15. Shpilevskii S.M. Drevnie goroda i drugie bulgarsko-tatarskie pamiatniki v Kazanskoi gubernii. Kazan': Univ. tip., 1877. 585 s.
Список сокращений
НЦАИ ИИ АН РТ - Национальный центр археологических исследований Института истории Академии Наук Республики Татарстан с/с - Сельский совет
САИ - Свод археологических источников.
УДК 008:654.197(470.345)(470.41) EDN RFDLUY
И.В. Лаптева, Н.А.Грановская
КРОСС-АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ МОРДОВИИ И ТАТАРСТАНА
В современных постулатах, которых придерживаются в процессе производства медиапродукта и его трансляции на аудиторию, региональные ТВ-каналы служат кодом, раскрывающим модели социокультурной динамики. Процесс инкультурации сложный, и для его эффективности необходимы алгоритмы действия и взаимодействия в социуме, которые приводят к изменению сознания аудитории, её культурных целей и ценностей. В данной статье приводятся результаты кросс-анализа механизмов организации медиапроизводства и алгоритмов трансляции локальных телевизионных каналов. Объектом исследования является региональное телевизионное вещание как важнейший сегмент медиакультурного пространства региона, предмет исследования - вещательные модели местных студий ТВ как факторы устойчивого социокультурного развития. Данные анализа позволяют охарактеризовать современное состояние медиакультурного пространства Республики Мордовия. Знания об этом позволят в дальнейшем определить дополнительные коды, повышающие эффективность региональной социокультурной динамики.
Ключевые слова: телевещание, вещательные модели, медиакультура, социокультурная динамика, культурный код
Для цитирования: Лаптева И.В., Грановская Н.А. Кросс-анализ социокультурной динамики регионального телевещания Мордовии и Татарстана // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.13-18. EDN RFDLUY.
Irina V. Lapteva, Natalia A. Granovskaya CROSS-ANALYSIS OF THE SOCIO-CULTURAL DYNAMICS OF REGIONAL TV BROADCASTING OF MORDOVIA AND TATARSTAN
In modern postulates, which are adhered to in the process of producing a media product and broadcasting it to an audience, regional TV channels serve as a code that reveals models of socio-cultural dynamics. The process of inculturation is complex and its effectiveness requires algorithms of action and interaction in society, which lead to a change in the consciousness of the audience, its cultural goals and values. This article presents the results of a cross-analysis of the mechanisms of media production organization and algorithms for broadcasting local television channels. The object of the study is regional television broadcasting as the most important segment of the media cultural space of the region, the subject of the study is the broadcast models of local TV studios as factors of sustainable socio -cultural development. The analysis data allow us to characterize the current state of the media and cultural space of the Republic of Mordovia. Knowledge about this will allow us to further identify additional codes that increase the effectiveness of regional socio-cultural dynamics.
Keywords: television broadcasting, broadcast models, media culture, socio-cultural dynamics, cultural code
For citation: Laptevа I.V., Granovskaya N.A. Cross-analysis of the socio-cultural dynamics of regional TV broadcasting of Mordovia and Tatarstan // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. C.13-18. EDN RFDLUY.
Введение
Может ли являться медийная культура основой для формирования социокультурной среды, которая меняет сознание аудитории. Этот процесс отчасти прогнозировал русский этнограф и писатель В.И. Даль при формулировке понятие культура, указывая на то, что в обыденности культура - это «обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное» [5, с. 233]. Ученый уже предвидел, что кроме уже имеющихся институтов в виде всевозможных
образовательных учреждений на развитие личности способен влиять более мощный социальный сегмент. На современном этапе именно телекоммуникационные технологии, с их экспрессивным контентом, оказывают сильное влияние на социокультурное развитие как отдельной личности, так и регионального общества в целом. На наш взгляд, именно телевидение на современном этапе, развиваясь в условиях конвергенции с сетевыми медиа, способно генерировать и транслировать новую культуру цифрового
общества, которая позиционирует себя как медиакультура - способность понимать суть коммуникативных процессов, основанная на нравственных позициях, отношении к явлениям окружающего мира, а также способность действовать согласно данным семиотическим компонентам личности.
