45 (285) - 2007
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
кризисы ликвидности: Опыт зарубежных стран
и.н. Рыкова,
доктор экономических наук,
н.в. фисенко,
Северо-Кавказский банк Сбербанк РФ, г. Ставрополь
Причиной кризиса ликвидности на финансовом рынке США является кризис рынка недвижимости, который оказывает важное влияние на макроэкономическую ситуацию в США. Значительная часть домов в США приобретается с помощью ипотечных кредитов. Около 70 % задолженности домохозяйств США в 2001 г. составляли обязательства по ипотечным кредитам. По данным American Housing Survey, в 2001 г. средняя задолженность одной американской семьи по жилищному кредиту превышала 69,2 тыс. долл. 1 Примерно пятая часть домохозяйств Америки накопили жилищный долг свыше 100 тыс. долл. Среднестатистическая семья проживает в своем доме в среднем 7,1 года, после чего продает его, имея невыплаченным кредит свыше 90 %. Только 2 % домов в США полностью выкуплены собственниками.
С целью оживления национального хозяйства после кризиса «новой экономики» финансовые власти США стали стимулировать развитие рынка недвижимости. Федеральная резервная система (ФРС) выступила за введение ипотечных кредитов с плавающей процентной ставкой. Развитию рынка недвижимости способствовало появление новых ипотечных программ: значительно снизились требования к заемщикам; появились ипотечные кредиты с отрицательной амортизацией; без первоначального взноса, с льготным периодом и т. д. Рынок недвижимости, растущий более быстрыми темпами, чем экономика США в целом, привлек к себе большое число инвесторов: инвестиционные компании, государственные агентства, пенсионные фонды, сберегательные банки.
1 Старостина Н., ВерлинЕ. Кредитный апокалипсис. — 2006. - 15 - 16. - С. 24.
Либерализация условий предоставления ипотечных кредитов привела к тому, что значительно увеличился кредитный риск. С 2001 по 2006 г. доля кредитов заемщикам в сегменте Subprime выросла с 5 до 20 %.
Особенность американского рынка ипотечного кредитования в том, что главными участниками на нем являются ипотечные агентства Fanny Mae и Freddie Mac, поддерживаемые государством. Они выкупают у банков закладные, формируют максимально дифференцированные по условиям и территориям портфели и продают их сторонним инвесторам. Таким образом, долговые облигации с залогом (CDO) объединяли разные по качеству ипотечные кредиты в один портфель. Инвесторы исходили из того, что, во-первых, доля проблемных кредитов относительно невелика, во-вторых, объединение большого количества закладных в единый залоговый пул обеспечивало диверсификацию рисков.
Повышение ФРС учетной ставки привело к увеличению стоимости обслуживания ипотечных кредитов и снижение спроса на недвижимость. Следствием явилось увеличение числа дефолтов домохозяйств и падение рынка ипотечных кредитов и строительного рынка. Кризис сегмента Subprime заставил участников рынка произвести переоценку риска и отказаться от рефинансирования ипотечных кредитов. Кризис американского рынка ипотечных кредитов отразился на фондовых рынках всего мира. Инвесторы стали в спешном порядке выводить спекулятивные капиталы с ипотечного рынка.
Для выхода из возникшего кризиса ликвидности необходимы не только усилия финансовых властей США, но и других стран: значительно
расширить список ценных бумаг, увеличить сроки кредитования, перейти к дифференцированным процентным ставкам.
Данный кризис может иметь более серьезные последствия, чем обычные кризисы ликвидности, так как круг участников рынка ипотечных ценных бумаг значительно шире и включает в себя не только американские, но и иностранные компании и банки. В результате концентрация рисков в США сократилась и перераспределилась между разными странами. Основные опасения участников рынка связаны с тем, что кризис ликвидности может перерасти в крупный кредитный кризис и привести к падению фондовых рынков во всем мире. Кризис ликвидности в США свидетельствует о серьезных проблемах, поскольку он произошел на самом развитом и прозрачном финансовом рынке. Истинное состояние ипотечных ценных бумаг крайне сложно оценить, так как портфели хедж-фондов. По оценкам Credit Swiss, доля Subprime в обеспечении общего объема CDO (1 трлн долл.) составляет около 50 %2.
Участники рынка обеспокоены возникшим кризисом ликвидности. Мировая рецессия может случиться в 2010 — 2011 гг., когда нынешние проблемы с ликвидностью могут вызвать (временные лаги в мировой экономике удлиняются) замедление или даже остановку роста в США и ЕС. Кризис ликвидности уже отразился на рынке слияний и поглощений. У банков сократились дешевые кредитные ресурсы, которые направлялись на финансирование сделок слияния и поглощения.
