Научная статья на тему 'Кризис веры как тенденция развития культуры Нового времени'

Кризис веры как тенденция развития культуры Нового времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2303
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ / НАУКА / РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБМИРЩЕНИЕ / КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Топчий Инна Владимировна

Рассматривается проблема кризиса религиозной веры в западноевропейской культуре, обусловившие его факторы научная революция и философские концепции Нового времени, а также его проявления в сфере искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belief crisis as the tendency of development of culture of new time

In article is considered a problem of crisis of religious belief in the West European culture, the factors which have caused it scientific revolution and philosophical concepts of New time, and also its display in art sphere.

Текст научной работы на тему «Кризис веры как тенденция развития культуры Нового времени»

УДК 008 И.В. ТОПЧИЙ

КРИЗИС ВЕРЫ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рассматривается проблема кризиса религиозной веры в западноевропейской культуре, обусловившие его факторы - научная революция и (философские концепции Нового времени, а также его проявления в сфере искусства.

Ключевые слова: религия, секуляризация, десакрализация, наука, рациональное мышление, обмирщение, критический реализм.

Введение. Тема кризиса веры является одной из основных составляющих проблематики общего кризиса западноевропейской культуры Нового времени. Как отметил М.Хайдеггер, с развертыванием новоевропейской истории христианство, хотя и продолжало существовать, бесповоротно утратило свою средневековую судьбоносную силу [1]. С утратой этой стержневой основы, которой являлась христианская вера, начинает рушиться все здание европейской культуры, а влияние этого процесса ощущается далеко за пространственными и временными рамками новоевропейской культуры.

Несмотря на то, что уже длительное время проблема кризиса веры является предметом пристального внимания представителей гуманитарных наук, интерес к ней не иссяк и поныне: ведь эта тема находится на стыке разных дисциплин: истории культуры, философии, религиоведения, этики

- и такая многозначность привлекает возможностью ее разностороннего исследования.

Приступая к рассмотрению проблемы кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени, необходимо прежде всего отметить, что речь идет о религиозной вере как принципе мировоззрения, основанном на бездоказательном принятии постулатов о существовании некой сверхчувственной реальности, именуемой Богом. В данном случае под кризисом веры будет подразумеваться снижение роли религиозного фактора, падение религиозности в культуре в целом и доли религиозной тематики в искусстве в частности.

Постановка проблемы. Задача исследования состоит в попытке выявления взаимосвязи таких форм выражения духовной жизни, как наука, философия, религия, искусство; взаимообусловленности трансформации различных форм общественного сознания в сторону их обмирщения. В этой связи необходимо рассмотреть прежде всего обусловленность самого кризиса веры ходом Научной Революции, развитием философских воззрений, изменением общественно-политических условий. В статье рассматривается процесс обмирщения искусства как проявление кризиса веры. Акценты сделаны на вопросах трансформации религиозного искусства, тематическом и жанровом многообразии светского искусства и особой роли литературы в процессе «расколдовывания мира».

Данное культурологическое исследование проведено с использованием проблемно-хронологического метода, который способствовал объективному представлению социокультурной ситуации Нового времени [2-4].

Сравнительно-исторический метод, направленный на изучение взаимосвязи двух пластов культуры - упадка религиозности и обмирщения искусства в западноевропейской культуре, позволил выявить причины трансформации религиозного мировоззрения. Данная работа ориентирована на деятельностный подход к пониманию сущности культуры как процесса социально значимой деятельности человека, рассматриваемой в диалектической взаимосвязи ее способов и результатов - норм, ценностей, смыслов, значений [5, 6].

Социокультурные основания кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени. Новое время - крупнейший этап в развитии западноевропейской культуры. Эта эпоха отмечена становлением нового мировоззрения, отличительной чертой которого является его светский характер. Возникновение нового мышления уходит корнями к временам бунта против средневековой Церкви, когда зависящее от прежних стереотипов и отталкивающееся именно от них новое идеологическое движение имело три формы, находившиеся в диалектической взаимосвязи: Возрождение, Реформация и Научная Революция. Их совокупные усилия положили конец культурному господству католической церкви в Европе и породили более индивидуалистический, скептический и светский дух Нового времени.