Одной из значимых характеристик современного состояния информационного вещания помимо «ориентации на социальный успех» [8, с. 11] становится регионализация, поскольку в России, впрочем, как и во всём мире, отмечается высокая потребность в получении именно местной информации. В данной статье предпринята попытка кросс-анализа вещательных моделей двух национальных республик - Мордовии и Татарстана.
Материалы и методы
Методология исследования строится на сравнении и выявлении контекстуальной доминанты в сетках вещания региональных телевизионных каналов двух национальных республик. Полученные данные позволяют определить и проанализировать механизм влияния современных моделей
телевизионного вещания местных студий на социокультурное развитие региона. Научная новизна обнаруживается в результатах решения нескольких исследовательских задач, среди которых: изучение и анализ современного состояния медиакультурного пространства Республики Мордовия; определение функционала телевизионного вещания в медиакультурной социодинамике в современных условиях; выявление и систематизация механизмов, которые влияют на сетевую коммуникацию внутри медиакультурной среды; анализ предпосылок и методической эффективности с целью устойчивого функционирования
вещательных моделей информационного потока; совершенствование направлений развития регионального медийного поля в условиях полиэтнического пространства региона.
Литературный обзор
О способности информации менять и восприятие, и поведение человека пишут зарубежные исследователи (Э. Тоффлер [10], М. Маклюэн [9], П. Кадерка [13], Г. Моррис [14], К. Фишер [12] и др.), указывая на наличие предпосылок к возникновению медиаэкологических проблем, на технической возможности медиаактивности к созданию новых миров и взаимоотношений с ними.
Обобщающий вывод современных
исследований в области медиакультуры сводится к тому, что это самоорганизующаяся система, способная влиять на формирование культурных ценностей, ориентиров, создавать новые культурные формы выражения внутреннего духовно-
нравственного мира человека. Так, медиакультуру как систему, активизирующую перцептивно - когнитивно - творческую деятельность, рассматривает Н.Б. Кириллова [6]. Развивая эту мысль дальше, Н.А. Крюкова выводит понятия «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиум» [7, с. 226]. Современные исследователи указывают на способность медиакультуры повлиять на различные сферы, выделяются такие теоретические направления, как медиаполитика,
медиаменеджмент, медиаобразование.
Выдающийся отечественный культуролог О.Н. Астафьева подчеркивает способность медиакультуры расширять границы функциональности, указывая на растворение перегородок между различными сферами (наука, культура, искусство и др.) [1]. В результате возникают площадки
эффективного обмена накопленным культурным опытом, в том числе и созданием новых культурных форм духовно-нравственного выражения. Более детально культурологический аспект контекста регионального вещания исследуют региональные философы и культурологи, поднимают актуальные вопросы
формирования регионального контента под воздействием федеральных медиапроектов, а также «борьбу» за место в сетке вещания публицистики и документалистики [2]; [3], поскольку именно эти жанры считаются наиболее эффективными в решении культурно-просветительских задач.
