Научная статья на тему 'КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ В ЭСТЕТИКЕ КИТАЙСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ: ОТ ЗАПАДНЫХ РИТМОВ ДО ТРАДИЦИОННЫХ МЕЛОДИЙ'

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ В ЭСТЕТИКЕ КИТАЙСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ: ОТ ЗАПАДНЫХ РИТМОВ ДО ТРАДИЦИОННЫХ МЕЛОДИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поп-музыка / китайская поп-музыка / стиль / ритм / традиции / «Хор тараканов» / Гу Фэн / pop music / Chinese pop music / style / rhythm / tradition / «Cockroach Choir» / Gu Feng

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лю Сяньпэн

В статье рассматриваются некоторые процессы влияния западной популярной музыки на китайскую музыкальную поп-культуры. Проникновение в Китай основных стилей западной поп-музыки (от блюза до хип-хопа) спровоцировало волну подражаний и попытки соединить новые элементы с народной культурой. Делается вывод о том, что китайская популярная музыка является синтезом национальных традиции и элементов западной поп-музыки (европейской и американской).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL INFLUENCES IN THE AESTHETICS OF CHINESE POPULAR MUSIC: FROM WESTERN RHYTHMS TO TRADITIONAL MELODIES

This article examines some of the processes of influence of Western popular music on Chinese pop music culture. The penetration into China of the main styles of Western pop music (from blues to hip-hop) provoked a wave of imitations and attempts to combine new elements with popular culture. It is concluded that Chinese popular music is a synthesis of national traditions and elements of Western pop music (European and American).

Текст научной работы на тему «КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ В ЭСТЕТИКЕ КИТАЙСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ: ОТ ЗАПАДНЫХ РИТМОВ ДО ТРАДИЦИОННЫХ МЕЛОДИЙ»

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ В ЭСТЕТИКЕ КИТАЙСКОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ: ОТ ЗАПАДНЫХ РИТМОВ ДО ТРАДИЦИОННЫХ МЕЛОДИЙ

Лю Сяньпэн, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-178-180

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые процессы влияния западной популярной музыки на китайскую музыкальную поп-культуры. Проникновение в Китай основных стилей западной поп-музыки (от блюза до хип-хопа) спровоцировало волну подражаний и попытки соединить новые элементы с народной культурой. Делается вывод о том, что китайская популярная музыка является синтезом национальных традиции и элементов западной поп-музыки (европейской и американской).

Ключевые слова: поп-музыка, китайская поп-музыка, стиль, ритм, традиции, «Хор тараканов», Гу Фэн.

Музыка - это особый вид искусства, который легко преодолевает временные, пространственные и культурные границы, а также оказывает глубокое влияние на человеческое общество и на личность человека. С древнейших времен музыка была неотъемлемой частью жизни людей, сопровождая их на разных этапах существования и помогая переживать самые разные события, так как она способна выразить эмоции и настроение людей.

Современная музыка отличается большим стилевым и жанровым разнообразием, она включает в себя элементы различных культур и сосредоточена на самовыражении и новаторстве. С развитием средств массовой информации поп-культура и поп-музыка постепенно стали важной частью современного общества. Сегодня жанры популярной поп-музыки - от рока до хип-хопа - представляют собой различные культурные ценности и дух времени.

В разных культурах существуют различные типы и стили музыки, однако музыка способна нивелировать языковые и культурные барьеры и облегчать общение и взаимопонимание между представителями разных культур. В настоящее время мировая музыка сформировала уникальный синтез, вобравший в себя элементы различных культур.

Китай в этом контексте не является исключением, и сегодня популярная музыка активно развивается и функционирует в его социокультурном пространстве. Хуан Фань пишет:

««Отсчёт» истории популярной музыки в Китае (на материке) следует начинать с 1980-х годов. Причиной такого подхода стал факт построения аудиовизуального рынка на материковой части страны, в то время как ранее безусловное преимущество в данной области музыки имели острова Гонконг и Тайвань» [2].