Экономический рост стран проходит в несколько фаз в своем циклическом развитии: подъем, затем спад (или кризис), депрессию и оживление, потом опять подъем. Для периодизации темпов экономического роста лучше всего ориентироваться на одноименные фазы цикла, и год подъема в данном цикле сравнивать по темпам роста с годом подъема в предыдущих циклах. Не следует думать, что кризисные фазы экономического цикла характеризуются лишь падением производства и регрессом экономики, так как у кризисов есть и обратная, точнее скрытая сторона: санация производственных предприятий; избавление от менее качественных ресурсов (оборудования и рабочей силы); замена их новыми, более качественными; перестройка направлений научно-технического прогресса.
Одним из важнейших экономических явлений
2 Вавилов А. Отложенный финал // Профиль. — 2007. — № 31. - С. 17.
последнего десятилетия стала глобализация мировой экономики, проявляющаяся в финансовой сфере наиболее заметно. Глобализация усилила подвижность и неустойчивость финансовых систем, в первую очередь стран с формирующимися рынками, что ярко продемонстрировал азиатский кризис 1997-1998 гг. Очевидно, что глобализация, будучи объективным процессом, увеличивающим экономическую эффективность на общемировом уровне, может оказать и негативное воздействие на отдельные страны, что необходимо учитывать при разработке экономической политики.
В 80-90-х гг. ХХ в. в странах Латинской Америки, Африки и Азии экономика развивалась в условиях нарастающей глобализации, сопровождающейся интернационализацией экономических связей, размывании границ финансовых рынков, ростом потоков капитала. Экономическое развитие любой страны во многом зависит от характера, структуры и особенностей ее финансовой системы, основной функцией которой является предоставление ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Финансовые системы классифицируются по разным основаниям, в том числе и в зависимости от источника средств, поступающих в распоряжение юридических и физических лиц. Наиболее распространенным инструментом внешнего финансирования компаний корпоративного сектора экономики является банковский кредит, который преобладает в большинстве стран на раннем этапе их экономического развития. В качестве альтернативного источника их финансирования выступает выпуск ценных бумаг — акций и облигаций.
В разных странах сложились финансовые системы, структура которых отличается по сравнительному уровню развития банков и фондовых рынков. Например, в США и Великобритании функционируют развитые фондовые рынки, и многие предприятия активно привлекают финансовые средства путем выпуска ценных бумаг, тогда как немецкие и японские компании используют в основном банковские кредиты и опираются на долгосрочные отношения с банками, что служит гарантией получения новых кредитов. В свою очередь и банки в этих странах заинтересованы в тесных контактах и стремятся поддерживать постоянные связи с компаниями-заемщиками. Если предприятия испытывают временные финансовые трудности, банки нередко предоставляют им дополнительные средства, рассчитывая тем самым обеспечить возвращение выделенных ранее кредитов. Подобная структура финансовой системы
делает компании-заемщики менее зависимыми от постоянных колебаний экономической активности, и тем самым обеспечивает относительную стабильность корпоративного сектора экономики. Именно поэтому в 70-80-х гг. ХХ в., когда японская экономика развивалась сравнительно быстрыми темпами, многие исследователи полагали, что подобная модель получения внешних финансовых ресурсов позволяет компаниям выйти за рамки стремления к максимизации краткосрочной прибыли и учитывать более долговременные цели развития, а также способствует завоеванию большей доли рынка.
В противоположность этому фондово-ры-ночная модель не дает предприятиям такой возможности, так как более значительную роль в их управлении играют акционеры. Жесткий контроль со стороны фондового рынка, при отсутствии долгосрочных отношений с кредиторами, вынуждает менеджмент компаний стремиться в первую очередь к достижению высоких прибылей в кратчайшие сроки. В том случае, если компания попадает в трудное финансовое положение, рынок реагирует снижением котировок ценных бумаг, а также ужесточением условий предоставления новых кредитов. Вот почему в США и Великобритании компании подвергаются более жестким рыночным условиям и больше зависят от колебаний экономической конъюнктуры.
Хронологические рамки исследования отличаются по странам. За точку отсчета для каждой страны берется начало процесса ее модернизации и ускорения темпов экономического роста.