В эту эпоху был проложен беспрепятственный путь к новым формам общественной жизни, основанной на принципах личной свободы и разумного начала. Абсолютная монархическая власть, привилегии высших сословий, клерикальная цензура, служащие угнетению произвольные законы, слабость хозяйственных связей - все это уступает место новым формам правления, опирающимся не на предполагаемые божественные установления и унаследованные традиции, но на рационально утверждаемые индивидуальные права и взаимовыгодные общественные отношения.

В ходе исторического развития были созданы условия для кризиса христианской религии и веры. Этому способствовала трансформация общественного сознания после Реформации, формирование научной картины мира. Отказ от сословной иерархии в ходе буржуазных политических революций привел к тому, что Церковь утрачивает свое прежнее высокое место в социальной иерархии.

Все больше набиравшие силу антицерковные движения и движения за свободу совести, идущие от Локка и Вольтера, подтачивали и подрывали авторитет религии в глазах европейцев, которые становились все более психологически независимыми от Бога и Церкви.

Новое время ознаменовано отказом от прежнего мировоззрения, основанного на вере в божественное откровение. В формировании нового типа мышления, свободного от давления религиозного авторитета, первостепенную роль сыграло развитие науки, прежде всего естествознания. Прогресс науки повлек за собой освобождение человечества - эмпирическое, рациональное, основанное на здравом смысле и той вещной реальности, которую каждый человек мог самостоятельно ощутить и осознать. Догматическое откровение уступило место теориям, поддающимся проверке, проходящим испытания практикой и обсуждением среди равных.

По мере того как религиозная вера отступала, ей на смену пришла новая вера - в науку и прогресс. Эта уверенность в научном прогрессе, заместившая в новом мировоззрении христианскую веру в духовную эволюцию человечества, возрастала по мере ослабления влияния христианства.

Новое мышление сохраняло уверенность в великом будущем человечества, даже достигнув стадии наибольшего обмирщения в XIX веке. Двигателем прогресса стали не религия и вера, но наука и разум. Источником всякого усовершенствования мира и раскрепощения человечества была признана не Божья, а человеческая воля.

Скорейшему повороту в сторону сугубо мирского немало способствовало параллельное науке развитие философии. С началом Нового времени философия стала утверждаться как независимая сила в интеллектуальной жизни. Точнее говоря, философия начала освобождаться от пут религии, дабы вступить в новый союз с наукой.

По мере того как философы, поколение за поколением, выстраивали все более строгие заключения на основании эмпирических данных, становилось ясным: все философские рассуждения о Боге, о бессмертии и свободе души, а также все прочие предположения, выходящие за рамки конкретного опыта, не имеют под собой никакой почвы.

Уже стараниями Декарта и Канта былая связь между христианской верой и человеческим разумом еще больше ослабла. К концу XIX века эта связь за весьма редкими исключениями исчезла вовсе.

Основу для упрочения позиций философии в смысле критически-негативного отношения к религии, вере, Богу создавало бурное развитие естествознания и промышленности XIX века. Представители различных философских школ сходились во мнении, что Бог - это «некое предположение», которое должно быть окончательно развеяно.

Кульминацией развития западноевропейского сознания явилось знаменитое провозглашение Фридрихом Ницше «смерти Бога». С беспощадностью пророка он как в зеркале отразил сущность христианства с его ложными ценностями и лживыми словами, отрицающими естественную жизнь человека и его тело, эту землю, мужество и отвагу, радость и свободу, созидание и саму жизнь.