Результаты
С интервалом в два года мы продолжаем исследование функционала и
прагматического функционала локального телевизионного вещания в процессе социокультурной динамики региона. Справедливости ради, мы рассматриваем региональное вещание как неотъемлемую часть общефедерального медийного рынка. Данные ВЦИОМ по итогам исследования за 2023 г. позволяют сделать вывод о том, что интернет пока не способен вытеснить телевидение из сложившегося под актуальным социокультурным влиянием
медиапространства. Это во многом обусловлено способностью телевизионного вещания к конвергенции. Практически каждый телевизионный канал имеет собственную интернет-площадку для продвижения контента в сетевом
медиакоммуникационном пространстве, которое, согласно определению
регионального культуролога Д.А. Божедарова, представляет собой среду для эффективного взаимодействия информационных структур, функционирование которой
регламентировано технологическими
возможностями и институциональными постулатами [2, с. 187], для «процесса получения и обмена информацией между пользователями посредством интернет-технологий» [4, с. 12]. Согласно данным ВЦИОМ, по итогам 2023 г. «сформировалось стабильное ядро телезрителей, интернет-пользователей, <...> выбирающих гибридную модель медиапотребления» [11], при этом у телеэкрана остается старшее поколение, в интернет-пространстве - молодежь. В 2024 г. региональное телевизионное вещание в Мордовии продолжают представлять три основных телеканала:
1. ГТРК «Мордовия» - филиал ФГУП ВГТРК (региональные врезки в т/ «Россия 1» и «Россия 24»). Общий годовой объем вещания составляет 606 часов, в том числе информационное вещание - 415,4 часов; культурно-просветительское (тематическое) вещание - 103,2 часа. Кластер тематических программ и передач представлен медиапродуктами на национальном (мокшанском и эрзянском) языке. Документальные фильмы, очерки, трансляции с общереспубликанских событий и мероприятий.
2. АН О «НТМ» - круглосуточный телевизионный канал, вещающий на всей территории региона. Общегодовой объем вещания составляет - 1271 час, из них информационное - 942 часа, культурно-просветительское (тематическое) - 329 часов. В структуре канала находится отдел общественно-политических программ, который реализует социокультурные задачи. В сетке вещания тематический кластер представлен такими программами, как «Эрзянь вал», «Мокшень вал», «Уроки мордовского языка», «Евгения» - авторская программа о личных историях жителей региона. Телевизионная программа патриотической направленности «Память»,
ТВ-программа «Путь к вере» - о духовности, канонических обрядах, пути к спасению души при жизни, телевизионная программа «Мордовские сказки» - учебно-образовательный проект, цикл программ «Теледетям» - про детей и для детей.
3. «10 канал» - «Телесеть Мордовии». Годовой объем вещания - 8760 часов, в том числе информационное вещание - 600 часов, культурно-просветительское (тематическое)
- 300 часов. Тематическое вещание дифференцировано на: «Правовое», «Национальное», «Спортивное». Программа «Од Пинге» - ежедневный (по будням) тележурнал на эрзянском языке, который представляет собой информационный, культурный, социальный контент, телевизионная программа «Ломматне и пингсь» - авторская программа формата «Специальный репортаж», программа «Велес Течи» - повествование о жизни и традициях определенного мордовского села - строится методом интервью, т. е. прогулкой по окрестностям населенного пункта со знаменитым уроженцем.
4. ГТРК «Татарстан» - филиал ФГУП ВГТРК (региональные врезки в телеканалы «Россия 1» и «Россия 24»). Общегодовой объем вещания 513,6 часов, из них информационное вещание - 411,1 часов, культурно-просветительское (тематическое)
- 102,5 часов. В сетке вещания: рубрики, интервью (как правило, просветительского характера - культура, искусство, история, национальные традиции и т. д): Хаерле кен, Татарстан - интервью с писателями, общественными деятелями, историками, артистами; тематические программы, как правило, просветительского характера. Кроме того, большой объем материала культурно-просветительского характера дают межпрограммные ролики: 100 минутных роликов «Шигъри сэхифэ», в котором известные артисты, общественные деятели ежедневно читают стихи татарских поэтов; «Кухни народов Татарстана» - ролики, рассказывающие о кулинарных традициях народов, живущих в Татарстане, представляя актуальные интервью и культурно-просветительский контент; специальные репортажи, тематические фильмы: к примеру, о развитии православия в Татарстане, строительстве собора, истории Болгара, Казанского Кремля, о национальных праздниках. Каждую неделю выходит программа «Национальный вопрос - ответ»,