В последние десятилетия все более важным фактором, влияющим на финансовую безопасность различных государств и, прежде всего России, становится глобализация мирохозяйственных связей. Ведущую роль в этом процессе с 70-х гг. XX в. стала играть финансовая сфера. Возник самостоятельный, фактически вышедший из-под юрисдикции национальных государств транснациональный капитал, опирающийся на рынки евровалют, систему транснациональных банков, разветвленную сеть офшоров и глобальные компьютерные сети, которые обеспечивают мгновенный переток капитала, что существенно увеличивает риск финансовых кризисов и возможность разрушения даже устойчивых экономических систем. Это происходит по следующим причинам.
Во-первых, появляется феномен финансового инфицирования, когда финансовые кризисы возникают вследствие неадекватного поведения
инвесторов и финансовых посредников. «Инфекция» распространяется между странами, зачастую даже не имеющими тесных экономических связей, в результате панического поведения инвесторов и посредников. Стимулировать такое поведение могут необъективные оценки рейтинговых агентств, экономически неграмотные заявления чиновников высокого ранга, слухи, домыслы. Нередко причиной паники становятся действия (провокация или игра) биржевых брокеров и крупных инвесторов, информационная диверсия.
Во-вторых, расширяются возможности для проведения спекулятивных операций. Появляются крупные игроки-спекулянты, прямо заинтересованные в локальных финансовых кризисах, которые позволяют им извлекать доходы из разницы валютных курсов, процентных ставок, курсов ценных бумаг в разных странах, играть на разнице стоимости активов предприятий. По оценке Международного валютного фонда, в мире насчитывается более 9 тыс. хедж-фондов, активно участвующих в финансовых спекуляциях. Они распоряжаются средствами в объеме 1,4 трлн долл. 3, которые в любой момент могут быть брошены в уязвимые места мирового финансового пространства.
Кроме увеличения риска финансовых кризисов, глобализация, с точки зрения авторов, несет и другие негативные вызовы национальной финансовой безопасности.
1. Значительные колебания валютных курсов, биржевых индексов, котировок ценных бумаг в результате спекулятивных операций создают благоприятные условия для легализации незаконных доходов. Это приводит к увеличению масштабов отмывания «грязных» денег. По данным ФАТФ, — Международной организации по борьбе с отмыванием доходов — общая сумма легализуемых доходов превышает в настоящее время 3 трлн долл. в год4. Расширению возможностей отмывания способствует и устройство мировой банковской системы, в которой банки связаны друг с другом через систему межбанковских корреспондентских отношений. В настоящее время все межбанковские переводы осуществляются через систему СВИФТ, которая объединяет 6 тыс. финансовых организаций из 120 стран5. Преступникам теперь достаточно
3 Сердинов Э. Финансовые мошенничества с использованием хедж-фондов //Ценные бумаги. — 2007. — № 1. — С. 52.
4 Мельников В. Н, Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. - М.: МЦФЭР, 2007. - С. 102.
5 См. подробнее: Зубков В., Осипов С. Российская Федерация в международной системе борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путём. — М.: Городец, 2006. — Гл. 6.
«установить» отношения с одним из множества банков, включенных в мировую систему корреспондентских отношений, чтобы скрыть следы происхождения «грязных» денег и организовать их мгновенную переброску в нужное место.
2. Мгновенные перемещения финансовых ресурсов затрудняют работу по обеспечению стабильности национальной валюты и банковской системы, требуют от Центрального банка создания эффективного механизма поддержания ликвидности в банковской системе.
3. Глобализация объективно расширяет возможности для уклонения от уплаты налогов, поскольку: растет число компаний, имеющих филиалы и структурные подразделения за рубежом; увеличивается число экономических агентов (организаций, граждан), участвующих во внешнеторговых операциях и выходящих на мировые финансовые рынки; расширяется сфера страхования с использованием зарубежных страховых и перестраховочных компаний; растет использование Интернет-торговли; появляются и развиваются офшорные юрисдикции; осуществляется переход промышленно развитых стран к постиндустриальному типу развития, в котором преобладает сфера услуг, где труднее осуществлять контроль за уплатой налогов.
4. Под влиянием глобализации происходят значительные изменения в инвестиционном процессе: эффективность капиталовложений оценивается уже в пределах всей мировой экономики; четко обозначилось деление капиталовложений в ценные бумаги на стратегическое и тактическое инвестирование; внутри мировых финансовых потоков значительно превалируют тактические инвестиции, преследующие главным образом спекулятивные цели.
Все порождаемые глобализацией вызовы способствуют тому, что обеспечение национальной финансовой безопасности в современных условиях существенно усложняется. Увеличение мобильности факторов производства обусловливает возрастание роли мониторинга экономической ситуации в стране и движения финансовых потоков. В целях прогнозирования наступления финансовых кризисов в процессе мониторинга могут использоваться определенные показатели-индикаторы.