Итак, развитие философии и естественных наук отразило новые культурные тенденции, воплощенные в представлениях о движении и развитии. Занявшие место религиозных или метафизических воззрений рационализм и эмпиризм привели в конце концов к новым последствиям: рационализм выдвинул концепцию человека как высшей или окончательной формы разума, утвердив и сделав ее своим основанием, тогда как эмпиризм проделал то же самое с концепцией материального мира как важнейшей и единственной реальности, тем самым дав жизнь - соответственно -светскому гуманизму и научному материализму.

Естествознание своими многочисленными открытиями полностью развенчало представления о божественном происхождении человека и мира, тем самым выбив почву у религиозной веры. Однако такая все возрастающая интеллектуализация и рационализация жизни порождает представление, что нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, что, напротив, всеми вещами можно овладеть путем расчета. Это означает, по словам М.Вебера, что мир расколдован [7]. Чувственный склад ума рассматривает все с точки зрения эволюции и прогресса. Человеческая история представляется теперь не как реализация непостижимого божественного замысла, а как либидо Фрейда, экономические факторы Маркса, взаимодействие космических лучей, биологических сил, инстинктов, физи-

257

ко-экономических комплексов. Именно эти силы, а не человек, являются творцами всех исторических событий и создателями культурных ценностей. Все это приводит к возрастающему отрицанию вечных ценностей, которые вытесняются временными или быстротечными соображениями.

Таким образом, союз философии и науки, создавший неблагоприятные условия для религиозной веры, имел колоссальное значение для всей западноевропейской культуры. Поэтому кризис веры, затронувший так или иначе различные области культуры, не мог не отразиться и на эстетической сфере. Поскольку искусство - душа любой культуры и оно чутко реагирует на все происходящие в ней изменения, то наиболее интересным представляется проявление кризиса веры в области художественного творчества.

«Обмирщение искусства» как проявление кризиса веры в западноевропейской культуре Нового времени. В Новое время духовная жизнь общества вступает под новые созвездия [8]. Постепенно совершались перемены в мироощущении людей, изменилось понимание роли и места человеческой личности. Под воздействием успехов естественных наук и связанной с ними философии авторитет христианской церкви во всех областях ослаб. Европейское искусство также находится в русле этих общекультурных тенденций. Поворот от сверхчувственного идеала к реальности в сфере художественного творчества проявляется в расширении тематического диапазона искусства, в новой трактовке традиционно использовавшихся мифологических сюжетов, в том числе христианской мифологии.

Общий перелом в творческом мировосприятии этой эпохи был одновременно переломом и в тематике произведений искусства. Внешне он выразился в резком расширении существующего сюжетного репертуара и в качественной его трансформации, в новизне многих тематических мотивов, в которых использовался большой жизненный материал, до того не входивший в орбиту живописи.

Религиозные сюжеты трактуются на светский лад. По словам Орте-ги-и-Гассета, уходит вера, приходит чувственность [9]. Это касается, прежде всего, изобразительного искусства Нового времени, в особенности живописи барокко. Творчество таких крупнейших мастеров XVII века, как Рубенс, Рембрандт, Пуссен, Веласкес, Вермер, различных по художественной манере, образному строю произведений, принадлежащих к разным стилевым направлениям, тем не менее может служить примером отхода от следования иконографическим канонам, «обмирщения», «очеловечивания» религиозных образов, приближения их к реальному бытию.

Как и все искусство XVII века, живопись барокко отдавала должное религиозным сюжетам, но они уже занимают значительно меньше места, чем раньше. При этом они насыщены чувственными полнокровными образами, мистическая экзальтация переходит в жизненную экспрессию. Все это свидетельствует о том, что религиозный дух ускользает из искусства, причем не только изобразительного, но и из других его видов, в частности музыки.

Новое время знаменует собой следующий после Ренессанса крупный этап в художественном освоении реального мира, в нарастающем приближении искусства к действительности. Самым очевидным свидетельством новых тенденций служит возникновение и распространение в эту эпоху нового творческого подхода, основанного на восприятии действи-

тельного мира в его непреображенной, «открытой» реальности. Коренной сдвиг в принципах образного претворения обозначился сразу в решительных и отчетливых формах, накладывая свою печать и на обширный тематический круг, свободный от прежних мифологических сюжетов и воплощаемый в формах энергично развивающегося бытового жанра, пейзажа, натюрморта [10].