которая также несет, прежде всего, просветительскую функцию. В сетке вещания ГТРК «Татарстан» реализуются культурно-просветительские проекты:
«Межпрограммный ролик «Республика героев»» (серия роликов), в каждом из которых рассказывается о подвиге нашего земляка, погибшего в зоне спецоперации; Рубрика «Победа будет за нами» - серия межпрограммных роликов, где супруга жителя Татарстана, который находится в зоне СВО, произносит слова поддержки, говорит о вере в победу. О правом деле в одном из роликов говорит и ведущий ГТРК в цикле еженедельных передач «Национальный вопрос и ответ» на канале «Россия 1», посвященном актуальным вопросам национальной политики, традициям, культуре народов, живущих в республике. В авторской программе «Ракурс» дается комментарий о мировых проблемах и вопросах международной политики. Телезрителям нужно давать правдивую информацию о ситуации в зоне СВО, о нацистской сущности «киевского режима», а также важно объяснить необходимость традиционных и культурных ценностей. В программе приводятся примеры
волонтерства, добровольчества, исторической правды, взаимопомощи, поддержки института семьи и т.д. «Дети рисуют страну» -многолетний проект ГТРК «Татарстан», главная цель которого - приобщение детей младшего школьного возраста к выражению своего мировоззрения в изобразительном искусстве; популяризация традиционных духовно-нравственных ценностей,
приобщение к ценностям культуры мира и патриотизма. В течение двух месяцев в эфире телеканалов «Россия 1» и «Россия 24» выходит серия сюжетов о ходе конкурса. Ко Дню России (12 июня) в Казани проходит торжественная Церемония награждения лауреатов. Серия интервью «Завтрак со смыслом» посвящена сохранению
национально-культурных традиций народов, живущих в Татарстане через разговор о духовности и семейных ценностях; фильм «Под сенью традиций» - национальным праздникам народов республики, с народными песнями и танцами, вкусными угощениями, национальными состязаниями, ценностями, которые передавались из поколения в поколение. Открытый телевизионный конкурс «Вэгазь»
популяризирует жанр проповеди, помогая
выявлять лучших проповедников на татарском языке. Самый яркий проект ГТРК «Татарстан» «Уйнагыз гармуннар!», доступно и наглядно транслирующий семейные культуру и традиции, где каждый может насладиться родными мелодиями и познакомиться поближе с богатой культурой татарского народа. «Грамматика», «Тел сагында» - важные просветительские проекты, направленные на популяризацию татарского языка; теплый и искренний проект «Чэй яны — татар ж;аны» - на народные традиции гостеприимства, роль семьи и знания родного языка в жизни современного человека. Хотелось бы отметить фильм, повествующий о необходимости приобщения подрастающего поколения к поэзии как источнику мудрости, о творчестве поэта Р.Г. Гамзатова, о его стихах, воспевающих общечеловеческие ценности -родину, мать, любовь. Познавателен фильм, посвященный Форуму православной общественности в г. Казани, приуроченный к 300-летию со дня основания Казанской православной духовной семинарии. Следует упомянуть серию фильмов о национальных праздниках жителей Татарстана: Сабантуй, Навруз, Уяв, Гырон Быдтон, Семык и др., где речь идет об истории, культуре, сохранении национальных традиций и их передаче будущим поколениям. В эфир выходит и серия специальных репортажей, фильмов о религиозных праздниках: Ураза байрам, Курбан байрам, Пасха, Рождество, Крещение, крестный ход в день иконы Казанской Божией матери (2 раза в год), еврейские Пейсах и Ханука. В этих передачах происходит освещение сути самых значимых религиозных праздников, их духовной составляющей, бережного сохранения традиций.В фильме «К 1100 -летию принятия ислама в Волжской Булгарии» (версии на татарском и русском языках) делается акцент на межконфессиональное и межнациональное согласие в регионе.
Подробное описание сетки вещания ГТРК «Татарстан» приводится нами как пример разнообразия форм трансляции
социокультурных ценностей, что
обеспечивает наибольшее количество «аудиторных мишеней». Очевидно, что роль ГТРК «Татарстан» в социокультурной динамике региона весьма высока. Современные электронные СМИ (в т. ч. и радио-, телевещание) формируют триединый медиакультурный пласт «медиакультура
популярная - медиакультура классическая -медиакультура информационная».