Однако важны не сами по себе показатели, а их пороговые, предельно допустимые величины, несоблюдение которых нарушает устойчивое функционирование финансовой системы и финансовых рынков и свидетельствует о нарастании кризисных процессов. По мнению авторов, набор показателей
финансовой безопасности должен быть способен достаточно полно и всесторонне характеризовать то, как обеспечиваются национальные интересы в финансовой сфере. Поэтому предлагается целенаправленно отслеживать показатели и их пороговые значения в следующих сферах: денежное обращение, банковская система, фондовый рынок, государственный долг, бюджетная система. Система показателей должна иметь силу федерального закона либо иную правовую форму. Только в этом случае показатели будут служить ориентиром для выработки и развития как государственной политики, так и для предпринимательских действий.
Выявлено влияние финансовой глобализации и либерализации рынка банковских услуг на усиление угроз финансовой безопасности для национальной финансово-кредитной системы, что определило необходимость сохранения в посткризисной экономике участия государства в капитале кредитных организаций для обеспечения развития конкуренции в банковском бизнесе, повышения капитализации финансово-кредитных институтов, решения стратегических задач государственной экономической политики, направленной на увеличение клиентского спроса на банковские услуги, а также трансформации сбережений в кредиты, инвестиции.
Уровень экономического развития стран мирового финансового центра предопределяет конкурентные преимущества их финансово-кредитных институтов, при этом методы и формы современной конкурентной борьбы на мировом рынке финансовых услуг значительно отличаются от конкурентной ситуации на национальном рынке любой страны. Глобальные «правила игры» на финансовом рынке устанавливаются крупными транснациональными банками (ТНБ), расширяющими свои сети за счет «втягивания» национальных игроков в структуру интегрированного производства финансово-кредитных и консалтинговых услуг, основанных на новых стратегиях роста информационного капитала.
Сторонники банковской финансовой системы в развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии (далее страны ВА и ЮВА), вдохновленные многолетними успехами экономического роста в Японии, полагали, что именно преобладание тесных и продолжительных отношений компаний-заемщиков с банками позволяло предприятиям руководствоваться долгосрочными целями развития (что способствовало повышению темпов роста ВВП в Японии), и делали вывод о предпочтительности именно японской модели
внешнего финансирования и управления предприятиями. Однако продолжительная стагнация японской экономики в 1990-х гг., а также валют-но-финансовый кризис 1997-1998 гг., от которого пострадали многие страны ВА и ЮВА, во многом ориентировавшиеся на японскую модель, выявил слабые стороны такой формы отношений между компаниями и банками.
Вопрос о том, какая структура финансовой системы более благоприятна для экономического развития той или иной страны, рассматривался в работах западных исследователей еще в середине 1960-х гг., однако особенно актуальной эта проблема стала в начале 1990-х гг., в том числе в связи с распадом «социалистического лагеря». Вместе с тем после валютно-финансового кризиса 1997 — 1998 гг. стала очевидной необходимость реформирования всех элементов финансовой структуры. Именно в этих целях группой экономистов Всемирного банка была создана новая база данных по финансовым системам более чем в 100 государствах. Ранее практически все научные исследования использовали материалы, относящиеся к немногочисленной группе развитых стран, что и не позволяло ответить на вопрос, какая именно структура финансовой системы наиболее эффективна для экономики той или иной развивающейся страны.
Исследование структуры финансовой системы и ее влияния на экономическое развитие в целом, и на деятельность отдельных компаний в частности, особенно актуально именно в свете валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг., охватившего быстро развивавшиеся до этого и экономически успешные страны ВА и ЮВА. Анализируя динамику макроэкономических показателей государств, наиболее пострадавших от кризиса, можно предположить, что одной из его причин были характер и структура самих финансовых систем, а также способы финансирования компаний этих стран.
Институциональная структура национальных рынков в условиях финансовой глобализации, в которых существует и развивается транснациональный финансово-кредитный капитал, значительно расширяется, информационно-финансовые технологии делают границы национальных рынков банковских услуг легко преодолимыми. Глобальная информационная среда создает возможности для трансграничного осуществления финансовых операций. Отмена ограничений доступа иностранных банков на национальные рынки стран Латинской Америки, Индии, Китая, Центральной и Восточной Европы, России усилила глобализационные тенденции финансового капитала, сделала эти регионы территорией освоения крупных ТНБ.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]