Особенно показательным в этом смысле является искусство XVII века, в тематический репертуар которого вторгается обширный круг мотивов реального бытия.

С появлением в XVII веке развитой и дифференцированной системы жанров, несущей в себе возможность более широкого охвата образов и явлений реальной действительности, мифологическая тематика утратила свое прежнее всеохватывающее значение. Теперь она только один из жанров.

XVII век - это начало конца всеобъемлющей роли мифа (прежде всего христианского) в художественной тематике. Появляется новый, вне-мифологический принцип образного претворения, воплотившийся не только в бессюжетных жанрах типа портрета, пейзажа и натюрморта, но и распространивший свое действие на сюжетную живопись и, прежде всего, открывший условия для энергичного подъема бытового жанра.

Жанровой живописи свойственны большое разнообразие сюжетов и тем, символизм выражения. Реабилитация телесного человека породила новый взгляд на роль женщины, обращение к Любви как к объединяющему началу Вселенной, как к волшебной силе, обеспечивающей не только процветание рода человеческого, но и вечную жизнедеятельность природного мира. Отсюда обилие семейно-свадебных мотивов, чувственно-эротических образов, семейных портретов, тем материнства, детства, старости.

Лейтмотивом искусства Нового времени является тема любви с акцентом на чувственно-телесной ее стороне, особенно это характерно для живописи рококо - творчество А. Ватто, Ф. Буше. Интерес Нового времени к повседневной, обыденной жизни проявляется в обращении искусства к темам трапезы и кухни, а также в изображении людей различных социальных типов, профессий; особенно характерным это стало для искусства XIX века.

В музыке также растет доля светских произведений. Музыкальной вершиной Нового времени становится возникновение оперы.

В Новое время происходит десакрализация человека и мира. Искусство и, в первую очередь, литература как ведущий вид художественного творчества принимают непосредственное участие в этом процессе. Если раньше искусство игнорировало негативное начало: ничего грубого, вульгарного, унижающего человеческое достоинство не находило в нем места, то в дальнейшем возвышающие и идеализирующие направления искусства начинают исчезать и постепенно заменяются их противоположностями. Искусство делает бессмертных смертными, освобождая их от всего божественного и благородного, заостряя внимание на всем посредственном, негативном. Искусство раньше шло из души к душе, теперь оно обращается к чувственности или рассудку.

Новые особенности мировосприятия проявились ярче в искусстве слова, которое наиболее способно передавать время и движение, описы-

259

вать среду, анализировать характеры, отражая своеобразие духовного климата эпохи и являясь проводником новых идей. На протяжении всего Нового времени литература обращается к непосредственной действительности, отражая мир во всех его многообразных проявлениях, акцентируя внимание на тех сторонах жизни, которые до той поры не удостаивались внимания искусства. Это проявляется в изменении и расширении тематического круга, обогащении арсенала выразительных средств.

Одним из факторов, способствовавших десакрализации, стало появление в литературе антибожественной тематики, начиная с «Фауста» Гете.

Демократизация общества приводит к возникновению неподдельного интереса к обыкновенному человеку, его мыслям и чувствам, непростой судьбе. Уже в «Исповеди» Руссо обнаруживается этот подход к человеку, но массовым он становится в XIX веке.

В немалой степени такая смелость литературы была связана с успехами естественных наук и развитием философии, а также с изменением общественно-политических и экономических условий.

Все эти изменения в самой действительности вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившейся в критическом реализме. Явления действительности предстали в искусстве критического реализма во всей сложности, многогранности и богатстве своих эстетических свойств в соответствии с усложнившейся и обогатившейся общественной практикой.