Постоянное и системное присутствие в медийном пространстве СМИ, соблюдающих собственные форматы и обеспечивающих тем самым устойчивость модели вещания, является необходимым условием процесса региональной инкультурации. Медиакультура в современном информационном обществе является основой активной социальной позиции и жизнедеятельности, что обуславливает социокультурное
взаимодействие центра и регионов.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что телевизионное вещание не сдает своих позиций на медиарынке. Региональное телевещание имеет необходимый
инструментарий для решения культурно-просветительских задач. В сетке вещания закрепляются именно те культурно-просветительские программы и передачи, которые получили наибольшее число откликов телезрителей. Эффективность участия в процессе социокультурной динамики обеспечена тем ТВ-каналам, сетка вещания которых строится по принципу разнообразия форм медиапродукта, а также
наличием проектной деятельности регионального телевизионного канала.
Сравнительный анализ социокультурной деятельности региональных телевизионных каналов позволяет сделать вывод о том, что государственные каналы-вещатели имеют меньшее время вещания, более стабильную сетку вещания и фиксированные культурно-просветительские задачи: в частности, ГТРК «Мордовия» и ГТРК «Татарстан» демонстрируют активную деятельность, направленную на решение задач этнокультурного характера; на сохранение и трансляцию национальных культурных ценностей; на пропаганду использования родного языка в различных сферах деятельности. При создании культурно-просветительских телевизионных программ и передач необходимо учитывать, что трансформационные и модернизационные явления пронизывают все современное медиапро-странство, в том числе в процессе оказания влияния на аудиторию, формируя новые особенности восприятия и анализа предлагаемых информационных потоков, усиливая такие качественные характеристики, как «смотрение», «играние», «проектирование», «обесценивание» и т. д.
Литература
1. Астафьева О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/download/docs-306318/306318.doc (дата обращения: 07.05.2024).
2. Божедаров Д.А. Феномен медиапространства - новый дискурс в медиалогии // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2021. - Т. 10. - № 5А. - С. 186-190.
3. Грановская Н.А., Лаптева И.В. Национальное вещание региональных телестудий в телеологии сохранение этнокультурных традиций (на примере ГТРК «Мордовия») / / Центр и периферия. - 2022. - № 3. - С. 4550.
4. Григорьев С.Л. Интернет-коммуникации в экранной культуре // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 2. - С. 11-17.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 томах. - М. : РИПОЛ классик, 2006. -Том 2. И-О. - 784 с.
6. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - Москва: Академический проект, 2005. - 400 с.
7. Крюкова Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе / / Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). - С. 226-228.
8. Лобанова Ю.В. Человек в системе символического потребления и эмоциональный капитализм // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 3. - С. 6-12.
9. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.
10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - Москва: АСТ, 2003. - 669 с.
11. Тренды медиапотребления // ВЦИОМ: Новости. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-mediapotreblenija-2022 (дата обращения: 29.05.2024)
12. Fisher C., Nolan D., McGuinness K., Park S. Australian regional journalists' role perceptions at a time of upheaval // Media International Australia. - 2022. - № 184(1). - Р.92-105.
13. Kaderka P. Dialogical networking as a journalistic practice: The case of Czech television news production // Discourse, Context and Media. - 2023. - № 54. URL : https://doi.org/10.1016/j.dcm.2023.100715 (дата обращения: 29.05.2024)
14. Morris G., Groom R.A., Schuberg E.L., et al. 'I want to video it, so people will respect me': Nauiyu community, digital platforms and trauma / / Media International Australia. - 2022. - Vol. 183(1). - Р.139-157.
References
1. Astaffyeva O.N. Mediakul'tura i nekotorye principy formirovaniya informacionno-kommunikativnogo prostranstva [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://do.gendocs.ru/download/docs-306318/306318.doc (data obrashcheniya: 07.05.2024).