Поскольку история распространения поп-музыки в Китае уже рассмотрена в работах Хуан Фаня [2], Цзян Тао [3], Чжоу Сяня [4], Ю Цзинбо [5] и других исследователей, мы не будем касаться этого вопроса, а определим лишь сферы соприкосновения западной музыкальной культуры и китайской.

Сюй Юаньюн в статье «О современной ситуации и тенденции развития китайской поп-музыки» отмечает, что китайская поп-музыка имеет три основные характеристики. Во-первых, она впитала и заимствовала элементы европейской и американской поп-музыки; во-вторых, унаследовала культурные традиции светской музыки Китая с древних времён до наших дней; в-третьих, она слилась со светским эстетическим сознанием современного китайского народа и так далее [Цит. по: 5, с. 103].

Другой китайский исследователь Ши Юн в своей статье «Что такое китайская поп-музыка» провёл концептуальный анализ под углом зрения национализации поп-музыки и дал определение понятия «китайская поп-музыка». По его мнению, это синтез западных музыкальных традиций популярной музыки с

китайской национальной спецификой, сформированной в условиях специфического культурного фона и текущей национальной ситуации [Цит. по: 1, с. 54].

В китайском музыкознании складывается мнение о том, что европейская и американская популярная музыка проста, понятна, жива, легко распространяется и имеет большую аудиторию. К её основным формам относятся кантри, рок-музыка, джаз, поп-песни и музыка нового века.

Напомним, что в период между падением династии Цин, основанием Китайской Республики и медленной трансформацией китайского общества от феодализма к социализму европейская и американская капиталистическая культура медленно проникала на восток, формируя противоположные и интегрирующие тенденции с традиционной китайской культурой. В гражданскую эпоху иностранные мелодии с китайскими текстами использовались в качестве школьных или военных песен. «Китайские дети» и «История ханьцев» - примеры произведений, в которых традиционная китайская музыка испытала влияние европейской и американской популярной музыки.

В 1950-х годах музыкальные произведения Люй Цзия заложили основу для создания китайской поп-музыки, которая воплотила в себе черты европейской и американской поп-музыки, в основном в виде сочетания западных танцевальных ритмов и китайских народных мелодий. В то время это выражалось в использовании ритмов танго, фокстрота и т.д. Что касается инструментальной музыки, то в ней легко проследить подражание джазовому стилю западной музыки [1, с. 32].

Но в то время китайская поп-музыка под влиянием различных причин не сформировалась в мейнстрим и не развивалась. Появление произведений, в которых присутствовали элементы западной рок-музыки, вызвало большие споры, а Не Эр, известный композитор того времени, написал статью, в которой подверг резкой критике посредственность содержания подобных сочинений. Он считал их стиль низкопробным, а манеру пения недопустимой. Такие критические выступления создали большие препятствия для развития китайской поп-музыки в будущем. Тем не менее, попытки взаимодействия двух разных

музыкальных культур продолжались [5, ч. 175].

В 1960-х годах на музыкальную сцену Гонконга оказала влияние группа «Битлз», музыка из фильмов о Джеймсе Бонде, которые привнесли в гонконгскую музыку новые ощущения. Именно тогда в гонконгской музыке начали преобладать европейский и американский рок-н-ролл - в сочетании с народными песнями Китая. В то же время некоторые группы подражали выступлениям своих кумиров, используя мелодии и ритмы, свойственные песням «Битлз», для выражения своих чувств. К 1960-м и 1970-м гг. европейская и американская поп-музыка стала более зрелой и ещё более влиятельной. «Битлз» и «Роллинг Стоунз» боролись за первенство на мировой сцене, появлялись новые стили и имена. Всё это не могло не отразиться на поп-сцене Китая.

Цзянь Тао пишет: «Особенности поп-музыки Гонконга были определены его интернациональным культурным развитием. В местной поп-музыке выделились три основные части: песни на мандаринском языке, кантонские песни и песни на английском языке» [3, с. 106].