Если романтизм был предчувствием, предощущением несовершенства нового строя жизни, то критический реализм XIX века обнаружил его противочеловечность. В концепции романтизма еще были иллюзии; критический реализм - это трезвое искусство «утраченных иллюзий».

Вышедший из реализма натурализм был лишен какой-либо поэтики, в нем отсутствует характерная для реализма критика социальности. Натурализм (Золя, Доде, братья Гонкур), опираясь на позитивизм и эволюционную теорию Дарвина, сводит человеческую деятельность к биологическим мотивам; формирование характера обусловливается бытом; большое значение придается бессознательным факторам. Социальная беспристрастность, «картинки с натуры» были выражением социальной апатии, фатализма, пессимизма.

Введение в искусство патологических социальных типов (проституток, пьяниц, убийц) было характерно для «эстетики безобразного», разработанной в культуре декаданса.

Все это свидетельствует о том, что гуманистические идеалы претерпели существенную трансформацию. Пристальное внимание к человеку обнаружило не только достоинства личности, но и выявило ее несовершенство. Реализм XIX века и следующий за ним натурализм в своем стремлении изображать действительность такой, какая она есть, показали те аспекты человеческого бытия, которые не выставлялись ранее на всеобщее обозрение. Однако демонстрация пороков и недостатков человечества с целью их осознания и исправления не привела к желаемым результатам. Призыв Стендаля показать протест человеческой совести против общественной несправедливости с тем, чтобы подвигнуть читателей на борьбу с этой несправедливостью, не оправдался. Напротив, откровенное живописание грубой реальности, в конечном счете, приводило к подавленности, опустошенности, утрате нравственных ориентиров.

Таким образом, искусство Нового времени становится все более мирским, светским. Оно ориентируется на отражение реального эмпириче-ски-чувственного мира во всех его многообразных проявлениях. Оно стремится доставлять удовольствие. Это искусство разнообразно по формам и видам. Отсюда - многостилье Нового времени. Искусство той эпохи отразило общекультурную ситуацию: коренное изменение мировоззрения, падение религиозности в культуре в целом.

Заключение. В наши дни, когда культура переживает кризис, а возрождение в различных формах интереса к религии стало фактом жизни, мыслители все чаще обращают свои взоры к тем явлениям, которые имеют различные наименования, но примерно один и тот же смысл. «Смерть Бога», «расколдовывание мира», «обмирщение искусства», «секуляризация мышления» - все эти понятия отражают различные аспекты кризиса христианской веры - фундамента европейской культуры на протяжении столетий. Попытка рассмотреть проблему кризиса веры в искусстве в контексте взаимодействия с наукой и философией привела к следующим результатам.

1. Сама постановка проблемы связана со значительными изменениями социокультурной ситуации. Кризис веры, понимаемый как упадок религиозности, имеет ряд предпосылок, среди которых необходимо отметить обстоятельства двоякого рода. Во-первых, ситуация в самой церкви: раскол, религиозные войны, последовавшие за Реформацией, поставили под сомнение способность религии нести согласие в мир и успокоение в души. Несмотря на стремление церкви сохранить свою главенствующую роль любыми средствами, тем не менее, ведущей тенденцией Нового времени стала утрата веры. Во-вторых, сам характер развития капиталистического производства требовал рационального осмысления действительности на основе научной картины мира. Выразители рационального духа эпохи: просветители, философы-эмпирики, секуляризованно мыслящие политики -выступали за ограничение влияния церкви на мирские дела.

Важное место среди событий, исторически подготовивших упадок религиозного мировоззрения, принадлежит движению Реформации, значение которой для становления культуры Нового времени состояло прежде всего в разрушении средневековой иерархической картины мира позднего католицизма и переориентации воли человека с созерцательного отношения к истине на активный ее поиск в Книге мира.

Кардинальный сдвиг в западном мышлении был обусловлен Научной Революцией, ставшей поворотным пунктом в судьбе европейской культуры. Философское осмысление результатов Научной Революции пошло по путям рационализма и эмпиризма в направлении светского гуманизма и материализма соответственно.