2. Bozhedarov D.A. Fenomen mediaprostranstva - novyj diskurs v medialogii // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. - 2021. - T. 10. - № 5A. - S. 186-190.
3. Granovskaya N.A., Lapteva I.V. Nacional'noe veshchanie regional'nyh telestudij v teleologii sohranenie etnokul'turnyh tradicij (na primere GTRK «Mordoviya») // Centr i periferiya. - 2022. - № 3. - S. 45-50.
4. Grigoryev S.L. Internet-kommunikacii v ekrannoj kul'ture // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 2. - S. 11-17.
5. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : V 4 tomah. - Moskva : RIPOL klassik, 2006. - Tom 2.
- 784 s.
Kirillova N.B. Mediasreda rossijskoj modernizacii. - Moskva: Akademicheskij proekt, 2005. - 400 s.
7. Kryukova N.A. Mediakul'tura i ee rol' v sovremennom informacionnom obshchestve // Omskij nauchnyj vestnik.
- 2013. - № 5 (122). - S. 226-228.
8. Lobanova Yu.V. CHelovek v sisteme simvolicheskogo potrebleniya i emocional'nyj kapitalizm // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 3. - S. 6-12.
9. Maklyuen M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. - Moskva; ZHukovskij: «KANON-press-C», «Kuchkovo pole», 2003. — 464 s.
10. Toffler E. Metamorfozy vlasti. - Moskva: AST, 2003. - 669 s.
11. Trendy mediapotrebleniya // VCIOM: Novosti. - Rezhim dostupa: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-mediapotreblenija-2022 (data obrashcheniya: 29.05.2024)
12. Fisher C., Nolan D., McGuinness K., Park S. Australian regional journalists' role perceptions at a time of upheaval // Media International Australia. - 2022. - № 184(1). - Р. 92-105.
13. Kaderka P. Dialogical networking as a journalistic practice: The case of Czech television news production // Discourse, Context and Media. - 2023. - № 54. Doi: https://doi.org/10.1016/j.dcm.2023.100715 (дата обращения: 29.05.2024)
14. Morris G., Groom R.A., Schuberg E.L., et al. 'I want to video it, so people will respect me': Nauiyu community, digital platforms and trauma // Media International Australia. - 2022. - Vol. 183(1). - Р. 139-157.
УДК 7.06 EDN ZJSUBP
О. Г. Беломоева
ТРАДИЦИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются причины актуализации феномена традиции в современной художественной культуре. По мнению автора, созданию благоприятных условий для взаимодействия традиции и инновации в области современной художественной культуры способствуют полицентричность картины мира новой эпохи, характеризующаяся равноразличием и равнонеобходимостью всех составляющих его элементов, а также формирование многополярного мира, основанного на принципах невмешательства составляющих его полюсов в дела друг друга.
Ключевые слова: социокультурная парадигма; глобализация; народное искусство; профессиональное искусство; художественная культура; взаимодействие; полисистема; многополярность; традиция; инновация
Для цитирования: Беломоева О.Г. Традиция как актуальный феномен современной художественной культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.18-23, EDN ZJSUBP.
Olga G. Belomoeva TRADITION AS A CURRENT PHENOMENON OF MODERN ARTISTIC CULTURE
The article examines the reasons for the actualization of the phenomenon of tradition in modern artistic culture. According to the author, the creation of favorable conditions for the interaction of tradition and innovation in the field of modern artistic culture is facilitated by the polycentric picture of the world of the new era, characterized by the equal difference and equal necessity of all its constituent elements, as well as the formation of a multipolar world based on the principles of non-interference of its constituent poles in each other's affairs.
Keywords: sociocultural paradigm; globalization; folk art; professional art; interaction; polysystem; multipolarity; tradition; innovation
For citation: Belomoeva O.G. Tradition as a current phenomenon of modern artistic culture // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.18-23, EDN ZJSUBP.