. 77, Минск, Республика Беларусь, 220096 E-mail: [email protected]
Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
риканскими и российскими, американскими и белорусскими студентами.
У российских и белорусских студентов присутствует завышенная самооценка, что характеризуется неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. С одной стороны, они гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Студенты ставят перед собой более высокие цели, чем могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Американцев, в отличие от других национальностей, отличает адекватная самооценка, которая состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Американские студенты ставят перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способны брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверены в себе, способны к жизненной самореализации.
Российские и белорусские студенты относятся к эмоционально-полярному типу, что отличает эмоционально-выразительных людей, у которых отношения с другими людьми зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится. Напротив, американских студентов отличает уравновешенный тип. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми.
Готовность к переменам и способность студентов к изменениям присутствует только у белорусов, в отличие от американских и русских студентов.
Наличие косвенного варианта эмоционально-положительного обозначения своего пола, свидетельствующая о возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола проявляется у белорусских и американских студентов. Напротив, прямое обозначение пола присутствует у российских студентов, что говорит о сфере психосексуальности в целом и сравнении себя с представителями своего пола, в частности, является важной и принимаемой внутренней темой самоосознания.
У американской и российской выборки студентов имеется активность и сознательность действий, наличие ярко выраженной индивидуальности и сложности в вы-
полнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Белорусских студентов отличает неуверенность в себе, стремление уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.
По сферам жизни у российских и белорусских студентов следующая градация значимости: семья, учеба, интимно-личностная сфера, работа, досуг. У американской выборки распределение иное: семья, досуг, учеба, интимно-личностная сфера.
Следует заметить, что у всех студентов есть свои недостатки. Например, у белорусских студентов присутствует потребность в постоянстве и определенности, слабая дифференцированность идентичности, недостаток уверенности, а также недооценка своей эффективности. Исследования российских студентов показывают недостаток ответственности, эмоциональность и демонстративность, недооценку своей эффективности. В результате исследования американской выборки, имеется потребность в определенности и постоянстве.
Преобладание таких личностных особенностей, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля присутствует у американ-
2%
Социальное Я
| | Рефлексивное Я | | Физическое Я Океаническое Я
Рис. 1. Модусный комплекс характеристик «Я» российских студентов
т №3/2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
1 II 1
12%
Социальное Я [ [ Рефлексивное Я | | Физическое Я Океаническое Я
12%
16%
Социальное Я | | Рефлексивное Я | | Физическое Я Океаническое Я
Рис. 2. Модусный комплекс характеристик «Я» американских студентов
ских и российских студентов. Напротив, у белорусских студентов кризис идентичности, что связано с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Уточнение особенностей идентичности личности студентов разных национальностей осуществлялось по тесту М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Л. Зурхера.
По его схеме осуществляется подсчет количества характеристик, относящихся к одному из четырех модусов «Я»: физическому, социальному, рефлексивному и океаническому. Графически представим процентное распределение модусов на каждую исследуемую выборку студентов разных национальностей (рис. 1—3).
Из рисунков 1—3 видно, что в российской и американской выборках больший процент приходится на модус социального Я, что говорит о большей значимо-
Рис. 3. Модусный комплекс характеристик «Я» белорусских студентов
сти социальных статусов, ролей и групповой принадлежности. В белорусской и российской выборках студентов, где больший процент рефлексивного Я, а, значит, имеется ориентация на субъективные свойства, вкусы и диспозиции. Кроме того, в данных выборках большой процент и физического Я, свидетельствующее о значимости микро-Я (обращение внутрь, замкнутое на себе), в отличие от американцев, где присутствует океаническое Я, характеризующее макро-Я (универсальные ценности, абстрактные идеи, трансцендентные процессы).
Кроме этого, упоминание своей национальной принадлежности («американец(ка)», «житель США») присутствует только у американских студентов, что свидетельствует о проявлении этнической идентичности, в отличие от российских и белорусских студентов, описывающих лишь свой социальный статус («студент», «мать», «дочь», «муж», «психолог», «юрист» и т.д.).
Литература
1. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. М., 2012.
2. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: Учеб. пособие. СПб., 2006.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для студентов вузов. М., 2000.