На стыке естествознания и философии формировалась новая картина мира: от признания Бога как перводвигателя механизма мира и олицетворения высшей нравственности в XVII-XVIII веках до окончательного вытеснения его под влиянием теорий Маркса, Дарвина, Фрейда в XIX веке, итогом которого стало заявление Ницше: «Бог умер!».

Все это способствовало формированию светского мировоззрения, свободного от давления каких бы то ни было авторитетов, в том числе религиозных.

Кризис веры, затронувший практически все области культуры, как в зеркале отразился в искусстве. Сфера художественного творчества, таким образом, явилась своего рода индикатором глобальных общекультурных изменений.

2. Симптомом снижения роли религиозного фактора в эстетической сфере стало обмирщение западноевропейского искусства. Прежде всего, это выразилось: а) в жанровом многообразии искусства. Возникновение так называемых «жанров реальной действительности» - пейзажа, натюрморта, портрета, бытового жанра - свидетельствовало о нарастающем интересе к человеку и окружающему его миру, столь характерном для Нового времени; б) в изменении и обогащении тематического материала искусства. В Новое время общий тематический арсенал эпохи разделяется на два основных комплекса: круг мифологических образов, включая сюжетные мотивы Священной истории, которые можно рассматривать как порождение христианской мифологии, и круг произведений, свободных от тематического преображения на почве мифа и связанный с непосредственным воплощением мотивов реального бытия. В XVII веке эти два тематических комплекса равнозначны, в отличие от XVIII века, когда религиозная тематика, еще сохранив достаточное распространение, утратила былую содержательную силу, и тем более от XIX века, когда она была практически полностью оттеснена образами реальной действительности.

Религиозное искусство испытывало сильное влияние светского художественного творчества. Трансформация религиозного искусства выражается в новой трактовке религиозных сюжетов на светский лад, приближение религиозных образов к реальному бытию, наполнении прежних форм церковного искусства жизненным содержанием.

Новое искусство ориентируется на отображение реального мира во всех его разнообразных проявлениях. В своем стремлении изображать действительность такой, какая она есть, в живописании жизненных реалий искусство и, особенно, литература доходят подчас до натуралистических крайностей, содействуя тем самым «расколдовыванию мира» от божественных чар. Обращаясь к дьявольской тематике, к показу патологических социальных типов, литература смело проникала, подобно науке, в ранее запретные сферы, не удостаивавшиеся внимания искусства. «Эстетика безобразного», вошедшая в искусство в качестве необходимой составляющей, явилась выражением оборотной стороны освобожденного от божественности мира. Драматизм западноевропейской культуры Нового времени, таким образом, был определен этим сложным и многозначным явлением, которое получило название «кризис веры».

Библиографический список

1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 546 с.

2. Гвардини Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - №4. - С. 25-38.

3. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

5. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга.

- М.: Изд. группа «Прогресс», 1992. - 464 с.

6. Тарнас Р. История западного мышления / Р. Тарнас. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.

7. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Мысль, 1990.

- 396 с.

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.П. - М.: Искусство, 1989. - 319 с.

9. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-

Гассет // Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.: Политиздат, 1991. - 365 с.

10. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII вв. Реальность и символика / М.Н. Соколов. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 286 с.

Материал поступил в редакцию 27.03.09.

I.V. TOPCHIY

BELIEF CRISIS AS THE TENDENCY OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF NEW TIME

In article is considered a problem of crisis of religious belief in the West European culture, the factors which have caused it - scientific revolution and philosophical concepts of New time, and also its display in art sphere.

ТОПЧИЙ Инна Владимировна, доцент кафедры «История и культурология» ДГТУ, кандидат философских наук (2004). Окончила Ростовский государственный университет (1999).

Область научных интересов: проблемы развития культуры Нового времени, ее влияние на развитие современной культуры.

Имеет 13 публикаций.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.