В 1970-х гг. китайская поп-музыка, поп-культура Гонконга, Тайваня продолжала находиться под большим влиянием западных музыкальных стилей. Манера пения китайских исполнителей в большой мере подражала манере европейских и американских поп-вокалистов.

В конце XX века западная поп-музыка оказала наиболее глубокое влияние на китайскую музыку, и в Китае появилось большое количество певцов и групп, в музыке которых присутствовали ритмы, интонации, стили западной поп-музыки. Так, Гу Фэн является одним из выдающихся исполнителей в китайском джазе. В своём творчестве он соединяет вокальное и инструментальное исполнительство. Он самостоятельно научился играть на барабанах и перкуссии. Его произведения -ярчайший образец гармоничного слияния китайских национальных традиций (в плане мелодии и ритмов) с различными стилями западной поп-музыки: баллады, босса-новы и других.

В сфере вокала большую популярность также завоевала группа «Хор тараканов». Это

произошло в то время, когда на тайваньской музыкальной сцене бурно развивался R&B и рэп.

Творчество «Хора тараканов» было во многом революционно для китайской музыки. Они первыми начали исполнять композиции a capella, что было свойственно американским вокальным группам. Вместе с тем, они не отказались и от национального звучания. Например, их песня «Break Up» была даже выбрана в качестве финальной песни корейской драмы «Blue Life and Death Love». Стиль этой песни не только включает в себя хип-хоп, что редко встречалось в те времена на китайской сцене, но и имеет уникальный блюзовый колорит, но с интонациями азиатской музыки. В целом, в своём творчестве они

ло соединяя её с различными стилями западной поп-музыки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что китайская поп-музыка подверглась сильному кросс-культурному влиянию, которое началось ещё во времена школьных музыкальных песен. Западная популярная музыка была представлена в Китае во всём своём стилевом и жанровом разнообразии и заняла важное место на китайском музыкальном рынке в настоящее время. Таким образом, сегодня китайская поп-музыка сочетают национальные особенности с европейской и американской поп-музыкой, в результате чего возникла новая форма популярной музыкальной культуры, отвечающая вкусам китайской публики.

часто обращались к китайской мелодике, уме-

Библиографический список

1. Фу Линь. 20 лет популярной китайской музыки. - Пекин: Пекинское книжное издательство, 2003. - 162 с.

2. Хуан Фань. Некоторые особенности китайской популярной музыки конца XX - начала XXI века. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://na-joumal.ru/4-2022-kultura-iskusstvo/3646-nekotorye-osobennosti-kitaiskoi-populyamoi-muzyki-konca-xxnachala-xxi-veka?ysclid=m27mbb4h7w624764056 (дата обращения 12.10.2024).

3. Цзян Т. Развитие китайской поп-музыки в ХХ веке // Музыкальная культура глазами молодых учёных: Сборник научных трудов / Редактор-составитель Н.И. Верба. Том 14. - СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. - С. 104-109.

4. Чжоу Сянь. Исследование современной эстетической культуры Китая. - Пекин: Издательство Пекинского университета, 1997. - 319 с.

5. Ю Цзинбо. Краткая история китайской поп-музыки. - Шанхай: Шанхайский музыкальный издательский дом, 2015. - 404 а

CROSS-CULTURAL INFLUENCES IN THE AESTHETICS OF CHINESE POPULAR MUSIC: FROM WESTERN RHYTHMS TO TRADITIONAL MELODIES

Liu Хianpeng, Postgraduate Student Herzen Russian State Pedagogical University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article examines some of the processes of influence of Western popular music on Chinese pop music culture. The penetration into China of the main styles of Western pop music (from blues to hip-hop) provoked a wave of imitations and attempts to combine new elements with popular culture. It is concluded that Chinese popular music is a synthesis of national traditions and elements of Western pop music (European and American).

Keywords: pop music, Chinese pop music, style, rhythm, tradition, «Cockroach Choir», Gu Feng.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.